Научная статья на тему 'Арт-дизайн в современной педагогической практике'

Арт-дизайн в современной педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1786
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ДИЗАЙН / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ВЫСТАВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ART DESIGN / CONTEMPORARY ART / INSTALLATION / EXHIBITION / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова Мария Андреевна

Введение. Социокультурная и экономическая перспективность современной выставочномузейной практики представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики. В статье рассматривается просветительско-педагогическая деятельность Галереи дизайна/Bulthaup на примере объектов арт-дизайна, которые переплетаются с современным искусством, особенно в его выставочной практике и на современном арт-рынке. Цель статьи осмыслить историю становления арт-дизайна в контексте современной образовательной парадигмы. Автор статьи акцентирует внимание на недостаточном осмыслении дизайна как концепта, так как критерии, по которым объекты арт-дизайна можно отличить от видов современного искусства, чрезвычайно размыты. Методология. В ходе рассмотрения данной проблематики применялась методология комплексного культурологического исследования, а также системно-деятельностный и аксиологический подходы, методы сравнительного анализа, синтеза. Результаты. В статье выделяются основные этапы приобретения арт-дизайном статуса искусства: экспериментальный (связь с художественными практиками), экспозиционный, этап приобретения произведением арт-дизайна статуса объекта коллекционирования, этап появления произведений арт-дизайна на арт-рынке. Автор полагает, что современная выставочно-музейная практика представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики. В контексте практики открытого образования Галерея дизайна/Bulthaup инициирует гуманитарное сопровождение разнообразных выставок, проектов. Заключение. Сегодня роль искусства в диапазоне от поп-арта до современных практик очень велика и имеет воспитательный эффект на подрастающее поколение. Более того, по мнению автора статьи, именно в этой области дизайн начинает не только претендовать на статус современного искусства, но и реально играть его роль. Актуализация изучения обучающимися роли артдизайна заключается в необходимости противодействия процессам стандартизации способов удовлетворения экзистенциальных потребностей, вкусов, взглядов, насаждаемых массовой культурой и потреблением, психологией консьюмеризма с помощью СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART DESIGN IN MODERN PEDAGOGICAL PRACTICE

Introduction. Sociocultural and economic prospects of modern exhibition and museum practice present general opportunities for the formation of the personal paradigm of modern pedagogy. The article deals with the educational and pedagogical activity of the Design Gallery/bulthaup on the example of art-design objects that are intertwined with contemporary art, especially in its exhibition practice and in the modern art market. The purpose of the article is to comprehend the history of the development of art design in the context of the modern educational paradigm. The author of the article emphasizes the lack of understanding of design as a concept, so the criteria by which art-design objects can be distinguished from the types of contemporary art are extremely blurred. Methodology. During the consideration of this problem the methodology of the complex cultural research, the system-activity and axiological approaches, methods of comparative analysis and synthesis was applied. Results. In the article, the author highlights the main stages of how the art-design get the status of art: experimental (connection with artistic practices); exposition, the stage of acquiring the art-design status of the collectible; the emergence of art-design works on the art market. The author believes that modern exhibition and museum practice presents general opportunities for the formation of the personal paradigm of modern pedagogy. In the context of the practice of open education, Design gallery/bulthaup initiates the humanitarian support of various exhibitions and projects. Conclusion. Today the role of art in the range from pop art to its modern practices is very great and has the educational effect on the younger generation. Moreover, according to the author of the article, it is in this area design begins not only claim the status of contemporary art, but also play its role in reality. The actualization of learning the role of art design for students is the need to counteract the processes of standardization of ways to meet the existential needs, tastes, views, implanted by mass culture and consumption, the psychology of consumerism with the help of the media.

Текст научной работы на тему «Арт-дизайн в современной педагогической практике»

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

УДК/uDC 37.026.9:747.012

М. А. Семенова

M. Semenova

АРТ-ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ART DESIGN IN MODERN PEDAGOGICAL PRACTICE

Введение. Социокультурная и экономическая перспективность современной выставочно-музейной практики представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики. В статье рассматривается просветительско-педагогическая деятельность Галереи дизайна/Bulthaup на примере объектов арт-дизайна, которые переплетаются с современным искусством, особенно в его выставочной практике и на современном арт-рынке. Цель статьи — осмыслить историю становления арт-дизайна в контексте современной образовательной парадигмы. Автор статьи акцентирует внимание на недостаточном осмыслении дизайна как концепта, так как критерии, по которым объекты арт-дизайна можно отличить от видов современного искусства, чрезвычайно размыты.

