Научная статья на тему 'Arte et humanitate, labore et scientia: к юбилею Андрея Витальевича кореневского'

Arte et humanitate, labore et scientia: к юбилею Андрея Витальевича кореневского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
110
12
Поделиться
Ключевые слова
АНДРЕЙ КОРЕНЕВСКИЙ / ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ / ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБУЧЕНИЯ / ANDREY KORENEVSKY / INSTITUTE OF HISTORY AND INTERNATIONAL RELATIONS OF SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY / RUSSIAN MEDIEVAL HISTORY / PROGRAMME OF INTERDISCIPLINARY INDIVIDUAL EDUCATION IN HUMANITIES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Апрыщенко Виктор Юрьевич

Статья посвящена 55-летнему юбилею Андрея Витальевича Кореневского, чья деятельность связана с именем Ростовского университета начиная с момента его поступления на исторический факультет РГУ в 1978 г. Его кандидатская диссертация «Идея византийского наследия в русской религиознополитической мысли XV-XVI вв.» была защищена в 1995 г. под научным руководством профессора А.П. Пронштейна. Сегодня в центре исследовательских интересов А.В. Кореневского находится творчество А.Дж. Тойнби, в особенности он изучает взгляды мыслителя на русскую историю. На протяжении многих лет А. Кореневский преподает курс История мировых религий для студентов, обучающихся по направлениям История, Международные отношения, Документоведение и архивоведение. Хотя в последние годы он читает лекционные курсы по целому ряду предметов, включая основной курс русской средневековой истории, его любимым детищем является МИГО программа Междисциплинарного индивидуального гуманитарного обучения, которая привлекает студентов со всех гуманитарных факультетов и институтов ЮФУ, а также других университетов, включая зарубежные. А. Кореневский также является инициатором и организатором целого ряда зимних и летних школ, объединенных названием «Археология текста».

Arte et Humanitate, Labore et Scientia: Anniversary of Andrey Korenevsky

The article deals with the 55th Anniversary of one of the Journal Editorial member Andrey Korenevsky. He has been connecting with the Institute of History since entering to the Faculty of History as a student in 1978. His PhD (kandidatskaya) dissertation defended in 1995 was devoted to Byzantine influence on Russian religious ideas in fifteenth and sixteenth centuries. Korenevsky’ recent academic interests are connected with work of Arnold Joseph Toynbee and his ideas about Russian history. During many years in his teaching activity Andrey Korenevsky deals with courses on History of the World Religions. The class has been a subject of interest for students from history, IR and other programmes. Although last few years he has taught a lot of classes for BA and MA students his favorite project is Programme of Interdisciplinary Individual Education in Humanities. This programme attracts students from all Humanities faculties and institutes of the University and other academic establishments including foreign universities. Andrey Korenevsky is also an initiator and organiser of many Summer and Winter Schools with the umbrella title ‘Text Archeology’.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Arte et humanitate, labore et scientia: к юбилею Андрея Витальевича кореневского»

DOI: 10.18522/2500-3224-2016-4-326-333

Arte et humanitate, labore et scientia: к юбилею

Андрея Витальевича Кореневского

В.Ю. Апрыщенко

Аннотация. Статья посвящена 55-летнему юбилею Андрея Витальевича Кореневского, чья деятельность связана с именем Ростовского университета начиная с момента его поступления на исторический факультет РГУ в 1978 г. Его кандидатская диссертация «Идея византийского наследия в русской религиозно-политической мысли XV-XVI вв.» была защищена в 1995 г. под научным руководством профессора А.П. Пронштейна. Сегодня в центре исследовательских интересов А.В. Кореневского находится творчество А.Дж. Тойнби, в особенности он изучает взгляды мыслителя на русскую историю. На протяжении многих лет А. Кореневский преподает курс История мировых религий для студентов, обучающихся по направлениям История, Международные отношения, Документоведение и архивоведение. Хотя в последние годы он читает лекционные курсы по целому ряду предметов, включая основной курс русской средневековой истории, его любимым детищем является МИГО - программа Междисциплинарного индивидуального гуманитарного обучения, которая привлекает студентов со всех гуманитарных факультетов и институтов ЮФУ а также других университетов, включая зарубежные. А. Кореневский также является инициатором и организатором целого ряда зимних и летних школ, объединенных названием «Археология текста».

