Научная статья на тему 'Арт-технология и Электронный образовательный ресурс "ЛитАнима" в литературном образовании (основная школа)'

Арт-технология и Электронный образовательный ресурс "ЛитАнима" в литературном образовании (основная школа) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
7
1
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Костина Инна Борисовна

В статье рассматривается потенциал использования арт-технологии и электронного образовательного ресурса «ЛитАнима» в литературном образовании на этапе основного общего образования. Образовательный проект «ЛитАнима» нацелен на активизацию читательской деятельности обучающихся, на формирование и развитие эстетической культуры школьников. Сопоставление литературного произведения и его анимационной интерпретации содействует воспитанию контекстного мышления и познавательных универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС ООО. Дается характеристика структуры и содержания электронного образовательного ресурса, раскрываются этапы применения арт-технологии на основе элементов средства обучения, прогнозируются результаты применения арт-технологии и образовательного ресурса в урочной и внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Арт-технология и Электронный образовательный ресурс "ЛитАнима" в литературном образовании (основная школа)»

etc). Such a course includes a learner-oriented syllabus (where students act instead of the characters doing so), making English words and sentences their own, which motivates them to continue their studies and provides them with an encouraging start.

The very young, especially, need to express themselves from the very first lesson: singing and speaking out, dancing and acting with decorations they have prepared. This is inspired by the magical force of music and the sound of a new language. In this way, the question of continuity in teaching communicative is resolved. Conclusion

I hope I have shown the teaching very young children are not solely a preparatory phase. It is rather an important process of immersing a child in the ocean of real speech. S/he will then be bathing with pleasure in the waves of melodies and rhythm and will float to the surface, purposefully and consciously, with the teacher, who enjoys the process as well!

References

1. Achkasova N. N. Methodology of Course Design for Teaching English to 5-6 year-old children using Music (children's operas). Thesis submitted for PHh.D. in Pedagogy. M: Moscow State Pedagogical University, 1997. 202 p.

2. Aitov V. F. Using songs in ELT to children of secondary grade. Thesis submitted for Ph.D in Pedagogy. St.P., 1991. 191 p.

3. Biboletova M., Trubaneva N. Enjoy English (Teacher's book), Moscow: Prosveschenie, 2004. 118 p.

4. Buzchinsky V. The Methods of Teaching pronunciation culture to children. Moscow: Prosvechenie, 2002. 214 p.

5. Lenskaya E. N. How to teach YL effectively. Russia, Moscow: British Council, 1999. 54 p.

АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «ЛИТАНИМА» В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(ОСНОВНАЯ ШКОЛА) Костина И.Б.

Костина Инна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра русского языка и литературы, Центр методического сопровождения педагогических работников и образовательных организаций, Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье рассматривается потенциал использования арт-технологии и электронного образовательного ресурса «ЛитАнима» в литературном образовании на этапе основного общего образования. Образовательный проект «ЛитАнима» нацелен на активизацию читательской деятельности обучающихся, на формирование и развитие эстетической культуры школьников. Сопоставление литературного произведения и его анимационной интерпретации содействует воспитанию контекстного мышления и познавательных универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС ООО. Дается характеристика структуры и содержания электронного образовательного ресурса, раскрываются этапы применения арт-технологии на основе элементов средства обучения, прогнозируются результаты применения арт-технологии и образовательного ресурса в урочной и внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные).

Ключевые слова: образовательные технологии, арт-технология, средства обучения, электронные образовательные ресурсы, этапы применения технологии, прогнозируемые результаты обучения, результаты личностного развития, метапредметные результаты, предметные результаты.

УДК 37.02 (571.54) ББК 74.202.6 (2 Рос-Бур) К-72

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Среди задач реализации требований ФГОС к организации образовательного процесса одной из ведущих является задача обоснованного выбора оптимальных средств достижения планируемых результатов. К средствам достижения результатов в современной педагогике относят образовательные технологии. Их сущностное разнообразие, во многом обусловленное генезисом, побуждает размышлять о соприродности той или иной технологии специфике видов предметной учебной деятельности и тому учебному материалу, который трансформируется в процессе предметной деятельности.

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы из достаточно обширного контекста образовательных технологий выделить технологии, гармонизирующие три фактора. Во-первых, образовательная технология должна учитывать соответствие содержания учебной работы и форм деятельности обучающихся. Во-вторых, образовательная технология должна ориентироваться на мотивированность и актуальность видов учебной деятельности, характерных для определенного этапа возрастного развития обучающихся. В-третьих, образовательная технология должна реализовывать возможности воссоздания в учебно-познавательной ситуации условий, приближенных к реальности определенной сферы социокультурной деятельности.

В данной статье рассматривается педагогический потенциал арт-технологии в литературном образовании на примере разработки и применения в образовательном процессе электронного образовательного ресурса «ЛитАнима».

