Научная статья на тему 'Арт-терапия в медико-психосоциальной реабилитации'

Арт-терапия в медико-психосоциальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1946
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынюк Ю. О.

Основой всех реабилитационных мероприятий, различных методов воздействия является апелляция к личности пациента. Реабилитация психически больных имеет ряд особенностей, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения, и прежде всего реабилитация понимается как восстановление либо сохранение индивидуальной и общественной ценности. Наиболее адекватно целям реабилитации, направленным на восстановление личного и социального статуса больных путем опосредования через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, служит психотерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынюк Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аrt-therapy in medical social psychological rehabilitation

The basis of all rehabilitation measures, various methods of influence is to appeal to the patient's personality. The rehabilitation of the mentally ill has a number of features that are associated primarily with the fact that in mental illness as in any other, is seriously violated social connections and relationships, and above all understood as the rehabilitation or restoration of the preservation of individual and social values. The most appropriate rehabilitation goals aimed at recovery of personal and social status of patients by mediation through the personality of rehabilitation actions and activities is psychotherapy.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в медико-психосоциальной реабилитации»

АРТ-ТЕРАПИЯ

В МЕДИКО-ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ю.О. Мартынюк

Филиал ГБУЗ «Клиническая психиатрическая больница № 1 им. Алексеева Н.А.»

ДЗМ, «Психоневрологический диспансер № 13»

Основой всех реабилитационных мероприятий, различных методов воздействия является апелляция к личности пациента. Реабилитация психически больных имеет ряд особенностей, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения, и прежде всего реабилитация понимается как восстановление либо сохранение индивидуальной и общественной ценности. Наиболее адекватно целям реабилитации, направленным на восстановление личного и социального статуса больных путем опосредования через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, служит психотерапия.

так как позволяет задействовать сохранные стороны личности больных и создать на этой основе достаточно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям, сформировать сознательное отношение к лечению и ответственность за свое поведение. Реабилитация психически больных не ограничивается устранением психопатологической симптоматики и должна быть нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности. Для данных поставленных целей необходим именно комплексный подход в реабилитации, который подразумевает под собой несколько компонентов.

Ключевые слова: арт-терапия, реабилитация психически больных, комплексный подход, психотерапия.

Благодаря развитию сети психоневрологических диспансеров появилась возможность амбулаторного лечения психически больных, сокращения сроков их пребывания в стационаре. Стало реальным оказание им квалифицированной медико-социальной помощи на протяжении всей жизни с соблюдением преемственности лечебных и реабилитационных мероприятий между больницей и диспансером. Исчезла необходимость социальной изоляции больных, отрыва их от повседневной жизни. Наблюдение за амбулаторными контингентами внесло коррективы в научные представления о динамике психических болезней, показав, что на большем их протяжении многие больные не нуждаются в госпитализации, остаются в обществе и при наличии благоприятных условий могут длительно сохранять трудоспособность.

В соответствии с современными подходами к проблеме лечения хронических психических заболеваний именно реабилитация должна стать тем звеном в общей структуре психиатрической помощи, которое необходимо для реализации комплексного вмешательства. Комплексный подход имеет ряд преимуществ, так как затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности пациентов и их ближайшего окружения. Это крайне важно,

Медико-биологический(психиатрический)

компонент реабилитации

Он включает в себя:

• психофармакотерапию, направленную на стабилизацию состояния больных, купирование выраженных поведенческих нарушений, назначение препарата длительной терапии;

• информирование пациента о принимаемых препаратах, возможных побочных явлениях, времени ожидаемого начала терапевтического эффекта, возможных рисках при отказе или самостоятельном прерывании лечения либо изменении дозировки назначенного препарата;

• информирование о симптомах, особенностях болезни и ее течении.

Психологическая служба

Этот компонент реабилитации включает проведение экспериментально-психологического обследования, составление психологического портрета и психологического анализа личности, проведение психологических консультаций, кор-рекционных занятий, оказание психологической помощи и поддержки.

Социальный аспект реабилитации г^

Основными его задачами являются: 5

• трудовая реабилитация; ^

• участие в восстановлении социального положения больных (получение льгот, пенсий);

Ю.О. Мартынюк. Арт-терапия в медико-психосоциальной реабилитации // СОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ 2017, № 1

• помощь в поиске подходящих вакансий;

• восстановление или обучение новым профессиональным навыкам;

• социально-правовая защита;

• патронаж больных;

• проведение досуговых мероприятий, в том числе организация средовых групп, ориентированных на социальную активацию больных и их приобщение к жизни в обществе, коллективные экскурсии, посещение музеев, выставок и т. д.

