@ Терентьева А.Н. 2018
ART THERAPY AS A COPING STRATEGY IN AN EXTREME SITUATION OF SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Anastasia Nikolaevna TERENTYEVA,
cadet 230 training platoon of the Institute of psychology of service activity of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, junior police rergeant Email: [email protected]
Анастасия Николаевна ТЕРЕНТЬЕВА,
курсант 230 учебного взвода института психологии служебной деятельности Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя, младший сержант полиции Email: [email protected]
Научный руководитель: Дмитрий Владимирович Деулин, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Терентьева А.Н. Арт-терапия как копинг-стратегия в условиях экстремальной ситуации службы в органах внутренних дел. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 71—74.
Annotation. The concept of art therapy as a form of coping behavior to relieve constant stress by employees of the internal affairs bodies is considered.
Аннотация. Рассматривается понятие арт-терапии как одной из форм копинг-поведения для снятия постоянного стресса сотрудниками органов внутренних дел.
Key words: art therapy, coping strategy, coping be- Ключевые слова: арт-терапия, копинг-стратегия, ко-havior пинг-поведение
Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел наполнена стресс-факторами, которые могут проявляться в сопутствующем профессиональной деятельности риске в условиях службы в органах внутренних дел (далее — ОВД). Весь характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД включает в себя постоянное негативное воздействие стресса (ненормированный рабочий день, постоянный контакт с правонарушителями и преступниками, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей), что приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в повседневных ситуациях профессиональной деятельности. Кроме того, чрезмерная психоэмоциональная нагрузка, может приводить к формированию девиантных форм поведения1 [7].
Более 100 лет назад в своем труде психолог H.A. Рыбников отмечал, что «выбирающий
определенную профессию, оказывается во власти тех условий, которые вытекают из характера данной профессии; профессиональное бытие профессии определяет сознание профессио-нала»2 [9, с.51].
Экстремальные ситуации для сотрудника органов внутренних дел сопряжены с психоэмоциональными переживаниями и напряжением, чреваты тяжелыми последствиями в жизни. Они возникают, как правило, внезапно и развиваются в опасном для сотрудника направлении. Служебная деятельность курсантов образовательных организаций МВД, например, жестко регламентирована распорядком дня, часто происходит совмещение учебной деятельности со службой в нарядах, дежурствах по охране общественного порядка. Нередко преобладает групповая форма работы на учебных занятиях; учебный процесс строится на единоначалии, что требует соблюдения субординации; организована самостоя-
№ 3 / 2018
71
тельная организация учебы и быта3 [5]. В рамках образовательных сред существуют различного рода психолого-педагогические трудности4 [3]. Характер служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел часто носит экстремальную направленность.
Это говорит о том, что для поднятия стрес-соустойчивости у сотрудников ОВД очень важно использовать гибкие формы психологической коррекции. Важно понимать, что на стресс оказывает влияние и условия морально-психологи-ческого климата в служебных кол-лективах5 [4].
Часто сталкиваясь с ситуациями внутреннего напряжения, стресса или дискомфорта, человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии — это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации, преодолеть стресс и сохранить психологическое равновесие6 [2].
Копинг-поведение — форма поведения, которая отражает готовность индивида побороть жизненные проблемы самостоятельно. Такое поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагает применение умений использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.
На наш взгляд, одной из форм копинг-поведения может являться арт-терапия. Отечественные авторы понимают арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска7 [8].
Арт-терапия предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать стрессовую ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. В отдельных работах отмечается влияние, например, процесса рисования на познавательную сферу личности, возможности коррекции психических проблем, развитие творческого по-тенциала8 [6].
В условиях арт-терапии оказывается психологическая помощь личности в рамках обучения, реабилитации и психотерапии, основанная на
искусстве и творческих продуктивных формах активности человека.
Мы полагаем, что интенсивное занятие арт-терапией, способствует снятию эмоционально-психического напряжения у сотрудников органов внутренних дел. В целях подтверждения нашего научного предположения, мы провели экспериментальное исследование на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Мы взяли две группы курсантов по 10 человек в каждой, одна выборка составила контрольную группу, другая экспериментальную. В рамках второй группы (экспериментальной) мы использовали изотерапию как копинг-стратегию9 [8]. Изотерапия — вид арт-терапии, который связан с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т.д.10 [1]. Курсантам необходимо было изобразить эмоциональное состояние на момент прохождения методики. В рамках эксперимента мы сделали пре-тест стрессовой ситуации с помощью метода «шкалы психологического стресса Р8М-25» в двух группах. Шкала РБМ25 Лемура-Тесье-Филлиона (Ьетуг-Тезз1ег-БИНоп) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель — измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Курсанту предлагалось отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности (ППН). В табл. 1 показаны результаты диагностических мероприятий в двух группах (контрольной и экспериментальной). Статистические различия не значимы.
Далее мы провели арт-терапевтическую сессию, которая заключалась в том, что в течение двадцати минут каждый курсант экспериментальной группы рисует свое внутреннее состояние, используя различные линии, формы и штрихи, а также цветовую гамму. Рисунок должен был быть просто символическим. В методике использовались цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры и т.п.
После воздействия мы снова провели диагностику стресса в двух группах (пост-тест контрольной и экспериментальной групп, табл. 2).
В итоге мы обнаружили, что после нашего специального воздействия уровень стресса в экспериментальной группе значительно снизился (табл. 3, диаграмма 1). Удалось установить статистическую значимость различий в двух группах.
Таблица 1. Пре-тест. Курсанты контрольной и экспериментальной групп
№ Выборки
п/п ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ
1 100 99
2 115 115
3 125 125
4 101 102
5 115 116
6 109 109
7 128 128
8 125 125
9 118 104
10 116 116
Суммы: 1152 1139
Таблица 2. Постест. Курсанты контрольной и экспериментальной групп
№ п/п Выборки
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ
1 99 100
2 100 101
3 101 125
4 95 105
5 108 118
6 100 108
7 95 120
8 101 125
9 103 100
10 90 117
Суммы: 992 1119
Таблица 3. Пре-тест и пост-тест экспериментальной группы
№ Выборки
п/п ПРЕТЕСТ ПОСТЕСТ
1 100 99
2 115 100
3 125 101
4 101 95
5 115 108
6 109 100
7 128 95
8 125 101
9 118 103
10 116 90
Суммы: 1152 992
№ 3/2018
73
Динамика стресса в экспериментальной группе (пре-тест и пост-тест)
□ п ре-тест/ посттест
□ пре-тест/пост-тест
Диаграмма 1. Пре-тест и пост-тест экспериментальной группы
Таким образом, данное исследование доказывает, что применение арт-терапии способствует снижению стресса и напряжения у курсантов Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя. Важной дальнейшей задачей является изучение специфики использования арт-терапии в системе МВД России. На основании теоретического анализа и проведенного исследования мы выявили потенциал развития арт-терапий, а именно изоте-
рапии. В дальнейшем это позволит сотрудникам, которые в своей профессиональной деятельности связаны с риском, напряжением, стрессом (многие риски присутствуют у курсантов уже на этапе обучения). Арт-терапия в системе МВД может помочь в понижении стрессового фона и напряжения субъектов как от обычных рисков, типичных для любого учебного заведения, так и от специфических рисков системы МВД.