Научная статья на тему 'Армения: кризис и фундаментальные проблемы экономики'

Армения: кризис и фундаментальные проблемы экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2530
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / СТАБИЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / ВВП / ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатрян Арутюн

Мировой кризис прервал стабильный экономический рост, наблюдавшийся в Армении в течение последних пятнадцати лет. До этого поступательное развитие не прерывалось с 1994 года, причем с 2001 по 2007 год показатели роста выражались двузначными цифрами. В 2008-м рост ВВП замедлился и составил всего 6,8% — это объяснялось воздействием российско-грузинской войны. А уже в первом полугодии 2009-го ВВП сократился на 16,3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года — один из худших показателей по СНГ. В июле снижение ВВП в годовом исчислении составило уже 18,7%. Правда, есть основания надеяться, что это было "дном" кризиса. Правительство Армении приняло меры, чтобы свести к минимуму воздействие кризиса. Главную роль здесь сыграло получение внешней финансовой помощи. Вместе с тем и независимые наблюдатели, и представители власти признают, что кризис лишь обострил уже существовавшие проблемы в экономике страны. Тем сильнее выглядит позиция тех, кто считает, что кризис даст возможность осуществить радикальную перестройку, сделав экономику более эффективной и конкурентоспособной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армения: кризис и фундаментальные проблемы экономики»

№ 6(66), 2009 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Г" X

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА л

АРМЕНИЯ: КРИЗИС И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Арутюн ХАЧАТРЯН

аналитик и редактор агентства «Ноян Тапан» (Ереван, Армения)

Мировой кризис прервал стабильный экономический рост, наблюдавшийся в Армении в течение последних пятнадцати лет. До этого поступательное развитие не прерывалось с 1994 года, причем с 2001 по 2007 год показатели роста выражались двузначными цифрами. В 2008-м рост ВВП замедлился и составил всего 6,8% — это объяснялось воздействием российско-грузинской войны1. А уже в первом полугодии 2009-го ВВП сократился на 16,3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года — один из худших показателей по СНГ2. В июле сниже-

1 Об этом подробнее см.: Хачатрян А. Экономика Армении. В кн.: Центральная Евразия 2008. Швеция: CA&CC Press®, 2009.

2 Основные макроэкономические показатели стран СНГ (январь — июнь 2009 г. по отношению к

ние ВВП в годовом исчислении составило уже 18,7%. Правда, есть основания надеяться, что это было «дном» кризиса.

Правительство Армении приняло меры, чтобы свести к минимуму воздействие кризиса. Главную роль здесь сыграло получение внешней финансовой помощи. Вместе с тем и независимые наблюдатели, и представители власти признают, что кризис лишь обострил уже существовавшие проблемы в экономике страны. Тем сильнее выглядит позиция тех, кто считает, что кризис даст возможность осуществить радикальную перестройку, сделав экономику более эффективной и конкурентоспособной.

январю — июню 2008 г.) [www.cisstat.com], 20 августа 2009.

so

Ожидание кризиса и антикризисная программа правительства

С самого начала было понятно, что Армения с ее небольшим внутренним рынком сильно пострадает от кризиса, начавшегося за ее пределами, так как он неизбежно заденет страны, в которые республика экспортирует товары и услуги и откуда поступают инвестиции.

Около половины экспорта Армении составляют цветные металлы (медь, молибден, алюминий). В последние годы ценовая конъюнктура складывалась благоприятно и поступления от экспорта заметно выросли. Но было ясно, что кризис грозит сокращением потребления и обвалом цен, особенно на медь, которая в больших количествах используется в строительстве. Напомним, что именно спад в строительстве послужил толчком к началу мирового кризиса.

Еще одна важная статья доходов Армении — экспорт рабочей силы. После распада СССР на заработки, по некоторым оценкам, уехало от 600 до 800 тыс. жителей Армении (15—20% населения). Около 60 тыс. периодически выезжает на сезонные работы. Понятно, что доходом республики от этого «экспорта» являются денежные переводы трудовых мигрантов и членов армянской диаспоры своим родственникам в Армении. В 2008 году только через банки прошло 1 630 млн долл. этих некоммерческих переводов — сумма, составляющая более 10% ВВП и почти 48% внутреннего товарооборота.

