Научная статья на тему 'Арт-мем в дискусе современной культуры: аналитические статусы и практические возможности'

Арт-мем в дискусе современной культуры: аналитические статусы и практические возможности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / NETWORK COMMUNICATION / АРТ-КОНТЕНТ / АРТ-МЕМ / ART MEME / ВИЗУАЛЬНЫЙ АРТ-МЕМ / VISUAL ART MEME / ВЕРБАЛЬНЫЙ АРТ-МЕМ / VERBAL ART-MEME / АРТ-СЕЛФИ / АРТ-ПОЙНТ / ART CONTENT / ART-SELFIE / ART-POINT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сапанжа О.С., Ершова Д.Е.

Статья посвящена анализу арт-мемов как феномена современной сетевой коммуникации. Основным способом создания арт-мемов является метод апроприации. На основе типологии арт-мемов (визуальных, анимационных, вербальных и синтетических) дается характеристика инструментов, использующихся при конструировании вербальных арт-мемов. Кроме того, предлагается типологическая схема анализа многообразия арт-мемов в рамках дихтомии арт-селфи и арт-пойнта как двух форм интерпретации художественного контента в сетевом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-MEME IN THE DISCUSSION OF CONTEMPORARY CULTURE: ANALYTICAL STATUS AND PRACTICAL OPPORTUNITIES

The article is devoted to the analysis of art memes as a phenomenon of modern network communication. The main method of creating art memes is the method of appropriation. The characteristics of the tools used in the construction of verbal art memes are given based on the typology of art memes (visual, animated, verbal and synthetic). In addition, a typological scheme is proposed for analyzing the diversity of art memes within the framework of art-selfie and art-point dichotomy as two forms of interpretation of artistic content in the network space.

Текст научной работы на тему «Арт-мем в дискусе современной культуры: аналитические статусы и практические возможности»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.038 Сапанжа О.С.1 Ершова Д.Е.2

1 ORCID 000-0001-7874-2539, доктор культурологии, доцент, 2 ORCID 0000-0003-3923-7403, 1,2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена АРТ-МЕМ В ДИСКУСЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТАТУСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена анализу арт-мемов как феномена современной сетевой коммуникации. Основным способом создания арт-мемов является метод апроприации. На основе типологии арт-мемов (визуальных, анимационных, вербальных и синтетических) дается характеристика инструментов, использующихся при конструировании вербальных арт-мемов. Кроме того, предлагается типологическая схема анализа многообразия арт-мемов в рамках дихтомии арт-селфи и арт-пойнта как двух форм интерпретации художественного контента в сетевом пространстве.

Ключевые слова: информационные технологии, сетевая коммуникация, арт-контент, арт-мем, визуальный арт-мем, вербальный арт-мем, арт-селфи, арт-пойнт.

Sapanzha O.S.1 Ershova D.E. 2 1 ORCID 000-0001-7874-2539, PhD in Culture Studies, Associate Professor, 2 ORCID 0000-0003-3923-7403, Herzen State Pedagogical University ART-MEME IN THE DISCUSSION OF CONTEMPORARY CULTURE: ANALYTICAL STATUS AND

PRACTICAL OPPORTUNITIES

Abstract

The article is devoted to the analysis of art memes as a phenomenon of modern network communication. The main method of creating art memes is the method of appropriation. The characteristics of the tools used in the construction of verbal art memes are given based on the typology of art memes (visual, animated, verbal and synthetic). In addition, a typological scheme is proposed for analyzing the diversity of art memes within the framework of art-selfie and art-point dichotomy as two forms of interpretation of artistic content in the network space.

Keywords: information technology, network communication, art content, art meme, visual art meme, verbal art-meme, art-selfie, art-point.

Сетевые дискурсивные практики стали значительным явлением современной массовой культуры. Само понятие дискурса как категории речевой деятельности давно вышло за границы лингвистики, и объектом исследования все чаще становится визуальная культура, которая порождает новые тексты, погруженные в социально-культурные, социально-психологические и социально-бытовые контексты. Если рассматривать тексты культуры как совокупность культурных смыслов, выраженных в знаковой форме, нельзя не признать, что именно сетевая культура сегодня генерирует значительное количество текстов, направленных на апроприацию и интерпретацию культурного наследия, с одной стороны, и создание новых единиц культурной информации, с другой. Одной из таких единиц, ставших частью сетевой коммуникации, является арт-мем.

