Научная статья на тему 'АШ-ШАРИФ АР-РАДИ И СБОРНИК НАХДЖ АЛ-БАЛАГА ("ПУТЬ КРАСНОРЕЧИЯ"): К ВОПРОСУ О ПОЛЕМИКЕ ОТНОСИТЕЛЬНО АТРИБУЦИИ ТЕКСТА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ОРИЕНТАЛИСТИКЕ'

АШ-ШАРИФ АР-РАДИ И СБОРНИК НАХДЖ АЛ-БАЛАГА ("ПУТЬ КРАСНОРЕЧИЯ"): К ВОПРОСУ О ПОЛЕМИКЕ ОТНОСИТЕЛЬНО АТРИБУЦИИ ТЕКСТА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ОРИЕНТАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
‛АЛИ Б. АБИ ТАЛИБ / АШ-ШАРИФ АР-РАДИ / НАХДЖ АЛ-БАЛАГА / ШИИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильцов Константин Сергеевич

В статье анализируется исследование творческого наследия шиитского поэта, ученого и литератора аш-Шарифа ар-Ради и его сборника хутб, писем и афоризмов имама ‛Али б. Аби Талиба Нахдж ал-балага («Путь красноречия»). Особое внимание автор уделяет полемике по поводу аутентичности текста Нахдж ал-балага, возникшей спустя несколько веков после составления сборника ар-Ради, и тем дискуссиям, которые ведутся в отношении Нахдж ал-балага в современной науке. Характер этих дискуссий и их содержательная часть мало изменились с периода классического Средневековья, о чем вполне наглядно свидетельствует анализ последних публикаций. По существу можно говорить о двух крайних точках зрения, воспроизводящих апологетику восточной/мусульманской или скептицизм западной научных традиций. Указывая на значение сборника аш-Шарифа ар-Ради для мусульманской интеллектуальной традиции в целом и шиитского ислама в частности, автор в заключении подчеркивает необходимость более взвешенного подхода к изучению Нахдж ал-балага, сочетающего в себе теоретические интенции западной ориенталистики и филологический, историко-лингвистический анализ текста, подробно разработанный мусульманскими исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AL-SHARIF AL-RADI AND THE COLLECTION OF NAHJ AL-BALAGHA (“THE WAY OF ELOQUENCE”): ON THE СONTROVERSY REGARDING THE TEXT ATTRIBUTION IN THE CLASSICAL MUSLIM TRADITION AND THE EUROPEAN ORIENTALISM

This article deals with the study of the legacy of the great Shiite poet, scientist and writer known in the Muslim tradition as al-Sharif al-Radi, and his collection of khutbs, letters and aphorisms of the Imam ‛Ali b. Abi Talib Nahj al-balagha (“The Way of Eloquence”). The author focuses on the controversy over the authenticity of the text of Nahj al-balagha, which arose several centuries after the compilation of the collection of al-Radi, and the discussions about Nahj al-balagha held nowadays. The character of these discussions and their content proved to have changed little since the times of the “classical Middle Ages” as is easy to see from recent publications. As a matter of fact, we can talk about two extreme points of view representing the apologetics of the Eastern / Muslim perspective or the skepticism of Western scholarly tradition. Pointing out the importance of al-Sharif al-Radi’s collection for Islamic intellectual tradition in general and Shiite Islam in particular, the author in conclusion emphasizes the need for a more balanced approach to the study of Nahj al-balagha that would integrate the theoretical intentions of Western Orientalism and philological, historical and linguistic analysis of the text developed in detail by Muslim scholars.

Текст научной работы на тему «АШ-ШАРИФ АР-РАДИ И СБОРНИК НАХДЖ АЛ-БАЛАГА ("ПУТЬ КРАСНОРЕЧИЯ"): К ВОПРОСУ О ПОЛЕМИКЕ ОТНОСИТЕЛЬНО АТРИБУЦИИ ТЕКСТА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ОРИЕНТАЛИСТИКЕ»

ДОГМАТИКА И КУЛЬТ ИСЛАМА Ответственный за рубрику: Сефербеков Р. И. © Исламоведение. 2021. Т. 12, № 4 (50)

DOGMATISM AND CULT OF ISLAM Person in charge of the section: Seferbekov R.I. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2021. Vol. 12, № 4(50)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-4-75-88

УДК 297.1

Содержание статьи

Информация о статье

К. С. Васильцов1 Введение

i

Поступила в редакцию: 20.09.2021. Передана на рецензию: 23.09.2021. Получена рецензия: 14.10.2021. Принята в номер: 30.11.2021.

Абу-л-Хасан Мухаммад ал-Мусави ал-'Алави (аш-Шариф ар-Ради) и его творческое наследие

Источники Нахдж ал-балага

Полемика относительно Нахдж ал-балага в классической мусульманской

традиции

Изучение Нахдж ал-балага в современной европейской ориенталистике Нахдж ал-балага и шиитский религиозный этос

Заключение

Аш-Шариф ар-Ради и сборник Нахдж ал-балага («Путь красноречия»): к вопросу о полемике относительно атрибуции текста в классической мусульманской традиции и европейской ориенталистике

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург; vasiltsovk@mail.ru

В статье анализируется исследование творческого наследия шиитского поэта, ученого и литератора аш-Шарифа ар-Ради и его сборника хутб, писем и афоризмов имама 'Али б. Аби Талиба Нахдж ал-балага («Путь красноречия»). Особое внимание автор уделяет полемике по поводу аутентичности текста Нахдж ал-балага, возникшей спустя несколько веков после составления сборника ар-Ради, и тем дискуссиям, которые ведутся в отношении Нахдж ал-балага в современной науке. Характер этих дискуссий и их содержательная часть мало изменились с периода классического Средневековья, о чем вполне наглядно свидетельствует анализ последних публикаций. По существу можно говорить о двух крайних точках зрения, воспроизводящих апологетику восточной/мусульманской или скептицизм западной научных традиций. Указывая на значение сборника аш-Шарифа ар-Ради для мусульманской интеллектуальной традиции в целом и шиитского ислама в частности, автор в заключении подчеркивает необходимость более взвешенного подхода к изучению Нахдж ал-балага, сочетающего в себе теоретические интенции западной ориенталистики и филологический, историко-лингвистический анализ текста, подробно разработанный мусульманскими исследователями.

Ключевые слова: 'Али б. Аби Талиб, аш-Шариф ар-Ради, Нахдж ал-балага, шиизм, интеллектуальная традиция ислама.

1 Константин Сергеевич Васильцов - научный сотрудник, доцент, кандидат исторических наук; orcid.org/0000-0002-5830-2805.

DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-4-75-88 UDC 297.1 intent of the article

K.S. Vasiltsov2 Introduction.

Abu-l-Hasan Muhammad al-Musawi al-'Alawi (Al-Sharif ar-Radi) and his creative legacy.

