Научная статья на тему 'АРКТИКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США 1994 И 2009'

АРКТИКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США 1994 И 2009 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / Арктика / политика / strategy / Arctic / politics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вакорин С.Ю.

В работе рассматривается и проводится сравнительный анализ Арктических стратегий США 1994 г. и 2009 г. Представлены основная мысль двух стратегий. Делается вывод о том, почему произошли изменения и на что они повлияли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC IN POLITICAL THOUGHT USA 1994 AND 2009

The work examines and conducts a comparative analysis of the US Arctic strategies of 1994 and 2009. The main idea of the two strategies is presented. A conclusion is drawn about why the changes occurred and what they influenced.

Текст научной работы на тему «АРКТИКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США 1994 И 2009»

УДК 94

Вакорин С.Ю.

студент

Северный арктический государственный университет (г. Архангельск, Россия)

АРКТИКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США 1994 И 2009

Аннотация: в работе рассматривается и проводится сравнительный анализ Арктических стратегий США 1994 г. и 2009 г. Представлены основная мысль двух стратегий. Делается вывод о том, почему произошли изменения и на что они повлияли.

Ключевые слова: стратегия, Арктика, политика.

С приобретением Соединёнными Штатами Аляски у России в 1867 году их по праву можно считать Арктическим государством. Тем не менее сама Арктика не являлась для США важным политическим аспектом, до второй половины ХХ века. С наступлением холодной войны Арктика для США начинает рассматриваться как потенциальную область конфронтации, началась её милитаризация (строительство линии DEW, первое всплытие подлодки на Северном Полюсе).

После прекращения холодной войны США начало проводить мероприятия по демилитаризации Арктики. Теперь этот регион стал рассматриваться не как военный, а мирный регион.

Первый документ, который позволяет нам определить точку начала новой Арктической политики США после холодной войны, является директива Б. Клинтона от 1994 года. Эта президентская директива-решение определяет реализацию политики США не только в отношении Арктики, но и Антарктики.

Первое что указано в документе, это предмет - Политика США в Арктическом и Антарктическом регионе и список тех, для кого предназначена

для ознакомления эта декларация: вице-президент, госсекретарь, министр финансов, министр обороны, генеральный прокурор, министр внутренних дел, министр сельского хозяйства, министр торговли, министр транспорта, Министр энергетики, директор торгового представительства, и т. д. В общей сложности указано 25 должностей и структурных подразделений [4, с. 1].

Документ состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении описывается, что документ является директивой определяющей реализацию политики США в отношении регионов Арктики и Антарктики. Политика отражает важность защиты обеих этих уникальных и хрупких сред, включая их потенциал для научных исследований региональных и глобальных экологических проблем. Он также признает необходимость международного сотрудничества в обоих регионах и роль США.

Первая глава самая большая, посвящена Арктике. В ней перечислены основные цели в арктическом регионе:

1. Удовлетворение потребностей национальной безопасности и обороны после окончания холодной войны.

2. Защита арктической окружающей среды и сохранение ее биологических ресурсов.

3. Обеспечение того, чтобы управление природными ресурсами и экономическое развитие в регионе являлось экологически устойчивым.

4. Укрепление институтов сотрудничества между восемью арктическими странами.

5. Вовлечение коренных народов Арктики в решения, которые их затрагивают.

6. Усиление научного мониторинга и исследований местных, региональных и глобальных экологических проблем.

Также в этой главе указывается право на способность защищать от нападения через Арктику, свободно перемещать корабли и самолеты в соответствии с принципами обычного права, отраженными в Конвенции по

морскому праву 1982 года, контролировать границы и районы, находящиеся под юрисдикцией, и проводить военные операции в регионе.

Это очень интересный пункт, так как несмотря на то, что декларация опирается на Конвенцию по морскому праву, ратификации конвенции со стороны США не было.

Стоит отметить, ещё несколько пунктов, сотрудничество между восемью арктическими странами в области защиты окружающей среды, экологически устойчивое развитие, проблемы коренных народов и научных исследований. сотрудничество в этих сферах поможет снизить риск возрождения традиционных угроз.

