Научная статья на тему 'Арт-дискурс в региональных интернет-медиа'

Арт-дискурс в региональных интернет-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
544
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ДИСКУРС / НОВЫЕ МЕДИА / РЕГИОН / DISCOURSE OF ART / NEW MEDIA / REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминская Т.Л.

В статье автор рассматривает арт-дискурс в новых медиа, которые стремительно развиваются в последнее десятилетие. Акцент делается на региональные особенности дискурса и его составляющие: автор, адресат, ключевые слова и действующие лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE OF ART IN NEW MEDIA: THE REGIONAL DIMENSION

The article explores discourse of art in new media, which are developing rapidly in the last decade. Author focuses on the regional characteristics of the discourse and its components: the authors, recipients, key words and characters faces.

Текст научной работы на тему «Арт-дискурс в региональных интернет-медиа»

УДК 07

АРТ-ДИСКУРС В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МЕДИА Т.Л.Каминская

DISCOURSE OF ART IN NEW MEDIA: THE REGIONAL DIMENSION

T.L.Kaminskaya

Гуманитарный институт НовГУ, tlkam1@mail.ru

В статье автор рассматривает арт-дискурс в новых медиа, которые стремительно развиваются в последнее десятилетие. Акцент делается на региональные особенности дискурса и его составляющие: автор, адресат, ключевые слова и действующие лица.

Ключевые слова: арт-дискурс, новые медиа, регион

The article explores discourse of art in new media, which are developing rapidly in the last decade. Author focuses on the regional characteristics of the discourse and its components: the authors, recipients, key words and characters faces. Keywords: discourse of art, new media, the region

Мы рассматриваем медиадискурс как тематически сфокусированную, социокультурно обусловленную речемыслительную деятельность в масс-медийном пространстве. В условиях, когда многие шедевры искусства можно увидеть в интернете, новые медиа становятся незаменимым проводником по миру искусства.

С развитием масс-медийных технологий и массовых коммуникаций любые дискурсы становятся все более медиатизированными. Можно считать уже общепринятым, что термином дискурс часто обозначают совокупности именно медиатекстов. В аспекте медиа-дискурса на кафедре журналистики НовГУ в рамках исследовательского проекта «Мониторинг регионального медиаполя как ресурс медиалингви-стики» были написаны дипломные работы по отдельным видам дискурса. Анализировались журналистские тексты и комментарии к ним наиболее активно пишущих о выставках, изобразительном искусстве и музеях интернет-площадок Великого Новгорода. В эту группу сегодня входят: новый проект 2014 — проект года культуры: интернет-газета «Область культуры» (http://okultureno.ru/), портал «Новго-род.ру» и интеренет-газета «Соседи».

Детерминанта служит объединяющим началом дискурса, и, опираясь на Т.В.Шмелеву, их можно выделить как минимум шесть: сфера, фактура, тема, цель, жанр, автор [1]. Кроме того, арт-дискурс новых медиа региона был разделен на более мелкие специализированные дискурсы (выставочный, театральный и другие). Были выделены основные действующие лица дискурса: зрители, официальные лица-организаторы.

Наши наблюдения показывают, что набор ключевых слов регионального арт-дискурса невелик. Авторы медиатекстов идут по заданному сценарию, определенной матрице предъявления материала: сообщение о событии, комментарий организатора / чиновника от культуры, мнение зрителя, описание картины / скульптуры (авторское видение). Не удиви-

тельно, что с визуальным событием обязательно связаны слова выставка, экспозиция, увидеть. Интересно, что к ключевым словам можно причислить имена двух реальных персонажей новгородского арт-рынка галериста Сергея Пухачева и мецената Николая Сумарокова, в поиске по ключевым словам в арт-дискурсе они держат абсолютное первенство на всех сайтах новых медиа региона. Что касается артдискур-са, то повсеместно ньюсмейкерами для медиа становятся преимущественно сами работники культуры, реже — представители власти. Особую роль в ряду ньюсмейкеров играют отдельные личности, чаще всего энтузиасты; в большинстве случаев, такого ньюсмейкера можно отнести одновременно и к экспертам; ньюсмейкер при этом сам может успешно производить новости. Поэтому арт-дискурс новгородского медиаполя трудно представить без Сергея Пухачева, телеведущего, искусствоведа, директора художественного салона «Слобода», преподавателя кафедры журналистики НовГУ, руководителя Городского выставочного центра. Помимо всего перечисленного, он сам часто является автором журналистских текстов и автором метафор, старательно внедряя в артрынок и медиатексты региона принцип мультиплекса, который предполагает параллельность происходящих в нем разноплановых событий, рассмотрение художественных явлений в их взаимосвязях. Его метафоры выставочная волна, позже выставочный потоп, прижились в арт-дискурсе и явились также его ключевыми словами. Сергей Пухачев формулирует свою мечту о медиаситуации вокруг артсобытия как ситуацию с выставки импрессионистов в конце 19 века, когда, действительно, публика была ошарашена, негодует, возникают драки, скандалы, шум, — потом полное принятие нового течения, его восхваление, большие обороты художественного рынка, деньги... Однако в современном медиамире эта ситуация едва ли возможна: региональные медиа предпочитают отражение событий последовательно, при этом в основном журналистский отклик на арт-

