ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 2
Асрибекова Т.В.
(аспирантка Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-
Маклая РАН)*
АРМЯНЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья посвящена истории армянской диаспоры Ставропольского края. Рассмотрен процесс формирования армянских поселений в Ставрополе, Пятигорске, Буденновске и других городах. Проанализированы причины переселения армян на юг России начиная с XVIII в. до наших дней. Показаны трудности, с которыми сталкиваются переселенцы на новых землях — от проблемы сохранения традиций, языка, культуры до взаимодействия с другими этносами, проживающими на территории Ставропольского края.
Ключевые слова: Ставропольский край, армянская диаспора, армянские поселения, сохранение традиций.
The article analyses the establishment of Armenian community in Stavropol region and Armenian settlements in Stavropol, Pyatigorsk, Budennovsk and other cities. The author researches the reasons for Armenian movement to the south of Russia from the 18th century to present. The article outlines the challenges for the settlers on the new territory: preservation of traditions, language, culture and interaction with other ethnic groups that live on the territory of Stavropol region.
Key words: Stavropol region, Armenian community, Armenian settlements, preservation of traditions.
* * *
Историческая судьба армянского народа сложилась так, что он вынужден был на протяжении многих веков создавать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и в возникших во многих странах колониях и общинах. Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении, в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (XI в.). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы.
К числу стран, где армяне более тысячи лет назад получили возможность мирной жизни и созидательной деятельности, относится Россия, на территории которой в разные исторические периоды было создано несколько армянских колоний и общин. Наиболее
* Асрибекова Тамара Вадимовна, тел. 8-926-902-18-43; e-mail: tamara-asribekova@ yandex.ru
крупные их них образовались преимущественно на юге России в XVIII — начале XX в. за счет выходцев из Ирана и Турции, между которыми в 1639 г. была разделена Армения1.
Армянские поселения в России формировались на всем протяжении существования Российского государства. Однако если до середины XVIII столетия переселение армян было вызвано событиями в самой Армении (опустошительные войны, набеги), то с этого времени на него влияют уже экономические факторы и заинтересованность не только армянской стороны, но и российской. Так, переселению армян на юг России способствовала активная политика царского правительства в связи с необходимостью заселения и освоения новоприобретенных земель людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле и ремеслах. В России для армян имелись несравненно более благоприятные условия для жизни и деятельности, чем в других странах.
Одним из густонаселенных армянами районов России является Ставропольский край. Среди российских регионов он имеет в настоящее время один из самых высоких в Российской Федерации коэффициент нагрузки вынужденной иммиграции армян и является одним из самых сложных по своему этническому составу. Кроме коренного населения (русские, украинцы) здесь живут представители многочисленных народов, для которых данный регион не является этнической родиной и основное место расселения которых располагается за его пределами. Это так называемые «малые» этнические группы, т. е. пришлое население. Именно геополитическое положение Северного Кавказа является ведущим фактором миграций. Пространство между устьями Волги и Дона — это широкий мост между всем Кавказом и остальной Россией. Роль политико-экономической интеграции всех российских субъектов региона благодаря своему центральному положению на Северном Кавказе «присвоило» Ставрополье.
Миграция армянского населения (без учета единичных переселений) на территорию Ставрополья в XVШ—XXI вв. может быть условно разделена на три этапа: государственно-геополитический, бесконтрольно-стрессовый и трудовой. Российская империя представляла собой многонациональное государство, которое территориально постоянно расширялось. Для закрепления и освоения новых территорий потребовались специальные политические и экономические меры, в частности переселенческая политика2.
1 См.: Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность // Studia Pontocaucasica II. Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995. С. 5.
2 См.: Пасько Е.А. О правах и обязанностях армянских колонистов в Российской империи в XVIII веке // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007. С. 35.
Возникновение Ставрополя как военно-стратегического центра на Северном Кавказе во многом было обусловлено его географическим положением. Известно, что Екатерина II, стремясь укрепить южные границы России на Кавказе, по предложению генерал-лейтенанта Якоби приказала соорудить 10 оборонительных крепостей от Моздока до Азова3. Под номером 8 находилась Ставропольская крепость, получившая статус города в 1777 г. Согласно описанию населения Ставрополя в XIX в. в книге «Ставрополь в географическом, историческом, топографическом и статистическом отношениях», почти все его жители «были выходцы из внутренних губерний, не имевшие у себя достаточного состояния для каких-нибудь значительных предприятий и спешившие сюда единственно за тем только, чтобы воспользоваться льготой для поправления своего незавидного положения»4.
