УДК 327[(470+48+7):98)](045)
Арктическая стратегия приарктических государств:
общее и особенное
© Комлева Наталья Александровна, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории политической науки Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) академик Академии геополитических проблем, глава Екатеринбургского отделения Академии геополитических проблем, академик Международной академии дискурс-анализа. Приоритетные темы исследований: специфика и закономерности современного геополитического процесса. Контактный телефон: (343) 350-73-78. Факс: (343) 350-73-00. E-mail: komleva1 @yandex.ru.
В статье рассматриваются в сравнении арктические (северные) стратегии основных приарктических государств: России, США, Канады, Норвегии, Дании. Акцентируется внимание на том, что Арктическая стратегия России является в наибольшей степени разработанной, в то время как Северная стратегия Норвегии единственная из всех содержит разработку методов осуществления soft power («мягкой силы») в процессе освоения арктического региона. Ключевые слова: Арктика, приарктические государства, стратегия, «жесткая сила», «мягкая сила», освоение арктического региона.
Arctic strategy of the subarctic states: general and especial
© Komleva Natalia, Doctor of Political Sciences, professor, chief of the department of theory and history of political science at the Faculty of politology and sociology at the Ural Federal University, (Ekaterinburg, Russia), academician of the Academy of Geopolitical Problems, chief of the Ekaterinburg department, academician of the International Academy of Discourse-analyses. Investigations: modern geopolitical process. Contact phone: (343) 350-73-78. Fax: (343) 350-73-00. E-mail: komleva! @yandex.ru.
Abstract
There are considering in comparison the arctic strategies of the main arctic states: Russia, USA, Canada, Norway, Denmark. The author stresses the high level of Russian arctic strategy working out and the soft power using in the north strategy of Norway.
Key words: the Arctic, arctic states, arctic (north) strategy, hard power, soft power, arctic region mastering.
Арктический регион мира в течение последнего десятилетия стал ареной нешуточных политических страстей: за преимущественные права на его освоение активно борются северные государства Евразии и Америки, к освоению региона пытаются подключиться азиатские страны, расположенные значительно южнее (Китай, Корея, Япония). Приз велик: установле-
но, что по объему запасов нефти и газа шельфы Северного Ледовитого океана превосходят все остальные океаны Земли [1]. Предположительно, в Арктике находится до четверти всех запасов углеводородов планеты. Арктический шельф богат и другими полезными ископаемыми: углем, золотом, медью, никелем, оловом, платиной, марганцем и т.д.
Основной компонент борьбы за Арктику - соревнование пяти государств: России, США, Канады, Норвегии, Дании. Четыре последних являются членами НАТО, что придает ситуации особую остроту потенциальной возможности военного конфликта в Арктике между НАТО и РФ. Четыре страны из пяти, перечисленных выше, разработали и приняли на государственном уровне программные документы, выражающие их намерения в освоении Арктического региона. В сентябре 2008 года появились «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», в том же году -Северная стратегия Норвегии («Стратегия правительства Норвегии в северных регионах»), в январе 2009 года - арктическая доктрина США, летом 2009 года - Северная стратегия Канады («Statement on Canada's Arctic Foreign Policy»).
Часть положений этих документов у всех четырех стран совпадает. Совпадения касаются следующих моментов:
a) арктический регион все приарктические страны полагают имеющим стратегическое значение не только для себя как для отдельно взятого государства, но и для всего Севера планеты и даже более того - стратегическим регионом мира как такового. Арктика признается, прежде всего, стратегической ресурсной базой как для каждой из стран, так и для мира в целом;
b) каждая из четырех стран (США, Канада, Норвегия, РФ) подчеркивает свое реальное или будущее исключительное лидерство в Арктике и в связи с этим артикулирует задачу укрепления своего суверенитета над соответствующим сектором Арктики;
c) каждая страна «четверки» планирует развивать экономику и социальную сферу, охранять окружающую среду, совершенствовать структуру управления своего сектора Арктики, развивать здесь научные исследования. Все эти важные направления деятельности предполагается осуществлять в режиме циркумполярного диалога;
d) приарктические страны, включая на сей раз и Данию, немаловажной частью своего присутствия в регионе считают присутствие военное. Предполагаются и уже активно создаются арктические группировки войск, как сухопутных, так и морских, новые базы для таких группировок, укрепляются пограничные соединения, совершенствуется инфраструктура.
