Научная статья на тему 'Арктика в многообразии: повседневная жизнь населения (по материалам экспедиции в Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия))'

Арктика в многообразии: повседневная жизнь населения (по материалам экспедиции в Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / DAILY LIFE / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIAL ISSUES / ЭКСПЕДИЦИЯ / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маклашова Е. Г., Осипова О. В.

В статье представлены результаты экспедиции в Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия), а также отражены фрагменты повседневной жизни населения, их образ жизни в условиях Арктики. Приводится описание социально-бытовых, этнокультурных особенностей улуса. Устанавливается специфика многообразия повседневной жизни населения одного Арктического района Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life of the people in Arctic (Ust-Yansky Ulus of Sakha in Yakutia)

The article presents the results of expedition to Ust-Yansky Ulus of Sakha in Yakutia. The authors show the life conditions in Arctic and lifestyle of the peoples inhabiting it. They share their impressions of the nature, traditions and holidays of the Yakut Arctic, paying special attention to social, ethnic features of the Ulus people and cultural diversity of life in this region of Arctic.

Текст научной работы на тему «Арктика в многообразии: повседневная жизнь населения (по материалам экспедиции в Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия))»

Региональные про&темы. 2014. Том 17, № 1. С. 74-79.

УДК 31бА(98)(571.56)

АРКТИКА В МНОГООБРАЗИИ: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИИ В УСТЬ-ЯНСКИЙ УЛУС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Е.Г. Маклашова, О.В. Осипова Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ул. Петровского 1, г Якутск, 677007, e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты экспедиции в Усть-Янский улус Республики Саха (Якутия), а также отражены фрагменты повседневной жизни населения, их образ жизни в условиях Арктики. Приводится описание социально-бытовых, этнокультурных особенностей улуса. Устанавливается специфика многообразия повседневной жизни населения одного Арктического района Якутии.

Ключевые слова: Арктика, повседневная жизнь, образ жизни, социальные проблемы, экспедиция.

В данной статье авторы ставят своей задачей показать особенности повседневной жизни населения арктического улусаЯкутии сквозь призму многообразных природных и социальных портеров. В статье приводятся некоторые данные экспедиционного материала, в томчис-лезаметки из полевого дневника, материалы группового интервью со старшеклассниками. Интервью со старшеклассниками проводилось в виде полу стандартизованного интервью, участники ученики 10-11 класса СОШ п. Депутатский (11 школьников, из них 45% девушки), с. Сайылык(14 школьников, из них 45% девушки), с. Казачье (14 школьников, из них 50% девушки).

Прежде всего, отметим основные характеристики Усть-Янского улуса, отражающие его современное состояние и развитие, которые мы установили по статистическим данным Саха(Якутия)стат и отчетам Правительства Республики Саха (Якутия) (РС(Я)). Улус расположен на севереЯкутии за северным полярным кругом в арктической зоне и имеет выход к морю Лаптевых. Площадь -120,3 тыс. км2 По его территории протекает одна из крупных рекЯкутии - р. Яна. Рельеф улуса горно-равнинный, находится в тундровой природной зоне. Административный центр - п. Депутатский. От столицы республики г Якутска п. Депутатский находится на расстоянии: наземным путём-2068 км, воздушным-1025 км. В улусе расположено 10 населенных пунктов. По данным Яку т(Саха)стата, численность населенияулуса на 2011 г. составляла8051 чел.,срединихдетейдо 14лет-1750 чел. (22%), молодежи от 15 до 34 лет-2356 чел. (29%), в возрасте от 35 до 49 лет -1839 чел. (23%), лиц пожилого возраста (от 50 до 64 лет) -1733 чел. (21,4%), в возрасте 65 лет и старше - 373 чел. (4,6%) [8]. По данным ВНП-2010, в улусе проживало 43%якутов, 27%русских, 16,6% эвенов, 5,6% украинцев, 1,1% юкагиров, 1 % эвенков, 0,7% татар, 5 % представителей других этносов [8]. Социально-экономическое положение: ведущее место вэконо-мике улуса занимает сельскоехозяйство-оленеводство, рыболовство и животноводство [9]. В организованных