события в региональном медиаполе выглядит как заметка или переделанный, дополненный пресс-релиз.

Авторы только некоторых медиа работают с читателем в просветительском ключе, стараясь, по выражению Сергея Пухачева, раздвигать эстетический горизонт, разъясняя термины мира искусства, привлекая и обыгрывая цифровые данные (количество картин, посетителей, средств и т.д.). Просветительский подход авторов медиатекстов очень важен, так как современное искусство — это некая закрытая, профессиональная область, она говорит на своем языке, который простому человеку, обывателю, широкому зрителю неведом.

Следует констатировать, что пока адресат данных публикаций немногочисленен. Интересно, что количество просмотров каждого текста (немногим более 120) и комментариев (не более двух) — почти всегда совпадает. Это дает возможность предположить, что информацию о визуальной составляющей региона в новых медиа просматривают одни те же, и это люди, которые не любят оставлять комментарии. Публикации данного дискурса практически никогда не попадают в топ самых читаемых также и в интернет-СМИ.

Арт-дискурс в интернете может служить продвижению региона как туристского центра и связывается с понятием «культурный потенциал».

З.А. Трифонова связывает понятие «культурный потенциал» с типологией городов, сделанной по различным критериям, в частности, их людности и исторической роли для страны [2]. Сегодня, вероятно, стоит дополнить критерии типологии таким, как развитие медиасферы региона (прежде всего, при помощи новых медиа, «раздвигающих» его границы). Следует обозначить такие составляющие культурного потенциала территорий: историко-культурная уникальность, природно-ландшафтная уникальность, архитектурная уникальность. Историко-культурная уникальность региона включает материальные и нематериальные памятники. О роли старорусских городов в сохранении уникальной российской ментальности в современной социокультурной ситуации, характеризующейся утратой частью населения национально-культурной идентичности, было написано ранее [3]. Не случайно одними из самых употребляемых слов в медиатекстах, описывающих современную художественную реальность, являются слова проект и бренд. В аспекте оценочно-сти эти слова можно отнести к нейтральной лексике, но в большинстве контекстов они несут положительные коннотации, связанные с обновлением и развитием, с чем-то позитивным, передовым, полезным: проект выставки, просветительский проект и даже проект реставрации фарфора; удачный бренд города, продвижение бренда, запатентовать бренд, спор за бренд, подделка под бренд.

Утрата бренда и неосуществление проекта ощущается авторами медиатекстов как потеря, неудача.

Новый проект «Область культуры» (ОК) позиционирует Новгородскую область как «область культуры», что правомочно исходя из исторического на-

следия и современного состояния региона. Название для молодежной аудитории может ассоциироваться со знаком качества, одобрения. Состоит ресурс из двух разделов. Первый раздел, «Афиша», позволяет самим учреждениям вносить свой репертуарный план, календарь событий в базу данных, которая обрабатывается автоматически и выводится в соответствующем разделе. Предполагается, что это должно стать мощным инструментом для туристического продвижения районов, так как событийный туризм является мировым приоритетом. И главную роль в этом процессе играет активность самих представителей учреждений культуры и искусства, которым предложено заполнять необходимые формы в системе. Другой раздел получил название «ОК-журнал». Он призван сосредоточить внимание на сфере культуры, искусства и досуга, объединить деятелей культуры и публику на одной площадке. Издание содержит новостную ленту и блок публикаций по нескольким направлениям. «ОК-журнал» — это интерактивная дискуссионная площадка. Результаты привлечения аудитории нового ресурса таковы: подписчиками «ВКонтакте» стали за год работы более 2 тысяч человек, в том числе из разных городов. Примерно треть читателей — представители Москвы и Петербурга.