Всё это способствует тренировке общения и прививает пациентам навыки адекватного поведения в семье и на работе.

Психотерапевтическое лечение

Роль психотерапии существенно возросла в связи с развитием реабилитационного направления в психиатрии, методологической установкой которого является объединение медицинского психологического и социального подхода в единую биопсихосоциальную модель. Применение психотерапевтического подхода к лечению позволяет:

• предотвратить раннюю инвалидизацию, распад семьи, разрыв социальных связей;

• сохранить социальное функционирование пациента;

• помочь в преодолении чувства вины, безнадежности, стигматизации посредством эмоциональной и социальной активации и налаживания коммуникаций, выработки адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировки общения и повышения социальной уверенности, формирования правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекции установок и отношений, оптимизации общения, раскрытия содержательной стороны внутриличностных и межличностных конфликтов, перестройки системы отношений и нахождения адекватных форм психологической компенсации.

Психотерапия потенцирует в том числе антипсихотическое действие биологических методов лечения, изменение проявлений и течения психических заболеваний в сторону их смягчения и значительное расширение возможностей психофармакотерапии. При этом точкой приложения психотерапии является не столько сам патологический процесс, хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности индивида бесспорна, сколько личность пациента и система его отношения к действительности. Также важно отметить, что психотерапия позволяет сфокусировать лечебное воздействие на одной из самых ^ болезненных сторон существования психически больного человека — на нарушении межличност-ногообщения. Коммуникативно-корригирующая психотерапия успешно используется для хрони-г ческих больных.

Стимулирование эмоциональности, социальная активизация и налаживание коммуникаций осуществляется с помощью различных групп, в частности групп творческой активности (главным образом арт-терапия, а также психогимнастика, пантомима, активирующая психотерапия с использованием свободной импровизации диалогов и игровых моментов). Согласно резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия рассматривается как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.

Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию би-опсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дезадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы.

В работе с психически больными арт-терапия начала использоваться раньше, чем в других областях медицины. В скромном арсенале методов лечения психических заболеваний второй половины XIX — начала XX в., т.е. еще до появления арт-терапии как области научного знания, различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место. Некоторыми психиатрами еще давно были отмечены выразительность и своеобразие художественного языка душевнобольных (А. Тардье, М. Симон, Г. Принс-хорн, В. Моргентхалер), наличие определенной связи между творческими способностями и душевными расстройствами (Ч. Ломброзо, П. Карпов), а также благотворное влияние творческих занятий на процессы психиатрического лечения и психотерапии (П. Малиновский, К. Юнг).

Примерно с середины ХХ в. на базе крупных психиатрических больниц в некоторых странах

создаются художественные студии, где больные получают возможность систематически заниматься творчеством под руководством художников, арт-педагогов, а затем (примерно с 1960-х гг) и арт-терапевтов. С 1970-1980-х гг. начинается внедрение арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений, социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так называемой «общинной психиатрии». Немаловажное значение имела происходящая в те годы реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний.

В настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания. Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений. Исторически формировавшиеся модели арт-терапии психических расстройств были тесно связаны с разными профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе. Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Так, креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамически-ориентированные модели нередко используются в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной арт-терапии (арт-психотерапии).

С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания была разработана авторская модель системной клинической арт-терапии (САТ) [2, 3]. Развитие в нашей стране такого сравнительно нового направления в лечебно-реабилитационной работе, как арт-терапия, тесно связано с рядом общих тенденций, касающихся совершенствования системы психиатрического и психотерапевтического обслуживания населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Оценивая имеющийся опыт использования арт-терапии и других форм психотерапии искусством в лечебно-профилактических учреждениях разных стран мира, можно признать, что данные методы обладают значительным потенциалом. Вместе с тем арт-терапия продолжает зачастую рассма-

триваться как преимущественно эмпирический метод лечебного воздействия с недостаточно разработанной теоретико-методологической базой, отсутствием конкретных рекомендаций по ее использованию при разных психических расстройствах. Развитие арт-терапии в нашей стране характеризуется дополнительными сложностями, связанными с относительной новизной данной услуги для большинства лечебно-реабилитационных учреждений. Всё это обусловило необходимость разработки модели клинической системной арт-терапии, уточнения организационных условий и изучения лечебно-реабилитационных эффектов ее применения в амбулаторной и стационарной психиатрической практике. Модель лечебно-реабилитационных арт-терапевтических воздействий системной арт-терапии — совокупность психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-реабилитационных воздействий, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как специфически человеческого, личностного способа деятельности, осуществляемого с опорой на проективно-символическую коммуникацию. Системный характер арт-терапии обеспечивает:

• оптимальный учет различных биопсихосоциальных факторов сохранения и восстановления здоровья;

• обоснование общей стратегии арт-тера-певтических вмешательств и функций специалиста на разных этапах арт-тера-певтического процесса в их соотнесении с другими методами лечения и реабилитации;

• возможность включения арт-терапии в институционально-организационный контекст медицины и психиатрии, оптимального взаимодействия проводящих арт-терапию специалистов с другими специалистами и службами.

