Научная статья на тему 'Арктическая политика Швеции и ее перспективы'

Арктическая политика Швеции и ее перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
859
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ШВЕЦИЯ / АРКТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INNOVATION / COMPETITIVENESS / RESEARCH / SWEDEN / THE ARCTIC / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзюбан В.В.

Инновации и конкурентоспособность одни из ключевых тем исследований в социально-экономической и гуманитарной сферах. В статье рассматриваются особенности инновационной политики в Швеции, одной из динамично развивающихся стран Северной Европы, что подтверждается положением этой страны в глобальных рейтингах инновационной деятельности и конкурентоспособности. Показано, что положение Швеции обусловлено реализацией научно-исследовательской политики, в которой важную роль играют университеты и научно-образовательные центры, участвующие в создании технологических кластеров. Дополнительную актуальность вопросу придает наличие разработанной в Швеции арктической стратегии, в которой заявлено, что «рост и конкурентоспособность на основе преодоления торговых барьеров», «научные исследования», «система образования», «международное сотрудничество в рамках Арктического Совета, ЕС и ООН» будут иметь ключевое значение для устойчивого социально-экономического развития государства. С практической точки зрения опыт Швеции по формированию инновационной экономики, в том числе в северных регионах, представляет интерес для российских приарктических регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дзюбан В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC POLICY OD SWEDEN AND ITS PERSPECTIVES

Innovation and competitiveness are one of the key research topics in the socio-economic and humanitarian spheres. The article discusses the features of innovation policy in Sweden, one of the fastest growing countries in Northern Europe, which is confirmed by the position of this country in the global rankings of innovation and competitiveness. It is shown that the situation in Sweden is due to the implementation of research policy, in which universities and research and educational centers involved in the creation of technological clusters play an important role. Additional relevance to the issue is given by the presence of the Arctic strategy developed in Sweden, which States that "growth and competitiveness through overcoming trade barriers", "scientific research", "education system", "international cooperation within the Arctic Council, the EU and the UN" will be key to sustainable socio-economic development of the state. From a practical point of view, Sweden's experience in forming an innovative economy, including in the Northern regions, is of interest to the Russian Arctic regions.

Текст научной работы на тему «Арктическая политика Швеции и ее перспективы»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Дзюбан В.В.

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор «Департамента социологии, истории и философии» ФГОБУВО «Финансовогоуниверситета при правительстве РФ»

bryanskstudzuban@ma.il. ги

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: инновации и конкурентоспособность — одни из ключевых тем исследований в социально-экономической и гуманитарной сферах. В статье рассматриваются особенности инновационной политики в Швеции, одной из динамично развивающихся стран Северной Европы, что подтверждается положением этой страны в глобальных рейтингах инновационной деятельности и конкурентоспособности. Показано, что положение Швеции обусловлено реализацией научно-исследовательской политики, в которой важную роль играют университеты и научно-образовательные центры, участвующие в создании технологических кластеров. Дополнительную актуальность вопросу придает наличие разработанной в Швеции арктической стратегии, в которой заявлено, что «рост и конкурентоспособность на основе преодоления торговых барьеров», «научные исследования», «система образования», «международное сотрудничество в рамках Арктического Совета, ЕС и ООН» будут иметь ключевое значение для устойчивого социально-экономического развития государства. С практической точки зрения опыт Швеции по формированию инновационной экономики, в том числе в северных регионах, представляет интерес для российских приарктических регионов.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, исследования, Швеция, Арктика, международное сотрудничество

Арктика, как труднодоступный регион, долгое время волновала исследователей только с точки зрения изучения новых видов животных и растений, но с тех пор, как на шельфе были обнаружены полезные ископаемые, регион попал под пристальное внимание таких мировых держав, как Россия, Канада, США, а также скандинавских Дании, Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии. За последние тридцать лет страны активно разрабатывали пути кооперации и взаимодействия в регионе для построения подходящей инфраструктуры налаживанию торговых связей. Однако некоторых игроков считали основными и лидирующими, а другие оставались «приарктическими» государствами, потому что не имели выхода к Северному Ледовитому океану. До некоторых пор таким государством считалась и Швеция, но после принятия другими странами своих арктических стратегий Швеция заявила о том, что большая часть ее территории находится за полярным кругом, там располагаются важные стратегические объекты (в том числе, космический полигон) и что государство имеет право претендовать на свою место и роль в Арктической гонке.

