Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКИЕ МОНОГОРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И РОЛЬ РЕСУРСНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

АРКТИЧЕСКИЕ МОНОГОРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И РОЛЬ РЕСУРСНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / МОНОГОРОДА / МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Л. А., Дидык В. В., Корчак Е. А., Башмакова Е. П., Емельянова Е. Е.

В статье рассматриваются социальные проблемы моногородов российской Арктики. Предложена типология арктических моногородов по критериям динамики численности населения и отраслевой специализации градообразующих производств. Дана оценка демографических процессов, показателей уровня жизни населения, положения на рынке труда, обеспеченности основными социальными услугами в монопрофильных городских поселениях Арктической зоны РФ. Предложены направления решения социальных проблем арктических моногородов, в том числе касающиеся социальной ответственности ресурсных корпораци.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКИЕ МОНОГОРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И РОЛЬ РЕСУРСНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

АРКТИЧЕСКИЕ МОНОГОРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И РОЛЬ РЕСУРСНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Рябова Л.А., Дидык В.В., Корчак Е.А., Башмакова Е.П., Емельянова Е.Е.

В статье рассматриваются социальные проблемы моногородов российской Арктики. Предложена типология арктических моногородов по критериям динамики численности населения и отраслевой специализации градообразующих производств. Дана оценка демографических процессов, показателей уровня жизни населения, положения на рынке труда, обеспеченности основными социальными услугами в монопрофильных городских поселениях Арктической зоны РФ. Предложены направления решения социальных проблем арктических моногородов, в том числе касающиеся социальной ответственности ресурсных корпораций.

In the article social problems of single-industry towns in the Russian Arctic are discussed. A typology of Arctic single-industry towns by criteria of population dynamics and industrial specialization of town-forming enterprises is proposed. Demographic processes, living standards indicators, situation at the labor markets, provision with the basic social services in mono-profile urban settlements of the RF Arctic zone are estimated. Directions for solving social problems of Arctic single-industry towns are proposed including those related to mechanisms of social responsibility of resource corporations.

Ключевые слова: российская Арктика, моногорода, монопрофильные поселения, социальные проблемы, градообразующие предприятия, корпоративная социальная ответственность, социальная политика.

Keywords: Russian Arctic, single-industry towns, mono-profile urban settlements, social problems, town-forming enterprises, social responsibility, social policy.

В системе расселения Арктической зоны Российской Федерации важное место занимают моногорода. Они создавались, как правило, в ходе масштабного освоения природных ресурсов Севера в советский период (1930-e - 1980-е годы). Арктический моногород - особый в силу экономико-географических и природно-климатических факторов тип поселения. С точки зрения социального развития особенность моногородов в том, что из-за монопрофильного характера

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

экономики они находятся в зоне высокого риска возникновения социальных проблем [1, с. 4-19], что в регионах Арктики усугубляется под действием ряда специфических факторов.

На социальное благополучие арктических моногородов наиболее сильное влияние оказывают колебания конъюнктуры на глобальных и российских сырьевых рынках, политика корпораций, осваивающих ресурсы Арктики, экономическое положение и социальная ответственность градообразующих компаний и предприятий, а также особые условия Арктической зоны. Это экстремальный климат, удаленность от экономических центров, неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, что удорожает стоимость жизни и затраты местных бюджетов, обостряет социальные проблемы, ограничивает возможности развития предпринимательства и внедрения инноваций [2, с. 20-25]. Важнейшее значение имеют институциональные факторы: политика федерального уровня в отношении Арктической зоны РФ и моногородов, соответствующие региональные и муниципальные программы, система отношений между государственной, муниципальной властью и бизнесом, уровень развития институтов корпоративной социальной ответственности.

Перечень моногородов РФ впервые был составлен в 2009 г. Министерством регионального развития РФЩ [3]. В соответствии с редакцией Перечня от 26 июля 2013 г. список городских поселений РФ, признанных монопрофильными по критериям, принятым Правительством РФ, включает 342 населенных пункта. [3] В Арктической зоне РФ[2] [4] находятся 18 монопрофильных городских поселений - 12 городов и 6 поселков городского типа (табл. 1). Число городских поселений в российской Арктике 71, из них монопрофильных 25,4% при 14,1% в целом по РФ[3] [5]. То есть в Арктике доля монопоселений почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Это говорит о высокой актуальности проблематики моногородов для данного макрорегиона. По региональному размещению больше всего моногородов в Мурманской области - 8, или почти половина их общего числа.

