Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА БЕННЕТТА-МЛАДШЕГО'

АРКТИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА БЕННЕТТА-МЛАДШЕГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

118
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«The New York Herald» / Джеймс Гордон Беннетт-младший / паро-вая яхта «Жаннетт» / арктическая экспедиция / «The New York Herald» / James Gordon Bennett Jr. / steamer «Jeannette» / Arc-tic expedition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лучинский Юрий Викторович

В статье рассматривается история арктической экспедиции паровой яхты «Жаннетт», оснащенной и отправленной в 1879 г. в плавание на деньги медиамагната Джеймса Гордона Беннетта-младшего. История трагической судьбы членов экипажа «Жаннетт» только увели-чила тираж газеты «The New York Herald», а освещение деятельности следующих экспеди-ций, посланных на поиски пропавших членов команды «Жаннетт», принесла новую прибыль владельцу газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лучинский Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENNETT JR.’S ARCTIC GAMBLE

The article deals with the history of the Arctic expedition of the steamer «Jeannette», equipped on money of media mogul James Gordon Bennett Jr. in 1879. The story of the tragic fate of the «Jeannette» crew members only increased the circulation of «The New York Herald», and coverage of the activities of the next expeditions sent in search of the missing members of the «Jeannette» crew brought new income to the owner of the newspaper.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА БЕННЕТТА-МЛАДШЕГО»

Ю.В. ЛУЧИНСКИЙ

АРКТИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА БЕННЕТТА-МЛАДШЕГО

Yu.V. Luchinsky

BENNETT JR.'S ARCTIC GAMBLE

В статье рассматривается история арктической экспедиции паровой яхты «Жаннетт», оснащенной и отправленной в 1879 г. в плавание на деньги медиамагната Джеймса Гордона Беннетта-младшего. История трагической судьбы членов экипажа «Жаннетт» только увеличила тираж газеты «The New York Herald», а освещение деятельности следующих экспедиций, посланных на поиски пропавших членов команды «Жаннетт», принесла новую прибыль владельцу газеты.

Ключевые слова: «The New York Herald», Джеймс Гордон Беннетт-младший, паровая яхта «Жаннетт», арктическая экспедиция.

The article deals with the history of the Arctic expedition of the steamer «Jeannette», equipped on money of media mogul James Gordon Bennett Jr. in 1879. The story of the tragic fate of the «Jeannette» crew members only increased the circulation of «The New York Herald», and coverage of the activities of the next expeditions sent in search of the missing members of the «Jeannette» crew brought new income to the owner of the newspaper.

Key words: «The New York Herald», James Gordon Bennett Jr., steamer «Jeannette», Arctic expedition

В среду 9 июля 1879 г. на третьей и четвертой полосах газеты «The New York Herald» был напечатан сенсационный материал, связанный на этот раз с экспедицией, направлявшейся на паровой яхте «Жаннетт» к Северному полюсу.

Если учитывать типологические характеристики «The New York Herald» в рассматриваемый период, то удивляться тому, что сенсация появилась только на третьей полосе, не приходится - первые две отводились под объявления. «The New York Herald», как и лондонская «The Times», продолжала почивать на лаврах, не обращая внимание на появление иллюстрированных газет, которые уже обозначали новые реалии американского и европейского медийного пространства.

Но вернемся к самой сенсации - событие происходило в Сан-Франциско, поэтому статья была передана по телеграфу. Помимо интригующего заголовка «К полюсу» («Off to the Pole»), имелось еще четыре подзаголовка («Отплытие

парохода "Жаннетт" из Сан-Франциско» - «Departure of the Steamer Jannette from San Francisco», «Сердечное "Прощай" Калифорнии» - «California's Hearty "Goodbye"», «Десять тысяч человек аплодируют храбрым исследователям» -«Ten Thousand People Cheer the Gallant Explorers», «Через Золотые ворота» -«Through the Golden Gate»), раскрывавших сюжетную линию повествования. Еще один подзаголовок («Очерки офицеров и рядовых американской экспедиции» - «Sketches of the Officers and Men of the American Expedition») относился к следующей статье с краткими биографиями членов экипажа.

Рядом с текстом на третьей полосе была размещена карта Северного Ледовитого океана с указанием маршрутов наиболее значимых экспедиций, направлявшихся для исследования северных островов и архипелагов, а также на поиск новых морских путей, начиная с первой Камчатской экспедиции Ви-туса Беринга 1728 г., когда русским мореплавателем были впервые нанесены на карту остров Святого Лаврентия, залив Креста, Анадырский залив, Карагин-ский залив и бухта Провидения.

