Научная статья на тему 'Армия и политика: к природе военных переворотов в период холодной войны (1940-1980-е гг.)'

Армия и политика: к природе военных переворотов в период холодной войны (1940-1980-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
633
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Военные перевороты / военные режимы / холодная война / вооруженные силы / армия / политика / Military coups / military regimes / Cold War / armed forces / army / politics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашенцев Евгений Николаевич

В условиях холодной войны военные перевороты часто имели не только внутренние причины, но и в серьезной мере отражали международные противоречия той эпохи, прежде всего — противоречия между СССР и США, альтернативными моделями социального развития. В настоящей статье рассматривается типология военных переворотов с учетом как внутренних, так и внешних факторов политизации вооруженных сил и их прихода к власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armies and Politics: the Nature of Military Coups in the Cold War Era (1940−1980)

During the Cold War, military coups were caused not only by internal issues, but by international contradictions of the era, primarily the ones between the USSR and the USA, between alternative models of social development. The article examines the typology of military coups considering both internal and external factors of politicization of armed forces and their ways to power.

Текст научной работы на тему «Армия и политика: к природе военных переворотов в период холодной войны (1940-1980-е гг.)»

Пашенцев Е.Н.

Армия и политика: к природе военных переворотов в период холодной войны (1940-1980-е гг.)

Пашенцев Евгений Николаевич — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Дипломатическая академия МИД РФ; профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова; директор, Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Москва, РФ. E-mail: icspsc@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4582-3350

Аннотация

В условиях холодной войны военные перевороты часто имели не только внутренние причины, но ив серьезной мере отражали международные противоречия той эпохи, прежде всего — противоречия между СССР и США, альтернативными моделями социального развития. В настоящей статье рассматривается типология военных переворотов с учетом как внутренних, так и внешних факторов политизации вооруженных сил и их прихода к власти.

Ключевые слова

Военные перевороты, военные режимы, холодная война, вооруженные силы, армия, политика.

Период холодной войны отличался крайней политической нестабильностью во многих странах, прежде всего развивающихся. Так, согласно данным Всемирного банка 1991 года, в рассматриваемый период не было ни одного года, когда где-либо в третьем мире не имели место государственный переворот или попытка его осуществления. С 1948 года на одну развивающуюся страну приходилась в среднем одна попытка переворота1.

В наши дни, в условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике, социальной и имущественной поляризации, роста напряженности в международных отношениях, недостаточной эффективности гражданских структур в выдвижении и практической реализации социально-ориентированных программ государственного развития, возникают предпосылки для политической нестабильности и государственных переворотов при активной и, часто, ведущей роли вооруженных сил. Так, в период 2000-2014 годов в мире перевороты или попытки их совершить имели место не менее чем в 25 странах2, что говорит о высокой степени актуальности темы настоящей статьи.

1 World Bank. 1991. World Development Report 1991: The Challenge of Development. World Development Report; World Development Indicators. Washington, DC: World Bank Group. URL: http://documents.worldbank.o rgcurated/en/1991/06/17387606/world-development-report-1991-challenge-development (acessed: 19.06.2016). P. 128.

2 Подсчитано нами на основе: Powell J.M., Thyne C.L. Global Instances of Coups from 1950 to 2010: A New Dataset // Journal of Peace Research. 2011. No 2. P. 249-259; MarshallM.G., MarshallD.R. Coup D'État

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

Роль вооруженных сил в осуществлении государственных переворотов рассматривается широким кругом отечественных3 и зарубежных исследователей4. В большинстве случаев это делается в контексте самостоятельной и более широкой темы исследования.

Среди использованных работ хотелось бы выделить исследования американского политолога С. Хантингтона и его британского коллеги Б. Смита5, на которые мы отчасти будем опираться в типологии военных переворотов, приведенной в настоящей статье. В основу такой типологии мы кладем целевые установки, которые преследуют военные, исходя из своих корпоративных интересов, практических возможностей, мировоззрения, объективного положения в стране и в мире. Список приоритетов, конечно, не полный, их ранжирование по степени важности также варьируется от переворота к перевороту.

Первый тип военных переворотов — узкокорпоративные выступления военных, когда военные выходят из казарм с целью отстоять свои чисто армейские интересы. Примером этого может послужить выступление военных Суринама в 1981 году, когда унтер-офицерский состав суринамской армии выступил против существующего гражданского правительства и был установлен военный режим.

Узкокорпоративные причины переворотов весьма различны: требования военнослужащих повысить жалование или недовольство нерегулярными выплатами

Events Codebook 2014 / Center for Systemic Peace, 2015. URL: http://www.SYStemicpeace.org/inscr/CSPCoups Codebook2015.pdf (accessed: 14.03.2016).; Coup D'état Project Data. The Cline Center for Democracy. Champaign, IL: University of Illinois, 2013.

3 АнтоновЮ.А. Бразилия: армия и политика. М.: Наука, 1973; Армия. Общество. Государство. Информационно-аналитические материалы. Круглый стол. М.: Институт социологии РАН, 1992; Военное насилие в политической борьбе / Под ред. Р.Г. Яновского. М.: Б. и., 1994; ЛазаревМ.И. Дворцовые перевороты в странах Латинской Америки. М.: Юридическая литература, 1967; Мирский Г.М. «Третий мир»: общество, власть, армия. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976; ШульговскийА.Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М.: Наука, 1979; Пашенцев Е.Н. Военные режимы: История и современность. М.: ТОО «Симз», 1997; Семенова Т.Н. Сущность и формы перехода государственной власти в истории: Легитимная смена власти, государственные перевороты, революции, гражданские войны. М.: Ленанд, 2014; Armies and Politics / Ed. by E. Pashentsev and K. Miniar-Beloroutchev. Moscow: Charitable Fond "Slovo", 2002.