Защите окружающей среды Арктики в документе уделено особое внимание. Интересы США в этой области разделяются восемью странами арктического региона и отражены в AEPS (Arctic Environmental Protection Strategy). AEPS - Стратегия охраны окружающей среды Арктики, является многосторонним соглашением между арктическими государствами по охране окружающей среды в регионе, принятым в 1991 году. AEPS призывает к скоординированному мониторингу радиоактивных и химических загрязнений (как прямые сбросы в Арктический регион, так и перенос на большие расстояния океанической и атмосферной циркуляцией) и оценка рисков для здоровья и экологии. Эта деятельность имеет важное значение для рационального определения приоритетов потенциальных мер реагирования.

Далее в документе указывается на необходимость ведомств сотрудничестве и координации между собой, а также инструкции по их направлениям работы. Упоминается что Россия несет ответственность за непропорционально большую долю загрязнения Арктики и является домом для огромных, но находящихся под все большей угрозой биологических ресурсов. Россия обладает значительным научным опытом в этих областях, но ограниченными экономическими ресурсами. В пределах собственных ресурсов Агентство по международному развитию и другие соответствующие агентства должны учитывать арктические вопросы при формулировании энергетических и

экологических инициатив для американо-российской программы помощи в соответствии с Комиссией Гор-Черномырдина по экономическому и техническому сотрудничеству и в других контекстах.

Вторая глава посвящена Антарктике. Она не так обширна, как предыдущая. Последний пункт декларации указывает, что координацию и реализацию американской международной политики в этих регионах должны быть обязанностью арктических и антарктических подгрупп Межведомственной рабочей группы по глобальным вопросам окружающей среды, возглавляемой Государственным департаментом и подотчетной Совету национальной безопасности.

Всего в документе 5 страниц, Одна — это введение: Три посвящены Арктике и последняя Антарктике и заключению. Исходя из вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что Арктика играет большую роль для США в сравнении с Антарктикой. А также так как декларация ссылается на AEPS и Конвенцию по морскому праву, она носит больше рекомендательный характер.

Другой документ, который мы проанализируем это Директива Президента о национальной безопасности и Директива Президента Дж. Буша о внутренней безопасности от 2009 года.

Первая глава, это цель с двумя подпунктами. А: Настоящая директива устанавливает политику Соединенных Штатов в отношении Арктического региона и направляет соответствующие действия по ее осуществлению. Настоящая директива заменяет Директиву Президента / №^26 (PDD-26, выпущена в 1994 году) в отношении политики в Арктике, но не в отношении политики в Антарктике, PDD-26 остается в силе только в отношении политики Антарктики. В: Настоящая директива должна выполняться в соответствии с Конституцией и законами Соединенных Штатов, обязательствами Соединенных Штатов по международным договорам и другим международным соглашениям, участником которых являются Соединенные Штаты, и международным

обычным правом, признанным Соединенными Штатами, в том числе в отношении морского права [5, с. 2].

Вторая глава BACKGROUND, даёт справочную информацию о том, почему вносятся изменения. Соединенные Штаты являются арктической нацией с разнообразными и непреодолимыми интересами в этом регионе. Эта директива учитывает несколько изменений, включая, среди прочего:

1. Измененная национальная политика в области внутренней безопасности и обороны,

2. Последствия изменения климата и растущей деятельности человека в Арктическом регионе,

3. Создание и текущая работа Арктического совета,

4. Растущее осознание того, что Арктический регион одновременно хрупок и богат ресурсами.

Третья глава, самая большая посвящена политике США в регионе.

1. Национальная безопасность в Арктике,

2. Защита окружающей среды Арктики и сохранение ее биологических ресурсов,

3. Управления природными ресурсами и экономическое развитие в регионе были экологически устойчивыми,

4. Укрепление сотрудничества между арктическими государствами,

5. Привлечение коренных народов Арктики к решению проблем, затрагивающих их,

6. Усиление научного наблюдения и исследования местных, региональных и глобальных экологических проблем.