Ключевые слова: Андрей Кореневский, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, русская средневековая история, программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного обучения.

I Апрыщенко Виктор Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, victorapr@sfedu.ru.

Arte et Humanitate,

Labore et Scientia:

Anniversary of Andrey Korenevsky

V.Yu. Apryshchenko

Abstract. The article deals with the 55th Anniversary of one of the Journal Editorial member Andrey Korenevsky. He has been connecting with the Institute of History since entering to the Faculty of History as a student in 1978. His PhD (kandidatskaya) dissertation defended in 1995 was devoted to Byzantine influence on Russian religious ideas in fifteenth and sixteenth centuries. Korenevsky' recent academic interests are connected with work of Arnold Joseph Toynbee and his ideas about Russian history. During many years in his teaching activity Andrey Korenevsky deals with courses on History of the World Religions. The class has been a subject of interest for students from history, IR and other programmes. Although last few years he has taught a lot of classes for BA and MA students his favorite project is Programme of Interdisciplinary Individual Education in Humanities. This programme attracts students from all Humanities faculties and institutes of the University and other academic establishments including foreign universities. Andrey Korenevsky is also an initiator and organiser of many Summer and Winter Schools with the umbrella title 'Text Archeology'.

Keywords: Andrey Korenevsky, Institute of History and International Relations of Southern Federal University, Russian Medieval History, Programme of Interdisciplinary Individual Education in Humanities.

I Apryshchenko Victor Yu., Doctor of Science (History), Professor, Director of Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russia, 344006, victorapr@sfedu.ru.

14 ноября 2016 г. исполнилось 55 лет Андрею Витальевичу Кореневскому, кандидату исторических наук, доценту, члену редколлегии нашего журнала, отцу-основателю программы МИГО. На протяжении многих лет имя Андрея Витальевича связано с именем Ростовского университета, и сейчас сложно сказать, в какой из областей его жизни он не оставил своей след. Будучи когда-то в студенческие годы активным участником художественной самодеятельности и вовлекая в нее студентов, став преподавателем, он был инициатором и организатором первых «Дней выпускников», собрав на поляне перед физфаком представителей многих поколений тех, кто когда-то учился в университете. Сам занимаясь исследовательской работой, он заражает исследовательским интересом новые поколения истфа-ковской молодежи. Искренне веря в необходимость преодоления дисциплинарных границ, он выступил с инициативой создания программы Междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования, на протяжении многих лет привлекающей студентов разных факультетов, институтов и академий университета. Наконец, будучи блестящим эрудитом и знатоком интеллектуальной истории, он активно работает в сфере установления международных контактов и популяризации исторических исследований, проводимых российскими учеными, за рубежом. Наиболее прочные связи установлены Андреем Витальевичем с Варшавским университетом, где он всегда является желанным гостем.

По его собственным словам, нездоровый интерес к прошлому стал испытывать достаточно рано - лет эдак с пяти-шести: восьмой том «Детской энциклопедии» (история), вышедший в свет в 1967 г., был замусолен до совершенно непотребного состояния. Затем настал черед Вальтера Скотта, Проспера Мериме, Артура Конан Дойля (но не приключения Шерлока Холмса, а исторические романы и повести!). Сегодня, будучи преподавателем требовательным и увлеченным, Андрей Витальевич часто «разбавляет» свои лекции отсылками к произведениям мировой литературы и искусства, которые помогают слушателям понять материал. Однако, как вспоминает Андрей Витальевич, лет до двенадцати он надеялся в себе это перебороть, ощущая определенную аномальность подобных интересов в дружной семейной технократической среде. В восьмом классе, в октябре 1975 г., Андрей Кореневский пришел на исторический факультет в «Школу юного историка», где лекции читали замечательные преподаватели - гордость истфака: В.А. Золотов, А.П. Пронштейн, Ю.И. Серый, В.Е. Максименко, И.Г. Алавердов, Ю.В. Кнышенко, Н.А. Акимкина и многие другие ученые.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Андрей Кореневский был последним студентом, кто поступил на исторический факультет по итогам собеседования. По Положению о зачислении, действующему в 1970-е гг., если слушатель «Школы юного историка» получал оценку «отлично» на олимпиаде и за выполненную исследовательскую работу, то профильный экзамен по истории он не сдавал, а экзамен засчитывался автоматически с высшим баллом. В 1978 г., в год поступления А. Кореневского на истфак, были внесены изменения в Положение: появилось право вместо профильного экзамена пройти собеседование, и Андрей Кореневский был единственным, кому была дана эта привилегия. Интересно, что его исследовательскую работу «Никоновская реформа и старообрядчество в отечественной историографии» проверял Ю.В. Кнышенко,

