УДК (410)
ББК 85.317 (4Вел)
К 49
Климчук А.С.
Студентка 5 курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, e-mail: Nasik1993@mail.ru
«Артаксеркс» Томаса Августина Арна - английская опера-sm'a
(Рец ензирована)
Аннотация:
Анализируется опера «Артаксеркс» английского композитора Томаса Августина Арна (1710-1778), которая стала первой в истории оперой-seria, созданной на английском языке. Цель - изучение исторических предпосылок появления подобного сочинения на английской сцене середины XVIII века. Произведение рассматривается с точки зрения соответствия модели итальянской оперы-seria. Выявляются специфиче-ске черты, характерные для английских театральных жанров. В связи с малой известностью фигуры Арна в русском музыкознании, исследование оперы «Артаксеркс» является одним из этапов раскрытия его творческого наследия для музыкантов, как исследователей, так и исполнителей. Методология работы определяется традициями отечественного и зарубежного музыкознания в области исследования английского и, отчасти, итальянского, музыкального театра XVII-XVIII веков, а основным является метод историзма. В результате изучения истории создания и композиции произведения было обнаружено влияние выдающейся оперной певицы Шарлотты Брент на создание «Артаксеркса», полное соответствие композиции оперы структуре итальянской оперы-seria и наличие большого количества номеров, созданных в жанре песни и отсылающих к национальной английской традиции театральной музыки.
Ключевые слова:
Английская традиция, театральные жанры, английская театральная музыка XVIII века, Томас Августин Арн, «Артаксеркс», опера-seria.
Klimchuk A.S.
Fifth-year student of the Theoretical-Composer Faculty of the Novosibirsk State Conservatory named after M.I. Glinka, e-mail: Nasik1993@mail.ru
«Artaxerxes» of Thomas Augustine Arne - the English opera-seria
Abstract:
An analysis is made of Artaxerxes, an opera of the English composer Thomas Augustine Arne (1710-1778) which has become the first opera-seria created in English. The purpose of this research is studying historical prerequisites of emergence of this composition on the English stage in the middle of the 18th century. The work is considered from the point of view of its compliance to model of the Italian opera-seria. The author shows specific lines characteristic of the English theatrical genres. Due to small popularity of a figure of Arne in the Russian musicology, the research of Artaxerxes is one of stages aimed at disclosure of his creative heritage for musicians, both researchers and performers. The methodology of work is defined by traditions of domestic and foreign musicology in the field of a research of English and, partly, Italian musical theater of the 17-18th centuries, and the basic one is the
historicism method. As a result of studying history of creation and composition of the work, the author of this paper has revealed influence of the outstanding opera singer Charlotte Brent on creation of Artaxerxes, full compliance of composition of the opera to structure of the Italian opera-seria and availability of a large number of the items created in the genre of a song and sending to national English tradition of theatrical music.
Keywords:
English tradition, theatrical genres, English theatrical music of the 18th century, Thomas Augustine Arne, Artaxerxes, opera-seria.
Одной из главных фигур истории английской музыки, внесшей, помимо трудов для лондонских сцен, прежде всего, театров «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден», огромный вклад в становление и развитие музыкально-театрального дела в Ирландии и способствовавшей деятельности дублинского театра «Смок Алли», является Томас Августин Арн (Thomas Augustine Arne, 1710-1778). «История рассудила так, что величайшие композиторы XVIII столетия - Бах, Гендель, Вивальди, Телеман, Рамо, Глюк, Гайдн, Моцарт - родились в других странах. Но вот с прочими европейскими музыкантами того времени творческая фигура Томаса Августина Арна, думается, вполне сопоставима» - пишет в своем очерке о композиторе Ю. С. Бочаров [1: 6].
Его перу принадлежат около 100 сценических произведений (в том числе почти 30 опер и 12 масок). При этом значимость его деятельности определяется не только ее масштабами, но и тем, что он является крупнейшим театральным композитором своего поколения, развивавшим национальные традиции в условиях господства на английской сцене итальянской оперы.
1762 год был ознаменован созданием необычного для творчества Арна произведения - настоящей серьезной оперы в итальянском стиле «Артаксеркс». Обусловлено это событие было, по всей вероятности, началом любовных отношений с известной лондонской певицей-сопрано Шарлоттой Брент, которая была ученицей Томаса Арна. Естественным следствием союза с Брент стало создание для нее главных партий в новых постановках сценических произведений Арна в 1760-е
годы и обращение к ранее неорганичному для композитора жанру оперы.
