Научная статья на тему 'Арсений Анатольевич Горохов: формула изобретения'

Арсений Анатольевич Горохов: формула изобретения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1966
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арсений Анатольевич Горохов: формула изобретения»

ПУБЛИЦИСТИКА

АРСЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ: ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Вместо предисловия

Когда рождается человек, ни мать, ни отец не могут сказать, кем он будет, когда вырастет. Об этом знает только Создатель, определивший предназначение нового жителя Земли и наделивший его соответствующими способностями для исполнения этого предназначения. Вот и родители мальчика, названного ими Арсением, не могли и предположить, что когда-нибудь их сын создаст изобретение, которое теперь называют «визитной карточкой века», изобретение, перевернувшее многие понятия и представления, давшее толчок дальнейшему развитию различных областей науки и сферы деятельности человека. «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали» - так будет называться изобретение в заявке, посланной в Москву. Сам автор до сих пор называет его интеллектором. Мы называем его «персональный компьютер». Без него сейчас трудно представить нашу жизнь во всех её проявлениях, а молодое поколение, родившееся в компьютеризированное время, воспринимает его, пожалуй, как другие необходимые предметы: тетрадь, чайник, газовая плита, лампа, одежда и т. д. Печально, что значение этого изобретения в нашей стране стало понятным только тогда, когда само устройство стали выпускать и пользоваться им американцы, и конечно, продавать нам. Компания «Арр1е» стала известной всему миру так же, как и её со-основатель и исполни-

тельный директор, американский предприниматель Стив Джобс, а вот имя Арсения Анатольевича Горохова долгие годы оставалось в тени. Последнее время им всё чаще стали интересоваться журналисты и «телевизионщики». Его имя занесено в книгу рекордов «Диво». Москвичи по заказу ГТРК «Культура» в 2013 году сняли фильм под названием «Интеллектор Горохова», объединённый с несколькими сюжетами под общей рубрикой «Обделённые славой». Арсений Анатольевич говорит, что ему не нравится название этой рубрики, так как он равнодушен к славе, а в этом названии он усматривает неудовлетворённость героев сюжетов отсутствием славы. Она ему не интересна, поэтому к ней он не стремится, он не любит тратить время на интервью, он любит изобретать.

Из биографии

Арсений Анатольевич родился 5 октября 1935 года в селе Ново-Уральское Павлоград-ского района Омской области. Когда началась война, ему ещё не исполнилось шести лет. Отец - Анатолий Михайлович - работал агрономом, на фронт его не забрали: не подходил по состоянию здоровья, но уже в конце войны, в 1944 году, его отправили на Украину восстанавливать всё, что было разрушено фашистами. Следом за главой семьи поехала мать - Мария Михайловна, оставив всех детей с родственницей и договорившись с ней, что она их позже привезёт. Родителям надо было устроиться. И вот, получив письмо от матери, дети в сопровождении тёти отправились в путь. Арсений был вторым ребёнком. На какой-то станции посторонняя женщина сказала, глядя на Арсения, что он, наверное, больше других детей мучается от голода, и тётя спросила, что ему купить. Мальчик слабым голосом ответил, что хочет вишни. Тётя купила ему мисочку спелых

ягод вишни, а остальным детям сказала, что это для Арсения лекарство. Он ел, а другие дети смотрели, и никто из братьев не отобрал и даже не попросил ни одной ягодки. Эта вишня дала ему тогда немного силы.

Отца назначили первым секретарём райкома партии посёлка Чернухи Полтавской области. Он с утра до позднего вечера на паре лошадей мотался по району, стараясь как можно больше успеть сделать. Поля были заминированы, догорала пшеница в буртах и полуобгорелая, была не пригодна в пищу. Техники катастрофически не хватало. Арсений Анатольевич до сих пор помнит, как по разбитой дороге каким-то чудом ехала машина, у которой два колеса были нормальные, а от двух передних -без покрышек и камер - остались только диски. Люди на станции забирались на поезда с углём, которые останавливались для заправки водой, и потом ехали на платформах, сидя прямо на угле.

В школе Арсений любил математику, рисование, пение, по этим предметам получал пятёрки. С русским языком было немного хуже, но зато потом, уже после войны, когда он учился в техникуме, преподаватель русского языка и литературы сумела привить Арсению, как и многим другим учащимся, любовь к поэзии.

