Научная статья на тему 'Артур Шопенгауэр о наукометрии и индексе цитирования как о методах инновационного преобразования науки и образования'

Артур Шопенгауэр о наукометрии и индексе цитирования как о методах инновационного преобразования науки и образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОМЕТРИЯ / ЦИТИРОВАНИЕ / ИНДЕКС / СЕМЕЙСТВО ЧИСЕЛ / ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ РАССУЖДЕНИЙ / КАТЕГОРИЯ / SCIENTOMETRICS / CITATION INDEX / A COLLECTION NUMBERS / LAW OF SUFFICIENT REASON / EPISTEMOLOGY PLAUSIBLE REASONING / CATEGORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Креймер Михаил Абрамович

Предложено РИНЦ рассматривать как модель построения трансцендентного метода в науке и образовании. Регистрируемая статистика накопления и использования статей (публикаций) на портале eLIBRARY.RU является федеральным информационным фондом для совершенствования отраслевых, профессиональных и научных классификаций, по которым осуществляется преобразование науки и образования в России В качестве научных принципов предложено использовать диссертационное исследование А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания. Философское рассуждение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTHUR SCHOPENHAUER ON SCIENTOMETRICS AND CITATION INDEX AS INNOVATIVE METHODS OF TRANSFORMING SOCIO-ECONOMIC REALITY

The author proposed to consider as the model of the transcendental method in science and education. Recorded statistics for the collection and use of articles (publications) on the portal eLIBRARY.RU is the Federal information Fund for the improvement of the industry, professional and scientific classifications, at which transformation of science and education in Russia as scientific principles is proposed to use the dissertation research of A. Schopenhauer "On chitwarakom the root of the law of sufficient reason. Philosophical reasoning".

Текст научной работы на тему «Артур Шопенгауэр о наукометрии и индексе цитирования как о методах инновационного преобразования науки и образования»

УДК 001.891

АРТУР ШОПЕНГАУЭР О НАУКОМЕТРИИ И ИНДЕКСЕ ЦИТИРОВАНИЯ КАК О МЕТОДАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Михаил Абрамович Креймер

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры экологии и природопользования, тел. 361-08-86, e-mail: kaf.ecolog@ssga.ru; ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспот-ребнадзора, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник научного отдела, тел. 343-34-01, e-mail: ngi@niig.su

Предложено РИНЦ рассматривать как модель построения трансцендентного метода в науке и образовании. Регистрируемая статистика накопления и использования статей (публикаций) на портале eLIBRARY.RU является федеральным информационным фондом для совершенствования отраслевых, профессиональных и научных классификаций, по которым осуществляется преобразование науки и образования в России В качестве научных принципов предложено использовать диссертационное исследование А. Шопенгауэра «О четверо-яком корне закона достаточного основания. Философское рассуждение».

Ключевые слова: наукометрия, цитирование, индекс, семейство чисел, закон достаточного основания, эпистемология правдоподобных рассуждений, категория.

ARTHUR SCHOPENHAUER ON SCIENTOMETRICS AND CITATION INDEX AS INNOVATIVE METHODS OF TRANSFORMING SOCIO-ECONOMIC REALITY

Mikhail A. Kreymer

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., department of ecology and environmental management, associate professor, tel. 361-08-86, e-mail: kaf.ecolog@ssga.ru; Novosibirsk Scientific Research Institute of Hygiene of Rospotrebnadzor, 630108, Russia, Novosibirsk, Parkhomenko St., 7, leading researcher of scientific department, Candidate of Economic Sciences, tel. 343-34-01, e-mail: ngi@niig.su

The author proposed to consider as the model of the transcendental method in science and education. Recorded statistics for the collection and use of articles (publications) on the portal eLI-BRARY.RU is the Federal information Fund for the improvement of the industry, professional and scientific classifications, at which transformation of science and education in Russia as scientific principles is proposed to use the dissertation research of A. Schopenhauer "On chitwarakom the root of the law of sufficient reason. Philosophical reasoning".

Key words: scientometrics, citation index, a collection numbers, the law of sufficient reason, epistemology plausible reasoning, category.

