Научная статья на тему 'АРОМАМАРКЕТИНГ'

АРОМАМАРКЕТИНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аромамаркетинг / цель аромамаркетинга / направления аромамаркетинга / аромадизайн / ароматизатор / сезонная ароматизация.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фисун Екатерина Константиновна, Кузнецова Оксана Александровна

В данной статье автор исследует, что такое аромамаркетинг, какие цели он преследует, рассматривает направления аромамаркетинга, а так же проводит исследование на выявление подходящего аромата для организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРОМАМАРКЕТИНГ»

АРОМАМАРКЕТИНГ

Фисун Е.К., студент Кузнецова О.А., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, канд. хим. наук Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Ключевые слова: аромамаркетинг, цель аромамаркетинга, направления аромамаркетинга, аромадизайн, ароматизатор, сезонная ароматизация.

Аннотация. В данной статье автор исследует, что такое аромамаркетинг, какие цели он преследует, рассматривает направления аромамаркетинга, а так же проводит исследование на выявление подходящего аромата для организаций.

В современных магазинах нас часто окружают различные ароматы. Если аромат приятный, то мы задерживаемся в магазине и оставляем там больше денег, чем планировали. Если пахнет чем-то приторным, то мы скорей хотим сбежать оттуда. Поэтому в маркетинге появилось отдельное направление - аромамаркетинг. Оно основано на использовании различных ароматов для того, чтобы привлечь покупателей и новых клиентов, благоприятно влиять на их решения о покупке товаров.

Запахи играют существенную роль в жизни любого человека и сопровождают его на протяжении всей жизни. Это запах свежеиспечённого хлеба, скошенной травы, аромат цветов, дождя, книг и другие родные нам запахи. Они долго хранятся в эмоциональной памяти, поэтому встреча с ними вызывает у нас приятные воспоминания и положительные эмоции. Вы задумывались о том, где и как часто нам встречается аромамаркетинг? Вроде сразу так и не вспомнишь. Но на самом деле он окружает нас повсюду, даже там где мы это не подозреваем. Стоит разобраться поподробнее.

Для каждой сферы бизнеса существуют свои ароматизаторы помещений. Например, для кофеен, кафе или чайных магазинов подойдут ароматы кофе, сладостей и карамели. Для магазинов обуви или одежды подойдут - ягодные, цветочные или фруктовые ароматы. В детских магазинах применяют запах жевательной резинки или ягод. Для офисных помещений используют ароматы имбиря, цветов или елового леса - что способствует созданию приятных ощущений. Все эти запахи влияют на нас и мы неосознанно попадаемся на эту уловку.

Какие же цели преследует аромамаркетинг? С помощью аромата мы влияем на покупателя:

- Стимулируем повторное посещение торговой точки

- Увеличиваем количество клиентов

- Создаем эксклюзивность места продажи

- Подчеркиваем имидж и статус компании

- Стимулируем спонтанные покупки

- Создаем атмосферу праздника

- Повышаем настроение посетителей и сотрудников

- Создаем атмосферу уюта и комфорта

Известных определенных направлений в аромамаркетинге пока не существует. Но можно выделить некоторые из них:

1. Аромадизайн помещения. Это профессиональный подбор запаха, основанный на анализе особенностей, целей, задач заказчика и специфики помещения.

2. Ароматизация событий. В основном её используют при проведении PR, Event& Promo акций.

3. Аромаполиграфия. Это ароматизация любой печатной продукции (книги, журналы, ежедневники и т.д.)

4. Аромасувениры. Эффективный инструмент повышения лояльности клиентов, в особенности, если фирма «аромабрендирована». Например, магазин одежды «ZARA» используется продажу духов и ароматических диффузоров, с целью привлечения покупателей возвращаться в фирму снова и снова.

5. Сезонная ароматизация. Это аромадизайн и ароматизация помещения на определенный момент времени. Такая услуга востребована во время праздников, акций и т.д. Например, распространение цитрусовых запахов перед Новым годом.

6. Ароматизация пространства, помещения. Подразумевает под собой наполнение помещения стандартным ароматом, по выбору заказчика.

Для привлечения новых покупателей необходимо с умом подойти к выбору аромата и предсказать эффект от его воздействия. Существует несколько действий, которые помогут подобрать аромат:

1. Понять зачем, когда и в каком месте в помещении будет использоваться аромат. Например, с целью привлечения клиентов или нейтрализации запахов.

2. Подобрать аромат, отталкиваясь от дизайна интерьера, музыки, колористики.

3. Понять, какую эмоцию или ощущение должен вызывать запах.