Одной из острейших социальных проблем двух последних десятилетий для большинства моногородов Арктики стало снижение численности населения. В 1989-2013 гг. общая численность населения в них сократилась на 283,3 тыс. чел., или почти на 30%, - с 1005,4 тыс. чел. в 1989 г. до 722,1 тыс. чел. в 2013 г. Наибольшее сокращение произошло в моногородах Чукотского АО и Республики САХА (почти на 80%) и в Мурманской области (40%). В 9-ти из 18-ти моногородов численность населения снижалась более интенсивно, чем по субъекту РФ, к которому они относятся. Лишь к 2013 г. в ряде моногородов наметилась тенденция роста численности населения (главные факторы - снижение смертности и рост рождаемости) (табл. 1).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Почти 30% населения российской Арктики живет в моногородах [4] [6, с. 149], при 10,4% по РФ. Исследования показывают, что в арктических регионах РФ результатом снижения числа проживающих является ухудшение качества человеческого потенциала и человеческого капитала, снижение качества жизни [7] (главные факторы - отток квалифицированных специалистов в производственной и социальной сферах, молодежи [8, с. 196-210]). Очевидно, что снижение численности населения моногородов Арктической зоны РФ негативно влияет на перспективы устойчивого развития этого макрорегиона. Более того, поскольку в монопоселениях Арктики создается значительная часть валового национального продукта и уровень душевого производства ВВП во многих из них существенно выше, чем на других территориях РФ, то утрата или снижение качества их человеческого потенциала ограничивает возможности социально-экономического развития страны в целом.

Таблица 1

Перечень монопрофильных городских поселений Арктической зоны РФ, их специализация и

динамика численности населения

Наименован ие Специализация градообразующего предприятия (промышленность) Численность населения на начало года, тыс. чел. 2013 г. к 1989 г., %

1989 [9 ] 2002[10 ] 2010[11 ] 2012[12 ] 2013 [13,14 ]

Мурманская область

1. Ковдор железорудная 30,4 20,8 18,8 18,4 20,5 67,4

2. Кировск горно-химическая 43,5 31,5 28,6 28,3 30,4 69,8

3. Мончегорск горно-металлургическая 68,6 52,2 45,4 44,7 47,3 68,9

4. Полярные Зори электроэнергетика 19,4 15,9 15,1 14,9 17,5 90,2

5. Туманный электроэнергетика 1,9 0,9 0,7 0,6 0,6 31,5

6. Ревда горно-обогатительная 13,8 10,3 8,4 8,1 8,1 58,6

7. Заполярный горно-металлургическая 23,5 18,6 15,8 15,7 15,8 67,2

8. Никель горно-металлургическая 21,8 16,5 12,8 12,5 12,7 58,2

Справочно по Мурманской области 1146,7 892,5 795,4 787,9 780,4 68,0

Архангельская область

9. Северодвин ск судостроительная 248,6 201,5 192,3 190,1 189,5 76,2

10. Новодвинск лесопромышленная 50,1 43,3 40,6 40,3 39,9 79,6

Вестник Научно-исследовательского центра ц , ^д^ э

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

11. Онега лесозаготовительная,деревообрабатыва ющая 26,0 23,4 21,4 21,0 21,0 80,7

Справочно по Архангельской области 1570,2 1336,5 1227,6 1213,5 1202, 2 76,5

Ямало-Ненецкий АО

12. Губкинский нефтегазодобывающая 9,6 20,4 23,3 25,9 26,6 277, 0

13. Муравленко нефтегазодобывающая 27,5* 35,9 37,4 33,5 33,2 120, 7

Справочно по Ямало-Ненецкому АО 486,1 507,0 522,9 536,5 541,6 111, 4

Чукотский АО

14. Билибино электроэнергетика 15,5 6,1 5,5 5,4 5,4 34,8

15. Беринговски й угледобывающая 8,9 3,1 2,4 2,2 1 11,2

Справочно по Чукотскому АО 157,5 53,8 50,5 50,9 50,7 32,1

Республика Коми

16. Воркута угледобывающая 115,6 84,9 70,6 67,1 87,4 75,6

Справочно по Республике Коми 1261,0 1018,6 901,1 889,8 880,6 69,8

Красноярский край

17. Норильск горно-металлургическая 267,4** 221,8** 175,3 177,3 178,1 66,6

Справочно по Красноярскому краю 3596,2 2966,0 2828,1 2838,3 2846,4 79,1

Республика Саха (Якутия

18. Депутатский горно-металлургическая 13,3 3,6 3,0 3,0 2,9 21,8

Справочно по Республике Саха (Якутия) 1081,4 949,2 958,5 955,8 955,5 88,3

Итого по моногородам Арктики РФ: 1005,4 810,7 717,4 709 722,1 71,8

Справочно по РФ: 147400 145166 142856 143056 14334 7 97,2

* данные на начало 1992 г.

** для сопоставимости в численность населения г. Норильск (174,6 тыс. чел. в 1989 г. и 134,8 в 2002 г.) включено население вошедших с 2006 г. в округ г. Норильск - г. Талных (62,8 тыс. чел. в 1989 г. и 58,6 в 2002 г.), г. Кайеркан (27,8 тыс. чел. в 1989 г. и 27,1 в 2002 г.) и р.п. Снежногорск (2,2 тыс. чел. в 1989 г. и 1,3 в 2002 г.).

На основе данных о специализации градообразующих предприятий и динамике численности населения мы сформировали типологическую матрицу монопрофильных городских поселений Арктической зоны РФ, учитывающую эти две их ключевые характеристики (табл. 2).