4 Singh N. Seizing Power: The Strategic Logic of Military Coups. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014; Connor K., Hebditch D. How to Stage a Military Coup: From Planning to Execution. New York: Skyhorse Publishing, 2009; Mwakikagile G. Military Coups in West Africa Since the Sixties. Huntington; New York: Nova Science Pub Inc, 2001; Luttwak E.N. Coup d'État: A Practical Handbook. Revised Edition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016; Pereira R. Panamá: fuerzas armadas y política. Panamá: Universidad de Panamá, 1979; Philip G.D.E. The Rise and Fall of the Peruvian Military Radicals. 1968—1976. London: The Athlone Press for the University of London, 1978; Roitman Rosenmann M. Tiempos de Oscuridad: Historia de los Golpes de Estado en América Latina. Madrid: Ediciones Akal, 2013; Dória P. Golpe de Estado. Sao Paulo: Geraçâo Editoria, 2015.

5 Huntington S.P. Patterns of Violence in World Politics // Changing Patterns of Military Politics. International Yearbook of Political Behaviour Research. 1962. No 3. P. 44-47; Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003.

такового, сокращение штатного состава вооруженных сил, несовершенная пенсионная система. Конкретные поводы могут быть еще более многообразны. Выступление начинается либо стихийно, либо оно подготовлено в рамках этих узкокорпоративных задач. Но затем узкокорпоративные армейские интересы отходят на задний план.

Военные приходят к власти в стране, которая живет своей жизнью, своими интересами. Предприниматели, представители средних слоев, рабочие, крестьяне и т. д. — у всех своя «правда». Как согласовать различные общественные интересы? Если военные приходят только для защиты своих интересов, они быстро утратят власть. Значит, приходится заниматься вопросами гражданского управления, решать те или иные проблемы гражданского общества. И здесь начинаются проблемы.

Вертикаль власти, с одной стороны, упрощает процесс принятия решений. В условиях военного режима относительно просто принять решение, гораздо сложнее его осуществить, поскольку многие вопросы политики, экономики, культуры, простых решений не имеют. Приказом нельзя обеспечить экономическое процветание, сделать качественными науку и образование и т. д. Если на первых порах возникает эйфория от успехов, сегодня решены какие-то текущие (хотя, может быть, и важные) проблемы, отстранены от власти непопулярные гражданские деятели, то завтра наступает время более трезвых оценок.

В русском языке существует поговорка: пройти огонь, воду и медные трубы. Это означает пройти испытание славой, высоким положением. Военная диктатура закономерно порождает большие искушения, с другой стороны, деньги ищут и обычно находят «ключик» ко многим исходно неподкупным офицерам. Оставшихся неподкупными обычно устраняют их же «согрешившие» братья по оружию. Благо сделать это не так уж сложно в условиях строго иерархических структур управления.

Второй тип военного переворота, когда последний преследует задачу сохранения режима статус-кво, или иными словами — социально-политического равновесия. Так, в Нигерии в 1970-80-е годы происходит целая серия подобных военных переворотов. Их цель — в условиях столкновения различных ветвей власти, передела сфер влияния и собственности, экономического кризиса — остановить противоборство, принимающее опасные формы и чреватое непредсказуемыми последствиями для страны. Цель военного режима проста и очевидна — развести «драчунов» в разные стороны. Страна успокаивается, и вновь военные передают власть гражданским силам в рамках действующей конституции, ее положения только временно приостанавливаются. Военные как бы предупреждают: «Не надо больше

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

нарушать порядок». Это вариант режима статус-кво. Он принципиально не меняет ни социальную, ни экономическую систему.

Следующий тип — это так называемый вето-переворот. Вето — запрет. Запрет на преобразования определенного рода. Так было в Чили в 1973 году. Политика правительства Народного единства не устраивала часть генералитета, ориентированного на транснациональные корпорации, и при их участии произошел военный переворот6.

Другая разновидность вето-переворота — это переворот, который своей задачей имеет не отстранение от власти реформистского или революционного режима, а недопущение до власти политической силы, способной на радикальные перемены. Это своего рода предупредительный переворот. В 1958 году в Пакистане прогрессивные силы требовали безотлагательного проведения всеобщих выборов, создания демократическим путем представительного Национального собрания и ответственного перед ним правительства. Однако правящие круги не без основания опасались всеобщих выборов и неоднократно откладывали их, что вызывало широкое недовольство. В октябре 1958 года под давлением высших офицеров президент И. Мирза ушел в отставку, передав президентский пост генералу Айюб-хану. В 1991 году в Алжире Исламский фронт спасения победил на выборах, и военные, опасаясь установления фундаменталистского режима, срочно отменили действующую конституцию и установили военный режим. Это вторая разновидность вето-переворота7.

Четвертый тип переворота — это переворот реформистской направленности. В таком случае планируется и осуществляется переворот с целью проведения реформ в рамках существующей социальной и политической модели. Примеры таких переворотов: Аргентина (1944), Эквадор (1972) и др.

И, наконец, последняя группа — переворот военных, преследующих революционные цели, выходящий за рамки существующего социального порядка. В 1968 году пришло к власти Революционное правительство вооруженных сил под руководством генерала Веласко Альварадо в Перу. В том же году произошел переворот в Панаме, который возглавил генерал Омар Торрихос, добившийся серьезных социально-политических перемен в стране и положивший начало переходу Панамского

6 Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003. P. 178.