сельхозпредприятиях работает 294 человека. По состоянию на 2013 г. улус занимал первое место по поголовью оленей в республике (20903 головы) [9]. Основным пред-приятиемулуса, занимающимся оленеводством является СХЗПК «Таба-Яна». На территории района зарегистрировано 540 единиц субъектов малого и среднего предпринимательства. Малых предприятий - 89, среди которых «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» -12,9%; «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 38,7%; «Транспорт» -26,9%; «Строительство»-21,5% [8]. На территории улуса располагаются месторождения золота, олова, вольфрама, ртути, свинца, цинка, бурого угля. В настоящее время осуществляется добыча золота (объем добычи золо-та за 2013 г составил 15 кг) [9]. Добыча олова приостановлена в 2010 г

В целом в населенных пунктах социальная инфраструктура, позволяющаяудоЕлетЕорятъ жизненные потребности населения организована однотипно: местная администрация, почта, больница, средняя школа, детский сад, музыкальная школа, учреждения торговли, спортивный зал, Домкультуры; поселоки села телефонизированы и имеют доступ к сети Интернет. В Депутатском, как административном центре, действуют федеральные и республиканские учреждения, работают ДЮСШ, бассейн, поликлиника, больница, родильный дом, межулусный дом-интернат длячетырех северных улусов, учреждения торговли и общепита расположены практически в каждом подъезде технических этажей жилых домов, предоставляются гостиничные и полиграфические услуги. Главным источником доходов населения улуса является работа в бюджетных организациях. В поселке и селах ведется и индивидуальная трудовая деятельность.

Для достижения поставленной в статье задачи мы обращаемся к категории повседневности. В настоящее время оформилось несколько точек зрения на рассмот-

рение данного понятия. «С одной стороны, кповседнев-ности сложилосьрадикально отрицательное отношение из-за её обыденности, рутинности, привычности. С другой стороны, повседневность - неисчерпаемый источник познания человека в исторической и реальной действительности» [7]. К изучению повседневности обращаются различные дисциплины, специфика которых обусловливает анализ повседневности. С усложнением представлений о человеке, изменяются задачи и способы его познания. В частности, в социологии в большей степени повседневность употребляют каксинонимобы-денности, используя описательные характеристики, где повседневная жизнь человека воспринимается как ценность. Как пишет H.H. Козлова: «Главная задача социального познания состоит в учете трансверсальности -проявлении множественности социальных образований, взглядов, идеологий, психологии, ментально стей, языковых практик» [5].

Наше вторжение в повседневную жизнь арктического Усть-Янского улуса началось с его административного центра - п. Депутатский (времяв пути самолетом 2,5 ч от столицы Якутии - г Якутска).

Депутатский является одним из молодых населенных пунктов улуса. Он основан в середине XX в. (1958г.) в связи с открытием иразработкой месторождений олова, это позволило построить на пустом месте «городок» и привлечь население со всей страны так, что к 1989 г. его численность составила более 13000 чел. Однако серия негативных экономических событий (экономическая стагнация конца 1990-х гг., аварии зимой в 1993 и 2001 гг., банкротство единственного оловодобывающего пред-приягияв2008г.)спровоцировала массовый отток населения. Люди фактически «бросали» свои квартиры и дома, что привело кзапустению «городка». Нынешний поселокрасположился в самой близкой к аэропорту части бывшего «городка» с символичным названием микрорайона - «Арктика». По данным Саха(Якутия)стат на 2013 г., здесь проживает 2940 чел. [8]. Некогда центральный и дачный районы Депутатского со множеством разрушенных (в результате мародерства) домиков, пустых пятиэтажек, заросших сквериков и памятников превратились в достопримечательность современного поселка. Еще одной достопримечательностью Депутатского, оставшейся от промышленного прошлого, являетсяхво-стохранилище, представляющее собой котлован, где захоронены отходы от производства центральной обогатительной фабрики.