В школьной столовой детям давали на обед жидкий суп из пшена. Летом полуголодных учеников отправляли в поля на прополку, осенью - на сбор колосков, и ни одного зёрнышка нельзя было утаить, спрятав в карман или за пазуху. А взрослые понемногу утаивали зерно, предназначенное для посева, чтобы прокормить свои семьи, засеивали участки поля у дороги, а дальше сеять уже было нечего. Арсений ездил с отцом, который снова вернулся к работе агрономом, на поля - проверять всходы. Он управлял лошадью, запряжённой в телегу, а отец шёл пешком. Пройдя по засеянному полю дальше к лесу, он видел, что там никаких всходов пшеницы нет. Становилось ясно, что поля засеяны только с краю. Потом отец, обычно спокойный, взволнованно выступал на колхозных собраниях, делая резкие замечания и задавая вопросы: кто так пашет и сеет? Куда девалось зерно? Куда девалось горючее?

Вскоре отцу разрешили уехать из бывших оккупированных территорий, и он увёз семью в деревню Фирстово Омской области. Их поселили в двухэтажном рубленом доме, построенном ещё до революции. Достатка в доме никогда не было, и уже в старших классах Арсений задумывался, куда идти учиться после школы,

чтобы, получив специальность, самому зарабатывать себе на жизнь. Была у него мысль стать художником-оформителем, писать плакаты, тогда это была очень востребованная профессия, тем более что художественно одарённых людей всегда меньшинство. Арсений с детства любил рисовать, и у него неплохо получалось, поэтому отец покупал ему - единственному из всех детей - акварельные краски. Он наставлял своих детей: «Кто окончит техникум, тот будет иметь гарантированное обеспечение на всю жизнь». По окончании школы Арсений, ещё раз хорошо подумав, решил поступать в речное училище и стал проходить медицинскую комиссию, которая сделала вывод, что для речного флота он совсем не подходит из-за небольшого роста и пониженного слуха. По совету дяди Бориса Михайловича, который работал в Управлении Омской железной дороги, в 1950 году Арсений поступил в техникум железнодорожного транспорта. Учился хорошо, успевал играть в духовом оркестре, а затем увлёкся ... кино, и не столько просмотром, сколько показом. Ходил в Дом культуры им. Лобкова в будку киномеханика, где тот обучал его премудростям своей профессии, время от времени разрешая ученику крутить фильмы. В 1954 году Арсений окончил техникум, получив специальность механика путевых и строительных машин. Несколько месяцев проработал слесарем 6-го разряда Мостопоезда 419 на Алтае. Вскоре его призвали на службу в армию. Попал в авиацию. После окончания курсов получил специальность авиамеханика. Полк осваивал самолёты «МИГ». На службе рядовой Горохов придумал специальный клапан, позволяющий переливать горючее без потерь. При этом керосин не попадал на руки, что было особенно ценно при работе голыми руками зимой. Смекалистый солдат продемонстрировал работу клапана начальству, которому понравился результат, но тогда клапаны на ёмкости с горючим так и не были изготовлены и поставлены. Затем Арсений придумал удобную таблицу, которая облегчила работу по учёту и списанию израсходованного топлива. Таблицей пользовались. Во время службы он часто ходил в библиотеку, где брал и читал в основном труды В. Ленина, пытаясь найти ответы на некоторые вопросы. Сейчас Арсений Анатольевич признаётся, что многое в этих трудах вызывало у него несогласие, но в те годы об этом нельзя было говорить.

После армии Арсений поступил в Омский политехнический институт на механический факультет. Учиться не понравилось, так как всё, что изучалось на первом курсе, ему было знакомо ещё из техникума. После одного года учёбы Арсений забрал документы и поступил на электромеханический факультет Московского заочного политехнического института. В программе обучения были системы регулирования и следящие системы. Это уже было нечто новое. В 1957 году Арсений Анатольевич устроился на работу на погрузочно-разгрузочное предприятие при Омском отделении железной дороги - тоже дело, для него новое, но эта новизна не особенно привлекала молодого парня, ему просто нужно было зарабатывать Его как имеющего диплом об окончании техникума поставили заместителем начальника - техником-механиком на участок от Исиль-Куля до Калачинска. На предприятии работали в основном бывшие заключённые, которые после одного случая стали относиться к Арсению Анатольевичу очень уважительно. А случай произошёл зимой. Ночью к нему приехали и попросили помочь: из вагона, наполненного упакованными товарами, нужно было достать какую-то коробку с лекарствами для лечения человека, находящегося в тяжёлом состоянии. Причём достать сейчас, так как лекарство было крайне необходимо больному. Дело осложнялось тем, что на кране случилась поломка, и никто не знал, как её устранить. Арсений Анатольевич поехал. Одел ватник и сам полез на этот неисправный кран. Благодаря его смекалке, достали нужную коробку с лекарством. Он тогда промёрз насквозь, и рабочие, бывшие зэки, предложили ему выпить чифира, чтобы не заболеть. Он выпил полкружки, и действительно, всё тогда обошлось: он не заболел, а зэки его зауважали.