Принципиально важным является признание личностно-ориентированного характера арт-терапии. В процессе арт-терапевтических занятий личность больного может проявиться наиболее целостно, во всей полноте своих патологических и здоровых проявлений, реализовать свой внутренний саногенный потенциал, активно использовать те механизмы, которые позволяют компенсировать биологически обусловленные ограничения психических функций, либо скорректировать и развить сохранные функции. В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, особенности ее отношения к себе и другим людям, болезни и лечению. Системная арт-терапия является комплексным видом

о сч

о сч

лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов (индивидуальные, межличностные и общегрупповые интерпретации, воздействующее резюме и др.), реализуемых на основе личностного подхода.

Общий план арт-терапевтической работы в рамках системной арт-терапии подчинен цели и задачам лечебно-реабилитационного процесса, которые могут варьироваться в зависимости от контингента больных, их текущего состояния, организационных условий, стадии терапевтических изменений и других факторов. Разработаны дифференцированные арт-терапевтические программы, состоящие из нескольких блоков, рассчитанных на решение разных задач на основе преемственности общего плана работы. Программы, применяемые в условиях психотерапевтического отделения, а также дневного стационара психоневрологического диспансера, с учетом ограниченности сроков лечения, состоят из двух последовательных блоков.

В рамках первого блока воздействие направлено главным образом на симптоматический уровень и решение тактических задач: эмоциональную стабилизацию и организацию поведения, повышение мотивации больных к психологической работе и получению лечебных процедур, адаптацию к условиям учреждения. В рамках второго блока приоритетными становятся задачи личностной реконструкции, связанные с коррекцией неадекватных эмоциональных, когнитивных и поведенческих стереотипов, раскрытием и преодолением внутриличност-ного конфликта, развитием более адаптивных моделей поведения. Перечень задач, решаемых в рамках каждого блока арт-терапевтической программы, определяется нозологическими и личностными особенностями пациентов, а также их симптоматическим статусом. Задачи симптоматического и личностного уровней постепенно сменяют друг друга, в зависимости от продвижения пациентов с одного лечебно-реабилитационного этапа на другой. Наличие программ не исключает изменения содержания отдельных занятий, с учетом текущих потребностей и состояния больных. Основной организационной формой системной арт-терапии выступает интерактивная арт-терапевтическая группа. Во время ее проведения больные не только занимаются какой-либо творческой деятельностью, но и в определенные моменты времени представляют друг другу и комментируют созданную ими творческую продукцию, вовлекаются в групповые дискуссии. Кроме того, в процессе занятий интерактивной группы могут применяться различные

виды совместной творческой работы, например создание группового рисунка.

Степень интерактивности регулируется ведущим занятий. В некоторых случаях, в силу более выраженных ограничений коммуникативных возможностей пациентов или особенностей их эмоционально-волевой сферы, большую часть времени интерактивность незначительна. Важной процессуально-технологической характеристикой САТ является структура арт-терапевтических занятий и их продолжительность. В большинстве случаев занятия имеют трехчастную структуру и включают:

1) вводную часть, предполагающую оценку состояния и запросов участников занятия на текущий момент времени, их «разогрев» и настрой на работу;

2) основную часть, связанную с выбором вида деятельности и темы, индивидуальной или совместной творческой работой с использованием определенных изобразительных материалов, завершающуюся обсуждением произведений;

3) заключительную часть, связанную с подведением итогов занятия и в некоторых случаях — с определением плана последующей работы или формулировкой «домашних заданий».

В некоторых случаях структура занятий может быть более сложной. Например, основная часть может предполагать смену видов деятельности, что связанно не только с используемыми материалами, но и модальностями творческого самовыражения (изобразительная деятельность, движение и танец, работа с повествованиями и др.). Кроме того, варьируя техниками и видами работы, ведущий может способствовать консолидации психического опыта и границ членов группы либо, напротив, преодолению личных границ и более активному, порой связанному с элементами провокации взаимодействию участников. Он может влиять на групповую динамику, фокусируя внимание членов группы на общегрупповых процессах, применяя для этого соответствующие техники и виды работы, а также способствовать регрессу членов группы на онтогенетически более ранние уровни опыта либо, напротив, актуализации и обогащению их текущего социального опыта.

