АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Лихачева К.Н.1, Тищенко П.С.2, Макарова Л.Н.3
1 Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;
2Тищенко Полина Сергеевна - тьютор; 3Макарова Любовь Николаевна - учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Такой метод лечения является незаменимым при проблемах эмоционально-личностного развития, который наблюдается при расстройстве аутистического спектра.
Ключевые слова: арт-терапия, расстройство аутистического спектра, терапевтическое воздействие.
УДК 373.2
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Такой метод лечения является незаменимым при проблемах эмоционально-личностного развития, который наблюдается при расстройстве аутистического спектра.
Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии: сказкотерапия; драмотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; танцевально-двигательная терапия; кинотерапия; куклотерапия; песочная терапия.
Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.
Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.
Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии: создается положительный эмоциональный настрой; улучшается психическое здоровье; облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми; создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии; прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции; прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально; развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение; повышаются адаптационные способности; снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с аутизмом, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.
Список литературы
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма: пер с англ. /Ф. Аппе. М., 2006.
2. Арт-терапия — новые горизонты. / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний дет. аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М., 1989. 95 с.