Методология. В ходе рассмотрения данной проблематики применялась методология комплексного культурологического исследования, а также системно-деятельностный и аксиологический подходы, методы сравнительного анализа, синтеза.

Результаты. В статье выделяются основные этапы приобретения арт-дизайном статуса искусства: экспериментальный (связь с художественными практиками), экспозиционный, этап приобретения произведением арт-дизайна статуса объекта коллекционирования, этап появления произведений арт-дизайна на арт-рынке. Автор полагает, что современная выставочно-музейная практика представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики. В контексте практики открытого образования Галерея дизайна/Bulthaup инициирует гуманитарное сопровождение разнообразных выставок, проектов.

Заключение. Сегодня роль искусства в диапазоне от поп-арта до современных практик очень велика и имеет воспитательный эффект на подрастающее поколение. Более того, по мнению автора статьи, именно в этой области дизайн начинает не только претендовать на статус современного искусства, но и реально играть его роль. Актуализация изучения обучающимися роли арт-дизайна заключается в необходимости противодействия процессам стандартизации способов удовлетворения экзистенциальных потребностей, вкусов, взглядов, насаждаемых массовой культурой и потреблением, психологией консьюмеризма с помощью СМИ.

Introduction. Sociocultural and economic prospects of modern exhibition and museum practice present general opportunities for the formation of the personal paradigm of modern pedagogy. The article deals with the educational and pedagogical activity of the Design Gallery/bulthaup on the example of art-design objects that are intertwined with contemporary art, especially in its exhibition practice and in the modern art market. The purpose of the article is to comprehend the history of the development of art design in the context of the modern educational paradigm. The author of the article emphasizes the lack of understanding of design as a concept, so the criteria by which art-design objects can be distinguished from the types of contemporary art are extremely blurred.

Methodology. During the consideration of this problem the methodology of the complex cultural research, the system-activity and axiological approaches, methods of comparative analysis and synthesis was applied.

Results. In the article, the author highlights the main stages of how the art-design get the status of art: experimental (connection with artistic practices); exposition, the stage of acquiring the artdesign status of the collectible; the emergence of art-design works on the art market. The author believes that modern exhibition and museum practice presents general opportunities for the formation of the personal paradigm of modern pedagogy. In the context of the practice of open education, Design gallery/bulthaup initiates the humanitarian support of various exhibitions and projects.

Conclusion. Today the role of art in the range from pop art to its modern practices is very great and has the educational effect on the younger generation. Moreover, according to the author of the

article, it is in this area design begins not only claim the status of contemporary art, but also play its role in reality. The actualization of learning the role of art design for students is the need to counteract the processes of standardization of ways to meet the existential needs, tastes, views, implanted by mass culture and consumption, the psychology of consumerism with the help of the media.

Ключевые слова: арт-дизайн, современное искусство, инсталляция, выставка, педагогическая практика.

Keywords: art design, contemporary art, installation, exhibition, pedagogical practice.

В контексте практики открытого образования Галерея дизайна/Bulthaup инициирует гуманитарное сопровождение разнообразных выставок, проектов для создания панорамных экранов, отражающих современное искусство, направленное не только на элитарную аудиторию, но и на развитие художественного вкуса у массового зрителя. В России художественная галерея не только коммерческая организация, но и институция, занимающаяся просветительско-педагогической деятельностью.

Представители различных сообществ (образование, наука, бизнес) являются активными участниками-посетителями выставок, творческих встреч, лекториев, благотворительных акций, популяризирующих современное искусство. Преподаватели, студенты, обучающиеся школ города как особая когорта привлекаются в рамках задач профилизации с целью расширения круга «знаковых культур».

Арт-дизайн, как значимое явление современной культуры, понимается как «одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством», в котором художественно-образная составляющая равноправна его утилитарному назначению [3, с. 21].

Объекты арт-дизайна утрачивают утилитарную функцию и становятся декоративными, экспозиционными, рассчитанными на ассоциативное восприятие. Ключевая идея и особенность таких произведений заключаются в выражении авторской идейно-художественной концепции, которую предстоит разгадать зрителю, что имеет значимые воспитательный и интеллектуальный эффекты в контексте современной образовательной парадигмы.

