Научная статья на тему 'АРМЯНСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "АРМЕНИЯ"'

АРМЯНСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "АРМЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / АРМЯНСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГАЗЕТА "АРМЕНИЯ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саргсян Сурен

The author touches upon the Armenian Volunteer Movement, born on the Ottoman Empire during the First World War, the aim of which was riding Armenians of the Turkish power and establishing Independent Armenia. The article discusses the treatment of different questions and problems of this movement in the Armenian periodicals of the time, particularly in the “Armenia” newspaper. The article quotes the notable information, comments, opinions of different authors and witnesses featured on the pages of the newspaper, which attaches importance to the essence and historical significance of the Armenian Volunteer Movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIAN VOLUNTEER MOVEMENT AND ITS REVERBERATION IN THE "ARMENIA" PERIODICAL

The author touches upon the Armenian Volunteer Movement, born on the Ottoman Empire during the First World War, the aim of which was riding Armenians of the Turkish power and establishing Independent Armenia. The article discusses the treatment of different questions and problems of this movement in the Armenian periodicals of the time, particularly in the “Armenia” newspaper. The article quotes the notable information, comments, opinions of different authors and witnesses featured on the pages of the newspaper, which attaches importance to the essence and historical significance of the Armenian Volunteer Movement.

Текст научной работы на тему «АРМЯНСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "АРМЕНИЯ"»

Армянское Добровольческое движение и его освещение в периодическом издании "Армения"

Сурен Саргсян

Институт истории НАН РА (Армения, Ереван)

Ключевые слова: Первая мировая война, Армянское добровольческое движение, газета "Армения"

Zm] ^mUm^nprn^mU 2mpdniUp U qpm mp&mqmUgUtpp «UptftU^m» ^mpptpm^mUnid

Uniphh Umjiqujmh

ZZ OUU 'UmmUnLpjmh fihuwJiwniw /Zw.jmuw.mh, bplmh/

Hrfnnpn pmnhp UniupJih m2jumphmiSmprn, Zmj ^miiiuilnpiulpuh 2mpdnil, «UpifhhJim» ^mpph-pmlpuh

ZhqJhmlh mhqpmqmpA.hL t UnmgJh hmdm2fcmphmjJh ^mmhpmqdJ smpJhhpJh Oulmhjmh Imjupntp^nthntd fchnthq mnm& Zmj Imlmlnpmlmh 2mpddmhp, npp pntppmlmh rnJpm^hmnt-pjnthJg hmj dnqn^pqJ mqmmlhini. ni. mh^m^ ZmjmummhJ umhq&dmh h^mmm^ tp hhsm-^hqntd: Znqim&h mhqpmqmp& t Immmpntd mjq 2mp^lmh hhs smpphp hmpghpJ ni.

^hqJphhpJ inLumpmhJmhp dmdmhmlJ hmj ^mpphpmlmhhhpntJ, dmuhmlnpm^hu «UplhhJm» phppntd: Znqlm&ntd dhgphplmfc hh phppJ tghpntd mhq qmm& smpphp hhqJhmlhhpJ ni. mlmhmshuhhpJ nL2mqpml mhqhlntpjnthhhp, JhlhmpmhnLpjnthhhp, mhumlhmhhp, npnhp ImplnpntJ hh Zmj Imlmlnpmlmh 2mpddmh tntpjnthp U ^mmdmlmh h2mhmlntpjnthp:

Armenian Volunteer Movement and its Reverberation in the "Armenia" Periodical

Suren Sargsyan

The institute of history of NAS of RA (Armenia, Yerevan) Key words: First World War, Armenian Volunteer Movement, "Armenia" Periodical

The author touches upon the Armenian Volunteer Movement, born on the Ottoman Empire during the First World War, the aim of which was riding Armenians of the Turkish power and establishing Independent Armenia. The article discusses the treatment of different questions and problems of this movement in the Armenian periodicals of the time, particularly in the "Armenia" newspaper. The article quotes the notable information, comments, opinions of different authors and witnesses featured on the pages of the newspaper, which attaches importance to the essence and historical significance of the Armenian Volunteer Movement.