На самом же деле приток средств значительно больше и определить истинные объемы поступлений невозможно, так как немалая часть денег попадает в республику, минуя банковскую систему. Поступления от экспорта рабочей силы зависят от потребности в ней там, где живут и работают трудовые мигранты. 80% денежных средств поступает в Армению из России, поэтому между странами существует тесная экономическая взаимосвязь. Состояние же российской экономики определяется, в первую очередь, мировыми ценами на нефть, и это — еще один важный фактор кризиса, влияющий на Армению.

Третьим важным фактором является уменьшение потока внешних инвестиций, в первую очередь в строительную отрасль. Он начал снижаться еще в конце 2008 года под воздействием «пятидневной войны» между Россией и Грузией.

В течение 2009 года все названные факторы дали о себе знать в полной мере. В частности, уже в конце 2008 года вдвое упали мировые цены на медь и молибден (по сравнению с началом того же года) и физический объем их экспорта сильно сократился. Что касается денежных переводов (коммерческих и некоммерческих), то за год их поток сократился на 34% (по состоянию на июль 2009 г.).

Уже в ноябре 2008 года премьер-министр Т. Саргсян представил Национальному собранию основные положения антикризисной программы правительства. Она включала стандартный комплекс мер: увеличение государственных расходов для повышения спроса (множество инфраструктурных проектов), налаживание местных производств и стимулирование экспорта.

В частности, предполагалось предоставить перспективным местным производителям льготные кредиты или кредитные гарантии и создать особо комфортные условия для малых и средних предприятий, поскольку те создают наибольшее число рабочих мест. Снижения налоговых ставок не намечалось, поскольку правительство в апреле — мае 2008 года провозгласило стратегической целью противоположную задачу — уменьшить сектор теневой экономики и увеличить сбор налогов. Программа не предполагала выде-

ления специальных средств из госбюджета. Было также решено не урезать первоначально предложенный бюджет на 2009 год, исходивший из предположения о росте ВВП на 6— 8%. Нехватку средств правительство рассчитывало восполнить за счет увеличения внешних заимствований. В качестве потенциальных кредиторов рассматривались международные финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития. Расчеты имели свои основания: к концу 2008 года у Армении был достаточно низкий уровень внешнего долга — 14% от ВВП.

Ожидания оправдались, хотя американская государственная корпорация «Вызовы тысячелетия» заявила о частичном свертывании своих программ из-за нарушения в Армении демократических свобод (имелись в виду события, связанные с президентскими выборами 19 февраля 2008 г.). «Недостача» составила порядка 75 млн долл., но она была с лихвой восполнена кредитами из МВФ (более 800 млн долл., из которых 400 млн долл. было получено до мая 2009 г.)3, а также межгосударственным кредитом России в размере 500 млн долл. со ставкой ЛИБОР+3 и сроком погашения 15 лет4.

Вдобавок 2 июня 2009 года правительство провело через Национальное собрание закон, по которому предельный размер дефицита госбюджета был увеличен с 5,0% до 7,5% ВВП. Это дает возможность правительству занять в совокупности 230 млрд драмов (640 млн долл.) для покрытия бюджетного дефицита в случае падения ВВП по итогам года на 15%. Даже в этом случае будут полностью выполнены все бюджетные ассигнования (940 млрд драмов), в том числе и на выплату зарплат, пенсий и пособий — необходимые заемные средства уже получены.

Но на этом список займов не заканчивается. В марте Всемирный банк принял решение выделить Армении четыре кредита на общую сумму в 85 млн долл., включая 35 млн долл., которые будут незамедлительно направлены на создание новых рабочих мест. Азиатский банк развития также выделил 47 млн долл.; в дальнейшем правительство надеется получить от него значительно больший кредит (см. ниже).

Одна из целей антикризисной программы — привлечение в банковскую систему денежных средств армянской диаспоры. Речь идет не только о вкладах крупных инвесторов (несколько банков полностью или частично принадлежат крупным собственникам из диаспоры), но и о попытке увеличить поток относительно небольших вкладов зарубежных армян благодаря превращению республики в «тихую гавань»: нарастающий банковский кризис практически не затронул Армению.