Термин «арт-дизайн» возник в 70-80-е годы ХХ века в Италии, с появлением двух дизайнерских групп — «Алхимия» (Алессандро Мендини, Алессандро Гуэррьеро) и «Мемфис» (Этторе Соттсасс), которые бросили вызов ортодоксальному миру функционального массового промышленного дизайна. Сегодня про них бы сказали, что они запатентовали отличную креативную идею. Художественные находки в разработках этих дизайнеров, а изначально они занимались дизайном мебели и интерьеров, стали преобладать над поднадоевшей прагматикой общеупотребимых дизайн-продуктов. Лидеры групп занимались не только серьезными проектными программами, такими как стиль фирмы «Оливетти», но и созданием выставок, интерьеров, а также мебелью, светильниками и т. д. «Сами объекты проектирования способствовали поискам новых художественных решений, отвечающих новым типам восприятия материала, цвета, света, линий, пространства, порожденных научно-технической революцией последних десятилетий. Итальянский арт-дизайн стал синонимом арт-дизайна, развивающегося в русле постмодернизма, захлестнувшего мировой дизайн в 70-80-е годы ХХ века. Работы арт-дизайнеров отличаются новизной решений, нестандартностью образов, наполнены тонкими ассоциациями, лиризмом, иронией, вынуждают потребителя задумываться, вступать с ними в непростые контакты».

Сам факт появления феномена арт-дизайна знаменовал собой завершение определенного этапа в развитии европейского модернизма. Функционализм, бывший его ведущей концепцией в дизайне, к 70-м годам испытывал кризис и потребность в обновлении художественного языка и дизайна в целом как вида творческой деятельности. Функционализм сохранял свои позиции в промышленном дизайне, но в области создания предметов быта и потребления (мебели, посуды, светильников, эксподизайна) была очевидна потребность в новом типе проектной культуры и ее новом языке. «База этих перемен лежала в области развития сенсуализма (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направления в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств» [3, с. 338].

В становлении арт-дизайна роль искусства (в диапазоне от поп-арта до его современных практик) очень велика, более того, можно сказать, что именно в этой области дизайн начинает не только претендовать на статус современного искусства, но и реально играть его роль. В свою

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

очередь критерии, по которым объекты арт-дизайна можно отличить от видов современного искусства, чрезвычайно размыты, что говорит о недостаточном осмыслении дизайна как концепта.

Сегодня арт-дизайн чрезвычайно тесно переплетается с современным искусством, особенно в его выставочной практике и на современном арт-рынке. Это наиболее заметно в области искусства объекта, инсталляций. Грань, разделяющая указанные художественные и выставочные практики, подчас очень тонка, и иногда затруднительным представляется отнести те или иные объекты к арт-дизайну или современному искусству. Это в свою очередь позволяет предположить, что наличие в современной художественной практике подобных гибридных форм свидетельствует о претензии дизайна стать формой современного искусства. О данной проблеме спорят немало теоретиков и практиков искусства. В этой связи отметим, что искусство связано с дизайном, создается при его участии.

В целом объекты арт-дизайна отличаются высочайшим художественным качеством, яркой художественной образностью, способностью вызывать ассоциативные ряды, их практическая полезность подчас сведена к минимуму или подчинена необходимости представления какой-либо художественной идеи. Как художественное явление и как концепт, арт-дизайн сегодня находится на стадии становления, о чем может говорить отсутствие его однозначных трактовок у исследователей.

На основе вышесказанного можно выделить несколько этапов приобретения арт-дизайном статуса искусства:

— экспериментальный (связь с художественными практиками);

— экспозиционный, выставочный (главное — не показать массовость, а продемонстрировать нацеленность на идею);

— этап приобретения произведением арт-дизайна статуса объекта коллекционирования;

— этап появления произведений арт-дизайна на арт-рынке.

В современной творческой практике нет четких разграничений между арт-дизайном и современным искусством. Эта граница подвижна и условна, и поэтому объекты арт-дизайна могут спокойно переходить границу искусства, но при этом они сохраняют тот базовый уровень, который был заложен дизайном. То же самое происходит и с произведениями искусства. Часто их начинают рассматривать с точки зрения профессии (как и из чего они сделаны) или с точки зрения социальных и коммерческих целей, т. е. важным оказывается не художественно-образная ценность предмета, а манипулирование ими как знаковыми объектами, и в этом случае важно сохранить именно статус произведения искусства. Этой проблемой современного искусства в свое время занимались ведущие теоретики и практики дизайна: А. Мендини, Г Рид, Дж. Глоаг и др. Просветительский экскурс в историю становления и развития арт-дизайна значим в контексте педагогической практики для воспитания подрастающего поколения, его интеллектуального «вписания» и освоения современной знаковой культуры.