Процесс системной арт-терапии затрагивает разные уровни биопсихосоциальной организации личности пациента: биологический, психологический и социокультурный. Воздействие системной артаппп-терапии на биологический уровень связано преимущественно с психофизиологическими эффектами изобразительного творчества, его влиянием на сенсорные процессы, соматическую сферу, общее физическое состояние пациента в их взаимосвязи с психикой. Воздействие на психологическом уровне связано с влиянием изобразительного творчества и взаимодействия в группе на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. Воздействие

на социокультурном уровне включает влияние на социальные установки и систему ценностей, я-концепцию пациента, его коммуникативные навыки, эстетические представления, этические нормы, социальные роли, микро- и макросо-циальные отношения. При этом данные уровни и связанные с ними терапевтические эффекты рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и на основе концепции личности как сложной биопсихосоциальной системы, обладающей способностью отражать, изменять и создавать различные отношения, осуществлять культурно-производственную деятельность и использовать различные виды дискурсов (символически-знаковых комплексов). Основные принципы клинической системной арт-терапии следующие.

1. Тесная связь с художественной практикой при допустимости использования элементов полимодальной терапии искусством. Данный принцип системной арт-терапии связан с признанием того, что именно благодаря использованию художественных средств и образов как инструментов проективно-символической коммуникации могут быть в достаточной мере реализованы специфические для арт-терапии лечебные возможности и преимущества перед другими формами лечебно-реабилитационных воздействий, созданы условия для глубокого самораскрытия пациентов и их межличностного взаимодействия. Дополнение арт-терапевтического процесса изобразительной деятельности другими видами и техниками творческого самовыражения продиктовано необходимостью наиболее полного выражения чувств и представлений участников арт-терапевтического процесса и интенсификации межличностного взаимодействия.

2. Интерактивный характер занятий, связанный с созданием условий для творческого самовыражения пациентов, их взаимодействия друг с другом и специалистом; единство и взаимодополняемость вербальной и невербальной коммуникации. Данный принцип обосновывается важной ролью межличностного взаимодействия в развитии психотерапевтических и групповых отношений, выступающих в качестве одного из наиболее глобальных факторов лечебно-реабилитационного воздействия арт-терапии. Интерактивный характер арт-терапевтических занятий связан, прежде всего, с использованием проективно-символических средств, выступающих в качестве инструментов межличностного взаимодействия, что создает условия для более разнообразных и безопасных для многих пациентов триадических транзактных процессов. Дополнительным важным фактором интерактивности выступают разные ситуации, связанные с прямой речевой коммуникацией и вербальной обратной связью в ходе арт-терапевтических занятий. Благодаря единству и взаимодополняемости вербальной и невербальной коммуникации в процессе арт-терапевтических занятий обе-

спечивается не только выражение различного психологического материала, но и его осознание (когнитивная проработка).

3. Ориентация на процессы терапевтических изменений, учет их стадий и уровней. Данный принцип обосновывается данными транстеоретических исследований [Прохазка Дж., Норк-росс Дж., 2005], согласно которым общая терапевтическая эффективность вмешательств, независимо от системы их теоретического обоснования, в значительной степени связана с наиболее общими факторами и процессуально-динамическими закономерностями в психологических реакциях участников психотерапии.

4. Учет разных уровней биопсихосоциальной организации пациентов. Этот принцип связан с признанием сложной, полиэтиологической природы большинства психических расстройств и опосредующих их развитие факторов. Кроме того, данный принцип обосновывается тем, что в процессе художественной практики активизируются не только разные психические, но и физические процессы и структуры тела человека, благодаря чему арт-терапия выступает не только методом психологического, но и психофизического воздействия. В процессе художественной практики могут ярко проявляться психосоматические феномены и реакции с превалированием в одних случаях психических компонентов, а в других — физических в их взаимосвязи друг с другом. Данный принцип предполагает учет этих реакций не только в целях усиления терапевтических эффектов, но и предупреждения возможных осложнений (связанных, например, с выраженной психомоторной заторможенностью депрессивного больного, соматической патологией и иными причинами).

