- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 159.9.072.43
К. П. Саввинова
Арт-терапия в работе с образом будущего у студентов-выпускников
СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье приведены результаты реализации арт-терапевтической программы в образовательной среде. Работа с образом будущего у студентов выпускного курса проводилась через актуализацию знаний о себе, ценностно-мотивационной сферы и прогностических умений, нацеленных на достижение цели, построение жизненной перспективы. Программа показала эффективность в осознании жизненных перспектив, понимании своей Я-идентичности, мыслей и эмоций, личностных качеств, в активизации творческой потребности - повышения интереса к освоению новых занятий и форм деятельности.
Ключевые слова: образ будущего, арт-терапия, жизненный перспективы, жизненный путь, Я-концеп-ция, Образ Я, идентичность, арт-терапевтический тренинг, фасилитация.
K. P. Savvinova
Art-Therapy in Working with the Image of the Future of Students Graduates
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article presents the results of implementing the art therapy program in an educational environment. Working with the image of future by final-year students was carried out through the actualization of knowledge about themselves, the value-motivational sphere and prognostic skills aimed at achieving goals, building life perspective. The program demonstrated effectiveness in the awareness of perspectives in life, self-understanding , thoughts and emotions, personal qualities, and in enhancing the creative needs of the increasing interest in the development of new lessons and activities.
Keywords: the way of the future, art therapy, life prospects, career, self-concept, identity, art therapy training, facilitate.
Введение
В последнее десятилетие психологи отмечают актуальность работы с образом будущего у клиента, в противовес традиционной работе с прошлым человека. Это объясняют не столько кардинальными изменениями в обществе и возрастающими требованиями к адаптивной возможности человека, но и необходимостью психологического сопровождения личностного развития [1]. Как современный здоровьесберегающий подход, арт-терапия активно применяется в психолого-педагогической работе и может быть эффективна в вопросах личностного и профессионального развития молодежи. Работа с образом будущего у студентов-выпускников
САВВИНОВА Ксения Петровна - старший преподаватель, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: savvxana@yandex.ru
SAVVINOVA Ksenia Petrovna - Senior lecture, Institute of Psychology, М.К. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
посредством инновационных направлений, призвана ускорить конструирование соответствующей, адаптированной жизненной перспективы, сформировать установки на успешное личностное и профессиональное развитие.
Образ будущего
Феномен «образ будущего» как компонент жизненного самоопределения стоит вместе с ценностными ориентациями, жизненным планом, смыслом жизни и временными перспективами жизни личности [2]. Проблему временной и жизненной перспективы изучали Ж. Нюттен, К. Левин, Ю. Б. Молчанов, Л. Франкл. Исследованием содержания и пространственно-временных характеристик представлений о будущем занимались многие отечественные психологи - Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Е. И. Головаха и др. Практические исследования посвящены изучению будущей временной перспективы и планирования жизни личности, возрастной специфики, исследованию восприятия своего будущего и выделению типологий личности и т. д. В настоящее время активно развивается направление, связанное с применением опыта научно-теоретического исследования образа будущего в пси-хокоррекционной и психотерапевтической практике [3].
Арт-терапия в образовательной сфере
Сегодня арт-терапия как система психологических, коррекционных и профилактических воздействий, активно распространяется на самые разные области медицины, социальной работы и образования [4]. Применение арт-терапии в университетской среде как здоровьесбере-гающей технологии может быть направлено на решение различных задач психолого-педагогического характера, начиная с профилактики дезадаптации, развития творческих способностей и заканчивая личностным ростом.
Целью арт-терапевтической программы в работе со студентами выпускного курса выступила работа с образом будущего, через актуализацию знаний о себе, ценностно-мотивацион-ной сферы, прогностических умений молодежи, нацеленных на достижение цели, построение жизненной перспективы. В реализации программы приняли участие студенты 4 курса направления «Социальная работа», профиля «Психосоциальная работа с населением» в количестве 15 человек в возрасте 20-23 лет (10 девушек и 5 молодых людей). Арт-терапевтический тренинг проводился периодичностью 2 раза в неделю в течение одного месяца.