Образовательные арт-технологии традиционно относят к типу имитационных (моделирующих) технологий обучения [1, с. 109-111]. Специфика арт-технологий заключается в моделировании условий эстетической творческой деятельности, соответствующей способам деятельности в разных видах искусства (литературное творчество, театр, кинематограф, живопись и графика, музыкальное творчество и др.). Применение арт-технологии в литературном образовании школьников позволяет гармонизировать осваиваемое предметное содержание (литература как вид искусства) и специфические приемы создания или трансформации, художественно-творческой интерпретации изучаемого материала. Арт-технологии, основанные на моделировании или воспроизведении видов художественно-творческой деятельности, в силу игровой природы искусства, оказываются наиболее соприродными социально -коммуникативной деятельности подростков. Например, составляя «киносценарий» по эпизоду романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс), школьники «воспроизводят» работу интерпретаторов литературного произведения: режиссера, кинооператора, актеров, художников. Однако в основе увлекательной «кинематографической» работы лежит учебная читательская деятельность, организованная приемами композиционно-стилистического анализа текста.

Арт-технологии в литературном образовании позволяют в разнообразных видах деятельности и способах организации интериоризировать и экстериоризировать сущностную природу видов искусства, уникальность «языков» или кодов литературы и музыки, живописи и скульптуры, синкретизм театрального искусства и кинематографических жанров. Следует учесть, что классическая методика преподавания литературы располагает обширным ресурсом приемов организации художественно-творческой деятельности школьников в процессе анализа

литературных произведений и методом изучения литературного произведения в контексте других искусств.

Арт-технологии литературного образования, имея глубокие традиции, в образовательном процессе XXI века обретают новые характеристики, связанные с информационными (содержательными) контекстами, ИК-технологиями извлечения, хранения и трансформации учебного материала. В качестве одного из вариантов применения арт-технологии в литературном образовании может рассматриваться электронный образовательный ресурс «ЛитАнима», разработанный автором данной статьи.

Методический проект предназначен для изучения произведений устного народного творчества и произведений литературы в основной школе. Структура и содержание электронного образовательного ресурса «ЛитАнима» отражают основные содержательные единицы литературного образования в 5-9 классах. Образовательный ресурс состоит из двух блоков. В первый блок включены тексты произведений фольклора и литературных произведений, содержание второго блока составляют анимационные интерпретации данных произведений. Образовательный ресурс сопровождается педагогическим текстом в жанре методических рекомендаций по применению арт-технологии и средства обучения.

Образовательный ресурс «ЛитАнима», являясь учебно-методическим средством, обеспечивающим применение арт-технологии, позволяет организовать читательскую, учебно-исследовательскую и проектную работу школьников на материале изучаемых произведений словесного искусства и их анимационных интерпретаций. Следовательно, потенциал методического проекта раскрывается не только в предметных видах деятельности обучающихся, но содействует реализации междисциплинарных программ основного общего образования в филологическом (литературном) образовании.

Цели образовательного проекта «ЛитАнима»:

Проект направлен на формирование и развитие умений предметного и метапредметного характера:

- умения «медленного чтения»;

- умения сопоставлять прочитанное произведение с его художественной (анимационной) интерпретацией;

- умения выразить эмоциональное состояние, впечатления, суждения, возникшие в ходе чтения и размышления о произведении, в письменном монологическом высказывании (написание отзыва, рецензии или эссе);

- умения осознанно планировать и осуществлять последовательность действий в решении учебно-познавательной задачи;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- умения обсуждать свои впечатления и суждения среди ближайшего социального окружения (родители, одноклассники, друзья).

Ожидаемые результаты реализации проекта «ЛитАнима»:

Личностные результаты:

- формирование интереса к произведениям устного народного творчества и литературы, к личности и произведениям писателя, развитие мотивации дальнейшего знакомства с произведениями литературы в самостоятельном чтении, осознание значения художественных истолкований произведений словесного искусства в культурной традиции;

- развитие вербальной и визуальной памяти, мышления, воссоздающего и творческого воображения, эмоционально-волевой сферы личности, эмпатийных качеств.

Метапредметные результаты:

- формирование умений работы с текстом;

- умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, сопоставлять и делать выводы;

- умения интеллектуальной и эстетической коммуникации в ближайшем социальном окружении.

Предметные результаты:

- умения «медленного чтения», формирующего читательскую и литературоведческую компетенции учащихся;

- умения определять тему (темы) текста, выявлять этапы развития конфликта, выраженные в сюжете и отраженные в системе персонажей;

- умение обнаруживать авторское отношение к героям произведения, объясняя функциональность элементов художественной формы;

- умение сопоставлять произведение словесного искусства с его художественной (анимационной) трактовкой и объяснять своеобразие интерпретации (адекватность авторскому замыслу или полемичность художественного истолкования в анимационном жанре).

