Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснопеева Елена Николаевна

В статье рассмотрены основные виды арт-терапии как способ коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ»

2. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе // Наука и образование сегодня, 2018. № 3 (26). С. 53-54.

3. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.

4. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения // Наука, техника и образование, 2019. № 2 (55). С. 49-51.

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ Краснопеева Е.Н.

Краснопеева Елена Николаевна - педагог-психолог, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 « Умка», г. Норильск

Аннотация: в статье рассмотрены основные виды арт-терапии как способ коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Ключевые слова: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия.

В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать эмоциональное состояние ребенка, но и успешно корректировать расстройства эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Арт-терапия метод, который позволяет педагогу-психологу образовательного учреждения создать те условия, в которых ребенок развивается, выражает себя, познает эмоциональный мир.

В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Дети усваивают «язык» чувств с помощью арт-терапевтических методов. Важно еще и то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

Какие виды арт-терапии можно использовать в дошкольном образовательном учреждении?

Сказкотерапия - особый психотерапевтический метод, который можно использовать уже с детьми раннего возраста. Именно сказка способствует воспитанию и развитию чувств ребенка и оказывает на него благотворное психологическое воздействие. Ребенок проживает сказку, учится сопереживать сказочным героям, идентифицирует себя с ними. И способствует личностному развитию детей и их социальному благополучию.

Изотерапия - это метод, прежде всего лечебного воздействия на психику с помощью изобразительного искусства (рисование, лепка). Этот терапевтический метод подходит для детей с особыми образовательными потребностями (дети с задержкой психического расстройства, с нарушением слуха, умственной отсталостью, для детей с тяжелым нарушением речи). Выражая себя через рисунок, лепку ребенок учится передавать свои чувства, желания, страхи, неуверенность, тревожность.

Игротерапия - это метод игры, который используют психологи в психологической и пихотерапевтической практике. В игре ребенок может прожить волнующие ситуации, тревогу, снять страх, напряжённость повысить самооценку, поверить в себя.

Музыкотерапия - способствует коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, развивает слуховое внимание, чувства, воображение, коммуникативные навыки. Музыка обогащает

внутренний и чувственный мир ребенка, развивает гармоничную личность, формирует успешного и уверенного человека.

Задачи арт-терапии

• Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.

• Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.

• Способствовать расширению эмоционального опыта.

• Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.

• Развивать познавательные процессы.

• Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.

• Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.

• Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.

Основные направления работы:

• Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.

• Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

• Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.

• Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

• Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

• Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Таблица 1. Структура коррекционно-развивающего арт-терапевтического занятия

Этап Цель этапа Содержание этапа

Разогрев Включение в работу. Повышение тонуса группы. Создание настроения на коллективное творчество. Индивидуальное, попарное или коллективное упражнение - простое, приемлемое для всех. Может ретуализироваться.

Основное задание Приобретение нового опыта. Освоение различных материалов. Применение арттерапевтических техник, направленных на разработку какой-либо темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, костюма, музыкальных инструментов и др.

Обсуждение Осознание проделанной работы, актуализированных чувств. Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, стихов, названий к работам.

Завершение Закрепление нового опыта, получение группового ресурса. Коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон.

Таким образом, арт-терапия многогранна, и позволит каждому специалисту выбрать свой вид терапии в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и поставленных задач. Арт-терапия - метод, который поможет психологу прояснить психологическую проблему ребенка и способствовать формированию устойчивой личности, готовой к будущему.

Список литературы

1. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия / под ред. Е.В. Свистуновой. М.: Форум, 2014.

2. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Н.Ю. Куражева (и др.). СПб.: Речь, 2014.

3. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. Рыбакова С.Г. СПб.:Речь, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.