Начиная со Средних веков Центральные державы Швеции считали Лапландию частью королевства. Но саами существовали там в течение тысяч лет, вероятно, мигрировали с востока между 5 000 и 8 000 лет назад. Саами считаются старейшими этническими людьми в Швеции к северу от Полярного круга. С семнадцатого столетия, больше и больше земля была колонизирована как часть активной колонистской политики, которая постепенно привела к росту конфликтов между колонистами, лесные фермеры и саамская промышленность.

Можно сказать, что шведские исследования в Арктике символически начались в 1732 г., когда биолог и исследователь растений Карл Линней путешествие по Лапландии. Это путешествие вдохновило многих исследователей посетить Северную Швецию для ботанических исследований. Исследования по шведскому языку горный хребет и область к

10

северу от Полярного круга по-прежнему являются частью полярного исследования. Шведские исследовательские инициативы и обязательства государства представляют собой отдельную причину того, почему Швеция утвердилась в части Арктики, которая лежит за пределами территории Швеции1.

Начиная с XVI в. интерес европейцев к Арктике рос из-за рыбного промысла вблизи Лофотена, охоты на китов и в результате попытки найти северные морские пути к богатствам Востока.

Арктические исследования проводились в районе середина XIX в. Научная деятельность Швеции принесла пользу от союза с Норвегией и в результате эффективного сотрудничества между опытными моряками с ледокольными судами и учеными.

Участие Швеции в Арктике продолжалось и в XX в. с открытием, например, в 1917 г. шахты Свеа на Шпицбергене, обеспечение поставок угля в Швецию во время Первой мировой войны. После Второй Мировой войны, было несколько небольших шведских экспедиций.

В то же время были подняты военно-промышленные интересы и ряд шведов начали разведку и добычу полезных ископаемых на Шпицбергене и Гренландии. Параллельно осуществлялось Шведско-Норвежское научно-исследовательское сотрудничество с советско-польской деятельностью на Шпицбергене .

Экспедиции можно назвать началом современных шведских Арктических исследований. Этот Шведский Полярный научно-исследовательский комитет Секретариат полярных исследований был создан в 1984 г. С тех пор Секретариат организовал несколько шведских экспедиций в Арктику.

В 1991 г. шведский ледокол «Оден» вместе с немецким ледоколом Polarstern стал первым неатомным судном, которое смогло добраться до Северного полюса.

Важный блок научно-исследовательской политики Швеции в первой половине XXI в. связан с арктическим регионом. Несмотря на то, что Швеция лишена прямого выхода к Северному Ледовитому океану, не обладает, в отличие от Дании и Норвегии, технологиями морской и тем более подлёдной добычи нефти и природного газа (но всегда готова участвовать в арктических проектах в качестве субподрядчика), страна является членом Арктического Совета и других региональных союзов, в которых совместно с другими государствами пытается найти ответы на вызовы в меняющемся арктическом регионе, важнейшим из которых являются изменение климата и глобализация. Поэтому желание правительства Швеции влиять на политику в арктическом регионе выглядит оправданным. С целью презентации национальных интересов в Арктике в Швеции в 2011 г. была разработана арктическая стратегия3. В этом документе шведское правительство декларирует цели, которые разделяют все приарктические государства: развитие исследований в областях устойчивого развития, «чистого производства» и альтернативной энергетики, изучения и прогнозирования изменения климата, воздействия его на состояние Северного Ледовитого океана и побережья, на жизнь аборигенов. При работе в этих направлениях используется потенциал ООН, ЮНЕСКО, Арктического Совета, СБЕР, программы ЕС «Северное измерение». В стратегии обосновывается необходимость преодоления разрывов в знании особенностей арктических природных систем, расширения экспедиционной деятельности, укрепления институтов трансфера опыта и технологий, сетевого сотрудничества и академической мобильности (Университет Арктики), создания регионального

1 Хили А. Инновации в приполярных регионах: новые вызовы для умной специализации// Север Обзор, 2017. № 45. С. 11-32.