Первые армянские поселенцы появляются в Ставрополе в конце XVIII в. В 1808 г. здесь поселились 50 армянских семей из основанного армянами в 1779 г. на Дону города Нор Нахичевана: «...заметив плодотворную деятельность армянских купцов Георгиевска, правительство приглашает из Новой Нахичевани в Ставрополь пятьдесят армянских семей. Новообосновавшиеся нахичеванцы открывают там свой торговый ряд и начинают торговлю разнообразными товарами»5.
В этот период в городе строится сначала деревянная армянская церковь, а в 70-е гг. XIX в. — каменная. Созданная по проекту известного в то время в городе архитектора Ф.К. Прозоровского и получившая название в честь св. Григора Просветителя, она просуществовала до 1960-х гг., пока не была разрушена. В 1851 г. рядом с церковью была построена армянская школа. К 1868 г. на Ставрополье было 12 армянских церквей, а по числу их прихожан «Ставропольская губерния занимает 2-е место. Одна только Екатеринослав-ская губерния превосходит ее в этом отношении»6. В 1866 г. общее число жителей Ставропольской губернии составляло 337 805 душ обоего пола, при этом «не от одной только естественной прибыли приращения, но и от других причин, как то: переселение из других губерний, прибытие новых переселенцев и по другим подобным случаям»7. Армян на тот период насчитывалось 1 578 человек, основными занятиями их были торговля и ремесла.
3 Ованесов Б.Т. Армянская община города Ставрополя (1808—1918). Ставрополь, 2001. С. 10.
4 Цит. по: Там же. С. 13.
5 Там же.
6 Там же. С. 10.
7 Сборник статистических сведений Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868. Вып. 1. С. 6.
По словам бытописателя прошлого И. Бентковского, «армяне, поселившись в Ставрополе, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время был известен под именем Армянской улицы. Каждый армянин имел при доме лавку, через что из улиц образовался гостиный ряд»8. В течение 25 лет этот квартал оставался главным торговым центром Ставрополя.
Через несколько лет после основания Георгиевской крепости Кавказской линии (1777 г.) появляются сведения о живущих там армянах. Они строят «торговый ряд», а чуть позднее — деревянную церковь. Однако в связи с тем, что Георгиевск перестает быть губернским центром и быстрее развиваются другие города региона, армянское население этого города начинает сокращаться9.
К концу XVIII в. в 35 верстах от Моздока армянами было образовано с. Касаева Яма, переименованное в 1852 г., по просьбе местных жителей, в Едессию — в память о древнем городе Едессе, вошедшем в историю как центр распространения раннего христи-анства10. Это было крупное поселение, жители которого занимались пашенным земледелием, садоводством, виноградарством. В 1830 г. была построена церковь Сурб Аствацацин, при которой имелось армянское приходское училище. Свой современный облик она получила в канун Первой мировой войны в 1914 г. благодаря инженеру-строителю Ефрему Авшарову.
В 20-е гг. XX в. здесь работал национальный сельсовет, была армянская школа, которые после ликвидации национальной автономии были закрыты. Однако в начале 1990-х гг. старая церковь была восстановлена. В наше время в с. Едессия армяне составляют 95% населения.
24 августа 2007 г. армяне Ставропольского края отпраздновали юбилейную дату — 210-летие со дня основания Едессии (Эдис-сии). Праздник начался с крестного хода к церкви Сурб Астваца-цин, где торжественную службу провели глава епархии Юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян, настоятель церкви Сурб Аствацацин Тер-Хачатур, священники всех приходов Ставрополья. В преддверии данного праздника в церкви были произведены ремонтные работы. Едессийцы, утратив по воле судьбы свой родной язык (и став тюркоязычными), только благодаря церкви смогли сохранить свою самобытность. В приходских школах при церкви велось и ведется обучение армянскому языку11.
8 Беликов Г. Святыни двух народов // Ставропольская правда. 1994. 2 марта (цит. по: Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа с древнейший времен до начала XIX в. М., 2005. С. 387).
9 См.: Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998. С. 292.
10 Там же. С. 284.
11 Еркрамас. 2007. № 9.