Sources of Nahj al-balagha. The controversy regarding Nahj al-balagha in the classical Muslim tradition. The study of Nahj al-balagha in modern European orientalism. Nahj al-balagha and the Shiite religious ethos.

Conclusion.

Al-Sharif al-Radi and the Collection of Nahj al-Balagha ("The Way of Eloquence"): on the Controversy Regarding the Text Attribution in the Classical Muslim Tradition

and the European Orientalism

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), RAS, Saint-Petersburg; vasiltsovk@mail.ru

This article deals with the study of the legacy of the great Shiite poet, scientist and writer known in the Muslim tradition as al-Sharif al-Radi, and his collection of khutbs, letters and aphorisms of the Imam 'Ali b. Abi Talib Nahj al-balagha ("The Way of Eloquence"). The author focuses on the controversy over the authenticity of the text of Nahj al-balagha, which arose several centuries after the compilation of the collection of al-Radi, and the discussions about Nahj al-balagha held nowadays. The character of these discussions and their content proved to have changed little since the times of the "classical Middle Ages" as is easy to see from recent publications. As a matter of fact, we can talk about two extreme points of view representing the apologetics of the Eastern / Muslim perspective or the skepticism of Western scholarly tradition. Pointing out the importance of al-Sharif al-Radi's collection for Islamic intellectual tradition in general and Shiite Islam in particular, the author in conclusion emphasizes the need for a more balanced approach to the study of Nahj al-balagha that would integrate the theoretical intentions of Western Orientalism and philological, historical and linguistic analysis of the text developed in detail by Muslim scholars.

Keywords: 'Ali b. Abi Talib, al-Sharif al-Radi, Nahj al-balagha, Shiism, Islamic intellectual tradition.

Введение

Нахдж ал-балага («Путь красноречия») - это сборник проповедей (хутба), писем (мактаб) и изречений (хукм) 'Али б. Аби Талиба (ум. 40/660), четвертого из «праведных халифов» (ал-хулафа' ар-рашидун) суннитов и первого имама шиитов. Его составителем, как теперь, по всей видимости, можно считать окончательно установленным, является Абу-л-Хасан Мухаммад б. Аби Ахмад ал-Хусайн ал-Мусави

2 Konstantin Sergeevich Vasiltsov - Cand. Sc. (History), research fellow, assistant professor; orcid.org/0000-0002-5830-2805.

Information about the article

Received: 20.09.2021. Submitted for review: 23.09.2021 Review received: 14.10.2021. Accepted for publication: 30.11.2021.

(ум. 406/1016), известный более как аш-Шариф ар-Ради. В истории мусульманской книжной традиции Нахдж ал-балага занимает особое место, на протяжении многих веков продолжая оставаться одним из наиболее важных и авторитетных сочинений по различным областям знания, включая изящную словесность (риторику), этику, историю ислама, религиозную философию и метафизику. В этом своем качестве Нахдж ал-балага получил признание в равной мере как в Иране, где шииты составляют большинство населения и для которых «Путь красноречия» представляет собой почитаемый текст, следующий после Корана и сунны Пророка, так и в других областях дар ал-ислам, где собранные аш-Шарифом ар-Ради высказывания 'Али, сочетающие в себе безупречность стиля с тонкостью и остротой мысли, стали образцом для подражания и источником вдохновения для многих литераторов, поэтов и мыслителей.

Нельзя, тем не менее, не отметить то обстоятельство, что в западной ориенталистике в целом и российской в частности Нахдж ал-балага до сих пор не был в полной мере самостоятельным объектом исследования - библиография публикаций на европейских языках, посвященных анализу сборника аш-Шарифа ар-Ради, выглядит довольно лаконичной. За некоторыми исключениями Нахдж ал-балага упоминается в общих работах по истории арабской литературы или истории шиизма. Существует вполне очевидный разрыв между значительным по объему, но не критическим по своему содержанию корпусом сочинений мусульманских авторов и доминантным дискурсом западной научной традиции, сводящейся к полемике относительно подлинности отдельных мест в тексте Нахдж ал-балага3. В этом смысле обращение к интеллектуальному наследию имама 'Али, анализ и интерпретация его учений в рамках религиозной/теологической парадигмы ислама представляется вполне своевременным и тем более актуальным для отечественного востоковедения, в котором изучение шиитской традиции в силу различных причин до сих занимает периферийное положение в общем проблемном поле исламоведческих исследований.

Абу-л-Хасан Мухаммад ал-Мусави ал-'Алави (аш-Шариф ар-Ради) и его

творческое наследие

Абу-л-Хасан Мухаммад б. Аби Ахмад ал-Хусайн б. Муса ал-Мусави ал-'Алави (аш-Шариф ар-Ради) родился в Багдаде в 359/970 г. в знатной шиитской семье, возводящей свое генеалогическое древо через седьмого имама Муса ал-Казима к ал-Хусайну б. 'Али. Его отец Абу Ахмад ат-Тахир (ум. 400/1009-10) пользовался значительным влиянием и авторитетом при дворе Буидов (333-455/934-1062). В 354/965 г. он был назначен на должность накиба [накиб ал-ашраф, административный пост, связанный с управлением и презрением дел «благородных» (ашраф, ед. ч. шариф), т. е. потомков ахл ал-байт, талибидов (по имени 'Али б. Аби Талиба) или 'алидов]. Кроме того, в его компетенцию входили вопросы, связанные с судебным производством (мазалим) и организацией паломничества.

Мать аш-Шарифа ар-Ради Фатима бинт ал-Хусайн также происходила из рода 'алидов через ал-Хасана б. 'Али. Кроме двух сестер (Хадиджжа и Зайнаб) у ар-Ради было два брата, одного из которых упоминает ал-Ма'арри (ум. 449/1057) в своей оде, посвященной Абу Ахмаду ат-Тахиру4. Другой - это знаменитый аш-Шариф ал-

3 На русском языке существует перевод текста Нахдж ал-балага (последнее издание - 2020 г.), выполненный Т. Черниенко, а также некоторые работы иранских авторов (М. Мутаххари, М. Таки Тустари, Х. Сайиди и др.).

4 Ал-Ма'арри, полное имя Абу ал-'Ала' Ахмад б. 'Абд Аллах б. Сулайман ат-Танухи ал-Ма'арри - литератор, признанный классик арабской поэзии. Кроме собственных произведений ал-Ма'арри составил ряд комментариев на поэтические сборники других

Муртада (ум. 493/1044), авторитетный шиитский ученый, прославившийся, кроме того, своими поэтическими талантами5.