При подстрекательстве Германии, 28 октября 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну. Воспользовавшись удобной ситуацией младотурки приступили к решению "армянского", "ассирийского" и "греческого" вопросов. В канун войны западные армяне оказались в беспрецедентно напряженном положении. В Западной Армении и в армянонаселенных районах Османской империи постепенно становилось очевидной угроза приближающегося истребления. Все армянские общественно-политические силы поняли, что доверившись младотуркам, они совершили роковую ошибку, и с большим опозданием пытались исправить положение: сплачивать

народ для выхода из создавшегося положения с наименьшими потерями. Упустив момент для самоорганизации, приобретения оружия и боеприпасов, проведения учений для противостояния приближающемуся кошмару собственными силами, армяне начали связывать надежды со странами Антанты (особенно России), которые, по их мнению, должны будут остановить врага и предупредить самое ужасное - геноцид. На самом деле, крупные державы, озадаченные только своими интересами в процессе передела мира, придали забвению армян и уготованную им судьбу.

За все годы своего существования, газета "Армения" на своих страницах писала о судьбе

армянского народа, о его будущем, и, естественно, она не могла остаться в стороне от указанных процессов и часто освещала военную тематику. В предвоенные годы в целом газета выступала против войны как способа решения наболевших проблем. Более того, авторы статей часто проводили исторические параллели, показывая и доказывая, что даже победившая в войне сторона терпит огромные людские жерты и потери материальных ценностей.

Участие Османской империи в войне, которому противилось все население страны, "Армения" считала авантюрным и самоуничтожающим деянием, - "Участие Турции самоубийственно и является большим политическим преступлением, поскольку оно совершается против воли не только подданых граждан Турции, но и большинства населения"1. А для западных армян война была тем более опасной, поскольку власти военным действиям придавали религиозный оттенок и в первую очередь угрожали неорганизованному и рассеянному армянству, имущество которого уже было конфисковано, а "молодежь была в оковах"2. В публикации "Решительный час" автор по имени Г. Овнанян, оказавшегося в кризисной и угрожающей ситуации армянскому народу, призывает "Понять требование момента, воспринять размеры угрозы и мужественно встать против них - вот веление нынешнего времени"3. Далее, ссылаясь на героические страницы армянской истории, автор показывает, что в тяжелые и опасные времена армяне почти всегда умели сплачиваться и противостоять даже самому грозному врагу. По его мнению, аналогичная ситуация сложилась также в канун нынешней войны, и "настал самый подходящий момент, чтобы армянин доказал свое право на свободную и достойную жизнь"4. В то же время, подчеркивая губительность положения, автор заявляет, что в этот раз "стоит вопрос" о самом существовании армян и "оставшиеся нейтральными перестают быть армянами"5. Даже в подобной мрачной и опасной ситуации, не теряя храбрость духа, автор подмечает луч света и считает обнадеживающим то, что все армянские партии "объединившись, рука об руку идут навстречу национальным требованиям"6, чего не так часто бывало. Именно в результате этой сплоченности в Тифлисе был создан "Армянский Централь-

1 "Армения"

2 Там же,

3 "Армения"

4 Там же,

№ 20, 1914,

№ 20, 1914,

ный Комитет", который возродил надежду у армян на распоряжение собственной судьбой.

В другой объемной статье ("Война в Европе, армянский вопрос и выбор Турции"), рассматривая некоторые вопросы Первой мировой войны, в частности Армянский вопрос и варианты его решения, известный деятель К. Акопян пишет из Лондона, что "реакционная и разваливающаяся Турция превратила в детскую игрушку проблему армянских реформ" и своими недальновидными и разрушающими действиями удивила всех тех, кто все еще думал, что в этой стране еще найдутся справедливые и разумные люди, для которых "патриотизм будет превыше самолюбия и загноившегося фанатизма"7. Описывая двуличную политику Турции, автор статьи разъясняет, что Турция с легкостью предавала даже Англию, несколько раз спасшей ее от неминуемой гибели, и куда уж там армяне со своими интересами.

Включившись в войну, Османская империя обнажила свою суть "Кошачьего когтя и инструмента в руках Германии"8. Сложилось беспре-цендентно опасное положение для армян, когда турки самыми бесчеловечными и гнусными методами и формами, превосходя все пессимистические прогнозы, при попустительстве немцев и с помощью курдов и черкесов осуществили геноцид западных армян - с лишением Родины чудом спасшейся части армянства. Оставшимся осколкам армянского народа ничего не оставалось делать, кроме как прийти в себя, напрячь силы и выйти на освободительную борьбу против совершившей геноцид Турции, что в то время выразилось в форме добровольческого движения.