В 1799 г. армянским ремесленникам и торговцам разрешили основать на месте Старых Маджар город и дать ему название «Святой Крест» (совр. Буденновск). Так, в Указе самодержца Всероссийского из Астраханского Губернского правления Моздокскому Армянскому суду от 12 мая 1800 года № 10658 говорилось: «...вышедшим в последнюю Персидскую войну из Дербента армянам, тем из них, кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в городе, всемилостивейшее дозволяем основать оной на месте, где были Старые Можары и наименовать городом Святого Креста»12. На тот момент территория, заселенная армянами, представляла собой «болотистую и нездоровую местность», она находилась «по речке Томузлову по левому берегу до устья помянутой речки, и от того вниз по реке Куме по левому же берегу до реданта Можарского, и противу тех мест к речке Буйвола»13.
Город Святой Крест развивался медленно, продолжительное время считался сельским поселением. Только к 1830-м гг., когда численность его населения достигла 2 тыс. человек, он обрел городские черты14. На территории Святого Креста преимущественно проживали как дербентские армяне, так и численно преобладавшие кизлярские. В течение долгого времени кизлярские армяне безуспешно пытались добиться таких же прав, которые были предоставлены армянам из Дербента (в частности, освобождение от воинской повинности и получение различных льгот при поселении). Не получив соответствующего удовлетворения, некоторые из них возвратились обратно в Кизляр. Вследствие этого население Святого Креста долгое время не превышало 200 человек, и правительство России было вынуждено переселять на эти земли армян из других мест.
Переселение армян происходило довольно болезненно, поскольку им приходилось бросать нажитое за десятилетия имуще-ство15. Более того, прибыв на место, они вскоре обнаружили, что были обмануты, так как им не были предоставлены обещанные участки земли в размере 30 десятин. Тем не менее переселенцы приступили к работам по благоустройству города. Самым существенным явлением в общественной жизни города в середине XIX в. стало воссоздание магистрата, при котором находился армянский суд. Городской магистрат содействовал открытию в начале 1870-х гг. армянского церковно-приходского училища при церкви. Правда,
12 Армяне в российских исторических документах. Пятигорск, 2006. С. 32.
13 Акопян В.З. Краткий очерк по истории армянских поселений на юге России // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007. С. 9.
14 См.: Ананян Ж.А., Хачатурян В.А. Армянские общины России. Ереван, 1993. С. 54—55.
15 Там же. С. 10.
в церковных помещениях и раньше за небольшую плату священник обучал детей грамоте. Теперь же учебное заведение финансировалось из городского бюджета16. В 1878 г. губернское правление приняло решение об упразднении армянского суда. На рубеже 70—80-х гг. XIX в. начинают происходить изменения в этническом составе населения города. Царская администрация стала поощрять поселение в городе русских семей. Эта политика привела к тому, что к началу XX в. по своему этническому составу Святой Крест из армянского города превратился в русско-армянский.
С развитием курортных городов вокруг лечебных источников Кавказских Минеральных Вод там также стали возникать армянские общины. Самая крупная из них — община в Пятигорске. Датой основания Пятигорска принято считать 1780 г., когда на месте нынешнего Новопятигорска была сооружена Константиногорская крепость17. В первой трети XIX в. у подножия горы Машук стало строиться поселение, получившее название «Горячие Воды». Купцы из Нового Нахичевана, обосновавшиеся в Горячих Водах, развернули здесь активную торговую деятельность. Среди них особо выделялись предприниматели Чоргобян, Шоршоянц, Агакянц и др. В первые десятилетия существования курортного города торговые заведения армянских купцов удивляли разнообразием товаров самого взыскательного покупателя. Особенно солидным был пятигорский магазин Никиты Челахова (Челахьяна), нахичеванского купца первой гильдии18.
В официальном послании барона Григория Розена министру финансов Е.Ф. Канкрину от 27 августа 1836 г. предлагалось предоставить на длительный срок экономические и финансовые льготы «мещанам, переселяющимся в Пятигорск из Георгиевска»19. В 1869 г. на улице Царской Пятигорска было выделено место для возведения армянской церкви Сурб Таргманчац (Святых переводчиков Саака и Месропа). Армянское население города занималось преимущественно торговлей. Армянам принадлежали крупные магазины, крытый рынок, красивые особняки. Владельцами Торгового дома и одной из лучших городских гостиниц — «Бристоль» были братья Григор, Давид и Арам Маркосяны. Торговый оборот армянских купцов в то время (XIX в.) составлял 2 680 000 руб., что по отношению к общему торговому обороту всех купцов города составляло 49,58%20.
16 Там же.
17 См.: Асадов Ю.А. Прошлое домов и улиц Пятигорска // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008. С. 16.
18 См.: АкопянВ.З. Указ. соч. С. 15.
19 Там же.
20 См.: Ованесов Б.Т. Указ. соч. С. 26.
