Научная статья на тему 'Арттерапия как средство формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста'

Арттерапия как средство формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ/НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ / АРТТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / ПЕСКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарачкова Диана Алексеевна, Парфёнова Галина Леонидовна

Статья посвящена исследованиям эмоционального благополучия/неблагополучия детей дошкольного возраста. Описывается использование метода арттерапии как одного из наиболее эффективных способов для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На основе проведенного эмпирического исследования предлагается программа по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с применением методов арттерапии (изотерапия, пескотерапия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарачкова Диана Алексеевна, Парфёнова Галина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арттерапия как средство формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста»

АРТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тарачкова Д.А.1, Парфёнова Г.Л.2

1Тарачкова Диана Алексеевна - магистрант; Парфёнова Галина Леонидовна - кандидат психологических

наук, доцент, кафедра психологии, Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, Алтайский край

Аннотация: статья посвящена исследованиям эмоционального благополучия/неблагополучия детей дошкольного возраста. Описывается использование метода арттерапии как одного из наиболее эффективных способов для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На основе проведенного эмпирического исследования предлагается программа по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с применением методов арттерапии (изотерапия, пескотерапия).

Ключевые слова: эмоциональное

благополучие/неблагополучие детей, арттерапия, изотерапия, пескотерапия.

В настоящее время увеличивается количество детей, отличающихся повышенным беспокойством,

неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Эти эмоциональные нарушения препятствуют становлению гармонически развитой личности в целом. Следует отметить, что от развития эмоциональной сферы зависит психическое самочувствие дошкольников, а именно умение выстраивать и поддерживать позитивные отношения с окружающими (воспитатели, родители, сверстники).

Поэтому при разработке новейших образовательных стандартов и проектов особенный интерес вызывает возможность формирования условий образовательной среды,

которые содействуют развитию психически здоровой и эмоционально благополучной личности. Изучению вопросов эмоционального благополучия / неблагополучия детей посвящены труды А.Д. Кошелевой [2], М.И. Лисиной [5], И.В. Фаустова [7], В.В. Лебединского [4]. Авторы рассматривают эмоциональное благополучие ребёнка как базовое состояние, определяющее его позитивное, доброжелательное отношение к себе и окружающему миру. При этом эмоциональное неблагополучие выступает как отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое выражается в нарушениях связей ребенка с окружающими его людьми. В результате провоцируется проявление проблемных черт характера у ребёнка - агрессивность, недоверия, безразличия, раздражительности и т.д.

Учитывая актуальность проблемы, в последние годы в психологии, наряду с развитием собственного инструментария, активно применяются программы направленные на профилактику эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, основанные на искусстве. Особую популярность в данном направлении получила арттерапия. Уникальность и эффективность данного метода, как наиболее эффективного способа для решения психологических проблем отмечают исследователи М.В. Киселева [1], Л.Д. Лебедева [3], Д.А. Рубин [6].

Однако, наблюдается недостаточное количество эмпирических исследований эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и арттерапии, как средства по формированию эмоционального благополучия детей. В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование с целью диагностики эмоционально благополучия детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по методикам: «Два домика» (Т.Д. Марцинковской), «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Фильм-тест» (Р. Жиля). В исследовании приняли участие 40 воспитанников дошкольного возраста из двух групп МАДОУ «Детский сад №270», 4 воспитателя (по два, работающих на

каждой из двух групп выборки) и 20 родителей (по одному родителю от семьи ребенка - участника исследования).

На констатирующем этапе представленные методики позволили выявить, что у 14 (35%) дошкольников преобладают показатели эмоционального неблагополучия. Для них характерно нейтральное настроение, пониженный уровень самооценки, наличие внутренних страхов. При этом у 25 (65%) испытуемых отмечено эмоциональное благополучие. У данной группы отмечается отсутствие тревожности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов.

Для решения выявленных проблем в качестве метода для создания профилактической и коррекционной программы направленной на улучшения эмоционального благополучия испытуемых, нами была выбрана арттерапия.