На первый взгляд поселок представлял вполне типичную картину: многоэтажные панельные дома и люди, идущие пешком. Бросалась в глаза и отличительная особенность инфраструктуры северных населенных пунктов- надземные коммуникации. Но «... красота окружающей природы вызвала огромный восторг Депутатский, с его стандартным видом маленького северного «городка», расположился на фоне живописного пейзажа - могучих черныхзаснеженных сопок, царственно возвышающихся над белой тундрой» [б]. Строительство в поселке не ведется. Но благоустройство поселка становится стимулом движения населения из отдаленных сел улуса в

Депутатский. Тенденция урбанизации характерна (в целом) для улуса: те, кто живет в далеких селах, тянутся в Депутатский или Якутск, жители Депутатского - на «материк». Материк -это устойчивое выражение из лексикона местного населения, которое вошло в обиход вместе с приехавшими «на заработки» из Центральной России и Украины и прижилось в сознании коренного населения. Оно служит дляобозначения существующей оторванности, «островности» арктической территории, обусловленной ее труднодоступно стью. ВЯкутске слово «материк» было распространено в советский период, но в настоящее время не используется. Приехавшие когда-то свода «на заработки» люди, теперь стараются получить социальные выплаты для приобретения жилья и переезда в западную часть России, на родину.

Первым «коренным» жителем Депутатского, с которым мы познакомились, стал шофер, который ожидал нас по просьбе администрации улуса. Это был «... пожилой мужчина лет 65, по характерному акценту -украинского происхождения, одетый в кожаную утепленную куртку, а на голове - шапку-ушанку из ондатры (вЯкут-ске в эти месяца, как и глубокой зимой, мужчины редко одевают шапки-ушанки, отдавая предпочтение меховым головным уборам современного стиля, меховым кепкам, спортивного типа шапкам)» [б].

Очень интересным для нас стал разговор «нашего» водителя- украинца с мужчиной 35-лет якутской национальности, летевшего с нами в самолете. Им оказался начальник службы ЧС администрации улуса. Любопытно было, что в сознании людей, проживающих в отдаленной арктическойзоне, Якутия географически разделяется, и поездка в г. Якутск ассоциируетсяу них с поездкой втеплыекрая, наюг [б].

Местное население дружелюбное и отзывчивое. Язык общения-русский и якутский, несмотря на то, что многие, говорящие на русском, это россияне украинского происхождения, а говорящие наякутском-эвенского. Поселокявляетсямногонациональным, но большинство из них - это представители якутской и русской национальностей. К сведению, Усть-Янский улус пока не оказался в списке привлекательных мест для работы жителей из Средней Азии.

По поселку жители передвигаются пешком, поскольку все учреждениярасположены в шаговой доступности, иоченьрадыэтому факту, говоря,что« ... вусловиях высоких цен они хотя бы не тратят деньги на бензин и проезд в автобусах» [б]. На улице встречаются разные лица: молодые, пожилые, детские; хмурые, радостные и просто безликие. Одеты вполне хорошо, но часть из них -с некоторым провинциальнымпафосом. К одежде детей многие относятсятрепетно, и дети одеты ярко и оригинально.

Жизнь населения поселка протекает достаточно быстро, многие вопросы решаются сразу (ввиду компактности и тесных межличностных связей). Основное время проводят на работе и дома (узкий спектр досу говых учреждений), могут позволить посвятить себе и семье больше времени. Вечером по поселку гуляет молодежь («по кругу», как она сама выражается [б]). Нечастые культ-

массовые мероприятия, проводимые в Доме культуры, стараютсяпосещать многие, будь это мероприятия, посвященные национальным или российским праздникам. На одном из таких мероприятий нам довелось побывать: «В зале даже мест не хватило д ля всех желающих. Многие были вынуждены стоять, причем концерт давали самодеятельные национальные песенные и современные танцевальные ансамбли из соседнего Абыйского улуса, приехавшие в Депутатский на машинах. Контингент зрителей -разнообразный по возрасту и по национальному составу (стоимость билета 200руб.)» [б].