Для осуществления намеченных планов в начале 2009 года был принят закон об учреждении Всеармянского банка, но больше никаких шагов в этом направлении пока не делалось.

Влияние кризиса

Как уже отмечалось, по данным Национальной статистической службы Армении, в январе — июле 2009 года ВВП страны составил 81,5% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года.

Как видно из рис. 1, в динамике ВВП в течение года выделяются две фазы: резкое падение и относительная стабилизация. Первая фаза продолжалась до июля: после сравнительно небольшого снижения в первые месяцы года — на 6,1% в первом квартале — пос-

3 О решении Совета МВФ см.: [http://www.imf.org/external/np/sec/pr/2009/pr09228.htm/].

4 В конце июня правительство Армении приняло решение, согласно которому в 2009 году будет израсходовано лишь около 245 млн долл. из этой суммы. Оставшаяся сумма сохранится в стабилизационном фонде.

ледовало резкое ускорение спада — 16,3% в первом полугодии, а в июле спад составил уже 18,5% (как отмечалось выше, это худший показатель среди всех стран СНГ). В последующие два месяца падение остановилось и экономика даже чуть отыграла потери: в августе и сентябре спад был соответственно 18,4% и 18,3% против тех же периодов прошлого года. Это дало основания для осторожного оптимизма: правительство заявило, что в экономике наступила стабилизация и к концу года спад составит «всего» 15% к уровню предыдущего года.

Рисунок 1

Динамика изменения ВВП Армении в 2009 году

Данные, приведенные в таблице на с. 54, подтверждают эти оценки. Из нее видно, что наиболее резкое снижение выпуска продукции наблюдалось в сфере строительства: к июлю объем сократился почти наполовину. Выпуск промышленной продукции сократился на 12%, падение производства в сельском хозяйстве было меньшим. Из-за спада цен на цветные металлы почти наполовину снизился объем экспорта в стоимостном выражении. При этом в июле импорт превышал экспорт в 4,57 раза. В последующие два месяца наблюдалось медленное улучшение практически всех названных параметров, что видно по данным, приведенным в таблице. Особенно обнадеживающими признаками, с точки зрения правительства, являются оживление строительного сектора и увеличение экспорта — в сентябре он вырос на 26,5% по сравнению с августом. Видимо, в этих процессах определенную роль сыграли и антикризисные меры правительства, о чем будет сказано ниже.

Одним из последствий кризиса стало усугубление проблем кредитования. И без того высокие ставки банковского кредита (16% годовых) поднялись к маю 2009 года еще более чем на 2 процентных пункта, процесс получения кредитов для бизнесменов усложнился, а потребительское кредитование вообще прекратилось. При этом банки имели избыток ликвидности: соответствующий параметр N2 (отношение объема высо-

Таблица

Изменение макроэкономических параметров Армении в январе — сентябре 2009 года (в процентах к аналогичному периоду 2008 г.)

£ Январь — июль Январь — сентябрь

Валовой внутренний продукт 81,5 81,7

Выпуск промышленной продукции 88,0 88,6

Выпуск сельскохозяйственной продукции 97,9 98,7

Объем строительства 55,0 56,2

Объем розничной торговли 100,1 100,8

Объем услуг 99,5 98,8

Средняя номинальная зарплата 111,3 112

Экспорт 55,5 58,5

^ Импорт 70,5 72,1

коликвидных активов к общим активам), который согласно нормативам ЦБ должен поддерживаться на уровне 15%, в декабре составлял в среднем 23,85%, а затем достиг 30,74%. Объем свободных денежных средств вырос с декабря по май с 41,6 млрд драмов до 54,09 млрд (146 млн долл.). Таким образом, банки выдавали значительно меньше кредитов, чем могли бы.

Чтобы добиться снижения процентной ставки по кредитам, ЦБ снизил ставку рефинансирования с 7,75% до 5,00% (март — сентябрь). Низкий уровень инфляции (2—3%) позволял сделать это без каких-либо опасений. Кроме того, в банковскую систему было направлено около 60 млн долл. благодаря иностранной помощи и российскому кредиту. Однако снижения кредитных ставок достичь пока не удалось5.