Изучение добровольческих движений, как неотъемлимой части геороической борьбы армянского народа против турецких завоевателей, являетя одной из важнейших и актуальных вопросов истории армян. На эту тему накоплен большой объем архивных документальных материа-лов9, воспоминания современников10, в том числе на иностранных языках11. О добровольческом

Там же, Там же,

Там же,

8 "Армения", № 20, 1914,

9 НАА, ф. 121,

10 Воздерживаясь от перечисления всех документов, отметим, что рассматриваемого вопроса каснулись мемуарные произведения А. Хатисяна "Воспоминания мэра", Рубена "Воспоминания армянского революционера", т. 7, Г. Чалхушяна "Красная книга", а также воспоминания Андраника, Сепуха, Екаряна и многих других деятелей,

11 Poidebard Antoine, «Le rôlemilitaire des Arménienssur le front du Caucaseapres la défection de l'arméerusse (décembre 1917-novembre 1918)» , Paris, 1920. Тот же автор « L'histoire

*

*

*

движении написаны также историограческие труды в диаспоре12 и на родине13.

Заметим, что детальное рассмотрение истории добровольческого движения не является основной целью автора данной статьи. Отметим только, что добровольческое движение было спонтанным явлением, значимым выражением освободительной борьбы и воплощением духовного порыва армянского народа, результатом неустанного стремления к достижению свободы. И, хотя оно вовсе не была эффективной тактикой с точки зрения обеспечения безопасности западных армян, однако зародилось в Закавказье (в среде восточных армян) и за период своего двухгодичного существования оно вобрало армян всего мира. Нужно также заметить историческое значение данного движения, которое ознаменовало возрождение армянской национальной военной силы, последовательными и продолжающимися усилиями превратилось в регулярную национальную армию. В первую очередь, благодаря именно ей после окончания Первой мировой восстановилась независимая армянская государственность.

Одновременно, преодолевая различные препятствия, армянские общественно-политические круги приступили к формированию добровольческих отрядов в Закавказье, к участию в которых стремились также армяне со всего мира. Создание добровольческих отрядов имело целью освобождение Западной Армении с помощью российской армии. Тем более, что интересы России на Ближнем Востоке и, в частности, в Западной Армении

du Caucase pendant et depuis la guerre ; notes d'un témoin », Paris, 1922 и др.,

12 С. Врацян "Республика Армения", Бейрут, 1958, а также "По жизненным путям", том 3, Бейрут, 1963, Г. Таснапетян "АРФ Дашнакцуцюн: от формирования до Общего собрания (1890-1924)", К. Сасуни "Западная Армения под российским господством", Бостон, 1937 и др.,

13 История армянского народа, том 6, Ереван, 1981, Е.

Саргсян "Турция и ее завоевательская политика в

Закавказье в 1914-1918 гг.", Ереван, 1964, Т. Киракосян

"Первая мировая войнаи западное армянство в 1914-1916 гг", Ереван, 1965, М. Арзуманян "Армения в 1914-1917 гг", Ереван, 1969, Ц. Агаян "Из истории освободительной борьбы армянского народа", Ереван, 1976, А. Арутюнян "Кавказский фронт", 1914-1918 гг", Ереван, 1971, А. Назарян "Армянское добровольческое движение в 1914-

1916 годы и Армянский Революционный Дашнакцуцюн", Ереван, 2011, М. Карапетян "Участие армян на кавказском

фронте в первой мировой войне и добровольческое движение", Вопросы истории и историографии геноцида армян, № 5, 2002, с. 33-42, "Армянские добровольческие группы и национальные батальоны на Кавказском фронте (1914-1917 гг), Ереван, 2011, А. Нерсисян "Рубен", Ереван, 2007, а также "Концептуальные основы преподавания зарождения армянского добровольческого движения во время Первой мировой войны, ЕГУ, Сборник статей "Акунк" Иджеванского филиала, № 1, 2011, с. 104-109 и др.,

в то время совпадали со свободолюбивыми устремлениями армянского народа. Кстати, кроме армян, добровольческие отряды создавали также ассирийцы, греки, грузины и многие другие народы.

Организатор добровольческих отрядов, действующее в Тифлисе Армянское национальное бюро, призвал освободить Западную Армению от турецкой тирании, который нашел широкий отклик во всех армянонаселенных уголках мира. Из многих стран (даже из далеких Соединенных Штатов) стали приезжать добровольцы. Были пожертвованы большие суммы денег для приобретения обмундирования и других нужд.