Предполагаемая программа тренинга может рассматриваться как часть психолого-педагогических мероприятий в рамках подготовки к трудоустройству выпускников. Нам представляется важным, что участникам тренинга дается возможность психологически подготовиться к завершению этапа обучения и планировать свое будущее. Содержанием программы является: изучение представлений о своей жизни и отношения к ней, представлений о своей будущей профессии и призвания. Также исследование своего образа - Я, понимание ценностей, потребностей, моделирование жизненного сценария. Определение целей и планирования путей их достижения. В программе использованы упражнения и техники ведущих российских арт-терапевтов А. И. Копытина, Н. Е. Пурнис и других.
Структура программы
№ Вводный этап
1 Занятие 1. Диагностическая работа. Методика И. Соломина «Жизненный путь». Групповое обсуждение процесса работы и результатов методики.
2 Занятие 2. Введение в арт-терапию. Введение в арт-терапевтическое пространство. Снятие напряжения, создание настроя, активизация воображения. Сбор ожиданий, ознакомление с принципами и правилами арт-терапевтического тренинга. Развитие невербальных навыков коммуникации, начальное самораскрытие. Техника «Автограф». Техники «Дорисуй историю» с использованием метафорических карт, «Диалог рисованием», «Рисование групповой фрески». Обратная связь: обсуждение процесса взаимодействия, образа, переживаний, рефлексия события - цель, ценность, смысл, роль каждого.
3 Основной этап
Занятие 3. Работа с Я-концепцией.
Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в группе, рефлексия и осознание
самоотношения.
Обсуждение настроя, мыслей, вопросов участников после первого занятия.
Техника «Я - город ценностей».
Цель: понимание и выражение жизненных ценностей через создание метафоры города.
Обратная связь: представление своего города, ценностей, мыслей и чувств, которые возникали в
процессе и по окончанию.
2 часть. Построение карты мира из вырезанных городов. Обратная связь: обсуждение процесса взаимодействия, образа, переживаний, рефлексия события
- цель, ценность, смысл, роль каждого.
4 Занятие 4. Работа с потребностно-мотивационной сферой. Техника «Путь героя». На основании информации о мифологии, архетипе героя и его странствиях, изобразить путь сту-дента-социального работника после окончания университета через техники рисования. Обратная связь: обсуждение процесса взаимодействия, образа, переживаний, рефлексия события - цель, ценность, смысл, роль каждого.
5 Занятие 5. Работа с профессиональной идентичностью. Интенсификация процессов, раскрытие индивидуальности в русле фототерапии. Техника «Чувства и состояния на данный момент». Создание фотоснимков, которые передавали бы чувства и состояние на данный момент. Техника «Я - представитель определенной профессии». Создание фотоснимков, которые отражали бы значимые характеристики как представителей определенной профессии. Групповая презентация и обсуждение. Обратная связь: обсуждение процесса взаимодействия, образа, переживаний, рефлексия события.
6 Занятие 6. Работа с «Я-будущим» Интенсификация процессов осознания, раскрытия индивидуальности Техника «Грани моего Я». Создание фотоснимков, отражающих грани Я: реальное, идеальное и социальное в виде метафорических образов. Техника коллажа «Мои планы и мечты». Индивидуальная презентация и обсуждение. Обратная связь: обсуждение процесса взаимодействия, образа, переживаний, рефлексия события - цель, ценность, смысл, роль каждого.
7 Занятие 7. Работа с самореализацией в определенной сфере. Интенсификация процессов осознания, раскрытия индивидуальности. Техника коллажа «Мои ценности и интересы, потребности» Содержание: участники в микрогруппах создают коллаж из фотографий, отражающих ценности, интересы и увлечения. Их развитие в какое-либо дело. Обратная связь: анализ процесса и результатов работы, полученных добавлений отражение эмоций и чувств.