Беринг, проплыв через будущий Берингов пролив (назвать именем Беринга пролив между Чукоткой и Аляской предложил знаменитый английский путешественник Джеймс Кук, подтвердивший точность открытий Беринга во время своего третьего кругосветного плавания 1776-1779 гг.), доказал, что североамериканское и азиатское побережья не имеют соединения.

Маршрут, проложенный Джеймсом Куком весной-осенью 1778 г., проходил вдоль берегов Аляски, через Берингов пролив в Чукотское море к Алеутским островам. После этого Кук в конце октября 1778 г. отправился в свое последнее путешествие на Гавайские острова.

Помимо маршрутов экспедиций Витуса Беринга и Джеймса Кука на карте также был показан путь экспедиции 1826-1828 гг. британского полярного исследователя, будущего контр-адмирала и президента Королевского географического общества Фредерика Бичи (Frederick William Beechey, 1796-1856), проплывшего Берингов пролив и достигнувшего мыса Барроу на севере Аляски.

Не осталась без внимания и экспедиция 1848-1850 гг. англичанина сэра Генри Келлетта (Henry Kellett, 1806-1875), совершившего плавание по Чукотскому морю на гидрографическом судне «Геральд» и открывшего остров, носящий в настоящее время имя его корабля.

1850 год на газетной карте был обозначен еще двумя английскими экспедициями - сэра Ричарда Коллинсона (Richard Collinson, 1811-1883) и Роберта Мак-Клура (Robert McClure, 1807-1873), которые почти одновременно отправились на поиски пропавшей в 1845 г. экспедиции британского контр-адмирала Джона Франклина (John Franklin, 1786-1847). Следы Франклина им найти не удалось, но обе экспедиции прошли в своих путешествиях Берингов пролив, а Мак-Клур оказался первооткрывателем Северо-Западного прохода - морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг, который пытались найти многие полярные исследователи, начиная еще с XVI в.

Автор статьи «К полюсу» постарался создать максимальный эффект присутствия, передавая мельчайшие подробности дня отплытия:

«Сан-Франциско, 8 июля, 1879 года. Несколько дней назад здесь установилась штормовая и крайне неблагоприятная погода. В воскресенье с запада задул ветер, и передвигаться в самом Сан-Франциско и в его окрестностях было весьма затруднительно из-за ослепляющих облаков пыли. Вчера, однако, ветер немного стих, но ближе к ночи тяжелая черная туча стала наползать со стороны моря, и пошел моросящий дождь. "Скверное время для завтрашнего старта 'Жан-нетт'", - таково было общее мнение шкиперов на торговой бирже, а кое-кто без малейшего стеснения предсказывал. - "Она чересчур неповоротлива для плавания вдоль побережья"»1.

Подобное внимание к арктическому путешествию паровой яхты объяснялось тем, что сама идея экспедиции принадлежала владельцу газеты «The New York Herald» Джеймсу Гордону Беннетту-младшему (James Gordon Bennett Jr., 1841-1918). Он же взял на себя и финансирование экспедиции.

1 Off to the Pole // The New York Herald. July 9, 1879. P. 3.

~ 23б ~

Беннетт-младший получил «The New York Herald» в 1866 г. из рук своего отца - знаменитого редактора и издателя Джеймса Гордона Беннетта-старшего (James Gordon Bennett Sr., 1795-1872). Начиная с 1835 г. «The New York Herald» стала одной из наиболее прибыльных и влиятельных газет из сегмента penny-press2, а Беннетту-младшему удалось повысить ее популярность во многом из-за умения организовать «долгосрочную сенсацию», примером которой стала снаряженная им экспедиция Генри Стэнли (Henry Morton Stanley, 1841-1904), отправившаяся в январе 1871 г. в Центральную Африку на поиски пропавшей экспедиции шотландского путешественника Дэвида Ливингстона (David Livingstone, 1813-1873). Стэнли удалось разыскать Ливингстона в ноябре того же года, что принесло ему всемирную славу удачливого и бесстрашного репортера, а Беннетту-младшему - неплохие доходы3.

В 1874 г. Беннетт-младший вместе с лондонской «Daily Telegraph» снарядил вторую африканскую экспедицию, во время которой Стэнли определил течение Конго.