Все армянские национальные партии приветствовали добровольческое движение и многих своих членов направили для укомплектовывания добровольческих отрядов. На эти события отреагировали также издававшиеся в разных странах периодические издания, в числе которых среди первых была газета "Армения". Газета с призывом обратилась к армянам диаспоры о поддержке добровольческого движения всевозможными средствами.

Даже многие армянские большевики, несмотря на то, что их партия в принципе была против добровольческого движения, в патриотическом порыве включились в добровольческие отряды. По этому поводу позже писал А. Микоян, - "Мы, наиболее воинственно настроенные ученики, в армянских добровольческих отрядах видели возможность участия в национально-освободительной борьбе"14.

"Мшак", "Горизонт", "Кавказское дело", "Наши дни" и многие другие периодические издания также призывали армян всячески помогать русской армии. Добровольческое движение нашло особый отклик в кругах армянской молодежи.

Вполне закономерно, что проводник дум и мечтаний армянского народа - газета "Армения", сразу же откликнулась на армянское добровольческое движение и сделала все возможное для привнесения своего скромного участия в это дело. Во-первых, в качестве наблюдателя, затем вдохновителя организаторов и непосредственного участника в процессе материальных пожертвований, "Армения" неоднократно обращалась добровольческому движению. Воодушевляя многих, редколлегия газеты сама вдохновлялась и в своих многочисленных публикациях обсуждала многие вопросы "движения". Она полагала, что с помощью добровольческого движения можно будет достигнуть суверенитета армянского народа и

1 Микоян А. И., "Дорогой борьбы", М., 1971, с. 41,

*

*

создать достойные условия для жизни армян, поэтому призывала всех армян всеми силами и средствами поддерживать движение.

В газете публиковались присланные с разных мест материалы поддерживающие и способствующие формированию движения. Например, под общим заголовком "Русско-турецкая война и армяне" публиковались новости из России: "Одесские армяне с просьбой обратились к местному правительству о том, чтобы армянских добровольцев бесплатно на поездах перевозили на Кавказ. Губернатор Одессы удовлетворил просьбу армян и отныне армянские добровольцы могут бесплатно ездить на Кавказ"15. Печатались новости из Ашхабада о формировании новых добровольческих отрядов, а также из различных участков Кавказского фронта - из Кахзвана, Сарика-мыша, Беркри, Топраг кале, Игдира, Вана и со всех мест, где с исключительной отвагой и доблестью воевали армянские добровольцы.

Представляя героическую борьбу армянских воинов на фронте и отмечая, что "Живущие в России наши соотечественники с воодушевлением и большой самоотдачей, не щадя ни сил и ни имущества посвятили себя святому делу освобождения западных армян", что "17-летние армянки встали на борьбу и переодевшись в мужчин собираются на войну за освобождение западных армян"16 в редационной статье "Покажем, что мы армяне и чувствуем" газета "Армения" выражает свою радость и восхищение. Однако, в то же время газета не скрывала свое негодование из-за того, что "оглядываясь по сторонам, мы не видим надлежащего движения также в армянских кругах зарубежья"17. Выражая сожаление по этому поводу, в качестве живительной силы и обнадеживающего начала газета отмечает, что "Сегодня мы имеем счастье публиковать в "Армении" информацию о созыве Частного собрания в помощь Армянским добровольцам Кавказа и его призыв всему армянству"18 и выражаем надежду, что движение найдет отклик во многих армянонасе-ленных колониях. По мнению газеты, для освобождения армянского народа и решения Армянского вопроса сложилась наиболее удобная ситуация, поскольку Россия и Англия, противоречия между которыми всегда мешали этому, стали союзниками и тесно сотрудничают. Следовательно, вполне реалистично, что они, совместно с "любящей" армян Италией, смогут придти к

согласию о "Создании в Турции свободной и суверенной Армении под покровительством Великой России"19.В этих условиях было необходимо, чтобы каждый армянин в любом уголке Земного шара по мере своих возможностей помогал добровольческому движению. По мнению газеты, если многие посвящают свою жизнь святому делу освобождения, то неужели армяне зарубежья "не пожертвуют свои несколько тысяч франков для приобретения теплой одежды и обмундирования для столь же теплых сердец армянских молодых воинов,.."20. Пусть все армяне считают своим долгом и помогают чем могут, пишет газета и заявляет, что в данный момент "девизом каждого должен быть - АРМЯНИН ДЛЯ АРМЕНИИ И АРМЕНИЯ ДЛЯ АРМЯНИНА"21.

