Научная статья на тему 'Артикуляционный компонент синтетической языковой личности'

Артикуляционный компонент синтетической языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / РУССКАЯ РОК-КУЛЬТУРА / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / SYNTHETIC LANGUAGE PERSONALITY / ARTICULATION COMPONENT / RUSSIAN ROCK CULTURE / COGNITIVE AND PRAGMATICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) мы понимаем специфическую разновидность личности дискурсивной, обладающей сложной формальной структурой, которая включает в себя четыре основных компонента. В рамках логоцентрической модели СЯЛ все субъектные срезы, реализуемых в пространстве артикуляционного компонента СЯЛ, необходимо рассматривать системно, как единый, целостный когнитивно-прагматический артикуляционный комплекс. Это связано с тем, что все они имеют единый источник порождения (первичного автора-исполнителя) и, соответственно, развиваются в рамках определённой когнитивно-прагматической программы СЯЛ, реализуемой на уровне отдельной рок-композиции или комплекса рок-композиций. Отдельно следует сказать о том, что субъектную составляющую и ролевой компонент можно рассматривать как своеобразную «речевую маску» СЯЛ или как перевоплощенную языковую личность. В контексте данного исследования мы уходим от узкого, лингвистического понимания артикуляции как специфической работы органов речи, направленной на производство звуков и рассматриваем её как своеобразную зону когнитивно-прагматических операций, направленных на формирование и реализацию специфических характеристик СЯЛ. Данные характеристики формируются на базе активизации системы артикуляционных концептуальных кодов. В неё входят тембровые, ритмические, фонетические и интонационные концептуальные единицы, совокупность которых образует своеобразную, индивидуально-авторскую манеру исполнения, которая зачастую становится «визитной карточкой» СЯЛ, то есть частью её имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthetic lingual personality articulatory component

We define synthetic lingual personality (SLP) as a specific type of discursive personality having a complex formal structure which includes four principal components. In this material, we will consider the cognitive and pragmatic features of the SLP articulation component. Within the logocentric SLP model, all the three subject aspects actualized in the framework of the SLP articulation component must be studied as a system, an integral cognitive and pragmatic articulation complex. This is due to the fact that they all have a common Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2015 214 SUMMARY source (the initial author and performer) and thus, they develop within a certain cognitive and pragmatic SLP program which is actualized either in a separate rock song or in a number of rock songs. It is worth mentioning that the subject constituent and the role component may be considered as a kind of the SLP’s “speech mask” or a reincarnated lingual personality. In this study, we do not use the narrow linguistic definition of articulation as specific work of vocal organs in order to produce sounds, but consider it to be a peculiar zone of cognitive and pragmatic operations aiming at formation and actualization of the SLP specific features. These features are based on activation of the articulation conceptual codes system. It includes timbre, rhythm, phonetic and intonation conceptual units, the whole set of which forms an individually specific author’s style of performance that often becomes an SLP’s “visiting card”, i.e. a part of an SLP’s image.

Текст научной работы на тему «Артикуляционный компонент синтетической языковой личности»

Библиографический список

1. Бирих А.К., Волков С.С., Никитина Т.Г. Словарь русской фразеологической терминологии. -München: Verlag Otto Sagner, 1993. - 136 s.

2. Гвоздарев Ю.А. Основы русского фразообразо-вания. - Ростов-на-Дону: Ростов. ун-т, 1977. - 184 с.

3. Жуков В.П. Русская фразеология. - М.: Высшая школа, 1986. - 310 с.

4. Курникова Н.В. Интонационно маркированные фразеологические единицы в современном русском литературном языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2003. - 20 с.

5. Ляхова Т.Н. Синтаксис фразеологической единицы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -СПб., 1992. - 16 с.

6. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т. - СПб., 1902-1903.

7. Найдина Т.Е. Акцентология фразеологической единицы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1995. - 17 с.

8. Срезневский И.И. Замечания об образовании слов из выражений // Записки Императорской Академии наук. - СПб., 1873. - Т. 22.

9. Третьякова И.Ю. Окказиональная фразеология. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. -290 с.