Стоит отметить, что первая фаза мирового экономического кризиса, начавшаяся в сентябре 2008 года, практически не повлияла на Армению — у нее не было развитой финансовой системы и взаимодействие с другими странами в этой сфере было минимальным. В частности, банковская система Республики не имела связей с зарубежными финансовыми учреждениями, за исключением собственных материнских банков или международных организаций (например, банк HSBC-Армения — с материнским британским банком HSBC). Из-за этого, а также благодаря весьма строгому контролю со стороны ЦБ, Армения оказалась единственной страной в СНГ, где не потребовалось оказывать финансовую поддержку банковской системе: та в целом оставалась рентабельной.

Но проблемы с государственными финансами все-таки возникли. В первом полугодии 2GG9 года из-за спада экономики доходы государственного бюджета оказались на

5 К концу августа объем кредитных вложений немного вырос по сравнению с июнем — примерно на 5%, после падения на такую же величину в предыдущие три месяца. Возможно, это начало процесса восстановления активного кредитования.

12,9% ниже прошлогоднего показателя при том, что по бюджетному плану доходы за год должны были возрасти на 14%. Кроме того, как уже отмечалось, частные денежные переводы из-за границы за тот же период снизились на 34%. Как уже говорилось, правительству удалось выполнить основные бюджетные обязательства лишь с помощью беспрецедентных заимствований. На фоне этих тревожных цифр вызывает удивление, что объемы розничной торговли и услуг практически не сократились — иными словами, резкого ухудшения уровня жизни пока не произошло. Несмотря на кризис продолжается рост зарплат (см. табл.), причем в государственном секторе он был даже выше (118,1%), чем в частном. В прежние годы тенденция была противоположной.

Антикризисные меры правительства

Список основных антикризисных мер правительства Армении.

■ Полностью восстановлена деятельность пяти горнодобывающих компаний, производящих медь и молибден. Было сохранено около 6 тыс. рабочих мест, которые особенно важны для Сюникского марза (провинции на юге страны). Некоторым предприятиям были предоставлены субсидии и кредиты на общую сумму 60 млн долл.; их работа вновь стала относительно рентабельной благодаря частичному восстановлению прежнего уровня мировых цен. Два предприятия осуществили обновление оборудования.

■ Была выделена помощь ряду местных компаний, оцененных специальной правительственной комиссией как перспективные. Помощь имела различные формы: кредиты, кредитные гарантии и покупка части акций. Спектр деятельности предприятий, получивших помощь, весьма широк: переработка продовольствия, производство экологически чистых продуктов, текстильное производство, производство программного обеспечения и станков и др. К концу октября была предоставлена помощь 44 компаниям на сумму более 30 млрд драмов (80 млн долл.).

■ Параллельно предпринимаются попытки придать новый импульс политике льготного финансирования малого и среднего бизнеса. В частности, Всемирный банк выделил в марте кредит на 50 млн долл., а 1 апреля была запущена соответствующая программа. Однако ставки по кредитам в стране все еще очень высоки.

■ Было принято решение предоставить кредитные гарантии девелоперским фирмам, чтобы завершить строительство объектов, готовых не менее, чем на 50%. Такие гарантии на сумму более 10 млн долл. были предоставлены пяти фирмам. Однако в июле — августе добиться оживления в строительной отрасли не удалось. С сентября в сфере строительства стал наблюдаться небольшой рост (см. табл.).

Валютная политика

Как уже было сказано, мировой финансовый кризис практически не причинил Армении прямого вреда, так как она недостаточно интегрирована в мировую финансовую

систему. Тем не менее приток средств из-за границы с осени 2008 года уменьшился. Кроме того, в республике, так же, как и в России, возрос спрос на доллары США. До этого относительно долго обменный курс драма держался на уровне 305 драмов за доллар. В борьбе с возрастающим спросом на валюту США власти Армении избрали консервативную тактику, пытаясь поддерживать прежний курс: нередко на валютной бирже в день продавалось свыше 60 млн долл., что в 10 раз превышало средний уровень.