В молодости аш-Шариф ар-Ради и аш-Шариф ал-Муртада проходили обучение у выдающегося имамитского теолога и правоведа аш-Шайха ал-Муфида (ум. 413/1022)6, что во многом определило дальнейшую судьбу и жизненный путь обоих братьев. Среди наставников аш-Шарифа ар-Ради также были такие известные ученые своего времени, как филолог Абу 'Али ал-Фариси (ум. 377/987), писатель Абу 'Абд Аллах ал-Марзубани (ум. 384/994), маликитский факих Абу Исхак ат-Табари ал-Мукри' (ум. 393/995), мутазилит ал-Кади 'Абд ал-Джаббар (ум. 415/1024). Среди них особое место занимает Ибн Джинни (ум. 399/1002), который всячески поощрял увлечение аш-Шарифа ар-Ради поэзией и, по всей видимости, сыграл решающую роль в его карьере в качестве поэта.

Аш-Шариф ар-Ради, будучи исключительно преданным сторонником шиитского вероучения, проявлял живой интерес к различным мусульманским интеллектуальным течениям и другим религиям. Известно, например, о его многолетней дружбе с Абу Исхаком Ибрахимом ас-Саби (ум. 384/994), последователем упомянутого в Коране религиозного течения сабиев. В источниках сохранились сведения о пиетете и даже некотором благоговении, с которым аш-Шариф ар-Ради относился к наукам и ученым мужам, недаром он приложил все возможные усилия для учреждения Дар ал-'илм («Дом знания»), где слушатели обучались исламским наукам - 'илм ат-тафсир («наука о толковании Корана»), 'илм ал-хадис («наука о хадисах»), фикх («правоведение»), а также астрономии/астрологии ('илм ан-нуджум), математике ('илм ал-джабр ва ал-мукабила), философии (|фалсафа/хикма). Кроме того, при учебном заведении существовала библиотека, занимавшая несколько строений, в которой были собраны книги по арабскому языку и значительное количество трудов мусульманских ученых и богословов [2, с. 45; 15, с. 341].

Поэтическое дарование аш-Шариф ар-Ради проявил еще в юные годы. Свое первое стихотворение он написал в возрасте 10 лет и продолжал творить до последнего дня. Стихотворения ар-Ради написаны в различных жанрах: мадх (панегирик), тахнийа (поздравление), адресованные по тем или иным случаям 'аббасидским халифам, эмирам Буидов, вазирам и другим представителям знати, а также членам собственной семьи, марсийа (элегия) и фахр (похвальба) [15, с. 341].

Кроме Дивана, принесшего ар-Ради славу искусного поэта, ему принадлежит авторство ряда работ по филологии ('илм ал-байан), в частности трактаты по теории метафоры (маджаз) в Коране и хадисной литературе, а также незавершенный труд,

поэтов, например комментарий на Диван ал-Мутаннаби (ум. 354/965), ал-Бухтури (ум. 284/897), а также работы по морфологии и этимологии некоторых терминов из Корана и хадисной литературы. См. P. Smoor. al-Ma'arn // EI2. Vol. V. - Рр. 927-935; Abu l-'Ala al-Ma'arri. The Epistle of Forgiveness / Ed. and trans. by Geert Jan Van Gelder & Gregor Schoeler. Vols. 1, 2. - New York; London: New York University Press, 2013-2014.

5 аш-Шариф ал-Муртада, полное имя Абу-л-Касим 'Али б. ал-Хусайн б. Муса б. ал-Хусайн б. 'Али б. Аби Талиб - имамитский теолог, филолог, литератор и поэт. Известен также под почетными прозвищами Зу-л-Мадждайн и 'Алам ал-Худа. См. C. Brockelmann. al-Sharif al-Murtada // EI2. - Vol. VII. - Рр. 634; Hussein Ali Abdulsater. Shi'i Doctrine, Mu'tazili Theology. Al-Sharif al-Radi and Imami Discourse. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017.

6 аш-Шайх ал-Муфид, полное имя Абу 'Абд Аллах Мухаммад б. Мухаммад б. ан-Ну'ман ал-'Укбари ал-Багдади - один из наиболее авторитетных и влиятельных шиитских (имамитских) ученых в области права, теологии и хадисов.

посвященный двенадцати шиитским имамам, из которого в полном объеме до нас дошел раздел об 'Али ибн Аби Талибе Хаса'ис ал-имам 'Али ([Благородные] качества имама 'Али), ставший основой для составления magnum opus ар-Ради знаменитого Нахдж ал-балага [8, с. 17-18].

Как пишет ар-Ради некоторые друзья и братья по вере (ихван) не только весьма благосклонно отнеслись к его начинанию, восхитившись литературными достоинствами, изяществом стиля и глубиной той части работы, в которой содержались высказывания Повелителя верующих (Амир ал-му 'минин), но и попросили довести до конца его труд и составить отдельную книгу избранных вещей из интеллектуального и духовного наследия имама 'Али во всех областях знания (джами' ал-фунун) в различных жанрах и формах, включая проповеди (хутуб), письма (кутуб), наставления (мава'из), замечания по этике (адаб) и другим вопросам, чтобы она стала собранием чудес красноречия ('аджа'иб ал-балага) и диковинок ораторского искусства (гара'ибал-фасиха), жемчужин арабского языка (джавахирал-'арабийа) и тонких суждений по религиозным и мирским делам (савакиб ал-калам ад-динийа ва-д-дунйавийа) [8, с. 11].

Источники Нахдж ал-балага

Нахдж ал-балага не является первым в своем роде опытом письменной фиксации наследия 'Али б. Аби Талиба. Сам аш-Шариф ар-Ради упоминает в тексте некоторые сочинения, сведения которых он использовал при составлении сборника. Среди них - «Книга походов [Мухаммада]» (Китаб ал-магази) Йахйа б. Са'ида ал-Умави (ум. 191/807), «О битве верблюда» (Китаб ал-джамал) Абу 'Абд Аллаха ал-Вакиди (ум. 207/823), «Книга степеней в превосходстве 'Али» (Китаб ал-макамат фи тафдил 'Али) Абу Джа'фара ал-Искафи (ум. 240/854), «Книга [ясного] изложения и разъяснения» (Китаб ал-байан ва-т-табйин) Абу 'Усмана ал-Джахиза (ум. 255/869), «История посланников и царей» (Та'рих ар-русул ва-л-мулук) Абу Джа'фара ат-Табари (ум. 310/923) [17, с. 42]. Как можно заключить из введения к Нахдж ал-балага, ар-Ради не ставил перед собой цели составить полное собрание изречений 'Али с подробными комментариями историографического характера, что, очевидно, стало одной из причин тех сомнений, которые в разное время высказывались мусульманскими учеными и комментаторами по поводу действительной атрибуции ряда мест в тексте Нахдж ал-балага [34, с. 230-251].

Анализ источников Нахдж ал-балага был сделан позднее современными учеными-исламоведами. Здесь стоит обратить внимание на 2-томное исследование 'Абд аз-Захра ал-ХатибаМасадир Нахдж ал-балага («Источники Нахдж ал-балага»), в котором автор приводит список компилятивных трудов, имевших хождение до появления текста ар-Ради [10].