Более того, «Артаксеркс» стал первой оперой-seria на английском языке. Либретто Пьетро Метастазио, созданное в 1729 году, было адаптировано для английской сцены, возможно, даже самим Арном, во всяком случае, имя какого-либо английского либреттиста не сохранилось. Сюжет оперы в трех актах основан на исторических событиях, связанных с царем Персии Артаксерксом I, осмысленных с позиций нормативного для клас-сицистского театра конфликта чувства и долга, вплетенного в коллизию amore e guerra. Артаксеркс - старший сын правителя Ксеркса - влюблен в Семиру, дочь начальника дворцовой стражи Артаба-на. Сын Артабана Арбак - лучший друг Артаксеркса и возлюбленный его сестры Манданы. Завязкой трагедии является убийство Ксеркса Артабаном, попросившим сына спрятать окровавленный меч. Артабан обвиняет младшего сына царя -Дария - в отцеубийстве и добивается его казни. В это время стража приводит Арба-ка, застигнутого с мечом при побеге. Артаксеркс страдает от того, что стал причиной смерти брата, и что его друг виновен в убийстве. Арбак не признает вину, и Артаксеркс поручает судить его самому Артабану, который, однако, не открывает правды. Позже Артаксеркс отпускает Ар-бака из-под стражи в знак былой дружбы. В момент коронации Артаксеркса Арта-бан планирует отравить царя. В это время приходит сообщение о восстании у стен дворца. Арбак является во дворец, подавив восстание, и приносит клятву верно-
сти Артаксерксу, собираясь выпить отравленное вино. Артабан вынужден остановить сына и поведать правду о своем предательстве. Артаксеркс выносит милостивый приговор - Артабан изгнан из города, а не казнен, а две влюбленные пары могут быть счастливы.
Премьера с успехом состоялась 2 февраля 1762 года в театре «Ковент-Гарден», а постановки оперы продолжались вплоть до 1830-х годов.
Оригинальная партитура оперы опубликована в 1762 году без речитативов и хоров, однако она была утеряна при пожаре в «Ковент-Гарден» 1808 года. После ее реконструкцией и переделкой занимались композиторы Генри Бишоп (Sir Henry Rowley Bishop, 1786-1855) и Джон Аддисон (John Addison, 1765-1844). Подготовленная ими партитура была издана в 1813 году, и именно она стала материалом настоящей работы.
«Артаксеркс» был создан в пору расцвета искусства певцов-кастратов. Поэтому партии Артаксеркса и Арба-ка были написаны для итальянских кастратов Николо Перетти (Niccolö Peretti, 1730-1781) и Джусто Фернандо Тендуччи (Giusto Fernando Tenducci, «il Senesino», 1736-1790) [2: 340]. Позднее главные партии исполнялись как женщинами (меццо-сопрано или альт), так и тенорами. Главная женская партия Манданы, сестры Артаксеркса, была написана Арном специально для своей протеже и дамы сердца Шарлотты Брент. Роль Артабана, начальника дворцовой стражи на премьере пел
один из постоянных исполнителей произведений Арна Джон Бирд. Партию Семи-ры, дочери Артабана, исполняла мисс Томас [3: 407], а Римена, капитана Артабана, - Джордж Маттокс [2: 340].
При работе с либретто Метастазио Томас Арн сохранил основные сюжетные линии и ключевые монологи и диалоги, но не поскупился на купюры. Так из сюжета был убран персонаж Мегабиз (командующий армией), который исполнял приказы Артабана и претендовал на руку Семиры. Арн, видимо, счел, что его отсутствие не повлияет на развертывание событий, поэтому заменил его Рименом, который появляется лишь раз и не связан отношениями с другими персонажами. В остальном же функции всех остальных персонажей сохраняются, как у Метастазио. Артаксеркс и Арбак являют собой типичных героев, а Мандана и Семира - героинь. Артабан осуществляет функцию злодея, а персонажу Римена отведена роль конфидента (второстепенный персонаж, приносящий известие). П. В. Луцкер и И. П. Сусидко отмечают в самом либретто Ме-тастазио отсутствие любовной коллизии — две пары возлюбленных сохраняются на протяжении всего сюжета без стороннего вмешательства третьих лиц [4: 251]. Устраняя Мегабиза, Арн только подчеркивает эту бесконфликтность в любовном плане. Все внимание здесь оказывается направлено на конфликт чувства и долга. Луцкер и Сусидко отмечают, что «Артаксеркс» является образцом «собственно династической драмы» [4: 253].
