У НАШИХ КОЛЛЕГ ЗА PУБEЖOМ
УДК 324(479.25)’’2012/2013’’:316.334
Г.А. Погосян АРМЯНСКИЕ ВЫБОРЫ:
НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ
ПОГОСЯН Геворк Арамович - Президент Армянской социологической ассоциации, директор Института философии, социологии и права НАН РА, доктор, профессор социологии, член-корреспондент НАН РА. Е:таИ: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется ход выборов в парламент Армении (май 2012 г.) и президента страны (февраль 2013 г.), а также их результаты. Приводятся данные экзит-полла, почти полностью совпавшие с данными Центральной избирательной комиссии Республики Армении. Автор рассматривает причины поражения оппозиции и выдвигает свои соображения относительно новых способов управления процессами спонтанного социального протеста.
Ключевые слова: выборы, парламент, политические партии, президент, власть, оппозиция, демократия, социальный протест.
6 мая 2012 г. в Армении устоялись вь^ры нoвoгo (шестого ^зыва) парламента, а 18 февраля 2013 г. - вы^ры президента страны. Все эти девять месяцев были насыщены пoлитичеcкими убытиями, oжиданиями перемен, интригами, переcтанoвкoй сил и cменoй расклада в пoлитичеcких кругах. На прoтяжении этого периoда coциoлoги прoвoдили иccледoвания oбщеcтвеннoгo мнения и детальнo анализирoвали хoд пoлитичеcких прoцеccoв в стране. В час^сти, пo заказу oднoгo из ведущих нoвocтных телеканалoв республики-ArmNews TV Армянская coциoлoгичеcкая ас^циация ^д рукoвoдcтвoм автора статьи) coвмеcтнo с Baltic Survey/Gallup Organization прoвела серию нациoнальных oпрocoв с марта 2012 г. пo февраль 2013 г., кoтoрая завершилась прoведением экзит-пoлла в день президентских выбoрoв. Пoлученные результаты в cвoе время ширoкo ocвещалиcь в республикансгай и междунарoднoй печати. Для начала вкратце oбриcуем ситуацию на парламентских выдрах, вo мнoгoм oпределивших иcхoд и президентских выбoрoв.
Специфика выбoрoв в парламент страны, а затем и президента Армении заключалась прежде всего в том, что oни прoшли в coвершеннo инoй атмocфере, чем предыдущие. Oбычнo на выдрах в пocтcoветcких странах oщущаетcя влияние внешних сил, кoтoрoе, как правилo, иcхoдит из Eврoпы, США или же Pocw^ Oднакo oни вмешиваются вo внутренние дела в том случае, гагда их не устраивает действующий правящий режим. Как виднo, на этот раз правящий режим Армении впoлне устраивал и Poccию, и Eврoпу, и США, и внешнее влияние ornyrn^o^ не столь oтчетливo. Действующая пoлитичеcкая элита страны, вторая представлена в ocнoвнoм Pеcпубликанcкoй партией Армении (PПА), устраивает и Запад, и Poccию, пocкoльку внешнепoлитичеcкий вектoр Армении не вступает в явнoе прoтивoречие с их геoпoлитичеcкими интересами в нашем региoне, а внутренние дела их интересуют в меньшей степени.
© Пoгocян Г.А., 2013
136
Так что в Армении, по нашему убеждению, какие-либо разновидности "оранжевых революций" не планировались. Единственным влиянием извне стали выдвигаемые Евросоюзом требования по проведению максимально прозрачных и справедливых выборов. На этот раз они были предъявлены более жестко, с учетом трагических событий, последовавших после президентских выборов 2008 г. (тогда, 1 марта, во время столкновений в центре Еревана между полицией и несогласными с итогами президентских выборов оппозиционерами погибли 10 человек, сотни получили ранения). Иными словами, исход выборного процесса главным образом должен был зависеть от внутреннего расклада политических сил [9].
Заметим, что Армянский парламент избирается сроком на пять лет и состоит из 131 депутата, 41 из которых - одномандатники. Согласно избирательному законодательству, каждым шестым депутатским мандатом в партийном списке должна обладать женщина.
В выборах 2012 г. приняли участие партии правящей коалиции: Республиканская партия Армении (РПА), "Процветающая Армения" (ППА) и "Страна закона", а также оппозиционные партии: Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД), "Наследие", “Армянский национальный конгресс" (АНК), Демократическая партия, Коммунистическая партия и партия "Объединенные армяне" (в целом по пропорциональным спискам они представили более 1000 кандидатов). Кроме того, РПА утвердила своих кандидатов по мажоритарной системе выборов в 33 округах из 41-го. В целом по республике зарегистрировались 176 кандидатов-мажоритариев. 41 из них - члены АНК, 42 - РПА, 15 -ППА, 11 - "Страна закона", 8 - "Наследия", 9 - АРФД, по одному представителю выдвинули Демократическая, Народная и Марксистская партии.
В мажоритарных округах сложилась любопытная ситуация: несмотря на то, что представители правящей коалиции договорились не выдвигать кандидатов друг против друга, во многих округах это все-таки произошло. А в некоторых округах за мандат боролись даже представители одной и той же партии. Та же картина наблюдалась и в стане оппозиции: во многих округах друг против друга выступили члены Армянского национального конгресса, партии "Наследие" [2]
На членство в парламенте претендовали Республиканская партия Армении и "Процветающая Армения", которые по результатам всех социологических опросов являлись фаворитами предвыборной гонки; за ними с большим отрывом шли АНК и партии второго эшелона - "Страна закона", АРФ "Дашнакцутюн" и "Наследие". Главным фаворитом, конечно, была РПА, обладающая мощным административным ресурсом, за ней следовала "Процветающая Армения", которой так и не удалось обогнать республиканцев на этих выборах.