2 Hintsala Х., Нимела С., Tervonen П. Арктических центров инновации: возможности для регионального сотрудничества и сотрудничества в Оулу, Лулео, Тромсе// Северной комментарий, 2017. № 45. С. 77-92.

3 Hall P., Lofgren K. Инновационная политика как перформативность на примере Швеции// Международный журнал государственного управления, 2017. Том. 40. № 4. С. 305-316.

информационного центра для целей экологического мониторинга. В условиях истощения запасов полезных ископаемых в мировом масштабе изменились акценты в зарубежных стратегиях освоения полярных территорий. Так, если 15-20 лет назад провозглашалась концепция консервации природной среды Арктики, то в современных стратегиях, в том числе шведской, упор делается на рациональное природопользование при международном участии. Создается среда для инновационной деятельности компаний-субконтракторов корпораций на арктическом шельфе, получают развитие морские (акватерриториальные) кластеры. Важная задача — трансформация опыта освоения шельфа при освоении более глубоких акваторий. Обращается внимание на «экосистемный менеджмент», основанный на принципах сохранения биоразнообразия, учёте ценностей культуры коренных народов, экологически сбалансированном, безопасном, согласованном с нормами международного права использовании энергетических ресурсов шельфа. Авторы зарубежных стратегий отдают себе отчет в том, что сохранение природной среды Арктики возможно в партнерстве государственных властей, органов местного самоуправления, корпоративных, некоммерческих и других структур гражданского общества1. Таким образом, основные положения шведской стратегии в Арктике концентрируются в трёх направлениях: наблюдение за изменением климата и охрана окружающей среды, осуществление экономической деятельности устойчивым образом, улучшение условий жизни коренного населения2. Программа шведского председательства в Арктическом совете в 2011-2013 гг. строилась вокруг аналогичных приоритетов: климат и окружающая среда, экономическое развитие, человеческое измерение и международное сотрудничество. С целью решения приоритетных задач в Швеции разработаны дорожные карты научно-исследовательской деятельности в арктическом регионе, важнейшими из которых являются «Шведские национальные полярные исследовательские программы: 2014 и позже» и «Приоритетные проекты шведских арктических и антарктических исследовательских программ». Эти документы не содержат конкретных целей, задач, приоритетов, механизмов реализации научной политики. В них важное место занимают исследования в естественнонаучной сфере: изучение биогеохимических параметров Северного Ледовитого океана (тяжёлых металлов), изучение полярных экосистем, тенденций изменения климата, ледников, морфологии подводных ландшафтов Северного Ледовитого океана, мониторинг загрязнения окружающей среды. Государственный орган, ответственный за координацию исследовательской деятельности в полярных областях, — Секретариат полярных исследований, функционирующий при Министерстве образования и исследований. Секретариат организует деятельность научных форумов по вопросам развития Арктики, поддерживает исследовательские экспедиции, управляет исследовательской инфраструктурой (спутниковая информация, данные, получаемые с ледокола «Оден», а также со станции на Шпицбергене). Совместно с исследовательским советом организует конкурсы логистической поддержки (полевых работ) полярных исследований (программа Operational Support for Polar Research). Несмотря на то, что научно-исследовательская политика Швеции в Арктике была сформулирована недавно, королевству удалось достичь успехов в этом направлении. Благодаря сформулированным приоритетным областям, наличию координирующего органа и программам финансовой поддержки, Швеция является одним из лидеров в области полярных исследований. Следует отметить, что подходы и результаты исследований арктического региона используются при определении направлений геополитических устремлений и инновационно-технологической политики Швеции. Это обеспечивает

1 Пилясов А.Н. Прогнозное развитие российской Арктики: трансформация пространства, внешние связи, уроки зарубежных стратегий// Арктика: экология и экономика, 2011. № 2. С. 10-17.

2АнтюшинаН.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. - М.: Ин-т Европы РАН, 2014. -138 с.

