Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО'

АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпосылки / артпедагогика / арт-терапия / личность / профессиональность / искусство / позиция / сублимaция / зрелости / мотивационно-потребностную / компоненты / коррекционно-развивающего. / prerequisites / art pedagogy / art therapy / personality / professionalism / art / position / sublimation / maturity / motivational needs / components / correctional and developing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматова, Мавжуда Махмудовна, Мирзаева, Дилфуза Шавкатовна

В данной статье написано о развитие личности ребенка, как проявляются ряд психических новообразований, как происходят важные личностные черты, как формируются особенности психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Основная цель арт-терапевтической работы с дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия позволяет им свободно проявлять свою фантазию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A MEANS OF ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE TO ECE

This article describes the development of the child's personality, how a number of mental neoplasms manifest themselves, how important personality traits occur, how the features of the psyche are formed that determine the behavior of children, their attitude to the world around them and represent the foundation of personality. The main goal of art therapy work with preschoolers is to harmonize the development of personality through the development of the ability of self-expression and self-knowledge. Art therapy allows them to freely express their imagination.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО»

Scientific Journal Impact Factor

АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

В данной статье написано о развитие личности ребенка, как проявляются ряд психических новообразований, как происходят важные личностные черты, как формируются особенности психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Основная цель арт-терапевтической работы с дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия позволяет им свободно проявлять свою фантазию.

Ключевые слова: предпосылки, артпедагогика, арт-терапия, личность, профессиональность, искусство, позиция, сублимaция, зрелости, мотивационно-потребностную, компоненты, коррекционно-развивающего.

This article describes the development of the child's personality, how a number of mental neoplasms manifest themselves, how important personality traits occur, how the features of the psyche are formed that determine the behavior of children, their attitude to the world around them and represent the foundation of personality. The main goal of art therapy work with preschoolers is to harmonize the development of personality through the development of the ability of self-expression and self-knowledge. Art therapy allows them to freely express their imagination.

Keywords: prerequisites, art pedagogy, art therapy, personality, professionalism, art, position, sublimation, maturity, motivational needs, components, correctional and developing.

ВВЕДЕНИЕ

Арт-терапия это система индивидуальных занятий, направленных на развитие речи средствами художественного творчества. Арт-терапия (от англ. art—искусство, therapy — лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на лечебном воздействии изобразительного творчества с целью влияния на психоэмоциональное состояние ребенка.

ВОЗРАСТА К ДОО

Нигматова Мавжуда Махмудовна Мирзаева Дилфуза Шавкатовна

Бухарский Государственный Университет

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 2 | ISSUE 1

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание.Так как адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Цель каждого дошкольного образовательного оргонизация - адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми и сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, задачи, которой развитие коррекции, воспитание и социализация.

Арт-терапия в детском саду это путь к психологическому здоровью

ребенка.Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих

способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и

позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается

внутренний мир ребенка. Используя арт-терапию в работе с детьми, мы

стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного

1210

Scientific Journal Impact Factor

тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.

В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать игры с элементами арт-терапии. Эффективность воздействия этих упражнений, и игр на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одном совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду:

Игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;

Изотерапия-это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;

Сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения

Scientific Journal Impact Factor

героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;

Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и "песочного мира; создание песочных композиций и "секретов".

Для определения успешности адаптационного периода, используются следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации. Необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.

Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является арт-терапия, так как арт-терапия - не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Если у Вашего ребенка имеются трудности эмоционального развития; аутичный спектр поведения; сниженное настроение; эмоциональная неустойчивость; повышенная тревожность; страхи; фобии; низкая самооценка арт-терапия ему необходима. Особенно полезна арт-терапия не говорящим детям с выше перечисленными проблемами, так как в случаях, когда переживания нельзя выразить словами, арт-терапевтические средства обеспечивают доступ к этим переживаниям и помогают избавиться от них.

Детский рисунок это особый материал, который помимо художественно-творческого начала, несет важный коммуникативный смысл. Рисование помогает отвлечь малыша от его болезненных переживаний, снимает напряжение, успокаивает и возвращает ощущение собственной ценности.

Scientific Journal Impact Factor

Ребенок плохо себя ведет? Ему ничего не интересно? Он не хочет работать над своей речью?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многим детям с речевыми проблемами трудно выразить свои чувства, эмоции и мысли, а также понять, что чувствуют другие люди. Иногда именно это становится причиной нежелательного поведения. Таким детям легче наладить диалог с миром в процессе творческой деятельности. Но сначала нужно просто научиться получать удовольствие от рисования, лепки, конструирования. Арт-терапия поможет малышу дать социально приемлемый выход агрессии; установить контакты с людьми; развить самоконтроль и концентрацию внимания; повысить самооценку.