Несмотря на близость природы, любители охоты и рыбалки, ввиду удаленного расположениярек, вынуждены отъезжать далеко от поселка. Жители активно занимаются огородничеством, выращивая овощиза короткий летний срок в отапливаемых теплицах, которых много расположено на окраинах поселка, сразу за многоэтажными домами.

За время нашего пребывания в поселке мы не видели на улице бомжей, грязных помоек, машин, «толпящихся» во дворах. Зато по вечерам, находясь в квартире пятиэтажного дома, которая была переоборудована под гостиницу, частенько слышали музыку 80-х годов, а по пятницам -звуки застолья некоторых соседей. Одну пьяную компанию довелось видеть в субботу в 5 ч утра, когда мы выезжали в с. Сайылык.

Этнокультурная картина поселка обрисовала наличие и влияние на повседневную жизнь трех значительных культур - у крайнской, якутской и эвенской (так называемой, северной культуры). Первой официальной встречей стала беседа с главой администрации улуса -СофрономНиколаевичем Слепцовым, представителем якутского этноса, статным и открытым человеком. Он был настолько дипломатичен и любезен, что на все наши во про сы в течение двух часов отвечал спокойно и четко. Вторая официальная встреча состоялась на следующий день после нашего прилета с главой администрации п. Депутатский СергеемГеннадьевичемБондаренко. Глава -человекрусской национальности с предпринимательскими «корнями», серьезный, обстоятельный и волевой руководитель.

В целом жизнь в поселке приближена к образу жизни маленького «городка», социальный уклад жизни которого транслирует в общественные отношения толерантность и культурное разнообразие. Несмотря на то, что город развивался как монопрофильный с высокой долей приезжего, некоренного населения, значительное влияние на настроение населения сегодня оказывают, с одной стороны, северный уклад жизни, с другой - психология «временщиков», «тоска» по промышленному прошлому поселка. Явного наличия языковых и культурных барьеров у населения мы не увидели. Хотя из группового интервью со старшеклассниками выяснили, что дети среднего возраста из сел (якутоязычных), переехавшие на постоянное место жительство в Депутатский, ведут себя отчужденно и стараются держаться сверстников той же национальности, образуя неформальные группы по национальном признаку.

Вторым пунктом нашей экспедиции стал центр Каза-

чинского национального наслега улуса- с. Казачье. Название села говорит само за себя. Оно было построено как казачье зимовье примерно в 1638-1640 гг русскими казаками-землепроходцами ввиду выгодного географического расположения. Географически село расположено на севере в 486 км от центра улуса и имеет действующую пристань и выход кр. Яна, аэродромную площадку. Его удачное расположение в центре между шестью населенными пунктами улуса (селами Хайыр, Усть-Янск, Юкагир, Тумат и поселками Нижнеянск и Усть-Куйга) позволяет занять место узлового экономического и транспортного пункта. Число жителей, по данным местной администрации, на 1 января 2001 г. составляло 1564 чел. [2], на 2013 г -1283 чел. [8]. Население -преимущественно якуты, около 18%эвены. Язык общения-якутский, но жители очень хорошо и чисто говорят на русском языке, воспринимая его спокойно. В селе проживают носители эвенского языка, но их очень мало. Любопытно, что Казачье, как, впрочем, и все арктические поселения, находится сейчас в процессе формирования своей этнической структуры, что связано с желанием некоторых жителей изменить свою этническую идентичность и получить вкладыш в паспорт, свидетельствующий о принадлежности к коренным малочисленным народам Севера (далее - КМНС). Так, отвечая на вопрос о национальности, «некоторые респонденты говорили, что так как вкладыша они пока не получили, то поэтому запишите меня якутом» [б]. Полностью соглашаясь с К.Б. Клоковым: «Значительнаячасть прироста коренных малочисленных народов достигается не за счет превышения рождаемости над смертностью, а за счет того, что мы сейчас называем этнической реидентифи-кацией. В советское времяшел процесс ассимиляции, то есть потомки смешанных в этническом отношении браков чаще всего записывались русскими, или родители записывали их русскими» [4]. СоветскаяЯкутия не была исключением. Здесь тоже шел процесс ассимиляции, обусловленный, в томчисле и политическими факторами, одним из механизмов которого было увеличение численности якутского населения. Поэтому многих потомков от смешанных браков, а также иногда и самих представителей КМНС записывали как «якут». Сегодня вскрываются случаи, когда считающиесяэвенками фактически являются представителями юкагирского народа.