12

прорывным решениям быструю финансовую и организационную поддержку, чем достигается прогресс в исследованиях и внедрение их результатов в производство1.

В этом году в Санкт- Петербурге проходил V Международный Арктический форум, в котором приняли участие 52 страны, более 3600 участников. Основной вопрос затрагивал основные проблемы, сложившиеся в Арктике. Это, прежде всего, сотрудничество международных и межрегиональных стран, реализации международных инвестиционных проектов и многие другие немаловажные вопросы. Если говорить об итогах данного форума, то можно отметить определенный прорыв в касающихся вопросах. Н. Ломагин: «Это — безусловный успех, безусловный прорыв, поскольку в Форуме приняли участие Президенты Исландии и Финляндии, Премьер-министры Норвегии и Швеции, и соответственно их Министры иностранных дел. Состоялась важная откровенная дискуссия по поводу того, как мы будем взаимодействовать в Арктике, и само по себе, что после 14-го года на таком высоком уровне представители Арктических государств встретились — это уже большой прорыв, большой успех» . Если говорить об отношениях Швеции с Россией, то смело можно сказать, что эти два государства относятся к друг к другу с положительной стороны. Есть конечно же разногласия, в основном касающиеся вопросов по поводу Крыма, но в вопросах, касающихся политики в Арктике, то тут мнения сходятся.

И Россия, и Швеция считают нужным поддерживать благоприятные международные отношения и ни в коем случае не создавать повод для конфликтных ситуаций. В.В. Путин: «Подчеркну, Россия неизменно стремится укреплять взаимодействие с государствами Арктического региона. Убеждён, только вместе мы сможем превратить Арктику в территорию мира, стабильности и партнёрства»3.

Швеция будет стремиться к тому, чтобы Арктика оставалась зоной низкой политической напряженности. Швеция также будет стремиться укрепить Арктический совет в качестве центрального многостороннего форума по вопросам, связанным с Арктикой, а также роли органов Баренцева сотрудничества в вопросах, имеющих особое значение для Баренцева региона. На форумах по сотрудничеству в Арктике следует разработать более общую политику и конкретные проекты на благо региона. Швеция будет активно содействовать разработке арктической политики ЕС. Швеция хочет продвигать ЕС в качестве соответствующего партнера по сотрудничеству на Крайнем Севере в соответствующих областях политики. Будут использованы проекты сотрудничества и взаимодействия между Арктическим Советом и Баренцевым Сотрудничеством, а также различные программы сотрудничества ЕС и средства, которые они предоставляют. В Совете Министров Северных Стран Швеция будет работать над тем, чтобы заострить внимание на связанных с Арктикой проектных мероприятиях, которые имеют явную дополнительную ценность для Арктического Совета. Шведская деятельность и проекты сотрудничества в Арктике будут соответствовать международному праву, включая конвенции ООН и другие

4

международные договоры .

Сочетание, с одной стороны, национальных интересов в области судоходства и добычи энергии, а с другой — изменения климата и потенциальных экологических

1 Lucchi N., Ots M., Ohlsson J. Структура рынка и инновационная политика в Швеции// Инновационная политика в европейской индустрии СМИ: сравнительное исследование, 2017. С. 191-203.

2 Zaikov K.S., Kalinina M.R., Kondratov N.A., Tamickiy A.M. Innovative Course of Economic Development in the North and Arctic territories in Russia and in the Nordic Countries // Economic and social changes - Facts Trends Forecast. 2017. Vol. 10. № 3. Pp. 59-77.

3 Оливейра H.H., Дуб З.В. Netamorthic development Strategies: Innovation Ecosystems for the Implementation of Smart-cities — case study in the Unuted States, China and Sweden// RevistaGeintec — Управление Inovocao и Технологий. 2017.

4 Edquist C., McKelvey M. High R&D Intensity without High Tech Products: A Swedish Paradox?/ Ed by Nielsen K. and Johnson B., Institutions and Economic Change: New Perspectives on Markets, Firms and Technology. Edward Elgar Publishing Ltd, Cheltenham. Pp. 131-149.