Однако армянское купечество города не ограничивалось лишь торговой деятельностью. Значительную часть средств оно вкладывало в строительство фабрик, заводов, а также культурных центров. Немалый вклад купцы вносили в дело стимулирования отдельных отраслей сельского хозяйства, тем самым способствуя развитию экономики города и округи. Большие средства направляли они на благотворительные цели, в частности на открытие больниц города.
Если в первые десятилетия в Пятигорске поселялись преимущественно предприимчивые люди из армянской общины Нового На-хичевана, Георгиевска, Моздока, то на рубеже XIX—XX вв. и особенно после 1915 г. сюда стали прибывать армяне из западноармянских вилайетов Турции, которым удалось спастись от геноцида.
В Кисловодске армяне поселились в год его основания — в 1803 г21 Так, одним из первых сооружений в этой русской крепости стал особняк генерал-майора А.В. Хастатова, выдающегося военного деятеля России, происходившего из знатного армянского рода. В городе были известны десятки домов, принадлежащие предпринимателям и деятелям культуры армянского происхождения: Там-биевым, Малхасянцам, Гукасовым, Тер-Погосовым и др. В частности, трехэтажный особняк И.Д. Тер-Погосова, за которым на долгое время утвердилось название «дом Рекорд», являлся самым представительным в городе. Армянское население значительно возросло с конца XIX в., и особенно после 1915 г. за счет беженцев из Турции. Именно они составили ядро армянской общины этого города.
В целом армянское население Ставрополья сыграло существенную роль в экономическом развитии края. Хотя принято считать, что армяне в основном являлись успешными торговцами, они занимались и другими видами деятельности. Так, например, жители с. Едессия занимались земледелием, садоводством, виноградарством, шелководством22. Армянами впервые в России было внедрено хлопководство, им также принадлежит приоритет внедрения в России культуры риса и сахарного тростника23.
После массового переселения армян на территорию Ставрополья из Турции во время геноцида 1915 г. следующий этап, начавшийся в 1988 г., был связан с нагорно-карабахским конфликтом и последовавшей в этом регионе войной. Прибывшие армяне селились в крае стихийно, преимущественно в городах. Власти региона
21 См.: Акопян В.З. Указ. соч. С. 16.
22 См.: Авксентев А.В. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь, 1997. С. 19.
23 См.: Хачатурян В.А. Роль армянских колоний в хозяйственном развитии Восточного Предкавказья // Армяне Ставрополя и Терека. С. 25.
в конце 1980-х гг. позволили им основать два селения на востоке Ставрополья — Арарат и Максимовку. Одновременно небольшие армянские общины появлялись в городах, где раньше не было таковых (Ессентуки, Железноводск, Минеральные Воды и др.).
Пополнение армянских общин Ставропольского края продолжается до сих пор, хотя уже не столь интенсивно. В настоящее время диаспора, принимающая переселенцев, пытается создать условия для их успешной адаптации путем поиска организационных форм существования для более эффективного обеспечения национальных интересов своих членов. Следует отметить такие присущие армянской диаспоре черты, как ярко выраженная этническая идентичность и стойкость к ассимиляции; нацеленность на взаимодействие с другими народами, приверженность к Армянской апостольской церкви. Именно Церковь продолжает во многом защищать интересы армянской диаспоры в России, оставаясь единым официальным представителем и защитником интересов армян.
По переписи 2002 г. в Ставропольском крае армяне занимали по численности второе место (после русских).
Народ Численность в 2002 г. (тыс. человек)
Русские 2 035,8 (75,5%)
Армяне, 259,2 (9,5%)
Греки 54,1 (2%)
Украинцы 45,9 (1,7%)
Даргинцы 40,2 (1,5%)
Ногайцы 20,7 (0,75%)
Цыгане 19,1 (0,7%)
Карачаевцы 15,1 (0,55%)
Азербайджанцы 15,1(0,55%)
Туркмены 13,9
Чеченцы 13,2
Татары 13,0
Белорусы 11,3
Причем среди армян выше доля сельских жителей (55—57%24). Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению потока армянских мигрантов именно в сельскую местность, а не в город, что связано со сложностью трудоустройства. Согласно данным В.С. Белозерова, на долю армян в начале 1990-х гг. в общем миграционном приросте края приходилось около 16%, а в 1999 — уже 29%. По данным Национальной статистической службы Армении за период 1991—1998 гг., основными мотивами миграции из Армении были названы: среди мужчин — отсутствие рабочих мест в стране — 46% и невозможность получения достаточного заработка для удовлетворения жизненных запросов — 18%; среди женщин — воссоединение семьи — 40% (возможно, за счет того, что они обычно выезжают уже к устроившимся на новом месте мужьям), 24% —отсутствие рабочих мест25. На данный момент армянские трудовые мигранты — это в основном сезонные рабочие, не стремящиеся остаться на территории России на постоянное жительство.