7 Ibidem. P. 178.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

канала под национальную юрисдикцию. Можно упомянуть и многие другие перевороты подобного типа.

Военные, когда приходят к власти, как правило, отличаются неопытностью в вопросах государственного управления, а будь и сверхопытны, все равно должны принимать решения, которые могут не отвечать интересам тех или иных общественных групп. Они подвержены общим слабостям и соблазнам. Почему вдруг усиливается коррупция, с которой вначале военные успешно повели борьбу (при Веласко Альварадо в Перу в 1968-1975 годы), или растет социальная напряженность после периода почти единодушной поддержки выступления офицеров (так случилось, например, в ходе революции «красных гвоздик» в Португалии в 1974-1975 годы)?

Проблемы начинают возникать одна за другой. Режим исходно может быть прогрессивным, решать определенные социально-политические проблемы в интересах населения, затем он постепенно коррумпируется. Иногда происходит сужение социальной базы режима по какой-то другой причине. Такая «эволюция» исходно прогрессивных военных режимов происходила очень часто.

Проблема критериев общественного прогресса — проблема комплексная, она не сводится к какому-то одному аспекту. В полной мере это относится и к оценке степени прогрессивности военных режимов. Развитие человека — главной производительной силы общества — это реализация его творческих возможностей, что в свою очередь подразумевает демократизацию общества. Вероятно, именно степень развития человека — главное в такой оценке.

Во-первых, прогрессивность военного режима всегда исторически конкретна. Во-вторых, она относительна. Наконец, прогрессивный военный режим носит, безусловно, преходящий, переходный характер.

Известно, что по обычаю в Древнем Риме позади колесницы полководца-триумфатора ставили государственного раба, который во время триумфального шествия выкрикивал: "cave ne cadas" («берегись, чтобы не упасть»), дабы умерить гордость победителя и напомнить ему, что он только человек.

Лидеры прогрессивных военных режимов, видимо, также нуждались в предупреждении о том, что их триумфальное продвижение по пути демократических преобразований может прерваться, если переоценка собственных возможностей и головокружение от временных успехов приведут военных демократов к самоизоляции и утрате доверия как в армии, так и в обществе (при условии, что они вообще успеют заручиться таким доверием).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

Такое «предупреждение» офицеры не в последнюю очередь могли получить от мощного народного движения. В условиях относительной слабости и раскола партий прогрессивной ориентации, этого, однако, сделано не было.

Военные перевороты всегда имеют свои причины, которые могут быть общими для переворотов разных типов. По этой проблеме нет единой точки зрения, поэтому охарактеризуем различные группы факторов переворотов, чтобы составить более объективные представления о природе вмешательства военных в политику.

Американский исследователь А. Уэлш в своей статье «Военный переворот в теории и практике: независимая черная Африка в 1960-е годы», опубликованной в 1974 году, представил количественный метод выяснения причин переворота . Он собрал данные по 31 африканской стране, где происходили военные выступления в 1960-1970-е годы, и ввел 40 параметров — важнейших экономических и социальных показателей развития, среди которых ВВП на душу населения, объем внешней торговли, численность вооруженных сил, объем торговли в военной сфере, прежде всего с ключевыми игроками — Советским Союзом и Соединенными Штатами, доход на душу населения, производительность труда и т. д. При этом оказалось, что определить, какие показатели привели к перевороту в той или иной стране, не представляется возможным.

Количественный метод не сработал, не дал ответа. Его критики пришли к выводу, что, по-видимому, невозможно преимущественно количественным образом определить многообразие культурных, политических, исторических особенностей развития страны, которые определяют вероятность военного переворота.

Другой подход заключается в выделении ведущих социальных факторов переворотов, таких как уровень социальной мобилизации и политической активности, наличие, характер, степень развития партий, оспаривающих власть, уровень политического сознания и т. д. Однако эти факторы очень неопределенны и в разных странах имеют существенно различающиеся последствия. Какие факторы признать ведущими? К единой точке зрения пока прийти не удалось. Большинство специалистов все же считает необходимым выделить различные группы факторов военных переворотов. И мы поступим аналогичным образом.

Некоторые исследователи обращают внимание на политическую активность военных как результат дестабилизирующего воздействия социальной мобильности в

8 Wells I. The Coup d'état in Theory and Practice: Independent Black Africa in the 1960s // American Journal of Sociology. 1974. Vol. 79. No 4. P. 871-887.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

ХХ веке. Социальная мобильность, следуя за индустриализацией и сопутствующими изменениями в обществе «увеличивает уровень политического участия и возлагает невыносимое бремя на управление конфликтами на гражданские режимы»9.

Классовые противоречия приводят порой к общенациональному кризису. В этих условиях надо бороться за армию, привлекать ее на свою сторону. События 1917 года — один из наиболее красноречивых примеров в истории. За армию боролись и «слева», и «справа». И не могли иначе. Поражение в борьбе за армию означало политический крах той или иной силы, оспаривающей власть, необходимой для реализации альтернативных вариантов социального развития. Когда решается вопрос, каким быть обществу, армия, являясь частью общества, не может быть безучастным зрителем, речь идет и о ее судьбе. Армия тысячью зримых и незримых нитей связана с обществом и не существует вне его.