Дания. Разумеется, стратегия приарктических стран включает не только схожие моменты, но и различия. Обращает на себя внимание позиция Дании. Позволим себе довольно длинную цитату из аналитического обзора сайта Pentagonus, поскольку в его тексте точно обрисованы основные характеристики и причины особой позиции Дании: «К настоящему времени, несмотря на членство в Евросоюзе и НАТО, Дания остается единственной страной, чьи отношения с претендентами на Северный полюс можно назвать сбалансированными. На сего-
дняшний день Дания придерживается политики нейтралитета по отношению к различным позициям соседних по региону стран, а потому выступает наиболее лояльным участником «арктического спора». С одной стороны, датское королевство является членом НАТО и Евросоюза, а потому представляет интересы европейского сообщества, с другой - оно старается сохранить независимую внешнеполитическую линию в Арктике, рассчитывая на приобретение новых источников пополнения федерального бюджета. Такая позиция, по мнению датских экспертов, важна также и для того, чтобы страна не оказалась втянутой в противостояние главных центров силы в регионе - более крупных государств, которые станут основными участниками борьбы за Арктику» [2].
Россия. Наибольшей проработкой отличаются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». В документе не только тщательно, в деталях прорисовываются основные направления деятельности государства в различных сферах развития Российской Арктики, но также выделяются этапы осуществления арктической политики России. На первом этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено: проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы АЗРФ; расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации; реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны; реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием АЗРФ. На втором этапе (2011-2015 годы) должно быть обеспечено международно-правовое оформление внешней границы АЗРФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов; решение задач структурной перестройки экономики в АЗРФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; завершение создания единого информационного пространства АЗРФ. На третьем этапе (2016-2020 годы) должно быть обеспечено превращение АЗРФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России [3]. Стратегическими приоритетами государственной политики России являются: 1) осуществление активного взаимодействия РФ с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов РФ, а также для решения вопросов международноправового обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; 2) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил; 3) укрепление на двусторонней основе и в рам-
ках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренце-ва/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике; 4) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции РФ и в соответствии с международными договорами РФ; 5) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия — Европейский союз; 6) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген; 7) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике; 8) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике; 9) развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий; 10) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации1.
Норвегия. Особенно интересна, на наш взгляд, Северная стратегия Норвегии, единственная из всех предполагающая освоение Арктики не только в географическом и экономическом, но и в идеологическом пространстве и, соответственно, охрану не только географических и экономических, но и идеологических границ Норвегии. Имеется в виду следующее. Поскольку наиболее важными для присутствия Норвегии в Арктике в тексте Северной стратегии Норвегии признаются отношения между Норвегией и Россией, то норвежское государство учреждает Стипендию северных регионов для российских студентов и ученых для осуществления ими обучения и научных исследований в учебных заведениях Северной Норвегии. Поощрение получения образования и проведения научных исследований в определенной стране является давней геополитической технологией внедрения необходимых базовых ценностей в сознание студентов и исследователей. Естественно, существуют пределы принятия «иного» как массовым, так и индивидуальным сознанием. Тем не менее, определенная степень трансформации сознания стипендиатов в процессе обучения и осуществления научных исследований способствует содействию в реализации политики «страны обучения» в рамках геополитических пространств иных обществ, являющихся «родными» для стипендиатов. В тексте «Стратегии правительства Норвегии в северных регионах» содержится интересная фраза: «Используя ведущие позиции в знаниях, Норвегия должна показывать путь вперед». Путь вперед в данном случае означает «центральные позиции во всех сферах деятельности на
1 URL:http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=143&Itemid=57 (дата обращения: 05.05.2011)
Севере». Норвежский документ полагает «присутствие, активность и знания» «важными ключевыми словами для норвежской стратегии на Севере». В документе также указывается: «Знания являются сердцевиной стратегии в отношении северных регионов: поднять на новый уровень знания людей и их опыт так, чтобы мы могли показывать путь вперед, использовать уже известные возможности и открывать новые, привлекать к себе других людей, которые также хотят участвовать в этой работе, инвестировать в знания и делиться этими знаниями с другими. Внешняя политика станет одним из компонентов нашей активной работы в сфере знаний, и мы будем развивать внешнюю политику, опираясь на эти знания и тем самым увеличивая ее способность в большей мере отстаивать норвежские интересы в северных регионах» [4]. Норвегия, как представляется, это единственная из основных приарктических стран, активно готовящаяся использовать в борьбе за свои интересы в Арктике так называемую «мягкую» силу (soft power), не снимая, однако, с повестки дня и развитие силы «жесткой» (hard power). Думается, несмотря на высокую степень проработанности Арктической стратегии России, нашему государству в данном случае стоит перенять норвежский опыт и включить использование soft power в свою арктическую доктрину.