Само понятие арт-мем пока не стало общепринятым, хотя активно ведутся поиски лексической единицы, которой можно было бы обозначить совокупность интернет-контента, основанного на различных формах визуальной и вербальной трансформации и интерпретации художественного наследия. Представляется, что предлагаемый термин арт-мем наиболее точно отражает специфику этой части сетевого контента. Если интернет-мем - это единица культурной информации (идея, образ), подвергшаяся копированию, имитации и ретрансляции в сети, то арт-мем -это интернет-мем, который содержит арт-контент.

В последние пять лет арт-мем стал значительным явлением сетевой культуры и креативной частью общего арт-контента. Несмотря на то, что дефиниция арт-мема является, скорее, дискуссионной для отечественной науки, степень влияния нового культурного текста постоянно увеличивается. При этом, если десять лет назад арт -мем можно было рассматривать как единичное явление сетевой культуры, а само право на апроприацию произведений искусства принадлежало профессионалам, то сегодня арт-мем стал важнейшим элементом сетевого социально-бытового, политического, и, в целом, культурного, пространства. Отсутствие строгих определений объясняется рядом причин: с точки зрения искусствоведения арт-мэм не является предметом специфического искусствоведческого дискурса в силу профанного характера его создания, а с точки зрения культурологии этот феномен можно вписать в общие практики сетевой визуальной коммуникации. Массовая апроприация образов классического наследия требует комплексного анализа с привлечением методологии искусствоведения, социологии, культурологии, социальной антропологии.

Если понимать под арт-контентом совокупность веб-контента, связанного с изобразительным искусством, то важной составляющей последнего является контент, который можно определить, как модифицированный. В отличие от немодифицированного контента, представляющего в сетевом пространстве произведения искусства в неизменном виде (с поправкой на цветопередачу), в рамках модифицированного контента происходит визуальная трансформация: произведения изобразительного искусства претерпевают разного рода изменения [9]. Посты с интерпретированными произведениями изобразительного искусства стали способом социальной и политической активности, способом выражения эмоций и самопрезентации, средством коммуникации, наконец, просто способом актуализации классического наследия. Совокупность этих модифицированных постов можем быть рассмотрена как актуальная художественная практика, претендующая на самостоятельное значение и генерирование новых смыслов в культурном пространстве.

Наиболее точно природу обозначенного явления отражает предложенное понятие арт-мем. Если пять лет назад термин арт-мем практически не употреблялся участниками сетевой коммуникации, то сегодня этот термин можно считать если не общеупотребительным, то активно актуализирующимся. Арт-мем генерирует информацию на основе визуального художественного контента и в этом качестве он наиболее близок по своим характеристикам культурному мему, который, по определению Р. Докинза активно включается в процессы копирования и размножения [8], отдаляясь от источника и вступая в систему сетевой коммуникации как самостоятельный ее элемент.

Итак, сетевой арт-мэм - это мэм, который содержит модифицированный арт-контент и является результатом творческой активности интернет-пользователей [6, С. 56]. В основе арт-мэмов лежит апроприация канонического художественного наследия с последующей деконструкцией его семантики и художественно-образного строя. Отличительной же характеристикой арт-мемов является его принципиально профанный, массовый характер, в рамках которого на первый план выносится именно сетевая составляющая, а сам арт-мем рассматривается, в первую очередь, как способ коммуникации [6, С. 56]. Количество перепостов и лайков - критерий успешности арт-мема. Однако, если метод профессиональной апроприации в изобразительном искусстве XX века является предметом научного дискурса, то апроприация художественного наследия средствами арт-мемов для искусствоведения пока является областью маргинальной, хотя принципы работы сетевые авторы наследуют именно у авангардных художников модернизма и постмодернизма, упрощая их в соответствии с задачами массовой сетевой коммуникации и используя современные информационные технологии [2]. Стремительное упрощение технологий и расширение количества пользователей, владеющих графическими редакторами, приводит не просто к расширению количества создателей модифицированного арт-контента, а к формированию новых сообществ создателей арт-мемов. И если искусствоведение маркирует эстетику арт-мема как нехудожественную, то культурология и социология вплотную приблизились к границам изучения арт-мема, рассматривая интернет-мем как способ и механизм создания и трансляции социокультурных кодов посредством информационного продукта [3].

Не менее важным вопросом, помимо определения понятия арт-мема, является выявление его аналитических статусов, то есть создание системы классификации, в рамках которой возможно было бы зафиксировать многообразие конкретных проявлений. Сама разработка подобной классификации - предмет отдельного исследования, поэтому обозначим кратко лишь основные возможные направления поиска.