Всего ал-Хатиб упоминает двадцать два известных ему сборника, из которых наиболее ранним с большей или меньшей долей уверенности можно считать труд Зайда ибн Вахб ал-Джухни (ум. 96/714) под названием Хутуб Амир ал-Му'минин («Хутбы Амира верующих»), цитаты из которого приводит Абу Джа'фар ат-Туси (ум. 460/1067). К ранним сборникам относится также Китаб хутуб Амир ал-Му 'минин («Книга хутб Амира верующих»), составленный Абу Йа'кубом ас-Сукуни ал-Куфи (ум. ок. 148/765). В целом можно с уверенностью говорить о существовавшей до появления Нахдж ал-балага отчетливой письменной традиции, в рамках которой было зафиксировано, по крайней мере отчасти, устное и эпистолярное наследие имама 'Али.

Полемика относительно Нахдж ал-балага в классической мусульманской

традиции

На протяжении нескольких веков после составления Нахдж ал-балага среди мусульманских ученых не возникало, насколько можно теперь судить, сомнений в его подлинности, тем не менее, по прошествии некоторого времени отдельные богословы и знатоки хадисов стали высказывать более осторожные суждения и известный скептицизм как в отношении авторства Нахдж ал-балага, так и в отношении аутентичности его содержания.

Сторонником подлинности текста Нахдж ал-балага выступал один из наиболее известных его комментаторов мутазилит Ибн Аби-л-Хадид (ум. 656/1258). В многотомном труде Шарх Нахдж ал-балага («Комментарий к Нахдж ал-балага»), законченном в 649/1251 г., он указал на два возможных с его точки зрения варианта -либо весь текст Нахдж ал-балага в том виде, в котором он существует, является апокрифом и приписывается имаму 'Али, либо тексты, собранные в Нахдж ал-балага, во всяком случае большую их часть, следует признать аутентичными, хотя отдельные места требуют к себе осторожного отношения в плане их достоверности. Что касается первой гипотезы, то Ибн Аби-л-Хадид склонен считать ее несостоятельной, поскольку многие авторитетные историки, ученые и знатоки хадисной литературы подтверждают подлинность большинства текстов, включенных в Нахдж ал-балага, хотя, возможно, некоторые из них и были неверно приписаны 'Али. В качестве критерия, на основании которого можно судить об авторстве Нахдж ал-балага, он использует понятие литературный вкус или вкус к изящной словесности (аз-завк ал-адаби), делая отсылку к поэтическим опытам Абу Таммама (ум. 231/846) и Абу Нуваса (ум. 196/812), атрибуция произведений которых во многом опирается именно на «литературное чутье» составителей антологий (тазкира). В отношении самого аш-Шарифа ар-Ради Ибн Аби-л-Хадид высказывается довольно категорично. Отдавая должное его талантам и признавая в нем выдающегося стилиста, в равной степени искушенного в стихосложении и художественной прозе, он, тем не менее, подчеркивает, что ар-Ради едва ли мог сочинить произведение, подобное Нахдж ал-балага, сочетающее в себе безупречность и изящество слога с изощренностью и глубиной мысли [1, с. 205]. Здесь рассуждения Ибн Аби-л-Хадида довольно близки букве и духу более ранней шиитской традиции в том виде, в котором она представлена, например, в работах Ахмада б. 'Али ан-Наджаши (ум. после 463/1071)7.

Сомнения или, по крайней мере, некоторую нерешительность по поводу личности автора Нахдж ал-балага высказал Ибн Халликан (ум. 681/1283): «Люди расходятся [во мнениях] в отношении книги Нахдж ал-балага, собрания изречений Имама 'Али б. Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, не была ли она составлена его [родным] братом ар-Ради. Говорят [также], она не является [подлинным] собранием изречений 'Али, и тот, кто составил ее и [затем] приписал [авторство] 'Али, [на самом деле] является ее сочинителем» [4, с. 423].

Суннитский теолог Ибн Таймийа (ум. 728/1327) основную критику Нахдж ал-балага выстраивает вокруг вопроса о достоверности включенных в сборник

7 Абу-л-'Аббас Ахмад б. 'Али б. Ахмад ал-'Аббас ан-Наджаши ал-Асади (в мусульманской традиции также известен как Ибн ал-Куфи) - знаменитый шиитский ученый-богослов, признанный авторитет в области 'илм ар-риджал ал-хадис («наука о мужах предания»). См. Liyakat Takim. The Origins and Evaluations of Hadith Transmitters in Shi'i Biographical Literature // American Journal of Islamic Social Sciences. 2007. 24 (4). Pp. 26-49; По поводу Нахдж ал-балага см. Najashi. Asma' al-Rijal. - Bombay, 1899. - P. 283; Djebli M. Encore àpropos de l'authenticité du Nahj al-Balagha // Studia Islamica. - 1992. - № 75. - P. 35.

высказываний 'Али. В своем труде «Путь сунны Пророка» (Минхадж ас-сунна ан-набавийа), написанном, как известно, в опровержение взглядов шиитов, он утверждает, что значительная часть проповедей (хутуб) в Нахдж ал-балага - суть измышления (муфтарайат) составителя, приписанные 'Али, большинство из них не встречаются в более ранних книгах, а их подлинность не подтверждается надежным иснадом [4, с. 24]. Приблизительно в том же ключе рассуждали 'Абд Аллах ибн Асад Абу Мухаммад ал-Йафи'и (ум. 768/1366), Ахмад ибн 'Али ибн Хаджар ал-'Аскалани (ум. 852/1448) или Хаджжи Халифа (ум. 1067/1657) [6, с. 1991].

В целом, если говорить об общих направлениях в развитии литературной, историографической или историко-лингвистической критики Нахдж ал-балага, то после Ибн Халликана и Ибн Таймийи мусульманские ученые в основном следовали тем теоретическим моделям, которые были предложены их предшественниками, и в этом смысле внесли мало оригинального в дальнейшую разработку данной темы.