катастроф в Арктике, привело к паникерским публикациям в СМИ. Однако важно подчеркнуть, что, несмотря на серьезные проблемы, арктическое сотрудничество характеризуется низким уровнем конфликтов и широким консенсусом. Проблемы, стоящие перед Арктикой, слишком многогранны и масштабны, чтобы какое-либо отдельное государство могло самостоятельно справиться с ними. Эффективное многостороннее сотрудничество в Арктике является основным приоритетом для Швеции. Диалог, прозрачность, меры по укреплению доверия и сотрудничество в соответствии с международным правом являются отправной точкой для подхода Швеции к безопасности в отношении Арктики1.

Арктический регион находится в процессе далеко идущих изменений. Изменение климата создает новые проблемы, но также и возможности, на которые Швеция оказывает влияние. Появляются новые условия для судоходства, охоты, рыболовства, торговли и добычи энергии, и наряду с этим возникают новые потребности в эффективной инфраструктуре. Будут развиваться новые типы трансграничных потоков. Это приведет к тому, что государственные и коммерческие субъекты увеличат свое присутствие, что приведет к новым отношениям. Более того, более глубокое сотрудничество Северных стран и Европы означает, что Швеция все больше подвержена влиянию политики и приоритетов других стран в Арктике. В интересах Швеции, чтобы новые появляющиеся виды деятельности регулировались общей и надежной нормативно-правовой базой и, прежде всего, чтобы они были сосредоточены на экологической устойчивости. Швеция будет стремиться к тому, чтобы Арктика оставалась регионом, где напряженность в политике безопасности остается низкой. В приоритете всех стран, входящих в Арктический совет, должно быть поддержание мира и сотрудничества. Это ни в коем случае ни должно привести к военным конфликтам и тем более к войнам. Мы живём в то время, где каждая страна важна по-своему, где только вместе, объединив все силы, мы сможем добиться чего-то действительно стоящего. Если вопросы, касательно Арктики провалятся, то мир обречён и пострадает абсолютно каждый. Нужно разумно и ответственно также подходить к вопросам, которые касаются сохранения природы и коренных народов. Этот район нужно продвигать и как можно больше обогащать. Благодаря ему будет ещё много лет поддержание мировых запасов.

Литература:

1. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. - М.: Ин-т Европы РАН, 2014. -138 с.

2. Деттер Г.Ф. Генезис национальных и региональных инновационных систем арктических государств в контексте национальных инновационных политик// Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа, 2015. № 3 (88). С. 15-33.

3. Оливейра H.H., Дуб З.В. Netamorthic development Strategies: Innovation Ecosystems for the Implementation of Smart-cities — case study in the Unuted States, China and Sweden// RevistaGeintec — Управление Inovocao и Технологий. 2017.

4. Пилясов А.Н. Прогнозное развитие российской Арктики: трансформация пространства, внешние связи, уроки зарубежных стратегий// Арктика: экология и экономика, 2011. № 2. С. 10-17.

5. Хили А. Инновации в приполярных регионах: новые вызовы для умной специализации// Север Обзор, 2017. № 45. С. 11-32.

1 Деттер Г.Ф. Генезис национальных и региональных инновационных систем арктических государств в контексте национальных инновационных политик// Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа, 2015. № 3 (88). С. 15-33.

6. Edquist C., McKelvey M. High R&D Intensity without High Tech Products: A Swedish Paradox?/ Ed by Nielsen K. and Johnson B., Institutions and Economic Change: New Perspectives on Markets, Firms and Technology. Edward Elgar Publishing Ltd, Cheltenham. Pp. 131-149.

7. Hall P., Lofgren K. Инновационная политика как перформативность на примере Швеции// Международный журнал государственного управления, 2017. Том. 40. № 4. С. 305316.

8. Hintsala Х., Нимела С., Tervonen П. Арктических центров инновации: возможности для регионального сотрудничества и сотрудничества в Оулу, Лулео, Тромсе// Северной комментарий, 2017. № 45. С. 77-92.

9. Lucchi N., Ots M., Ohlsson J. Структура рынка и инновационная политика в Швеции// Инновационная политика в европейской индустрии СМИ: сравнительное исследование, 2017. С. 191-203.