Арт-мемы могут различаться по цели создания, по способу контакта с произведением, по ценностному потенциалу и оригинальности решения. Не менее важно различие по степени охвата потенциальной сетевой аудитории: часть арт-мемов вполне может иметь интернациональный характер и без потерь воспроизводится в рамках различных культур, а часть может быть адекватно понята только представителям конкретной культуры.

Одним из наиболее очевидных оснований для классификации арт-мемов является способ изменения структуры исходного произведения, которое преобразуется в арт-мем. Это технологическое основание (изменение формы), тем не менее, качественным образом влияет на семантику создаваемых мемов. Среди основных видов арт-мемов, представленных в сетевом пространстве, в рамках названного подхода, можно выделить следующие разновидности:

- визуальный арт-мем, связанный с изменением визуальной структуры интерпретируемого произведения;

- анимационный арт-мем, связанный с добавлением в картину мультимедиа-эффектов;

- вербальный арт-мем, связанный с добавлением текста без изменения самого произведения;

- синтетический арт-мем, основанный на комплексном использовании технологий модификации произведения искусства [6, С. 56-57].

Каждой из групп мемов присущи конкретные технологии их конструирования. Вербальные арт-мемы в значительной степени ориентированы на группы, владеющие определенным языком. Так, например, пионером массового конструирования вербальных арт-мемов в русскоязычном сетевом пространстве стала группа «Страдающее Средневековье», а затем - «Капризный Аристократ» [8;9], англоязычный интернет активно занят разработкой арт-мемов, в основе которых лежат сюжеты средневековой европейский или даже персидской миниатюры [4;5;6;7].

Визуальные арт-мэмы, в основном, обращаются к интерпретации канонических произведений искусства, знакомых каждому (для русскоязычного сегмента - произведения классического реализма второй половины XIX века, социалистический реализм). Именно узнавание образов и понимание подмены каждым участником сетевого арт-диалога и обеспечивает необходимый эффект (например, замена фигур царя Иоанна Васильевича или его сына в картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина или включение неожиданных персонажей в картину И. Бродского «В.И. Ленин в Смольном») [6, С.57].

Технология создания вербального арт-мэма иная. Поскольку основная нагрузка ложится именно на слово, реплику или диалог, выбор произведений для его конструирования не ограничен. В результате совершенно неизвестные средневековые миниатюры становятся основой широкого творчества, платформой для создания культурных мемов бытовой, социальной, политической направленности.

Среди основных приемов создания вербального арт-мема можно назвать следующие: титульный прием, связанный с изменением названия картины, придающим произведению новые оттенки смысла;

- комментирование, при котором описание действия, происходящего на картине, вызывает эффект искажения сюжета;

- прием цитирования, при котором специально подобранная цитата меняет смысл произведения;

- прием диалога, имитирующий обмен репликами между участниками;

- прием передачи мыслей персонажа, часто взаимно исключающие;

- арт-ликбез, для которого характерно ироничное комментирование содержания произведения с точки зрения истории развития изобразительного искусства [6, С. 57].

Приемы создания визуального арт-мема иные. Отметив, что технологии визуализации разнообразнее технологий вербализации, приведем несколько вариантов технологии создания визуального арт-мема. Визуальный арт-мем может строиться на основе:

- совмещения нескольких картин в одно изображение, перемещения героев и предметов из одной картины в другую;

- появления новых героев, зачастую современных персонажей массовой культуры;

- замены одних героев картины на других;

- переодевания героев картины, изменение их стиля;

- перемещения героев картины в современную окружающую среду;

- исчезновения героя картины.

Отдельно стоит отметить такие формы, как создание «копии» картины при помощи графического редактора, создание «копии» из различных бытовых предметов, арт-косплей, боди-арт, museumselfie и т.д.

Разнообразие конкретных форм арт-мемов определеяет методологическую задачу, которой является определение возможностей анализа всех многообразных проявлений создания модифицированного арт-контента в рамках универсальной типологии, позволяющей включать новые формы арт-мемов в единый контекст исследования.

Методологической основой такого анализа может стать концепция дихтомии арт-мемов. Под дихотомией в аналитических целях традиционно понимают последовательное деление объекта исследования на две части, более связанные внутри, чем между собой. Дихотомическое деление является способом образования подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.

В рамках исследования природы арт-мема можно выделить два магистральных направления его развития в сетевом пространстве. Несмотря на происхождение из общего «корня», две линии развития массовой арт-практики, имеют внутреннюю логику и более подчинены внутренним законам, чем связаны между собой.