Таблица 2

Типологическая матрица монопрофильных городов Арктической зоны РФ

Тип поселений по__Тип поселений по отраслевой специализации моногорода

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

динамике Нефтегазо- Горно- Лесо- Электроэнергетика

изменения добыча добывающая заготовка и и судостроение

численности промышленность лесо-

населения переработка

«Растущие» Губкинский,

Муравленко

(с растущей

численностью

населения)

Всего - 2

«Сокращающиеся» Ковдор, Новодвинск, Полярные Зори,

Мончегорск, Онега Туманный,

(с сокращающейся Кировск, Билибино,

численностью Заполярный, Северодвинск

населения) Никель, Норильск,

Воркута,

Депутатский,

Ревда, Всего - 4

Беринговский

Всего - 2

Всего - 10

По отраслевой специализации арктические моногорода РФ можно разделить на 4 типа - основанные на нефтегазодобыче, горнодобывающей промышленности, лесозаготовке и лесопереработке, электроэнергетике и судостроении. Для моногородов нашей Арктики характерна специализация на эксплуатации природных ресурсов - 14 поселений (77,7% их общего числа). Из них большинство (12, или 66,6%) специализируется на добыче невоспроизводимых ресурсов (нефтегазовых и твердых минеральных - руд черных и цветных металлов, угля и др.)[5]. Большинство арктических моногородов (10 из 18) основаны на горно-добывающей промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По динамике численности населения за период 1989-2012 гг. мы выделили 2 типа моногородов -«растущие» и «сокращающиеся». Лишь два моногорода в российской Арктике относятся к «растущим» - это нефте- и газодобывающие Губкинский и Муравленко (ЯНАО)[6]. В остальных численность населения в этот период сократилась. Наибольшее сокращение численности имело место в п.г.т. Депутатский (Республика САХА) - в 4,6 раза (с 13,3 тыс. чел. в 1989 г. до 2,9 тыс. чел. на начало 2013 г.), а наибольший прирост - в г. Губкинский (ЯНАО), где численность населения увеличилась в 2,7 раза (с 9,6 тыс. чел. в 1989 г. до 26,6 тыс. чел. в 2013 г.).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Сокращение численности населения любого поселения - свидетельство его социально-экономического неблагополучия. Причинами сокращения могут быть и естественная, и миграционная убыль населения. Для арктических моногородов РФ типична миграционная убыль. Исследования показывают, что суровый климат Арктики здесь не играет главной роли. Как правило, стремление уехать говорит о неудовлетворенности людей социально-экономическими условиями жизни [15, с. 247-248]. Это подтверждают примеры городов Ямало-Ненецкого АО, где численность населения растет как за счет миграции, так и благодаря естественному приросту. Результаты опроса 2013 г. в 79 субъектах РФ показали, что в рейтинге социального самочувствия населения 1-е место занял ЯНАО, набрав 95 баллов из 100 возможных [71 [16].

Уровень жизни в моногородах Арктики зависит прежде всего от градообразующего предприятия -гаранта занятости значительной части населения и часто главного налогоплательщика в местный бюджет. В большинстве моногородов Арктики заработная плата выше средней в соответствующем субъекте РФ и более чем в 3 раза выше прожиточного минимума трудоспособного населения. Так, в г. Полярные Зори Мурманской области (градообразующее предприятие Кольская АЭС) и в г. Норильск (Заполярный филиал ГМК «Норильский никель») среднемесячная заработная плата в 2012 г. в 2 раза превышала среднюю по региону и почти в 7 раз величину прожиточного минимума. Но в ряде моногородов, особенно там, где положение градообразующих предприятий нестабильно (например, из-за ограниченного рынка сбыта продукции, как в п.г.т. Ревда Мурманской области, «Ловозерский ГОК»), заработная плата ниже средней по субъекту РФ, ее соотношение с прожиточным минимумом - менее 3-х раз (табл. 3).

Таблица 3

Среднемесячная заработная плата в моногородах Арктической зоны РФ

Моногород Среднемесячная заработная плата[8], руб. Отношение среднемесячной заработной платы к средней по субъекту РФ, % Соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума трудоспособного