В 1959 году Арсений Анатольевич уволился с этого предприятия, так как его направили работать секретарём в Ленинский райком комсомола. Для шестисот комсомольцев, стоящих на учёте, он организовывал концерты художественной самодеятельности, турпоходы, поездки. Среди этих шестисот оказалась девушка по имени Надежда. Она тогда работала продавцом в магазине, и когда появилась в жизни Арсения, он уже понял, что организация мероприятий - занятие не для него. Отработав положенные два года, ушёл с комсомольской работы, благодаря которой встретил свою любовь. Надежда научила его танцевать. Вскоре они

поженились. Родились дети: сын Андрей и дочь Галина (сын окончил Новосибирский институт водного транспорта, дочь - институт автоматики, телемеханики и информационных технологий (ИАТИТ) Омского государственного университета путей сообщения, в настоящее время занимается схемами СЦБ, руководитель отдела в проектном институте).

С 1961 по 1962 год Арсений Анатольевич работал на Омском радиозаводе им. Попова конструктором ОКБ.

Интеллектор

Наверное, всё-таки надо иметь особый склад ума, чтобы делать изобретения. Ощущал ли в себе эту «особинку» Арсений Анатольевич Горохов? Может быть, хотя он утверждает, что изобретать может каждый человек, просто одному мешает лень, другому страх, третьему -неуверенность или что-то ещё... А он в стремлении быть поближе к современным технологиям в 1962 году пришёл в НИАТ - Омский филиал московского НИИ авиационных технологий при заводе им. Баранова - на должность начальника КБ создаваемого отдела автоматики, где, по его мнению, сохранились традиции правильного подхода к работе, перспективные вопросы осваивались, завод давал на это деньги, заинтересовывая разработчика и поддерживая продвижение новаторских идей от их появления, разработки, выполнения чертежей, перевода их на кальку до отправки «в работу». Тогда появились программисты, перерабатывающие чертежи в формулы, наносившиеся на перфокарты или перфоленты и тщательно проверявшиеся перед отправкой на фрезерный станок, подключенный к ЭВМ. Иногда ошибки всё-таки случались, и если фреза ломалась два раза на одном и том же месте, то это как раз и означало наличие ошибки на ленте или карте. Не было гарантии, что при подготовке программы кто-то не пропустит ошибку.

Приходилось процесс программирования начинать сначала, искать, исправлять, набивать, проверять... Арсению Анатольевичу не давал покоя вопрос: «Как найти случайную ошибку заранее?» Он считал этот подготовительный период нерациональной тратой времени. Примерно полтора года он вынашивал идею решения вопроса о гарантированно безошибочной кодировке чертежа перед отправкой программы на станок. Постепенно складывался ответ на мучивший изобретателя вопрос. Но конечное решение Арсения Анатольевича не совсем устраивало. О своём изобретении он рассказал

младшему брату Георгию. Брат выслушал Арсения Анатольевича и вынес вердикт: «Всё сделано правильно, конечная точка на экране совпадает с начальной. И если фреза пришла на определённую координату с небольшой погрешностью, то станок этого «не заметит», фреза не сломается.

Тогда «интеллектор» находился в рабочем состоянии, хотя макет не был выполнен полностью, так как не было корпуса, и вместо него был осциллограф, на котором появлялись два табло: задающее и следящее, был системный блок с жестким диском, оперативной памятью, видеокартой и прочей начинкой. Клавиатура была специально разработана и подключена, но мыши не было. По сути, это была модель нынешнего персонального компьютера.

Арсений Анатольевич по всем правилам оформил заявку на изобретение, в которой доказал, что это правильное техническое решение. Но он все никак не мог найти нечто аналогичное, с чем можно было бы сравнить его изобретение. Нужно было описать две ступеньки аналогов изобретения, но он не мог их найти. Прибор, названный «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали», создавал чертежи, программы и делал это быстро. Подобного в мире техники тогда не было. Директор НИАТа, выслушав А. А. Горохова, сказал, что 80 000 рублей, которые необходимы для изготовления устройства - это подозрительно дёшево, а значит, несерьёзно. Целые отделы корпели неделями над созданием программ, а тут какой-то инженер предлагает поставить машину, которая будет быстро программу делать! И вообще, всё это слишком просто, чтобы быть правдой. На этом разговор был окончен. Комитет по изобретениям в Москве ответил, что нет зарубежного опыта производства таких устройств, значит, нужно подождать. Одновременно А. А. Горохов изобрел и графопостроитель, то есть плоттер, который уже в конце 1970-х годов стала выпускать компания Hewlett-Packard. Самому раздобыть необходимые 80 000 рублей простому инженеру в советское время не удалось. Он взялся за новые проекты, а великое изобретение так и осталось на бумаге.