10. Хуснутдинов А.А. Лексико-грамматическая характеристика фразеологических единиц русского языка. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 1993. - 64 с.

11. Чепасова А.М. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. - Челябинск, 1983. - 92 с.

12. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 160 с.

УДК 81'271

Иванов дмитрий Игоревич

кандидат филологических наук, доцент Ивановский государственный университет [email protected]

артикуляционный компонент синтетической языковой личности

Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) мы понимаем специфическую разновидность личности дискурсивной, обладающей сложной формальной структурой, которая включает в себя четыре основных компонента. В рамках логоцентрической модели СЯЛ все субъектные срезы, реализуемых в пространстве артикуляционного компонента СЯЛ, необходимо рассматривать системно, как единый, целостный когнитивно-прагматический артикуляционный комплекс. Это связано с тем, что все они имеют единый источник порождения (первичного автора-исполнителя) и, соответственно, развиваются в рамках определённой когнитивно-прагматической программы СЯЛ, реализуемой на уровне отдельной рок-композиции или комплекса рок-композиций. Отдельно следует сказать о том, что субъектную составляющую и ролевой компонент можно рассматривать как своеобразную «речевую маску» СЯЛ или как перевоплощенную языковую личность. В контексте данного исследования мы уходим от узкого, лингвистического понимания артикуляции как специфической работы органов речи, направленной на производство звуков и рассматриваем её как своеобразную зону когнитивно-прагматических операций, направленных на формирование и реализацию специфических характеристик СЯЛ. Данные характеристики формируются на базе активизации системы артикуляционных концептуальных кодов. В неё входят тембровые, ритмические, фонетические и интонационные концептуальные единицы, совокупность которых образует своеобразную, индивидуально-авторскую манеру исполнения, которая зачастую становится «визитной карточкой» СЯЛ, то есть частью её имиджа.

Ключевые слова: синтетическая языковая личность, артикуляционный компонент, русская рок-культура, когнитивно-прагматическая программа.

Под синтетической языковой личностью (СЯЛ) мы понимаем специфическую разновидность личности дискурсивной, обладающей сложной формальной структурой, которая включает в себя четыре основных компонента: а) вербальный; б) артикуляционный; в) музыкальный; г) имиджевый. В рамках данного материала мы рассмотрим когнитивно-прагматические особенности артикуляционного компонента СЯЛ. В данном контексте необходимо отметить, что в пространстве синтетического рок-текста «артикуляционный субтекст в субъектном срезе имеет следующие составляющие: тембровую (принадлежащую первичному автору), субъектную (лирическому субъекту), ролевую (ролевому герою) <...> Тембровая составляющая, указывающая на первичного автора, точнее на "первичного ис-

полнителя", присутствует всегда <...> субъектная составляющая артикуляционного субтекста - некое "выражение", которое не образует субъекта, а лишь указывает на него. Артикуляционно эксплицированный ролевой компонент представляет собой более артистичное образование: здесь исполнитель говорит от лица персонажа, вживается в некоего "другого"» [1, с. 300-301].

Укажем, что в рамках логоцентрической модели СЯЛ все три обозначенных выше субъектных среза, реализуемых в пространстве артикуляционного компонента СЯЛ, необходимо рассматривать системно, как единый, целостный когнитивно-прагматический артикуляционный комплекс. Это связано с тем, что все они имеют единый источник порождения (первичного автора-исполнителя) и, соответственно, развиваются в рамках опре-

162

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 1, 2015

© Иванов Д.И., 2015

Артикуляционный компонент синтетической языковой личности

делённой когнитивно-прагматической программы СЯЛ, реализуемой на уровне отдельной рок-композиции или комплекса рок-композиций.

Отдельно следует сказать о том, что субъектную составляющую и ролевой компонент можно рассматривать как своеобразную «речевую маску» СЯЛ или как перевоплощенную языковую личность: «В основе формирования "речевой маски" и перевоплощённой языковой личности лежит осознаваемый синтез своей и чужой речи, но её доля, цели и мотивы её использования, а также глубина психологического перевоплощения при этом различны» [2, с. 8 - 9]. Подчеркнём, что перевоплощенная языковая личность представляет собой частную разновидность СЯЛ, актуализированную, прежде всего, во время концертного выступления или в рамках клипов / фильмов с участием рок-музыкантов.

