Научная статья на тему 'Арктика – передовой рубеж обороны'

Арктика – передовой рубеж обороны Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / стандартизация / договора / техника / технологии / самолеты / вертолеты / Севморпуть / ГОСТ Р / стандарты / технический комитет
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куприков М. Ю., Куприков Н. М., Тишков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика – передовой рубеж обороны»

Куприков М.Ю.

д.т.н., профессор, академик АВН, зав. кафедрой МАИ

Куприков Н.М.

к.т.н., профессор АВН, доцент МАИ, председатель Технического комитета по стандартизации 187

«Проведение исследований в полярных регионах»

Тишков А. А.

д.геогр.н., член-корреспондент РАН, зав. лабораторией Института географии РАН АРКТИКА - ПЕРЕДОВОЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ1

Ключевые слова: Арктика, стандартизация, договора, техника, технологии, самолеты, вертолеты, Севмор-путь, ГОСТ Р, стандарты, технический комитет.

«Полярное исполнение» в широком смысле определяется как совокупность конструкционных, производственных, научно-технических и эксплуатационных мероприятий, обеспечивающих возможность применения технологий, технических средств или изделий в условиях полярных регионов. В отношении Антарктиды, где действует международный Договор об Антарктике 1959 г., обширный комплекс конвенций и договоров в его развитие, а также Федеральный закон от 05.06.2012 №50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российский юридических лиц в Антарктике», нормативно-правовая база развивается в разных направлениях, в т. ч. и в отношении регламентации научных исследований. Государственным оператором выступает Российская антарктическая экспедиция ГНЦ «Арктический и антарктический НИИ», которая обеспечивает неукоснительное соблюдение требования международного договора и федерального закона.

В Арктике ситуация выглядит сложнее [1] - отсутствие общепризнанного международного договора (дорожной карты) и национального законодательства, а также специализированной нормативно-правовой базы по арктическим вопросам с 1990-х гг. формирует целый комплекс задач и проблем [2-16, 18-20] требующих решения на государственном уровне, в том числе за счет механизмов стандартизации и технического регулирования. Наиболее актуальным из них в 1990-2014 гг. стало уточнение административных, экономических и физико-географических границ Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), проведенное в 2008-2010 гг. сотрудниками Института географии РАН и других учреждений по заданию Минэкономразвития России (см. рис. 1). На основе этих и других разработок был издан Указ Президента РФ 02.05.2014 № 296, определяющий состав Арктической зоны Российской Федерации: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми), а также городской округ Норильска, территории Таймырского и Туруханского районов Красноярского края, ряд территорий Архангельской области, некоторые из северных улусов Якутии, земли и острова в Северном Ледовитом океане. Границы морских владений РФ в Северном Ледовитом океане определяются международными правовыми нормами. Но именно в отсутствии специального законодательства и основ для нормативно-правовой поддержки разного рода деятельности в Российской Арктике актуальность сохраняет разработка подходов к ее регламентации и регулированию.

Настоящая статья посвящена одному из аспектов этой важной работы - деятельности Технического комитета по стандартизации №187 «Проведение исследований в полярных регионах». По сути, речь идет об алгоритме внедрения в разные сферы исследовательской деятельности представлений о «полярном исполнении» и об его нормативно-правом сопровождении при реализации проектов в Арктике[17].

В XXI в. Российская Арктика стала рассматриваться как стратегический регион, занимающий экономически и геополитически ключевое положение - объектом развивающейся международной конкуренции. Перспективы присутствия России в нем многогранны и связаны с геополитическими, военными, инфраструктурными аспектами хозяйственной и научной деятельности, в т.ч. исследовательской. Разработка и производство инновационной продукции для деятельности в АЗРФ и создание «полярной техники» и «полярных технологий» имеет первоочередное значение: здесь проходит самый протяженный отрезок государственной границы, арктический шельф с одними из самых крупных запасов углеводородов в мире, маршрут Северного Морского пути, использование которого со временем позволит в разы увеличить объемы мировой торговли [13, 16, 19] и возможности транспортного освоения региона.

1 Доклад, представленный на конференции «Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России». В работе использованы материалы гранта РФФИ №18-05-60057.

1950 ^

2010

1990 /

Калининград

Севастополь

Петропавловск -Камчатский

Владивосток

Зона льдов «Советского треугольника»

Зона ледовой шапки в Арктике на 2010 г.