Для выявления наиболее приятных запахов для магазинов, бутиков,

салонов и т.д. мною было проведено исследование, из которого я выяснила, что:

- Для магазина одежды наилучшими ароматами стали: ваниль, лаванда и сандаловое дерево. Данные запахи успокаивают, гармонизируют и источают спокойствие, а также активизируют позитивное мышление, что благоприятно влияет на климат магазина.

Рисунок 1.1 - Наилучший аромат для магазина одежды

- Для продуктового магазина подойдут аромат цитруса, ненавязчивые цветочные ароматы, запах свежести (огурца, арбуза). Такие запахи помогают избавляться от неприятных запахов в помещении и помогают поднять настроение. А запах выпечки и корицы дарят посетителям чувство уюта, доверия, избавляют от тревоги, что способствует источником стимулирования клиентов для увеличения покупки продукции.

Рисунок 1.2 - Наилучший аромат для продуктового магазина

- В детской больнице лучше использовать ароматы ванили и розы, которые оказывают тонизирующее воздействие на нервную систему, снимают чувство напряженности и страха.

6 4 2 0

Экзотич. фрукты

Корица

Роза

Ваниль

Рисунок 1.3 - Наилучший аромат для детской больницы

- В книжных магазинах стоит использовать ароматы свежеотпечатанной прессы или бодряще-концентрирующих масел или специй.

Рисунок 1.4 - Наилучший аромат для книжного магазина

- В кафе, ресторанах, барах, кондитерских отлично воспринимаются ароматы манго, кофе, шоколада и кокосового ликера, а для праздничной атмосферы идеален запах клубники. Эти запахи придают всплеск эмоций, поднимают настроения и наполняют чувством счастья.

Рисунок 1.5 - Наилучший аромат для магазина одежды

Также на рынке существует компания, которая профессионально занимается аромамаркетингом. 71еНпвк1 & Яшей - артизанальный

парфюмерный дом, который проводит исследования потребителей, и на основе этого выпускает диффузоры, духи, аромапалочки. Многокомпонентные и динамические ароматы Zielinski&Rozen вызывают эмоциональную привязанность. Основатель бренда - Эрез Розен лично принимает в день несколько человек и за полтора часа беседы с каждым создает персональный аромат. Сессия по созданию персональной композиции напоминает задушевную беседу со старым другом. Разговор заходит о воспоминаниях детства и любимых состояниях, а затем просит с ним сыграть в игру. Выбирая колбочки с ароматом, которые вам больше всего понравились или с чем- то приятным у вас ассоциируются. Так создается персональный аромат. Вдобавок он выпустил аромат под названием «Friction», который посвящен кинотеатру «Художественный» -один из первых кинотеатров в России. Новая композиция, как и остальные у Zielinski & Rozen, позиционируется как унисекс. Главными нотами аромата стали кедр, табак и черный перец. Аромат уже поступил в продажу и любой может его себе приобрести.

Стоит так же обратить особое внимание на возможные угрозы от благовоний. Ученные считаю, что постоянно жечь ароматические палочки - смертельно вредная привычка. Датские онкологи установили, что регулярное использование дымных благовоний вдвое поднимает риск заболеть раком легких и верхних дыхательных путей. Помимо этого, дым благовоний является мутагенным, цитотоксическим и генотоксичным. Это означает, что он обладает химическими свойствами, способными менять ДНК в клетках и вызывать мутации. Результаты исследований показывают, что людям с заболеваниями легких и в семьях с маленькими детьми, лучше избегать увлечения благовониями.

Согласно всему выше написанному можно сказать, что аромамаркетинг - это новое направление в маркетинге, которое позволяет привлечь новых клиентов, благодаря правильно подобранным ароматам. Поэтому организации всё больше стали использовать его для стимулирования продаж и привлечения новых покупателей.

Литература

1. Аромамаркетинг: как с помощью запахов заставить клиентов покупать. // Spark.ru / Электронный ресурс / [ https://spark.ru/startup/biznes-m/blog/18403/aromamarketmg-kak-s-pomoschiu-zapahov-zastavit-klientov-pokupat.]

2. Mikheev G.V., Sekisov A.N., Gura D.A., Abazyan A.G., Kuznetsova O.A. Economic and marketing adaptation of business processes in the modern Russian real estate market. // Revista Inclusiones, 2019. - Т. 6. № S2-5. - С. 119 - 124.

3. Кузнецова О.А., Туганов И.А. Инновационные инструменты маркетинга для воздействия на потребителя. // Пространственная и

структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции, 2019. - С. 730 - 736.

4. Кузнецова О.А., Слесарева А.С., Казакова Ю.О. Нейромаркетинг как феномен манипулирования потребителями. //Экономика и предпринимательство, 2018. - № 8(97). - С. 832 - 836.

5. Аромамаркетинг и реклама. // Электронный ресурс / [ http: //www.advworld.ru/index.php?topic=stat7 ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.