7 декабря 2015 года в Томском государственном университете Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU проводила семинар на тему «Наукометрические методики, теоретические вопросы и практическое применение анализа публикационной активности ученых, журналов и научных организаций на базе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)». Выступал Генеральный директор ООО НЭБ Еременко Г. О. и ведущие специалисты. Во второй половине семинара были заданы вопросы по работе в системе РИНЦ. Поль-

зующиеся российским информационно-аналитическим порталом представители организаций, редактирующие материалы в фонде, и авторы публикаций, размещающие их в фонде, познакомились с 10-летней практикой работы РИНЦ и планами по дальнейшему совершенствованию.

РИНЦ является одной из четырех систем открытого и системного преобразования науки и образования в России. Имеются в виду следующие порталы: «Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских технологических работ гражданского назначения» (http://rosrid.ru/); «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов» (http://regulation.gov.ru) и «Федеральная система мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (http://www.sciencemon.ru).

РИНЦ стал неотъемлемой частью научной и педагогической деятельности. Доступность оглавлений всех журналов, а в некоторых случаях и текстов статей «напрягает», в хорошем смысле этого слова, к работе над рукописью. Стало доступным понимание того, как раскрывается проблема и есть ли интерес к вашей теме исследований. Статистика РИНЦ, как желаемая наукометрия, через индексы ранжирует авторов, журналы, организации и научные проблемы. По этим данным составляется оценка эффективности для соответствия табелю о рангах.

В то же время есть публикации, доказывающие низкую чувствительность индексов и даже бесполезность наукометрии, как статистики публикаций без научной дискуссии, защиты своих положений, вынесенных на всеобщее обсуждение. В РИНЦ наукометрия сведена к анализу цитирования, что является спорным предметом для различных отраслей научно-образовательной деятельности. Научные публикации, как высшая психологическая функция человека, могут быть измерены по шкале: наименований, рангов, интервалов и отношений. Количественные признаки, измеряемые по шкале интервалов и отношений, отражают доказательные рассуждения. Качественные оценки, измеряемые по шкале наименований и рангов, отражают правдоподобные рассуждения [1, 2].

Тяготение к математической точности приводит к трансцендентальному методу как науки на основе чистого разума. И. Кант [3, с. 527-544] дает следующее содержание этого метода как математического знания и философского познания. Математическое знание является начальным (первичным), конструирует [геометрические] величины и величину [как в алгебре], отвлеченные от свойств предмета, как понятие величины. Для этого выбираются обозначения для конструирования чисел и арифметических действий для синтетических тезисов. Математическое знание «рассматривает общее в частном и даже в единичном», но «... ничего не может добиться посредством одних лишь понятий и ... конструирует, ...» априорные суждения. Поэтому, по И. Канту, математический анализ и доказательство «есть причина того, что оно может быть направлено только на количества ...», которые можно «... представить a priori в созерцании, можно только понятия величины...».

Философское познание является вторичным, совместным, а аналитические положения позволяют получить «лишь расчленения понятий». Однако дискурсивным познанием, т.е. посредством одних лишь понятий, никогда нельзя достигнуть конструирования. Поэтому, по И. Канту, «качества можно показать не иначе как в эмпирическом созерцании ... познание разумом возможно только посредством понятий»

База данных РИНЦ отражает две стороны трансцендентального метода, одну из которых условно можно назвать «математико-статистическое знание», которое достигается средствами вычислительной техники. К нему относятся абсолютные признаки, такие как число публикаций, цитирований (самоцитирования) и зарегистрированных авторов организации в РИНЦ. Они образуют множество, различающееся по атрибутивным признакам, которые можно анализировать как натуральные числа (N). К числу регистрируемых атрибутивных признаков относится регистрация авторов в Science Index, в том числе, имеющих статьи в журналах, входящих в Web of Science или Scopus. Для снижения неопределенности и придания множеству регистрируемых событий «стабильного основания» в РИНЦе создается ядро с перечисленными выше параметрами измерения.

Для снижения атрибутивного различия по журналам, организациям и датам регистрации публикаций в РИНЦе вычисляют средневзвешенный импакт-фактор журналов, среднее число публикаций в расчете на одного автора, или среднее число цитирований в расчете на одну публикацию или одного автора. Такие преобразования приводят к получению натуральных чисел с меньшей вариабельностью по атрибутивным признакам. Таким образом формируется исходная база данных РИНЦ.