Вопросы атрибуции текста Нахдж ал-балага продолжали оставаться предметом споров и дискуссий и в середине ХХ в. Показательна в этом отношении небольшая статья Сафа' Хулуси (S. A. Khulusi) «Установление аутентичности Нахдж ал-балага» (The authenticating of Nahj al-balagha), опубликованная в 1950 г. в журнале The Islamic Review. С точки зрения содержания статья представляет собой критические замечания по поводу опубликованного в том же году перевода полного текста Нахдж ал-балага [25]. В самом начале работы Хулуси, отдавая должное Мухаммаду 'Али ал-Хадж Салмину (Mohammed ' Ali al-Haj Salmin) [32], осуществившему этот перевод, совершенно справедливо указывает на то, что в настоящем издании полностью отсутствует собственно научная работа по изданию памятника (текстологический анализ, критические комментарии). Далее Хулуси рассматривает сомнительные с его точки зрения места в тексте Нахдж ал-балага. Автор не отрицает, что определенные части книги следует признать аутентичными, тем не менее, как склонен считать Хулуси, в тексте присутствуют значительные неточности, искажения и интерполяции, относящиеся к более позднему времени. Многообразие вопросов и тем, затрагиваемых в Нахдж ал-балага, а всего более их сложность с философской и теологической точек зрения, также, по мнению Хулуси, служит достаточно веским основанием для того, чтобы датировать текст более поздним периодом, нежели эпохой имама 'Али, когда дискуссионное пространство ислама носило менее изощренный характер и полемика зачастую сводилась к вопросам нормативного и практического свойства. Сюда же автор относит и известную близость части высказываний 'Али к исламскому мистицизму (тасаввуф). «Суфийский дух», отличающий отдельные места в книге, по его мнению, свидетельствует о позднем влиянии суфийской литературы на составителей текста.

Хулуси указывает также на фразеологические и лингвистические особенности Нахдж ал-балага, приводя в пример некоторые слова и выражения, не имевшие хождения среди арабов в VII в., но, тем не менее, встречающиеся в тексте [25, с. 33]. Здесь же он сравнивает язык Нахдж ал-балага и Корана, подчеркивая излишнюю метафоричность первого и относительную простоту, ясность и доступность второго. Даже те немногочисленные, как Хулуси склонен считать, действительно принадлежащие 'Али речи претерпели за время их устного хождения, а затем более поздней кодификации значительные изменения, «разделив тем самым судьбу всякого вызывающего всеобщее восхищение литературного произведения» [25, с. 33]. Коротко говоря, позиция Хулуси сводится к тому, что в современном виде текст Нахдж ал-балага, вернее большая его часть, является плодом труда нескольких неизвестных авторов, апокрифом, составленным по определенным религиозным и/или политическим мотивам. К слову сказать, статья Хулуси во многом повторяет

идеи сирийского ученого Джамил Султана (Jamil Sultan), высказанные им на десять лет раньше появления работы Хулуси в его «Исследовании Нахдж ал-балага» (Etude sur Nahj al-balagha) [35].

Изучение Нахдж ал-балага в современной европейской ориенталистике

Публикация Хулуси в какой-то мере задала известное направление мысли и отчасти определила отношение европейских ученых к сборнику ар-Ради. Впрочем, скептицизм по отношению к Нахдж ал-балага имеет более давнюю историю. Здесь можно вспомнить таких классиков западного востоковедения, как К. Брокельманн (Carl Brockelmann) или К. Хуарт (Clement Huart), издавших свои исследования по истории арабской литературы в самом начале ХХ в. [13, с. 704-705; 20, с. 253]. В 60-х гг., быть может, более осторожно, но в целом в том же ключе высказывался Р. Гибб (H.A.R. Gibb) [23, с. 68].

Существовали и другие точки зрения - на XXIV Международном конгрессе востоковедов в Мюнхене французский исследователь-арабист Вальери (L. Veccia Vaglieri) отстаивала позицию о подлинности большей части текста Нахдж ал-балага [39, с. 318]. Спустя несколько десятилетий в журнале Studia Islamica вышла публикация М. Джебли (Moktar Djebli) «Еще раз о подлинности Нахдж ал-балага» (Encore àpropos de l'authenticité du Nahj al-Balagha), в которой автор на основании доступных ему источников привел подробные и веские, с его точки зрения, доказательства аутентичности сборника ар-Ради [17, с. 35-56].

Сейид Хоссейн Наср - известный исламовед, специалист в области мусульманской философии и мистицизма, в своем ответе З. Моррису (Zailan Morris), опубликованном в «Философии Сейида Хоссейна Насра» (The Philosophy of Seyyid Hossein Nasr), пишет, что «всегда сознавал значение для классических мусульманских мыслителей высказываний, приписываемых 'Али б. Аби Талибу: «Обращайте внимание на то, что было сказано, а не на того, кто сказал это» [28, с. 635].

В том же духе высказывается и А. Корбэн в своем классическом труде «История исламской философии» (Historie de la philosophie islamique/History of Islamic Philosophy), подчеркивая значение Нахдж ал-балага для теологии и философии шиизма в особенности, когда речь идет о т. н. Исфаганской школе мусульманской философии8 [15, с. 35].

Тем не менее, нельзя не признать, что в европейской академической традиции судьба Нахдж ал-балага в некотором роде уникальна. Если на Востоке, в Иране и арабских странах существует значительное количество публикаций, в которых помимо классических подходов текстологии или изучения Нахдж ал-балага в рамках проблемного поля философии, теологии, этики, права и политической теории

8 Исфаханская школа (l'école d'Isfahan) - термин, впервые использованный А. Корбэном в статье Confessions extatiques de Mir Damad: maître de théologie à Ispahan (См. Henri Massé, ed., Mélanges offerts à Louis Massignon. 3 vol. - Damascus, 1956. Vol. I. Pp. 331-378) для обозначения особого направления в мусульманской (иранской) философии (хикма) и мистицизма ( 'ирфан), возникшего в Сефевидском Иране и пользовавшегося покровительством при дворе Шаха 'Аббаса I (ум. 1629). Из числа общих работ см. Sajjad Rizvi. Isfahan School of Philosophy // EIr.

Vol. XIV, fasc. 2. - Pp. 119-125; Corbin H. History of Islamic Philosophy. - London & New York: Kegan Paul International, 1993. - Pp. 338-340; History of Islamic Philosophy / Ed. Seyyed Hussein Nasr & Oliver Leaman. - London & New York: Routledge, 1996. - Pp. 1040-1174.

используются также и современные цифровые методы исследования (стилеметрия)9, то в Европе и Америке, за исключением немногословных замечаний, сделанных вышеупомянутыми авторами, а также общих работ по истории ислама и арабской литературе, Нахдж ал-балага до последнего времени оставался на периферии ориенталистских штудий. Да и теперь, несмотря на очевидные успехи и достижения в области исламоведения, и в частности изучения шиизма,10 сборник ар-Ради продолжает во многом сохранять свой незавидный статус «малоизведанной территории».

Вплоть до недавнего времени единственным исследованием на европейских языках, посвященным Нахдж ал-балага, оставалась диссертация С.М.В. Хассана (Sayed Muhammad Waris Hassan), представленная соискателем на защиту в Университете Эдинбурга в 1979 г. [18].

При всех достоинствах работы Хассана, который стал в своем роде пионером в европейских штудиях по Нахдж ал-балага, ей, безусловно, не хватает аналитической части. Кроме того, большая часть диссертации представляет собой лишь парафраз или в ряде случаев прямое цитирование арабских источников и исследований арабских авторов. Тем не менее, при известной доработке она вполне могла бы быть издана в виде монографического исследования, став пролегоменами к изучению Нахдж ал-балага в Европе. По тем или иным причинам этого не произошло, и европейская ориенталистика на несколько десятилетий забыла о сборнике ар-Ради.