Этапы реализации проекта и задачи этапов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Содержательные элементы электронного образовательного ресурса осваиваются на разных этапах литературного образования основной школы, поэтому педагог, выбирая метод изучения художественной интерпретации литературного произведения, самостоятельно определяет продолжительность этапов изучения текста и его интерпретации. Учитель регулирует виды деятельности школьников (чтение, пересказы, устное иллюстрирование, чтение эпизодов по ролям, составление вопросов, заданий и других познавательных задач). Совместно со школьниками педагог планирует режим чтения и просмотра анимационной трактовки (на уроке или в процессе домашней подготовки). Весьма продуктивной будет мотивация и организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на этапе изучения художественной интерпретации и ее сопоставления с художественным текстом. Это могут быть самостоятельные исследовательские работы школьников, посвященные анализу текста, сопоставлению текста и анимационной трактовки. Возможна разработка проектов, содержащих не только анимационные интерпретации, но и истолкования произведений литературы средствами других искусств (живопись и графика, музыкальные жанры, театральные постановки).

Особым направлением работы с электронным образовательным ресурсом «ЛитАнима» может стать возрождение и поддержка традиций семейного чтения и просмотра фильмов. Например, к внеурочной клубной работе («Клуб любителей чтения и анимации») можно привлечь старших и младших членов семей школьников, организовать дискуссии и обсуждения классических и современных анимационных версий произведений литературы.

1. Организационно-информационный этап. Задачей этого этапа является мотивация читательской деятельности школьников, обнаружение перспективы увлекательного сопоставления произведения словесного искусства с его истолкованием средствами другого искусства, выраженном на другом художественном «языке» и другими авторами. Важно показать ученикам, что сначала читается и изучается текст-первоисточник, а затем должно состояться знакомство с произведением другого вида художественного творчества и его изучение.

2. Деятельностный этап. В урочной работе происходит анализ литературного произведения. Восприятие художественной (анимационной) интерпретации желательно организовать в режиме домашнего просмотра, чтобы не нарушить личностный характер эстетического события. Напомним, что это «домашнее задание» может привлечь членов семьи ученика, стимулировать познавательно -коммуникативные ситуации семейного эстетического воспитания, когда старшие члены семьи поделятся своими воспоминаниями и впечатлениями, а младшие заинтересуются не только произведением классической анимации, но и произведением литературы.

3. Этап истолкования анимационной интерпретации литературного произведения. Ученики, как правило, с увлечением ожидают и готовятся к обсуждению анимационного прочтения произведения литературы. Важно настроить школьников на корректное выражение мнений и суждений по поводу просмотренного фильма. Главный акцент в обсуждении следует сделать на объяснении впечатлений зрителя, на выражении аргументированной позиции. Почему произведение анимационного жанра произвело такое впечатление? В чем авторы анимационной трактовки (версии) непосредственно следуют за автором литературного произведения? Что в анимационном прочтении отличается от текста-первоисточника? Авторы анимационного фильма поддерживают замысел писателя или ставят перед зрителями новые вопросы? Какие средства анимации (прорисовка, кукольная анимация, музыкальное сопровождение, актерские голоса за кадром или их отсутствие) выбирают создатели фильма? Как в выборе анимационных средств создается образ, воссоздается сюжет литературного произведения? О чем побуждает размышлять читателя автор? Какие смыслы привносят в литературный текст создатели фильма? Как вы их объясните? Ситуации эстетического восприятия, переживания и последующего обсуждения мультфильма, выражение впечатлений читателя и зрителя развивают читательскую и эстетическую компетентности обучающихся, которые становятся важными элементами социальной культуры личности.

4. Рефлексивно-деятельностный этап. В восприятии и истолковании произведений искусства не бывает окончательных суждений. Каждое новое поколение читателей, зрителей, слушателей, созерцателей, исследователей и художников-интерпретаторов открывает смыслы текстов искусства впервые для себя и окружающих. На этом качестве художественной культуры основаны ведущие литературоведческие и культуроведческие методологии исследования феноменов и процессов художественного творчества. Поэтому изучение художественных (анимационных) интерпретаций произведений литературы целесообразно продолжить созданием собственного текста читателя-зрителя, посвященного впечатлениям и размышлениям о произведениях искусства. Это может быть сочинение-размышление, отзыв, рецензия, свободное эссе или аннотация для будущих читателей и зрителей. Интересные, выразительные и аргументированные работы учеников могут быть опубликованы в классной или школьной «Литературной газете», размещены на сайте школы (страница «Наше творчество»). Возможно, школьников увлечет мысль создать, используя компьютерные технологии, свой аниматрейлер на основе литературного произведения и его мультипликационной версии. Пути творческого освоения литературной классики разнообразны, и проект «ЛитАнима», возможно, будет содействовать развитию читателя.

Список литературы

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.:

Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.