5. Опора на комплекс психотерапевтических факторов и механизмов — не только творческую активность, но и терапевтические отношения в группе (или между психотерапевтом и пациентом в индивидуальной арт-терапии), вербальную и невербальную обратную связь. Данный принцип обосновывается необходимостью наиболее полного использования терапевтического потенциала арт-терапии на основе активизации и проявления всех трех глобальных факторов ее лечебно-реабилитационного воздействия.

6. Наглядно-чувственный характер деятельности и его результатов. Данный принцип связан с признанием специфических особенностей и преимуществ арт-терапии, таких как ее способность воздействовать на психическую и физическую сферы, сенсорные процессы и поведение, обеспечивать мобилизацию психофизических ресурсов организма, вовлечение пациентов в созидательную предметную деятельность и процесс культурного производства и благодаря этому — повышать их заинтересованность в творческих занятиях (как во время арт-терапии, так и после нее), удовлетворенность работой и ее «плодами».

о сч

о

CN

7. Сочетание группового характера терапии с индивидуализированностью воздействий. Данный принцип обосновывается с позиций личностного подхода, а также биопсихосоциальной концепции болезней. Он связан с признанием индивидуально-личностного характера реакций участников арт-терапевтического процесса на имеющиеся в их распоряжении художественные материалы и виды деятельности и ситуации межличностного взаимодействия. Кроме того, данный принцип связан с необходимостью учета специфики не только личностных реакций участников занятий, но и их мотивации, установок, эмоционально-волевых, познавательных, коммуникативных и физических возможностей. В то же время групповой характер арт-терапии позволяет привлечь значительный спектр терапевтических факторов и механизмов и воздействовать на социальные навыки пациентов в большей мере, чем во время индивидуальных занятий.

8. Ориентация на саморазвитие пациентов посредством творческой активности, доверие к их внутренним ресурсам и механизмам творческой адаптации с параллельным привлечением и активизацией внешних, в частности групповых, ресурсов. Данный принцип связан с признанием творческой, изобразительной деятельности в качестве универсального, свойственного всем людям (независимо от их состояния здоровья и художественной одаренности) механизма познавательной деятельности, самовыражения и взаимодействия с окружающим миром, тесно связанного с механизмами саморегуляции и психологической адаптации [4].

В заключение важно подчеркнуть, что реабилитация психически больных прежде всего должна быть нацелена на общее повышение качества жизни и стимулирование к самостоятельной активной деятельности. Для решения поставленных задач целесообразно применение психотерапии, в частности системной арт-терапии, проведение которой в амбулаторных и стационарных условиях вызывает, что доказано, такие лечебно-реабилитационные эффекты, как снижение депрессивных, тревожных и ипохондрических, обсессивно-компульсивных проявлений, агрессивности, коррекция поведения и мыслительной деятельности, повышение активности и контактности больных. Положительные изменения в сфере личностного функционирования связаны с ростом самоуважения и самопринятия, креативности и контактности, улучшением понимания своих переживаний, положительными изменениями в сфере ценностных ориентаций, а также улучшением познавательных навыков, межличностных отношений, ростом субъективной удовлетворенности разными сферами

жизни. Также отмечено улучшение социального функционирования пациентов: усиление творческой направленности деятельности, улучшение профессиональной работоспособности, отношений с окружающими и организации свободного времени.

Литература

1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2000.

2. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. — СПб.: Речь, 2011.

3. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизи-рующие эффекты: автореф. дисс. ...д-ра мед. наук. — СПб, 2010.

4. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами // Медицинская психология в России. — 2012. — № 2 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http:// medpsy.ru.

5. Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Москва: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2004.

6. Борщевская И., Шереметова С. Применение мультимодальных техник в процессе групповой арт-терапии с пациентами с пограничными психическими расстройствами // Исцеляющее искусство. — 2006. — № 4.

7. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб.: Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 1998.

Аrt-therapy in medical social psychological rehabilitation

Y.O. Martynyuk

GBUZ Clinical Lunatic Asylum № 1 of Alekse-ev N. A. branch DZM, No. Psychoneurological clinic of № 13

The basis of all rehabilitation measures, various methods of influence is to appeal to the patient's personality. The rehabilitation of the mentally ill has a number of features that are associated primarily with the fact that in mental illness as in any other, is seriously violated social connections and relationships, and above all understood as the rehabilitation or restoration of the preservation of individual and social values. The most appropriate rehabilitation goals aimed at recovery of personal and social status of patients by mediation through the personality of rehabilitation actions and activities is psychotherapy.

Keywords: art-therapy, rehabilitation of the mentally ill, an integrated approach, psychotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.