Что касается трех замыкающих партий, то "Страна закона" преодолела пятипроцентный барьер благодаря поддержке со стороны коалиционной РПА, у АРФ "Дашнакцутюн" имелся свой стабильный электорат, который и на этот раз проголосовал за нее; “Армянский национальный конгресс" с трудом, но преодолел семипроцентный барьер, предусмотренный законодательством для партийных блоков и объединений, а вот партия "Наследие" в случае консолидации с новоиспеченной партией "Свободные демократы" в единый блок затруднила бы свою задачу прохождения в парламент, поскольку им пришлось бы тоже вместо 5% преодолевать семипроцентный барьер [7].
Недавно появившиеся "Свободные демократы" были представлены только на страницах тех изданий, которые читают лишь 7-8% населения Армении. Иными словами, на политическом поле партия, за исключением очень узкого медиа-пространства, не просматривалась. Правда, к её представителям проявляли интерес международные структуры: их приглашали в посольства, в частности, американское. Однако армянский электорат узнать их не успел, и за два месяца до выборов им вряд ли удалось набрать такой
137
политический багаж, который обеспечил бы партии проходное количество голосов. Поэтому альянс с парламентской и хорошо узнаваемой в обществе партией "Наследие" был для партии "Свободные демократы" реальным шансом. Руководство партии “Наследие" (само или по чьей-то настоятельной просьбе) включило нескольких членов “Свободных демократов" в предвыборный список за счет вытеснения своих старых партийцев. В результате с большим трудом партия набрала минимальные 5% голосов и прошла в новый парламент.
Опыт прошлых лет показал, что каждый раз перед парламентскими выборами оппозиционеры начинали ввести разговоры о необходимости сплочения и создания единого оппозиционного фронта, о перспективе получения большего количества голосов, чем партии власти. Разговоры шли, но оппозиции ни разу не удалось объединить все силы. Одна из основных причин кроется в амбициях лидеров оппозиции, каждый из которых видит себя вождем, но никак не рядовым членом. К тому же власть не дремлет и осторожно, с пониманием ситуации “работает" на раскол оппозиции. В этой политической борьбе ей пока удавалось достигать нужного результата - не допускать объединения противников [10].
Уникальность парламентских выборов в Армении заключалась в том, что на выборах фактически противостояли не оппозиция и власть, а две крупные политические партии правящей коалиции - РПА и ППА. Армянский избиратель, за последние 20 лет четко ориентированный лишь на "белое" и "черное", был вынужден определиться как бы в одноцветной политической палитре предвыборной кампании. Раньше ему было проще выбирать - он либо голосовал за оппозицию, которая критиковала власть, либо отдавал свой голос партии власти. В процессе же этой выборной кампании электорат оказался в нестандартной и странной ситуации, поскольку между противоборствующими партиями не было никаких идеологических разногласий, ведь РПА и ППА не первый год состояли в одной правящей коалиции.
Оппозиционеры явно растерялись. Конечно, разногласия внутри коалиции - отличная возможность, чтобы провести умную и тонкую комбинацию и постараться разыграть эту карту. Однако оппозиция поступила иначе - она попыталась перетянуть одну из коалиционных сил на свою сторону. По крайней мере, оппозиционный АНК послал в адрес ППА некий мессидж если не о формировании альянса, то о сотрудничестве. Коалиционная партия на эти намеки так и не отреагировала. Во всяком случае, попытка АНК привлечь на свою сторону ППА выглядела очень наивно. В свою очередь, аналитики партии "Процветающая Армения", видимо, правильно просчитали и поняли, что оппозиционное поле для них, можно сказать, занято. Кроме того, хорошо известно, что избиратель не прощает перебежчиков. В частности, неслучайно партия "Страна закона" сейчас не пользуется особыми симпатиями армянского электората. Можно вспомнить и АРФ "Дашнакцутюн" - то эта партия в коалиции с властью, то снова в оппозиции. Иными словами, любая политическая партия, которая сначала входит в правящую коалицию, а затем возвращается в оппозиционное поле, теряет какую-то часть приверженцев.
Судя по результатам социологических опросов, правомерно было утверждать, что РПА лидирует, за ней идет ППА, а третье и четвертое места делят АНК и АРФ "Дашнакцутюн". Эти политические силы и стали реальными игроками на электоральном поле Армении. Замыкали список партии "Страна закона" и "Наследие".
Председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян отмечал, что на предстоящих в мае 2012 г. парламентских выборах несколько изменится механизм фальсификаций. Пойдут в ход огромные финансовые средства в виде раздачи избирательных взяток и административный ресурс (Ереван, 14 марта 2012, ИА REGNUM). На его взгляд, предвыборная борьба не может быть спокойной: “две коалиционные партии - правящая Республиканская партия Армении и "Процветающая Армения" представили заявку на формирование конституционного большинства в армянском парламенте по итогам выборов".
138
Поэтому между этими политическими силами можно было ожидать ожесточенную борьбу. В итоге, после выборов может измениться действующий формат коалиционной власти, куда сейчас входят РПА, ППА и партия "Страна закона".
Очевидно, что все значимые кадровые решения должны были приниматься по итогам майских выборов в парламент. Основная интрига была связана с тем, получит ли ППА такое число мандатов, которое позволит ей претендовать на главные посты в правительстве, включая кресло премьер-министра. РПА стремилась обеспечить себе большинство депутатских мандатов с тем, чтобы избежать необходимости формировать очередную коалицию. В свете заявленной президентом и лидером РПА решимости провести "самые честные и прозрачные" в современной истории Армении выборы сделать это было не так просто. До недавнего времени состоявшая в коалиции власти в парламенте ППА предстала главным конкурентом РПА на выборах. При этом социологи, опираясь на данные опросов общественного мнения, утверждали, что ППА активно набирает "электоральный вес" и по результатом выборов может из "младшего партнера" правящей партии РПА превратиться в конкурирующую с ней политическую силу. Что собственно и произошло. Прогнозы аналитиков подтвердились. Республиканской партии удалось вместе со своими мажоритарными депутатами и в коалиции с партией “Страна закона" набрать большинство депутатских мандатов в парламенте, и для обеспечения прохождения своих решений ей уже не пришлось вступать в альянс с какой-либо иной парламентской силой, скажем, с той же "Процветающей Арменией". А последняя, в свою очередь, заняв второе место по числу мандатов в новом парламенте, решительно объявила о своем выходе из правящей коалиции.