Добираться до с. Казачье из Депутатского нампосча-стливилось вертолетом (время в пути чуть больше 1 -го часа и стоимость проезда составила 3500 руб. в одну сторону). Здесь нас ожидала весьма впечатляющая картина: «Еще смотря из иллюминатора вертолета, который шел на посадку, мы были поражены большим количеством быстро несущихся по белоснежному полю тундры к вертолетной площадке красивых блестящих снегоходов. Выйдя из вертолета, мы первым делом стали фотографировать людей, встречающих нас на снегоходах и машинах. Представший пред нами белый простор, с торчащими местами невысокими серыми кустарниками и чистый воздух, безоблачное и высокое, безграничное и голубое небо наполнили нас чувством свободы» [б].

Визитной карточкой села являетсяКазачинский школь-

ныи музеи - единственный крупный музеи в районе в фондах которого более 3000 экспонатов.

Как и в Депутатском, имеется «заброшенная» часть села. С маленькими старенькими деревянными строениями соседствуют по стройки коттеджного типа. Конечно, дома без удобств, но большинство подключены к центральному отоплению. Рядом с некоторыми домиками можно было наблюдать кучи угля. Жители одеты хорошо, на некоторых - норковые шубы, молодежь носит модную яркую одежду. Молодежи вообще много, но по селу группами не ходят, а развлекаются катанием на снегоходах. Детей в колясках у видели только на Празднике оленеводов.

ЖизньвКазачьемсвязанас оленеводством, котороев селе представлено оленеводческим предприятием СХПЗК «Таба-Яна» (зарплата оленевода в 2013 г. составляла 7500 руб.) и рыболовством, но главным доходным про-мысломявляется добыча мамонтовой кости, которая ведется в отдаленных, труднодо сту пных местах, главным образом на относящихся к Устъ-Янскому району островах Северо-Восточного моря. Как истинные северяне, занятие подсобным хозяйством (теплицы, огород, скот) не практикуют.

Движение по селу достаточно активное: кроме пешеходов, постоянно разъезжали снегоходы («бураны» и «ямахи»). Причем, водителями снегоходов были и старые, и молодые люди. Летом, как говорят местные,«... они «выгоняют» мотоциклы» [б]. Сами дороги довольно накатаны и напоминают «волнистые» трассы для гонок по пересеченной местности.

В Казачьем нас приняли тепло и не отказывали в помощи при сборе анкетного материала, хотя такая проблема возникла с молодежью мужского пола.

Отметим, что жители поселков Депутатский и Устъ-Янск, сел Ту мат, Хайыр и Сайылык (в личных беседах) характеризуют Казачье как «зажиточное село», а его жителей - как « собственников и индивидуалистов» [б].

