Научная статья на тему 'АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Назарова Анастасия Николаевна, Абоимова Ирина Сергеевна

Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ в. привел к осознанию приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости нового отношения к природе и экологической культуре. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философских исследованиях. Ограничительные меры стали дополняться другими формами взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Шш НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Назарова Анастасия Николаевна

студент кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Абоимова Ирина Сергеевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ в. привел к осознанию приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости нового отношения к природе и экологической культуре. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философских исследованиях. Ограничительные меры стали дополняться другими формами взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна.

Дизайн становится глобальным явлением, включается во все процессы повседневности и как форма проектной культуры является катализатором инновационных идей, концепций, технологий и методологий в различных сферах и областях материальной и духовной культуры современного общества.

Направления экологического, устойчивого, «зеленого» дизайна стали реакцией на экологический кризис. На дизайнерах лежит социокультурная ответственность, так как качества предметно-пространственной среды, коммуникативность формы, ее знаково символический смысл воздействуют на людей, их физиологическое и психологическое состояние, формируют их потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы.

Цель экологического дизайна - создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей без нарушения при этом равновесия окружающей среды. При этом принцип рационального природопользования 3R (reduce, reuse, recycle - «сокращать, повторно использовать, перерабатывать») является ведущим ориентиром. Осмысление принципов экологического дизайна постоянно ведется практиками и теоретиками дизайна. Так, например, японский индустриальный дизайнер Ясутака Суге в 2002 г. обозначил свои концепции «дизайна с экологической составляющей» следующим образом: концепция «Экономия», которая пропагандирует идеи ресайклинга; концепция «Удаление», предполагающая учет свойств материалов при их утилизации, концепция «Простота» -отсечение ненужных элементов для получения в перспективе эстетически выверенных продуктов.

Принципы экологического дизайна и соответственно качества дизайн-объектов должны быть реализованы в каждом объекте дизайна как актуальные, логичные, экономичные и этичные. Эти принципы следуют и соответствуют «Законам экологии», которые сформулировал американский биолог и эколог Барри Коммонер в начале 70-х гг. ХХ в.: «Все связано со всем», «Все должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не дается даром».

Любые объекты дизайна должны быть привлекательны, благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ощущение естественности, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции; предоставлять возможность творчества; стимулировать к экологическому образу жизни, выступать наглядным аргументом в пользу экологичного и экономичного потребления, формировать экологическое сознание.

Современная городская среда является пространством, максимально приспособленным для жизнедеятельности общества. О комфортном пребывании человека в городской среде говорит не только наличие зон отдыха, доступность необходимых услуг и сервиса, удобная планировка сети улиц, но и визуальный облик архитектуры, ландшафта, их гармоничное сочетание с природой. Наиболее выразительными компонентами в городской среде являются арт-объекты, при их проектировании ярко проявляются принципы экологического дизайна. Происходит совмещение экологического дизайна и арт-дизайна.

Арт-дизайн - это художественное конструирование с явным приоритетом эстетических функций произведения. Однако объекты арт-дизайна являются одновременно элементами предметно-пространственной и социокультурной среды. Арт-объект создается именно как предмет, в который вложена идея и душа творца. Так как в настоящее время актуальной является проблема взаимоотношений человека и природы, то объекты арт-дизайна очень своевременны в формировании экологической культуры современного человека и общества в целом, как имеющие активную визуальную составляющую.

Современный арт-объект воплощает в себе гармонию человека с окружающим миром и прежде всего с миром природы. Восстановление окружающей среды, устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов- это одна из важных функций современных арт-объектов.

Созерцая арт-объект как художественную доминанту городского пространства, человек должен не только иметь возможность отдохнуть, изучить информацию о городе, но и получить эмоциональное воздействие. Объекты искусства, умеющие мотивировать, побуждать к размышлению, необходимы современному обществу.

Мировой опыт использования арт-объектов в городской среде имеет положительные примеры. Так, J. Регпи, финский художник, который использует в своей работе естественные материалы. Художником создаются объекты, которые гармонично вписываются в ландшафт. Главная тема всех его скульптур - взаимное влияние людей и природы. Н. Полисский является выдающимся русским художником и скульптором, который также создает свои работы с использованием природных материалов. Необыкновенный стиль исполнения, оригинальность поражают зрителя при виде этих арт-объектов. Автор отражает в работах любовь к прекрасному в природе.

Работы J. Регпи и Н. Полисского - это пример использования природных материалов в создании арт-объектов городской среды. Китайский скульптор Ван Чжиюань использует в своих работах совершенно другие материалы. Он создал в Пекине необычный арт-объект

гигантскую свалку мусора, уходящую в небо. На создание скульптуры ушли сотни пластиковых контейнеров различных размеров, а цель этой инсталляции - обратить внимание общественности на загрязнение окружающей среды. Именно городские мусорные свалки и уровень загрязнения окружающей среды в Пекине стали для китайского скульптора источником вдохновения.

Экологическая направленность арт-объектов в городской среде может быть выражена не только использованием природных материалов и «мусора», но и применением инновационных технологий. Интерактивное «Пиксельное дерево» - проект студентов Кафедры индустриального дизайна УралГАХА (Россия). Человек, прикасаясь к поверхности этого дерева, может трансформировать окружающую среду, придавая ей разные световые эффекты. Таким образом, арт-объект позволяет человеку создавать новую, безвредную среду обитания, основанную на гармонии с природой. «Пиксельное дерево» ясно, доступно и ненавязчиво воспитывает экологическое мировоззрение.

Дизайнеры К. Каннонико и М. Касерес создали для Бостона (Массачусетс, США) фильтры для очистки воздуха, которые по внешнему виду напоминают деревья. Проект TREEPODS искусственные деревья из материалов вторичной обработки, которые способны по принципу настоящих зеленых насаждений, удалять из воздуха углекислый газ и выделять кислород. Кроме этого, в дополнение к системе воздушной очистки деревья TREEPODS оснащены солнечными батареями. Энергия, производимая этими батареями, тратится на то, чтобы приводить в движение расположенные в основании этих удивительных деревьев качели. Таким образом, TREEPODS будут еще и любимым детским развлечением. Такая солнечная энергия будет расходоваться на освещение в темное время суток. В современных условиях агрессивной и загрязненной городской среды, ее недостаточной комфортности в психологическом и духовном плане, экологическая направленность арт объектов необходима.

Природные образы арт-объектов, их жанровая экологическая направленность, функциональность позволяют визуально трансформировать пространство, способствуют снижению негативного влияния на окружающую среду и повышению творческого потенциала личности, создают комфортную атмосферу, улучшают качество жизни и тем самым оказывают благотворное воздействие на общество.

За более чем вековую историю принципы и подходы в дизайне претерпели значительную эволюцию. Изменение принципов дизайн-проектирования обусловлено не только саморефлексией дизайнеров, но и детерминантами нормативов производства и необходимостью формирования экоцентрического общественного сознания как единственного допустимого.

Арт-объекты наполняют пространство города новым содержанием - единением техногенного общества с живой природой человека. Таким образом, объекты экологического арт-дизайна не только создают уникальный образ города, но и функционально способствуют духовному и физическому оздоровлению общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.