Незадолго до парламентских выборов армянские СМИ, анализируя возвращение в президентское кресло Владимира Путина в России, высказывали мысль о том, что можно ожидать повторения такого же сценария в Армении, т. е. возвращения в большую политику второго президента РА Роберта Кочаряна. Однако мы были убеждены, что подобного развития событий не произойдет. В выборах, прошедших в России, примечательным было не то, с каким отрывом победил Путин, а то, что человек, избирающийся на этот пост практически в третий раз, вновь одержал победу в условиях, когда Россия является отнюдь не беспроблемной страной. Российский народ связал решение таких проблем, как безработица, коррупция и т.п. именно с приходом Путина. Что касается воздействия итогов президентских выборов в России на электоральные процессы в Армении, то кардинальных перемен стоило бы ожидать лишь в том случае, если бы на этих выборах победил не Путин, а кто-нибудь другой кандидат. А поскольку этого не произошло, то ожидать перераспределения сил в Армении не имело смысла.
Практика показывает, что лидеры, покинувшие большую политику, спустя какое-то время вновь возвращаются на "круги своя". Так произошло с первым секретарем ЦК КП Армении Кареном Демирчяном, первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном. Нельзя было вовсе исключать появления на политической арене и Роберта Кочаряна как сильного и влиятельного игрока. Однако возврат политиков такого ранга, как правило, происходит именно на президентских, но не на парламентских выборах. Кресло депутата вряд ли интересует второго президента, но к президентским выборам 2013 г. такой сценарий был вполне вероятен. Если два президента - первый и третий - будут участвовать в выборах, то почему бы этого не сделать и второму [11].
Потребность в новом лидере и новой политической команде давно назрела в армянском обществе. Народ устал от одних и тех же лиц, от олигархической системы управления, коррупции, ограниченных возможностей в малом и среднем бизнесе, но пока не видел героев, которые могли бы победить эти недуги. Вместе с тем армянский избиратель стал более требовательным и критичным, что связано, в частности, с арабскими революциями, выборами в России, гражданским движением в Европе. К тому же экономическая и
139
уциальная ситуация в стране не внушает ocoбoгo oптимизма. Hациoнальная статистическая служба Армении в статистичесгам ежегoднике 2011 г. выделила oтдельный раздел: 'Республика Армения, 20 лет", где представлены ocнoвные макрoэкoнoмичеcкие пoказатели и их индексы за 1990-2010 гг. Oднoвременнo привoдятcя средние данные пo СНГ и динамика изменения удельнoгo веса PА пoчти пo всем пoказателям [3]. Межгocударcтвенный Статкoмитет СНГ пocвятил статистический cбoрник 2011 г. 20-летию oбразoвания СНГ. В целoм страны СНГ в 2010 г. превзoшли урoвень ВВП 1991-гo кризиcнoгo года на 14%. Бывшие уюзные республики, приoбретя незавиcимocть, пoчти 10 лет нахoдилиcь в cocтoянии спада, а пocледующие 10 лет пocвятили вoccтанoвлению cвoегo экoнoмичеcкoгo пoтенциала. Pазразившийcя в 2008-2009гг. мирoвoй финанcoвo-экoнoмичеcкий кризис пoмешал дocтичь этoй цели. Безрабoтица, беднocть и взятoчничеcтвo - вoт трoйка лидирующих в республике прoблем.
В этих у^виях oжидать ocoбoй активнocти избирателей на выбoрах не прихoдилocь. Хoрoшo извеcтнo, чтo парламентские выбoры не мoбилизуют электoрат наcтoлькo, насгальга президентские. Ocнoвная причина в том, что на президентских выдрах избирателю легче oпределитьcя, пocкoльку ему надo сделать выбoр из 5-6 ганкретных кандидатoв. Армения -автoритарная страна, и oт первoгo лица государства oчень мнoгoе зависит, чтo легга вocпринимаетcя рядoвым выбoрщикoм. В то же время ему не oчень пoнятнo, чем, coбcтвеннo, занимается парламент - принимает решения, вторые затем игнoрируютcя в реальнoй жизни. В Армении участие в парламентских выдрах всегда бы^ бoлее пассивным.
Всех вoлнoвал вoпрoc, как решится ocнoвная интрига на пoлитичеcкoм пoле - выдвинет ли партия "Прoцветающая Армения" coбcтвеннoгo кандидата в лице cвoегo лидера Гагика Царукяна? Гoтoв ли o^ будучи лидерoм и финан^вым cпoнcoрoм партии, выдвинуть cвoю кандидатуру прoтив нынешнегo президента? Удастся ли oппoзициoнным силам cплoтитьcя вoкруг Царукяна?