Зона ледовой шапки в Арктике на 2050 г.

Северный полюс

_ — * Граница РФ, с учетом зоны территориальных вод(12 морских миль) Зона открытого моря

Потребная транспортных операций в 2000х годах

Рисунок 1.

Ретроспективный анализ и прогноз ледовой обстановки в Арктике (период 1950-2050 гг.)

Арктические страны - Российская Федерация, США, Канада, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Норвегия -заинтересованы в активном участии в делах региона, и это т.н. национальный уровень управления Арктикой. США, так и не ратифицировавшие Конвенцию ООН по морскому праву в 1982 г., проявляют стойкий интерес к арктическому региону. Упор в политике страны делается на продвижение американских интересов в этом регионе всевозможными способами - путем активного участия в арктических форумах, влияние через НАТО (рис. 2), поддержка союзников [4].

Рисунок 2. Арктика передовой рубеж обороны

Современные формы ведения хозяйственной деятельности в Арктике включают несколько направлений, в том числе: проведение научных и прикладных исследований, обеспечение безопасности и охрана границ в полярных регионах, инфраструктурная деятельность, добыча минерально-сырьевых ресурсов, обеспечение навигации вдоль Северного морского пути, трансполярные перелеты гражданских самолётов и мн. др.

Российская Федерация активно расширяет свое присутствие в полярных регионах. Поддержание ее приоритета в Арктике базируется, в т.ч. и на развитии научных исследований и образовательных инициатив академических институтов и университетов, государственных научных центров, высокотехнологичных компаний и корпораций. Для развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) необходимым и важным является установление «научного приоритета» в данном регионе путем разработки специальных технических регламентов, национальных стандартов и нормативных документов, регламентирующих исследования. Таким образом национальная практика технического регулирования инфраструктурной деятельности в данном регионе может послужить основанием для повышения качества жизни в АЗРФ и степени его изученности как географического объекта.

В августе 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Россия должна больше внимания уделить укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Арктика является важнейшим и очень перспективным регионом России, а помимо сырья, он ещё и исключительно удобен для развития транспортной инфраструктуры» [5, 15-17].

Политика России в АЗРФ осуществляется согласно двум основным документам - «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на последующий период», принятый в 2008 г., и «Стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020 года» [2], принятой в 2013 г. К основным национальным интересам России в Арктике относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы социально-экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

АЗРФ занимает значительные площади страны. Ее активное инфраструктурное освоение оправдано не только богатыми природными ресурсами, но и дополнительными стратегическими возможностями логистики, которые открываются для экономики России. Таким образом, разрабатываемая Техническим комитетом по стандартизации № 187 «Проведение исследований в полярных регионах» система обслуживания «арктической инфраструктуры» требует, в свою очередь, решения ряда стратегических задач, связанных с «полярным исполнением» - нормативно-правовым и техническим регулированием хозяйственной, в т.ч. исследовательской деятельности в Арктике, учитывающими ее труднодоступность и экстремальный климат.

В рамках реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» к началу 2018 г. введено более 100 объектов капитального строительства, расположенных в Российской Арктике. Сдаваемые объекты расположены на территориях Земли Франца Иосифа, Новой Земле, острове Среднем (архипелаг Северная Земля), мысе Шмидта, островах Врангеля и Котельный [5]. МЧС России также планирует увеличить техническую оснащенность подразделений и существующих 6 арктических центров. В настоящее время безопасность помимо арктических центров также обеспечивается мощными пожарно-спасательными гарнизонами, прикрывающими населенные пункты и объекты экономики. В состав группировки МЧС России входят 98 пожарно-спасательных подразделений и 3 военизированные горноспасательные части, которые оснащены новой техникой, экипировкой для работы в северных широтах [11].

Возможность осуществления хозяйственной и инфраструктурной деятельности в полярных регионах является объектом постоянной конкуренции. В условиях глобальной конкуренции и сложных (многоуровневых) интегральных межгосударственных экономических связях, основными участниками активной деятельности в полярных регионах сегодня становятся в большей степени высокотехнологичные компании и транснациональные корпорации, и уже в меньшей степени национальные и федеральные органы исполнительной власти, министерства и национальные агентства, а также силовые ведомства.

Между участниками полярной деятельности происходит конкуренция за передовые технологии поддержания безопасности, морской и наземной геологоразведки, космических исследований и методов дистанционного зондирования Земли, новые материалы и сплавы, а также за информационно-техническую поддержку инфраструктурной деятельности на уровне создания перспективной инновационной продукции и технологий в «полярном исполнении».

