Научная статья на тему 'АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ'

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3157
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-журналистика / нет-арт / актуальные культурные практики / медиатизация / культурная журналистика

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Масленников Алексей Васильевич

Исследование посвящено анализу научной литературы, объектом которой является интернет-журналистика в области культуры и искусства. За время своего существования арт-критика обобщила и вобрала в себя многие аспекты журналистского творчества, однако при всем обилии научных трудов отсутствует системный подход к данному феномену. В ходе работы удалось выделить три подхода к феномену арт-журналистики: формальный, синкретический и субстанциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ»

Кваша Дмитрий Игоревич - студент третьего курса факультета журналистики ЧелГУ, Dmitry_kvasha@bk.ru.

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций.

БОТ: 10.24411/2070-0717-2020-10207

А. В. Масленников

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование посвящено анализу научной литературы, объектом которой является интернет-журналистика в области культуры и искусства. За время своего существования арт-критика обобщила и вобрала в себя многие аспекты журналистского творчества, однако при всем обилии научных трудов отсутствует системный подход к данному феномену. В ходе работы удалось выделить три подхода к феномену арт-журналистики: формальный, синкретический и субстанциональный.

Ключевые слова: арт-журналистика, нет-арт, актуальные культурные практики, медиатизация, культурная журналистика.

Журналистика во все времена одной из главных выполняемых функций считала культуроформирующую. Заключается она, в первую очередь, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, принимать участие в транслировании социуму высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым содействуя всестороннему развитию человека, потому что культура, создаваемая в данном процессе, - это культура, нацеленная, прежде всего, на мотивы и стимулы общества. Впрочем, в последнее время, в связи с перенасыщением обществом информации, в том числе мира искусства и культуры, формы подачи подобной информации становятся все менее актуальными и востребованными. Этим и обоснована актуальность работы - недостаточная изученность проблемного поля, а вместе с тем - безграмотное внедрение инструментария передовых средств коммуникации ведет к кризису внимания зрителя к арт-журналистскому творчеству.

Для систематизации медиаисследований в сфере арт-журналистики необходимо определить понятие арт-журналистики, наиболее полно отражающее суть феномена. В трудах передовых медиаисследователей арт-журналистика представлена как независимая область профессиональной деятельности с набором собственных целей и задач, формами и каналами коммуникации при помощи интернет-сайтов, блогов, сообществ, электронных изданий, флаеров между создателями и «юзерами», между распространителями информации и ее получателями. Такой формальный подход (основанный лишь на внешних функциях и инструментарии) имеет место быть и определять формальную сторону феномена. Впрочем, наиболее точно его суть отобразила в работе «Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека» исследователь Т. С. Сергеева, которая обозначает арт-журналистику как область специализированной журналистики, предназначенной для формирования социального мнения и удовлетворения широких информационных потребностей в сфере культуры и искусства массовой аудитории [8].

Невозможно не согласиться с Т. С. Сергеевой в том, что арт-журналистика в современном осознании - явление довольно сложное. Как предмет журналистики, исследующий и освещающий особую, можно даже сказать, нишевую область жизнедеятельности, арт-журналистика имеет свои аспекты и нюансы. Поскольку еще недавно совершенной площадкой для корреспондентов, посвятивших себя данному виду деятельности, были места и регионы, где искусство как событие всегда актуально и интересно, но благодаря широким возможностям всемирной сети информационное поле каждого расширилось до нелимитированных размеров. Как следствие - понятие «культурная периферия», обозначенное доктором социологических наук Г. Н. Артамоновым в 2014 году, стало неактуальным и архаичным. Без сомнения, эффектнее представить событие культурной жизни при помощи электронных видов СМИ, будь то прямой телерепортаж или онлайн-трансляция.

Расширяя и конкретизируя это предположение, исследователь К. К. Сагдуллаев выдвинул концепцию, что глобализационные и интеграционные процессы, бурное развитие и совершенствование инноваторских технологий способствовали появлению нового информационного и коммуникационного поля, оказав в условиях техногенной цивилизации значительное влияние на содержание, характер мышления и форму бытования современного человека, на формирование его художественно-эстетических потребностей, культуры и вкуса [7]. Этот подход почти можно назвать синкретическим, поскольку он характеризуется синтетическим проявлением новых технологий и традиционных форм существования арт-журналистики. Но подход несовершенен, поскольку не определяет финальный концепт новосформированного коммуникационного поля описываемого феномена.

Как отмечают исследователи, с развитием технологий у феномена арт-журналистики изменяются не только формы подачи информации, но и сама суть, ее содержание, системообразующим признаком которого считается жанр. По воззрению Ю. А. Луговой, жанровая оригинальность русских арт-СМИ во многом находится в зависимости от самого типа арт-СМИ, но из совокупных характеристик она отмечает равноправное состояние информационных и аналитических жанров (во многом за счет жанров рецензии и обозрения), а также присутствие художественно-публицистических жанров, в подавляющем большинстве представленных очерком [5]. Здесь также стоит обозначить, что сейчас арт-журналистика интегрирована в поле производства и потребления культурных ценностей. При этом арт-рынок и рынок развлечений нередко провоцируют сращение журналистики с PR и маркетинговой работой - как раз эту теорию отмечает исследователь А. Ю. Суворова [9] в работе «Арт-журналистика в России: особенности типологизации и жанрово-тематическое своеобразие». В данном значении расширение сегмента досуговых СМИ, с одной стороны, увеличивает поле востребованности арт-журналиста, с другой - представляет опасность размывания профессиональных границ.

