Научная статья на тему 'Арт-терапия как средство гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей младшего школьника'

Арт-терапия как средство гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
751
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева А.В.

Для поддержания уравновешенного душевного состояния детей важно понимать, чув-ствуют ли последние любовь в своей семье и значимость для родителей, а также их отношение к родителям. В данное статье речь пойдет о наиболее эффективной форме психологокоррекциой работы с семьями при использовании арт-терапии, которая направлена на невербальное общение, представляющую ее особенно ценной в ситуациях, когда наблюдается затруднение в вербальном описании переживаний, происходящих на эмоциональном уровне. Чаще всего это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью. Кроме того, творческая деятельность сама по себе вы-ступает отличным средством для сближения людей, что особенно важно в случае затруднении в на-лаживания контакта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как средство гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей младшего школьника»

УДК 159; 37.013

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

А.В. Моисеева

Аннотация. Для поддержания уравновешенного душевного состояния детей важно понимать, чувствуют ли последние любовь в своей семье и значимость для родителей, а также их отношение к родителям. В данное статье речь пойдет о наиболее эффективной форме психологокоррекциой работы с семьями при использовании арт-терапии, которая направлена на невербальное общение, представляющую ее особенно ценной в ситуациях, когда наблюдается затруднение в вербальном описании переживаний, происходящих на эмоциональном уровне. Чаще всего это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью. Кроме того, творческая деятельность сама по себе выступает отличным средством для сближения людей, что особенно важно в случае затруднении в налаживания контакта.

Ключевые слова: творческая деятельность, младшие школьники, арт-терапия, детско-родительские отношения.

ART THERAPY AS A MEANS OF HARMONIZATION

OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

IN THE FAMILY BRINGING UP A YOUNGER STUDENT

A.V. Moiseeva

Abstract. To support the state of mind of children it is very important to understand whether they feel love, importance for parents in the family as well as their attitude to parents. The article deals with the most effective form of psychological correction of work with families when using art therapy, aimed at non-verbal communication, which makes it especially valuable in cases when there is difficulty in the verbal description of emotional experiences. Most often this is typical for families with impaired livelihoods. Besides, the creative activity itself is an excellent means for bringing people together. This is especially valuable in case of a difficulty in establishing contacts.

Keywords: creative activity, younger students, art therapy, harmonization of parent-child relations.

Современный этап жизни общества обострил проблемы в отношениях детей и родителей, что обусловило потребность в обеспечении приемлемых условий психического развития детей младшего возраста.

Важное место в развитии ребенка, а также его личностной и эмоциональной сферы, занимает взаимодействие родителей со своим ребенком, как на ранних, так и более поздних стадиях его развития. В ходе постоянного взаимодействия с ребенком родители способствуют регулированию и упорядочиванию его взаимоотношений с окружающим миром, освоению различных психотехнических приемов аффективной организации его поведения, а также нормализации аффективных процессов. Расстройство во внутрисемейных отношениях способно повлечь различные нарушения психического развития ребенка [1; 4].

В связи с тем, что потребность в психологической помощи семьям, имеющих разного рода проблемы в межличностном общении, эмоционального и поведенческого отклонения, а также ослабленного здоровья детей возрастает, возникла потребность в разработке мер для помощи данным семьям. Немногие семьи обладают возможностью в полной мере разрешить жизненные проблемы своими силами.

Причины тому разные. Так, одни семьи не желают заниматься воспитанием ребенка, другие - просто не обладают навыками такого воспитания, третьи, в свою очередь, вовсе не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях требуется помощь квалифицированного педагога-психолога. Задачей данного специалиста выступает работа и убеждение родителей в том, что совместное посещение занятий с ребенком будет более эффективным, способствуя при этом скорейшему улучшению его состояния, а также изменению нежелательного поведения на нормальное.

Наиболее чувствительными к состоянию семейного неблагополучия у ребенка выступают представления о себе, собственная самооценка и образ. Так как полнота удовлетворения потребностей ребенка непосредственно зависит от его родителей, то представления о себе и собственный образ в значительной степени сопряжены с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, а также с характером установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и наоборот [1; 2].

Актуальность данного исследования обусловливает сложная ситуация, которая сложилась в отнюдь не идеальном современном социуме. В мире много зла, жестокости и безразличия людей к окружающим, а иногда даже к собственным родным и близким. Преступность возрастает с завидной стремительностью. И все это, как правило, является результатом неправильного подхода к воспитанию, итогом семейного насилия и проявления агрессии родителей к своим детям, либо же просто безразличия. Поэтому своевременное выявление отклонений в семье может способствовать предотвращению перечисленных негативных последствий.

Методом, который заслуживает внимания при ранней диагностике проблем в семье, по мнению автора, выступает арт-терапия, поскольку последняя вызывает у людей исключительно позитивные эмоции и помогает преодолению подавленности и апатий, а также способствует сформированию активной жизненной позицию, что крайне необходимо в работе с семьями.

Многие авторы, среди которых А. Копытин, Г.М. Ферс, Т. Зинкевич-Евстигнеева и М. Шевченко, отмечают, что арт-терапевтические методы существенно облегчают течение лечения психосоматических заболеваний и расстройств [3].

В данной статье представлен личный опыт автора, который был наработан в процессе прохождения научно-исследовательской практики.

Как правило, применялись методы арт-терапии, позволяющие наиболее точно и искренне передать состояние и чувства индивида.

Проводя занятия, психолог задействует все внимание клиента.