Владелец «The New York Herald» увлекался самыми разнообразными новыми идеями и проектами, и одной из сфер его интересов стала Арктика. Теории французского ученого Гюстава Ламбера (Marie Joseph Gustave Adolphe Lambert, 1824-1871), утверждавшего в докладе, сделанном в декабре 1866 г. на заседании «Французского географического общества», что эффект инсоляции должен летом растопить лед и открыть проход к полюсу, и немецкого картографа и географа Августа Петермана (August Heinrich Petermann, 1822-1878), считавшего возможным существование «теплого» полярного моря, привлекли внимание Беннетта-младшего.

В итоге у Беннетта-младшего появился план экспедиции к Северному полюсу. К тому времени Ламбер уже погиб во время Франко-прусской войны, и Беннетт-младший в 1877 г. отправился в Тюрингию, чтобы навестить Петерма-

2 Lee J.M. History of American Journalism. Boston.-N.Y., 1923. P. 193-196.

3 Лучинский Ю.В. Масс-медиа США и Канады: динамика глобализации. Краснодар: TRIVI-UM, 2011. С. 169-172.

на и обсудить с ним возможные маршруты арктического путешествия. Недавно открытый остров Врангеля на тот момент считали «новым континентом» в Арктике. Доводы Петермана убедили Беннетта-младшего, а, кроме того, Пе-терман передал своему собеседнику карты и схемы для будущего путешествия.

Выбор Беннетта-младшего пал на капитана Джорджа Де Лонга (George Washington De Long, 1844-1881). Де Лонг, умелый моряк и участник Гражданской войны, имел опыт плавания в составе первой американской экспедиции к Северному полюсу в 1871-1873 гг.

Де Лонг также разделял идеи Ламбера и Петермана и после предложения со стороны Беннета-младшего согласился возглавить экспедицию к Северному полюсу. Для начала было необходимо приобрести подходящее судно. В США такового не оказалось, и Де Лонг отправился в Англию, где в конце 1877 г. приобрел за 6 000 долл. у британского полярного путешественника Аллена Ян-га (Allen William Young, 1827-1915) паровую яхту под пророческим названием «Пандора», которая уже плавала в северных широтах.

В июне 1878 г. «Пандора» пришла во французский Гавр, где 4 июля была переименована в «Жаннетт» в честь родной сестры Беннетта-младшего. 15 июля Де Лонг с небольшой командой отправился на «Жаннетт» в Сан-Франциско, куда прибыл 27 декабря 1878 г., и начал готовить корабль к арктическому путешествию. Была укреплена носовая часть, установлена паровая лебедка, но в целом судно было не очень хорошо подготовлено к плаванию в арктических морях.

День отплытия 8 июля 1879 г. был красочно описан корреспондентом «The New York Herald»:

«Корабль был охвачен тишиной, предшествующей суете и спешке прощания. Все были готовы к отплытию и ждали только прибытия капитана. Вокруг притихшей "Жаннетт" собрался весь флот сан-францисского яхт-клуба, курсируя взад и вперед под легкими парусами, сопровождаемый судами всех размеров и оснасток - от продольной шхуны до задорного пароходика. Я был готов увидеть на причале толпу, пришедшую посмотреть на отплытие "Жаннетт", но ко-

~ 238 ~

личество восторженных зевак, желавших увидеть, как капитан Де Лонг покинет берег, превзошло все мои ожидания. Время отплытия было назначено на три часа, и ровно в указанный час он прибыл на причал, чтобы отправиться на корабль»4.

В сопровождении яхт и паровых буксиров «Жаннетт» под крики приветствий медленно двигалась к выходу из залива. Яхта коммодора Уильяма Хар-рисона доставила на борт «Жаннетт» супругу капитана Де Лонга5. Их прощание корреспондент «The New York Herald» описал в стилистике сентиментальной мелодрамы:

«Час расставания пробил. Самые грустные слова были промолвлены. Муж и жена попрощались друг с другом, но это была не обычная разлука. Большинство женщин в этот момент замерли. Миссис Де Лонг мужественно, и в этом было что-то героическое, протянула руку каждому офицеру, сказав каждому несколько подбадривающих фраз. Очевидцу могло показаться, что в эти слова она вложила нечто большее, ведь судно, которое она должна была покинуть, отплывало в места, таящие неведомые опасности для того, кто был для нее дороже жизни. На шканцах "Жаннетт" почти у всех глаза были полны слез. Прежде чем опустить жену на палубу маленькой яхты, муж нежно сжал ее в своих объятиях. Их губы встретились»6.