Удельный вес армянского населения в общей численности населения Ставропольского края растет довольно быстро по сравнению с представителями других народов (украинцы, русские и др.). Так, численность армянского населения в 1970 г. составляла 30 тыс. человек (1,5%); в 1980 — 39 тыс. (1,8%); в 1989 — 70 171 (2,9%); в 1995 — уже 102 400 (3,9%)26.
Армянские общины Ставрополья в новейшей постсоветской истории пережили несколько этапов становления и пополнения. В результате этнической миграции они утратили исторически сложившуюся гомогенность и разделились на несколько дифференцированных групп27. Среди них выделяются: старожильческая диаспора края, ереванские армяне, армяне из внутренних районов Азербайджана и др. В этой связи армяне сталкиваются с задачей консолидации, преодоления внутренних противоречий при сохранении индивидуальных этнокультурных ориентиров. Большинство армян-старожилов Ставрополья подверглось сильным ассимилятивным процессам. В то же время рост армянской общины рождает социально-экономические и этнополитические проблемы.
Большинство русского населения не осведомлено об исторической судьбе армян и не выделяет их из «общекавказской» массы.
24 См.: Белозеров В.С. Миграционные процессы на Северном Кавказе // Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции. М., 2005. С. 469.
25 См.: Корякин К.В. Социальные и культурные аспекты адаптации мигрантов-армян в Краснодарском крае: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007. С. 103.
26 См.: Авксентьев А.В. Указ. соч. С. 20.
27 См.: Аствацатурова М.А. Современные армянские диаспоры Ставрополья: успехи, проблемы и перспективы этнокультурного функционирования // Армяне Ставрополья и Терека. С. 190.
Более того, любое вторжение в устоявшуюся социальную и национальную среду иных социальных и национальных групп, как правило, ведет к нарушению привычных взаимоотношений и вызывает естественную защитную реакцию. Это в свою очередь влечет напряженность, зачастую неосознанную, которая стихийно или организованно направляется против иноэтнических мигрантов28.
Уже с конца 1980-х гг. наблюдалась напряженность во взаимоотношениях местного славянского населения, особенно казаков, с армянскими мигрантами, прибывавшими в то время из Азербайджана в связи с началом нагорнокарабахского конфликта. Вызывалась она в основном предпринимательской деятельностью последних, а в ряде случаев неадаптированностью их к местной социокультурной среде. Так, 40 семей армянских беженцев были выселены казаками в августе 1993 г. из станицы Лысогорская Ставропольского края29. Казаки считали, что раз населенный пункт называется станицей, то он должен принадлежать только им.
Проблема нерегулируемой миграции, затрагивая интересы большинства местных национальных групп, вышла в тот период на первый план. Так, краевые государственные органы Ставропольского края (как и Краснодарского) пришли к решению о проведении самостоятельной миграционной политики. Например, в 1992 г. Малый совет Ставропольского края принял решение об организованном поселении, трудоустройстве и социально-культурном обеспечении беженцев. В то же время вводился запрет на проведение операций с жильем, на выделение земельных участков, предоставление льгот вновь прибывшим, если при этом ущемлялись интересы постоянных жителей края30. Был принят целый пакет нормативных актов, направленных на изменение национальной структуры миграции, путем создания препятствий для проникновения и закрепления на постоянном жительстве мигрантов несла-
31
вянской национальности31.
В начале 1990-х гг. на территории Юга России стали распространятся некие листовки: одни написанные от имени русских, другие — от имени армян. Смысл листовок сводился к тому, что армяне хотят возродить Великую Армению, в которую якобы входил и Северный Кавказ, позже захваченный Россией, и в связи с этим они призывали передать Армении Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края32. Известно, что в середине сентября 1992 г.
28 См.: Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Армянская диаспора Юга России. Положение и перспективы. М., 1993. С. 16.
29 Там же.
30 Там же. С. 18.
31 См.: Степанян А.А. Этнообщина как продукт диаспоральных процессов. М., 2008. С. 14.
32 См.: Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Указ. соч. С. 27.