населения, раз

2010 2012 2010 2012 2010 2012

Мурманская область

г. Кировск 30570,4 41914,3 104,3 128,5 3,52 4,40

г. Ковдор 29393,6 36036,5 100,3 110,4 3,38 3,78

г. Мончегорск 28935,8 36721,3 98,7 112,5 3,33 3,85

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги

Номер 3, 2013

г. Полярные Зори 53782,0 66307,2 183,5 203,2 6,19 6,95

пгт. Туманный 39673,8 н.д. 135,4 н.д 4,56 н.д

пгт. Заполярный 36583,1 н.д. 124,8 н.д 4,21 н.д

пгт. Ревда 20312,1 н.д. 69,3 н.д 2,34 н.д

пгт. Никель 24107,1 н.д. 82,2 н.д 2,77 н.д

Архангельская область

г. Северодвинск 24410,7 32035,6 110,0 117,1 3,10 3,66

г. Новодвинск 18816,8 25398,0 84,8 92,8 2,37 2,90

г. Онега н.д. н.д. н.д н.д н.д н.д

Ямало-Ненецкий АО

г. Губкинский 47101,3 59373,4 89,5 101,3 4,56 5,30

г. Муравленко 42034,1 49850,4 79,9 85,0 4,07 4,45

Чукотский АО

г. Билибино 53995 67900 115,2 102,9 4,84 5,53

пгт. Беринговский н.д. н.д. н.д н.д н.д н.д

Республика Коми

г. Воркута 32437,0 45225,0 124,1 142,2 4,03 5,11

Красноярский край

г. Норильск 47422,4 59047,8 203,9 215,4 6,76 7,30

Республика Саха (Якутия)

п. Депутатский н.д. н.д. н.д н.д н.д н.д

Для рынков труда моногородов Арктики характерны проблемы несоответствия спроса и предложения рабочей силы по количественному и профессиональному составу (несоответствие квалификации местного населения и специальностей, по которым ведется подготовка, потребностям местных рынков труда [17]) и, часто, безработицы, особенно молодежной и женской [18, с. 53-56]. Так, в п.г.т. Ревда на 01.12.2012 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 2,5% [19] (по Мурманской области - 1,3%), общей - более 10%, прежде всего, в силу отсутствия спроса на лопаритовый концентрат, непривлекательности ручного труда на руднике [20].

Помимо описанных социальных проблем, для монопоселений российской Арктики типичны следующие. Во-первых, комплекс проблем, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием. Их причины - многолетнее недофинансирование, неэффективность управления и тарифной политики, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии (что особенно затратно для арктических поселений), воды и других ресурсов. Эти проблемы были усугублены в ходе реформ передачей, как правило, коммунальной инфраструктуры от градообразующих предприятий на баланс муниципалитетов. Это дало дополнительную нагрузку на местные бюджеты, которые обычно скудны. В большинстве моногородов Арктики есть проблема наличия ветхого и аварийного жилья.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Высокую озабоченность населения состоянием жилищного фонда и инженерных сетей иллюстрируют результаты опроса жителей г. Кировск Мурманской области (градообразующее предприятие ОАО «Апатит») в 2011 г.[9] Среди наиболее острых городских проблем, на решение которых необходимо направить бюджетные средства, жители указали капитальный ремонт жилья (33% - наибольшая доля респондентов из 4,5 тыс. чел. опрошенных) и замена городских сетей электро-, водо-, теплоснабжения (26% опрошенных - второе место в рейтинге проблем) [21].

Во-вторых, комплекс проблем, связанных с медицинским обслуживанием населения. Среди них неукомплектованность врачами-специалистами, большой процент износа медицинского оборудования, недостаток средств на его обновление. Эти проблемы характерны не только для монопоселений в кризисной ситуации, но и для относительно благополучных моногородов Ямало-Ненецкого АО. Так, в стратегических документах г. Муравленко (ЯНАО) отмечается недостаточный уровень обеспеченности услугами здравоохранения и их низкое качество; недостаточная укомплектованность врачебными кадрами в поликлиниках; недостаток диагностического оборудования. Показатели посещений врачей-специалистов превышают нормативы программ государственных гарантий на 40%, а обеспеченность коечным фондом составляет 76% от нормативной [22].

В-третьих, типичной социальной проблемой арктических моногородов является «недообеспеченность» объектами социальной инфраструктуры образования, спорта, культуры. Повышенный дефицит учреждений дошкольного образования испытывают оба «растущих» моногорода ЯНАО Губкинский и Муравленко с относительно высоким уровнем рождаемости. Показатель переуплотненности в детских садах г. Муравленко - 12%, что выше среднего по округу в 2,5 раза [22]. Уровень обеспеченности спортивными объектами в г. Губкинский - 41,3% против утвержденных норм, в том числе обеспеченность плоскостными сооружениями 28%, бассейнами

Один из важных путей решения социальных проблем арктических моногородов - реализация корпоративной социальной ответственности (КСО) получающими высокие доходы за счет экспорта природных ресурсов корпорациями в поселениях, где они являются градообразующими. В Арктической зоне РФ действуют, большей частью, российские или транснациональные топливно-энергетические и горнопромышленные компании[10], начавшие одними из первых внедрять социальные кодексы, социальную ответственность и социальную отчетность, социальный аудит, -Газпром, Лукойл, Норникель и др. В начале деятельности им зачастую приходилось замещать

18,6% [23].

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

государство и местные власти, сейчас они тесно сотрудничают с ними в социальном плане. Нефинансовые отчеты этих компаний [24] свидетельствуют об их приверженности широкой концепции КСО, включающей не только ответственность за собственный персонал, но и участие в социальном развитии территорий присутствия (к сожалению, нефинансовые отчеты часто носят слишком обобщенный характер, не всегда содержат информацию по муниципальным образованиям).