Канада как арктическая страна также претендует на роль лидерства по арктическим проблемам на международном уровне и дома [5]. Канадское правительство разработало Северную стратегию, наметив в Арктике ряд мер по укреплению своего суверенитета, экономического и социального развития Арктического региона, его управления и защиты окружающей среды. «Наша Северная стратегия ясно дает миру понять: Канада контролирует арктические земли и воды и подходит к этому крайне ответственно», - заявил глава министерства Лоренс Кэннон в Канадском экономическом клубе [6]. «Именно поэтому мы так жестко реагируем в тех случаях, когда другие страны, такие как Россия, устраивают учения или принимают другие меры, которые угрожают нашей безопасности на севере и подрывают сотрудничество, к которому мы должны и будем стремиться» [7]. В соответствии с канадской оборонной стратегией (CFDS) вооруженные силы должны демонстрировать свое видимое присутствие в регионе, быть способными осуществлять контроль и защищать территорию в Арктике. Постоянного военного присутствия в Арктике у Канады нет. Военные находятся там только во время плановых учений, таких как «Нанук», или в случае какой-то необходимости. Канада намерена провести переговоры с США и Данией по урегулированию пограничных споров и обсудить со всеми странами-членами Арктического совета поступательное освоение Арктики. К установленному ООН 2013 году Канада завершит исследование «морского дна» и представит свой доклад для делимитации границы в соответствии с научными данными. В Северном Ледовитом океане канадская программа предполагает кооперацию с соседями по Арктике, в частности Данией, Россией и США. «Мы фокусируемся на том, чтобы обеспечить наше лидерство именно в решении появляющихся споров, ведь разработка плана границ континентального шельфа - один из тех процессов, которым занимается сейчас каждая страна, претендующая на влияние в Арктике. Мы также работаем с другими прибрежными государствами над обеспечением безопасности на севере. Как нам кажется, на данный момент все прибрежные государства действуют в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и подтвердили
это обязательство, подписав декларацию 2008 года, которая представляет собой достаточно прочный фундамент для ответственного управления территориями Северного Ледовитого океана», - заявил Л. Кэннон газете « ВЗГЛЯД» в декабре 2010 года [8].
США. С точки зрения долговременных стратегических тенденций одним из важнейших факторов, определяющих расстановку и взаимодействие различных политических и экономических сил в XXI веке, становится борьба за ресурсы. «В этой связи вероятно объективное нарастание геоэкономических противоречий в Арктике, связанное с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением, с одной стороны, и с отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации морских пространств и шельфа - с другой» [9]. Президент США 9 января 2009 года утвердил арктическую региональную политику, в рамках которой основным национальным приоритетом США определена свобода открытого моря. СевероЗападный проход вдоль берегов и островов Канады используется для международного судоходства. Северный морской путь, или Северо-Восточный проход также включает проливы, используемые для международного судоходства, где применяется режим транзитного плавания. Но США не единственная страна, заинтересованная в интернационализации Северного мирского пути.
В XXI столетии возрастает стратегическое значение Арктики и её ресурсов, что находит своё отражение в арктических стратегиях других стран мира.