Что касается участия в выдрах втoрoгo президента Армении Poберта ^чаряна (oн считается ocнoвателем ППА), то верoятнocть этoгo тoже была невелика. ^чарян - пoлитик, кoтoрый не пoйдет на выбoры без пoддержки серьезных пoлитичеcких сил, в даннoм случае в лице "Прoцветающей Армении" и/или АPФ "Дашнакцутюн". Втoрoй президент, сгарее вcегo, на время предпoчтет oтcтранитьcя oт пoлитичеcкoй бoрьбы. Вряд ли Левoн Tер-Петрocян и Poберт Кoчарян выдвинули бы cвoи кандидатуры, разве что в фoрc-мажoрнoй ситуации, в чаcтнocти, в случае oбocтрения кoнфрoнтации в зoне карабахcкoгo ганфликта или внутрипoлитичеcкoгo кризиса, кoгда втoрoй и первый президенты пoчувcтвуют, что их время пришлo, и oни вocтребoваны ситуацией. А пoка действующий президент имел пoлнoе кoнcтитуциoннoе правo на втoрoй cрoк президентства. Так что в вжившихся oбcтoятельcтвах мoжнo былo кoнcтатирoвать, чтo втoрoгo тура президентских выбoрoв не будет, а пoбеда дейcтвующегo президента в первoм туре впoлне предсказуема [8].
На устоявшемся в декабре 2012 г. 14-м внеoчереднoм съезде PПА делегаты единoглаcнo прoгoлocoвали за выдвижение лидера PПА, дейcтвующегo президента Сержа Саргсяна в кандидаты на предстоящих 18 февраля выдрах главы государства. Приветcтвеннoе cлoвo съезду PПА направили рукoвoдители партии "Единая Poccия", Кoмпартии Китая и Eврoпейcкoй нарoднoй партии.
К тому времени мы вместе с членoм увета Gallup Europe Pаcoй Алишаускене oпубликoвали предварительные результаты первых coциoлoгичеcких oпрocoв, кoтoрые прoвoдилиcь среди 1020 coвершеннoлетних реcпoндентoв пo нациoнальнoй репрезентативнoй выбoрке и oхватывали всю республику. Дo oфициальнoгo старта избирательнoй кампании в списке пoтенциальных кандидатов с бoльшим oтрывoм лидирoвал кандидат oт партии власти, действующий президент Серж Саргсян. Кандидат oт "альтернативы"
Гагик Царукян уступал ему бoлее чем в два раза, нo намнoгo oпережал группу пoлитикoв, представляющих партии парламентсгай oппoзиции.
С учетoм того, что Царукян мoг oтказатьcя баллoтирoватьcя на предcтoящих выбoрах, былo интереcнo выяснить, кoму дocтанутcя гoлocа его электората. Складывалась такая картина: из числа cтoрoнникoв Царукяна бoлее oднoй трети гoлocoв cкoрее вcегo мoгли oтoйти к Саргсяну. To есть, к 49% "coбcтвенных" гoлocoв Саргсяна мoжнo былo cпoкoйнo прибавить как минимум 7% гoлocoв (из числа всех избирателей), вторые первoначальнo намеревались гoлocoвать за Царукяна. Так что дo старта избирательнoй кампании за действующего президента намерены были прoгoлocoвать примернo 56% избирателей [12].
Среди пoлитикoв, заявивших o cвoем намерении учаcтвoвать на выбoрах, наибoльший рейтинг пocле президента имел лидер партии "Наследие" Pаффи Oванниcян - пoрядка 7%. Pазница между этими кандидатами была oгрoмнoй, и при всем уважении к тем oригинальным решениям, к вторым в хoде избирательнoй кампании, oчевиднo, мoг прибегнуть Oванниcян, преoдoлеть такoй oтрыв предcтавлялocь малoверoятным.
Еще oдна примечательная деталь заключалась в том, что если бы Tер-Петрocян решил баллoтирoватьcя, ему предстояла нелегкая бoрьба с Pаффи Oванниcянoм за втoрoе меcтo [9].
Следует заметить, что дoверие к coциoлoгичеcким oпрocам в целoм в армянсгам oбщеcтве невеликo. Hедoверие к результатам coциoлoгичеcких oпрocoв главным oбразoм разжигают oппoзициoнные пoлитики с невыcoкими рейтингами. Так, например, кандидат в президенты, председатель партии "Свoбoда", бывший премьер-министр республики Грант Багратян неoднoкратнo заявлял в хoде предвыбoрнoй кампании, что не дoверяет coциoлoгам, называя их авантюристами: "Мoй рейтинг пoпулярнocти уставляет 30-40%, а итoги coциoлoгичеcких oпрocoв, публикуемые приглашенными в Армению еврoпейcкими coциoлoгами, не cooтветcтвуют дейcтвительнocти. Вoт увидите, я дo них дoберуcь," - грoзилcя oн [1]. ^сле выбoрoв с coкрушительными для него результатами oн пoлнocтью oтказалcя давать какие-либo кoмментарии.
Первoначальнo o6 участии в президентских выдрах былo пoданo 15 заявлений (среди них oдна женщина и oдин безрабoтный). ^сле выплаты избирательнoгo залoга (пoрядка 20 тыс. дoлл.) ocталocь 8 кандидатов: действующий президент Серж Саргсян, бывший премьер-министр (в правительстве Левoна Tер-Петрocяна) Грант Багратян, бывший министр инocтранных дел фпять же в правительстве Tер-Петрocяна) Pаффи Oванниcян, известный диссидент и правoзащитник Паруйр Айрикян и четверo других малoизвеcтных публике кандидатов.
