Научная статья на тему 'Артериальная гипертензия у работников локомотивных бригад с шейным миофасциальным болевым синдромом'

Артериальная гипертензия у работников локомотивных бригад с шейным миофасциальным болевым синдромом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Круглов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Артериальная гипертензия у работников локомотивных бригад с шейным миофасциальным болевым синдромом»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархатов Д.Ю., Джибладзе Д.Н., Никиткин Ю.М. // Неврол. и психиатр. - 1998. - №1. С.31-32.

2. Гельцер Б.И., Савченко С.В., Котельников В.Н. // Кардиология. -2004. - № 4. - С. 24-27.

3. Лебедев П. А., Калакутский Л.И., Власова С.П. и др. Материалы Конгресса ассоциации кардиологов стран СНГ. - СПб, 2003. - С.164.

4. Engelke К..А, HaLLiwill JR. et al. // J. Ahhl. Phesiol. -1996. - Vol. 8. - P. 1807 - 1814.

5. Gueyffier F., Boissel J.P., Boutitie F. et al. // INDANA Project Collaborators. - 1997. - Vol. 28 (12). -P. 2557-2562.

6. Maeda H., Matsumoto M., Hougaku H. et al. // J. Hypertens. - 1994. - Vol. 12 (2). - P. 191-197.

7. Panza J. A., Casino P.R., Kilcoyne C.M., Quyyu-mi A.A. // Circulation.- 1993.- Vol. 87. - P. 1468-1474.

8. Taddei S, Virdis A., Ghiadoni L, Salvetti A. // Curr. Opin. Nephrol. Hypertens.- 1998. - Mar. Vol. 7 (2). -P. 2039.

Поступила 06.03.06.

VASODILATION FUNCTION OF INTRACRANIAL AND PERIPHERAL ARTERIES AND COGNITIVE DISORDERS IN PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION P.A. Lebedev, L.N. Maximova S u m m a r y

Pathogenetic mechanisms of cerebral blood circulation disorders were studied. It was found that abnormalities of brain artery reactivity take part in pathogenesis of cognitive disorders in patients with arterial hypertension. New data about functional conditions of brain and peripheral arteries in relation to the stages of arterial hypertension were obtained. It was shown that cognitive deficiency directly correlated with the degree of vasodilatory impairment of brain and peripheral arteries.

УДК 616.12 - 008. 331 - 06 : 616. 833 - 007. 271 - 02 : [616. 74 + 616. 75] -007. 17 - 008. 6 : 656. 2 : 313. 13

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ У РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД С ШЕЙНЫМ МИОФАСЦИАЛЬНЫМ БОЛЕВЫМ СИНДРОМОМ

В.Н. Круглов

Кафедра неврологии и рефлексотерапии (зав. - проф. Г.А. Иваничев) Казанской государственной медицинской академии последипломного образования, НУЗ Дорожная клиническая больница на станции Самара, ОАО "РЖД" (главврач - А.А. Рогачев), г. Самара

У работников железнодорожного транспорта часто встречается патология сердечно-сосудистой системы, в том числе повышенное АД. Это обусловлено тем, что работа машинистов и помощников машинистов связана с постоянным эмоциональным стрессом и воздействием вредных факторов [8]. В профессиональной деятельности работников локомотивных бригад присутствуют длительно сохраняющиеся позно-тонические напряжения в изолированных группах мышц. Этот фактор рассматривается как важный механизм формирования миофасциальных болевых синдромов (МФБС). В то же время установлено, что артериальная гипертензия (АГ) является приоритетным синдромом у больных шейным МФБС. Поэтому большое значение для работников, непосредственно связанных с движением поездов, приобретают меры профилактики АГ, возникающей при шейном МФБС. Однако в настоящее время врачи локомотивных депо не уделяют должного внимания шейному МФБС у работников локомотивных бригад. Не все подобные случаи своевременно диагностируются и подвергаются медицинской коррек-

ции. Диагностируя повышенное АД, врачи не связывают его генез с функциональной патологией шейного отдела позвоночника и не рассматривают его в качестве симптома шейного МФБС.