Из перечисленных выше натуральных чисел рассчитываются доли (в процентах), характеризующие атрибутивные признаки в виде альтернативных показателей. Они легко вычисляются, но теряют размерность и отражают два неравнозначных процесса по числителю и знаменателю. Результаты вычисления, представленные в виде кратности У У г, 2/3, % доли, свидетельствуют о доминирующем положении некоторых атрибутивных признаков. Менее У доли свидетельствуют о более сложной синергетике явлений, представленных в рациональных числах (Q). Математико-статический метод «сравнение выборочных долей вариант» позволяет дать оценку доли 25 и менее процентов, но не дает причину присутствия в данных мониторинга многополярности. В качестве мониторинга публикационной активности приводятся доли статей в российских и зарубежных журналах, в т. ч. из перечня ВАК, переводных журналов, входящих в ядро РИНЦ, в RSCI, в Web of Science или Scopus. В интересах мониторинга оценивается в долях число статей в журналах с ненулевым импакт-фактором, число публикаций, процитированных хотя бы один раз, выполненных в сотрудничестве с другими организациями, с участием зарубежных авторов.

В базе данных РИНЦ регистрируются события в виде множества N, из которых вычисляются Q, но не регистрируются изначальные условия (R) их образования из вещественных (действительных) чисел. Идеалистическое познание

[1], как последовательность семейства чисел Я —> N —» <2 —> 2 завершают целые числа (2). В РИНЦе они представлены в виде индексов к. I и комбинаций между ними. По своему образованию и аналитическим способностям они могут быть отнесены к техническому анализу (в экономике). Цитирование, измеряемое в индексах, отражает случайный процесс объединения найденных публикаций с творческим интересом по подтверждению своих изложений или сочинений в статье. В изложении, как жанре лингвистики, приветствуется множественное цитирование, в отличие от собственного сочинения, где цитирование присутствует (в скромном виде), но как переработанный продукт всех знаний, начиная, наверно, с Аристотеля.

Вторая часть трансцендентального метода, которую условно можно назвать «категориальное знание» в РИНЦе представлена в виде описания следующих рубрик: распределение публикаций по организациям, по тематике, по типу, по журналам, с учетом отражения профиля в сфере научной и образовательной деятельности с привязкой к классификации ВАК. Распределение публикаций по авторам отражает общий и научно-педагогический стаж их работы в данной организации. Распределение по годам отражает миграцию научно-педагогических кадров в учреждении. Распределение по ключевым словам отражает глубину философского осмысления отрасли (дисциплины), представленное в категориях. В статистике распределений не прослеживается систематика знаний, классификация наук, интеграция отраслей знаний на научно-технический прогресс. Специалисты в области информатизации eLIBRARY.RU, очевидно, не стали развивать вторую часть РИНЦ. Категориальное мышление - это философские трансцендентальные обобщения познания, в каждой науке, отрасли знания, профессии имеющие свое определение, дает (сводит, привносит) классификации этого знания для перечисленных выше четырех систем открытого и системного преобразования науки и образования в России.

Категориальное мышление в статьях присутствует в виде ключевых слов, и, по моему мнению, носит в настоящее время произвольный характер. Главная задача редакции журналов - работать над этим списком и формировать категориальное мышление в отрасли и профиле данным ВАКом.

При написании статьи «Признание научности в эпистемологии правдоподобных рассуждений» [4] «наткнулся» на странное для современного научного языка выражение «О четверояком корне закона достаточного основания. Философское рассуждение». Плохо, что большинство журналов ограничивают уровень погружения по времени до 5 или 10 лет. Истина - всегда дальше, чтобы быть таковой. Рассматриваемая работа Артура Шопенгауэра, за которую он в 1813 г. получил степень доктора, стала основой его научной системы. В качестве научной новизны, выносимой на защиту можно привести следующие доказательства А. Шопенгауэра: 1. «Наука ведь означает систему знаний, т. е. совокупность связанных знаний в противоположность простому их агрегату. Но что же, если не закон достаточного основания, соединяет члены системы? Ведь

науку отличает от агрегата то, что знания следуют в нем одно из другого как из своего основания». 2. Закон достаточного основания - общее выражение ряда a priori данных познаний по формуле Вольфа: Ничто не существует без основания того, почему оно есть.