органами безопасности Краснодарского края была изъята партия указанных листовок с поезда Баку—Москва. Неграмотные с точки зрения истории эти листовки тем не менее воздействовали на ма-лоинформированные слои населения и еще больше накалили обстановку. В газете «Советская Россия» от 21.11.1992 г. была опубликована откровенно антиармянская статья Э. Володина, смысл которой также сводился к «разоблачению» идеи создания армянами Великой Армении. Эта же мысль поддерживалась выпуском «Советской России» от 29.09.1992 г.: «Армения пытается использовать Россию для реализации бредовой идеи воплощения в жизнь резолюции "О необходимости разрушить СССР на национальной почве и на обломках Союза создать Великую Армению", принятую в 1985 г. на XVIII съезде армянской националистической партии дашнакцутюн в Афинах»33.
Распространение листовок и статей такого содержания заставило председателей армянских общин края выступить с опровергающими заявлениями, в которых подчеркивалось, что «ни одна армянская общественная или политическая организация. подобных бредовых планов не строит. Армяне, живущие в России, стояли, стоят и будут стоять за возрождение и процветание великой России и в частности ее южных пределов»34.
Напряженная ситуация сохранялась и позднее. Так, в середине июля 2008 г. в армянскую национальную организацию «Канч», обратились армянские жители с. Краснокумское Георгиевского района. Они заявили, что неизвестные лица пытаются уничтожить их дома и имущество путем поджогов, тем самым вынуждая уехать из села. С февраля по июль 2008 г. был подожжен один жилой дом и уничтожена автомашина, пресечены две попытки поджога других домовладений. Некоторые жители обнаруживали в своих почтовых ящиках анонимные письма с одинаковым текстом, содержавшим угрозы жизни и здоровью людей, требования покинуть село, у них вымогались деньги в обмен на определенный «срок спокойствия»35.
Как сообщили в информационном центре выходящей с 1996 г. в Краснодаре газеты армян России «Еркрамас», пострадавшие жители написали заявления в милицию и поставили в известность органы власти. Однако в ОВД по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края в возбуждении уголовного дела им было отказано «в связи с отсутствием состава преступления». Отметим, что это не первые случаи национальной нетерпимости в самом большом селе Георгиевского района. Так, в 2007 г. на местном кладбище были облиты краской и изрисованы свастиками десятки
33 Там же. С. 28.
34 Там же. С. 31.
35 Еркрамас. 2008. 19 июля.
армянских могил. Тогда этот случай не получил должной оценки правоохранительных органов, а один из виновников, хотя и был установлен, наказания не понес36. Еще ранее в Буденновске произошло сразу два события, вызвавшие широкий резонанс среди горожан, — осквернение памятника армянам — основателям города и поджог забора строящейся армянской церкви37.
Подавляющая часть армянского населения России по воле судьбы находится в зонах повышенной конфликтности, наиболее острого межнационального напряжения. Национальные меньшинства прилагают всегда больше труда, энергии, чтобы выжить в инонациональной среде. Чувство самосохранения заставляет их трудиться с удвоенной, утроенной энергией38. Возрастающая конкуренция в экономическом плане со стороны армян также способствует сохранению напряженности в регионе.
Само явление диаспоры представляет собой живую форму, подвижную структуру. Благодаря переселенцам «новой волны» меняются количественные и качественные показатели, достигнутые ранее сформировавшимися переселенческими группами. Диаспоры расширяют и углубляют свои функции, политизируются, стараясь превратиться из традиционных субъектов культуры в субъекты права и политики (от землячеств до различных съездов, форумов и т.д.). Проживая за пределами своей исторической родины, армянское население сталкивается с проблемой «вживания» в ино-этничную среду. Необходимо было, с одной стороны, не замкнуться в своей этничной «скорлупе», суметь адаптироваться к новым условиям, к новой среде, но, с другой стороны, — что еще сложнее, — сохранить и передать последующим поколениям этнические черты культуры.
Формирование этнического самосознания не ограничивается противопоставлением «мы — они». Этничность проявляется через связи с культурными, политическими общностями. В целом уровень этничности армян Юга России более или менее высок, при этом в последнее время интерес к культуре своего народа заметно возрос.
В Ставропольском крае действуют различные армянские организации, имеющие целью поддержание культуры армянского населения и оказание помощи переселенцам. Например, в Ставрополе на базе армянской и греческой диаспор открыты национальные школы, в которых этнокультурное национальное образование выступает дополнительным к основному среднему образованию. Работа этих школ заключается в изучении армянского языка, приоб-
36 Там же.
37 Ставропольские губернские ведомости. 2005. 19 июля. № 126 (2869).