Стадийность формирования клинических проявлений шейного МФБС у работников этой категории не изучена. Вследствие отсутствия мер профилактики и лечения начальных проявлений МФБС у работников локомотивных бригад создаются условия для формирования патологического двигательного стереотипа, миофасци-альных триггерных гипертонусов (МГ), хронического болевого синдрома.

В связи с этим нами была поставлена цель изучить динамику АГ у работников локомотивных бригад с шейным МФБС и разработать систему профилактики и лечения АГ с учетом стадии развития МФБС.

Под наблюдением за период с 2000 по 2006 г. находились 400 мужчин - работники локомотивных депо (машинисты и помощники машинистов) Куйбышевской железной дороги в возрасте от 26 до 42 лет (средний возраст - 34,4±2,4 года.). Из них у 227 был выявлен шейный МФБС (основ-

ная группа). 77 пациентов этой группы перенесли травму черепа и шейного отдела позвоночника, вследствие которой у них определялись функциональные и дегенеративно-дистрофические изменения шейного отдела позвоночника и МФБС, сформировавшийся в периоде полной ремиссии вертебральных синдромов. При профилактических и предрейсовых осмотрах у всех больных шейным МФБС был диагностирован комплекс вегетативных нарушений с синдромом АГ.

Работники локомотивных бригад основной группы были разделены на три группы в зависимости от уровня преимущественной локализации патологически измененного позвоночно-двигательного сегмента (ПДС). В 1-й группе (91 чел.) были пациенты с локализацией функциональных и дегенеративно-дистрофических изменений преимущественно на верхнешейном уровне и краниоцервикальном переходе, во 2-й (79) - на среднешейном уровне, в 3-й (57) -на нижнешейном. Кроме того, обследованные были распределены в соответствии с классификацией тяжести МФБС [2] следующим образом. У большинства больных (109 чел.) была диагностирована МФБС 1-й стадии тяжести, у 71 - 2-й, у 47 - 3-й. Группу сравнения составили 173 машиниста и помощника машиниста в возрасте от 26 до 43 лет без указания в анамнезе на травму черепа и шейного отдела позвоночника без признаков вегетативной дисфункции, с АД не выше 140/90 мм Н^. У добровольцев контрольной группы при клиническом обследовании функциональных и дегенеративно-дистрофических изменений в шейном отделе позвоночника не было, МГ в мышцах шеи и плечевого пояса также отсутствовали. Средний возраст лиц контрольной группы - 34,2±2,2 года.

Клиническое обследование осуществлялось по общепринятой методике и включало неврологический осмотр со сбором анамнеза, в том числе акушерского, с привлечением консультантов терапевтов, окулистов, эндокринологов, оториноларингологов и других специалистов. В качестве дополнительных методов исследования использовались функциональная рентгенография шейного отдела позвоночника и исследование краниовертебральной зоны через рот, по показаниям магнитно-резонансная томография, ЭКГ.

Вертеброневрологическое исследование проводилось методами мануальной терапии [3-6]. Локальные болезненные гипер-тонусы определялись путем кинестезичес-кой пальпации [2]. Интенсивность болевого синдрома оценивали по визуально-аналоговой шкале и классификации мышечной боли, предложенной Г. А. Иваничевым и Н.Г. Старосельцевой [2].

Уровень личностной (устойчивой характеристики человека при восприятии им ситуации как угрожающей) и реактивной (напряжение, беспокойство в данный момент времени) тревоги оценивали методом Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю.А. Хани-на [7]. Выделяли три уровня тревожности: низкая (30 баллов и менее), средняя (от 31 до 45), высокая (46 и выше). У всех наблюдаемых работников локомотивных бригад проводилось суточное мониторирова-ние АД.