Случается, что фракции правящего класса борются, оспаривают власть, прибегая к открытому насилию. В этих условиях трудно не примкнуть к тому или иному клану. Клановое мышление раскалывает армию, и ее части выступают друг против друга. В истории Латинской Америки, Африки, Азии 1940-1980-х годов много раз корпоративное единство армии как института нарушалось борьбой различных группировок внутри вооруженных сил, ориентированных на различные племенные, конфессиональные и региональные интересы.

Экономическая интерпретация причин военных переворотов. Сплошь и рядом в мире случаются неудачи в осуществлении программ экономической модернизации. Когда фиаско терпят гражданские, военные нередко считают своим долгом прийти на помощь больному обществу. Где-то им удается отчасти исправить положение с левых позиций, как в Перу в 1968-1975 годы или как в Бразилии, где в 1960-70-е годы действовал правоавторитарный военный режим, добившийся определенных успехов в социально-экономическом развитии страны. В большинстве случаев, однако, военные терпят фиаско. Другая теория подчеркивает, что экономическая отсталость, зависимость от развитых государств, от Соединенных Штатов, Западной Европы требует активного вмешательства военных. Военные должны выступить и освободить экономически, социально и политически свою

9 Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003. P. 179.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

страну10. Отмечается, что более высокий уровень индустриализации снижает риск военного переворота, поскольку управление сложной социально-экономической структурой развитого общества может оказаться не по силам армии11.

Феномен политической культуры также отмечается в качестве фактора военных переворотов12. Слаборазвитая в экономическом отношении Боливия, страна с населением в десять миллионов человек, численностью партий в определенные периоды истории — свыше 200, с начала XIX века пережила свыше 200 военных переворотов — каждый год в среднем по перевороту! Значит, не количество политических партий определяет силу государства и степень его демократичности. Правда, и количество военных переворотов не обеспечило процветание Боливии. Можно, однако, сделать заключение: там, где и поскольку политическая культура допускает вмешательство военных в политическую жизнь, там выше вероятность военных переворотов.

Неразвитость институтов гражданского общества или кризис гражданского общества — также одна из причин военных переворотов. У армии всегда есть свой символический статус в обществе. Так, в центре почти каждой латиноамериканской столицы есть площадь, она называется plaza de armas — площадь вооруженных сил. Это символичная дань выдающейся роли армии в освобождении Латинской Америки от испанского владычества, это и отражение значения армии в последующем историческом развитии. Приведем лишь один пример из далекого прошлого. В 1864-1870 годы маленький Парагвай вел неравную оборонительную войну против коалиции трех государств: Бразилии, Уругвая и Аргентины. Война, в результате которой среди оставшихся в живых парагвайцев преобладали женщины и дети. Число взрослых мужчин составляло в начале 1870 -х годов не более 1/8 всего взрослого населения страны. При такой истории трудно безучастно относиться к своей армии.

10 Velasco Alvarado J. La Voz de la revolución. Discursos del Presidente de la República General de División Juan Velasco Alvarado (1968-1970). Lima: Peisa, 1970; Delgado C. Problemas sociales en el Perú contemporaneo. Lima: Instituto de Estudios Peruanos, 1974; El General Alfredo Ovando Candia. Bolivia no retornará al tiempo del desprecio (Texto del mensaje a la Nación emitido por el Presidente del Gobierno Revolucionario de Bolivia, Gener Alfredo Ovando Candia, el 18 de marzo 1970). La Paz, 1970; El General Torres habla a Bolivia. Buenos Aires: Ediciones de Crisis, 1973; Torrijos Herrera O. Nuestra Revolución. Discursos Fundamentales del General Omar Torrijos Herrera. Panamá: Ministerio de Relaciones Exteriores, Departamento de Información, 1974.

11 OnderM. What Accounts for Military Interventions in Politics: A Cross-national Comparison. Abstract. Florida: Florida State University, 2010.

12 Johnson T.H., Slater R.O., McGowan P. Explaining African Military Coups d'Etat, 1960-1982 // The American Political Science Review. 1984. Vol. 78. No 3. P. 622-640.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

В Африке отмечается серьезная роль трайбализма в качестве одной из основных причин военных переворотов13. Таким образом, менталитет, традиции, история неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение военных и на отношение к ним общества.

А когда в России осуществлялось прямое и независимое вмешательство военных в политическую жизнь? Вряд ли примером такого вмешательства могут послужить 1990-е годы, когда силовые акции осуществлялись под бдительным политическим контролем «сверху». Дворцовые перевороты начала XVIII века — единственный подобный случай! В России не было соответствующей традиции, наподобие латиноамериканских пронунсиамьентос.

В чем заключается профессиональный долг военного? Вопрос довольно сложный. И вроде бы ясно все (по уставу) и сложно (в реальной жизни уставам изменяют миллионы, и не на полях сражений). Многое здесь зависит от национального менталитета. Выполнять свой профессиональный долг — значит, прежде всего, защищать страну от внешнего врага. Но во многих странах, главным образом, в латиноамериканских и азиатских, это и нечто иное. Это в первую очередь защита целостности государства. А на нее могут покушаться и внутренние силы.

Споры гражданских сил могут привести к развалу страны. И с точки зрения, например, офицеров армий десятков стран мира, в 1991 году советские вооруженные силы должны были выйти из казарм и не допустить развала Союза. Это было бы, с их точки зрения, выполнением профессионального долга. Таков менталитет, таковы национальные традиции. То есть вмешательство в политическую жизнь закладывается в понятие профессионального долга. Хотелось бы подчеркнуть, что речь здесь не идет о верной или неверной позиции вооруженных сил, а просто фиксируются некоторые характерные черты военного менталитета различных армий. При этом сами эти черты есть не нечто неизменное и застывшее, а подверженное воздействию внешних и внутренних факторов государственного развития.

