Научная статья на тему 'Арктические морские пути'

Арктические морские пути Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВАЯ ПРОВОДКА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТАЯНИЕ ЛЬДОВ / SHIP WIRING / NORTHERN SEA ROUTE / ICE MELTING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов В.В.

В статье рассматривается альтернатива экваториальным переходам с использованием Суэцкого и Панамского каналов, а также возможность судовых проводок северными проходами. Положения, изложенные в статье, могут быть применимы судоходными и экспедиторскими компаниями в работе по разработке, прогнозированию мультимодальных перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC MARITIME ROUTES

Alternative to the equatorial transitions with use of Suez and Panama channels and possibility of ship conducting’s by northern passes are described in the article. The provisions stated in article could be applicable shipping and shipping companies in work on development, forecasting of multimodal transportation of goods.

Текст научной работы на тему «Арктические морские пути»

Z *

1) уяснение или формирование требований к сети связи ^ ;

Z (t) „ й h2(t),

2) определение состояния сети связи 4 ' (действительных значений параметров выбора 24 ' ) в момент t;

3) Z(t) б Z * Z(t) & Z *

3) сравнение 4 ' с требуемыми значениями ^ и принятие решения: если v ' , то сеть связи не соответствует тре-

Z(t) с Z *

бованиям; если ' , то сеть связи соответствует требованиям;

- U(Z* Z, X, t) й й „

4) формирование и реализация управляющих воздействий 4 ' .обеспечивающих выполнение поставленных требований,

Z(t) с Z *

т.е. обеспечивающих выполнение условия ^ ' ;

5) осуществление временной задержки Т до следующего момента определения состояния сети связи.

Затем этапы повторяются, начиная со второго.

В соответствии с принципом новых задач создаваемая СУ должна решать сложные интеллектуальные задачи, которые обеспечивают существенное повышение эффективности управления сетью связи и которые не могут быть решены с помощью традиционных средств. К ним относятся задачи управления маршрутизацией потоков сообщений на основе новых адаптивных методов.

Литература:

1.Балыбердин В.А. Оценка и оптимизация характеристик систем обработки данных. - М.: Радио и связь, 1987.

2. Морозов В.К., Долганов А.В. Основы теории информационных сетей. - М.: Высшая школа, 1987.

3. Клейнрок Л. Вычислительные сети с очередями. - М.: Мир, 1979.

УДК 656.611

АРКТИЧЕСКИЕ МОРСКИЕ ПУТИ

Попов В.В., д.т.н., профессор кафедры ИСиТ ФГБОУВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»

В статье рассматривается альтернатива экваториальным переходам с использованием Суэцкого и Панамского каналов, а также возможность судовых проводок северными проходами.

Положения, изложенные в статье, могут быть применимы судоходными и экспедиторскими компаниями в работе по разработке, прогнозированию мультимодальных перевозок грузов.

Ключевые слова: судовая проводка, Северный морской путь, таяние льдов.

ARCTIC MARITIME ROUTES

Popov V., Doctor of Economics, professor of IS&T chair, Admiral Ushakov Maritime State University

Alternative to the equatorial transitions with use of Suez and Panama channels and possibility of ship conducting's by northern passes are described in the article.

The provisions stated in article could be applicable shipping and shipping companies in work on development, forecasting of multimodal transportation of goods.

Keywords: ship wiring, the Northern Sea Route, ice melting.

Солнце - основной энергетический источник нашей планеты портном мореплавании. Северо-Западный проход не только короткий

входит в период своей активности. Как следствие, огромные массы путь для судопотока, этот маршрут даёт возможность некоторой группе

теплого воздуха устремляются на Восток и пройдя над срединной стран быстрее развиваться снизив денежные затраты на перемещение

частью Азии заворачивают к северу, выбивая массы ультраполярного грузов. Северо-Западный проход - это морской путь, соединяющий Ат-

холода на низкие широты Европы и Север Африки. Льды Север- лантический и Тихий океаны через Канадский Арктический архипелаг.

ного Ледовитого океана тают. Кромка паковых льдов поднимается Этот маршрут представляет собой сборник арктических водных путей

в высокие широты, освобождая проливы севера Американского вокруг Канады, вдоль побережья Северной Америки. Маршрут был из-

континента и Азии. вестен, но не использовался ранее, так как был покрыт толстым слоем

В настоящее время льды тают быстрее чем происходит льдоо- круглогодичного льда. Теперь острова архипелага начали отделяться,

бразование. Таким образом постепенно приполярные моря освобож- открывая более короткий путь для движения судов.

даются ото льда, оставаясь даже в зимние месяцы судоходными в Таяние льдов Северного Ледовитого океана представляет собой

отдельной своей части. два противоположных события. Первое - повышение уровня моря

Одновременно в летние месяцы арктические моря Российского из-за таяния ледников и ледяных плит. Второе появление новых

севера свободные ото льда значительный период позволяют судовые возможностей в связи с открытием Северо-Западного прохода.

проводки караванов, как альтернатива экваториальным переходам Огромные финансовые ресурсы могут быть сохранены на транс-

с использованием Суэцкого и Панамского каналов. Судовой путь в портные переходы, но это преимущество кажется, очень малым по

арктических широтах вдвое короче субэкваториальных. сравнению с потерями от глобального потепления.

В то же время безопасен от угрозы пиратством и оплаты ка- Исследование Северо-Западного прохода основано на компью-

нальных сборов, а также участившихся в последнее время простоев теризированных моделях климата. Эти модели разрабатываются с

караванов судов в ожидании очередности прохода и неожиданных использованием спутниковых и других инструментов мониторинга.