В качестве якорей А. Шопенгауэром приведены 4 класса объектов для субъекта и господствующей в нем форме закона достаточного основания. В указанной выше публикации [4] я показал естественную связь философии познания с математическими числами в виде следующих алгоритмов (модель трансцендентального метода):

Исходному множеству закономерностей (iii) соответствует первый класс объектов для субъекта и господствующая в нем форма закона достаточного основания, выступающего в качестве закона причинности (с. 28) по А. Шопенгауэру. В первом классе созерцаемые эмпирические представления в силу соединенных законов пространства, времени и причинности «связываются в тот бесконечный и безначальный комплекс», доступный нам как R.

Изначальному множеству объектов (i) соответствует второй класс объектов для субъекта и господствующая в нем форма закона достаточного основания, который строится по А. Шопенгауэру на понятиях. «Наш разум, или сила мышления, ... имеет своей основой способность отвлечения, или дар создавать понятия; наличность последнего в сознании» (с. 76) составляет и отражает семейство N. Работа над понятиями есть мышление (с. 77).

Объекты научно-практического изучения (ii) соответствуют третьему классу объектов для субъекта и господствующая в нем форма закона достаточного основания, который «образует формальная часть полных представлений, т. е. a priori данные созерцания форм внешнего и внутреннего чувства — пространства и времени» (с. 97) по А. Шопенгауэру. Пространство и время, формирующие апостериорные суждения, приводят к семейству Q.

Предметы научно-практического изучения (iv) соответствуют четвертому классу объектов для субъекта и господствующей в нем форме закона достаточного основания, по А. Шопенгауэру «для познающего субъекта служит объектом и дан только внутреннему чувству; поэтому он [объект] является исключительно во времени, а не в пространстве, и даже в нем, как мы увидим, еще со значительным ограничением» (с. 104). Такое обособление отображает свойство Z представлять прошедшее время относительно нулевой отметки исчисления.

В качестве канатов между якорным основанием и современным суждением должно использоваться цитирование: соответствующее R (исходное множество закономерностей, iii тип исследований для первого класса); соответствующее N (изначальное множество объектов, i тип исследований для второго класса); соответствующее Q (объекты научно-практического изучения, ii тип исследований для третьего класса); соответствующее Z (предметы научно-практического изучения, iv тип исследований для четвертого класса). Для этого, как указывал А. Шопенгауэр, «мы должны строго различать группы, объединенные многообъемлющим родовым понятием», . чтобы «обособлять друг от друга знания, различающиеся между собой по роду и происхождению (соответствующие се-

мейству чисел Я и N - прим. М. Креймера), и тщательно следить за тем, чтобы они не смешивались со знаниями, которые обычно связаны с ними в применении (соответствующие семейству чисел ^ и 2 - прим. М. Креймера)».

Только в этом случае цитирование будет необходимым и добровольным. Можно будет оценивать силу связи не толщиной каната (индекс цитирования), а свойством числовой системы, которая определяет доступные арифметические, логические и психологические действия в построении правдоподобных рассуждений. Самоцитирование, которое хотят извести (исправить, исключить) в РИНЦ, является отражением якорного мышления по Шопенгауэру. И до 1813 года и после него новые методы измерения не привели к отмене закона достаточного основания, держащегося на четырех математических корнях. Просто его забыли, но вернулись к более худшим методам признания научности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Креймер М.А. Правдоподобные рассуждения и дидактика обучения // Вестник СГУГиТ. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 147-158.

2. Креймер М.А. Построение методологии научного познания // Вестник СГУГиТ. -2013. - Вып. 1 (21). - С. 88-104.

3. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3. М.: Чоро, 1994. - 741 с.

4. Креймер М. А. Признание научности в эпистемологии правдоподобных рассуждений // Вестник СГУГиТ. - 2014. - Вып. 4 (28). - С. 140-157.

© М. А. Креймер, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.