Организационные факторы. Часть военных исходит из того, что армия может лучше справиться, в силу своей организации, дисциплины и специфических возможностей, с решением национальных проблем (по крайней мере, в кризисной ситуации). И значительная часть исследователей также полагает, что прежде всего

13 Wangome J. Military Coups in Africa. The African "Neo-Colonialism" That is Self-Inflicted // Global Security Organization [Site]. URL: www.globalsecuritv.org/militarv/librarv/report/1985/WJ.htm (accessed: 14.03.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

организационные факторы — крепость и единство армии — обеспечивают победу «революций вооруженных сил». «У вооруженных сил, есть много политических преимуществ перед другими организациями, вовлеченными в политику. Четкая командная вертикаль, с отлично понимаемой и жестко-соблюдаемой субординацией отношений... Вооруженные силы хорошо организованы для того, чтобы напасть на гражданские учреждения», — справедливо отмечает Б. Смит14.

Но надо принять во внимание и следующее: у каждого офицера есть семья, родственники, у них разное имущественное положение, разный уровень образования. Поэтому, на самом деле, корпоративное единство армии существует лишь отчасти — в казарме. Там военный — прежде всего военный. Вне стен казармы его прошлое и настоящее очень вариабельны. Пока офицер не у власти, его предприимчивый родственник может и не замечать полунищего свояка в мундире. Но если настанет пора военного режима, тот же родственник скажет: «А что ты мне дашь, находясь у руля государства?». Это неизбежно. Спросят жена, дети, друзья. Значит, начнется расслоение.

В армии скоро выяснится: кто получил все от власти, а кто — ничего. Неизбежно начнется перераспределение власти в руках военных, внутрикорпоративные трения и конфликты. Как следствие, правящий режим начнет слабеть (помимо действия других факторов, которые мы за недостатком места в настоящей статье рассматривать не будем). И один военный переворот часто ведет к следующему военному перевороту. Мы здесь сталкиваемся с феноменом так называемого внутреннего военного переворота. Характерный пример: генерал Веласко Альварадо был отстранен в 1975 году от власти другим генералом — Моралесом Бермудесом. На смену одному военному пришел другой. Постепенно меняется и политический курс. Дело в том, что разногласиями в среде военных пользуются различные политические силы, внутренние и внешние. Военные, безусловно, не могут быть абсолютно независимыми от политики.

Совокупность экономических, культурных и других факторов дает ответ: почему, как, когда и в какой форме военные вмешиваются в политику. Такой анализ представляется крайне важным. Роль военных в политике просчитывают, исследуют в каждой стране. Это нормально и естественно. Военные будут всегда объектом пристального внимания там, где и поскольку они защищают или не защищают национальные (и / или элитные) интересы. Внимание спецслужб — своих и чужих,

14 Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003. P. 186.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 5б. Июнь 2016 г.

заинтересованных политических сил, широкой общественности к этому вопросу всегда объяснимо. Военные не действуют ни в одной стране мира в вакууме. При этом боевую мощь вооруженных сил гражданские структуры общества стараются держать под своим контролем.

Психологические факторы интервенций военных в политику. Они также весьма значимы, вариабельны и относятся как к особенностям психологии человека в мундире (с обязательным учетом значительной специфики восприятия отдельных групп военных), так и к восприятию армии обществом (здесь ситуация часто также неоднозначная). Необходимо учитывать и национальные особенности менталитета. Например, занимал офицер ответственный пост в правительстве, затем его вывели из кабинета — чем не повод для переворота? Разумеется, в соответствующих условиях, в соответствующей стране. Подобная ситуация не отвечает современным европейским, североамериканским или китайским реалиям. Надо учитывать и то, что успешный переворот в одной стране, пусть и в очень незначительной мере, подталкивает к подобной практике в других странах.

Геополитический фактор также крайне важен в выяснении причин военных переворотов. Он сложен, многогранен, не всегда заметно, но постоянно изменяется. В период холодной войны уже считается доказанным участие США в подготовке целой серии военных переворотов в различных странах мира.

Так, премьер-министр Ирана М. Мосаддык, стремившийся к проведению демократических преобразований в стране в 1953 году, был свергнут в результате проведенной ЦРУ операции «Аякс». В рассекреченном в 2013 году документе ЦРУ15 говорится о геополитическом контексте переворота: «Был потенциал... оставить Иран открытым для советской агрессии — во времена, когда холодная война была в разгаре и когда США были вовлечены в необъявленную войну в Корее против сил, поддерживаемых СССР и Китаем, — что вынудило Соединенные Штаты. запланировать и осуществить "Аякс"»16.

Боязнь, что правительство президента Бразилии Ж. Гуларта, по словам американского посла Линкольна Гордона, «превратит Бразилию в Китай 1960-х годов» обусловило, согласно ныне рассекреченным документам, то, что «Соединенные Штаты

15 Документ под названием «Битва за Иран» был подготовлен для внутреннего пользования в ЦРУ в середине 1970-х годов.