Стив Джобс

В 1968 году, когда Арсений Анатольевич Горохов поставил точку в описании «интеллек-тора» - своего выстраданного изобретения, будущему основателю и исполнительному директору корпорации Apple, американскому

инженеру и предпринимателю Стиву Джобсу было только 13 лет (он родился 24 февраля 1955 г.). Тогда Стив (Steven Paul Jobs) был ещё школьником. Год назад, во время летней работы в компании Hewlett-Packard он познакомился с парнем по имени Стив Возняк (Stephen Wozniak) - человеком, во многом определившем его дальнейшую судьбу. Стив Возняк, бросив скучные занятия в Калифорнийском университете Беркли, устроился на работу в Hewlett-Packard - компанию, в стенах которой зарождалась вся индустрия Силиконовой долины. Его привело туда страстное увлечение радиотехникой, и работать в компании ему было значительно интереснее...

ОМИИТ

Пять лет Арсений Анатольевич вёл переписку с Комитетом по изобретениям, отстаивая своё детище. В 1970 году он устроился на работу в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ), в отдел изобретательства и патентоведения научно-исследовательского сектора (НИСа). Арсений Анатольевич планировал писать и защищать диссертацию по теме «Делитель импульсов», но потом защищаться передумал. В 1973 году он получил, наконец, авторское свидетельство № 383005 по заявке № 1445033 от 18 мая 1970 г. на изобретение под названием «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали», зарегистрированное в Государственном реестре изобретений СССР 28 февраля 1973 года (и гонорар 50 рублей). Работая в НИСе в должности патентоведа, он помогал омиитовским изобретателям правильно оформлять заявки на изобретения, настоятельно рекомендуя всем сделать это прежде, чем публиковать статью, раскрывающую смысл изобретения. Общий чертеж, идея программы «интеллектора» были опубликованы в советском «Бюллетене изобретений, открытий и товарных знаков» после того как он уже имел на руках авторское свидетельство. Информация стала открытой, была переведена на иностранные языки. Любой технически подкованный человек мог разобраться и на ее основе начать программировать. Могла ли эта информация попасть в руки американских инженеров? Советские бюллетени и патенты в США всегда переводили с особым тщанием.

Apple

Горохов два года отработал в ОмИИТе и до получения авторского свидетельства на «ин-теллектор» ему оставалось 5 месяцев, когда Стив Джобс в 1972 г. окончил школу и поступил в колледж Рид в Портленде, штат Оригон, правда, отчислился после первого семестра, сказав, что не видит в этом смысла, тем более что колледж был таким же дорогим, как Стэн-форд. Через 18 месяцев после отчисления осенью 1974 г. он вернулся в Калифорнию, где вскоре встретился со своим старым приятелем и «техническим гением» Стивеном Возняком. По его совету он устроился техником в фирму, производившую популярные видеоигры, желая заработать денег на поездку в Индию. Помимо увлечения Индией и субкультурой хиппи, Стив интересовался электроникой. Друзья начали посещать компьютерный клуб. Вскоре, прочитав об одном интересном открытии американских радиолюбителей, Джобс и Возняк решили заняться изготовлением специальных устройств, позволявших производить бесплатные звонки на дальние расстояния, хотя этим они занимались недолго. После философского турне по Индии Джобс немного повзрослел, вернувшись с богатыми впечатлениями. Ему было 20 лет, когда он увидел компьютер, который Возняк собрал для собственного пользования, прочитав на английском языке интересную статью в научном журнале с описанием устройства, изобретённого русским инженером из далёкого сибирского города Омска. Стив Джобс убедил Возняка заняться изготовлением компьютеров для продажи, попросив войти в их дело чертёжника Рональда Уэйна. 1 апреля 1976 года Джобс, Возняк и Уэйн основали компанию «Apple Computer Co». Вскоре они получили первый крупный заказ на 50 компьютеров от магазина электроники. Ну а дальше... Стив Джобс в 25 лет стал миллионером (2). Но смысл всей этой истории, конечно, не в миллионах.