учебные курсы которого стал впоследствии вести Андрей Витальевич, а собеседование проводил А.П. Пронштейн (совместно с Б.В. Чеботаревым), который впоследствии стал научным руководителем А.В. Кореневского.

Поступив на истфак, он сразу почувствовал, что это - его, и учился с удовольствием, но без фанатизма: воздал свое всему, чем должен заниматься и увлекаться нормальный студент. Темой его первой курсовой работы стало формирование официальной идеологии самодержавия в XVI-XVII вв., и эта проблема плавно переросла в дипломную работу и стала главной научной привязанностью. В 1983 г. он стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческих научных работ Минвуза РСФСР в номинации «Лучшая студенческая научная работа» за исследование «Роль теории "Москва - Третий Рим" в политической жизни Русского централизованного государства (историография вопроса)».

С первого курса он активно занимался общественной деятельностью на факультете: был главным редактором стенгазеты «Историк», возглавлял студенческий театр на факультете, активно писал тексты миниатюр для выступлений СТЭМа (Студенческого театра эстрадных миниатюр) на фестивале «Весна». Особо теплые воспоминания, связанные со студенческими годами, хранит он о «самоделке», которой продолжал заниматься и после учебы, уже работая на историческом факультете. На период 1980-х гг. приходится самый активный этап театральной жизни. В 1986 году А.В. Кореневский ставит спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи», в 1987 году - по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо». По итогам выступления на «Весне-1987» исторический факультет первый раз в истории фестиваля завоевал первое место среди факультетов университета. В 1988 году выходит спектакль по пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца», а на «Весне-1989» исторический факультет представляет сценическую версию повести Л. Андреева «Иуда Искариот» (автор сценической версии - А.В. Кореневский).

Режиссерский опыт - постановки Б. Брехта, И. Шварца, Н. Эрдмана, не считая бесчисленных капустников и стемовских миниатюр - до сих пор составляет основу самых теплых воспоминаний о студенческой молодости. Художественной самодеятельностью он продолжал заниматься, пока не почувствовал, что слишком мало времени остается на диссертацию. Решающим в этом отношении стал разговор с научным руководителем - Александром Павловичем Пронштейном. По воспоминаниям самого Андрея Витальевича, беседа состоялась осенью 1988 года. Александр Павлович очень лестно отозвался о постановке пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца», а затем неожиданно спросил своего аспиранта, не считает ли тот нужным заняться театральной режиссурой профессионально. Андрей Витальевич вспоминает, что этот вопрос тогда его сильно смутил, и он спросил учителя напрямик:

- Александр Павлович, вы считаете, что в науке у меня перспектив нет?

- Нет, отнюдь, - ответил профессор, - но ведь в этой области требуются куда большие способности, чем в науке, а они у вас, как мне кажется, есть.

Такая похвала подействовала сильнее любой критики. Уже на следующей репетиции Андрей Витальевич сказал своим сотоварищам, что ближайшая постановка для него последняя, и он намерен сосредоточиться на научной работе.

Впрочем, освобождение от театра все равно не позволило защититься в короткие сроки, т. к. на горизонте появилось другое испытание - МЖК (молодежный жилищный кооператив - двухлетнее хождение в народ: братание с пролетариатом, облагораживающая сила физического труда, богатая практика ненормативной русской лексики и прочие прелести бытия). Об этом периоде жизни у Андрея Витальевича сохранились многочисленные воспоминания, которыми он время от времени делится с коллегами и друзьями.