Самым красочным и незабываемым днем стал Праздник оленевода, где мы воочию смогли увидеть и насла-дитьсятем смы сломи образомсеверного уклада, наполняющего жизнь казаченцев и не только. «Вдали от поселка, на бело снежном поле собралось большое количество людей (конечно, все они представители якутского или эвенского этноса) из соседних населенных пунктов, приехавших посмотреть, принять участие в конкурсе-смот-ре оленеводческих бригад» [б]. На специально организованной площадке выступали представители органов власти улуса и кооператива, затем проходил конкурс «кочевая семья», а перед ней расположились призы -три новых «бурана». Слева от сцены возвышались огромные чумы, покрытые брезентом, с национальным орнаментом и изображением оленей, внутри - с настилом из оленьих шкур, буржуйкой и вкусными национальными блюдами. Возле чумов на столах были выложены: северная сувенирная продукция, эвенские национальные одежды и украшения; рыба, оленина и многое другое - все, что связано с оленеводом-кочевником, эвенскойтрадицион-ной жизнью. Многие из собравшихся были одеты в национальные северные одежды, большинство из них -это

люди среднего и пожилого возраста. Одежда разнообразна и по структуре, и по украшениям. Были богатые кафтаны как из оленьих зимних шкур с выбитым из меха белым орнаментом, так и из ровдуги, расшитые узорами, а понизу подбитые оленьим мехом. Из толпы особо выделялись две бабушки, одетые в красивые зимние на-циональныеякутские одежды, дополненныетакими аксессуарами, как сумки с выбитым якутским орнаментом и варежки, расшитые бисером. Олени тоже не уступали своими нарядами. Головы, шеи и спины этих северных животных покрывало восхитительно расшитоеузо-рамиубранство.

Главными состязаниями Праздника, помимо традиционных спортивных (прыжки через нарты, метание аркана), стали гонки на оленьих упряжках и гонки верхом (для женщин). Показать свое мастерство управлять оленьей упряжкой также было предоставлено юношам -этоотдельный вид соревнования. Праздник длился целый день, но пролетел быстро ирадостно и завершился в клубе концертом, награждением победителей и выступлени-емспециально приглашенных «звезд»якутскойэстрады.

В целом социальное обеспечение с. Казачье, как отдаленного арктического поселения со слабой транспортной и хозяйственной инфраструктурой, находится на достаточно хорошем уровне. Село считается наиболее «богатым», благополучным в хозяйственно-экономичес-ком плане по сравнению с другими поселениями района, так как налажена система добычи и сбыта мамонтовой кости. В этой среде население чувствует себя нормально (даже во время полярной ночи), ведет характерный образ жизни, обусловленный северным укладом, стремится улучшить материальное положение свое и села (планируется постройка общественной бани, так как бани имеют не все, да и растопить их зимой - достаточно сложная работа). Тем не менее, в селе есть масса социальных проблем - от алкоголизации и высокого уровня безработицы до туберкулеза и суицидов.

Третьим населенным пунктом, вошедшим в план нашей экспедиции, стало с. Сайылык. Зимой и летом с селом поддерживается автотранспортное сообщение. Время в пути от п. Депутатский зимой - 3 ч, летом - до трех суток. Стоимость проезда на машине зимой составляет 1500 руб. в одну сторону.

Путь до Сайылыка, несмотря на близость (120 км от п. Депутатский), был сложный и долгий, так как дорога изрезана ямами. При подъезде к селу мы увидели табун мирно пасущихся лошадей, какоказалось, редкость для улуса. Действительно, коневодство сейчас нехарактерный для улуса вид сельскохозяйственной деятельности и распро странен только в Сайылыке.

Село расположилось на небольшой возвышенности вдоль р. Силяннях (в народе поселок называют Силян-нях). Вид села типичный, но, «то и дело, навевавший грусть: старенькие деревянные домики, местами покосившиеся, разбросанная поломанная и полуразобранная сельскохозяйственная техника - остатки некогда процветавшего совхоза» [б]. Картину оживляли люди, идущие пешком, и изредка проезжавшие старенькие «бураны», тянущие за собой нарты с пассажирами.

Демографическая ситуация в селе вполне характерная для улуса: на 1 января2001 г население составляло 1033 чел. [3],в2013г-679чел. [8].