Такое разнообразие игроков в полярных регионах, имеющих при этом собственные интересы, реализуемые по отдельности, ведет к тому, что система взаимоотношений становится многоуровневой и слишком сложной, запутанной и децентрализованной. Наличие международных арктических организаций и международных соглашений, созданных в первую очередь для унификации и координации действий в полярных регионах, не устраняет проблему развития нормативно-правового и технического регулирования деятельности в Арктике на национальном уровне.

Раскоординированность деятельности становится особенно явной при проведении научных исследований и образовательных инициатив академическими институтами и университетами, государственными научными центрами, необходимых как для социально-экономического развития регионов АЗРФ, так и для прогресса арктической науки и технологий. Главной причиной этого является отсутствие унифицированных подходов к регламентации деятельности в Арктике, в том числе при проведении полярных исследований, отсутствие единых правил и стандартов, на которые могли бы равняться региональные, национальные и международные участники. Наличие подобных стандартизированных норм, в свою очередь, послужит повышением конкурентоспособности и качества как высокотехнологической продукции, используемой при проведении полярных исследований, так и в целом положительно повлияет на развитие данного региона. Разработка арктических стандартов и регламентов на национальном и

международном уровнях будет способствовать повышению конкурентоспособности и качества высокотехнологической продукции, что также является основой повышения конкурентоспособности России.

В июне 2016 г. Государственная комиссия по вопросам развития Арктики заявила о необходимости и важности разработки специальных арктических ГОСТов. Таким образом, Арктика должна стать регионом «тестирования» для высокотехнологичной продукции, в частности - экипировки, технологий сохранения тепла, новых теплосберегающих строительных материалов, ГСМ и металлов для автомобильной, морской и авиационной техники, систем жизнеобеспечения и пр. Т.н. «полярное исполнение» должно обрести контуры системы национальных стандартов, учитывающих специфику работы и продолжительного пребывания человека в Арктике. Разработка подобных стандартов на национальном уровне позволит консолидировать подходы и механизмы межведомственного взаимодействия национальных участников полярных исследований, что благотворно скажется на дальнейшем развитии арктического региона. Более того, разработка стандартов для Арктики - задача, которую ранее не предпринимала ни одно арктическое государство. Этот фактор критически важен в усилении влияния в регионе, так как именно национальные стандарты могут и должны стать основами регламентации и международных исследований в Российской Арктике [5-6].

Географическая специфика и регламентация пребывания и хозяйственной деятельности в Арктике как предмет стандартизации («арктическое исполнение»)

В Сборнике информационных и нормативных материалов «Условия труда на геологосъемочных работах» (2004) представлена подробная информация об экстремальных факторах пребывания и хозяйственной деятельности в Арктике [5]. В 1991 г. были введены РД 31.89.01-89 «Правила безопасности труда при производстве гидрографических, лоцмейстерских и других работ в Арктике» [13-14], в которых в соответствии с имеющимися на тот момент государственными стандартами определен круг технической регламентации исследований в Арктике. В п. 1.1.9 «Правил ...» отмечено, что этот документ не может предусмотреть «все случаи и ситуации при производстве полевых (экспедиционных) работ в Арктике» (с. 7). Но как можно видеть из сложившейся практики арктических исследований их спектр существенно более широкий [11-16, 18-20], современная практика управления комплексным развитием АЗРФ требует особых подходов к стандартизации и регламентации [14, 17].

Таблица 1

Некоторые природные факторы, определяющие требования к «арктическому исполнению» -техническому регулированию и стандартизации исследований в Арктике (значение фактора: +++ - высокое, ++ - среднее, + - незначительное, но учитываемое)

Природные факторы Связь Транспорт, техника Системы жизнеобеспечения Строительство Технологии исследований Пребывание вне помещения

Факторы, определяющие низкую устойчивость функционирования информационно-телекоммуникационных систем (ИТС) +++ ++ ++ + +++ +++

Сложная электромагнитная обстановка (ЭМО), высокая ионизация атмосферы, полярные сияния +++ +++ ++ + +++ ++

Низкие температуры воздуха (средние, минимальные) - до -45. -50оС (на полюсе холода - до -67,8С), длительность их воздействия на организм человека, технику и приборы ++ ++ +++ +++ +++ +++