№№ Композиционная единица Текстовый инципит Персонаж
1 акт
1 Увертюра
2 Дуэт «Fair Aurora!» Мандана и Арбак
3 Речитатив в сиене «Alas! Thou know 'st that for my love» Арбак
Приведем композиционный план оперы:
4 Песня «Adieu thou Invelv youth» Манлана
5 Сцена «Son Arbaces! Mv Father!» Артабан и Арбак
6 Песня «Amid a thousand racking woes» Арбак
7 Сттеня «Be firm, mv heart, in the pursuit of guilt.» Артабан и Артаксеркс
8 Песня «Behold! On tethe's dismal strand» Артабан
9 Сттеня «Stav Artaxerxes, stay! Adieu, Semira!» Семира и Артаксеркс
10 Ария «Fair, Semira, love.lv maid!» Артаксеркс
11 Сцена « Where do I fly!» Манлана, Артаксеркс, Артабан, Семира, Римен. Арбак
12 Песня «Thv Father! Away!» Артабан
13 Сцена «Appearance I must own is strong against me» Арбак, Артаксеркс, Манлана
14 Ария «Oh, too lovelv too unkind.» Арбак
15 Речитатив и песня «Dear and beloved shade of mv dead Father» u «Flv! Soft ideas!» Мандана
2 акт
16 Сттеня «Guards! Speed ve to the tower» Артаксеркс, Артабан
17 Ария «In Infancv, our hopes and. fears» Артаксеркс
18 Речитатив «Awav thou cruel maid enforce his crime» Манлана и Семира
19 Ария «If o 'er the cruel tvrant love» Манлана
20 Сцена «Ye solid Pillars of the Persian Empire!» Артаксеркс, Артабан, Арбак Манлана
21 Квартет «To death 'mid burning sands Arbaces fries» Артаксеркс, Артабан, Арбак, Манлана
22 Стена «Ah! Me at poor Arbaces parting» Манлана Артабан
23 Ария «Monster! Awav from, cheerful dav» Манлана
3 акт
24 Стена «Arbaces! Grasious Heav'n!» Артаксеркс, Арбак
25 Ария «Water parted from the sea mav increase the river's tide» Арбак
26 Сцена «Perhaps the King releas 'd. Arbaces» Манлана Семира
27 Ария «Let not rage, thv bossom firing» Манлана
28 Сцена «Oh heavn 'lvpow 'rs behold, her» Арбак Манлана
29 Дуэт «For thee I live mv dearest» Арбак, Манлана
30 Сцена «To vou mv People much belovd» Артаксеркс, Артабан, Семира, Манлана
31 Песня «The soldier tir'd of wars alarms Forswears» Манлана
32 Сцена «Behold! Mv King! Arbaces at thv feet» Арбак, Артаксеркс, Манлана, Артабан
33 Большой финал «live to us to Empire live Artaxerxes» хор
В «Артаксерксе» присутствуют все черты, свойственные жанру оперы-seria: трехактная структура, исторический сюжет о царственных персонах, наличие больших виртуозных арий у главных персонажей, раскрывающих их чувства, и речитативов, в которых разворачивается конфликт. Так, главные мужские персонажи - Артаксеркс и Артабан - имеют по две арии, но количественно их превосходит Мандана, которая исполняет три арии (что, возможно, связано с особым вниманием композитора к первой исполнительнице партии Шарлотте Брент). Однако достаточно большое количество сольных номеров (6 из 13) в клавире обозначены не ариями, а песнями. Встречаются они лишь в партиях троих персонажей - три песни Манданы, две песни Артаба-на и одна Арбака. Однако, если в партии
Артабана мелодический склад соответствует песенному, то же самое нельзя сказать о песнях Манданы и Арбака, где, как в ариях, присутствуют сложные распевы, мелизмы, скачки и виртуозные каденции. Возможно, это было со стороны композитора данью национальным традициям, где в музыкальном театре песня существовала значительно дольше иностранного жанра арии.
«Артаксеркс» не был первым опытом работы Арна в жанре оперъ^епа, поскольку еще в 1733 году появилась «Розамунда». После «Артаксеркса» же была написана «Олимпиада» (1765). Но именно «Артаксеркс» из трех опер^па Арна оказался не просто подражанием итальянской манере, но самоценным произведением, заслужившим любовь и признание соотечественников.
Примечания:
1. Бочаров Ю. Томас Августин Арн (биографический этюд) // Старинная музыка. 2003. № 4. С. 6-10.
2. Gilman T. The Theatre Career of Thomas Arne. University of Delaware Press. 2013. 623 p.
3. Philip H. Highfill, Kalman A. Burnim, Edward A. Langhans A Biographical Dictionary of Actors, Actresses, Musicians, Dancers, Managers, and Other Stage Personnel in London, 1660-1800: S. Siddons to Thrnne. SIU Press, 1991. 437 p.
4. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004. 768 с.
References:
1. Bocharov Yu. Thomas Augustine Arne (biographical etude) // Early Music. 2003. No. 4. P. 6-10.
2. Gilman T. The Theater Career of Thomas Arne. University of Delaware Press. 2013. 623 pp.
3. Philip H. Highfill, Kalman A. Burnim, Edward A. Langhans A Biographical Dictionary of Actors, Actresses, Musicians, Dancers, Managers, and Other Stage Personnel in London, 1660-1800: S. Siddons to Thrnne. SIU Press, 1991. 437 pp.
4. Lutsker P.V., Susidko I.P. Italian opera of the 18th century. Part 2: The Age of Metastasio. M.: Classics-XXI, 2004. 768 pp.