Научная статья на тему 'Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра'

Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1175
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭКОПЛАСТИКА / ЛИТОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горина Е.Н., Стецюра Н.И.

В статье рассматриваются возможности коррекции и компенсации нарушений в развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) средствами различных арт-терапевтических технологий. Особое внимание уделяется экопластике и литотерапии. Приводится фрагмент занятия с играми с использованием данной технологии. Предлагаются рекомендации по использованию литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Горина Е.Н., Стецюра Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

УДК 376

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© 2019 Е. Н. Горина, Н. И. Стецюра

канд. социол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики e-mail: ekgorina @ yandex. ru

обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Дефектология e-mail: natalyastetsyura @ gmail. com

Россия, Саратов, ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

В статье рассматриваются возможности коррекции и компенсации нарушений в развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) средствами различных арт-терапевтических технологий. Особое внимание уделяется экопластике и литотерапии. Приводится фрагмент занятия с играми с использованием данной технологии. Предлагаются рекомендации по использованию литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа, арт-терапия, экопластика, литотерапия.

Расстройства аутистического спектра (РАС) - это комплексные нарушения развития, которые характеризуются отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями [Селиванова 2017]. В настоящее время РАС включают большое разнообразие клинических проявлений от практически незаметных отклонений до значительно выраженных психических расстройств. В целом все дети с РАС имеют нарушения или испытывают трудности социальной адаптации. Поэтому первостепенной задачей в работе является не прививание ребенку академических знаний, а адаптация его к наиболее самостоятельной жизни в обществе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС - это совокупность различных методов, направленных на коррекцию и компенсацию нарушений в их развитии. Поскольку клиническая картина достаточно разнородна, универсального средства или психокоррекционной технологии для таких детей не существует. И хотя в настоящее время нет каких-либо практик, свидетельствующих о том, что аутизм излечим, своевременное медико-психолого-педагогическое вмешательство, вовремя проведенные коррекционные мероприятия, а также комфортная психологическая обстановка в семье в значительной степени способствуют положительной динамике в развитии психики ребёнка, повышают его качество жизни и помогают реализовывать личностный потенциал.

В настоящее время разработаны и активно применяются такие технологии в работе с детьми с РАС, как музыкотерапия, звукотерапия, пескотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, физиотерапия и арт-терапия. Арт-терапия - это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество [Селиванова 2017]; процесс, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку. Путем творческой работы специалист создает атмосферу

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность, поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.

Арт-терапия в работе с детьми с РАС не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Кроме того, к видам арт-терапии относятся: сказкотерапия, драмотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; танцевально-двигательная терапия; кинотерапия; куклотерапия; песочная терапия [Павлова 2017]. Та или иная технология выбирается в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что любая интересная деятельность приносит новый опыт. Погружение в необычную среду убирает контроль сознания ребёнка, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

К нетрадиционным арт-терапевтическим технологиям относится экопластика -такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником-природой [Лыкова 2010]. Природа уже создала уникальные поделки, остается только немного оформить их, дополнив отдельными элементами. Такой вид деятельности, создание оригинальных изображений, изделий и композиций из природного материала - одно из любимых занятий детства. Сохраняя исходные готовые природные формы, их признаки и свойства (каштаны, желуди, листья, траву и др.), ребенок создает свой неповторимый образ и изображение. Сам художественный материал очень ценен: он экологический, натуральный. Поэтому в процессе работы реализовывается и воспитание особой бережливости к природе.

В работе с детьми с РАС можно использовать самые различные природные материалы (глину, камни, ветки, песок и пр.). Литотерапия - «камнелечение», использование камней в работе с детьми и взрослыми [Запольских 2015]. «Камушки» нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, приятные по ощущениям, бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. В реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.

Рассмотрим варианты игр с камнями:

- камни можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

- камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

- с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и

пр.);

- есть камни - «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;

- камни можно раскрашивать, рисовать на них.

Приведём фрагмент занятия с дошкольниками с РАС с элементами литотерапии «Обыкновенное в камне».

Горина Е. Н., Стецюра Н. И. Арт - терапевтические технологии в работе с детьми с расстройствами аутического спектра

- Ребята, Вы когда-нибудь обращали внимание на камни, которые можно увидеть на улице под ногами? Или, возможно, кто-то из вас был на море и мог их видеть на пляже, или кто-то путешествовал в горах, где камней великое множество?! Оказывается это не просто камни, они - настоящие хранители интересных историй и тайн.

- У меня в руке один из таких каменей. Давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с камнем (демонстрация). Этот камень непростой - волшебный. С помощью него можно сотворить чудо. Он тяжелый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя): «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу». (Камень передается соседу слева). Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? Правда, тяжелый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения во вторую руку камень, который не был в руках). Конечно, он уже гораздо теплее... Почему? О чем я просила камень? Сейчас мы с тобой совершим чудо - согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу» (камень передается соседу слева).

Комментарий: Игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо.

Игра «Разноцветные камешки» (требуется коробочка с камешками).

- У меня есть много цветных камешек. Давайте их рассмотрим. Какие цвета мы здесь видим? А где мы можем встретить такие камни? (Ответы) В окружающем нас мире также очень много цветов, в природе можно встретить эти удивительные краски!

- Возьмите себе в ручки по камешку. Рассмотрите их внимательно. Расскажите всем нам про свой камень. Какой он? Какого цвета? Блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет)? Какого он размера (большой или маленький)? Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий)? Какая у него температура (теплый или холодный)? А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук?

Комментарий: Посредством данной игры осуществляется активизация разных видов восприятия: зрение - визуальное, слух - аудиальное, ощущение -кинестетическое; расширяется активный словарь и лексика.

Таким образом, можно выделить следующие рекомендации по использованию литотерапии в работе с детьми с РАС.

• Если плохо развита функциональность рук и мелкая моторика. Пробуя взять камень, ребенок разрабатывает мышцы рук и пальцев, у него снимаются зажимы рук, что вызывает достижение успеха и положительные эмоции ребенка и родителей.

• Если ребенок не может рисовать на листе (часто с поражениями ОДА), листок у ребенка постоянно ускользает с поверхности стола, можно предложить ему для раскрашивания камень - его будет трудно сдвинуть с места и ребенок получит возможность творческого самовыражения.

• Если ребенок склонен раскидывать игрушки и материалы, даем ему достаточно тяжелые камни, которые будет трудно сдвинуть с места.

• Если ребенок не заходит в кабинет, камушки могут его мотивировать: кидаем

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ему в руки камень, он кидает обратно, таким образом, привлекаем ребенка к занятию.

• Для детей с сопутствующими нарушениями зрения рекомендуется использование камней разной текстуры и формы, а для раскрашивания контурный акрил. Также можно использовать аппликации из камней для тактильного изучения.

На основании наблюдений за поведенческими проявлениями детей во время и после занятий мы можем сделать вывод об эффективности литотерапии в работе с детьми с РАС. Они способствуют психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения, коррекции и развитию коммуникативных навыков, снижают остроту появления эмоционально-личностных проблем.

Библиографический список

Запольских О.Л. Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 27-29. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/ (дата обращения: 15.02.2019).

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала // Карапуз. М., 2010. С. 16-22.

Павлова Н.В. Художественно-творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социокультурной интеграции / Н.В. Павлова, Ю.В. Селиванова, Л.В. Мясникова // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 12-3 (32). С. 186-192.

Селиванова Ю.В., Лифанова Н.М. Применение арт-терапевтических технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра во внешкольной деятельности // Образование в современном мире: сб. науч. ст. / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов, 2017. С. 220-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.