Здесь в основном проживают представители якутского этноса, и общаются они исключительно наякутс-комязыке. Психологический и языковой барьер был сильно заметен в групповом интервью между нами, интервьюирующими на русском языке, и старшеклассниками. Мы практически «вытягивали» ответы назадавае-мые вопросы, но когда в разговор вступила их учительница, пожилая, волевая, но доброжелательная и коммуникабельная женщина якутской национальности (завуч школы), и стала задавать те же вопросы на якутскомязы-ке, дети заговорили, но все-таки с некоторой стеснительностью и неохотой.

Жизнь в селе наполнена сочетанием якутских иэвен-ских традиций, которые пропагандируются и поддерживаются, в томчисле и в школе. Школа гордится тем, что имеет преподавателя-носителяэвенского языка. Примечательно, что названия кабинетов в школе написаны иногда даже на трех языках - якутском, эвенском и русском. Тем не менее, быт больше напоминает якутский. Так, некоторые жители успешно ведут подсобное хозяйство, занимаются огородничеством в отапливаемых теплицах, держат коров, лошадей, ловят рыбу.

Одним из крупных праздников, проводимых в Сайы-лыке, является Праздник рыбака, сопровождаемый массовым выездом населения в поймы р. Силянньях, разбиванием палаток, бурениемлуноки приготовлением шашлыка. Кульминацией праздника становится объявление результатов улова, сопровождаемое награждением победителей.

Итак, село характеризуется как сельскохозяйственное, с якутским укладомжизни, со слаборазвитыми социально-бытовыми условиями и относительно нормальным социальным климатом. Чувствуется «оторванность», «скромность» населения в социальном уровне жизни (что обусловлено как транс портными, так и социально-экономическими проблемами). Но из Сайылыка открывается красивый вид на могучий Устъ-Янский хребет, который, как ДревняяКитайская Стена, уходит далеко вдаль, свидетельствуя о бесконечности пути.

Всеэти обыденные элементы и факты, описываемые в статье, показывают что одним из определяющих образов жизни в арктическом Усть-Янс ком улусе, это особенно заметно в п. Депутатский (условно который можно обозначить понятием«симбиоз» из пассионарной теории Л. Гумилева), является этнокультурный симбиоз и северный менталитет.

Каждый населенный пункт улуса имеет свои особенности и образ жизни. В самых различных местностях люди, ведущие сходный образ жизни в окружении сходных вещей, гораздо большепохожидругна друга, чемна своих ближайших соседей-соотечественников, живущих иначе. [12]. Здесь повседневность сильно переплетенас этнической культурой и природой.

Безусловно, в многообразии проявляетсяи единство. Как пишет Ф.Х. Соколова, «несмотря на имеющеесяэт-нокультурное многообразие Арктики, много общего про-

слеживается в ценностных предпочтениях, стереотипов и моделей поведения столь разных народов» [ 10], но все-таки эти различия играют важную роль в адаптации человека в Арктике, определяя его образ жизни. Так, например, в селах жизнь основана на традиционном националь-номукладе (северномилижутском). Население п. Депутатский ведет приближенный к городским условиямоб-раз жизни. Тем не менее, несмотря на имеющееся в Арктике многообразие: культурное, этническое, социально-бытовое, объединяющим началом уклада жизни населения является, с одной стороны, так называемый «арктический» менталитет (хотя о географии распространения единой ментальности имеются и более широкие высказывания, например, в отношении людей, проживающих на Севере [например: 11 ], а с другой - ее суровые природно-климагическиеособенности. Весенняя пурга, которую нам удалось застать и пережить в Депутатском, - свидетельство мощи и непредсказуемости арктической природы, перед которой человек просто бессилен. За сутки до нашего планируемого вылета домой, вЯкутск, небо над поселком потемнело и целый день шел приятный мелкий снежок, но наутро, в день вылета, мы были поражены уви-деннымиз окна: всюду пушистой периной лежал белый снег От весеннего вида недавно освободившейся от снега, черной от угольной пыли дороги не осталось ничего -только ветер, сугробы практически в половину человеческого роста, снег, падающий хлопьями, и серые низкие облака, нависшие над поселком так, что окружавшие Депутатский сопки растворились в серой бездне, будто их вовсенебыло (рейс былзадержандо установленияпого-ды на четверо суток).