Продолжительные полярный день и полярная ночь с экстремальными условиями освещенности и солнечной инсоляции (наличие/отсутствие) ++ +++ +++ ++ ++ +++

Аномальные сильные ветра со скоростью до 50 м/с и более; в сочетании с высокой влажностью воздуха, а зимой - с метелью и продолжительной поземкой ++ +++ +++ +++ ++ +++

Пониженное содержание кислорода в воздухе, соответствующее условиям на высотах 1500-2000 м н.у.м. + ++ +++ ++ ++ +++

Наличие сезонных и многолетнемерзлых грунтов, проявление криогенеза + ++ ++ +++ ++ ++

Ледовитость морских акваторий, айсбергообразо-вание (ограничения движения морского транспорта, прохождение сигнала мобильной связи) ++ +++ + - ++ +

Современное наземное оледенение арктических архипелагов (ледники занимают около 55 тыс. км2) и приарктических территорий; развитие ни-вально-гляциальных процессов ++ ++ + + ++ ++

Российская Федерация, как одна из полярных стран, которые обеспечивают собственное присутствие в Арктике на постоянной основе, как обладающее наибольшими арктическими территориями и акваториями государство и как член Арктического совета уделяет особое внимание регламентации исследований и хозяйственной деятельности в регионе, а также используемой при этом техники и оборудования.

Подходы к стандартизации деятельности в Российской Арктике

На текущий момент, в АЗРФ, как и в большинстве арктических районах других стран, входящих в Арктический совет или претендующих на участие в полярной деятельности, не существует комплекса нормативных документов и стандартов, которые могут всесторонне регулировать деятельность в Арктике. Это приводит к определенным сложностям, когда возникает необходимость инфраструктурной деятельности или применения в полярных условиях высокотехнологичной продукции. Вся проектируемая и создаваемая техника, а также другая продукция, создаваемая в России, не является по умолчанию пригодной для использования в арктическом регионе и удовлетворяет лишь требованиям действующих внутренних СТО и ГОСТ.

По этой причине, например, когда возникает потребность в технике, которую можно применять в Арктике, уже существующие ее образцы подвергаются переоборудованию и модернизации. Это негативно сказывается на конкурентоспособности высокотехнологичных компаний в первую очередь за счет лишних затрат на разработку, внедрение, тестирование и производство необходимого «арктического исполнения».

Ещё со времен СССР отечественные стандарты, относящиеся к использованию объектов в полярных областях, воспринимались во всем мире едва ли не эталонными. Но меняются цели, технологии, активное освоение полярных территорий порождает новые запросы. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд стандартов на продукцию, отправляемую в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в части упаковки, маркировки, транспортирования и хранения (например, ГОСТ 15846-2002 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркирование, транспортирование и хранение»), однако этого недостаточно. Нужны инициативы процесса создания нового полноценного комплекса арктических стандартов, необходимых для конкурентоспособной деятельности в Арктике и методики их применения на национальном и международном уровнях.

Разработка комплекса арктических стандартов является необходимым шагом при осуществлении успешной деятельности в АЗРФ. Реализовав национальный приоритет, можно перейти к формированию международного приоритета, путем интеграции национальных арктических стандартов в рамках Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). В рамках Генеральной сессии МЭК в октябре 2017 г. во Владивостоке, одной из центральных тем стала стандартизация повышенных требований к климатической стойкости электротехнических изделий - именно на основе отечественного опыта стандартизации. Еще одним доказательством того, что повестка арктической стандартизации и «полярного исполнения» выходит на первый план является создание в январе 2017 г. в целях укрепления приоритета России в области научных и прикладных исследований и расширения деятельности в полярных регионах, Технического комитета № 187 «Проведение исследований в полярных регионах» в структуре Росстандарта согласно приказу № 139 27.01.2017. Деятельность секретариата ТК187 сопровождается АНО Научно-информационный центр «Полярная инициатива». ТК187 - это экспертная площадка в области стандартизации для полярных регионов, которая на консенсусной основе вырабатывает единые технические требования и национальные стандарты, нормативно-технические документы, необходимые для развития АЗРФ. В структуре Росстандарта до 2017 г. не было профильного «полярного» комитета, который бы мог организовать и контролировать данную работу.