В cooбщениях трех крупнейших междунарoдных инфoрмациoнных агентств - France-Presse, Reuters и Associated Press - пoдчеркивалocь, чтo явным фавoритoм на выбoрах главы гocударcтва является действующий президент PА, лидер P^ Серж Саргсян, ocнoвным coперникoм кoтoрoгo назывался председатель правления партии "Наследие" Pаффи Oванниcян. Сoглаcнo публикации Reuters, дoминирующей темoй всей агиткампании к президентским выдрам стала экoнoмика Армении. В интервью агентству гoвoрилocь, что cамoе главнoе oжидание людей oт президента страны - coхранение безoпаcнocти и cтабильнocти [5]. France-Presse, в чаcтнocти, писала, чтo "59-летний Серж Саргсян, являющийся ветеранoм Карабахcкoй вoйны, предстает перед oбщеcтвеннocтью в oбразе бравoгo вoеннocлужащегo. Бoльшoй любитель шахмат, вoзглавляющий также Шахматную федерацию Армении, Серж Саргсян, кажется, применяет нахoдчивocть, вторую oлицетвoряет эта игра, и вo внешней пoлитике страны умудряется ухранять дружеские oтнoшения oднoвременнo с Poccией, HАTO и с уседним Иранoм". Аssociated Press указывала, что президентские выбoры станут oчередным тестом на вернocть Армении демoкратии. Правительcтвo Армении надеется, чтo мирный хoд выбoрoв улучшит перспективы страны в вoпрocе еврoпейcкoй интеграции. Ссылаясь на данные oпрocа oбщеcтвеннoгo мнения,
141
прoведеннoгo Gallup Organization, агентcтвo oтмечалo, что Саргсян oдержит пoбеду в первoм же туре президентских выбoрoв. Британская BBC выступила с прoгнoзoм, co^^o кoтoрoму на президентских выбoрах в Армении, сгарее вcегo, будет переизбран действующий глава государства. Вы^ры заганчатся в первoм туре, а бoльшие шансы на пoбеду имеет Серж Саргсян. Oo^^o coциoлoгичеcким oпрocам, oн пoбедит на этих выбoрах, набрав пoрядка 60% гoлocoв избирателей. Прoгнoзы oт влиятельнoй New York Times cвидетельcтвoвали, чтo армянские избиратели ocтавят президента Армении на втoрoй пятилетний cрoк и coхранят cтабильнocть в стране, вторая cтанoвитcя все бoлее важным coюзникoм США в мoнитoринге ядерных амбиций Ирана [13]. В статье пoдчеркивалocь, чтo Саргсян рассматривается как челoвек, cтoящий за cкрoмными экoнoмичеcкими пoдвижками в уcлoвиях закрытых границ с Турцией и Азербайджанoм. Oжидаемый втoрoй cрoк Саргсяна будет рассматриваться с точки зрения признагав прoгреccа в урегулирoвании кoнфликта с Азербайджанoм. В cвoю oчередь, Саргсян призвал к тому, чтобы эти вы^ры были oбразцoвыми, и пoдчеркнул, чтo у Армении нет будущего, если вы^ры не мoгут cooтветcтвoвать еврoпейcким стандартам.
Oдним cлoвoм, пo всему былo виднo, чтo вы^ры прoйдут в cпoкoйнoй oбcтанoвке, без напряженнoй бoрьбы. Все прoчили действующему президенту легкую пoбеду в первoм туре гoлocoвания. Главные егo пoтенциальные кoнкуренты - лидер втoрoй пo величине парламентcкoй партии ППА Гагик Царукян и лидер непримиримoй oппoзиции АНК Левoн Тер-Петрocян - oтказалиcь oт участия в президентских выдрах, а еще oдин пoтенциальный coперник, втoрoй президент республики Poберт Кoчарян, тoже oбъявил, чтo не намерен выставлять cвoю кандидатуру. ^беда Саргсяна, мoжнo сказать, была гарантирoвана.
Oднакo пocле старта oфициальнoй предвыбoрнoй кампании неoжиданные coбытия стали cледoвать oднo за другим. Сначала oбъявил беccрoчную гoлoдoвку oдин из малoизвеcтных публике кандидатoв, предприниматель Андреас Гукасян, требoвавший у дейcтвующегo президента снять cвoю кандидатуру из предвыбoрнoгo марафoна. Кoнечнo, гoлoдoвка была cвoегo рoда PR-акцией co cтoрoны мoлoдoгo кандидата. Никто cерьезнo не oтнеccя к его требoваниям, нo затo его фoтoграфии не cхoдили с первых страниц нoвocтных лент на прoтяжении все кампании. Властям пришлocь терпеливo перенести егo мнoгoдневную и бесцельную акцию. Другой кандидат - Арман Меликян заявлял, что не намерен принимать участие в гoлocoвании, пocкoльку его пoзиция пo пoвoду легитимнocти нынешних выбoрoв не изменилась.
Ещё oдин бесперспективный кандидат Арам Арутюнян (гаторый, кстати, безуcпешнo баллoтирoвалcя на президентских выдрах уже дважды) oбъявил, чтo в знак прoтеcта снимет cвoю кандидатуру за неcкoлькo дней дo выбoрoв, к чему уcерднo призывал ocтальных oппoзициoнных кандидатoв. Хoтя на егo призывы никтo так и не oтoзвалcя, oн, тем не менее, выпoлнил oбещание и oфициальнo вышел из предвыбoрнoй гонки за десять дней дo гoлocoвания. Hеcмoтря на cтoль странный и не oчень пoнятый кoллегами и избирателями пocтупoк, Арутюнян прoбыл каме-то время в центре внимания местных масс-медия и придал предвыбoрнoй кампании некoтoрoе разнooбразие.
Ho самый скандальный случай прoизoшел в кoнце января, гагда на жизнь oднoгo из кандидатов в президенты бы^ coвершенo пoкушение. Ro cчаcтливoй cлучайнocти пули убийцы не задели жизненнo важные oрганы, и Паруйр Айрикян ocталcя в живых. В эти дни агентcтвo Al Jazeera пиcалo, что армяне гoлocуют на президентских выдрах, кoтoрые уже oмрачены cтрельбoй в кандидата oт oппoзиции и oтcутcтвием какoй-либo виднoй альтернативы действующему президенту.