Кроме того отметим, что, несмотря на существующие сегодня в Арктике миграционные и социальные проблемы, население пока остается жить в этих суровых условиях, держитсяза устоявшиесяу них традиции (в том числе «симбиотические»), родовые устои, собственность. С одной стороны, можно согласиться с мнением А.И. Вертешина, что северное население, потерявшее иммунитет к невзгодам и ценностные ориентиры, сдерживающие негативные явления в обществе, все больше скатывается в бездну маргинальности, подчиняясь циркулярному, тянущему вниз движению дивергентности [ 1 ]. Развитие Арктики не стоит на месте, находится в движении, создаваемом, в том числе, сознанием его населения. Наша экспедиция в отдаленный Усть-Янкий улус Якутии показала, что, несмотрянавсетрудности, втом числе в результате дивергентных процессов, положительные настроения населения, его ориентация на счастливое будущее существуют и подпитываются северным менталитетом, укладом жизни.

Статья выполнена в рамках исследования по Гранту Президента Российской Федерации МК-3393.2013.6«Арктикамолодая: идентичность,жизненные стратегии молодежи Северной Якутии».

ЛПГЕЖТУЕА: 1. ВертишинА.И. Вариативныерискив севернойэтно-культурной конвергенции и дивергенции // Электронная библиотека eLibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: http ://elibrary.m/ (дата обращения: 25.06.2013).

2. Географическаяи историческая справка о наслеге // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. URL: http:// sakha.gov.ruAiode/11159 (дата обращения: 07.07.2013).

3. Географическаяи историческая справка о наслеге // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. URL: http:// saMia.gov. m/node/l 1178 (дата обращения: 07.07.2013).

4. Для освоения Арктики нужен компромисс с коренными народами // Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района. [Электронный ресурс]. URL: http://www.evenkya.ru/(дата обращения: 27.06.2013).

5. КозловаН.Н. Социологияловседневности: переоценка ценностей // [Электронный ресурс]. URL: http:// ecsocman.hse.nVdata/746/926/1219/5-Kozlova.pdf(/iaTa обращения: 20.01.2014).

6. Маклашова Е.Г. Полевой дневник, собранный в Усть-Янскомрайоне РС(Я) вапреле 2013 г

7. МаловаЕ.Ю. Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках // Современные наукоемкие технологии. 2007. №7. [Электронныйресурс]. URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content& op=show_article&article_id=2473 (дата обращения: 15.12.2013).

8. Население // Саха(Якутия)стат. [Электронный ресурс]. URL: http://sakha.gks.ru/ (дата обращения:

01.07.2013).

9. Отчет главы // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. http ://sakha.g ov.ru/node/11370 (дата обращения

21.03.2014).

10. Соколова Ф. X. Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования// Электронная библиотека eLibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 29.06.2013).

11. Царева О. Павел Суляндзига: коренным малочисленным народам нужно дать выбор //РГО: Русское гео-гр афиче ско е о бщество. URL: http://www.rgo.ru (дата обращения: 30.06.2013).

12. ЩербаковВП. Человек в мире вещей//Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2012. Т. 2. № 1. С. 104-112. [Электронный ресурс]. URL: Электронная библиотека e-library. http://elibrary.ru/item. asp ?id=l 8767209 (дата обращения: 10.12.2013).

The article presents the results of expedition to Ust-Yansky Ulus of Sakha in Yakutia. The authors show the life conditions in Arctic and lifestyle of the peoples inhabiting it. They share their impressions of the nature, traditions and holidays of the Yakut Arctic, paying special attention to social, ethnic features of the Ulus people and cultural diversity of life in this region of Arctic. Keywords: Arctic, daily life, lifestyle, social issues, expedition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.