За счет средств ресурсных компаний решаются многие социальные проблемы арктических монопоселений [25, с. 105-112]. Основные направления социальной деятельности компаний - ремонт и материально-техническая поддержка социальной инфраструктуры; строительство жилья, медицинских и образовательных учреждений, спортивных сооружений; помощь жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, транспортной инфраструктуре; строительство и сохранение религиозных и исторических объектов. Одна из главных задач в развитии института КСО - переход от эпизодических мероприятий к системным корпоративным социальным программам.

Во многих случаях расходы на поддержку территорий присутствия в российской Арктике доходят до 13-15% годовой чистой прибыли предприятий, что в 10 раз выше показателей расходов зарубежного бизнеса. Западные компании в среднем направляют около 1% прибыли на социальное развитие территорий [26]. В российской Арктике градообразующие компании поддерживают прежде всего объекты социальной инфраструктуры. До 60% средств, предусмотренных на социальные программы, идут на ремонт и оснащение школ, детских садов, больниц, домов культуры, санаториев, детских оздоровительных лагерей, в том числе в районах проживания коренных малочисленных народов Севера.

Как правило, социальное сотрудничество компаний и моногородов регламентируется Соглашениями. Так, в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством регионального развития РФ, Красноярским краем, г. Норильск и ОАО «ГМК «Норильский никель» по модернизации и развитию объектов социальной, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда г. Норильска компания строит дошкольные учреждения, спортивные комплексы, оказывает существенную помощь в развитии здравоохранения и образования. Ежегодно выделяется около 1 млн рублей на мероприятия по сохранению культуры коренных малочисленных народов Севера [27].

Яркий пример социально-ответственного поведения - деятельность ОАО «Газпром нефть» в г. Муравленко. Она регламентируется Генеральным соглашением между Правительством Ямало-Ненецкого АО и ОАО «Газпром нефть». За счет средств компании в 2011-2012 гг. построены 3 хоккейные площадки и жилой комплекс на 120 квартир, реконструирован физкультурно-

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

оздоровительный комплекс, в рамках программы по созданию спортивных объектов шаговой доступности построена многофункциональная спортивная площадка и 3 мини-стадиона [28].

Главными направлениями решения социальных проблем арктических моногородов являются политика федерального уровня в отношении моногородов Арктической зоны РФ и внедрение инструментов стратегического планирования и управления на местном уровне. Примером сочетания этих направлений явились меры экономической политики, предпринятые Правительством РФ в связи с мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. В их числе были мероприятия по стабилизации положения монопоселений, включавшие финансовую поддержку инвестиционных проектов моногородов, решение о которой принималось по конкурсу на основе оценки Комплексных инвестиционных планов (КИПов) развития поселений на долгосрочный период (10 - 20 лет).

Все арктические моногорода РФ в 2010-2011 гг. обеспечили разработку КИПов, выполнив одно из главных условий для получения государственной поддержки предлагаемых в них проектов. Но из 50 моногородов РФ, которым были выделены средства из федерального бюджета в 2010-2011 гг., лишь три арктических монопоселения получили поддержку - г. Ковдор и п.г.т. Ревда Мурманской области и г. Северодвинск Архангельской области.

Анализ зарубежного опыта показывает, что чаще всего решение социальных проблем арктических моногородов связывается с диверсификацией их экономики [29, с. 139-154, 30, с. 102-106]. Несмотря на то что главной целью КИПов моногородов российской Арктики является, как правило, диверсификация, многие города включают в них проекты строительства объектов социальной инфраструктуры, дефицит которых - типичное явление. Но лишь небольшая доля КИПов успешно реализуется. Проблема в том, что при существующем налогово-бюджетном законодательстве практически ни у одного муниципалитета РФ нет собственных источников средств для финансирования проектов. Их реализация возможна лишь при поддержке со стороны государства, бизнеса или других внебюджетных источников.

Остроту проблемы необеспеченности собственными источниками финансирования не только проектов развития, но и решения текущих вопросов (преимущественно социальных расходов) арктических моногородов можно оценить по данным об уровне дотационности их бюджетов. Суммарная доля дотаций, субсидий, субвенций в доходах бюджетов в среднем по монопрофильным городским округам Арктической зоны РФ в 2012 г. составила около 50%. По сравнению с 2007 г. в

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

2012 г. она увеличилась на 10,6%, за исключением моногородов Мурманской области и г. Воркуты Республики Коми, где показатель снизился. Самая высокая степень дотационности местных бюджетов там, где градообразующими являются доходные нефтегазодобывающие производства, - в городах Губкинский и Муравленко (ЯНАО). В их бюджетах доля безвозмездных поступлений в среднем возросла с 59% в 2007 г. до 80% в 2012 г. [31]. Очевидно, что концентрация доходов от освоения ресурсов Арктики на федеральном уровне и в прибылях корпораций ведет к тому, что арктические моногорода РФ лишаются жизненно важной части производимых доходов, необходимой для осуществления собственной социальной политики.