На следующем этапе опытно-экспериментальной работы был организован формирующий эксперимент. Группа детей с эмоциональным неблагополучием была разделена на две группы (экспериментальная группа 7 чел (ЭГ), констатирующая группа 7 чел. (К. Г.)), где с первой группой в дальнейшем проводилась формирующая работа.

В качестве воздействия на эмоциональное благополучие ребенка была выбрана групповая арттерапия как форма работы, которая наиболее доступна, эффективна, соответствует возрастным особенностям. При организации групповой работы каждый ученик мог мыслить, предлагать свое мнение; в парах и микрогруппах рождались споры, обсуждались разные варианты решения, шло взаимообучение детей. Программа также рассчитана на совместную деятельность детей, родителей и педагога.

Программа состоит из двух тематических блоков с использованием арттерапевтических техник:

1. Изобразительная деятельность, содержащая нетрадиционные техники рисования (изотерапия).

2. Песочная терапия (игры с песком с совершением определенных манипуляций с песочной поверхностью, с

проникновением в толщу песка, работа с водой и мокрым песком).

Для занятий по данным профилям программы участникам необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением;

- рабочие столы, стулья, доска;

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, крупа, песок, глина, пластилин.

Далее рассмотрим более подробно этапы реализации программы. В блоке изотерапия применены разные методики рисования: «Монотипия», «кляксография», «Рисование по мокрому листу», «рисование пальцами», «раздувание краски», «капельное рисование», все эти формы использовались совмещено, что вызывало особый интерес у детей, доставляя положительные эмоции. Создавая рисунки, дети передавали определённый сюжет, выражая свои чувства, эмоции, каждый ребёнок индивидуально высказывал свое мнение, отношение к происходящему, раскрывая свой внутренний потенциал. На занятиях по блоку «пескотерапия» создавались рисунки, скульптуры на песке с помощью палочки, ладошек и т. д. Создавая различные фигуры на песке, дети передавали определенный сюжет, проявляя свои чувства. На занятиях с использованием нетрадиционных техник были созданы психологически благоприятные условия, при которых дети учились мыслить смело и свободно, думать, развивать уверенность в себе, творить, фантазировать, в полной мере проявлять свои способности нестандартно и креативно. Ребята учились применять свое воображение при объяснении различных понятий «красота», «добро», «честность», и т. д. После изображения психологического состояния проводилось обсуждение рисунка с пояснением значения этого понятия, в том числе путем анализа ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства, рассмотрения причин, его вызывающих, предложения способов и приемов преодоления негативных состояний. Заключительной частью программы стало,

организованное чаепитие, где дети и взрослые могли обсудить свои работы, поделиться впечатлениями и новыми идеями.

На контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня эмоционального благополучия детей в обеих группах с использованием тех же методик, что и на первом этапе исследования. В результате было выявлено, что у 90% детей из экспериментальной группы наблюдается положительная динамика, в то время как у детей из другой группы (констатирующей) все осталось без изменений.

Таким образом, результаты повторной диагностики, свидетельствуют о положительной динамике уровня эмоционального благополучия детей в экспериментальной группе, что подтверждает эффективность программы и занятий средствами арттерапии. Определённый успех программа имела, в силу того, что были объедены дети и родители в одну группу, возможно, этот факт способствовал более открытому общению детей. В любом случае эффективность арттерапии очевидна и, данные программы можно применять в различных учреждениях дошкольного образования.

Список литературы

1. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 160 с.

2. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской психологии // Психолог в детском саду, 2000. № 2. С. 44-48.

3. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 254 с.

4. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Москва: Альфа, 1990. 197 с.

5. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Москва, 1974. 264 с.

6. Рубин Д.А. Искусство арттерапии. Москва: Институт общественных гуманитарных исследований, 2015. 290 с.

7. Фаустова И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 6. С. 309-312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.