^сле гocпитализации и небoльшoй oперации Айрикян вернулся дoмoй. Вcкoре oн и егo coратники пo партии oбратилиcь в Кoнcтитуциoнный суд республики с впoлне закoнным требoванием oтлoжить выбoры на двухнедельный cрoк (предуcмoтренный закoнoдательcтвoм) в связи с непреoдoлимыми препятствиями, неoжиданнo вoзникшими в хoде предвыбoрнoй
142
кампании. На следующий день Айрикян с коллегами неожиданно забрали обратно свое обращение в КС. На все вопросы журналистов кандидат так и не дал ни одного исчерпывающего и разумного объяснения своему странному поведению и в результате потерял доверие значительной части своего электората. Другой бы на его месте незамедлительно использовал этот трагический случай в свою пользу и повысил бы электоральный рейтинг, представ героем в глазах избирателей. Но Айрикян, наоборот, отпугнул даже тех, кто точно намеревался проголосовать за него. На протяжении долгих лет он пестовал облик национального героя, неуклонного борца за независимую Армению, который в советское время был осужден и сослан лагерь как политзаключенный. За несколько дней непонятных колебаний и нерешительных поступков его ореол национального борца сильно поблек и слава потускнела.
В довершение ко всему Айрикян заявил представителям СМИ, что злоумышленник был славянской внешности и покушение могло быть делом российских спецслужб. Каково же было удивление общественности, когда через пару недель пойманные и арестованные убийцы оказались заурядными представителями армянских криминальных слоев. Никакой “славянской” внешностью никто из них не обладал, и никакого отношения к российским спецслужбам, разумеется, они не имели. Зато как вскоре выяснилось, оба преступника имели тесные отношения с другим кандидатом в президенты, бизнесменом Варданом Седракяном, который позиционировал себя в качестве “специалиста по народным эпосам”. Как выяснилось в ходе следствия, оба злоумышленника работали ранее мастеровыми у “эпосоведа” дома и на его даче. Сам Вардан Седракян заявил, что людей этих он знает, но никакого отношения к покушению не имеет. Он же вполне логично предположил, что после завершения выборов (на которых он собирался получить не менее 81% голосов), следственные органы, скорее всего, его арестуют. Именно так и произошло: спустя пару недель после окончания выборов “эпосовед” был задержан компетентными органами по подозрению в организации покушения на жизнь Паруйра Айрикяна.
Но этим череда неожиданных сюрпризов и скандальных историй во время предвыборного марафона не завершилась. Первоначально кажущиеся тихими, спокойными и вполне предсказуемыми выборы неожиданно для всех (или почти для всех) разразились еще одной сенсацией - кандидат от оппозиции Раффи Ованнисян набрал 37% голосов избирателей, а в некоторых регионах республики и избирательных округах одержал убедительную победу над кандидатом от власти. Председатель ЦИК Армении Тигран Мукучян сообщил, что в выборах президента Армении приняли участие 60,2% от общего числа всех избирателей. По утверждению аналитиков, даже для него этот результат был совершенно неожиданным. Действительно, поначалу на встречи кандидата с избирателями в различных городах и селах республики собиралось не более одного-двух десятков человек. Но к концу избирательной кампании встречи стали по-настоящему многолюдными. И хотя по сравнению с многотысячными митингами, которые собирал на президентских выборах 2008 г. кандидат от непримиримой оппозиции Левон Тер-Петросян, публика на встречах с Ованнисяном выглядела весьма скромно, ему удалось собрать более чем полумиллионный пакет голосов всего протестного электората.
Фактически после 1996 г. Ованнисян стал первым в истории Армении оппозиционным лидером, составившим реальную конкуренцию действующей власти, переигравшим президента в ряде городов. Понятно, что в набранных им процентах велика доля голосов протестного электората, который в любом случае голосовал бы против кандидата от власти. Оппозиционным партиям, которые не приняли участия в президентских выборах, сейчас выгодно представлять дело таким образом, что Ованнисян забрал их голоса. Но если бы они могли предположить, что наберут 37%, то точно бы участвовали в предвыборной кампании.
Oo^^o данным экзит^дла, прoведеннoгo нами увмес^ с Gallup Organization в день выбoрoв 18-гo февраля, действующий президент PА набрал 58% гoлocoв избирателей. Втoрoе меcтo занял лидер партии "Наследие" Oваниccян с 32%, за ним cледoвали глава Oбъединения "Hациoнальнoе cамooпределение" Айрикян и председатель партии "Свoбoда" Багратян - пo 3% гoлocoв. Кандидаты в президенты Меликян, Гукасян и Седракян набрали пo 1%. Эти данные в эфире телегампании "Армньюз" мы oбнарoдoвали через несгальга минут пocле закрытия всех избирательных участив, oтметив, чтo oпрoc прoвoдилcя в 122 избирательных участках и что были oпрoшены 19130 избирателей. Пресс-секретарь oппoзициoннoй партии Oванниcяна "Наследие" в беседе с кoрреcпoндентoм ИА REGNUM незамедлительнo заявил, что oн не верит результатам coциoлoгoв.
На следующий день к пoлудню ЦИК PА oглаcила предварительные, а через пару дней и oкoнчательные итоги выбoрoв президента. Как и cледoвалo oжидать, пересчет гoлocoв на oтдельных участках не внес существенных изменений в итоговый прoтoкoл ЦИК, co^^o кoтoрoму Саргсян набрал 58,6% и был переизбран президентом Армении; его главный ганкурент - Oванниcян набрал 36,7% гoлocoв избирателей; ocтальные кандидаты cooтветcтвеннo: Багратян - 2,2%, Айрикян- 1,2%, Гукасян - 0,6%, Седракян - 0,4% и Меликян - 0,2%. Таким oбразoм, неcмoтря на недoверие co cтoрoны oппoзициoнных пoлитикoв, результаты экзит-пoлла oказалиcь на редгасть тoчными и пoчти пoлнocтью coвпали с данными Центральнoй избирательнoй кoмиccии.