У работников локомотивных бригад установлено поэтапное прохождение трех стадий развития шейного МФБС. В основной группе МФБС 1-й стадии начинал формироваться после травмы черепа и шейного отдела позвоночника в течение первых 5 лет работы (4,4±1,2 года). Накопление у них активных миофасциальных гипертону-сов (аМГ) обусловливало переход заболевания во 2-ю стадию быстрыми темпами. Шейный МФБС 2-й стадии формировался в основной группе при стаже работы от 5 до 10 лет (8,3±1,4 года). У 12% работников группы сравнения с функционально состоятельным шейным отделом позвоночника МФБС 1-й стадии определялся к 7 годам (7,1±1,3 года), 2-й - после 10 лет (12,2±1,5 года) работы по профессии (р < 0,05), 3-й - в обеих группах со стажем работы более 15 лет (соответственно 15,3±1,4 и 16,6±1,3 года).

При стаже работы до 3 лет (2,3±1,4 года) в перерывах между сменами у работников локомотивных бригад группы сравнения и больных с 1-й стадией МФБС АД не превышало 140/90 мм Hg: систолическое АД (сАД) - 123,0±3,6, диастолическое (дАД) -71,1±1,2 мм Hg. У машинистов и помощников машинистов этих групп после благополучной рабочей смены изменений АД не происходило (р > 0,1). Однако у машинистов, переживших стрессовые ситуации (появление автомашины на нерегулируемом переезде, человека на рельсах, столкновение с мелкими животными) сАД повыша-

лось на 7,3±1,2 и дАД на 5,4 ± 1,3. Подьем АД после напряженной смены у этих обследованных не превышал 140/90 мм Н^.

У больных шейным МФБС 1-й стадии со стажем работы 5 лет (4,3±1,2) при наличии аМГ в сравнении с данными АД на предрейсовых осмотрах после " благополучных" рейсов наблюдались нестойкое повышение АД (сАД - на 9,2±1,4, дАД - на 3,3±1,5 мм Hg) и недостаточное снижение АД ночью (сАД - на 2,3 ± 1,2 и дАД - на 1,4±1,2 мм Hg; р < 0,05). В ответ на стрессовую ситуацию у больных этой группы повышение АД встречалось часто и было более выраженным (сАД - на 17,3±1,5, дАД -на 14,1±1,5 мм Щ; р < 0,05). У обследованных, переживших стрессовую ситуацию, непосредственно после рейса АД повышалось до 140/90 мм сАД - 136±3,2, дАД -86,4±1,3 мм Hg. После отдыха состояние улучшалось, и на предрейсовых осмотрах АД уже соответствовало индивидуальным показателям. Для этих работников были характерны утреннее повышение АД, вариабельность сАД и дАД.

Среднесуточные значения сАД и дАД в группе пациентов с МФБС 1-й стадии составляли 131,6/77,7 мм ^ (сАД - 131,6± ±5,3; дАД - 77,7±4,5 мм Щ).

Во всех группах больных шейным МФБС 1-й стадии наблюдалась низкая вариабельность частоты сердечных сокращений (ЧСС). В течение рейса и в покое ЧСС составляла 77,0±4,7 в мин, в периоде сна незначительно снижалась до 75,0± 3,7 с эпизодами учащения до 81,0±4,1.

У больных шейным МФБС 1-й стадии повышение АД имело положительную корреляцию с высоким уровнем личностной и реактивной тревожности - 49,4 ± 4,3 балла (г = 0,384).

Полученные данные свидетельствуют о повышенной сосудистой реактивности и гиперсимпатикотонии. Зависимости изменений АД и ЧСС от уровня поражения ПДС не установлено.