38 См.: Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Указ. соч. С. 45.
щении к духовным богатствам, культурным ценностям, обычаям и традициям своего народа, развивает музыкальные и изобразительные способности детей на материалах ритмомелодики, художественных традиций, способствует развитию национальной и этнокультурной терпимости. Затрагивая тему языка, следует отметить, что армянский язык катастрофически теряется даже в местах компактного проживания39. В армянских общинах большинство лидеров не владеют языком, а если и владеют, то не используют его на заседаниях советов, собраниях, митингах и т.д. Вследствие этого деятельность по сохранению армянского языка носит необходимый характер.
История армянской школы на основе национальной письменности начинается в глубокой древности40. К XVIII в. школы появляются на Северном Кавказе, что было обусловлено появлением крупных армянских поселений. В XIX в. они имелись практически во всех городах юга России.
Следует отметить свойственную армянской диаспоре приверженность к Армянской апостольской церкви. Как говорится в армянской поговорке, «Там, где появляется хоть один армянин, там появляются школа и церковь». Вокруг церквей возникают культурно-религиозные комплексы, где проводятся народные гулянья, отмечаются памятные даты. В Ставропольском крае на 2007 г. функционировали 7 армянских культовых заведений41.
Национально-культурные общественные объединения, национально-культурные автономии региона включены в систему некоммерческих организаций. Эти организации возникают как своего рода форма существования той или иной этнической общности, не имеющей государственного образования, как выразитель ее прав42. Наиболее типичным и эффективным направлением деятельности армянских организаций является самопрезентация43: проводятся культурные мероприятия, празднования памятных дат, издаются книги, рассказывающие об истории армян Северного Кавказа. Издание таких книг, бюллетеней, буклетов распространено практически во всех субъектах региона. В настоящее время в крае зарегистрировано более 10 таких объединений, наиболее крупными из них являются: «Наири» (Ставрополь); национально-культурная автономия г. Пятигорска; «Крунк» (Кисловодск); «Арарат» (Ессен-
39См.: Акопян В.З. Проблемы армян Ставропольского края // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008. С. 8.
40 Акопян В.З. Пятигорское армянское церковно-приходское училище при церкви Святых переводчиков // Найманик. № 6. Пятигорск, 1997. С. 19.
41 Акопян В.З. Проблемы армян Ставропольского края. С.8.
42 Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Указ. соч. С. 37.
43 Аствацатурова М.А. Указ. соч. С. 188.
туки); «Канч» (ст-ца Георгиевская); «Сурб Хач» (Буденновск); «Едис-сия», (с. Едессия); «Ани» (ст-ца Суворовская). Наиболее крупная организация находится в Пятигорске, здесь достаточно активны армяно-этносамоуправленческие организации, участвующие в общественной жизни своих городов, станиц и сел44. Центром по представлению интересов армян Ставрополья является Пятигорск, в силу того, что город располагается в центре региона Кавказских Минеральных Вод, где проживает большая часть армянского населения края. Не каждая национально-культурная автономия этнической диаспоры располагает в месте своего пребывания научным обществом. Но пятигорская армянская национально-культурная автономия его имеет45. В этом городе был образован клуб любителей мировой и национальной истории «Арменистика», создано одноименное периодическое издание, которое первоначально выходило в виде газеты, а потом трансформировалось во вкладыш-приложение к газете «Пятигорский армянский вестник». Тематикой клуба стали исследования в области освоения истории армян с древних времен до XX в., с упором на сохранение национальных ценностей и духовности46.
Однако до сих пор еще большинство армянского населения не вовлечено в этнообщинную жизнь47. Организаторы общин сетуют, что, например, армянская свадьба или поминки иногда собирают больше соотечественников, чем мероприятия, которые проводит национальное общественное объединение. Объясняется этот факт тем, что, с одной стороны, по мнению армянского населения, некоторые деятели объединений больше преследуют свои личные интересы, нежели интересы рядовых членов диаспоры, а с другой стороны — отсутствием необходимой координации в деятельности объединений. Среди проблем, с которыми сталкивается армянская диаспора, — проблема национальной печати. Отсутствует стабильное финансирование и поддержка со стороны государственных органов; большинство печатных СМИ выходят нерегулярно; не налажены каналы распространения изданий; слабо освещается внутренняя жизнь диаспоры при достаточно большом материале на другие темы; национальный язык не используется или используется эпизодически48.