Китай. Свою арктическую стратегию по использованию Северного морского пути начинает разрабатывать Китай. С тех пор как в Северном Ледовитом океане начал таять лёд, открывая новые морские пути и доступ к огромным запасам полезных ископаемых, Китай с жадностью стал присматриваться к Арктике. Пока что Пекин сдерживается, чтобы не вспугнуть полярные государства. Но китайские официальные лица и учёные требуют развития «арктической стратегии», чтобы тоже получить долю подаренных изменением климата возможностей. Ежегодник СИПРИ Стокгольмского института исследования проблем мира2 вышел в Осло с многозначительной статьёй «Китай готовится к свободной ото льда Арктике». «Китай начал замечать коммерческий и стратегический потенциал свободной ото льдов Арктики», — говорит находящаяся в Китае Линда Якобсон, член СИПРИ [10]. Таяние арктических льдов открывает Китаю новые торговые пути. Путь из Шанхая в Гамбург вдоль российского побережья становится на 6 400 км короче традиционного маршрута. Помощник министра иностранных дел Ху Чжэнъюэ призывает полярные страны отказаться от «интересов прибрежных стран» в пользу «интересов всего человечества». Океанолог Гуо Пхэйцин подчеркнул: «Полярные государства должны понять, что арктические дела — это не только региональная те-
2 Stockholm International Peace Research Institute — независимыймеждународныйинститутисследова-ния проблем мира и конфликтов, прежде всего, вопросов контроля над вооружениями и разоружения. Институт образован в 1966 году в честь 150-летия нерушимого мира в Швеции. Финансирование деятельности института происходит за счёт грантов, выделяемых правительством Швеции и утверждаемых шведским парламентом. Правление и коллектив института являются международными. С 1969 года выпускает Ежегодник СИПРИ. URL: http://www.inoforum.ru /inostrannaya_ pres-
sa/severnyj_morskoj_put_novaya_arkticheskaya_strategiya_kitaya/ (дата обращения: 11 .04.2011).
ма». Официальный Китай пока молчит, понимая, что из-за своего размера и нового статуса супердержавы может вызвать напряжение и опасения в полярных странах. Сам Китай опасается создания альянса северных стран, но в то же время придерживается такой позиции, чтобы не быть отрезанными от доступа к Арктике [10].
Литература
1. Девятова Т.А. Энергетика и северный транзит. URL: http://www. proa-
tom.ru/modules.php?name = News&file=article&sid = 2317 (дата обращения: 11.03.2011).
2. Баранник А. Арктика как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных стран. URL: http://www.pentagonus.ru/publ / 19-1-0-1047 (дата обращения: 11.03.2011).
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до
2020 года и на дальнейшую перспективу. URL: http://www.scrf.gov.ru/ docu-
ments/sections/3/ (дата обращения: 11.03.2011).
4. Стратегия правительства Норвегии в северных регионах. URL: -http://www.regjerin-gen.no/upload/UD/Vedlegg/strategiru.pdf (дата обращения: 11.03.2011).
5. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy. URL: http://www.gzt.ru/topnews/world/-kanadskaya-diplomatiya-stremitsya-nagnatj-rossiyu-/325410.html (дата обращения: 11. 04. 2011).
6. Пустовойтова E. Канада хочет быть первой. Министр иностранных дел Канады выразил горячее стремление к сотрудничеству между арктическими странами, но ясно дал понять России, что «Канада здесь главная». URL: http://www.voskres.ru/articles/ pus-tovoitova20.htm (дата обращения: 17.03.2011).
7. Канада приступила к осуществлению «северной стратегии». URL: http://www. arcticu-niverse.com/ru/news/20100824/00053.html (дата обращения: 17.03.2011).
8. Сусликова М. Канада наращивает арктические мускулы. Глава МИД Канады Лоуренс Кэннон рассказал о том, как Оттава готовится отвергнуть претензии Москвы на хребет Ломоносова в Арктике. 03.12.2010. URL: http://www.arcticway.ru/index.Php?id = 101 (дата обращения: 17.03.2011).
9. Селин В., Елена Башмакова Е. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ desk/znachenije_severnyh_i_arkticheskih_regionov_v_novyh_geoekonomicheskih_uslovijah _razvitija_rossii_2011-02-11.htm (дата обращения: 19.04.2011).
10. Ханнес Гамилльшег. Северный морской путь: новая арктическая стратегия Китая // «Die Presse», Австрия. 03-02-2010. URL: http://www.inoforum.ru/inostrannaya_ pres-sa/severnyj_morskoj_put_novaya_arkticheskaya_strategiya_kitaya/ (дата обращения: 19. 04.2011).
Рецензент - Лукин Ю.Ф., доктор исторических наук, профессор