Нарушений на выбoрах замеченo не былo. Пoлиция Армении представила статистические данные oтнocительнo случаев нарушений, зафикcирoванных в хoде выбoрoв. В o6u^ cлoжнocти их былo всего 95 пo всей республике. В предварительнoм oтчете наблюдательcкoй миссии БДИПЧ^БСЕ кoнcтатирoвалocь, чтo выбoры были хoрoшo oрганизoваны, чтo oни были лучше, чем в прoшлoм, ocoбеннo ocвещение в СМИ и уважение прав и cвoбoд в целoм [6]. Миссия Междунарoднoгo экcпертнoгo центра избирательных систем (ICES) пoлoжительнo oценила рабoту гocударcтвенных oрганoв Армении в хoде предвыбoрнoй кампании, заявила депутат Eврoпарламента, эксперт ICES Зита Гурмаи. Эксперты и наблюдатели oтмечали, чтo oбращения граждан пo пoвoду вoзмoжных нарушений в хoде кампании рассматривались oперативнo, принимались действенные меры в cooтветcтвии с закoнoдательcтвoм страны. Бoлее того, ЦИК рабoтала на oчень вышгам урoвне, чему coдейcтвoвала серьезная пoдгoтoвительная рабoта, в кoтoрoй были учтены замечания, сделанные в хoде парламентских выбoрoв 6 мая 2012 г. Крoме тoгo, с удoвлетвoрением oтмечалocь, чтo армянские власти пригласили бoльшoе чиcлo междунарoдных наблюдателей для oценки oрганизации и прoведения президентских выбoрoв. Присутствие мнoжеcтва аккредитoванных междунарoдных миссий наблюдателей cвидетельcтвoвалo o тoм, что мирoвoе cooбщеcтвo с интереcoм cледилo за прoцеccoм пocтрoения гражданcкoгo oбщеcтва в Армении.
Мирoвoе cooбщеcтвo призналo пoбеду Саргсяна, как и то, что прoшедшие выбoры были наибoлее cвoбoдными в плане oтражения вoлеизъявления избирателей, чем все другие президентские вы^ры, прoшедшие в Армении за 20 лет. Oднакo, как это бывалo практически пocле всех oбщенациoнальных выбoрoв в Армении, oппoзиция заявила o cвoем неcoглаcии с вы^дами ЦИК, ocпoрила их и заявила, что вы^ры пoлнocтью cфальcифицирoваны. Пo утверждению пресс-секретаря партии "Наследие", cooбщения o нарушениях в избирательных участках удвoилиcь. «Эти выбoры - дoбавил oн, пoхoжи на дурнoй ун». Пo егo cлoвам, такoгo галичества и качества нарушений еще не видели: если на предыдущих выдрах наблюдались разные типы нарушений, то на этих выдрах oни были ^вмещены, начиная oт дoбавления избирательных бюллетеней и заканчивая oткрытым гoлocoванием.
Партия "Наследие" загoдя уведoмила столичную мэрию o решении coзвать через день пocле выбoрoв - 20, 21 и 22 февраля - митинги. Мoжнo предпoлoжить, чтo oни заранее
144
предвидели свое поражение. Еще 17 февраля предвыборный штаб Ованнисяна объявил, что данные избирателей, включенных в дополнительные списки, не были изъяты из основных списков по месту жительства и речь идет о сотнях избирателей, которые могли проголосовать повторно.
В Армении сложилась тяжелая поствыборная ситуация: начались продолжительные многотысячные митинги протеста на столичной площади Свободы и в других городах республики. Победившим кандидатом на президентских выборах протестующие объявили Ованнисяна и выступили с требованием к ЦИК признать это, а Саргсяну - сдать президентскую власть непосредственно в руки Ованнисяну. Постепенно требования принимали все более резкий и категоричный характер. Так в ответ на поздравления Саргсяну от глав иностранных государств, Ованнисян заявил, что Владимир Путин, Барак Обама и Франсуа Оланд еще сильно пожалеют об этом и должны будут принести извинения за поспешные поздравления.
Обстановка на площади сильно накалилась и стала взрывоопасной. С любой стороны можно было ожидать провокации, которая могла привести к жестокому и кровавому столкновению с полицией и специальными силами охраны правопорядка. К чести Ованнисяна он неоднократно призывал митингующих сохранять спокойствие и порядок и заявлял, что выступает против любых насильственных действий и не собирается переступать черту закона. В свою очередь, Саргсян пригласил Ованнисяна на переговоры в президентскую резиденцию. Встреча состоялась, но переговоры ни к чему не привели: стороны остались каждая при своем мнении.
Дальнейшие события стали развиваться уже по неоднократно испытанному сценарию: оппозиция обратилась в Конституционный суд с требованием признать выборы недействительными. Суд, рассмотрев представленные документы, отклонил требования митингующих. Ситуация, казалось, полностью зашла в тупик. Ованнисян никакой программы действий не предложил. Разочарование его полумиллионного электората стало быстро нарастать, и чтобы как-то поддержать накал страстей, он прибегнул к крайней мере - объявил сидячую голодовку на театральной площади, которая, по его словам, продлится вплоть до торжественной инаугурации новоизбранного президента, т.е. до 9-го апреля 2013г.
Таким образом, в очередной раз за короткую историю постсоветской Армении общенациональные выборы привели к недовольству результатами одних и молчаливому согласию других, к столкновению народных масс и национальному расколу. Как и раньше, оппозиция ничего другого, кроме тупого противостояния власти не видит. При этом горячие головы призывают к бунту и открытому захвату власти, а более умеренные и трезвомыслящие - к конституционным методам борьбы. В любом случае, ничего иного, кроме как завладеть властью, оппозиционные силы не предлагают. Между тем политическая ситуация в стране требует совершенно иных подходов к решению конфликтов в классической системе “власть -оппозиция”.
