Беглярова М. Ю.
методист, психолог ЧУ ДО «Образовательный центр "Человек Разумный"» преподаватель творческой мастерской «АРТиШОК»
г. Минеральные Воды, Россия
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена вопросам использования инновационных арт-терапевтических методик коррекции эмоциональных состояний у интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что интегрированное использование таких арт-терапевтических методик, как зентангл и эбру, способствует нормализации эмоционального состояния рассматриваемой категории детей, нейтрализации тревожности, психотерапевтическим методом коррекции детских страхов. Обоснована необходимость внедрения указанных арт-терапевтических практик в план профессиональной подготовки педагогов, психологов и арт-терапевтов.
Ключевые слова: арт-терапия, зентангл, эбру, арт-терапевтическая методика, психологическая коррекция, интеллектуальная одаренность, старший дошкольный возраст
В настоящее время арт-терапия является одним из наиболее мягких и в то же время эффективных методов психологической коррекции при работе с детьми. Следует заметить, что методы универсальны и легко адаптируются к конкретным задачам, в данном случае - коррекции эмоциональных состояний у интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Психологическая коррекция представляет собой «исправление» и оптимизацию процесса психического развития личности, предполагает применение естественных движущих сил для психического и личностного развития [1, с. 700].
Как показывает практика, терапия изобразительным творчеством при работе с интеллектуально одаренными детьми старшего дошкольного возраста, прежде всего, дает возможность выхода внутренних конфликтов вовне. С ее помощью ребенку проще понять собственные чувства и переживания, повысить самооценку и развить творческие способности.
Среди арт-терапевтических техник, активно используемых при работе с детьми старшего дошкольного возраста, рассмотрим две наиболее современные и в то же время малоизученные методы в области арт-терапии - зентангл и эбру.
Техника медитативного рисунка - зентангл: zentangle (англ.) - zen (название одной буддистской школы) и tangle («сплетение», «путаница», «запутанный клубок») [5]. Данная техника позволяет не только развить креативность и снять напряжение у детей старшего дошкольного возраста, но и улучшить мелкую моторику и повысить концентрацию внимания.
Эбру (ebru в переводе с персидского «на воде») - в мире это искусство называют турецким мраморированием, которое зародилось несколько веков назад в Малой Азии. Впоследствии, в XVII в., это искусство стало популярным в Европе под названием «турецкая бумага», где оно использовалось книгоиздателями, которые сохранили и усовершенствовали его [4, p. 5]. Искусство должно развиваться так же, как наука. «Нет конца искусству, красоте и науке...», - так утверждает Угур Дерман в своей книге «Мраморирование в турецком искусстве» [3, p. 26] Рисование на воде эбру представляет собой не столько нанесение красок на водную гладь, сколько своеобразную философию и прекрасную арт-терапевтическую методику. В основе эбру лежит самая правильная природная форма и гармоничная геометрическая фигура - круг. На занятии каждая капля, попадающая на специально подготовленную воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму. Ценность эбру как арт-терапевтической методики определяется не только результатом, но и самим процессом, поскольку бесконечное движение красок умиротворяет,
гармонизирует и успокаивает. Детям старшего дошкольного возраста нравятся занятия, где нет правил рисования, а есть только полное растворение в красках и движениях по воде. На занятиях «Эбру и музыка», следуя за звуками классики, дети старшего дошкольного возраста рисуют свое эмоциональное отражение в красочной форме [2, с. 29]. В современном стремительном и шумном мире эбру - островок тишины и самовыражения, сказочная красочная реальность. В результате занятий с интеллектуально одаренными детьми старшего дошкольного возраста происходит эффективное эмоциональное отреагирование, облегчается процесс коммуникации, организуется невербальный контакт посредством создаваемого продукта творческой деятельности, развивается способность к саморегуляции. В целом ребенком осознаются собственные чувства, состояния и переживания, что создает основу для регуляции эмоциональных реакций и благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии ребенка.
Подводя итоги, следует отметить, что зентангл оказывает тонизирующее и укрепляющее влияние, а эбру несет в себе успокаивающее и расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста. Интеграция данных арт-терапевтических методик гармонизирует развитие ребенка, затрагивает общее физическое, эмоциональное, речевое развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей. Рассматриваемые нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость и страх. Ценностью указанных арт-терапевтических методик выступает не творческий продукт как результат, а сама личность участника, что является особенно важным при работе с интеллектуально одаренными детьми старшего дошкольного возраста. Зентангл и эбру, наряду с другими методами арт-терапии, являются эффективными, доступными
и безопасными методами специальной психологической коррекции, способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.
Применение указанных арт-терапевтических практик должно по праву занять весомое место в ряду других дисциплин в плане профессиональной подготовки специалистов, особенно гуманитарного профиля, деятельность которых требует повышенной творческой активности, гибкости мышления, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Таким образом, арт-терапию, применяемую в работе с интеллектуально одаренными детьми старшего дошкольного возраста, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.
Список использованной литературы
1. Вараксина А.В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А.В. Вараксина // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 700-703.
2. Корсакова Н.А. Музыкальная терапия в музыкальном благополучии дошкольника / Н.А. Корсакова / / Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 29.
3. Ak Yayinlari, Süsleme Sanalan Serisi, 5 Nisan 1977. - 240 p.
4. Hikmet Barutcugil. The dream of water: Ebru: the living tradition. Publisher: Ebristan Publications, 2001. - 155 p.
5. Rick Roberts, Maria Thomas. The Book of Zentangle / [Электронный ресурс] - URL:
https://zentangle.com/collections/books/products/bookofz (дата обращения: 03.11.2017).
© Беглярова М. Ю., 2017