Первый тип арт-мемов, вбирающий в себя многочисленные проявления - это арт-селфи, тип арт-мема, основной задачей которого является выражение отношения к художественному объекту в связи с личностью автора. Арт-селфи фиксируют модус присутствия индивида и представляют его окружающим, а при его создании происходит выработка новых индивидуальных траекторий эстетического опыта. Физически индивид может полностью или частично присутствовать на фотографии или же использовать арт-объект в качестве своего альтер-эго, то есть делегировать художественному образу право представлять его внутренний мир, настроение, переживания.

Второй тип арт-мемов, также вбирающий в себя различные проявления - это арт-пойнт, тип арт-мема, основной задачей которого является выражение определенного значения. Ведущим компонентом здесь является семантика. Арт-пойнт декларирует определенное мнение, общественную позицию, социальный смысл. В противовес арт-селфи, сконцентрированных на индивидуальных переживаниях, арт-пойнт тяготеет к социальной значимости, массовости, к демонстрации общественных проблем, затрагивающих большие группы людей.

В рамках предложенной схемы нетрудно распределить объем арт-мемов, представленный в сетевом пространстве: многочисленные варианты арт-косплея, боди-арта, museumselfie относятся к группе арт-селфи, а визуальные и вербальные трансформации произведений искусства - к арт-пойнту. Предложенная схема анализа арт-мемов является рабочей и не претендует на полноту анализа существенного явления современной массовой сетевой культуры, однако, позволяет успешно решать вопросы интерпретации модифицированного арт-контента.

Интересно, что стремительное развитие практики создания арт-мемов совпало с коренными изменениями в понимании музейного пространства, в котором центральной становится порождаемая произведением «модальность зрительского опыта» [7, С.10]. Признание свободы субъективного опыта восприятия в сочетании с развитием сетевых технологий и рождают феномен арт-мема как ответа на вызовы, сформированные новыми ценностными ориентирами метамодернизма.

Список литературы / References

1. Ashton G. Medieval Afterlives in Contemporary Culture / G. Ashton/ - London: Bloomsbury Academic, 2015. - 368 p.

2. Medieval Art Memes [Электронный ресурс] // Faceebook [Сайт] - URL: https://www.facebook.com/medievalartmemes/ (дата обращения: 21.11.2017 г.).

3. Medieval-Reactions [Электронный ресурс] // Tumblr [Сайт] - URL: https://www.tumblr.com/search/Medieval-Reactions (дата обращения: 21.11.2017 г.).

4. Medieval Reactions [Электронный ресурс] // Twitter [Сайт] - URL: https://twitter.com/medievalreacts?lang=de (дата обращения: 21.11.2017 г.).

5. MedievalThings [Электронный ресурс] // Reddit [Сайт] - URL: https://www.reddit.com/r/MedievalThings/ (дата обращения: 21.11.2017 г.).

6. Sapanzha O.S., Ershova D.E. Verbal in fine arts: use of quotes, words and expressions in modern art memes / O.S. Sapanzha, D.E. Ershova // Russian Linguistic Bulletin. - 2017. - № 2(10).- C. 56-58.

7. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? / К. Бишоп. -М.: ООО «Ад Маргинем Пресс».- 2014.- 96 с.

8. Докинс Р. Эгоистичный ген / Р.Докинс.- М.: Мир, 1993. - 318 с.

9. Ершова Д.Е. Арт-контент: к определению понятия / Д.Е. Ершова // Университетский научный журнал.- 2016. -№ 18. - С. 147-153.

10. Зиновьева Н.А. Создание интернет-мема как социокоммуникативная технология в медиа-пространстве / Н.А. Зиновьева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. - 2014. - №4. - C.177-184.

11. Капризный Аристократ [Электронный ресурс] // ВКонтакте [Сайт] - URL: https://vk.com/golubihkrovei (дата обращения: 21.11.2017 г.).

12. Страдающее Средневековье [Электронный ресурс] // ВКонтакте [Сайт] - URL: https://vk.com/souffrantmittelalter (дата обращения: 21.11.2017 г.).

References in English

1. Ashton G. Medieval Afterlives in Contemporary Culture / G. Ashton.- London: Bloomsbury Academic, 2015. - 368 p.

2. Medieval Art Memes [Electronic resource] // Faceebook - URL: https://www.facebook.com/medievalartmemes/ (accessed: 21.11.2017 г.).

3. Medieval-Reactions [Electronic resource] // Tumblr - URL: https://www.tumblr.com/search/Medieval-Reactions (accessed: 21.11.2017 г.).