Только в последние годы Нахдж ал-балага занял свое место в проблемном поле исламоведческих исследований на Западе. Это связано прежде всего с деятельностью нового поколения ученых и нового этапа в истории академического изучения шиизма.

Здесь стоит отметить работу Резы Шаха-Каземи (Reza Shah-Kazemi) «Справедливость и поминание. Знакомство с духовным миром имама 'Али» (Justice and Remembrance. Introducing the Spirituality of Imam 'AH) [29]11. Название этой монографии выбрано не случайно: в ней автор знакомит западного читателя с духовным наследием 'Али б. Аби Талиба. Недаром во введении Реза Шах-Каземи, останавливаясь на полемике относительно статуса Нахдж ал-балага, говорит, что учения, зафиксированные в тексте, составленном аш-Шарифом ар-Ради, были и продолжают оставаться важными для целой духовной традиции. Это означает, что их нельзя оценивать исключительно на основании методов и принципов историзма. Для тех, кто ищет сокровенные смыслы в рамках традиции, духовная глубина имеет, безусловно, намного большее значение, нежели историческая точность [29, с. 1-4].

Нахдж ал-балага и шиитский религиозный этос

Круг тем и вопросов, так или иначе затрагиваемых в Нахдж ал-балага, достаточно широк и разнообразен. Сборник ар-Ради представляет собой своего рода энциклопедию мусульманского знания, включая теологию (илахийат) и метафизику

9 См., например, Humam M. Abdul Sahib. Nahj Al-Balagha Semantic Search Engine (NSSE) // Journal University of Kerbala. - 2017. - Vol. 15, № 3.

10 О современном состоянии изучения шиизма на Западе см. Etan Kohlberg. Western Studies of Shi'a Islam // Martin Kramer ed. Shi'ism, Resistance and Revolution. - Boulder: Westview, 1987; Abbas Ahmadvand. An Iranian Point of View of Shi'i Studies in the West // International Journal of Shi'i Studies. - 2007. - Vol. 5 (1); Liyakat Takim. The Study of Shi'i Islam in Western Academia // Journal of Shi'a Islamic Studies. - 2016. - Vol. 9 (1). - Pp. 17-37.

11 Недавно Реза Шах-Каземи выпустил новую книгу, посвященную той же проблематике. См. Reza Shah-Kazemi. Imam 'All. From Concise History to Timeless Mystery. - London: The Matheson Trust, 2019.

(мавара'таби 'а), основы/корни религии (усул ад-дин) и ветви религии (фуру'ад-дин), пророческую миссию (нубувва), имамат (имама) и имамов (а'имма), правление (хукумат) и справедливость ('адалат), ближний мир (дунйа) и загробный мир (ахира), поклонение ('ибадат), политику (сийаса), экономику (иктисад), этику (ахлак), аскетизм (зухд) и др. В этом смысле Нахдж ал-балага является одним из ключевых текстов, определивших развитие мусульманской интеллектуальной традиции в целом и в значительной части сформировавшим шиитский религиозный этос. Речь в данном случае идет не только о «внешней» стороне шиизма, которая реализуется в ритуальных практиках, обрядах, религиозных праздниках и мистериях, но и о внутреннем содержании имамитской доктрины, в кратком виде зафиксированной в шиитском варианте шахады: «Нет божества, кроме Бога, Мухаммад - посланник Бога, и 'Али - друг (вали) Бога».

Одним из центральных событий в истории шиизма считается объявление пророком Мухаммадом 'Али своим преемником в местечке Гадир Хумм. Хадисы об этом событии приводятся во всех авторитетных сборниках, признаваемых суннитами. Правда, трактовки хадисов существенным образом различаются [38]. С точки зрения суннитов, в этих хадисах речь идет лишь о признании достоинств 'Али б. Аби Талиба. Шииты рассматривают объявление Мухаммадом 'Али своим преемником или повелителем (мавла / вали) верующих при Гадир Хумме в качестве неоспоримых доводов в пользу имамата 'Али и его исключительного права на руководство уммой.

По словам Абу-л-Джафара ал-Кумми (ум. 290/902), валайа 'Али записана во всех Книгах пророков; всякий посланник (расул) был ниспослан для того лишь, чтобы возвестить о пророческой миссии Мухаммада и валайа 'Али [5, с. 72]. Таким образом, в шиитской трактовке валайа тесно связана с понятием нубувва (пророческая миссия): пророк (наби) доносит до людей Божественное откровение (танзил), имам (вали) раскрывает сокровенный (батин) смысл откровения. С этой точки зрения валайа 'Али и шиитских имамов рассматривается как дополнение к пророческой миссии Мухаммада, раскрывающее эзотерическое содержание Его послания. Изречения 'Али, зафиксированные в Нахдж ал-балага, в данном контексте можно рассматривать как та'вил к ниспосланному в Коране Божественному откровению.

Заключение

В рамках компаративистского религиоведения шиизм, если оставить в стороне событийную канву истории этого течения, продолжает оставаться несколько в стороне от основных направлений западных научных штудий. Характерный тому пример - работа У. Читтика (W. Chittick) и С. Мурата (S. Murata) «Мировоззрение ислама» (The Vision of Islam), в которой авторы лишь вскользь упоминают о шиизме, констатируя некоторые «догматические» его отличия от суннизма [6, с. 99, 125]. Значительный по своему объему корпус сочинений имамитских авторов, включая кутубал-арба'а (букв. «четыре книги», т. е. четыре наиболее авторитетных сборника хадисов у шиитов-двунадесятников), в европейской/американской научной традиции исследован менее подробно в сравнении с классическими трудами суннитских теологов, правоведов и философов. Некоторые сложности методологического плана, которые в самом общем виде можно обозначить как «объективность и/или конфессиональная принадлежность», отличают и современные исследования, посвященные анализу текста Нахдж ал-балага. Вплоть до настоящего времени в западной науке внимание фокусировалось, как правило, на вопросе об аутентичности сборника аш-Шарифа ар-Ради. Публикации же мусульманских, прежде всего шиитских, авторов часто носят апологетический характер и демонстрируют, скорее,

то, как и каким образом воспринимается Нахдж ал-балага самими представителями шиизма.

Безусловно, установление авторства Нахдж ал-балага, филологический и историко-лингвистический анализ, выявление возможных неточностей и интерполяций имеют большое научное значение. Тем не менее, саму по себе работу такого рода едва ли стоит рассматривать как исключительную задачу исследовательских проектов, а некоторый скепсис представителей западных академических кругов по отношению к Нахдж ал-балага не может, как представляется, служить достаточным основанием для того, чтобы игнорировать значение самого текста, влияние и авторитет которого не только для шиитов, но и для мусульман-суннитов подтверждается многовековой историей его бытования в странах дар ал-ислам. В равной степени стоит избегать и того некритического подхода, который отличает некоторые работы современных мусульманских авторов. Дальнейшее изучение Нахдж ал-балага, а в известном смысле и действительное введение текста в широкий научный оборот, нуждается в выработке аксиологически нейтрального языка, более взвешенных и осторожных, идеологически не мотивированных методов интерпретации.