REFERENCES

1. Мирзаева, Дилфуза Шавкатовна, and Зилола Исмоиловна Курбанова. "Арт-педагогические технологии коррекции страхов у детей дошкольного возраста." Scientific progress 2.7 (2021): 1206-1212.

2. Hakimova, N. (2021). ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz), 22(22).

3. Гулноз Касымовна Хасанова, Дилфуза Шавкатовна Мирзаева ПОДВИЖНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ПЕДАГОГИКИ // Scientific progress. 2021. №7.

4. Nigmatova M. M., Sh M. D. ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION //Проблемы науки. - 2021. - С. 54.

5. Нигматова Мавджуда Махмудовна, Мирзаева Дильфуза Шавкатовна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ART ПЕДАГОГИКИ // Вестник науки и образования. 2021. №14-3

(117).

6. Нигматова М. М., Файзуллаева Ш. Ф. К., Кодирова С. Д. К. Способы эффективного использования методов обучения математике в начальных классах //Academy. - 2020. - №. 3 (54).

7. Нигматова М. М. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ //ББК 71.0 И74 Редакционная коллегия Ответственный редактор. -2019. - С. 191.

8. Негматова М. М., Курбонова Э. К. К., Курбонова Н. К. К. О качествах современного учителя //Проблемы педагогики. - 2020. - №. 1 (46).

Scientific Journal Impact Factor

9. Нигматова М. М., Умарова Г. У. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ //Academy. - 2020. - №. 12 (63).

10. Нигматова М. М. Художественное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста //Вестник магистратуры. - 2019. - С. 44.

11. Nigmatova M. RAQAMLI O'YINLAR BOLALARNI O'QITISH USULI SIFATIDA //ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. -№. 3.

12. Ниязова Г. Д., Нигматова М. М., Хужаева С. С. Современное представление о физиологическом механизме внимания и памяти //Научно -спортивный вестник Урала и Сибири. - 2015. - №. 5. - С. 50-55.

13. Нигматова М. М., Файзуллаева Ш. Ф. К., Кодирова С. Д. К. Способы эффективного использования методов обучения математике в начальных классах //Academy. - 2020. - №. 3 (54).

14. Нигматова М. М. Формирование и развитие толерантности в семье //Наука и инновации-современные концепции. - 2019. - С. 82-85.

15. Mahmudovna N. M. Reasons for Personal Change of Modern Preschool Children //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 10.

16. Makhmudovna N. M. The role of artpedagogy in the growth of new generation //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 11.

17. Hakimova, N. (2021). ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЦЕНТР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (buxdu. uz), 22(22).

18. To'raqulovich, Jumayev Umedjon, and Hakimova Nargiza Supxonovna. "Ways to shape a healthy lifestyle in the family of preschool children." Middle European Scientific Bulletin 11 (2021).

19. Mukhamadovna, Tilavova Matlab, Husenova Aziza Sharipovna, and Hakimova Nargiza Supkhonovna. "The system of development of professional competence in future primary school teachers." SYSTEM 7, no. 13 (2020): 2020.

20. Supkhonovna, Hakimova Nargiza. "Technology for the development of the qualities of pedagogical competence in future teachers." ASIAN JOURNAL OF MULTIDIMENSIONAL RESEARCH 10.5 (2021): 372-382.

21. Хакимова, Н. С., & Хабибова, Г. Г. А. АВЛОНИ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ И РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ. Вопросы науки и образования, 34.

Scientific Journal Impact Factor

22. Хасанова Г. Х., Рахматова Г. Ш. Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в развитии образовательного процесса //Academy. - 2019. - №. 10 (49).

23. Sh R. G. THE ROLE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE SPIRITUAL FORMATION OF STUDENTS //Web of Scientist: International Scientific Research Journal. - 2021. - Т. 2. - №. 11. - С. 317-320.

24. Рахмонова Г. Ш. РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ: DOI: 10.53885/edinres. 2021.30. 30.038 Рахмонова ГШ, научный исследователь кафедры «Дошкольное образование» БГУ, Асадова Вазира, одарённый студент факультета Дошкольного образования БГУ //Научно-практическая конференция. - 2021. - С. 96-97.

25. Рахмонова Г. ТАЛАБАЛАРДА МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ КОМПЕТЕНЦИЯЛАРНИ РИВОЖЛАНТИРИШ //Матерiали конференщй МЦНД. - 2021.

26. Shavkatovna R. G. Methods of formation of spiritual and moral competencies in the education of future teachers //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 976-980.

27. Rakhmonova G. S. Development of Spiritual and Moral Competencies in Students as a Pedagogical Problem //International Journal of Culture and Modernity. - 2021. - Т. 11. - С. 311-314.

28. Рахмонова Г. Ш., Тошхонова З., Тохирова М. ТАЛАБАЛАРДА МАЪНАВИЙ-АХЛОКИЙ КОМПЕТЕНЦИЯЛАРНИ ШАКЛЛАНТИРИШ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 7. - С. 1032-1037.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.