Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1981
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОАНАЛИЗ / ПСИХОТЕРАПЕВТ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ТВОРЧЕСТВО / МЕТОД / АВАНГАРДИЗМ / СЮРРЕАЛИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Ольга Алексеевна

Данная работа посвящена теме возникновения и становления арт-терапии. Данный метод имеет долгий путь развития. Кроме психологов, психиатров, психотерапевтов в становление арт-терапии (как метода психокоррекции) большой вклад внесли и деятели мира искусства. Объединившись с другими научными дисциплинами, сегодня арт-терапия продолжает развиваться, при этом активно используется в современной практической психологии и педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A METHOD OF PSYCHO-CORRECTION: EMERGENCE AND DEVELOPMENT

This work is devoted to the theme of the emergence and formation of art therapy. This method has a long way of development. In addition to psychologists, psychiatrists, psychotherapists, figures in the art world also made a great contribution to the development of art therapy (as a method of psychocorrection). Having united with other scientific disciplines, today art therapy continues to develop, while being actively used in modern practical psychology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ»

№ 3 (93)

март, 2022 г.

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

Киселёва Ольга Алексеевна

фотохудожник, РФ, г. Новосибирск E-mail: olgakis2002@rambler. ru

ART THERAPY AS A METHOD OF PSYCHO-CORRECTION: EMERGENCE AND DEVELOPMENT

Olga Kiseleva

photographer, Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена теме возникновения и становления арт-терапии. Данный метод имеет долгий путь развития. Кроме психологов, психиатров, психотерапевтов в становление арт-терапии (как метода психокоррекции) большой вклад внесли и деятели мира искусства. Объединившись с другими научными дисциплинами, сегодня арт-терапия продолжает развиваться, при этом активно используется в современной практической психологии и педагогике.

ABSTRACT

This work is devoted to the theme of the emergence and formation of art therapy. This method has a long way of development. In addition to psychologists, psychiatrists, psychotherapists, figures in the art world also made a great contribution to the development of art therapy (as a method of psychocorrection). Having united with other scientific disciplines, today art therapy continues to develop, while being actively used in modern practical psychology and pedagogy.

Ключевые слова: арт-терапия, психокоррекция, психоанализ, психотерапевт, психотерапия, творчество, метод, авангардизм, сюрреализм, художественная экспрессия, творчество душевнобольных.

Keywords: art therapy, psychocorrection, psychoanalysis, psychotherapist, psychotherapy, creativity, method, avant-garde, surrealism, artistic expression, creativity of the mentally ill.

Арт-терапия - это направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражнениях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством [1, с. 336].

Как пишет А.И. Копытин, "арт-терапия имеет древнейшее происхождение и, в некотором смысле, ее первообразом являются разнообразные виды сакрального искусства, нередко применяемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, эстетический, дидактический и другие элементы терапевтического воздействия" [1, с. 37-38].

Сам термин "арт-терапия" (терапия искусством) впервые был использован британским художником, писателем, арт-терапевтом, педагогом Адрианом Хиллом в 1938 году. История возникновения данного метода психокоррекции уходит истоками ко Второй мировой войне, когда реабилитационная методика применялась к детям, вывезенным из фашистских лагерей.

Концептуальной базой арт-терапии послужили идеи Зигмунда Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека выражается каждый раз, когда он спонтанно создает продукт творчества, а также Карла Густава Юнга о индивидуальных и коллективных символах.

Так, из книги профессора Ричарда Нолла "Арийский Христос: Тайная жизнь Карла Юнга" следует, что наряду с сеансами психоанализа Юнг большое внимание уделял работе пациентов с книгами по искусству. Они учились рисовать образы, которые появлялись у них во сне, далее сопоставляли их с образами из произведений искусства. Это развивало внутренний мир пациентов и способствовало расширению их самосознания.

Первым привлек внимание к изобразительному творчеству душевнобольных итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. Именно он отметил связь между психической патологией и гениальностью, высказал предположение, что психические расстройства могут способствовать творчеству, придавая ху-доже-ственному языку автора оригинальность и выразительность и способствуя акти-визации воображения.