Литература

1. Ибн Аби-л-Хадид. Шарх Нахдж ал-балага (Комментарий к Нахдж ал-балага).

- Каир, 1965-1967. (На араб. яз).

2. Ибн 'Инаба. 'Умдат ат-талиб (Опора для ищущего). - Наджаф, 1961. (На араб. яз.).

3. Ибн Таймийа. Минхадж ас-сунна ан-набавийа (Путь сунны Пророка).

- Булак, 1904. - Т. 1-4. (На араб. яз.).

4. ИбнХалликан. Вафайат ал-а'йан (Некрологи [знатных] лиц). Т. 1. - Стамбул [б. г.]. (На араб. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ал-Кумми, Мухаммад б. ал-Хасан Абу-л-Джафар. Баса'ир ал-дараджат фи фада'ил Ал-и Мухаммад (Знания [высоких] степеней в добродетелях семейства Мухаммада). Ба ихтимам-и Мирза Мухсин Баги Табризи. - Кум, 1414. (На перс. яз.).

6. Мурата С., Читтик У. Мировоззрение ислама. - М.: Ладомир, 2014.

7. Наджаши, Ахмад б. 'Али. Асма' ар-риджал. (Имена составителей [хадисов]). - Бомбей, 1899. (На араб. яз.).

8. Ар-Ради, аш-Шариф Абу-л-Хасан Мухаммад б. ал-Хасан ал-Мусави. Ред. Мухаммад 'Абду. Нахдж ал-балага. - Байрут: Дар ал-Андалус, 1404/1984. (На араб. яз.).

9. Хаджжи Халифа. Кашф аз-зунун ан асами ал-кутуб ва-л-фунун (Устранение сомнений в наименовании книг и наук). - Тегеран, 1947. - Т. 1-2. (На араб. яз.).

10. Ал-Хатиб А. Масадир Нахдж ал-балага (Источники Нахдж ал-балага). -Байрут: Дар ал-адва', 1985. (На араб. яз.).

11. Abu l- 'Ala al-Ma'arri. The Epistle of Forgiveness (Послание о помиловании) / Ed. and trans. by Geert Jan Van Gelder & Gregor Schoeler. - 2013-2014. - Vol. 1, 2. -New York, London: New York University Press. (На анг. яз.).

12. AhmadvandA. An Iranian Point of View of Shi'i Studies in the West (Иранская точка зрения на изучение ши'изма на Западе) // International Journal of Shi'i Studies. -2007. - Vol. 5 (1). (На анг. яз.).

13. Brockelmann С. Geschichte der Arabischen Literature (История арабской литературы). - Berlin, 1902. - Vol. 3. (На нем. яз.).

14. Brockelmann C. al-Sharif al-Murtada (аш-Шариф ар-Ради) // EI2. - Vol. VII. (На анг. яз.).

15. Corbin H. History of Islamic Philosophy (История исламской философии). -London & New York: Kegan Paul International, 1993. (На анг. яз.).

16. Djebli M. Al-Sharif al-Radi (Аш-Шариф ар-Ради) // EI2. - Vol. IX. (На анг. яз).

17. Djebli M. Encore àpropos de l'authenticité du Nahj al-Balagha (Еще раз о подлинности Нахдж ал-балага) // Studia Islamica. - 1992. - № 75. (На фран. яз.).

18. Hassan M. W. A Critical Study of Nahj al-balagha (Критическое исследование Нахдж ал-балага). Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy at the University of Edinburgh. - Edinburgh, 1979. (На анг. яз).

19. History of Islamic Philosophy (История исламской философии) / Ed. Seyyed Hussein Nasr & Oliver Leaman. - London & New York: Routledge, 1996. (На анг. яз.).

20. Huart С. A History of Arabic Literature (История арабской литературы). - L.: Appleton & Co, 1903. (На анг. яз.).

21. Humam M. Abdul Sahib. Nahj Al-Balagha Semantic Search Engine (Семантическая поисковая система Нахдж ал-балага) // Journal University of Kerbala. -2017. -Vol. 15, № 3. (На анг. яз.).

22. Hussein Ali Abdulsater. Shi'i Doctrine, Mu'tazili Theology. Al-Sharif al-Radi and Imami Discourse (Шиитская доктрина, мутазилитская теология. Аш-Шариф ар-Ради и шиитский дискурс). - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017. (На анг. яз.).

23. Gibb H.A.R. Arabic Literature (Арабская литература). - Oxford: Oxford University Press, 1963. (На анг. яз.).

24. KohlbergE. Western Studies of Shi'a Islam (Западные исследования шиизма) // Martin Kramer ed. Shi'ism, Resistance and Revolution (Шиизм, сопротивление и революция). - Boulder: Westview, 1987. (На анг. яз.).

25. Khulusi S.A. The authenticating of Nahj al-balagha (Установление подлинности Нахдж ал-балага) // Islamic Review. - 1950. (Oct). - Pp. 31-35. (На анг. яз.).

26. Massé H. Mélanges offerts à Louis Massignon (Сборник в честь Луи Массиньона): 3 vols. - Damascus, 1956. (На фран. яз.).

27. Maria Massi Dakake. The Charismatic Community: Shi'ite Identity in Early Islam (Харизматическая община: ши'итская идентичность в раннем исламе). - Albany: State University of New York Press, 2007. (На анг. яз.).

28. The Philosophy of Seyyed Hossein Nasr. The Library of Living Philosophers (Философия Саййида Хусайна Насра. Библиотека современных философов). / Ed. L E. Hahn, R E. Auxier, L.W. Stone Jnr. Carbondale. - Ilinois: Open Court, 2001. - Vol. 28. (На анг. яз.).

29. Reza Shah-Kazemi. Justice and Remembrance. Introducing the Spirituality of Imam 'Ali (Справедливость и понимание. Знакомство с духовностью имама 'Али). -London & New York: I.B. - Tauris, 2006. (На анг. яз.).

30. Reza Shah-Kazemi. Imam 'All. From Concise History to Timeless Mystery. (Имам 'Али. От краткой истории к вечной тайне). - London: The Matheson Trust, 2019. (На анг. яз.).

31. Rizvi S. Isfahan School of Philosophy (Исфаханская школа философии) // EIr. - Vol. XIV, fasc. 2. - Pp. 119-125.

32. Salmin M. Sermons of 'Ali. Nahj al-Balagha. (Проповеди 'Али. Путь красноречия). - Bombey, 1950. (На анг. яз.).

33. Smoor P. al-Ma'arri (ал-Ма'ари) // EI2. - Vol. V. - Pp. 927-935. (На анг. яз.).

34. Stetkevych S.P. Al-Sharif al-Radi and Nahj al-balaghah (Аш-Шариф ар-Ради и Нахдж ал-балага) // Journal of Arabic Literature. - 2019. - Vol. 50. - Pp. 215-230. (На анг. яз.).