Продолжая в том же духе, один из главных сотрудников "Армении" Т. Егише в своей статье "Армянская совесть в Европе" описывает грустную реальность превращения Армении в ад, "где уничтожаются безоружные братья, скорбят безутешные матери, а наши безвинные сестры лишаются девственности зверствами человекообразных животных"22. Автор развивает точку зрения, что несомненно правы все те, кто все оставив рвется на поле сражения для мщения и наказания лютого врага, поскольку "именно сердца армян придадут твердость оружию до и после приобретения свободы"23. Если на Кавказе даже армянские девицы "покидают университет и в белых халатах в качестве сестер милосердия идут лечить раны своих братьев"24, то почему живущие на чужбине армяне должны "беречь трепетание своих сердец", с помощью которого могли бы укрепнуть сердца и души воинов за свободу. По мнению автора статьи, до формирования добровольческих отрядов и отправки их на поле боя, наиважнейшей объязанностью армянского общества "должно быть то, чтобы создавались такие постоянные денежные источники, которые могли бы удовлетворить скромные потребности этих отрядов"25, поскольку пополнение количества добровольцев и удовлетворение их нужд зависели только от денежных средств, - "Для великого дела освобождения западных армян нужны не только большие военные силы, но и огромные затраты. Осознание этого должно посещать каждого армя-

' "Армения", № 19, 1914, * "Армения", № 20, 1914, ' "Армения", № 20, 1914, ' Там же,

19 Там же,

20 Там же,

21 Там же,

22

'Армения", № 24, 1915,

23 Там же,

24 Там же,

25 "Армения", № 24, 1915,

нина и он объязан выделить часть своих средств для Великого Дела"26.

Согласно публикациям в различных газетах армянской прессы27, только на продовольствие и на различные мелкие расходы требовалось 60 тыс. рублей, в которые не были включены необходимые суммы для обмундирования, одежды, проезда, коней и других потребностей. "Армения" сообщает, что согласно достоверным источникам, многого еще не хватало, - "У многих добровольцев не было теплой одежды, а медицинская помощь почти полностью отсутство-вала"28. Несомненно большое значение имело отсутствие опыта, поскольку армянское общество впервые отправляло на фронт такие большие группы добровольцев. Резюмируя сказанное, для поддержания добровольческого движения автор статьи с призывом обращается ко всем слоям армянского общества, - "абсолютно все, без половых и классовых различий, должны пожертвовать чем могут, тем самым мы покажем нашу гражданскую зрелость"29.

В связи с добровольческим движеием авторы "Армении" обращали внимание также на одно весьма важное обстоятельство. Речь о том, что не успевшие отступать турки и курды (из рядов постоянно терпящих поражение турецких войск) прибегали ко всемозможным ухищрениям, чтобы польстить и войти в доверие русских. Тем самым, они не только сохраняли свою жизнь и имущество, но и использовали каждый удобный случай для совершения своих темных и бесчеловечных действий, направленных на истребление армян. Они даже коварно убивали тех армян, с "помощью дружеского посредничества которых сами же освобождались от наказания со стороны русского военного командования"30. Более того, турки аскяры переодевались в гражданскую одежду, представлялись как обычные сельчане и ночью убивали спящих армянских добровольцев или "регулировали шпионскую деятельность". А главы некоторых курдских племен добровольно сдавались русским, изъявляли готовность воевать в составе русской армии, однако в решающий момент, как правило, они предавали и переходили на сторону турок.

26 Кстати, по сравнению с данными от 29 ноября 1914 года, опубликованными в газете "Горизонт", во время публикации данной статьи в "Армении", т.е. по состоянию на 1 января 1915 года, количество добровольцев на Кавказе намного приумножилось,

27 Об этом имеется информация в ряде номеров газет "Мшак", "Горизонт", "Армения", "Наши дни", "Кавказское слово" и др., полное перечисление которых нецелесообразно,