Принимая во внимание этот факт, следует обозначить, что прогрессивное искусство в глобальном его осознании под воздействием времени и интересов массового общества каждый день модифицируется и меняется. Естественно, это не может не сказаться на арт-журналистике как основном источнике информации из области культуры.

Наиболее четко данную идею выразила О. Г. Кунгурова, которая заметила, что как только в медийной сфере техническая укомплектованность стала лучше и эффект новизны пропал, внимание журналистики стало экстраполироваться на содержание: была замечена эстетическая ценность радиотрансляции [3]. Из чего следует, что, не обращая внимания на утверждения скептиков, заявлявших «лучше один раз самому посетить выставку, нежели сто раз прочитать о ней», арт-журналистика оказалась востребованной социумом. Данный подход к изучению арт-журналистики определен нами как субстанциональный, поскольку он всецело направлен на изучение философско-

содержательного аспекта феномена, его жанровую особенность и последующие модификации. По утверждению О. Г. Кунгуровой, арт-журналистика, по своей сути, многогранна. В ней отражаются не только события и главные веяния искусства. Арт-журналистика, можно сказать, искусство об искусстве, то есть возможность арт-критика раскрыть свое эго при помощи арт-анализа. С другой стороны, это и возможность воспитывать арт-вкусы общества, утверждать свежие культурные ценности, подпитывать богатые традиции.

Из приведенных выше исследований несложно заметить, что арт-журналистика как одно из направлений журналистики, выполняющее просветительскую и воспитательную функции, настоятельно требует тщательного анализа и исследования. Впрочем, уже сейчас возможно сделать вывод, что данное явление было востребовано социумом и медиакритиками во все времена. На это, в том числе, указывает и «прародитель» арт-журналистики в России, искусствовед и философ Б. Е. Гройс, ставший первым арт-критиком ещё в 70-ые годы минувшего века. Автор термина «московский романтический концептуализм» в своей одноимённой статье-манифесте заявляет бесспорную прогрессивность именно этого художественного движения [1].

Модификации жанра арт-журналистики более полно описала Н. С. Цветова. В работе «Современный российский арт-медиадискурс» она обозначила, что при детальном рассмотрении явления приходится признать воздействие на речевой облик арт-изданий движения журналистики в сторону сферы развлечений [10]. Тут также уместно добавить, что содержательная степень контента, представленного в Интернете, понижает в первую очередь не лимитированная почти никакими рамками маркетинговая деятельность, а также шокирующая агрессивностью и иногда неприкрытостью развлекательная составляющая низкого качества, преследующая собственные, всем знакомые цели.

Медиакультура, как и культура в целом, каждый день меняется под воздействием внешних факторов. Еще Ю. М. Лотман писал о динамике культуры: «Ни одна культура не может обойтись одним языком. Наименьшую систему сформирует комплект из двух параллельных языков - к примеру, словесного и изобразительного. В последующем динамика культуры подключает в себя умножение комплекта семиотических коммуникаций... Развитие коммуникации следует рассматривать не как несложное движение некоторого сообщения, остающегося адекватным самому для себя, из сознания адресанта в понимание адресата, а как перевод некоторого слова с языка моего «я» на язык твоего «ты» [4]. Накопление информации, по воззрению Ю. М. Лотмана, подразумевает сбережение предыдущего опыта, то есть сбережение генетической памяти общества, ибо «культура - есть память».

Так медиасредства осуществляют одну из наиглавнейших задач по сохранению и трансляции в массы ценностей культуры. Только благодаря СМИ общество имеет возможность, не выходя из дома, посетить театр и увидеть феноменальную игру артистов, услышать исполнение симфоническим оркестром вальса Штрауса, посмотреть документальный кинофильм о Великой Отечественной войне или же гонку спортсменов на олимпийских состязаниях.

Анализируя современное положение культуры и ее составляющих, нетрудно заметить, что современные технологии расширили грани искусства и его исследовательское поле: так, к примеру, нет-арт и искусство постинтернета деятельно воздействуют на культуру и предлагают новые формы взаимодействия со зрителями. Данный синкретический подход позволяет говорить о том, что быстрое становление новых технологий и желание расширить грани обычного художественного языка положило начало интенсивным опытам с цифровизацией.

Термин «искусство постинтернета», предложенный в 2008 году американской художницей М. Ользон для определения и изучения творчества нового поколения

дизайнеров, до сих пор вызывает большое количество споров в арт-сообществе [2]. Но объекты, при разработке которых живописцы используют визуальную эстетику сети, все чаще попадают в классическое выставочное место, а вследствие этого возможно говорить о смещении пределов передового художественного языка в зону виртуального.