При этом на нет сведена вербальная форма общения (за счет этого снимается напряженность участников). Рисование является хорошим средством эмоционального сближения. Помимо этого родителям предоставляется возможность отвлечься от повседневных проблем, рабочих моментов и забот [4].

Используемые в ходе работы арт-терапевта с ребенком приемы как вербальной, так и невербальной связи, могут включать в себя активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию изображенных в рисунке, поступках и мимике чувств ребенка, а также сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, которые ограничивают воздействие и иные приемы.

Автор предлагает один из вариантов занятия, построенного по данному алгоритму.

Цель занятия состоит в гармонизации детско-родительских отношений посредством арт-терапии.

Задача состоит в организации совместной деятельности ребенка и взрослого: необходимо посредством метода арт-терапии простимулировать самовыражение эмоционального состояния, путем проведения совместного занятия повысить компетентность родителей

в сфере взаимодействия в системе «родитель - ребенок», установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Участники занятия: дети от 3-х лет и их родители. Возможно проведение индивидуального занятия (с одной парой «родитель - ребенок») либо с несколькими семьями.

Время: от 30 минут до 1,5 часа.

Для проведения занятия понадобились: музыка, морские ракушки, листы формата А-3 (один лист на пару «родитель - ребенок»), краски и кисточки.

Рассмотрим ход занятия:

Приветствуются все, кто пришел на занятия. Имена детей произносятся обязательно. Если дети маленькие, то следует обращаться к родителям не по имени, а «папа» и «мама». Ребенок так не будет путаться и пугаться.

Затем включается музыка и проводится релаксация, арт-терапевт просит расслабиться и вслушаться в звуки воды (это может быть море или речка), мысленно оглянуться вокруг, ведь на берегу лежат морские ракушки (в это время они аккуратно раскладываются). Можно потрогать каждую из них, послушайть, как они передают шум моря.

Участники закрывают глаза - и каждый представляет себе свою картину.

После этого арт-терапевт предлагает нарисовать общую картину, просит участников постараться рисовать, минимально обсуждая сюжет рисунка. Спонтанность дает участникам возможность приблизиться к пониманию себя и собственных проблем.

После того, как участники занятия нарисовали собственную общую картину, наступает время для обсуждения чувств и эмоций, кто и как чувствовал себя во время мечты, легко ли было выбрать тему для рисунка, как кто чувствует себя сейчас. Нужно дать название своему общему рисунку.

Также хорошая методика - «Рисунок семьи», цель которой состоит в выявлении особенностей внутрисемейных отношений.

Рисунки заменяют собой язык и выступают главным инструментом восприятия, переработки и передачи различных представлений. Стимульные изображения актуализируют у участников занятия фантазии, которые затем отражаются в рисунках. Обсуждая применение такого рода методологии, Р. Сильвер отмечает, что «выполнение задания на воображение может обеспечить доступ к фантазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подростков с эмоциональными нарушениями».

Для исследования нужны: лист бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, синий, красный, желтый, зеленый, коричневый), ластик. Ребенку предоставляется инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Категорически нельзя объяснять, что означает слово «семья», поскольку этим искажается суть исследования.

В процессе выполнении задания самое важное - отмечать последовательность рисования деталей, случаи, когда ребенок задумался более 15 секунд, стирание деталей, а также спонтанные комментарии ребенка.

После того, как ребенок окончит выполнение задания, необходимо постараться получить максимум сведений посредством постановки определенных вопросов. Ребенка можно спросить, кто изображен на рисунке, где он (они) находятся, что делают, уточнить весело или скучно, а также выяснить кто на рисунке счастливый, а кто нет, и почему.

Данная методика позволяет оценить наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д. (рисунок 1).

По проведенным исследованиям выявлено, что счастливых детей из благополучных семей не так уж и много - всего 30 %. Остальные 70 % семей имеют детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе, замкнутых, склонных к агрессии (как средству защиты), имеющих низкую успеваемость и склонность к асоциальному поведению.

30 % 25 % ■

^^^^ 15 % ^^ 15 %

Счастливые

Агрессивные

С заниженной самооценкой

Замкнутые

Низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления

учебной деятельности

Рисунок 1. Результаты выполнения задания «Рисунок семьи»

5 %

Склонность к асоциальному поведению

Ребенок, испытывающий систематическое эмоциональное напряжение и дискомфорт, требует сторонней помощи. Чем раньше его родители осознают, что отношения в семье складываются в негативном ключе и причиняют ребенку непоправимый вред, тем выше возможность успешной коррекции. Однако для этого необходима помощь специалистов, в числе которых - педагоги и психологи. К сожалению, случается так, что родители не видят существующие проблемы, либо видят, однако игнорируют или отказываются их решать, не совершают попыток хоть как-то повлиять и изменить ситуацию - а ведь атмосфера семейных отношений выступает решающим фактором становления личности ребенка. Кроме того, от отношения к ребенку со стороны родителей и иных членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.

Библиографический список

1. Бивер С. Счастливые дети - счастливые Вы. НЛП-тренинг для родителей. 2011.

2. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М., 2013.

3. КопытинА. Арт-терапия детей и подростков. URL: http://iknigi.net/avtor-aleksandr-kopytin/95007-art-terapiya-detey-i-podrostkov-aleksandr-kopytin/read/page-1.html (дата обращения: 23.06.2018).

4. Сатир В. Психотерапия семьи. М., 2018.

А.В. Моисеева

студент Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.