В начале ХХ века с развитием интереса к творчеству пациентов со стороны врачей-психиатров, такой же интерес стали проявлять представители авангардистских художественных течений, они изучали и даже использовали в своем творчестве приемы, характерные для душевнобольных пациентов.

Библиографическое описание: Киселёва О.А. АРТ -ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2022. 3(93). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13216

№ 3 (93)

4« 7univertwin.com

иМ^ЕРБиМ:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

март, 2022 г.

Например, один из представителей сюрреализма -поэт Поль Элюар, воодушевленный творчеством таких пациентов, описывает их рисунки следующим образом: "Рисунки душевнобольных переносят нас прямо и невольно в города и деревни, где движется ветер откровения...Раскройте глаза, умоляю вас, на этот девственный пейзаж! Примите в качестве постулата принцип абсолютной свободы и признайте со мной, что мир сумасшедших не может соответствовать нашему времени" [2].

После опубликования в 1922 году книги немецкого психиатра Ханса Принцхорна "Художественное творчество душевнобольных" (Рис. 1) Сальвадор Дали представил свой "параноидально-критический метод", культивирующий образы измененных состояний сознания. Его суть заключалась в том, что художник критически относился ко всем ценностям, традиционно дорогим человечеству, поскольку параноидальное расстройство личности, в свою очередь, также подразумевает неприятие реального мира, то самое отрицание действительности.

Рисунок 1. Из коллекции Х. Принцхорна

Представители искусства, безусловно, внесли свой вклад в исследование некоторых форм художественной выразительности (аутсайдер-арт, ар-брю), имеющих, в свою очередь, определенную связь с арт-терапией. С психодиагностической точки зрения позиция представителей мира искусства может рассматриваться как один из факторов развития биопсихосоциальной парадигмы арт-терапии и медицины [3].

Стоит отметить, что в современном мире успешно продолжается исследование творчества душевнобольных как явления искусства. Их творчество занимает свое место в искусстве постмодерна, представлено на арт-рынке, зачастую рассматривается как близкое по своей направленности и природе искусству людей, обладающих паранормальными или интуитивными способностями.

С середины XX века арт-терапия начала более широко применяться в психиатрических и общесоматических госпиталях и рассматриваться как фактор повторной психотерапии, позволяющий корректировать последствия социальной изоляции больных.

В Соединенных Штатах Америки данным методом психокоррекции одной из первых начала заниматься психолог, педагог, художник, писатель Маргарет Наумбург. В 1940-х годах она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, и позднее разработала несколько обучающих программ по арт-терапии (Рис. 2). В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще выражаются не вербально, а в форме образов и символов.

№ 3 (93)

4« 7univertwin.com

и^ЕРЬиМ:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

март, 2022 г.

Рисунок 2. М. Наумбург "Динамически-ориеш

В 50-60-х годах произошло преобразование западной психиатрической службы. Это было связано с закрытием многих психиатрических клиник. Данное событие повлекло формирование амбулаторных услуг и привело к тому, что арт-терапевты начали более тесно работать с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами [4, с. 5].

В России арт-терапевтическая работа началась сравнительно недавно, около 10-15 лет назад. В отличие от некоторых стран, где активную ролью в становлении данного метода играли художники, ведущую роль в развитии отечественных аналогов арт-терапии сыграли психотерапевты.

В 1980-е годы в Ярославле был создан учебный музей психопатологической экспрессии, который постепенно трансформировался в центр междисциплинарного исследования творчества людей с проблемами психического здоровья. Уже к началу 2000-х годов сформировалась отечественная модель клинической системной арт-терапии, в основе которой системный подход, традиции личностно-ориентиро-ванной психологии и психотерапии.

Психоаналитический подход в арт-терапии не предполагает владения практическими навыками художественной экспрессии. Арт-терапия делает большой акцент на процессе творчества, не требует никаких особых навыков и талантов.

Как пишет А.И. Копытин, "суть психоаналитического подхода в арт-терапии состоит в предоставлении возможности человеку осознать свои проблемы через продукты собственного творчества. Это считается не только необходимым, но и достаточным для их преодоления" [5, с. 368].