В состав ТК 187, перед которым была поставлена задача разработать ряд национальных стандартов, касающихся полярных исследований, вошли более 40 организаций, в том числе Государственная корпорация «Ростех», АО «Российские космические системы» (ГК «Роскосмос»), АО «Вертолеты России», АО «Росэлектроника», АО «РТ-Химкомпохит», АО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАК), Министерство Обороны РФ, структуры МЧС РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», МГИМО МИД России, Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, САФУ имени М.В. Ломоносова, Институт наук о Земле Санкт-петербургского государственного университета, институты РАН, отделения Русского географического общества и Ассоциации полярников, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и др. [10-20].

В виду того, что освоение АЗРФ является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, более десятка организаций изъявили желание участвовать в создании комплекса стандартов, который будет непосредственно влиять на их конкурентоспособность как в Арктике, так и в целом на мировом рынке.

План деятельности ТК187 по созданию новых ГОСТов до 2020 г. включает в себя большую группу базовых стандартов для полярной деятельности и специализированной полярной техники (табл. 2).

Таблица 2

Перечень основных национальных и межгосударственных стандартов, которые предполагается

разработать ТК187

№№ Перечень национальных и (или) межгосударственных стандартов

1. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Общие положения. Словарь терминов и определений в области полярных исследований»

2. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Декларация деятельности участников полярных исследований. Основные принципы»

3. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к участникам полярных исследований»

4. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к организациям, производящим высокотехнологичную продукцию и технику для использования или эксплуатации в полярных регионах»

5. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к участникам полярных исследований. Квалификационные требования к персоналу»

6. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к университетам и учебным организациям по подготовке специалистов для полярных регионов»

7. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Требования и руководство по применению»

8. ГОСТ Р Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения деятельности участников полярных исследований»

9. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Экологическая оценка площадок и организаций участников полярных исследований»

10. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Мониторинг окружающей среды в полярных регионах. Оценивание экологической эффективности и последствий деятельности участников полярных исследований»

11. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Управление окружающей средой при проведении полярных исследований. Оценка жизненного цикла в полярных регионах. Принципы и структура»

12. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Управление окружающей средой в полярных регионах. Общие положения. Словарь терминов и определений в области полярных исследований»

13. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции участников полярных исследований»

14. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Системы менеджмента полярной деятельности. Обмен информацией участниками полярных исследований. Рекомендации и примеры»

15. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов в Арктике»

16. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Использование гео-информационных систем (ГИС) в полярных регионах»

17. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к транспортным средствам, используемым в полярных регионах»

18. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к авиационной технике, используемой в полярных регионах»

19. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Требования к беспилотным летательным аппаратам и беспилотной авиационной технике используемой в полярных регионах»

20. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника используемая в полярных регионах. Рекомендации по проведению ледовой авиаразведке.

21. ГОСТ Р Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Требования к самолетам полярного базирования»

22. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Требования к ремонтопригодности самолетов полярного базирования»

23. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Требования к сервису самолетов полярного базирования»

24 ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Требования к грузам и грузовым платформам для транспортных самолетов»

25. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Авиационная техника, используемая в полярных регионах. Рекомендации по подготовке снежных и ледовых взлетно-посадочных полос для самолетов полярного базирования»

26. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования по использования глобальных навигационных систем позиционирования в полярных регионах»

27. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования по обеспечению транспортной безопасности на арктических объектах инфраструктуры»

28. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Общие требования к телекоммуникационной инфраструктуре полярных регионов»

29. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к организациям, осуществляющим туристическую деятельность в полярных регионах»

30. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к специалистам и гидам, ведущим туристическую деятельность в полярных регионах»

31. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к туристической инфраструктуре в полярных регионах»

32. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Рекомендации по организации туристической деятельности в полярных регионах»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования по биологической безопасности при обнаружении и исследовании археолого-палеонтолических находок»

34. ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Требования к аварийно-спасательным мероприятиям в полярных регионах»

В XXI в. Арктика занимает стратегическое положение и является объектом развивающейся конкуренции государств и высокотехнологичных компаний и научных организаций.

Страны и заинтересованные промышленные группы стремятся усилить здесь свое влияние и закрепить собственное физическое присутствие или инфраструктурное участие в проектах, осуществить поставку продукции или при-

менение технологий, пролоббировать внедрение узкопрофессиональных и национальных отраслевых правил, стандартов и технических регламентов.