35. Sultan J. Etude sur Nahj al-balagha (Исследование Нахдж ал-балага). - Paris, 1940. (На фран. яз.).

36. Takim L. The Origins and Evaluations of Hadith Transmitters in Shi'i Biographical Literature (Возникновение и мнения о передатчиках хадисов в шиитской биографической литературе) // American Journal of Islamic Social Sciences. - 2007. - 24 (4). - Pp. 26-49. (На анг. яз.).

37. Takim L. The Study of Shi'i Islam in Western Academia (Изучение ши'итского ислама в западной науке) // Journal of Shi'a Islamic Studies. - 2016. - Vol. 9 (1). - Pp. 17-37. (На анг. яз.).

38. Vaglieri L. Veccia. Ghadîr Khumm (Гадир Хумм) // EI2. - Vol. 2. -Pp. 39-49, 993-994. (На анг. яз.).

39. Vaglieri L. Veccia. Observations sur le Nahj // Actes du 24e Congress Int. des Orientalistes. - Munich, 1957. (На фран. яз.).

References

1. Ibn Abi-l-Hadid. Sharh Nahj al-balagha. Cairo, 1965-67. (In Arabic).

2. Ibn 'Inaba. 'Umdat al-talib. Najaf, 1961. (In Arabic).

3. Ibn Khallikan. Wafayat al-a'yan. (In Arabic).

4. Ibn Taymiyya. Minhaj al-sunna al-nabawiyya. V. 1-4. Bulaq, 1904. (In Arabic).

5. Al-Qummi, Muhammad b. al-Hassan Abu-l-Jaffar. Basa'ir al-darajat fi fada'il Ali Muhammad. Ba ihtimam-i Mirza Muhsin Baqi Tabrizi. Qum, 1414. (In Persian).

6. Murata S. Chittick W. The Vision of Islam. M.: Ladomir, 2014. (In Russian).

7. Al-Najashi, Ahmad b. 'Ali. Asma' al-Rijal. Bombey, 1899. (In Arabic).

8. Al-Radi, al-Sharif Abu-l-Hasan Muhammad b. al-Hasan al-Musawi. Nahj al-balagha. Ed. Muhammad Abduh. Bayrut: Dar al-Andalus, 1404/1984. (In Arabic).

9. Hadji Khalifa. Kashf al-funun. Tihran, 1947. V. 1-2. (In Arabic).

10. Al-Khatib, 'Abd al-Zahra al-Husayni. Masadir Nahj al-Balagha. Beirut: Dar al-Adwa', 1985. (In Arabic).

11. Abu l-'Ala al-Ma'arri. The Epistle of Forgiveness. Ed. and transl. by Geert Jan Van Gelder & Gregor Schoeler. Vol. 1, 2. New York, London: New York University Press, 2013-2014.

12. Ahmadvand A. An Iranian Point of View of Shi'i Studies in the West // International Journal of Shi'i Studies. 2007. Vol. 5 (1).

13. Brockelmann С. Geschichte der Arabischen Literature. Vol. 3. Berlin, 1902. (In German)

14. Brockelmann C. al-Sharif al-Murtada // EI2. Vol. VII.

15. Corbin H. History of Islamic Philosophy. London & New York: Kegan Paul International, 1993.

16. Djebli M. Al-Sharif al-Radi // EI. Vol. IX.

17. Djebli M. Encore àpropos de l'authenticité du Nahj al-Balagha // Studia Islamica, No. 75 (1992). (In French)

18. Hassan M. W. A Critical Study of Nahj al-balagha. Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy at the University of Edinburgh. Edinburgh, 1979.

19. History of Islamic Philosophy. Ed. Seyyed Hussein Nasr & Oliver Leaman. London & New York: Routledge, 1996.

20. Huart С. A History of Arabic Literature. L., 1903.

21. Humam M. Abdul Sahib. Nahj Al-Balagha Semantic Search Engine (NSSE) // Journal University of Kerbala. Vol. 15 No. 3. 2017.

22. Hussein Ali Abdulsater. Shi'i Doctrine, Mu'tazili Theology. Al-Sharïf al-Radî and Imami Discourse. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017.

23. Gibb H.A.R. Arabic Literature. Oxford: Oxford University Press, 1963.

24. Kohlberg E. Western Studies of Shi'a Islam // Martin Kramer ed. Shi'ism, Resistance and Revolution. Boulder: Westview, 1987.

25. Khulusi S.A. The authenticating of Nahj al-balagha // Islamic Review. (Oct), 1950. Pp. 31-35.

26. Massé H. Mélanges offerts à Louis Massignon. 3 vols., Damascus, 1956. (In French)

27. Maria Massi Dakake. The Charismatic Community: Shi'ite Identity in Early Islam. Albany: State University of New York Press, 2007.

28. The Philosophy of Seyyed Hossein Nasr. The Library of Living Philosophers, vol.28. Ed. L.E. Hahn, R E. Auxier, L.W. Stone Jnr. Carbondale, IL, 2001.

29. Reza Shah-Kazemi. Justice and Remembrance. Introducing the Spirituality of Imam 'Ali. London & New York: I. B. Tauris, 2006.

30. Reza Shah-Kazemi. Imam 'Ali. From Concise History to Timeless Mystery. London: The Matheson Trust, 2019.

31. Rizvi S. Isfahan School of Philosophy // EIr. Vol. XIV, Fasc. 2. Pp. 119-125.

32. Salmin M. Sermons of 'Ali. Nahj al-Balagha. Bombey, 1950.

33. Smoor P. al-Ma'arri // EI2. Vol. V. Pp. 927-935.

34. Stetkevych S.P. Al-Sharif al-Radi and Nahj al-balaghah: Rhetoric, Dispossession, and the Lyric Sensibility // Journal of Arabic Literature 50 (2019). Pp. 215230.

35. Sultan J. Etude sur Nahj al-balagha. Paris, 1940. (In French)

36. Takim L. The Origins and Evaluations of Hadith Transmitters in Shi'i Biographical Literature // American Journal of Islamic Social Sciences. 24 (4), 2007. Pp. 26-49.

37. Takim L. The Study of Shi'i Islam in Western Academia // Journal of Shi'a Islamic Studies. Vol. 9 (1), 2016. Pp. 17-37.

38. Vaglieri L. Veccia. Ghadir Khumm // EI2. Vol. 2. Pp. 993-94.

39. Vaglieri L. Veccia. Observations sur le Nahj // Actes du 24e Congress Int. des Orientalistes. Munich 1957. (In French)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.