Практически ни в одной постсоветской стране до настоящего времени смена власти путем демократических выборов еще не происходила. И дело здесь не только в том, что власть у нас авторитарная и, как правило, коррумпированная. Причина кроется в отсутствии или недоразвитости того, что называется гражданским сознанием, гражданской ответственностью. Качество, по крайней мере, армянского общества еще далеко от того, чтобы называть его гражданским, или обществом ответственных, сознательных и требовательных граждан страны. Пока ни власть, ни социум таким социально-политическим сознанием не обладают. Но дело к этому идет. И помогают процессу становления и вызревания гражданского сознания социальные сети, свободное и неконтролируемое властями виртуальное Интернет-пространство.
Человечество переживает постиндустриальную революцию, которая с ее новыми информационными технологиями и киберпространством свободного общения формирует
145
иную социально-политическую среду обитания, стимулирует возникновение новых общественных объединений и гражданских форм активности социума. Классические пути демократической смены власти в наших условиях, как показывает опыт прошедших двух десятков лет, не работают. Поэтому политическая оппозиция должна искать новые, нестандартные формы и направлять гражданскую активность оппозиционного электората и его социальный протест. Целью должна быть не насильственная смена власти, ибо это приведет к столкновениям, конфликту, попыткам силового захвата, к революции или к гражданской войне. А это всегда кровь и людские потери с обеих сторон. Понимая дестабилизирующую и деструктивную роль революций, армянская оппозиция не идет на крайние меры, не предпринимает крайних шагов. Но она попадает в тупик, что, в свою очередь, приводит к политическому разочарованию людей, порождает отчуждение, апатию и усиливает миграционные настроения. Разочаровавшись еще в одной попытке свергнуть надоевшую коррумпированную власть, одни впадают в глубокую депрессию, другие пакуют чемоданы и уезжают из страны. В любом случае потуги оппозиции приводят к негативным результатам, к деструкции, усиливают аномию в обществе, увеличивают миграцию и депопуляцию.
Сейчас разрабатываются и внедряются новые способы канализации и управления процессами спонтанного социального протеста. В частности, происходит построение гражданских сетей, форумов, движений, которые не принимают формат политических партий и не ставят задачу достижения власти путем демократических выборов. Их задачей является не захват и смена власти, а её сдерживание, ограничение, удержание в рамках закона и применение механизмов давления с тем, чтобы она исправно исполняла возложенные на неё законные функции. Речь идет о способе мирного принуждения чиновничьего аппарата власти к исполнению своих прямых и законных обязанностей. Но для этого необходимо прежде всего начать процесс институционализации протестного движения. Требуется каждодневная, кропотливая и порою рутинная работа с полной самоотдачей сил. Это предполагает наличие высокого гражданского сознания, грамотности и определенных навыков, и, конечно, чувства ответственности перед народом, страной и за порученное дело. Вряд ли этими качествами обладают лидеры сегодняшней армянской оппозиции. А потому они скорее всего будут собирать многолюдные митинги, организовывать марши протеста, объявлять голодовки и забастовки. Одним словом, все что угодно, кроме серьезной и ответственной каждодневной работы на благо и в интересах граждан страны. К сожалению, таковой пока является наша политическая оппозиция.
Литература
1. Багратян Г. Социологи-авантюристы // Голос Армении : обществ.-полит. газета :
[веб-сайт]. 2013. 12 февр. URL:
http://www.golosarmenii.am/ru/20366/headlines/24662.
2. Выборы в Армении: власть против власти, оппозиция против оппозиции //
REGNUM : информ. агентство : [веб-сайт]. 2012. 23 марта. URL:
http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1513171.html.
3. Мирзоян Б. Армения среди стран СНГ: 20 лет спустя // Голос Армении : обществ.-
полит. газета : [веб-сайт]. 2012. 26 янв. URL:
http://www.golosarmenii.am/ru/20219/economics/16194.
4. Мирзоян Б. На старте // Голос Армении : обществ.-полит. газета : [веб-сайт]. 2012. 22 дек. URL: http://www.golosarmenii.am/ru/20351/home/23767.
5. Мировые СМИ: Серж Саргсян - явный фаворит // Голос Армении : обществ.-
полит. газета : [веб-сайт]. 2013. 19 февр. URL:
http://www.golosarmenii.am/ru/20369/headlines/24835.
6. Морел М. Посол Германии в Армении призвал в сложившейся сложной ситуации «вернуться к работе» // News.am : [веб-сайт]. 2013. 27 февр. URL: http://news.am/rus/news/142213.html.
7. Оппозиционная партия "Наследие" готовится к съезду: вопросов больше, чем ответов (Армения) // REGNUM : информ. агентство : [веб-сайт]. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/polit/1495399.html.
8. Погосян Г. "Второго тура президентских выборов не будет," - говорит директор Института философии, социологии и права НАН РА Геворг Погосян в интервью АрмИнфо // Голос Армении : обществ.-полит. газета : [веб-сайт]. 2012. 20 ноября. URL: http://www.golosarmenii.am/ru/20337/society/23033/.
9. Погосян Г. В обществе Армении назрела потребность в новых лидерах и политических силах : интервью // REGNUM : информ. Агентство : [веб-сайт]. 2012.
7 марта. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1507261.html.
10. Погосян Г. Интриги выборов в Армении: конфликт в правящей коалиции и
дезориентированная оппозиция // REGNUM : информ. агентство : [веб-сайт]. 2012. 3 февр. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-
abroad/armenia/polit/1494438.html.
11. Погосян Г. Социолог: На парламентских выборах экс-президент Армении Кочарян не пойдет опять "в первый класс"// REGNUM : информ. агентство : [веб-сайт]. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1494676.html.
12. Armenian Sociological Association : [веб-сайт]. URL: www.asa.sci.am.
13. News.am : [веб-сайт]. URL: http://www.news.am.