УДК 913
DO110.46920/2409-5516_2021_11165_96
96 Арктика 2050:
доктринальные 1 перспективы развития
Arctic 2050: Doctrinal Development Prospects
Анатолий БРЕХУНЦОВ Многопрофильное научное предприятие «Геодата» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Anatoly BREKHUNTS0V Multidisciplinary Scientific Enterprise «Geodata» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Артур МУЛЛИН Многопрофильное научное предприятие «Геодата» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Arthur MULLIN Multidisciplinary Scientific Enterprise «Geodata» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Юрий ПЕТРОВ Многопрофильное научное предприятие «Геодата» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Yuri PETROV Multidisciplinary Scientific Enterprise «Geodata» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
о с
CK <
о
X
m
Григорий ПРОСКУРИН Многопрофильное научное предприятие «Геодата» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Озеро Таймыр
GrigoryPROSKURIN Multidisciplinary Scientific Enterprise «Geodata» e-mail: ntc@mnpgeodata.ru
Источник: arnorilsk.ru
Аннотация. Сегодня Арктика остается бесхозной. Развитие территории должно быть комплексным. Необходимо создать Министерство по развитию и освоению Арктики. Оно должно оценить все потребности и риски территорий, находящихся в северной части страны. В Арктике очень хрупкая экосистема. Связано с климатическими условиями и влечет ряд ограничений в освоении. Здесь своеобразные социальные отношения между населением и добывающими предприятиями. Приведены характеристики мероприятий по освоению, предложены основные пути стратегического развития и выявлены основные «нервные» узлы.
Ключевые слова: Арктическая зона, комплексное развитие территории, хрупкая экосистема, добыча полезных ископаемых, транспортная инфраструктура, гидропосты.
Abstract. Today the Arctic remains ownerless. The development of the territory should be comprehensive. It is necessary to create a Ministry for the Development and Development of the Arctic. It must assess all the needs and risks of the territories located in the northern part of the country. The Arctic has a very fragile ecosystem. It is associated with climatic conditions and entails a number of restrictions in development. There are peculiar social relations between the population and the mining enterprises. The characteristics of development activities are given, the main ways of strategic development are proposed, and the main «nerve» nodes are identified. Keywords: Arctic zone, complex development of the territory, a fragile ecosystem, mining, transport infrastructure, hydroposts.
//
Площадь Арктической территории Российской Федерации равна 9,7 млн квадратных километров, что составляет 56,7 % от общей площади государства. А численность населения достигает всего 2,6 млн человек.
Для развития новых технологий в Арктике необходимо стимулировать всю цепочку от научно-исследовательских работ до логистики и производства
В последние годы Россия наращивает свое присутствие в Арктике - регионе, перспективном сразу в нескольких направлениях. Во-первых, полярные территории богаты природными ресурсами. Во-вторых, через Арктику пролегает Северный морской путь - кратчайшая морская магистраль из Европы в Азию. Третье стратегическое направление - оборона северных рубежей России.
Исследование Арктической зоны Российской Федерации имеет в современных реалиях огромное значение. Указом президента «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 05.03.2020 г. № 164 обозначены субъекты, относящиеся к Российской Арктике. Также 26.10.2020 г. введен указ «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» № 645. Целью данной работы является выделение основных доктринальных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации до 2050 г.
Природные ресурсы Арктической территории РФ - это в первую очередь нефть, газ и твердые полезные ископаемые, расположенные и на сухопутной части, и на шельфе арктических морей.
Ряд компаний уже приступил, либо декларировал свои планы к освоению природных богатств Арктической территории. Однако, этим планам вряд ли суждено сбыться, если государство не будет оказывать свою помощь и поддержку, особенно в развитии транспортной инфраструктуры.
Одной из приоритетных задач в освоении Арктической зоны Российской Федерации является развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры.
ь е
ш I
Ее основой является Северный морской путь, от стабильности функционирования которого зависит решение важнейших национальных интересов в экономических, оборонных, геополитических, научных и социальных областях. Сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры возможно при интегрировании всех видов транспорта в единую систему при обеспечении доступности транспортных услуг. Эффективность решения задач развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе ее транспортной системы, носит комплексный характер и требует учета знаний, опыта, результатов научных исследований специалистов и ученых.
о с
ск <
о
X
т
Порт Сабетта, Ямал Источник: СК «Мост»
На сегодняшний день практически отсутствуют отечественные технологии, необходимые для освоения Арктических территорий, что сдвигает разработку шельфовых месторождений углеводородов на дальнюю перспективу, за 2030-2040 гг. В настоящее время экономическая целесообразность добычи углеводородов на шельфе Арктики, при отсутствии современных технологий, оборудования, развитой инфраструктуры в сложнейших климатических условиях дело крайне затратное. Подобные проекты могут окупиться при стоимости нефти около 100 долларов за баррель.