Завершающий этап
8 Занятие 8. Работа с осознанием жизненного пути. Техника визуального-нарратива «Автобиография» на основе упражнения «Письмо из будущего». Цель: осознание сценария жизни. Обратная связь: анализ процесса и результатов работы, полученных добавлений, отражение эмоций и чувств.
9 Подведение итогов. Итоговая рефлексия. Заполнение анкеты обратной связи. Рекомендации по дальнейшему развитию.
Анализ процесса арт-терапии в работе с образом будущего
Начальное обсуждение и анализ образа будущего с применением методики И. Л. Соломина «Жизненный путь» [5], показало отсутствие определенности насчет будущего, особенно в профессиональном плане. Затруднения в планах на будущее в той или иной степени отметили большинство участников - 54%.
Фасилитация, поддержка художественной и вербальной экспрессии на всех этапах работы способствуют творческой активизации участников. Студенты активно презентовали свои работы, демонстрировали открытость и искренность. Некоторые юноши были немногословны, отметили затруднения в презентации себя. На рефлексии участники отметили наличие интереса к групповой работе, к выражению переживаний и пониманию чувств своих однокурсников.
Известно, что развитие жизненных перспектив личности связано с развитием Я-концепции. Понимание своей идентичности, личностных особенностей, восприятие и оценка характеристик, определяют дальнейшее самоопределение, планы и перспективы человека. Следующей задачей в ходе арт-терапевтического тренинга являлись изучение и развитие «Я-концепции» участников тренинга. Результаты методики «Кто Я» (Куна и Макпартленда) были соотнесены с арт-терапевтическим упражнением «Грани моего Я». Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик показало, что в характеристиках идентичности 55,8% составляют социальные роли, 44% - индивидуальные характеристики. Уровень количественной дифференциации «Я» участников оказался высоким, что говорит об уровне развития рефлексии. Согласно «модусам Я», по модифицированному варианту теста «Кто Я» Л. Зурхер [6], выраженность характеристик «рефлексивного Я» (44%) также говорит об уровне развития личности.
В варианте «Я - сейчас» - социальные роли: студент, дочь, сын, внук, брат, сестра, социальный работник.
В варианте «Я - через 10 лет», добавились такие роли, как муж, жена, отец, мать, начальник, предприниматель, профессионал.
По гендерному признаку у всех молодых людей можно отметить явное преобладание социальных ролей. Как определяют психологи, указание множества социальных ролей (студент, сын, внук, музыкант) говорит о «недостаточной уверенности в себе или о наличии тенденции к самозащите» [8]. У двоих участников оказалась минимальная представленность социальных ролей, что говорит о выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении внешних правил или инфантильности.
Анализ психолингвистического аспекта идентичности показывает преобладание позитивных и нейтральных категорий и отсутствие завышенных, что говорит об адаптивном состоянии идентичности, уверенности, с одной стороны, и сдержанности, скромности, с другой стороны.
Для исследования «образа Я» в процессе арт-терапии, кроме изобразительных материалов, участниками выполнены ряд техник на основе видео- и фотоматериалов, техники визуально-нарративного подхода. Ряд метафорических упражнений показал противоречивость представлений о будущем профессиональном пути - реальному образу специалиста сопутствовали тревога и неясность. Тревога, связанная с будущим, отреагирована через защитные механизмы фантазирования и была близка к «американской мечте», т.е. похож на стереотипный путь успешного человека из голливудского фильма. Но основным ресурсом выступили ценности: желание помочь людям, семья, интересная жизнь, путешествия, свое дело, обеспеченность. Отметили также инструментальные ценности: трудолюбие, силу воли, веру в себя, терпение, упорство, характер.