Формирование шейного МФБС 2-й стадии сопровождалось дальнейшим повышение АД (сАД - на 16,3±1,4, дАД - на 15,1±1,3), в частности прогрессирующим увеличением его вариабельности в течение суток и повышением в ночные часы более 120/80 мм ^ (сАД - 129,5±4,7; дАД -82,4±3,7 мм Н§). Вариабельность АД у всех работников с МФБС 2-й стадии была достоверно выше, чем у работников локомо-

тивных бригад группы сравнения без клинических симптомов МФБС (р<0,05) по всем параметрам, кроме вариабельности сАД в дневное время (р<0,05).

Наиболее высокие показатели вариабельности сАД отмечались у работников локомотивных бригад с МФБС 2-й стадии и поражением ПДС нижнешейного уровня, а дАД - верхнешейного (р>0,05). Вариабельность сАД у больных с поражением ПДС среднешейного уровня недостоверно выше, чем в группе пациентов с поражением верхнешейного уровня (р>0,5). Повышение АД и ее вариабельность имели положительную корреляцию с активными МГ (г = 0,357). При преобладании аМГ наблюдалось стойкое повышение АД с пиком в утренние часы до 145/95 мм Hg (сАД -143±3,3, дАД - 93,1± 3,1 мм Щ).

У машинистов и помощников машинистов МФБС 2-й стадии средний уровень сАД и дАД, индексы нагрузки давлением в течение суток превышали аналогичные показатели у здоровых лиц группы сравнения без МФБС (р<0,05). Двухфазность ритма АД, оцениваемая по перепаду "день-ночь" была сохранена у 37% обследованных. Нарушения циркадного ритма АД выявлялись у 63% человек. У 61% обследованных наблюдалось недостаточное снижение АД ночью. У 48% показатели АД в ночное время превышали дневные. У пациентов МФБС 2-й стадии среднесуточное АД равнялось 137,4/83,5 мм Щ (сАД - 137,4±4,7; дАД - 83,5±3,3 мм Щ).

Во время рейса у этих работников отмечался "плоский" тип суточного ритма АД. У них обнаруживались достоверно более низкие средние и индексированные значения сАД в дневное время при отсутствии адекватного ночного снижения АД, повышение сАД, дАД и индексов нагрузки сАД в ночные часы. После благополучных рейсов в периоде отдыха сАД составляло 137,0±2,4, дАД - 78,1±1,4 мм Щ. Имело место недостаточное снижение АД ночью: сАД - на 2,6±1,4 и дАД - на 1,3±1,3 (р< 0,5).

У работников с шейным МФБС 2-й стадии в ответ на стрессовую ситуацию сАД возрастало на 15,7±1,4, дАД - на 12,5±1,6 (р<0,05). У 32,5% обследованных, переживших стрессовую ситуацию, непосредственно после рейса АД превышало 140/90 мм сАД - 141±3,7, дАД - 89,7±1,6 мм У этих работников имелись высокая скорость утреннего повышения АД и чрезвы-

3. «Казанский мед. ж.», № 1.

33

чайная вариабельность сАД и дАД. Двух-фазность ритма АД была сохранена, однако ее выраженность была низкой (р > 0,05). После отдыха состояние улучшалось и на предрейсовых осмотрах АД соответствовало индивидуальным показателям, не превышавшим 140/90 мм Н^.

У работников локомотивных бригад, больных шейным МФБС 2-й стадии, установлена взаимосвязь изменений показателей АД с уровнем поражения шейных ПДС. Поражение краниоцервикальных ПДС сопровождалось повышением преимущественно дАД, нижнешейного отдела - сАД (р<0,05). У больных с поражением ПДС среднешейного уровня разницы в повышении сАД и дАД не выявлено (р>0,5).

Во всех группах больных с шейным МФБС 2-й стадии наблюдалась повышенная вариабельность ЧСС: во время рейса -78,0±5,4, в покое - 74,0±4,2 уд./мин. В периоде сна ЧСС снижалась до 75,0±4,7 с эпизодами учащения до 88,0±4,5 уд. / мин.