Форсировать добычу углеводородов на шельфе не стоит. Выходить на шельф нужно подготовленными.
Для развития новых технологий и применения их в Арктике необходимо стимулировать всю цепочку от научно-исследовательских работ и создания опытных образцов до логистики и производства.
Развитие региона процесс комплексный. Для рационального и полноценного освоения необходимо изучить не только имеющиеся на Арктической территории ресурсы, но и ресурсы, поступающие сюда из других регионов. По такой логике необходимо изучать, в том числе Обь-Иртышский водный бассейн, обеспечивающий речное сообщение. Исток Иртыша начинается в высокогорьях Монгольского Алтая с последующим протеканием через территорию автономного округа Китая. Сегодня здесь создается опорный промышленный район западной части страны, что приводит к кратному увеличению антропогенного воздействия. Ниже по течению -промышленная зона Казахстана. Таким образом, перед тем как появиться на территории Тюменской области в Ишимском районе, река протекает через территории трех государств, а водосбор захватывает и Монголию. В таких условиях многопользовательского режима целесообразно внедрение общих межгосударственных правил бассейнового управления, пример-аналог уже создан в формате двухстороннего управления бассейном р. Урал между Россией и Казахстаном. Необходимо отметить, что, в отличие от двухстороннего регулирования правоотношений в области природопользования реки Урал, ситуация в Обь-Иртышском водном бассейне является менее сбалансированной. России отводится роль крайнего звена в водопотоке последнего створа, на котором измеряется сброс в Северный Ледовитый океан. Наибольшее опасение здесь вызывает стратегическая линия Китая, активно наращивающего промышленный потенциал на северо-западе страны. Также необходимо учесть наличие переплетений политических, инфраструктурных, природно-климатических рисков, реализация каждого из которых приводит к существенным материальным затратам на последующую ликвидацию.
Согласно дорожной карте глобальной трансформации энергетики до 2050 года, увеличение использования возобновляемых источников энергии может оказаться решающим в достижении ключевых климатических целей к этому сроку. Международное агентство по возобновляемым
ТВт-ч/год
60000
50000
40000
30000
20000 -
10000 -
2016 2030
■ Уголь ■ Нефть
■Гидро I Биоэнергия
■ Энергия ветра ■ Геотермаль
2040
Газ ■ Атом
Фотоэнергетика ■ Гелиоэнергетика Прочие
2050
Рис. 2. «Зелёная» энергетика - 2050
источникам энергии (IRENA) выделяет эффективные варианты выполнения странами климатических обязательств [8].
Дорожная карта подразумевает переход на возобновляемые источники энергии. Так из рис. 2 видно, что в 2016 году основная доля в выработке энергии была у угля, второе место занимал газ и третье - нефть. После этих основных ресурсов идет атомная энергия. Все остальные виды энергии занимают меньшую долю в энергетике.
В перспективе всё должно стать диаметрально противоположно. На первые места должны выйти энергия ветра, фо-
Иртыш начинается в высокогорьях Монголии, течет через промзоны Китая и Казахстана. То есть, перед Россией река проходит через территории трех государств с высокой антропогенной нагрузкой
тоэнергетика, биоэнергия и гидроэнергия. Главенствующие сегодня ресурсы должны стать если не исключениями, то свестись к минимуму.
При переходе на такие виды энергии нужно учитывать определенные тонкости. Их использование должно быть комплексным, так как применение ветрогенерато-ров на территории со слабым или редким ветровым потоком не рационально. То же относится к энергии солнца.
Как видно из рис. 3, современная ресурсная база по нефти и природному газу на севере России настолько объёмна, что позволяет Западной Сибири оставаться основной производственной топливно-энергетической базой страны в долгосрочной перспективе.
Для большей наглядности данные с рис. 3 представлены ниже в таблицах извлекаемых запасов свободного газа, конденсата, нефти и газа (таблицы 1-3).
Также на территории Югры расположены гидропосты на основных реках и их притоках. Однако они не предоставляют полноценной системной ситуации, поскольку дают оценки только по определенным компонентам, а не по речной экосистеме в целом. Предлагаемая схема организации
КРАЙ
ИОРЙ'Ь«
таииц
1 гдЛштпли
ЯЕХАРД
' ¡»ММО-НЕнИ^Й
\ автонслпыг СЫРИ
I ХАКЖфн^ЙСКИИ \ Л&ТОШЙНЫЙ МИТ
гвгазоноотая
^ нефтегазоносные области
| Чяртргвэомооныа ранохщ
мн гсрснчдсчьт У ?