закрытиях каналов в связи с нестабильностью и беспорядками в Модели подтвердили снижение толщины и покрытия морского

странах ближнего востока. льда в Северном Ледовитом океане, его объемах. Весь процесс

Появляется возможность судовых проводок северными про- открывает широкие возможности для транспортной компоненты

ходами. многих стран.

Это Северный морской путь - вдоль побережья Севера России, Первый транзит Северо-Западного прохода был сделан коман-

а также огибая Аляску. дой из пяти человек под руководством Руальда Амундсена. Они

Северный морской путь освоен и эксплуатировался десятилетия, начали свое путешествие 16 июня 1903 года на шхуне "Джошуа",

а вот другой: Северо-западный проход - новое в навигации и транс- закончили в 1906 году.

176 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2014 |

Маршрут судоходства следующий: суда следуют на запад через Северо - Западный проход входя в море Баффина. Затем проходят через проливы между островами , возможно, различные на каждом маршруте, Арктического архипелага. Появится возможность достичь Тихого океана через Чукотское море и Берингов пролив.

Открытие Северо-Западного прохода выгодно в разных аспектах.

Использование Северо-Западного прохода в качестве маршрута для судов уменьшит расстояние перехода приблизительно на 4000 км или 2500 миль. Это преимущество значительно для такого перехода. Этот маршрут позволит сократить расстояние между Нью-Йорком и Токио на 3200км. Китай является крупнейшим пользователем Панамского канала, в частности получили бы большие сокращения расстояния до северо-востока США и в северо-западную Европу.

Очень дорого перевозить различные ресурсы из Канадского севера в остальной мир. Уменьшение расстояния сделают перевозку огромных минеральных ресурсов проще и экономичнее. Также снижаются затраты на перевозку грузов, следующих из Азии. Миллиарды долларов на транспортные расходы были бы снижены, на этом маршруте. Время и использования энергетических ресурсов также будет сохранено за счет этого более короткого пути с востока на запад и обратно.

Таяние морского льда в Северном Ледовитом океане медленно открывает скрытые месторождения. Не считая все минеральные ресурсы, они содержат более 400 миллиардов баррелей нефти и природного газа, стоимостью не менее 90 миллиардов долларов США. Поэтому, многие приполярные страны начали заявлять права на вновь открывшиеся области.

Маршрут Северо-Западного прохода будет играть важную роль в процессе добычи полезных ископаемых в Арктике. В связи с этим, уже сейчас правительство Канады заявило свои права на маршрут. Если их притязания будут поддерживаться мировым сообществом, то следует ожидать большого прогресса в развитии Канадских Северных Земель. Вышесказанное также усилит экономическую и военную мощь Канады. Одновременно интерес проявляют Норвегия, США и даже такие южные страны как Китай и Индия.

Однако есть также некоторые факторы, которые могут понизить ценность этого маршрута. Панамский канал расширяет свои мощности для обработки больших судов. В настоящее время, он может обрабатывать только суда, перевозящих не более 4000 контейнеров (так называемых "Рапатах" судов). Через некоторое время, после реконструкции, он будет обрабатывать суда перевозящие 10000 контейнеров. Это расширение мощностей займет от 6 до 8 лет, и позволит снизить необходимость другой альтернативы, судовых

путей через Северо-Западный проход.

Вместе с тем необходимо отметить немалые ресурсы для создания безопасного судового пути через северо-западный проход. Опыт свыше 50-летней эксплуатации Северного морского пути через Советскую Арктику позволяет однозначно показать преимущества и недостатки северных конвоев. Для обеспечения безопасности мореплавания на границе паковых льдов необходим постоянный мониторинг ледовых подвижек, направлений действующих ветров, осадков, морских течений. На отдельных участках маршрутов дежурство ледоколов обеспечения и многое другое.

По сути, создание технически и технологически обустроенного арктического канала с высокоточной навигацией и средствами обеспечения безопасности судовой проводки.

Россия приступила к воссозданию инфраструктуры Северного морского пути. От незамерзающего порта Мурманск необходимо построить 9 Центров экстренного реагирования, 15 станций наблюдения, 30 автоматических постов. В навигацию 2012 года работает не более четверти от искомого количества береговой инфраструктуры обеспечивающей безопасную навигацию от Чукотки до Баренцева моря, но идет постоянное наращивание сил и средств на этом направлении. В планах обеспечения постоянной навигации предполагается строительство цепочки портов - убежищ на всем маршруте следования.

В 2011 году после почти 20 летнего перерыва Российский судовой оператор ОАО "Совкомфлот" осуществил проводку судна-газовоза от Мурманска до Певека, и далее в Китай Северным морским путем. В 2012-14 годах еще несколько караванов судов проходили по северному морскому пути. Обеспечивали проводку два ледокола, на подстраховке находился еще один теплоход, ледокольного типа. Россия заявила о готовности нового открытия Севморпути, однако пока сегодня затраты превышают выгоды от данного маршрута. В том числе и на восстановление утраченной инфраструктуры арктических маршрутов. Но с учетом Глобального потепления и освобождения ото льда просторов Северного Ледовитого океана видятся очень большие перспективы этого сегмента транспортировки грузов и развития добычной тематики Приполярного шельфа.

Литература:

1. Арикайнен К.И. Судоходство во льдах Арктики._М.: Транспорт, 1990._247 с.

2.Абоносимов В.И. Искусство ледового плавания._М.: Транспорт, 1987._223 с.

3. Магидович И.П. Арктические походы Джона Франклина._М.: Совпресс, 1962._253 с.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2014 | 177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.