У пациентов с МФБС 3-й стадии среднесуточное АД равнялось 140,8/88,3 мм Hg (сАД - 140,8 ± 8,7, дАД - 88,3±6,6 мм Щ). Низкая двухфазность ритма АД отличалась невысокими значениями перепада АД днем и ночью (р < 0,05) и ЧСС (78,0± 4,7 в мин).

Превышение АД 140/90 мм Hg является основанием для отстранения работника от рейса. Среди больных МФБС 3-й стадии была такая группа больных (31 чел.), у которых изменения АД не были связаны с движением поездов. Эти работники имели стаж вождения поездов более 15 лет (16,5± ±4,3 года), но были отстранены от работы в связи с повышенным АД. Среднесуточное АД, равное у них 145,6/93,2 мм Щ (сАД -145,6±5,4; дАД - 93,2±4,6 ммр Щ), сочеталось с невысокой его вариабельностью и пиком повышения утром (сАД Д15,4±1,4, дАД А 11,5±1,5).

Другая группа больных МФБС 3-й стадии, у которых на предрейсовых осмотрах АД не превышало 140/90 мм Hg, работала на локомотивах в обычном режиме. У этих пациентов была высокая вариабельность АД (Д17,3 ± 1,3 в течение суток, Д16,5± 1,4 днем и Д15,2 ± 1,3 мм Hg ночью) с повышением в ночные часы (сАД на 10,4±1,3, дАД на 8,5± 1, 1 мм Hg) и выраженным подъемом утром (сАД на 13,4±1,4, дАД на 10,5±1,5 мм Щ).

Таким образом, у обследованных этой группы измерение АД только на предрей-совых осмотрах оказывается недостаточ-

ным, чтобы зафиксировать имеющиеся у них колебания АД, превышающие критический порог. В таких случаях адекватно оценить динамику АД и зарегистрировать ее повышение позволяет только суточное мониторирование АД. Достоверных различий по среднесуточным показателям сАД и дАД, частоте сердечного ритма и возрасту между больными мягкой АГ и больными МФБС 3-й стадии без зарегистрированного повышения АД не выявлялось.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для суточного профиля АД у больных мягкой и умеренной АГ характерно сохранение двухфазности суточного ритма. Однако больные отличаются низкими значениями перепада АД "день-ночь" и высокими показатели вариабельности сАД и дАД.

Выявленные особенности суточного профиля АД у больных шейным МФБС 3-й стадии позволили выделить группу больных, прогностически неблагоприятную в плане фиксации АГ. Это важно в связи с имеющим место фактором диссимуляции, потому что АГ является существенной причиной профессиональной непригодности.

У 20 работников локомотивных бригад с МФБС 3-й стадией и стажем работы более 15 лет (15,1±1,5 лет) было проведено бифункциональное суточное мониториро-вание АД и ЭКГ (БФМ). Данный способ регистрации АД и ЭКГ по динамике сегмента БТ на ЭКГ позволяет одновременно оценивать антигипертензивный и антиишеми-ческий эффекты, а также симпатическую активность по спектральной вариабельности сердечного ритма. У 3,4% работников локомотивных бригад во время выполнения длительных рейсов были зарегистрированы эпизоды артериальной гипотензии (АД - 100/70 мм Hg и ниже) и кратковременной немой ишемии миокарда, проявлявшиеся в виде депрессии сегмента БТ на ЭКГ. У работников локомотивных бригад с 3-й стадией МФБС и АД выше 140/90 мм ^ (отстраненных от рейсов) эпизоды АГ и немой ишемии миокарда, проявлявшейся в виде депрессии сегмента БТ на ЭКГ, были зарегистрированы в 7,8% случаев. Это значительно больше, чем у работников, занятых в длительных рейсах (р < 0,05).