Параллельно с развитием новостных блоков интернет-сегмент медиа различного учредительства стал работать с информацией, выстраивая ее в сюжеты. Например, созданный под жанр новости и также относящийся к властному учредительству сайт «Новости 53» — по номеру Новгородского региона — (http://53news.ru/), практикует публикации с многосерийным продолжением. Один из пректов ресурса — «53 новгородских храма», рассказывающий из номера в номер о малоизвестных постройках храмовой архитектуры области, осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии. Тенденция сюжетирования новостей в интернет-медиа связана, во-первых, с тем фактом, что взрослая аудитория испытывает новостное утомление, не видя связи между мелькающими заголовками все новых новостей и ощущая отсутствие бэкграунда. Исследуя медийную реальность в речевом плане, Т.В.Шмелева, используя дискурсивный подход, предлагает понимать под медийным сюжетом линию отражения в медиасфере ситуации / события социальной или культурной жизни региона, формирующую «пучок» текстов, которые можно назвать субдискурсом [4]. Наши наблюдения показывают, что сегодня сюжетный подход новых медиа с успехом может быть применен и в арт-дискурсе.

Но вообще информация арт-дискурса тяготеет к визуальности подачи, к подаче в телевизионном формате, поэтому телесюжеты на сайте Новгород.ру нередко в качестве таких новостей (за сентябрь — 6 сюжетов).

В плане плотности дискурса самым показательным из региональных медиа является информационный ресурс Новгород.ру, на который попадают все новости региона путем автоматического отбора по тегам Новгород и Новгородская область. Поэтому здесь новости нередко дублируются: об одной и той же выставке представлены, например, сюжет Новго-

родского областного телевидения и два материала пресс-служб. Возможностью визуально представить выставочную событийность журналисты и интернет-СМИ обладают, но не реализуют ее: фоторепортаж о выставках или открытии памятников в сентябре нам встретился лишь один.

Суммируя наблюдения за региональным арт-дискурсом в новых медиа, можно сделать такие выводы:

1. Медиа все чаще выступает в роли организа-тора социума, инициатора социальных и культурных проектов. Это связано не только с осознанием своей роли в обществе, но и, не в последнюю очередь, с заботой о собственном имижде и стремлением привлечь рекламодателей под определенную тему.

2. Отличительной положительной чертой регионов с богатым культурным потенциалом является насыщенность арт-дискурса, активное включение в него новых медиа, поскольку арт-дискурс обеспечивает визуализацию информации, дает возможность «картинки»; отрицательным можно назвать его из -лишнюю комплиментарность.

3. В отличие от мегаполисов в небольших городах, даже с богатой историей и культурой, зачастую не сформировано поле художественной критики. Это мешает осмыслению арт-процессов, мешает рефлексии в художественном мире, который, как и всякий мир, не лишен минусов, разного рода ошибок, тупиковых путей. Художественных критиков, способных и желающих писать для медиа, крайне мало.

1. Шмелева Т.В. Дискурс и исследовательский инструментарий медиалингвистики // Научные ведомости БелГУ.

2012. №> 18 (137). Вып. 15. С. 200-207.

2. Трифонова З.А. Культурный потенциал национальных столиц России: типологические характеристики // Трансформация российского пространства: социально-экономические и природные факторы (полимасштабный анализ). Сборник докладов XXV сессии МАРС / Под ред. С.С.Артоболевского и Л.М.Синцерова. М.: Институт географии РАН, 2008. С. 182-199.

3. Каминская Т.Л. Приметы глобализации в социальном пространстве старорусских городов // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки».

2013. №>1 (11). С. 225-236.

4. Шмелева Т.В. Медийный сюжет как конструктивная ос -нова дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Вып. 11. Орел, 2013. С. 115.

References

1. Shmeleva T.V. Diskurs i issledovatel'skiy instrumentariy me-dialingvistiki [Discourse and research tools for medialinguis-tic]. Nauchnye vedomosti BelGU, 2012, no. 18 (137), iss. 15, pp. 200-207.

2. Trifonova Z.A. Kul'turnyy potentsial natsional'nykh stolits Rossii: tipologicheskie kharakteristiki [Cultural Potential of Centers of Russia's National Subjects: typological characteristics]. Proc. Of XXV MARS session "Transformatsiya rossiyskogo prostranstva: sotsial'no-ekonomicheskie i prirodnye faktory (polimasshtabnyy analiz)". Moscow, 2008, pp. 182-199.

3. Kaminskaya T.L. Primety globalizatsii v sotsial'nom pros-transtve starorusskikh gorodov [Globalisation signs in the social space of old Russian territories]. Vestnik RGGU. Seriya "Politologiya. Sotsial'no-kommunikativnye nauki", 2013, no. 1 (11), pp. 225-236.

4. Shmeleva T.V. Mediynyy syuzhet kak konstruktivnaya os-nova diskursa [Media Sujet as a Constructive Basis of Discourse], Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse, iss.11. Orel, 2013, p. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.