16 CIA Confirms Role in 1953 Iran Coup. Documents Provide New Details on Mosaddeq Overthrow and Its Aftermath. National Security Archive Calls for Release of Remaining Classified Record. National Security Archive Electronic Briefing Book No. 435 / Ed. by Malcolm Byrne // National Security Archive [Site]. 19.08.2013. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB435/ (accessed: 14.03.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

поддержали военный переворот в 1964 году во главе с У. Кастельо Бранко — тогдашним начальником штаба бразильской армии. В дни, предшествующие перевороту, ЦРУ поощрило уличные митинги против правительства и обеспечило средства и "руки неамериканского происхождения" тем, кто поддержал выступление вооруженных сил». «Я думаю, мы должны предпринять любые шаги, какие можем, быть готовыми сделать все, что мы должны сделать», — сказал президент Л. Джонсон своим советникам, планировавшим удачный переворот, согласно рассекреченным правительственным отчетам, полученным Архивом национальной безопасности, находящимся в Хельмановской библиотеке Университа Дж. Вашингтона17.

На активную роль США в подготовке правого военного переворота в Чили в 1973 году, направленного против правительства Народного единства во главе с президентом-социалистом С. Альенде и призванного ограничить влияние СССР в Латинской Америке, обращают внимание многие исследователи18. Данные о том, что Р. Никсон дал указание ЦРУ «заставить [чилийскую] экономику неистово вопить» ("make the [Chilean] economy scream") с целью «предупредить приход к власти Альенде или сместить его», спровоцировали большой скандал еще в середине 1970-х годов и соответствующее расследование в сенате США19. В контексте современного многостороннего давления на Россию со стороны США напрашиваются прямые аналогии с известными словами Б. Обамы о том, что экономика России «разорвана в клочья» благодаря США20.

Согласно более поздним документам, ЦРУ занималось подготовкой переворота сразу с несколькими антиправительственными группами21. Военные перевороты, согласно уже рассекреченным документам или данным независимых организаций, были поддержаны США и в ряде других стран. Все это позволяет утверждать, что

17 Brazil Marks 40th Anniversary of Military Coup Declassified Documents Shed Light on U.S. Role / Ed. by Peter Kornbluh // National Security Archive [Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB118/ (accessed: 14.03.2016).

18 Winn P. The Furies of the Andes: Violence and Terror in the Chilean Revolution and Counterrevolution // A Century of Revolution / Ed. G. Grandin, G.M. Joseph. Durham, NC: Duke University Press, 2014. P. 239-275; The Pinochet File: A Declassified Dossier on Atrocity and Accountability. New York; London: The New Press, 2003. P. 171.

19 Kornbluh P. Chile and the United States: Declassified Documents Relating to the Military Coup, September 11, 1973 // National Security Archive [Official Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB8/nsaeb b8i.htm (accessed: 14.03.2016).

20 Обама заявил, что экономика России «разорвана в клочья» благодаря США // РИА «Новости» [Сайт]. 21.01.2015. URL: http://ria.ru/world/20150121/1043501146.html (дата обращения: 14.03.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Kornbluh P. Chile and the United States: Declassified Documents Relating to the Military Coup, September 11, 1973 // National Security Archive [Official Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB8/nsaeb b8i.htm (accessed: 14.03.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 5б. Июнь 201б г.

геополитический фактор являлся одним из важнейших в выяснении природы военных переворотов в годы холодной войны.

Военные перевороты не ушли в прошлое с окончанием холодной войны, что мы уже отметили в начале настоящей статьи. Видимо, в обозримом будущем их нельзя исключить из возможных сценариев общественно-политического развития. В условиях системного кризиса современной цивилизации, неэквивалентного обмена между центром и периферией, растущей социальной и имущественной поляризации в обществе, политическая нестабильность могут провоцировать все большую вовлеченность вооруженных сил в общественную жизнь разных стран в латентной и лишь иногда — в прямой форме.

Список литературы:

1. Антонов Ю.А. Бразилия: армия и политика. М.: Наука, 1973.

2. Армия. Общество. Государство. Информационно-аналитические материалы. Круглый стол. М.: Институт социологии РАН, 1992.

3. Военное насилие в политической борьбе / Под ред. Р.Г. Яновского. М.: Б. и., 1994.

4. Лазарев М.И. Дворцовые перевороты в странах Латинской Америки. М.: Юридическая литература, 1967.

5. Мирский Г.М. «Третий мир»: общество, власть, армия. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976.

6. Обама заявил, что экономика России «разорвана в клочья» благодаря США // РИА «Новости» [Сайт]. 21.01.2015. URL: http://ria.ru/world/20150121/1043501146.html (дата обращения: 14.03.2016).

7. Пашенцев Е.Н. Военные режимы: История и современность. М.: ТОО «Симз», 1997.

8. Семенова Т.Н. Сущность и формы перехода государственной власти в истории: Легитимная смена власти, государственные перевороты, революции, гражданские войны. М.: Ленанд, 2014.

9. ШульговскийА.Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М.: Наука, 1979.

10. Armies and Politics / Ed. by E. Pashentsev and K. Miniar-Beloroutchev. Moscow: Charitable Fond "Slovo", 2002.

11. Brazil Marks 40th Anniversary of Military Coup Declassified Documents Shed Light on U.S. Role / Ed. by Peter Kornbluh // National Security Archive [Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB 118/ (accessed: 14.03.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

12. CIA Confirms Role in 1953 Iran Coup. Documents Provide New Details on Mosaddeq Overthrow and Its Aftermath. National Security Archive Calls for Release of Remaining Classified Record. National Security Archive Electronic Briefing Book No. 435 / Ed. by Malcolm Byrne // National Security Archive [Site]. 19.08.2013. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB435/ (accessed: 14.03.2016).

13. Connor K., Hebditch D. How to Stage a Military Coup: From Planning to Execution. New York: Skyhorse Publishing, 2009.