Не менее интересным является то, что до настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, что именно составляет основу арт-терапии - сам творческий процесс или речевое взаимодействие на основе творческого продукта.

тая арт-терапия: ее принципы и практика"

М. Наумбург подчеркивает значимость интерпретации психотерапевтических отношений, вне которых невозможно достижение устойчивого психотерапевтического эффекта [6, с. 12-23].

Вместе с тем, Э. Крамер считает возможным достижение лечебного эффекта за счет самого творческого процесса. При этом дальнейшая интерпретация считается необязательной [7, с. 22-27].

Г.А. Касен, А.Б. Айтбаева, в свою очередь, выделяют следующие психотерапевтические факторы влияния в арт-терапии, а именно то, что оказывает целебный эффект: художественной фактор экспрессии - воплощение чувств, мыслей и потребностей клиента в его работе, опыт взаимодействия с художественными материалами и художественным образом; психотерапевтический фактор взаимоотношений клиента, терапевта, группы; вербальный фактор -трансформация, перевод процесса и результата творчества с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов [8, с. 19].

Арт-терапия - это междисциплинарное явление. Она ассимилировала достижения психологической науки, опыт и методы изобразительного искусства, педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук.

Арт-терапевтический подход используется в настоящее время различными специалистами: психологами, врачами, педагогами, социальными педагогами, художниками.

Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок, участникам арт-терапев-тического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, такие как графика, скульптура, фотография, лепка и другое. Кроме того, в современную арт-терапию включены и такие формы творческой деятельности, как видеоарт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество [9, с. 9, 10].

№ 3 (93)

март, 2022 г.

Подводя итог, можно сделать вывод, что арт-терапия является одним из наиболее древних методов психологической коррекции. За период своего становления данный метод постоянно модернизировался и, благодаря объединению с другими научными дисциплинами, продолжает активно развиваться и сегодня.

Успешно прорабатывая психические состояния человека, арт-терапия содействуют развитию творческого потенциала личности, вызывая новые способы активности и помогая их закрепить.

Развитию методов арт-терапии способствовали клинико-психиатрический анализ творческой

продукции душевнобольных, исследование изобразительного искусства психоаналитиками, изучение психопатологической экспрессии представителями мира искусства. Опираясь на такую базу современные арт-терапевты имеют возможность повысить эффективность своей работы и внести свой весомый вклад в развитие методов психодиагностики.

Используя созидательную и просто творческую активность человека для решения проблем психологического характера, арт-терапия по праву может считаться одним из самых безопасных и экологичных методов психологической коррекции.

Список литературы:

1. Арт-терапия - новые горизонты/Под ред. А.И.Копытина.-М.: Когито-Центр, 2006.-336 с.

2. Les feuilles libres. Numéro dedié à l'Art 'des Fous' (sic)/Textes de Drieu La Rochelle, Reverdy P., Eluard P., Tzara T., Satie E., Quelques Fous, ea - dessins inédits de Fous_Bolliger IV. 1924, №35, Janv.-Février.

3. Копытин А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс]//Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч.журн.- 2013. - N 2 (2), URL: http://medpsy.ru/climp.

4. Трефилова Ю.С. Арттерапия, ее суть и применение на практике [Электронный ресурс]//Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021341#w0-tab0 .

5. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

6. Naumburg M. An introduction to art therapy: studies of the «Free» art expression of behavior problem children and adolescents as a means of diagnosis and therapy. - New York and London: Teachers College, Columbia University, 1973. - 874 с.

7. Kramer E. Art as therapy. Collected papers. London: Jessica Kingsley Publishers, 2000. - 272 с.

8. Касен Г.А., Айтбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании.-Алматы: Казак университет, 2019 - 184 с.

9. Красикова Ю.Ю. Методы арт-терапии в психокоррекционной работе с сотрудниками: учеб.пособие/ Ю.Ю. Красикова, И.В. Лаврентьева, Т.И. Савельева; под общ. ред. Ф.И.Ушкова. - ISBN 978-5-7743-0661-9, Рязань:Академия ФСИН России, 2014. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.