4. Medieval Reactions [Electronic resource] // Twitter - URL: https://twitter.com/medievalreacts?lang=de (accessed: 21.11.2017 г.).

5. Medieval Things [Electronic resource] // Reddit - URL: https://www.reddit.com/r/MedievalThings/ (accessed: 21.11.2017 г.).

6. Sapanzha O.S., Ershova D.E. Verbal in fine arts: use of quotes, words and expressions in modern art memes / O.S. Sapanzha, D.E. Ershova // Russian Linguistic Bulletin. - 2017. - № 2 (10).- P. 56-58.

7. Bishop C. Radikalnaya muzeologia, ili Tak li yz sovremenny muzei sovremennogo iskusstva? [Radical museology, or What's «Contemporary» in Museums of Contemporary Art?] // C. Bishop. - М.: ООО «Ad Marginem Press». - 2014.- 96 p. [in Russian]

8. Dawkins R. Egoistichnyi gen [The selfish gene] / R. Dawkins.- М.: Mir, 1993. - 318 p. [in Russian]

9. Ersova D.E. Art-kontent: k opredeleniy ponatyia [Art-content: to the definition of the concept] / D.E. Ershova // Университетский научный журнал. [University scientific journal] - 2016. - № 18. - С. 147-153 [in Russian]

10. Zinovieva N.A. Sozdanie internet-mema kak sociokommunikativnaya texnologia v media-prostranstve [Creating an Internet meme as a sociocommunication technology in the media space] / N.A. Zinovieva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Seria 12. [Bulletin of St. Petersburg University. Series 12.] - 2014. - №4. - C. 177-184 [in Russian]

11. Kaprizny aristocrat [Capricious aristocrat] [Electronic resource] // VKontakte [InContact] - URL: https://vk.com/golubihkrovei (accessed: 21.11.2017 г.). [in Russian]

12. Stradayshee srednevekovie [Suffering the Middle Ages] [Electronic resource] // VKontakte [InContact] - URL: https://vk.com/souffrantmittelalter (accessed: 21.11.2017 г.). [in Russian]

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.180 Агафонова О.В.

Кандидат философских наук, доцент Вологодский институт права и экономики ФСИН России КОНСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ В КОНТЕКСТЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ

ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье на основе идей современной эпистемологии рассматриваются особенности творчества Н. В. Гоголя. Автором выявлены и проанализированы типичные когнитивные конструкции, использование которых становится для писателя своеобразным способом представления реальности в художественном тексте. Так, дан анализ конструкта имени как средства раскрытия характеристик героев, ситуаций или главной идеи произведения. Показано, что конструкт «немой сцены» используется писателем для изображения неожиданности и непредсказуемости разворачивающихся событий, чувств, настроений персонажей. Значение конструкта смеха у Н.

B. Гоголя определяется не только в том, что он поражает лицемерие, бичует, обличает, выявляет пороки, но и является средством очищения человеческой души.

Ключевые слова: эпистемология, гуманитарное знание, конструктивизм, художественное творчество, Н. В. Гоголь, имя, «немая сцена», смех.

Agafonova O.V. PhD in Philosophy, Associate Professor Vologda Institute of Law and Economics FSIN of Russia CONSTRUCTIVE CHARACTER IN N.V. GOGOL'S WORKS IN CONTEXT OF NONCLASSICAL LEARNING

THEORY

Abstract

The features of N. V. Gogol's works are considered in the paper, based on the ideas of modern epistemology. The author identified and analyzed typical cognitive constructions, the use of which was a unique way for the writer to represent the reality in an artistic text. Thus, the analysis of the name construct as a means of disclosing the characteristics of heroes, situations or the main idea of a work is given. It is shown that the construct of the "silent scene" was used by Gogol to depict the unexpectedness and unpredictability of the unfolding events, feelings and moods of the characters. The value of the laughter construct of N. V. Gogol is determined not only by the fact that he fought hypocrisy, flouts, denounces, and revealed vices, but also as a means of purifying the human soul.

Keywords: epistemology, humanitarian knowledge, constructivism, artistic creativity, N.V. Gogol, name, "silent scene", laughter.

Введение

Современная неклассическая теория познания открывает новые возможности для постановки и анализа актуальных проблем гуманитарных наук, соотнесения субъекта и объекта познания, способов представления бытия в различных видах знания, в том числе, и художественном творчестве.

«Человек познает мир в формах своей деятельности и своими действиями творит новый уровень реальности» [7,

C. 21]. Поэтому истинное знание, как и подлинное художественное произведение, не могут быть простой копией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.