В результате с октября 2008 года по март 2009-го ЦБ Армении потратил на валютные интервенции около 600 млн долл. (треть валютных резервов), а доля долларовых вкладов в коммерческих банках возросла с 40 до 70% от общей суммы вкладов. Другими словами, процесс дедолларизации экономики, сопровождавший рост курса драма в период 2004—2006 годов6, пошел вспять.

Наконец 3 марта 2009 года ЦБ объявил, что прекращает поддерживать курс драма, то есть возвращается к политике «плавающего курса» — хотя формально он от нее никогда не отказывался. Курс национальной валюты мгновенно упал с 305 до 370 драмов за доллар.

События последующих месяцев подтвердили прогнозы о том, что коридор колебаний курса драма в дальнейшем составит 360—380 за доллар. В период до августа 2009 года (время написания настоящей статьи) потрясений на валютном рынке не было7. Считается, что финансовым структурам удалось провести корректировку валютного курса с наименьшими потерями для населения и банков (не было оттока депозитов). Благодаря этому МВФ без задержек предоставил Армении кредит Stand-by. Как уже отмечалось, банковская система в целом закрыла первое полугодие с прибылью.

Строительство

Еще на начальном этапе разработки антикризисных мер особое значение придавалось сооружению объектов инфраструктуры. Страна в них остро нуждается, к тому же это обеспечило бы создание новых рабочих мест.

Правительство имело развернутый план модернизации сельских дорог, а также разработало проект строительства новой международной автомагистрали, связывающей Иран с грузинским портом Батуми кратчайшим путем (Мегри — Ереван — Гюмри — Ахалкалаки — Батуми). Армения и Г рузия рассчитывали получить кредит от Азиатского банка развития, но он, скорее всего, не поступит до конца 2009 года, а значит, не поможет избежать кризисных явлений.

То же самое относится и к двум другим проектам: железной дороге Иран — Армения и трубопроводу Тебриз — Арарат для транспортировки нефтепродуктов. В середине августа правительство сообщило, что из-за обстановки в Иране откладывается начало осуществления еще одного армяно-иранского проекта — строительства гидроэлектростанции на пограничной реке Аракс. В целом Иран обещал выделить на инфраструктурные проекты в Армении 400 млн долл., однако ни один из них еще не начал осуществляться.

Правительство придает большое значение росту строительной отрасли еще и потому, что в последние пять лет она являлась «мотором» экономики, а темпы ее роста в среднем составляли более 20% в год. В итоге, к 2008 году строительство обеспечило 27% ВВП Армении, тогда как в 2002 году давало 6,6%. Зато на сегодняшний день львиная доля спада экономики приходится на эту отрасль.

6 См.: Хачатрян А. Деньги Республики Армении: драматическая судьба драма. В кн.: Центральная Евразия: Национальные валюты / Под ред. Э.М. Исмаилова. Стокгольм: CA&CC Press®, 2008.

7 Колебания курса доллара не выходили за пределы вышеуказанного коридора вплоть до января 2010 года — времени последней корректуры статьи.

В январе — мае 2009 года доля строительства в ВВП резко снизилась по сравнению с тем же периодом 2006 года (см. рис. 2)8, и правительство прикладывает немало усилий для сохранения этого важного сектора экономики.

Рисунок 2

Особое место в планах правительства отводилось строительству в зоне Спитакского землетрясения 1988 года, где около 7 тыс. жителей до сих пор не имеет нормального жилья. На эти цели намечалось выделить около 70 млрд драмов (190 млн долл.) из бюджетных и заемных средств. Реальное оживление строительных работ в этой зоне наблюдается только с сентября.

Правительство планирует также активизировать частный спрос на строительство, который в годы «строительного бума» обеспечил поступление 90% денежных средств в эту сферу. Для этого предусматривается стимулирование ипотечного кредитования. Очередной шаг в этом направлении сделан в июне 2009 года. Была создана Национальная ипотечная компания (НИК), которая должна рефинансировать ипотечные кредиты коммерческих банков.