Таким образом, для больных шейным МФБС 3-й стадии характерен синдром напряжения, обусловленный гиперсимпати-котонией на фоне хронического стресса, приводящего к нейрогенной гиперактива-

ции, сопровождающийся АГ и эпизодами кратковременной немой ишемии миокарда. Основными этапами лечебного процесса являются изучение патогенеза и раннее выявление начальных стадий шейного МФБС, первичная профилактика, лечение и реабилитация работников локомотивных бригад с присоединяющейся АГ. Главная роль в организации профилактики и реабилитации отводится медицинским работникам службы здравоохранения локомотивных депо, цехового терапевта и невролога.

Лечение АГ у работников локомотивных бригад, больных шейным МФБС, проводится с учетом основных патогенетических факторов, формирующих патологическую детерминантную систему (стадию заболевания) . Эффективным способом профилактики АГ у больных шейным МФБС 1-й стадии является устранение функциональных блоков ПДС, локально-интрарегионарно-го мышечного дисбаланса и локальных проявлений мышечно-дистонических синдромов. При шейном МФБС 2-й стадии основная профилактическая цель заключается в предупреждении развития психовегетативных нарушений и синдрома АГ. Эта задача решается путем восстановления двигательного стереотипа, инактивации активных миофасциальных гипертонусов, устранения боли, синдромов регионарного мышечного дисбаланса. Профилактика формирующейся АГ направлена при этом на гармонизацию нарушенных функций надсегмен-тарных образований нервной системы. У работников локомотивных бригад с шейным МФБС 3-й стадии с синдромом АГ необходимо устранить психовегетативные нарушения и АГ, что осуществляется следующим образом: купирование боли, инактивация миофасциальных гипертонусов в сочетании с мануальной терапией и медикаментозными препаратами (нестероидные противовоспалительные, мягкие антидепрессанты, дневные транквилизаторы, мио-релаксанты), устранение триггерного феномена методами миофасциопунктуры и фар-макопунктуры, гармонизация двигательного стереотипа. Рекомендованы монотерапия и комбинированное применение гипотензивных средств, не влияющие на внимание и скорость реакции.

Ведущими способами лечения работников локомотивных бригад, больных шейным МФБС 1 и 2-й стадии, являются массаж и мануальная терапия. Предваритель-

но методами мануальной терапии диагностировали наличие структурных и функциональных нарушений в локомоторной системе. Одновременно выявляли функционально слабые мышцы и устанавливали их влияние на формирование функциональных нарушений биомеханики позвоночника. Этот этап необходим для оценки влияния тонусно-силового дисбаланса всей мышечной системы и изолированных пучков отдельных мышц на формирование патологического двигательного стереотипа. Полученные данные позволили осуществлять целенаправленное и избирательное воздействие на функционально состоятельные, укороченные и расслабленные мышцы и группы мышц.

При структурных поражениях применяли лечебные приемы мануальной терапии для формирования оптимальной деятельности функционально состоятельных ПДС и мышц. При функциональных нарушениях воздействие направлялось на устранение системообразующих патогенетических механизмов с учетом их удельной значимости в патологическом процессе. План лечения и последовательность приемов мануальной терапии подбирали индивидуально, а усилия наращивали поступательно. Использовали методические лечебные приемы, специфичные для каждого локомоторного звена, и адекватно изменяли их при переходе от одного к другому, добиваясь обратимости патологических изменений. Мануальная терапия работников локомотивных бригад, больных шейным МФБС с синдромом АГ, проводилась с учетом основных патогенетических факторов, формирующих стадию заболевания.

Анализ результатов позволяет сделать вывод о положительном значении выделения у железнодорожников синдрома церви-кальной АГ при ее профилактике и лечении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жолоб В.М., Вцшак В.Е., Мазур Н.А., Доскач Ё.З. // Медицина зал1зн. трансп. Украши.- 2003.- № 2.-С. 15-20.

2. Иваничев Г.А., Старосельцева Н.Г. Миофас-циальный генерализованный болевой (фибромиалгичес-кий) синдром. - Казань - Йошкар-Ола, 2002.