Укажем, что в контексте данного исследования мы уходим от узкого, лингвистического понимания артикуляции как «специфической работы органов речи, направленной на производство звуков» [3, с. 49] и рассматриваем её как своеобразную зону когнитивно-прагматических операций, направленных на формирование и реализацию специфических характеристик СЯЛ.

Данные характеристики формируются на базе активизации системы артикуляционных концептуальных кодов. В неё входят тембровые, ритмические, фонетические и интонационные концептуальные единицы, совокупность которых образует своеобразную, индивидуально-авторскую манеру исполнения, которая зачастую становится «визитной карточкой» СЯЛ, то есть частью её имиджа.

Этот факт указывает на особое двойственное положение системы артикуляционных концептуальных кодов в структуре СЯЛ. Она одновременно является частью артикуляционного и имиджевого компонентов. Заметим, что актуализация одной и той же концептуальной системы в рамках различных компонентов обусловлена целостностью когнитивно-прагматического уровня СЯЛ и спецификой реализации её общей когнитивно-прагматической программы (КПП). Процесс «перевода» системы артикуляционных концептуальных кодов (с сохранением её базовых характеристик) в пространство имиджевого компонента в рамках лого-центрической модели СЯЛ является необходимым условием успешной реализации определённой части КПП.

Укажем, что в рамках индивидуальной когнитивно-прагматической программы СЯЛ создаётся особый благоприятный фон и комплекс предпосылок для потенциальной реализации подобного «перевода», а сам «перевод» осуществляется под воздействием когнитивно-прагматических интенций воспринимающего сознания слушателя-зрителя, которое, попадая в мощное корреляционное поле,

становится носителем и источником распространения той или иной КПП СЯЛ.

В основе успешного «перевода» системы артикуляционных концептуальных кодов в поле имиджевых концептуальных единиц лежит процесс условного отождествления индивидуально-авторской манеры исполнения и личности рок-поэта, точнее её сценического образа, который лежит в основе КПП (для В. Цоя - это «герой», для А. Башлачева - «поэт», для М. Науменко - «звезда рок-н-ролла»).

Причем индивидуально-авторская манера исполнения рассматривается воспринимающим сознанием как зона максимальной концентрации когнитивно-прагматических усилий СЯЛ, в которой формируется адаптированный для восприятия (за счет расстановки смысловых, интонационных и некоторых других акцентов) «очищенный» когнитивный продукт.

В итоге индивидуально-авторская манера исполнения наделяется прецедентными свойствами и занимает своё место в структуре имиджевого компонента СЯЛ. Примеров формирования прецедентной артикуляции в русской рок-культуре достаточно много. Здесь можно назвать таких рок-исполнителей, как В. Цой, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук и т. д.

Далее необходимо сказать о том, что когнитивно-прагматические свойства артикуляционного компонента, обусловлены тем, что «артикуляция обладает смыслопорождающими особенностями: речевой акустический образ слова приходит на ступень лексической идентификации уже утяжелённым разного рода информацией. Причём эта информация может быть как качественной, так и количественной (имеется в виду распадение одного звукообраза на два разноплановых лексических значения...). Как раз этот дополнительный смысл (около- и невербальный) и является уточняющим по отношению и к абстрактному вербальному субтексту, и к абстрактному поэтическому тексту» [1, с. 77].