14. Coup D'état Project Data. The Cline Center for Democracy. Champaign, IL: University of Illinois, 2013.

15. Delgado C. Problemas sociales en el Perú contemporaneo. Lima: Instituto de Estudios Peruanos, 1974.

16. DóriaP. Golpe de Estado. Sao Paulo: Geraçâo Editoria, 2015.

17. El General Alfredo Ovando Candia. Bolivia no retornará al tiempo del desprecio (Texto del mensaje a la Nación emitido por el Presidente del Gobierno Revolucionario de Bolivia, Gener Alfredo Ovando Candia, el 18 de marzo 1970). La Paz, 1970.

18. El General Torres habla a Bolivia. Buenos Aires: Ediciones de Crisis, 1973.

19. Huntington S.P. Patterns of Violence in World Politics // Changing Patterns of Military Politics. International Yearbook of Political Behaviour Research. 1962. No 3. P. 44-47.

20. Johnson T.H., Slater R.O., McGowan P. Explaining African Military Coups d'Etat, 1960-1982 // The American Political Science Review. 1984. Vol. 78. No 3. P. 622-640.

21. Kornbluh P. Chile and the United States: Declassified Documents Relating to the Military Coup, September 11, 1973 // National Security Archive [Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB8/nsaebb8i.htm (accessed: 14.03.2016).

22. Kornbluh P. The Pinochet File: A Declassified Dossier on Atrocity and Accountability. New York; London: The New Press, 2003.

23. Luttwak E.N. Coup d'État: A Practical Handbook. Revised Edition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016.

24. MarshallM.G., MarshallD.R. Coup D'État Events Codebook 2014 / Center for Systemic Peace, 2015. URL: http://www.systemicpeace.org/inscr/CSPCoupsCodebook2015.pdf (accessed: 14.03.2016).

25. Mwakikagile G. Military Coups in West Africa Since the Sixties. Huntington; New York: Nova Science Pub Inc, 2001.

26. OnderM. What Accounts for Military Interventions in Politics: A Cross-national Comparison. Abstract. Florida: Florida State University, 2010.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 56. Июнь 2016 г.

27. Pereira R. Panamá: fuerzas armadas y política. Panamá: Universidad de Panamá, 1979.

28. Philip G.D.E. The Rise and Fall of the Peruvian Military Radicals. 1968-1976. London: The Athlone Press for the University of London, 1978.

29. Powell J.M., Thyne C.L. Global Instances of Coups from 1950 to 2010: A New Dataset // Journal of Peace Research. 2011. No 2. P. 249-259.

30. Roitman RosenmannM. Tiempos de Oscuridad: Historia de los Golpes de Estado en América Latina. Madrid: Ediciones Akal, 2013.

31. Singh N. Seizing Power: The Strategic Logic of Military Coups. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014.

32. Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003.

33. Torrijos Herrera O. Nuestra Revolución. Discursos Fundamentales del General Omar Torrijos Herrera. Panamá: Ministerio de Relaciones Exteriores, Departamento de Información, 1974.

34. Velasco Alvarado J. La Voz de la revolución. Discursos del Presidente de la República General de División Juan Velasco Alvarado (1968-1970). Lima: Peisa, 1970.

35. Wangome J. Military Coups in Africa. The African "Neo-Colonialism" That is Self-Inflicted // Global Security Organization [Site]. URL: www.globalsecurity.org/military/library /report/1985/WJ.htm (accessed: 14.03.2016).

36. Wells I. The Coup d'état in Theory and Practice: Independent Black Africa in the 1960s // American Journal of Sociology. 1974. Vol. 79. No 4. P. 871-887.

37. Winn P. The Furies of the Andes: Violence and Terror in the Chilean Revolution and Counterrevolution // A Century of Revolution / Ed. G. Grandin, G.M. Joseph. Durham, NC: Duke University Press, 2014. P. 239-275.

38. World Bank. 1991. World Development Report 1991: The Challenge of Development. World Development Report; World Development Indicators. Washington, DC: World Bank Group. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/1991/06/17387606/world-development-report-1991-challenge-development (acessed: 19.06.2016).

Pashentsev E.N.

Armies and Politics: the Nature of Military Coups in the Cold War Era (1940-1980)

Evgeny N. Pashentsev — DSc., Leading Researcher, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Professor, Lomonosov Moscow State University; Director, Centre for Social and Political Studies and Consulting, Moscow, Russian Federation. E-mail: icspsc@mail.ru

Annotation

During the Cold War, military coups were caused not only by internal issues, but by international contradictions of the era, primarily the ones between the USSR and the USA, between alternative models of social development. The article examines the typology of military coups considering both internal and external factors of politicization of armed forces and their ways to power.

Keywords

Military coups, military regimes, Cold War, armed forces, army, politics.

References:

1. Antonov Iu.A. Braziliia: armiia i politika. Moscow: Nauka, 1973.

2. Armiia. Obshchestvo. Gosudarstvo. Informatsionno-analiticheskie materialy. Kruglyi stol. Moscow: Institut sotsiologii RAN, 1992.

3. Voennoe nasilie vpoliticheskoi bor 'be / Pod red. R.G. Ianovskogo. Moscow, 1994.

4. Lazarev M.I. Dvortsovye perevoroty v stranakh Latinskoi Ameriki. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1967.

5. Mirskii G.M. "Tretii mir": obshchestvo, vlast', armiia. Moscow: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury izdatel'stva "Nauka", 1976.

6. Obama zaiavil, chto ekonomika Rossii "razorvana v kloch'ia" blagodaria SShA. RIA "Novosti" [Sait]. 21.01.2015. URL: http://ria.ru/world/20150121/1043501146.html (data obrashcheniia: 14.03.2016).