Кандидатскую диссертацию Андрей Витальевич защитил в 1995 г. по теме «Идея византийского наследия в русской религиозно-политической мысли ХУ-ХУ! вв.», оппонентами по которой были Руслан Григорьевич Скрынников и Игорь Николаевич Данилевский. В то время всеобщего «обращения к незамутненным истокам», стенаний о «России, которую потеряли», «возрождения духовности, соборности и посконности», это казалось жутко конъюнктурным. Поэтому было просто невозможно объяснить и доказать, что этими проблемами он занимается уже давным-давно, а не просто идет за «актуальностью». Хотя общественный экстаз вокруг данных сюжетов как будто бы поутих, переместившись в сферу других проблем, эти темы по-прежнему интересны Андрею Витальевичу. К ним добавился и ряд других сюжетов, прямо или косвенно связанных с темой средневековых политических идей и доктрин.

Сегодня в центре исследовательских интересов А.В. Кореневского находится творчество А.Дж. Тойнби, заинтересовавшее ученого задолго до бума вокруг наследия классика «цивилизационного подхода». В особенной степени Андрея Витальевича заинтересовали взгляды этого мыслителя на русскую историю. Он убежден, что эта фигура на интеллектуальном небосклоне ХХ века еще не оценена по достоинству. Есть и другие интересующие ученого темы, в разное время «отпочковавшиеся» от основных направлений его исследований - русской религиозно-политической мысли и творчества Тойнби. С первым из них связаны различные сюжеты из истории русских ересей и сект, со вторым - различные биографические сюжеты, прямо или косвенно связанные с Тойнби и временем его жизни. Последнее время очень интересует межвоенная Британия. По его собственному признанию, Андрея Витальевича особенно «заводят» две вещи - биографии интеллектуалов и производимые ими тексты. Этот интерес вольно или невольно транслируется и в те образовательные проекты, которые также составляют если не первую, то уж точно вторую по значимости (а по трудоемкости - определено первую) сферу приложения сил.

На протяжении многих лет Андрей Витальевич Кореневский читает студентам курс «История мировых религий», являющийся далеко не самым простым из тех предметов, которые слушают в университете студенты. Не упрощая содержания проблем курса и будучи требовательным преподавателем, он, тем не менее, умеет

доходчиво объяснить особенности, составляющие основу его курса. Будучи одним из немногих российских специалистов, и уж точно - единственным на юге России, по истории средневековой общественной мысли, он на протяжении нескольких лет читал курс истории России IX-XVII вв., с которого начиналось знакомство студентов-историков со своей профессией. Кроме того, им был разработан и читается целый ряд курсов, в том числе и на английском языке, для магистров, обучающихся по программе «Этноконфессиональные процессы в современном мире». С уважением относясь к каждому студенту, в процессе преподавания Андрей Витальевич добивается того, чтобы студенты раскрыли те из своих возможностей, о которых они, быть может, не знают еще сами. И в этом «открытии студента» доцент Кореневский очень успешен.

Любимым же его детищем является Программа междисциплинарного индивидуального образования. Проект, которому в 2016 г. исполняется 10 лет, нацелен на удовлетворение специфических интеллектуальных потребностей той части студентов-гуманитариев (увы, не очень многочисленной), у которых есть и способности, и желание не быть «как все», а найти свой собственный путь и в образовании, и в науке; которые хотят преуспеть в своей будущей профессии, но не зациклиться на ней, не превратиться в тех специалистов, чья полнота, по словам Козьмы Пруткова, «подобна флюсу». По словам А.В. Кореневского, все то, что он с коллегами делает для наших студентов, опять-таки прямо или косвенно связано с тем же - опытом выдающихся интеллектуалов и навыками работы с текстами.