К тому времени были выданы ипотечные кредиты на сумму 87 млрд драмов (235 млн долл.), однако в стране сохраняется потребность в них на уровне 150 млн долл. Первоначальный капитал НИК составлял 17 млрд драмов. ЦБ Армении является единственным

8 На рисунке приведены данные на январь — май за четыре последних года. Доля строительства в ВВП в эти месяцы значительно ниже, чем в среднем за год, из-за сезонной зависимости исследуемых параметров.

собственником НИК, но в будущем власти рассчитывают привлечь в нее и частных инвесторов.

Меры по улучшению деловой среды

Представители правительства неоднократно подчеркивали, что «антикризисная программа» — не более чем средство для смягчения удара, нанесенного мировым кризисом. А чтобы добиться формирования конкурентоспособной экономики, необходимо осуществить кардинальные экономические реформы. Имеются в виду не только так называемые реформы второго поколения, о которых говорится с начала 2000-х годов, но которые так и не осуществлялись.

Правительство Т. Саргсяна, которое приступило к работе в апреле 2008 года, наметило ряд первоочередных мероприятий: это улучшение налогового администрирования, сокращение теневой экономики, борьба с монополизмом и создание современного «информационного общества», то есть обеспечение проникновения информационных технологий во все сферы жизни.

На этом пути существует множество препятствий, так как правящая Республиканская партия Армении в значительной мере опирается на олигархов, которые занимают монопольное положение в разных отраслях экономики и пользуются неофициальными льготами в налоговой и таможенной сферах.

Очевидно, президент С. Саргсян, который является единственной политической опорой правительства, оказался «между двух огней»: он лидер той самой «олигархической» РПА, сопротивляющейся реформам.

Так или иначе, в борьбе за улучшение деловой атмосферы и создание равных условий для всех правительство добилось некоторых успехов.

1. Принято решение о предоставлении трехлетней отсрочки для выплаты налога на добавленную стоимость при импорте оборудования.

2. Упрощены правила в области таможенных и налоговых платежей и бухгалтерской отчетности для малого и среднего бизнеса. Это лишь часть рассчитанной на 3 года программы по проведению реформ налогового администрирования.

3. Достигнуто некоторое увеличение поступления налогов, то есть сократился сектор теневой экономики. Как утверждают власти, именно это является одной из причин парадоксального явления, когда ВВП падает, а розничная торговля — нет. Начата кампания, направленная на то, чтобы в магазинах покупателям выдавали чеки, без которых невозможно определить истинный объем торгового оборота. Кроме того, налоговое ведомство заявило, что в период с января по июнь 2009 года ему удалось увеличить долю налога на прибыль в совокупных налоговых сборах до 16% с 11,5% в 2008 году. Это еще одно явление, никак не совместимое с экономическим спадом. Следовательно, имеют место позитивные изменения в сфере налогообложения.

4. В октябре Национальное собрание приняло долгожданные поправки к налоговому законодательству, согласно которым на десятках крупных предприятий должны на постоянной основе находиться представители налоговой службы, контролирующие объемы отгруженной продукции и цены на нее. Пакет поправок был впервые представлен правительством в мае 2009 года и встретил в парламенте сильное сопротивление. Он был принят только «с третьей попытки» и был заметно «смягчен» по сравнению с первоначальными вариантом. Тем не ме-

нее его принятие может стать началом заметного успеха правительства в борьбе с монополизмом и налоговыми привилегиями.

Таким образом, правительство продолжает работу по созданию современной эффективной бизнес-среды и на ее основе — высокоэффективной экономики. Создаются «точки роста» в перспективных сферах для привлечения средств частных инвесторов.

Уже функционирует целый ряд объектов: технопарк в городе Гюмри, Центр международного туризма на территории средневекового монастырского комплекса Татев, Зона свободной торговли недалеко от аэропорта Звартноц, Центр ядерной медицины на базе Ереванского института физики и т.п.

Заключение

Мировой экономический кризис ярко высветил две главные слабости армянской экономики: постоянную потребность в частных денежных трансфертах из-за границы и сильную зависимость от состояния определенных отраслей (строительство и металлургия).

Правительству пока удается предотвратить негативные социальные последствия кризиса; вместе с тем оно пытается создать условия для развития более диверсифицированной и эффективной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.