7. Pashentsev E.N. Voennye rezhimy: Istoriia i sovremennost'. Moscow: TOO "Simz", 1997.

8. Semenova T.N. Sushchnost' i formy perekhoda gosudarstvennoi vlasti v istorii: Legitimnaia smena vlasti, gosudarstvennye perevoroty, revoliutsii, grazhdanskie voiny. Moscow: Lenand, 2014.

9. Shul'govskii A.F. Armiia i politika v Latinskoi Amerike. Moscow: Nauka, 1979.

10. Armies and Politics / Ed. by E. Pashentsev and K. Miniar-Beloroutchev. Moscow: Charitable Fond "Slovo", 2002.

11. Brazil Marks 40th Anniversary of Military Coup Declassified Documents Shed Light on U.S. Role / Ed. by Peter Kornbluh. National Security Archive [Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB118/ (accessed: 14.03.2016).

12. CIA Confirms Role in 1953 Iran Coup. Documents Provide New Details on Mosaddeq Overthrow and Its Aftermath. National Security Archive Calls for Release of Remaining Classified Record. National Security Archive Electronic Briefing Book No. 435 / Ed. by Malcolm Byrne. National Security Archive [Site]. 19.08.2013. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB435/ (accessed: 14.03.2016).

13. Connor K., Hebditch D. How to Stage a Military Coup: From Planning to Execution. New York: Skyhorse Publishing, 2009.

14. Coup D'état Project Data. The Cline Center for Democracy. Champaign, IL: University of Illinois, 2013.

15. Delgado C. Problemas sociales en el Perú contemporaneo. Lima: Instituto de Estudios Peruanos, 1974.

16. Dória P. Golpe de Estado. Sao Paulo: Geragao Editoria, 2015.

17. El General Alfredo Ovando Candia. Bolivia no retornará al tiempo del desprecio (Texto del mensaje a la Nación emitido por el Presidente del Gobierno Revolucionario de Bolivia, Gener Alfredo Ovando Candia, el 18 de marzo 1970). La Paz, 1970.

18. El General Torres habla a Bolivia. Buenos Aires: Ediciones de Crisis, 1973.

19. Huntington S.P. Patterns of Violence in World Politics. Changing Patterns of Military Politics. International Yearbook of Political Behaviour Research, 1962, 3, pp. 44-47.

20. Johnson T.H., Slater R.O., McGowan P. Explaining African Military Coups d'Etat, 1960-1982. The

American Political Science Review, 1984, vol. 78, 3, p. 622-640.

21. Kornbluh P. Chile and the United States: Declassified Documents Relating to the Military Coup, September 11, 1973. National Security Archive [Site]. URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB8/nsaebb8i.htm (accessed: 14.03.2016).

22. Kornbluh P. The Pinochet File: A Declassified Dossier on Atrocity and Accountability. New York; London: The New Press, 2003.

23. Luttwak E.N. Coup d'État: A Practical Handbook. Revised Edition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016.

24. Marshall M.G., Marshall D.R. Coup D'État Events Codebook 2014 / Center for Systemic Peace, 2015. URL: http://www.systemicpeace.org/inscr/CSPCoupsCodebook2015.pdf (accessed: 14.03.2016).

25. Mwakikagile G. Military Coups in West Africa Since the Sixties. Huntington; New York: Nova Science Pub Inc, 2001.

26. Onder M. What Accounts for Military Interventions in Politics: A Cross-national Comparison. Abstract. Florida: Florida State University, 2010.

27. Pereira R. Panamá: fuerzas armadas y política. Panamá: Universidad de Panamá, 1979.

28. Philip G.D.E. The Rise and Fall of the Peruvian Military Radicals. 1968-1976. London: The Athlone Press for the University of London, 1978.

29. Powell J.M., Thyne C.L. Global Instances of Coups from 1950 to 2010: A New Dataset. Journal of Peace Research, 2011, 2, pp. 249-259.

30. Roitman Rosenmann M. Tiempos de Oscuridad: Historia de los Golpes de Estado en América Latina. Madrid: Ediciones Akal, 2013.

31. Singh N. Seizing Power: The Strategic Logic of Military Coups. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014.

32. Smith B.S. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development. Second Edition. New York: Palgrave Macmillan, 2003.

33. Torrijos Herrera O. Nuestra Revolución. Discursos Fundamentales del General Omar Torrijos Herrera. Panamá: Ministerio de Relaciones Exteriores, Departamento de Información, 1974.

34. Velasco Alvarado J. La Voz de la revolución. Discursos del Presidente de la República General de División Juan Velasco Alvarado (1968-1970). Lima: Peisa, 1970.

35. Wangome J. Military Coups in Africa. The African "Neo-Colonialism" That is Self-Inflicted. Global Security Organization [Site]. URL: www.globalsecurity.org/military/library/report/1985/WJ.htm (accessed: 14.03.2016).

36. Wells I. The Coup d'état in Theory and Practice: Independent Black Africa in the 1960s. American Journal of Sociology, 1974, vol. 79, no 4, pp. 871-887.

37. Winn P. The Furies of the Andes: Violence and Terror in the Chilean Revolution and Counterrevolution. A Century of Revolution / Ed. G. Grandin, G.M. Joseph. Durham, NC: Duke University Press, 2014. Pp. 239-275.

38. World Bank. 1991. World Development Report 1991: The Challenge of Development. World Development Report; World Development Indicators. Washington, DC: World Bank Group. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/1991/06/17387606/world-development-report-1991-challenge-development (acessed: 19.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.