Помимо основных арктических игроков, к региону проявляют интерес и нерегиональные игроки, среди которых КНР, Япония, Южная Корея. Они явно не претендуют на огромные запасы арктического шельфа, но при этом изучают возможные перспективы использования морских транспортных путей для улучшения собственного экономического благополучия. С каждым годом их влияние все сильнее ощущается в регионе. Так, в 2017 г. КНР официально объявила о намерении развивать инициативу Полярного Шелкового пути в Арктике, создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. Использование морских путей и природных ресурсов Арктики может оказать огромное влияние на энергетическую стратегию и экономическое развитие КНР, которая входит в число мировых лидеров в сфере внешней торговли и является крупнейшим потребителем энергоносителей в мире.

Позиционирование на мировой политической арене арктических территорий как исключительной экономической зоны Российской Федерации требует развития региональной транспортной сети, в т.ч. грузовых и пассажирских авиаперевозок. В утвержденной Президентом РФ «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечается дефицит самолетов и технологических возможностей по изучению, освоению и использованию арктических пространств и ресурсов, недостаточная готовность к переходу на инновационный путь развития Арктической зоны Российской Федерации (п. 4).

В целях модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей развития Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали согласно п. 12, предусматривается:

• совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки;

• формирование современных транспортно-логистических узлов обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов федерального значения и региональных аэропортов малой интенсивности полетов;

• создание и развитие системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, создание комплексных аварийно-спасательных центров;

• развитие эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, включая реконструкцию и модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути (СМП);

• развитие малой авиации с целью удовлетворения потребностей в воздушных перевозках и обеспечения их доступности в Арктической зоне Российской Федерации.

Транспортная доступность к инфраструктурным объектам и базам обеспечивается при помощи авиации полярного базирования (рис. 3-4). Развитие СМП без авиационной поддержки удаленных портов и транспортной инфраструктуры не позволяет в комплексе решить задачи «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

Иг

Г ►>] .11 См^тпГШ

ил-ТШ

ù -ÙÙL 1Щ| y£ùl 2-СС ■■■ .'LUI JJU, V" i»:v тш Lùjj "i ÙÙLC

П|1^и Ih'i M lllift'l ■■

Рисунок 3.

Диаграмма груз - дальность для полярной авиации

Рисунок 4.

Влияние инфраструктурных ограничений на облик самолета полярного базирования

Возрастает необходимость создания авиационной техники именно в «полярном исполнении». В разработанном ТК187 ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Термины и определения» само «полярное исполнение» определено, как совокупность конструкционных и технологических, производственных и эксплуатационных мероприятий, обеспечивающих возможность применения технического средства или изделия в полярных регионах. В «полярном исполнении», различают арктическое и антарктическое исполнение. Оно предполагает, что техническое средство или изделие выполнено с учетом специального технического задания для полярных условий эксплуатации и должно, как минимум, эксплуатироваться и выдерживать воздействия полярных условий окружающей среды:

- применяемые материалы, детали, узлы, их сочленения и технические средства при предусмотренных нагрузках;

- силовые агрегаты, трансмиссии и движители;

- горюче-смазочные материалы и источники электрической энергии;

- электрические, электронные, программируемые электронные, а также гидравлические и пневматические средства контроля и управления, сигнализации и связи, средства обеспечения безопасности;

- средства поддержания комфорта в кабинах и салонах транспортных средства и в кабинах подъемных кранов и погрузочно-разгрузочных средств.

Это только один из примеров отраслевого подхода в деятельности ТК 187.

Заключение

Согласно положению о ТК 187, проведение исследований в полярных регионах - комплекс работ (научно-исследовательских и опытно-конструкторских или их этапов) и мероприятий (экспедиции, научные станции и др.), направленный на изучение и научное описание полярных регионов (в т.ч. и в Российской Федерации) и создание образцов высокотехнологичной продукции, предназначенных для функционирования в условиях полярных регионов, а также изучения выработки рекомендаций по организации деятельности человека в условиях полярных регионов. ТК 187 работает над тем, чтобы поддерживать приоритетные позиции России в этих вопросах - ни в одной другой стране мира подобных компетенций на сегодняшний день нет.

