Библиографический список
1. Бирих А.К., Волков С.С., Никитина Т.Г. Словарь русской фразеологической терминологии. -München: Verlag Otto Sagner, 1993. - 136 s.
2. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразо-вания. - Ростов-на-Дону: Ростов. ун-т, 1977. - 184 с.
3. Жуков В.П. Русская фразеология. - М.: Высшая школа, 1986. - 310 с.
4. Курникова Н.В. Интонационно маркированные фразеологические единицы в современном русском литературном языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2003. - 20 с.
5. Ляхова Т.Н. Синтаксис фразеологической единицы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -СПб., 1992. - 16 с.
6. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. - СПб., 1902-1903.
7. Найдина Т.Е. Акцентология фразеологической единицы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1995. - 17 с.
8. Срезневский И.И. Замечания об образовании слов из выражений // Записки Императорской Академии наук. - СПб., 1873. - Т. 22.
9. Третьякова И.Ю. Окказиональная фразеология. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. -290 с.
10. Хуснутдинов А.А. Лексико-грамматическая характеристика фразеологических единиц русского языка. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 1993. - 64 с.
11. Чепасова А.М. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. - Челябинск, 1983. - 92 с.
12. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 160 с.
УДК 81'271
Иванов дмитрий Игоревич
кандидат филологических наук, доцент Ивановский государственный университет [email protected]
артикуляционный компонент синтетической языковой личности
Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) мы понимаем специфическую разновидность личности дискурсивной, обладающей сложной формальной структурой, которая включает в себя четыре основных компонента. В рамках логоцентрической модели СЯЛ все субъектные срезы, реализуемых в пространстве артикуляционного компонента СЯЛ, необходимо рассматривать системно, как единый, целостный когнитивно-прагматический артикуляционный комплекс. Это связано с тем, что все они имеют единый источник порождения (первичного автора-исполнителя) и, соответственно, развиваются в рамках определённой когнитивно-прагматической программы СЯЛ, реализуемой на уровне отдельной рок-композиции или комплекса рок-композиций. Отдельно следует сказать о том, что субъектную составляющую и ролевой компонент можно рассматривать как своеобразную «речевую маску» СЯЛ или как перевоплощенную языковую личность. В контексте данного исследования мы уходим от узкого, лингвистического понимания артикуляции как специфической работы органов речи, направленной на производство звуков и рассматриваем её как своеобразную зону когнитивно-прагматических операций, направленных на формирование и реализацию специфических характеристик СЯЛ. Данные характеристики формируются на базе активизации системы артикуляционных концептуальных кодов. В неё входят тембровые, ритмические, фонетические и интонационные концептуальные единицы, совокупность которых образует своеобразную, индивидуально-авторскую манеру исполнения, которая зачастую становится «визитной карточкой» СЯЛ, то есть частью её имиджа.
Ключевые слова: синтетическая языковая личность, артикуляционный компонент, русская рок-культура, когнитивно-прагматическая программа.
Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) мы понимаем специфическую разновидность личности дискурсивной, обладающей сложной формальной структурой, которая включает в себя четыре основных компонента: а) вербальный; б) артикуляционный; в) музыкальный; г) имиджевый. В рамках данного материала мы рассмотрим когнитивно-прагматические особенности артикуляционного компонента СЯЛ. В данном контексте необходимо отметить, что в пространстве синтетического рок-текста «артикуляционный субтекст в субъектном срезе имеет следующие составляющие: тембровую (принадлежащую первичному автору), субъектную (лирическому субъекту), ролевую (ролевому герою) <...> Тембровая составляющая, указывающая на первичного автора, точнее на "первичного ис-
полнителя", присутствует всегда <...> субъектная составляющая артикуляционного субтекста - некое "выражение", которое не образует субъекта, а лишь указывает на него. Артикуляционно эксплицированный ролевой компонент представляет собой более артистичное образование: здесь исполнитель говорит от лица персонажа, вживается в некоего "другого"» [1, с. 300-301].
Укажем, что в рамках логоцентрической модели СЯЛ все три обозначенных выше субъектных среза, реализуемых в пространстве артикуляционного компонента СЯЛ, необходимо рассматривать системно, как единый, целостный когнитивно-прагматический артикуляционный комплекс. Это связано с тем, что все они имеют единый источник порождения (первичного автора-исполнителя) и, соответственно, развиваются в рамках опре-
162
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 1, 2015
© Иванов Д.И., 2015
Артикуляционный компонент синтетической языковой личности
делённой когнитивно-прагматической программы СЯЛ, реализуемой на уровне отдельной рок-композиции или комплекса рок-композиций.