НЕНЕЦ(ЦЦ
А9Т0Н11М—ПН-ь гГ I
ПИЩ
Рис. 3. Прогнозируемые запасы нефти и газа на территории севера Западной Сибири
№ Наименование блока Извлекаемые запасы
Свободный газ, млрд м3 Конденсат, млн т
АВ,С1 ВА АВ,С1 В2С2
1 Бованенковско-Русановский 7591,1 3030,8 95,1 62,6
2 Обско-Тазовский 2603,5 511,1 25,2 20,5
3 Малыгино-Скуратовский 781,2 1744,5 35,9 194,3
4 Гыдано-Ямальский 2195,4 2699,6 194,3 260,4
ИТОГО 13171,3 7985,9 350,4 537,7
Таблица 1. Запасы углеводородного сырья по блокам
ь е
ш I
№ Наименование блока млрд м3
1 Бованенковско-Русановский 380
2 Обско-Тазовский 100
3 Малыгино-Скуратовский 100
4 Гыдано-Ямальский 100
б Пур-Тазовский 300
ИТОГО 980
Таблица 2. Прогноз добычи газа
№ Наименование блока млрд м3
5 Енисей-Хатангский 100
Таблица 3. Прогноздобычи нефти
о с
ск <
о
® Точки изучения (гидрология, отборы проб воды) - через 2 м по глубине
| | Линия ледяного покрова
] Горизонт отбора проб керна для исследования грунта (5 м)
® Изучение свойств льда, точки бурения в зимний период
Ж Отбор проб грунтов
А Отбор проб донных осадков
X
т
Рис. 4. Схема организации створа комплексного наблюдения на реках Обь-Иртышского водного бассейна
наблюдений на таком створе представлена на рис. 4.
Створ на реке является универсальным источником информации. Он может быть как стационарным, так и мобильным. Все зависит от условий изучения, количества и качества необходимой информации. На его основании можно исследовать:
- воднуютолщуи ледянойпокров;
- донные осадки;
- грунты.
Эти направления можно дополнить исследованием биоты в зависимости от спроса заказчиков и потребителей информации (НИИ, природопользователей, инвесторов и т. п.).
Предлагается создание станций наблюдения за состоянием многолетнемерзлых пород и приземной атмосферы (рис. 5). В целом мощности мерзлых толщ различны. Так, например, если на территории ЯНАО история активного недропользования имеет пространственную дифференциацию, то и организация сети слежения должна быть также дифференцирована.
Средняя стоимость на возведение мониторинговой скважины требуется 0,1 % от стоимости добывающей скважины. Несомненно, мониторинговая система поведения ММП является важной частью экологических мероприятий и затраты на неё могут и должны быть учтены в статье расходов недропользователя. Обслуживание станций также не предполагает существенных издержек, так как соотносится с задачами производственного экологического мониторинга и может быть спроектировано на максимальной автоматизации [7].
Так на сегодняшний день территорию Западной Сибири нужно выстраивать как стратегическую базу Арктической зоны Российской Федерации до 2050 г. К сожалению, на сегодняшний день Россия сама не отслеживает изменения в окружающей среде, а ориентируется на западные отчеты, рейтинговые и аналитические агентства. Для этого нужны предлагаемые системы створов и мерзлотных станций.
Комплекс
метеорологический
Павильон для
размещения
оборудования
Направление d = 245 мм, L = 30m.
Цементаждоустья j
Оптоволоконный кабель
(термодатчик)
Незамерзающая жидкость
Кондуктор d = 146 мм, L = 401 м.
Цементаж до устья
Эксплуатационная колонна d = 114 мм, L = 400 м.
Цементаж до устья
Рис. 5. Схема устройства станции наблюдения за состоянием многолетнемерзлых пород и приземной атмосферы
Использованные источники
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Утверждена указом президента РФ от 26.10.2020 г. №645.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Утверждены указом президента РФ от 05.03.2020 г. №164. Том 2. Деятельность крупных нефтегазовых компаний в Арктической зоне России // Сколково. Московская школа управления. Июль 2020 г.
Том 3. Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение //Сколково. Московская школа управления. Июль 2020 г.
Брехунцов A.M. и др. Риск-ориентированное моделирование социально-экологического развития в границах Обь-Иртышского бассейна Югры // Известия УГГУ. №
4(60), 2020. С. 194-205. DOI 10.21440/2307-2091-20204-194-205.
Брехунцов A.M., Петров Ю.В., Прыкова O.A. Стратегические направления по освоению природно-ресурсного потенциала Российской Арктики и формированию доктрины ее развития // Известия высших учебных заведений. Нефть игаз. №4, 2020. С. 110-118. ISSN:0445-0108 Брехунцов A.M., Петров Ю.В., Прыкова O.A. Концептуальное представление создания опорной наблюдательной сети для мониторинга многолетнемерзлых пород // Российская Арктика. № 12, 2021. С. 23-32. DOT. 10.24412/2658-42552021-1-23-32
Глобальная трансформация энергетики:дорожная карта до 2050 года (издание 2019 г.). - URL: https://www.irena. org/publications/2019/Apr/Global-energy-transformation-A-roadmap-to-2050-2019Edition (дата обращения: 03.09.2021).