Говоря о национально-культурных организациях, следует отметить деятельность всероссийской общественной организации Союз армян России (САР), созданной 16 июня 2000 г. Союз пред-
44 См.: Акопян В.З. Проблемы армян Ставропольского края. С. 6.
45 См.: Адибекян О. Об отношении к деятельности клуба мировой и национальной истории «Арменистика» // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008. С. 60.
46 Там же. С. 61.
47 См.: Акопян В.З. Проблемы армян Ставропольского края. С. 6.
48 Там же.
ставляет собой общественную организацию, имеющую отделения и представительства в 62 регионах и 140 городах РФ49. Среди целей САР можно отметить сохранение национальной самобытности языка и веры армян, активное участие в укреплении многоплановых союзнических отношений и интеграционных связей между Россией и Арменией; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, в социальных, национальных и религиозных конфликтах, помощи жертвам репрессий, беженцам, вынужденным переселенцам. Союз армян России проводит многочисленные культурно-массовые мероприятия в России, Армении и Нагорном Карабахе. В 2001 г. САР с большим размахом и торжественностью отмечал 1700-летие принятия христианства в Армении в качестве государственной религии. Были организованы масштабные акции и культурно-массовые мероприятия Союза: строились храмы, устанавливались кресты-хачкары, проводились концерты. В жизни российских армян стало традицией празднование знаменательных дат, имеющих для армян общенациональное значение. Не забываются и скорбные вехи в армянской истории — трагедии геноцида 1915 г. и разрушительного Спитакского землетрясения 1989 г. Поэтому каждый год 24 апреля и 7 декабря проводятся акции и вечера памяти.
В заключение отметим, что изучение истории армянских миграций и поселений армян на территории России, в частности на территории Северного Кавказа актуально и для современной России, представляющей собой многонациональную страну. Россия всегда была заинтересована в привлечении трудолюбивого армянского населения; царское правительство создавало условия, уравнивающие переселяемых армян с другими народами страны и делало их существование достойным.
Долговременное существование армянских переселенческих колоний и общин способствовало сохранению языка, вероисповедания, бытовых традиций. Опираясь на исторические знания, можно проследить, как повременно менялся характер миграции армян на юг России: от организованного переселения во время более или менее мирных периодов до бесконтрольной «стрессовой» миграции в период геноцида, нагорнокарабахского конфликта, а впоследствии — до миграции «трудовой», продолжающейся и до сих пор.
Список литературы
1. Авксентьев А.В. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь, 1997.
49 См.: Степанян А.А. Указ. соч. С. 62.
2. Адибекян О. Об отношении к деятельности клуба мировой и национальной истории «Арменистика» // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008.
3. Акопян В.З. Краткий очерк по истории армянских поселений на юге России // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007.
4. Акопян В.З. Проблемы армян Ставропольского края // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008.
5. Акопян В.З. Пятигорское армянское церковно-приходское училище при церкви Святых переводчиков // Найманик. Пятигорск, 1997. № 6.
6. Ананян Ж.А., Хачатурян В.А. Армянские общины России. Ереван, 1993.
7. Армяне в российских исторических документах. Пятигорск, 2006.
8. Асадов Ю.А. Прошлое домов и улиц Пятигорска // Вестник армянской истории. Пятигорск, 2008.
9. Аствацатурова М.А Современные армянские диаспоры Ставрополья: успехи, проблемы и перспективы этнокультурного функционирования // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007.
10. Беликов Г. Святыни двух народов // Ставропольская правда. 1994. 2 марта.
11. Белозеров В. Миграционные процессы на Северном Кавказе // Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции. М., 2005.
12. Корякин К.В. Социальные и культурные аспекты адаптации мигрантов-армян в Краснодарском крае: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007.
13. Народы Кавказа. Т. 2. М., 1962.
14. Ованесов Б.Т. Армянская община г. Ставрополя (1808—1918). Ставрополь, 2001.
15. Пасько Е.А. О правах и обязанностях армянских колонистов в Российской империи в XVПI веке // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007.
16. Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции. М., 2005.
17. Степанян А.А. Этнообщина как продукт диаспоральных процессов. М., 2008.
18. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.
19. Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа. М., 2005.
20. Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность // 81иШа РоП:осаиса81са II. Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995.
21. Тер-Саркисянц А.Е., Худавердян В.Ц. Армянская диаспора Юга России. Положение и перспективы. М., 1993.
22. Хачатурян В.А. Роль армянских колоний в хозяйственном развитии Восточного Предкавказья // Армяне Ставрополья и Терека. Пятигорск, 2007.
Поступила в редакцию 21 апреля 2010 г.