Важно, что в рамках логоцентрической модели СЯЛ артикуляционная когнитивно-прагматическая зона, вписана в общую КПП СЯЛ, наделена её свойствами и развивается по её принципам. Причем процесс формирования отдельных артикуляционных концептуальных кодов полностью контролируется свойствами центрального, смыс-ло- и системообразующего вербального компонента СЯЛ. Другими словами, когнитивные (идейно-тематические, смысловые) и прагматические (целевые, мотивационные) установки СЯЛ, акту-ализованные в пространстве вербального компонента, определяют специфику всей артикуляционной концептуальной системы.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в пространстве «классического» рок-дискурса

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015

163

на базе общих, типовых для контркультурной эпохи когнитивно-прагматических характеристик вербального компонента СЯЛ формируется система специфических артикуляционных моделей. Подчеркнем, что подбор той или иной модели для конкретной рок-композиции обусловлен содержанием вербального компонента и общей когнитивно-прагматической направленностью индивидуальной КПП моделирования СЯЛ.

Укажем, что артикуляционная модель обладает сложной структурой. Она состоит из совокупности тембровых, ритмических, фонетико-интонационных концептуальных кодов. Причем когнитивно-прагматические характеристики этих кодов определяют общие принципы трансляции, семантическую валентность и качественные особенности тональности акустических звукообразов. Кроме того, они обуславливают специфику расстановки смысловых, ритмических и интонационных акцентов, упрощающих восприятие и дешифровку вербального компонента, и выступают в качестве базовых единиц формирования особого ассоциативно-интерпретационного поля (СЯЛ - слушатель-зритель).

На наш взгляд, в пространстве контркультурной эпохи русского рока формируется три базовых артикуляционных модели: 1) героическая; 2) ритуально-гипнотическая; 3) исповедально-молитвенная.

Принципиальным является тот факт, что процесс использования той или иной артикуляционной модели в рамках конкретной рок-композиции / комплекса рок-композиций обусловлен стремлением рок-поэта воплотить определенную «сценическую маску», актуализация которой является частью общей КПП СЯЛ. В рамках логоцентри-ческой модели СЯЛ «сценическая маска» не просто приписывается рок-поэту, а отождествляется с ним, становится неотъемлемой частью его личности. В результате отождествления личности рок-поэта и его «сценического перевоплощения» грань между «естественной» артикуляцией личности и её артистическим ролевым перевоплощением полностью стирается. Соответственно, ролевая артикуляционная модель начинает занимать доминирующее положение и «замещает» артикуляцию естественную. Отметим, что в данном контексте речь едёт не о вытеснении, а о генетическом сращении артикуляционных моделей. Таким образом, к каждой артикуляционной модели «приписана»

определённая «ролевая маска», которую условно можно назвать когнитивной сценической инкарнацией СЯЛ.

Итак, актуализация героической модели артикуляции приводит к воплощению на сцене героической инкарнации СЯЛ. На базе ритуально-гипнотической модели формируется такие инкарнации СЯЛ, как новый пророк, шаман. Исповедально-молитвенная модель артикуляции лежит в основе сценического перевоплощения СЯЛ в героя-романтика, переживающего экзистенциальный духовный кризис, потерявшего смысл существования, осознавшего бесцельность бунта, но сохранившего надежду на возрождение через обращение к национальным, исконно русским, фольклорным христианским традициям.

Отдельно необходимо сказать о том, что существует два основных варианта реализации представленных моделей в пространстве конкретной рок-композиции. Сущность первого варианта сводится к тому, что весь вербальный компонент исполняется с помощью одной артикуляционной модели, за которой четко просматривается когнитивная сценическая инкарнация СЯЛ. Таких примеров в русской рок-культуре достаточно много. Интерес вызывают рок-композиции, в которых вербальный компонент исполняется с помощью смешения или «наложения» одной артикуляционной модели на другую. Особый статус данных композиций определяется тем, что в них одновременно проявляются несколько когнитивных сценических инкарнаций СЯЛ. Причем в рамках логоцентри-ческой модели СЯЛ процесс синтеза нескольких «сценических масок» в пространстве конкретной рок-композиции / определённого рок-альбома основан не на механическом объединении, а принципе генетического взаимодействия.

Библиографический список

1. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. - 634 с.

2. Косинова Е.В. Лингвопрагматические особенности перевоплощенной языковой личности (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кемерово, 2013. - 36 с.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Изд. 2-е. - М.: «Просвещение», 1976. - 498 с.

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.