Гендерный анализ техники коллажа показал, что юноши больше проявили разнообразие при использовании этой техники, в отличие от техник на основе рисования. Это можно объяснить низкой фрустрирующей особенностью техники коллажа. Озвученные планы также были более конкретны: бросить курить, купить машину, уехать в другую страну. Образы имели позитивный характер по содержанию и цвету. У девушек преобладали долгосрочные планы, такие как создать семью, сделать карьеру, дружить до старости, совершить путешествие.
На рефлексии участники отметили повышение настроения, осознание желаний, пробуждение интереса к забытым увлечениям и творчеству. Кроме этого, можно отметить особую эффективность арт-терапии в развитии групповой динамики и межличностной коммуникации.
Заключение
На основе проведенной программы можно сделать следующие выводы:
1. Представление о будущем и жизненных перспективах у студентов-выпускников можно охарактеризовать как позитивное. У большинства студентов в жизни имеется наличие целей: создание семьи, профессиональная самореализация, которые придают их жизни осмысленность. В то же время для части студентов будущее еще не имеет реальной основы, оно кажется для них чем-то неизвестным. Несмотря на отсутствие конкретики в образе будущего, есть мечта об интересной обеспеченной жизни, определенные ценности и понимание поэтапности достижения желаемого, необходимости приложить усилие, силу воли, упорство, веру в себя.
2. В «образе Я» в процессе арт-терапии определилось преобладание позитивных и нейтральных категорий и отсутствие завышенных, что говорит об адаптивном состоянии идентичности, уверенности, с одной стороны, и сдержанности, скромности, с другой стороны. По результатам работы участники отметили лучшее понимание своего Я, осознание реальных и желаемых качеств; получили новый опыт, новые знания по арт-терапии; открыли новые умения и качества в своей личности. Также актуализировалось осознание своих желаний и целей, внимание к своим эмоциям, переживаниям и мыслям. Активизировалась творческая потребность - желание создавать нечто оригинальное, самобытное, уникальное; повышение интереса к освоению новых занятий и форм деятельности.
3. Результаты проведенной работы показали возможность применения арт-терапевтического метода при формировании образа будущего и жизненных перспектив у молодежи. По результатам итогового анкетирования 86% студентов отметили осознание своих жизненных целей и перспектив, а 14% не отметили осознания своих жизненных целей и перспектив.
Данная программа по формированию образа будущего может быть дополнена задачами работы с целеполаганием и формированием стратегий поведения, развития и расширения внутренних и внешних ресурсов у студентов выпускных курсов.
Литература
1. Короленко Ц. П. Дмитриева Н. В. Личность в мегаполисе. Психология и психотерапия психических нарушений. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 288 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетея, 2001.
3. Башкова С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. - М., 1999. - 152 с.
4. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. - М.: Когито-центр, 2015. - 526 с.
5. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 280 с.
6. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
References
1. Korolenko Ts. P. Dmitrieva N. V. Lichnost' v megapolise. Psikhologiia i psikhoterapiia psikhicheskikh narasheniï. - M.: Institut konsul'tirovaniia i sistemnykh resheniî, 2014. - 288 s.
2. Abul'khanova-Slavskaia K. A. Vremia lichnosti i vremia zhizni. - SPb.: Aleteia, 2001.
3. Bashkova S. A. Osobennosti obraza budushchego u starsheklassnikov bol'shikh i malykh gorodov: diss. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05 / S. A. Bashkova. - M., 1999. - 152 c.
4. Kopytin A. I. Sovremennaia klinicheskaia art-terapiia. - M.: Kogito-tsentr, 2015. - 526 s.
5. Solomin I. L. Sovremennye metody psikhologicheskoî èkspress-diagnostiki i professional'nogo konsul'tirovaniia. - SPb.: Rech', 2006. - 280 s.
6. Purnis N. E. Art-terapiia v razvitii personala. - SPb.: Rech', 2008. - 176 s.
-^ÎMîr^Sr-