Отдельно следует сказать о том, что субъектную составляющую и ролевой компонент можно рассматривать как своеобразную «речевую маску» СЯЛ или как перевоплощенную языковую личность: «В основе формирования "речевой маски" и перевоплощённой языковой личности лежит осознаваемый синтез своей и чужой речи, но её доля, цели и мотивы её использования, а также глубина психологического перевоплощения при этом различны» [2, с. 8 - 9]. Подчеркнём, что перевоплощенная языковая личность представляет собой частную разновидность СЯЛ, актуализированную, прежде всего, во время концертного выступления или в рамках клипов / фильмов с участием рок-музыкантов.
Укажем, что в контексте данного исследования мы уходим от узкого, лингвистического понимания артикуляции как «специфической работы органов речи, направленной на производство звуков» [3, с. 49] и рассматриваем её как своеобразную зону когнитивно-прагматических операций, направленных на формирование и реализацию специфических характеристик СЯЛ.
Данные характеристики формируются на базе активизации системы артикуляционных концептуальных кодов. В неё входят тембровые, ритмические, фонетические и интонационные концептуальные единицы, совокупность которых образует своеобразную, индивидуально-авторскую манеру исполнения, которая зачастую становится «визитной карточкой» СЯЛ, то есть частью её имиджа.
Этот факт указывает на особое двойственное положение системы артикуляционных концептуальных кодов в структуре СЯЛ. Она одновременно является частью артикуляционного и имиджевого компонентов. Заметим, что актуализация одной и той же концептуальной системы в рамках различных компонентов обусловлена целостностью когнитивно-прагматического уровня СЯЛ и спецификой реализации её общей когнитивно-прагматической программы (КПП). Процесс «перевода» системы артикуляционных концептуальных кодов (с сохранением её базовых характеристик) в пространство имиджевого компонента в рамках лого-центрической модели СЯЛ является необходимым условием успешной реализации определённой части КПП.
Укажем, что в рамках индивидуальной когнитивно-прагматической программы СЯЛ создаётся особый благоприятный фон и комплекс предпосылок для потенциальной реализации подобного «перевода», а сам «перевод» осуществляется под воздействием когнитивно-прагматических интенций воспринимающего сознания слушателя-зрителя, которое, попадая в мощное корреляционное поле,
становится носителем и источником распространения той или иной КПП СЯЛ.
В основе успешного «перевода» системы артикуляционных концептуальных кодов в поле имиджевых концептуальных единиц лежит процесс условного отождествления индивидуально-авторской манеры исполнения и личности рок-поэта, точнее её сценического образа, который лежит в основе КПП (для В. Цоя - это «герой», для А. Башлачева - «поэт», для М. Науменко - «звезда рок-н-ролла»).
Причем индивидуально-авторская манера исполнения рассматривается воспринимающим сознанием как зона максимальной концентрации когнитивно-прагматических усилий СЯЛ, в которой формируется адаптированный для восприятия (за счет расстановки смысловых, интонационных и некоторых других акцентов) «очищенный» когнитивный продукт.
В итоге индивидуально-авторская манера исполнения наделяется прецедентными свойствами и занимает своё место в структуре имиджевого компонента СЯЛ. Примеров формирования прецедентной артикуляции в русской рок-культуре достаточно много. Здесь можно назвать таких рок-исполнителей, как В. Цой, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук и т. д.
Далее необходимо сказать о том, что когнитивно-прагматические свойства артикуляционного компонента, обусловлены тем, что «артикуляция обладает смыслопорождающими особенностями: речевой акустический образ слова приходит на ступень лексической идентификации уже утяжелённым разного рода информацией. Причём эта информация может быть как качественной, так и количественной (имеется в виду распадение одного звукообраза на два разноплановых лексических значения...). Как раз этот дополнительный смысл (около- и невербальный) и является уточняющим по отношению и к абстрактному вербальному субтексту, и к абстрактному поэтическому тексту» [1, с. 77].