10. Zaikov K.S., KalininaM.R., Kondratov N.A., Tamickiy A.M. Innovative Course of Economic Development in the North and Arctic territories in Russia and in the Nordic Countries // Economic and social changes - Facts Trends Forecast. 2017. Vol. 10. No. 3. Pp. 59-77.

References:

1. Antyushina N.M. Arktika: novyj format mezhdunarodnogo sotrudnichestva. - M.: In-t Evropy RAN, 2014. -138 s.

2. Detter G.F. Genezis nacional'nyh i regional'nyh innovacionnyh sistem arkticheskih gosudarstv v kontekste nacional'nyh innovacionnyh politik// Nauchnyj vestnik YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga, 2015. № 3 (88). S. 15-33.

3. Olivejra H.H., Dub Z.V. Netamorthic development Strategies: Innovation Ecosystems for the Implementation of Smart-cities — case study in the Unuted States, China and Sweden// RevistaGeintec — Upravlenie Inovocao i Tekhnologij. 2017.

4. Pilyasov A.N. Prognoznoe razvitie rossijskoj Arktiki: transformaciya prostranstva, vneshnie svyazi, uroki zarubezhnyh strategy// Arktika: ekologiya i ekonomika, 2011. № 2. S. 10-17.

5. Hili A. Innovacii v pripolyarnyh regionah: novye vyzovy dlya umnoj specializacii// Sever Obzor, 2017. № 45. S. 11-32.

6. Edquist C., McKelvey M. High R&D Intensity without High Tech Products: A Swedish Paradox?/ Ed by Nielsen K. and Johnson B., Institutions and Economic Change: New Perspectives on Markets, Firms and Technology. Edward Elgar Publishing Ltd, Cheltenham. Pp. 131-149.

7. Hall P., Lofgren K. Innovacionnaya politika kak performativnost' na primere SHvecii// Mezhdunarodnyj zhurnal gosudarstvennogo upravleniya, 2017. Tom. 40. № 4. S. 305-316.

8. Hintsala H., Nimela S., Tervonen P. Arkticheskih centrov innovacii: vozmozhnosti dlya regional'nogo sotrudnichestva i sotrudnichestva v Oulu, Luleo, Tromse// Severnoj kommentarij, 2017. № 45. S. 77-92.

9. Lucchi N., Ots M., Ohlsson J. Struktura rynka i innovacionnaya politika v SHvecii// Innovacionnaya politika v evropejskoj industrii SMI: sravnitel'noe issledovanie, 2017. S. 191-203.

10. Zaikov K.S., Kalinina M.R., Kondratov N.A., Tamickiy A.M. Innovative Course of Economic Development in the North and Arctic territories in Russia and in the Nordic Countries // Economic and social changes - Facts Trends Forecast. 2017. Vol. 10. No. 3. Pp. 59-77.

ARCTIC POLICY OD SWEDEN AND ITS PERSPECTIVES

Dzyuban V.V.

Doctor of historical Sciences, candidate of pedagogical Sciences, Professor Of the Department of sociology, history andphilosophy of the Financial University under the government of the Russian Federation bryanskstudzuban@mail.ru

Abstract: innovation and competitiveness are one of the key research topics in the socio-economic and humanitarian spheres. The article discusses the features of innovation policy in Sweden, one of the fastest growing countries in Northern Europe, which is confirmed by the position of this country in the global rankings of innovation and competitiveness. It is shown that the situation in Sweden is due to the implementation of research policy, in which universities and research and educational centers involved in the creation of technological clusters play an important role. Additional relevance to the issue is given by the presence of the Arctic strategy developed in Sweden, which States that "growth and competitiveness through overcoming trade barriers", "scientific research", "education system", "international cooperation within the Arctic Council, the EU and the UN" will be key to sustainable socio-economic development of the state. From a practical point of view, Sweden's experience in forming an innovative economy, including in the Northern regions, is of interest to the Russian Arctic regions.

Keywords: innovation, competitiveness, research, Sweden, the Arctic, international cooperation

Для цитирования: Дзюбан В.В. Арктическая политика Швеции и ее перспективы// Архонт, 2019. № 6 (15). С. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.