Как можно заметить, цели совпадают с целями, указанными в предыдущей, директиве.

Дальше идут параграфы, посвященные важным аспектам Арктической политике:

• Национальная безопасность и интересы национальной безопасности в Арктике,

• Международное управление,

• Расширенный континентальный шельф и пограничные вопросы,

• Содействие международному научному сотрудничеству,

• Морские перевозки в Арктическом регионе,

• Экономические вопросы, включая энергетику,

• Охрана окружающей среды и сохранение природных ресурсов.

Помимо перечисленных под глав, внутри их также присутствуют такой

пункт как реализация, где дана инструкция чего должны придерживаться агентства/ведомства при реализации декларации.

Последняя глава посвящена «Ресурсам и активам». Реализация ряда элементов политики, указанных в директиве, потребует соответствующих ресурсов и активов. Эти элементы должны осуществляться в соответствии с применимым законодательством и полномочиями агентств или руководителей агентств, предоставленными законом, и при условии наличия ассигнований. Главы исполнительных департаментов и агентств, отвечающих за Арктический регион, должны работать над определением будущих бюджетных, административных, кадровых требований или законодательных предложений для реализации элементов настоящей директивы.

Проанализировав и сравнив два документа, можно подвести итог.

Директива от 2009 года значительно отличается от предыдущей директивы по объёму, стилю и характеру написания. Объем директивы вырос, теперь документ насчитывает 14 страниц и посвящен только Арктике. Стиль написания изменился, теперь это не сплошной текст с двумя главами: Арктикой и Антарктикой, а несколько глав с выделенными под главами, поставленной целью с опорой на законодательную базу. Характер директивы также поменялся. Теперь это не текст несущий больше рекомендательный характер, а четкое направление для каждого ведомства.

Связано это с изменениями в международной обстановке, а именно возращение России как сильного Арктического игрока. В 2000 году была проведена экспедиция «Арктика 2000», по результатам которой, в 2001 году

Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, заявку на расширения границы своего арктического шельфа [3, с. 2]. Планы на арктический регион отразились в документе 2000 года принятым президентом РФ «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года» [3, с. 1] в 2007 году в районе Северного Полюса, на глубине 4261 метр был установлен государственный флаг Российской Федерации. Эти и последующие действия вызвали реакцию США [1, с. 1]. Они начали серьезно пересматривать свою политику в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Госдепартамент США: Установка российского флага на дне Северного Ледовитого океана не имеет юридической силы.» [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5592c5cf9a79473b7f4c1874?ysclid=lumvfmczc o258365605 (дата обращения: 05.04.2024);

2. Жильцов Сергей Сергеевич, Зонн Игорь Сергеевич Эволюция политики России в Арктике // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №3 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7evolyutsiya-politiki-rossii-v-arktike (дата обращения: 05.04.2024);

3. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1800 (дата обращения: 05.04.2024);

4. PRESIDENTIAL DECISION DIRECTIVE/NSC-26 [Электронный ресурс] URL: https://irp.fas.org/offdocs/pdd/pdd-26.pdf (дата обращения: 05.04.2024);

5. NATIONAL SECURITY PRESIDENTIAL DIRECTIVE/NSPD - 66 HOMELAND SECURITY PRESIDENTIAL DIRECTIVE/HSPD - 25 [Электронный ресурс] URL: https://irp.fas.org/offdocs/nspd/nspd-66.pdf (дата обращения: 05.04.2024)

Vakorin S.Yu.

Northern Arctic State University (Arkhangelsk, Russia)

ARCTIC IN POLITICAL THOUGHT USA 1994 AND 2009

Abstract: the work examines and conducts a comparative analysis of the US Arctic strategies of1994 and 2009. The main idea of the two strategies is presented. A conclusion is drawn about why the changes occurred and what they influenced.

Keywords: strategy, Arctic, politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.