Важно, что в рамках логоцентрической модели СЯЛ артикуляционная когнитивно-прагматическая зона, вписана в общую КПП СЯЛ, наделена её свойствами и развивается по её принципам. Причем процесс формирования отдельных артикуляционных концептуальных кодов полностью контролируется свойствами центрального, смыс-ло- и системообразующего вербального компонента СЯЛ. Другими словами, когнитивные (идейно-тематические, смысловые) и прагматические (целевые, мотивационные) установки СЯЛ, акту-ализованные в пространстве вербального компонента, определяют специфику всей артикуляционной концептуальной системы.
Особое внимание необходимо обратить на то, что в пространстве «классического» рок-дискурса
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015
163
на базе общих, типовых для контркультурной эпохи когнитивно-прагматических характеристик вербального компонента СЯЛ формируется система специфических артикуляционных моделей. Подчеркнем, что подбор той или иной модели для конкретной рок-композиции обусловлен содержанием вербального компонента и общей когнитивно-прагматической направленностью индивидуальной КПП моделирования СЯЛ.
Укажем, что артикуляционная модель обладает сложной структурой. Она состоит из совокупности тембровых, ритмических, фонетико-интонационных концептуальных кодов. Причем когнитивно-прагматические характеристики этих кодов определяют общие принципы трансляции, семантическую валентность и качественные особенности тональности акустических звукообразов. Кроме того, они обуславливают специфику расстановки смысловых, ритмических и интонационных акцентов, упрощающих восприятие и дешифровку вербального компонента, и выступают в качестве базовых единиц формирования особого ассоциативно-интерпретационного поля (СЯЛ - слушатель-зритель).
На наш взгляд, в пространстве контркультурной эпохи русского рока формируется три базовых артикуляционных модели: 1) героическая; 2) ритуально-гипнотическая; 3) исповедально-молитвенная.
Принципиальным является тот факт, что процесс использования той или иной артикуляционной модели в рамках конкретной рок-композиции / комплекса рок-композиций обусловлен стремлением рок-поэта воплотить определенную «сценическую маску», актуализация которой является частью общей КПП СЯЛ. В рамках логоцентри-ческой модели СЯЛ «сценическая маска» не просто приписывается рок-поэту, а отождествляется с ним, становится неотъемлемой частью его личности. В результате отождествления личности рок-поэта и его «сценического перевоплощения» грань между «естественной» артикуляцией личности и её артистическим ролевым перевоплощением полностью стирается. Соответственно, ролевая артикуляционная модель начинает занимать доминирующее положение и «замещает» артикуляцию естественную. Отметим, что в данном контексте речь едёт не о вытеснении, а о генетическом сращении артикуляционных моделей. Таким образом, к каждой артикуляционной модели «приписана»
определённая «ролевая маска», которую условно можно назвать когнитивной сценической инкарнацией СЯЛ.
Итак, актуализация героической модели артикуляции приводит к воплощению на сцене героической инкарнации СЯЛ. На базе ритуально-гипнотической модели формируется такие инкарнации СЯЛ, как новый пророк, шаман. Исповедально-молитвенная модель артикуляции лежит в основе сценического перевоплощения СЯЛ в героя-романтика, переживающего экзистенциальный духовный кризис, потерявшего смысл существования, осознавшего бесцельность бунта, но сохранившего надежду на возрождение через обращение к национальным, исконно русским, фольклорным христианским традициям.
Отдельно необходимо сказать о том, что существует два основных варианта реализации представленных моделей в пространстве конкретной рок-композиции. Сущность первого варианта сводится к тому, что весь вербальный компонент исполняется с помощью одной артикуляционной модели, за которой четко просматривается когнитивная сценическая инкарнация СЯЛ. Таких примеров в русской рок-культуре достаточно много. Интерес вызывают рок-композиции, в которых вербальный компонент исполняется с помощью смешения или «наложения» одной артикуляционной модели на другую. Особый статус данных композиций определяется тем, что в них одновременно проявляются несколько когнитивных сценических инкарнаций СЯЛ. Причем в рамках логоцентри-ческой модели СЯЛ процесс синтеза нескольких «сценических масок» в пространстве конкретной рок-композиции / определённого рок-альбома основан не на механическом объединении, а принципе генетического взаимодействия.
Библиографический список
1. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. - 634 с.
2. Косинова Е.В. Лингвопрагматические особенности перевоплощенной языковой личности (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2013. - 36 с.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Изд. 2-е. - М.: «Просвещение», 1976. - 498 с.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2015