Как известно, основными функциями художественной галереи являются репрезентативная, научно-просветительская, коммуникативная, экспертная, коллекционная, коммерческая, рекламная, сохранение и популяризация искусства. Практико-ориентированные формы просветитель-ско-педагогической деятельности художественной галереи направлены на знакомство с новыми произведениями, привитие эстетики вкуса, эмпатии, прежде всего подрастающему поколению, что имеет ярко выраженные воспитательный, интеллектуальный и терапевтический эффекты [1].

Актуализация изучения обучающимися роли арт-дизайна заключается в необходимости противодействия процессам стандартизации способов удовлетворения экзистенциальных потребностей, вкусов, взглядов, насаждаемых массовой культурой и потреблением, психологией консью-меризма с помощью СМИ. Новаторская просветительско-педагогическая деятельность Галереи дизайна/Bulthaup — организация выставочного пространства, представление и описание экспозиционных объектов, создание каталогов, этикетажа и пр.

Галерея дизайна/Bulthaup — одно из немногих мест в Санкт-Петербурге, в котором представлен мировой предметный дизайн. Большинство объектов из коллекции галереи можно отнести к понятию «арт-дизайн» [2]. В многоуровневом выставочном пространстве, расположенном в историческом центре города, галерея проводит выставки ведущих мировых дизайнеров, семинары, лекции и мастер-классы. Идея союза искусства и дизайна воплощается в джазовых и классических концертах, где известные петербургские музыканты исполняют свои произведения в окружении арт-объектов мирового дизайна. Актуальные выставочные проекты создаются в сотрудничестве с ведущими сотрудниками Русского музея и Эрмитажа.

Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникации имеют следующие образовательные события в Галерее дизайна: «Актуальное рисование: линеарные и силуэтные объекты

и графика» (совместное кураторство с Русским музеем), выставки, посвященные отечественным художникам и европейским дизайнерам (совместно с консульствами), юбилейные и тематические мероприятия, например «И. Бродский», концерты «Музыкальные столицы мира» (Вена, Токио).

Итак, современная выставочно-музейная практика представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики [4]. В качестве подтверждения эффективности данной формы работы приведена просветительско-педагогическая деятельность Галереи дизайна/Bulthaup. Ученическая и студенческая аудитории, посещая практические занятия, активно включаясь в слушания, просмотры экспозиций, существенно повышают свой интеллектуально-образовательный уровень, погружаются в искусствоведческий материал, сопереживают, активно участвуют в семинарах, круглых столах, фестивалях. Учебно-выставочная деятельность Галереи дизайна создает оптимальные условия для развития художественно-образного мышления, подготавливает обучающихся к самостоятельному решению творческих задач, а также к научно-исследовательской работе.

Литература

1. Бабков В. А. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт / В. А. Бабков. М.: Арт-менеджер, 2010. — 416 с.

2. Балдина О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России / О. Д. Балдина. М.: Астрель, 2002. — 256 с.

3. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: «Архитектура-С», 2004.

4. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996. — 415 с.

References

1. Babkov V. A. Gallery business. Russian and foreign experience. V. A. Babkov. M.: Art-menedzher. [Art-manager]. 2010. — 416 p. (In Russian).

2. Baldina O. D. Tastes and predilections of the contemporary art market in Russia / O. D. Baldina. M.: Astrel, 2002. — 256 p. (In Russian).

3. Design. Illustrated dictionary-provocateur / G. B. Minervin, V. T. Shimko, A. V. Efimov et al .: Under the general editorial G. B. Minervina and V. T. Shimko. M.: "Architecture-S", 2004. (In Russian).

4. Kagan M. S. Philosophy of Culture / M. S. Kagan. St. Petersburg, 1996. — 415 p. (In Russian).

УДК/uDC 373.41:53 О. Н. Телешова

O. Teleshova

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

PRACTICAL wORKS IN PHYSICS FOR 8 GRADE STuDENTS AS A MEANS OF PRACTICAL SKILLS DEVELOPING

Введение. В статье рассмотрена тема применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе как средство развития практических умений. Приведены темы для домашних экспериментов и показан пример урока, на котором ученики проводят домашний эксперимент и отвечают на вопросы по нему.

Цель статьи — рассмотреть возможности применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе.

Методология. Методологическую основу составляют идеи системно-деятельностного подхода и практическая направленность уроков.

Результаты заключаются в том, что данный материал поможет при организации уроков с применением домашних опытов по физике в 8-м классе. После проведения таких уроков наблюдается повышение практических умений у обучающихся, что соответствует современным требованиям ФГОС ООО.

Заключение. Автором отмечается, что рассмотренная тема в связи с внедрением ФГОС ООО становится актуальной. Такие домашние практические работы повышают интерес к предмету, вырабатывают навык работы с различными приборами и развивают универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.