Важный фактор решения социальных проблем арктических моногородов - степень согласованности интересов разных групп городского сообщества. Рецепты решения социальных проблем арктических моногородов должны включать меры по улучшению взаимодействия различных структур местного сообществаГ11][32], групп людей, обладающих арктическими компетенциями - знаниями о жизни и работе в Арктике.

Таким образом, основными направлениями решения социальных проблем моногородов Арктической зоны РФ должны являться следующие.

1. На федеральном уровне - изменение налогово-бюджетного законодательства в направлении укрепления финансовой базы местного самоуправления, позволяющей моногородам эффективно осуществлять собственную социальную политику; разработка проблемно- и проектно-ориентированных целевых программ по существенному повышению в краткосрочной перспективе качества и доступности социальных услуг в моногородах Арктической зоны РФ.

2. На региональном и местном уровнях - целенаправленное формирование институциональных условий для взаимодействия общества, бизнеса и власти, развитие механизмов государственно-муниципально-частного партнерства с ресурсными корпорациями и градообразующими предприятиями, стимулирование и поддержка реализации системных корпоративных социальных программ, направленных на решение социальных проблем арктических моногородов РФ.

3. На местном уровне - внедрение инструментов стратегического планирования и управления, учитывающих специфику моногородов российской Арктики, осуществление программ диверсификации, обеспечение условий для развития предпринимательства и внедрения инноваций на основе формирования механизмов стратегически ориентированного сетевого взаимодействия

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

органов власти, структур гражданского общества, экспертных и бизнес-сообществ, обладающих особыми арктическими компетенциями.

Список литературы:

1. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. - М.: ЗАО «Дортранспечать», 2009. - с. 4-19.

2. Селин В.С. Экономический кризис и устойчивое развитие северных территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. - №1(25) - 2010. - С. 20-25.

3. Перечень монопрофильных муниципальных образований РФ по состоянию на 26 июля 2013 г.: URL: http://www.minregion.ru/upload/documents/2013/08/160813-p-m-1.pdf (Дата обращения: 22.09.2013).

4. Проект закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_-documents/2714.html (Дата обращения: 22.09.2013).

5. «Население и общество». Институт демографии // ГУ - ВШЭ. - № 407 - 408. - 2010 г. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0407/barom02.php (Дата обращения: 22.09.2013).

6. Корчак Е.А. Государственные стратегии зарубежных северных стран в Арктике // ЭКО - № 6, 2013, с. 149.

7. Синицкая Н.Я. Человеческое развитие - главное условие перехода к инновационной экономике // Успехи современного естествознания. № 12, 2011. URL: http://www.rae.ru/use/pdf/2011/12/55 .pdf (Дата обращения: 22.09.2013).

8. Гущина И.А., Рябова Л.А., Тоичкина В.П. Мотивация привлечения молодежи на Крайний Север и в Арктику // Пространственные и временные тенденции социально-экономических процессов на российском Севере / отв. ред. В.Н. Лаженцев. М.: - Сыктывкар, 2012. (Коми научный центр УрО РАН). С. 196-210.

9. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Т. 1. Ч. 1. Табл. 3. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/-rus89_reg2.php (Дата обращения: 22.09.2013).

10. Всероссийская перепись населения 2002 г. Т. 1. Ч. 1. Табл. 4. URL: http://www.perepis2002.ru/-index.html?id=13 (Дата обращения: 22.09.2013).

11. Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 1. Ч. 1. Табл. 4. URL: http://www.perepis2010.ru/-results_of_the_census/ (Дата обращения: 22.09.2013).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ц , ^qj j

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]

12. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2012 г.URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/do c 1138631758656 (Дата обращения: 22.09.2013).

13. База данных показателей муниципальных образований. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (Дата обращения: 22.09.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Минрегион России. URL: http://www.minregion.ru/upload/documents/2013/08/160813-p-m-1.pdf (Дата обращения: 22.09.2013).

15. Дидык В.В., Рябова Л.А. Тренды экономического и социального развития Мурманской области: результаты мониторинга за два десятилетия рыночных реформ - Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2012.с. 247-248.

16. Рейтинг Фонда развития гражданского общества. URL: http ://nadymre gion. ru/news_-archive/news?news= 1355999644&tape (Дата обращения: 22.09.2013).

17. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года. URL: http://nadymregion.ru/files/1276737378.doc (Дата обращения: 22.09.2013).

18. Корчак Е.А. Стратегические цели и направления муниципальной социальной политики в монопрофильных муниципальных образованиях Севера и Арктики РФ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. № 47 (188) - стр. 53-56.

19. Ситуация в монопрофильных территориальных образованиях Мурманской области по состоянию на 01.12.2012. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/devel_city/sub06/sub02/ (Дата обращения: 22.09.2013).

20. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного городского поселения Ревда Ловозерского района Мурманской области. URL:http://revda51.ru/img/all/0_Kompleksnyy_Investicionnyy_-

Plan_modenizacii_monoprofilnogo_gorodskogo_poseleniya_REVDA.pdf (Дата обращения:

22.09.2013).

21. Предвыборная газета кандидата в депутаты Мурманской областной Думы Турчинова В.В. «Апатит-Медиа», 14.11.2011 г.

22. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Муравленко до 2030 года. Утверждена 24.11.2011 URL:http://www.muravlenko.com/ekonomika-i-zhkh/municipalnaya-ekonomika/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gmuravlenko-do-2030g (Дата обращения: 22.09.2013).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ц , ^qj j

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

23. Комплексный инвестиционный план развития моногорода Губкинского. Утвержден 12.03.2012 г. URL: http://www.gubadm.ru/documents/reformafinans-/12.03.2012.doc (Дата обращения: 22.09.2013).

24. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов РСПП. http://archive.rspp.ru/Default.aspx?-CatalogId=2220 (Дата обращения: 22.09.2013).

25. Башмакова Е.П., Степанова Е.Н. Социальная ответственность регионального бизнеса // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т.1. № 22. С.105-112.

26. Западные компании нефтяной отрасли. URL: http://www.pacc.ru (Дата обращения: 22.09.2013).

27. ОАО «ГМК Норильский никель» Социальные отчеты. URL: http://www.nornik.ru/investor/report/soclal/ (Дата обращения: 22.09.2013).

28. Ямал - «Газпром нефть»: подписано соглашение о сотрудничестве. URL: http://kobilkin.ru/press_service/552/ (Дата обращения: 22.09.2013).

29. Aarsaether N., Riabova L., Barenholdt J.O. Community viability. In "Arctic Human Development Report". 2004. Under auspice of the Arctic Council. Akureyri: StefanssonArctic Institute. Pp. 139154.

30. Рябова Л.А. Местные сообщества планетарного Севера: тренды и факторы социального развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. Т.2. № 28. С.102-106.

31. На основе информации муниципальной базы данных Государственного комитета статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (Дата обращения: 22.09.2013).

32. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Разный профиль монопрофильных городов Севера: институциональная динамика, зависимость от колеи и расходящиеся траектории социально-экономического развития Губкинского и Муравленко (ЯНАО). URL: http://www.gosbook.ru/node/70012 (Дата обращения: 22.09.2013).

Literature:

1. Lyubovny V.Ya. Mono-profile towns under the crisis conditions: situation, challenges, rehabilitation opportunities. M.: CJSC «Dortranspechat'», 2009. - p. 4-19.

2. Selin V.S. Economic crisis and sustainable development of northern territories // Sever I Rynok: Formation of Economic Order. - No.1(25) - 2010. - p. 20-25.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

3. List of mono-profile municipalities in RF as of July 26, 2013. URL: http://www.minregion.ru/upload/documents/2013/08/160813 -p-m- 1.pdf (Date

of access: 22.09.2013).

4. Draft law "On the Arctic Zone of the Russian Federation". URL: http://www.minregion.ru/documents/draft -documents/2714.html (Date

of access: 22.09.2013).

5. "Population and Society", Institute of Demography GU Higher School of Economics, No. 407 - 408.

of access: 22.09.2013).

6. Korchak E.A. Governmental strategies of foreign northern countries in the Arctic // ECO - No. 6, 2013, c. 149.

7. Sinitskaya N.Ya. Human development - the main condition of transition to innovation

URL:http://www.rae.ru/use/pdf/2011/12/55.pdf (Date of access: 22.09.2013).

8. Gushchina I.A., Riabova L.A., Toichkina V.P.. Motivation for attracting youth to the High North and the Arctic // Spatial and temporal tendencies of socio-economic processes in the Russian North / Editor-in-chief V.N. Lazhentsev. Moscow-Syktyvkar, 2012. (Komi Science Centre, Ural Department of RAS). p. 196-210.

9. All-Union population census 1989 Volume 1. Section 1. Table. 3. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/-rus89_reg2.php (Date of access: 22.09.2013).

10. All-Russian population census 2002 Volume 1. Section 1. Table 4. URL: http://www.perepis2002.ru/-index.html?id=13 (Date of access: 22.09.2013).

11. All-Union population census 2010 Volume 1. Section 1. Table 4. URL: http://www.perepis2010.ru/-results_of_the_census/ (Date of access: 22.09.2013).

12. Regions of Russia. Basic socio-economic indicators of towns, 2012 URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc

1138631758656 (Date of access: 22.09.2013).

13. Data base of municipalities' indicators. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (Date of access: 22.09.2013).

14. Ministry of regional development of Russia. URL: http://www.minregion.ru/upload/documents/2013/08/160813 -p-m- 1.pdf (Date

of access: 22.09.2013).

2010.

URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0407/barom02.php(Date

economy // Successes of modern natural sciences No. 12, 2011.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

15. Didyk V.V., Riabova L.A. Trends of economic and social development of the Murmansk region: the monitoring results for two decades of market reforms - Apatity: Publishing house of KSC of RAS, 2012. p. 247-248.

16. Rating of the Foundation of civil society development URL: http://nadymregion.ru/news_-archive/news?news= 1355999644&tape (Date of access: 22.09.2013).