На современном этапе для Российской Федерации сложились наиболее удачные условия для завоевания и удержания подобного превосходства в Арктике. Выработанная в ходе обоснования деятельности по стандартизации разных видов хозяйственной деятельности в Арктике методика позволяет уже в самой ближайшей перспективе за счет «полярного исполнения» существенно повысить конкурентоспособность и самой деятельности и высокотехнологичной продукции, техники и технологий, применяемых при освоении АЗРФ. В долгосрочной же перспективе, выступив в качестве инициатора разработки международных стандартов на основе собственных национальных стандартов, Российская Федерация имеет все шансы получить конкурентное преимущество как в научно-технической области, так и в системе мировой стандартизации, по сути предложив миру эффективную систему международных арктических стандартов, которая в идеале должна быть распространена и на деятельность в АЗРФ.

28 июня 2018 г. в Московской штаб-квартире Русского географического общества состоялось заседание Технического комитета по стандартизации № 187 «Проведение исследований в полярных регионах» Росстандарта. К участникам с приветственным словом обратился Первый вице-президент Русского географического общества А.Н. Чилин-гаров. Заместитель председателя ТК 187, член Полярной комиссии РГО, к.т.н. Н.М. Куприков представил окончательную редакцию национального стандарта РФ ГОСТ Р «Проведение исследований в полярных регионах. Термины и

определения». Для него членами ТК187 и российским научно-экспертным сообществом определены понятия, необходимые для нормативного правового регулирования в полярных регионах. Были определены и приняты планы деятельности ТК 187. Этим дан старт нужной и важной работы по внедрению системы новых стандартов «полярного исполнения».

Список литературы

1. Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / Под ред. акад. В.В. Ивантера. -СПб.: Изд. дом «Наука», 2016. - 1040 с.

2. Ау1а18юппууе pravila. CHast' 25 / Letno-issledovatel'skiy institut im. M.M. Gromova. 1994.

3. Аviatsionnyye pravil 1КАО. CHast' 34 «Okhrana okruzhayushchey sredy» / LStno-issledovatel'skiy institut im. M.M. Gromova. 1994.

4. Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. Стратегические приоритеты научных исследований России и зарубежных государств в арктическом регионе // Арктика: экология и экономика. 2016. - № 3 (23). - С. 29-37.

5. В 2017 году в российской Арктике завершится строительство более 100 объектов военной инфраструктуры. - http://function. mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12109324@egNews

6. Kuprikov M., Rabinskiy L.N. Influence of infrastructure constraints on the geometrical layout of a long-haul aircraft // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2018. - Vol. 41(4). - P. 40-45.

7. Kuprikov M., Rabinskiy L.N. Vertical take-off and landing aircrafts: Myth or reality of modern aviation // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments 2018. - Vol. 41(4). - P. 46-52.

8. Kuprikov M., Rabinskiy L.N. Cross-polar routes as a factor that changed the geometric layout of long-haul aircrafts flying over long distances // Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2018. - Vol. 41(4). - P. 53-57.

9. Куприков Н.М., Доронин Д.О., Журавский Д.М. Перспектива разработки арктических стандартов для повышения конкурентоспособности российских компаний в полярных регионах // Изв. Тульского гос. ун-та. Технические науки. Вып. 7. 2017. -С. 227-238.

10. МЧС откроет в Арктике дополнительные центры. - https://rg.ru/2017/03/30/reg-szfo/mchs-otkroet-v-arktike-chetyre-dopolnitelnyh-centra.html

11. National Strategy For The Arctic Region May 2013. - https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf

12. Путин предложил новый способ использования Северного морского пути. - http://pro-arctic.ru/15/05/2017/news/26606

13. РД 31.89.01-89 «Правила безопасности труда при производстве гидрографических, лоцмейстерских и других работ в Арктике». -М.: в/о Мортехинформреклама. - 147 с.

14. Сборник информационных и нормативных материалов «Условия труда на геологосъемочных работах» / Ред. и сост. Г. Лучан-ский. - М.: Аэрогеология, 2004.

15. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20.02.2013 г. - М.: Правительство РФ, 2013. - 18 с.

16. ТК 187 «Проведение исследований в полярных регионах». - https://russianpolar.ru/tk187/

17. Тишков А.А. Международные научные инициативы в российской Арктике: двадцать лет позитивной деятельности в рамках Международного арктического научного комитета // Арктика: экология и экономика. 2015. - № 1 (17). - С. 86-91.

18. Указ «О сухопутных территориях Арктической Зоны Российской Федерации» - http://static.kremlin.ru/media/events/files/ 41d4d8e8206d56fc949d.pdf

19. Хассол С. Д. Оценка климатических воздействий в Арктике // АСИА. Изд-во Кэмбриджского университета, 2004. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.