Андрей Витальевич, используя уже известный к тому времени опыт других институций, реализующих принципы Liberal Arts, предложил простую схему. Студенты-гуманитарии, которые имеют определенные амбиции, в первую очередь научные, продолжая обучаться на своем родном факультете, под руководством тьютора формируют свою индивидуальную программу и в соответствии с ней изучают интересные им курсы других факультетов вуза. А если преподаватели МИГО видят, что имеющиеся курсы не покрывают какой-то познавательной потребности наших подопечных, то они создают для них новые курсы. В итоге за годы обучения «мигошник» узнает раза в полтора больше, чем его обычный сокурсник с основного факультета. Основная задача, которую ставит перед собой команда А.В. Кореневского, - формирование разносторонних гуманитариев. Таких центров, какой был создан и продолжает успешно работать под руководством Андрея Витальевича, нет в других российских вузах, ни в региональных, ни в столичных.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В той же плоскости - существующая уже несколько лет Зимняя школа Оксфордского Российского фонда «Археология текста». Да и другие профильные школы, которыми ему доводилось руководить, так или иначе связаны с этой проблематикой. Профильные школы в рамках Программы междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) стали применяться с 2009 г. Первый опыт был предпринят на базе университетского спортивного лагеря Лиманчик (пос. Абрау-Дюрсо Краснодарского края). Именно в это время была организована и проведена летняя школа «Преодоление границ. Коммуникативные

практики и технологии». А цикл зимних междисциплинарных школ «Археология текста», поддержанных ОРФ, начал проводиться с 2011 г., в 2016 году состоялась пятая, юбилейная школа цикла.

Данная модель была положена в основу ряда других школ, среди которых следует назвать школу «Европейская идея и ее альтернативы», проведенную в 2014 году в г. Азов при поддержке Центра ЕС, летние школы для одаренных детей «Жизнь как чудо», «Государство своими руками», проведенные Центром по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону в сотрудничестве с Центром МИГО, а также междисциплинарные школы для старшеклассников «Амальгама» и международную школу для студентов «Магистериум-2016: Азово-Черноморский регион в рамках экологического и культурного контекста», поддержанную фондом DAAD.

Разработка моделей, программ и руководство школами осуществлялось А.В. Кореневским. Во время летних и зимних школ, неизменно остающихся самыми яркими воспоминаниями, Андрею Витальевичу всегда удается заразить студентов азартом поиска и открытий. Многочисленные участники этих мероприятий неизменно вспоминают дружескую и творческую атмосферу, царящую на протяжении всех дней школы. По словам С.А. Экштута, все школы, организованные А.В. Кореневским - это машины времени, когда преподаватели и студенты фактически переносились во времена Античности и собственными руками созидали Академию, наслаждаясь непревзойденным пиром духа, который царил на каждой Зимней школе.

Особое место занимают в преподавательской жизни А.В. Кореневского каникулярные программы и различные формы профориентационной работы с академически успешными и одаренными школьниками. В 1993 году А.В. Кореневский впервые принял участие в работе летней международной школы одаренных детей «Надежда», проводимой городским управлением образования совместно с губернаторской школой города Ричмонда (США). С 2002 г. А.В. Кореневский является членом жюри городской межпредметной олимпиады «Эрудит», возглавляет предметную область «Мир человека» как председатель жюри. С 2008 г. является постоянным участником профориентационного проекта для старшеклассников города «Путешествие в страну знаний».

Андрей Витальевич много путешествует, правда часто задается вопросом, это просто увлечение или профессиональная необходимость. В досоветской России, да и за рубежом считалось, что образование молодого человека обязательно должно завершиться путешествием. Нужен личный опыт, нужно сфотографировать, отпечатать и своей памяти разные образы. История, по его убеждению, по природе своей междисциплинарна. Как и любая наука, она представляет собой сбор и систематизацию опыта. Историк не имеет права с полной уверенностью писать о том, чего не видел своими глазами, в чем А.В. Кореневский убедился на своем опыте. Он любит говорить о том, что долгие годы занимаясь историей городов, и в частности

историей Новгорода и Пскова, никогда там не бывал. И когда приехал, оказалось, что новгородский Софийский собор выглядит значительно скромнее, чем он себе его представлял, а псковский Троицкий, наоборот, поражает своей монументальностью, которая теряется на фотографиях.

На авторитет А.Дж. Тойнби Андрей Витальевич ссылается и в другом случае. Рассказывая о своем учителе Александре Павловиче Пронштейне, он отмечает, что тот умел строить отношения со студентами, говоря словами Тойнби, с позиции «старшего по возрасту современника». К этому идеалу академической этики Андрей Витальевич Кореневский и сам стремится всю жизнь.