Собственно, что касается арт-журналистики - ее грани максимально расширились и трансформировались. Постинтернет как проявление пока ещё не возымело ясного определения, и вследствие этого его возможно обрисовать и охарактеризовать как угодно - в зависимости от личного взора арт-журналиста.

Сейчас социум живет в эру «цивилизационного сдвига», развития информационного общества, «безбрежного» положения в нем массмедиа, что имеет место быть в так называемом «кризисе сознания», замене мировосприятия, изменении традиционной культуры. Кардинальной перестройке подвергаются все сферы нашего общества, охватывая экономику, воспитание, искусство и СМИ. Кроме этого, культурная обстановка в РФ характеризуется полным разобщением поколений - по ценностям, эталонам, уровню образования, типу культуры, а становление медиатехнологий лишь обостряет все это.

По воззрению Е. Е. Прониной, прогрессивная глобальная коммуникация сыграла роль огромного ускорителя и резонатора всех положительных и неблагоприятных, разрушительных и созидательных процессов, происходящих в обществе [6]. Таким образом, арт-журналистика и стала многогранным проявлением, в первую очередь нацеленным на формирование эстетических вкусов аудитории.

Резюмируя, отметим, что нам удалось выявить три подхода к арт-журналистике (формальный, синкретический и субстанциональный), из которых самым исчерпывающим и обобщенным мы посчитали субстанциональный, поскольку он наиболее полно отражает объективную реальность содержательной стороны феномена арт-журналистики в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и развития. Это лишний раз доказывает, что арт-журналистика - это локальное, но вовсе не облегченное направление в журналистике. Направление, предполагающее в своих представителях не только задатки журнализма, но и искусствоведческую подготовку, следование этическим традициям, а при «высшем пилотаже» -ещё и талант писателя.

Список литературы

1. Гройс, Б. Е. Ранние тексты, 1976-1990: к семидесятилетию Бориса Гройса [Текст] / Б. Е. Гройс. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 494 с.

2. Игошина, О. Нет-арт is Wrong [Электронный ресурс] / О. Игошина // АРТГИД. -2018. - URL: https://artguide.com/posts/1409 (дата обращения: 12.03.2020).

3. Кунгурова, О. Г. Арт-журналистика в современной действительности [Текст] / О. Г. Кунгурова, А. Никулина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : материалы IX студенческой международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК, 2013. - С. 48-51.

4. Лотман, Ю. М. Об искусстве [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 1998. - 702 с.

5. Луговая, Ю. А. Семиотика медийного текста в культурфилософском измерении : дис. ... канд. филос. наук [Текст] / Ю. А. Луговая ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. - М., 2013. - 148 с.

6. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина. -М. : Изд-во Московского госуниверситета, 2002. - 320 с.

7. Сагдуллаев, К. К. Арт-журналистика в глобальном информационном пространстве [Текст] / К. К. Сагдуллаев // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. -№ 13. - С. 13-17.

8. Сергеева, Т. С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека [Текст] / Т. С. Сергеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22. - С. 152-156.

9. Суворова, А. Ю. Арт-журналистика в России: особенности типологизации и жанрово-тематическое своеобразие [Текст] / А. Ю. Суворова // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы : материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. - Воронеж, 2014. - С. 149-150.

10. Цветова, Н. С. Современная российская арт-журналистика: интенционально-стилистическая характеристика / Н. С. Цветова // Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография / под ред. Л. Н. Михеевой. - Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2014. - С. 146-157.

Масленников Алексей Васильевич - студент второго курса магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета, maslo12397@mail.ru.

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10208 А. Д. Мерзлова

TommyGun Челябинск (Россия)

О СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СТИЛЯ ТЕКСТА КАК НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ

Статья посвящена понятию «информационный стиль», введенному в обиход М. Ильяховым и Л. Сарычевой. Поднимается вопрос - можно ли считать информационный стиль одним из полноценных функциональных стилей речи, или понятие «стиль» в данном случае употребляется некорректно.

Ключевые слова: информационный стиль, стилистика, функциональный стиль речи.

Впервые о таком понятии как «информационный стиль» стало известно в 2016-ом году, когда М. Ильяхов в соавторстве с Л. Сарычевой выпустил первое издание книги «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст». Именно со страниц этого труда в обиход копирайтеров и журналистов пришло понятие информационного стиля текста. И хотя сами авторы в этом издании воздержались от прямого определения, тем не менее «информационный стиль» закрепился в речи определенных кругов. Но прежде чем пользоваться этим понятием для работы в научном поле стоит разобраться в его сущности - имеет ли право информационный стиль быть именованным именно стилем, и нет ли ошибки в том, чтобы ставить его в один ряд с другими функциональными стилями языка, ведь признавая возникновение нового стиля в рамках научной базы знаний, мы признаем и связанную с этим метаморфозу языка. Так что задача данного исследования разобраться в сущности понятия «информационного стиля» и его соответствии канону научного определения понятия стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.