17. Strategy of socio-economic development of Yamal-Nenets autonomous district to the year of 2020 URL: http://nadymregion.ru/files/1276737378.doc (Date of access:22.09.2013).

18. Korchak E.A. Strategic goals and directions of municipal social policy in mono-profile municipalities of the RF North and Arctic // National interests: priorities and security. - No. 47 (188) - 2012. - p. 53-56.

19. Situation in mono-profile territorial formations of the Murmansk region as of 01.12.2012. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/devel_city/sub06/sub02/ (Date of access:22.09.2013).

20. Complex investment plan of modernization of the mono-profile settlement of Revda in Lovozero district if the Murmansk region. URL:http://revda51.ru/img/all/0 Kompleksnyy Investicionnyy -Plan_modenizacii_monoprofilnogo_gorodskogo_poseleniya_REVDA.pdf (Date

of access: 22.09.2013).

21. Pre-election newspaper of the candidate to the Murmansk regional Duma V.V. Turchinov "ApatitMedia" 14.11.2011.

22. Strategy of socio-economic development of Muravlenko municipality to the year of 2030. Approved on 24.11.2011. URL: http://www.muravlenko.com/ekonomika-i-zhkh/municipalnaya-ekonomika/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gmuravlenko-do-2030g (Date

of access: 22.09.2013).

23. Complex investment plan of development of mono-town Goubkinskiy. Approved on 12.03.2012. URL: http://www.gubadm.ru/documents/reformafinans-/12.03.2012.doc (Date

of access: 22.09.2013).

24. National register of corporative non-financial reports of The Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. http://archive.rspp.ru/Default.aspx?-CatalogId=2220 (Date ofaccess: 22.09.2013).

25. Bashmakova E.P., Stepanova E.N. Social responsibility of regional business // Sever I Rynok: Formation of Economic Order.. 2009. V.1. No. 22. p.105-112.

26. Western companies of the oil industry. URL: http://www.pacc.ru (Date of access: 22.09.2013).

27. OJSC "Mining and metallurgical company "Norilskiy nickel" Social reports. URL: http://www.nornik.ru/investor/report/social/ (Date of access: 22.09.2013).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ц , ^qj j

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]

28. Yamal - "Gazprom-oil": agreement on collaboration is signed. URL: http://kobilkin.ru/press service/552/ (Date of access: 22.09.2013).

29. Aarsaether N., Riabova L., Barenholdt J.O. Community viability. In "Arctic Human Development Report". 2004. Under auspice of the Arctic Council. Akureyri: Stefansson Arctic Institute. Pp. 139154.

30. Riabova L.A. Local communities of the planetary North: trends and factors of social development // Sever I Rynok: Formation of Economic Order.. 2011. V.2. No. 28. p.102-106.

31. On the basis of information from the municipal data base of the State Committee on Statistics of RF. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (Date of access:22.09.2013).

32. Zamyatina N. Yu., Pilyasov A.N. Different profile of mono-profile towns of the North: institutional dynamics, dependence on the rut and dispersing trajectories of socio-economic development of Goubkinskoye and Muravlenko (YANAD) URL: http://www.gosbook.ru/node/70012 (Date of access: 22.09.2013).

[1] Первоначально в него входили 358, в 2011 г. - 333 моногорода.

[2] В границах, определенных в законопроекте «Об Арктической зоне Российской Федерации».

[3] Число городских поселений в РФ в 2009 г. - 2417 ед.

[4] Численность населения арктических территорий РФ на 01.01. 2012 г. - 2509 тыс. чел.

[5] В 2-х городах экономика основана на воспроизводимых ресурсах (Новодвинск и Онега, Архангельская обл., лесозаготовка, лесопереработка). В 4-х градообразующие отрасли - электроэнергетика и судостроение: г. Полярные Зори и п.г.т. Туманный Мурманской обл. (Кольская АЭС и Каскад Серебрянских ГЭС), г. Билибино Чукотского АО (филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция») и г. Северодвинск Архангельской обл., с единственным в Арктической зоне РФ градообразующим машиностроительным производством - судостроительными предприятиями «Севмаш» и «Звездочка».

[6] Градообразующие предприятия: г. Муравленко - Филиал «Муравленковскнефть» ОАО «Газпромнефь-Ноябрьскнефтегаз», г. Губкинский - ООО «РН - Пурнефтегаз».

[7] Опросы в феврале и мае 2013 г., выборка - 56,9 тыс. чел.

[8] Среднемесячная заработная плата работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций, за исключением субъектов малого предпринимательства.

[9] Опрос проведен общественной организацией «Народный фронт», выборка - 4.5 тыс. чел.

[10] Значительная часть производства этих компаний сосредоточена именно на Арктических территориях.

[11] Авторы считают, что коренное отличие Губкинского от Муравленко, определяющее развитость в них малого бизнеса и культуры, как важного фактора экономического развития, состоит в большей степени согласованности интересов групп городского сообщества: при почти одинаковой численности населения в Муравленко при Администрации города создано 17 комиссий и консультативных советов, в Губкинском - 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.