Вопросы, изобретения, мечты

Чем объяснить, что российские изобретатели испокон веку работают без отдачи, не видя воплощения своих идей и той пользы, которую они могли бы принести в нашей стране? Почему, по выражению Арсения Анатольевича Горохова (не являющегося, кстати, заслуженным изобретателем), они всю жизнь «работают на

полку, причем этой полкой пользуются за рубежом»?

Вспоминая время от оформления заявки на изобретение и получение авторского свидетельства до появления изготовленных американцами персональных компьютеров, сам Арсений Анатольевич как-то заметил: «При наличии финансирования можно было бы за семь лет создать в России отрасль по компьютеризации». А. А. Горохов не любит слово «инновации» (по его мнению, звучанием напоминающее «инъекции»), которое показывает по меньшей мере странный подход к делу - взять за рубежом и внедрить у нас. Слово «внедрение» изобретатель тоже не любит, потому что внедрять - значит, вдавливать, ломать по пути, и получившееся поломанное выбрасывать на помойку. «Надо не внедрять, а осваивать. Если раньше в институтах преподавали курс защиты интеллектуальной собственности, то сейчас это сведено на нет. Советский Союз был единственной страной, в которой получить патент, тогда называемый авторским свидетельством, можно было бесплатно. Но профессор Иосиф Мамиофа написал новое положение, по которому, как и во всем мире, изобретатель должен платить за патент, и уехал в США» (1).

Арсений Анатольевич, не любитель всяческих интервью, увлечённо может рассказывать, как проходит процесс изобретения: сначала ставится задача, затем начинается поиск технических решений, приходят мысли, приближающие изобретателя к решению задачи, составляется формула изобретения, которая может меняться, и вот, в результате «мозгового штурма» появляется творческое решение. Он продолжает изобретать. В настоящее время работает над пятимерным носителем информации. Один из примеров - пространственная модель таблицы химических элементов Менделеева. Сам Дмитрий Иванович Менделеев считал, что таблица должна быть непрерывной, но на это никто не обратил внимания. Горохов доказал, что это спираль, и подал заявку на полезную модель. До того как он получил патент, ему уже позвонили из Германии, интересовались спиралью. Вопросы Арсения Анатольевича: «Откуда узнали? И почему немцев интересует то, что не интересует нас?» - остаются без ответов. «Я как Циолковский, над которым соседи смеялись, что он изобретал то, что никому при чистке картошки не требуется. И я изобретаю никому не нужные вещи. Рельефный (3Д) построитель. Это машина, которая строит любой

рельеф по программе. Может матрешек красить, а может смоделировать крыло самолета. Программу можно по сети передать. Интересно? В заключение скажу, что очень хочется надеяться на создание в ближайшее время организационных условий ускоренного освоения огромного научно-технического потенциала нашей страны» [2].

Горохов избран академическим советником Российской инженерной академии. Он

мечтает, чтобы в каждом вузе, который себя уважает, считает себя достойным оставаться в системе образования, в программе обучения был обязательный предмет - патентоведение, и чтобы у студентов, преподавателей рождались интересные идеи, выраженные в формуле изобретения, а затем воплощённые в России.

Арсений Анатольевич Горохов имеет удостоверение «Ветеран труда» и знак «Изобретатель СССР».

ИСТОЧНИКИ (ПОМИМО ЛИЧНОЙ БЕСЕДЫ)

1. http://www.omskinform.ru/news/49225

2. http://stories-of-success.ru/biografiya_stiva_dzhobsa

© И.И. Резник, 2014

Юбилеи и знаменательные даты

ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ, ИСКАТЕЛЬ, РОМАНТИК

К 80-летию профессора Виталия Матвеевича Лебедева

18

декабря

2014 г. исполняется 80 лет доктору технических наук, профессору Омского государственного университета путей сообщения Виталию Матвеевичу Лебедеву - человеку, умеющему находить смысл и радость жизни при любых её условиях и обстоятельствах. Пребывая в столь почтительном возрасте, он находит время для духовного роста, а значит, в его душе никогда не остаётся места для пустоты.

Виталий Матвеевич родился в 1934 году в селе Межениновка Томского района Томской области, рос в многодетной семье. В 1948 г. семья переехала в Юргинский район Кемеровской области. Отец работал учителем русского языка и литературы в семилетней школе села Мальцево. После окончания средней школы в Юрге Виталий Матвеевич поступил в Томский политехнический институт им. С.М. Кирова на энергетический факультет. В институте сразу приметил красивую однокурсницу Надежду Кудрявцеву, дружба с которой переросла в любовь. Вскоре после окончания института они поженились. В 1956 г. молодой инженер получил направление на Центральную электростанцию (ЦЭС) Магнитогорского металлургического комбината. Прибыв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.