28 "Армения", № 24, 1915,

29 Там же,

30 "Армения", № 30, 1915,

Об армянском добровольческом движении, о сражениях добровольцев и проявленном ими героизме имеется множество публикаций в "Армении", подробное описание которых считаем нецелесообразным. Отметим только то, что в этих публикациях возвышается образ армянина, пережившего геноцид, лишенного родины, потерявшего семью, родных, близких, дом и имущество, с яростным чувством мщения, но своей жизнеспособностью, несказанной стойкостью к жизни и творению, бросивший вызов несправдливому миру, но с огромной верой в будущее. Описывая пройденный путь одного из добровольческих отрядов, один из очевидцев и авторов в своей статье "Деятельность армянского добровольческого полка" подчеркивает решительность добровольцев и их непоколебимую веру в победу. Конечно, воин-доброволец не мог знать о том, что будет в будущем и решение вопроса считал делом дипломатии, однако как солдат "он верил, что возга-рается новый восход счастья над армянским небом"31. Приводя эпизод своей беседы с русским генералом, автор статьи свидетельствует о том, что русское командование выражало огромную удовлетворенность действиями армянских добровольцев. Собеседник-генерал подчеркивал дисциплинированность добровольцев и то, что "наиболее удивительным свойством добровольца является его выносливость... никогда не было, чтобы доброволец стонал и жаловался"32.

Позднее, обращаясь к добровольческому движению, "Армения" опубликовала серию статей М. Варданяна "Раненная морщина", в которой имеются ценные комментарии по данному вопросу, и которые в целом совпадали с мнением газеты. М. Варданян представляет историю добровольческого движения и показывает, что несмотря на вековое угнетение царизма, армяне поддержали Россию, поскольку "порыв и инициативность армянских действий исходили из официального российского правительства. Армяне не хотели и не могли отказать, поскольку русское правительство это могло расценить как предательст-во"33. Затем, по мнению автора, Добровольческое движение должно было стать тем нравственным ресурсом, опираясь на который армяне "должны были донести свой голос и защитить свой справедливый суд на предстоящем общемировом форуме"34. Как подчеркивал автор, если даже знаменитые армянские мужья и фидаины "не встали бы во главу дела" и не вышли бы на арену боевые организации, то все равно добровольческое движение "зародилось бы само", поскольку

31 «Армения", № 28, 1915,

32 "Армения", № 29, 1915,

33 "Армения", № 1, 1917,

34 "Армения", № 1, 1917,

еще до войны в Карсе спонтанно самоорганизо- они имели эпизодический характер и, по сути, не вывались группы, которые с нетерпением ждали содержали ничего нового. "продвижения русских, чтобы присоединиться к

35

ним" .

По мнению М. Варданяна, это был стихийный и неотразимый поток, и все верили в победу русских, но также знали, что согласно своему давнему обычаю, перед отступлением Турция "будет истреблять подданных армян даже без какого-либо признака непокорности с их стороны"36. Автор обращает внимание еще на одно не менее важное обстоятельство. Дело в том, что армянские руководящие круги имели официальные заверения русского правительства (со стороны В. Дашкова, которое в письменном виде повторил председатель правительства И. Гремыкин) о том, что после победоносной войны "Россия будет осуществлять программу реформ 1913 года"37. Кроме того, автор добавляет, что тогда "все гордились добровольцами.. ,"38.

В декабре 1915 года, опасаясь суверенных устремлений армян, царское правительство ликвидировало добровольческие отряды, сохранив только стрелковые батальоны в составе российских воинских частей. Однако, по инициативе командования Кавказским фронтом 1916-1917 годов, а позднее также председателя временного правительства А. Керенского, вновь началось формирование добровольческих отрядов и более крупных армейских соединений (дивизия, корпус). Одним из таких формирований являлся созданный в декабре 1917 года Армянский корпус (командир - генерал-лейтенант Т. Назарбекян, комиссар - Др. Канаян). Вскоре, 28 мая 1918 года, была провозглашена независимость Армении и, естественно, на основе всех армянских военизированных формирований была создана армянская армия, после чего новым содержанием наполнилось также добровольческое движение. Газета "Армения", в свою очередь откликаясь на независимость Армении, на общенациональные поиски потерявшихся родных в результате геноцида, на формирование армянской диаспоры (Спюрка) и на полные надежд для армян международные политические игры, перестала освещать вопросы добровольческого движения. Только иногда в газете появлялись публикации, в которых рассматривались проблемы Добровольческого движения, проводились попытки его оценки, вклада народа и результаты его деятельности. Однако,

35 Там же,

36 Там же,

37 Там же,

38 Там же,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.