3. Иваничев Г.А. Мануальная медицина: Учебное пособие. - М., 2003.

4. Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология (вертеброневрология): Руководство для врачей. - М., 2003.

5. Ситель А.Б. // Мануальная тер. - 2001. - № 2. -С. 4 -17.

6. Хабиров Ф.А., Хабиров Р.А. Мышечная боль. -Казань, 1995.

7. Ханин Ю.Л. Спилбергера - Ханина тест: Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности / Под ред. Ю.Л. Ханина. -Л., 1976.

8. Dijk J.L How safe are the new guidelines of the community of European railways for locomotive drivers with a heart disease / J.L. Dijk // First International Meeting "Actual Questions of Railway Medicine" Moscow, April 15-16, 2004. - С. 56 - 58.

Поступила 22.09.06.

ARTERIAL HYPERTENSION IN LOCOMOTIVE DRIVERS WITH MYOFASCIAL NECK PAIN SYNDROME

V.N. Kruglov

S u m m a r y

The role of cervical spine condition and myofascial pain syndrom as pathogenetic reasons for development of arterial hypertension were studied in 400 men working as locomotive drivers and driver assistants. New effective prophylactic and therapeutic measures for arterial hypertension were introduce according to stage of myofascial pain syndrom in these workers.

УДК 616. 37 - 002. 1 - 089. 82

ПУНКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ДЕСТРУКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА

И.С. Малков, А.М. Зайнутдинов, И.Ф. Шарафисламов, А.П. Киршин

Кафедра общей и неотложной хирургии (зав. - доц. Р.Ш. Шаймарданов) Казанской государственной медицинской академии последипломного образования

Пункционные методы дренирования полостных образований брюшной полости и забрюшинных пространств, выполняемые под контролем УЗИ и компьютерной томографии, позволили пересмотреть взгляды на лечение многих хирургических заболеваний и осложнений, в том числе панкреонекроза (см. табл.) [1]. По данным зарубежных исследований [4, 6], у 75% пациентов, у которых были показания к открытым хирургическим вмешательствам, при инфицированных формах панкреонек-роза были успешно использованы пункци-онные методы лечения. Данный подход основан на работах Hans G. Beger и Rainer Isenmann [7]. Ими было установлено, что у большинства пациентов с асептическим панкреонекрозом положительный результат был достигнут с помощью консервативной терапии. В последующие годы, по данным различных авторов, успешность консервативного лечения больных с асептической формой панкреонекроза варьировала от 40 до 98%, летальность - от 2 до 11%.

Был разработан оригинальный метод некрсеквестрэктомии [6], выполняемый под контролем компьютерной томографии (КТ), с расширением пункционного канала специальным урологическим бужом с оптической канюлей и баллонным дилата-

Результаты хирургического лечения больных с панкреонекрозом

Вид операции Годы Число Летальность,

пациентов %

Дренирующие

Smadja 1986 38 42

Wilson 1988 14 29

Teerenhovi 1989 12 17

Howard 1989 36 3

Villazon 1991 18 22

Fernandez del-Castillo 1998 64 6

Бойко В. В. 2002 398 19

Гальперин Э.И. 2003 43 13,9

Козлов К.К. 2003 132 12,1

Итого 755 17,8

Открытые/ Полуот-

крытые

Wertheimer 1986 10 20

Garcia-Sabrido 1991 28 21

Waclawiczek 1992 43 16

Orlando 1993 15 20

Bradley 1993 71 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F?gger 1995 125 32

Tsiotos 1998 72 25

Кригер А. Г. 2002 28 17,9

Галимзянов Ф.В. 2003 94 14

Брискин Б. С. 2003 86 19,7

Итого 572 20

тором. Пункционный канал к очагу инфекции проходил в большинстве случаев через поясничную область между селезенкой и толстой кишкой или через правое подре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.