Цель экспедиции была обозначена на четвертой полосе перепечаткой из газеты «The New York Commercial Advertiser» под названием «Событие века»: «Американское арктическое исследовательское судно "Жаннетт" сегодня отплывает из Сан-Франциско. Судно основательно оснащено, команда тщательно подобрана, а капитан - бывший офицер военно-морского флота. Нет ни малейших сомнений в надежности этого путешествия к полюсу. Если успех увенчает усилия бесстрашного капитана, то это будет одно из наиболее блестящих географических завоеваний, когда-либо сделанных человеком. Разрешение северной загадки станет главным событием девятнадцатого столетия, и весь мир в

4 Off to the Pole // The New York Herald. July 9, 1879. P. 3.

5 Эмма Де Лонг (Emma Jane Wotton De Long, 1851-1940).

6 Off to the Pole // The New York Herald. July 9, 1879. P. 3.

едином порыве искренне желает успеха путешественникам и счастливого воз- 7

вращения домой» .

Загадка, которую было необходимо решить, - это поиски ответа на вопрос «Существует ли арктический континент?» Для этого нужно было пройти Берингов пролив и добраться до Полярного моря - незамерзающего океана, в существование которого многие верили еще со времен голландского арктического путешественника Виллема Баренца (Willem Barentsz, 1550-1597).

Одновременно предполагались возможные поиски считавшейся пропавшей экспедиции шведского барона Нильса Норденшельда (Nils Adolf Erik Nordenskiold, 1832-1901).

Экспедиция капитана Де Лонга полностью финансировалась Беннетом-младшим, но, согласно договоренности с Военно-морским министерством США, «Жаннетт» шла под американским флагом, и дисциплина на ней соответствовала военно-морским законам флота США.

8 июня 1879 г. «Жаннетт» под командованием капитана Де Лонга отправилась к Беринговому проливу. Экипаж, считая капитана, состоял из 33 человек. «The New York Herald» решила ознакомить своих читателей с биографиями членов экипажа.

Помимо биографии лейтенанта Джорджа Вашингтона Де Лонга были приведены сведения о руководящем составе, в который входили лейтенант

о

Чарльз Чипп (Charles Winans Chipp, 1848-1881) - старший помощник капитана, имевший опыт плавания у берегов Гренландии, Джон Даненхауэр (John Wilson Danenhower (1849-1887) - второй помощник капитана9, Джордж Мел-вилл (George Wallace Melville (1841-1912) - главный инженер10, Джеймс Эм-

7 The Event of the Century // The New York Herald. July 9, 1879. P. 4.

Именем Чарльза Чиппа названа река на Аляске и одна из вершин на острове Куприянова в архипелаге Александра.

9 В 1882 г. Джон Даненхауэр опубликовал в Бостоне свои мемуары - «Lieutenant Danenhower's Narrative of the "Jeannette"».

10 В 1884 г. Джордж Мелвилл также в Бостоне опубликовал свои мемуары - «In the Lena Delta. A Narrative of the Search for Lieut.-Commander De Long and His Companions, Followed by an Account of the Greely Relief Expedition and a Proposed Method of Reaching the North Pole».

~ 240 ~

блер (James Markham Marshall Ambler, 1848-1881) - хирург, Джером Коллинс (Jerome Collins, 1841-1881) - метеоролог и собственный корреспондент «The New York Herald», Рэймонд Ньюком (Raymond Lee Newcomb (1849-1918) -

натуралист, таксидермист, астроном и художник11, Уильям Данбар (William

12

Dunbar, 1834-1881) - ледовый лоцман , Джон (Джек) Коул (John (Jack) Cole, 1834-1884) - боцман, о достоинствах которого писала Эмма Де Лонг в своих мемуарах:

«К нам также присоединились двое, служивших на яхтах мистера Беннетта, -боцман Джон Коул и плотник Альфред Свитмен. «Вы должны разыскать Джека Коула, - писал мистер Беннетт моему мужу. - Он один из лучших моряков, который только мог бы служить под вашим началом. В случае опасности он просто на вес золота и прекрасно находит общий язык с командой»13. Были опубликованы и небольшие биографии других членов экипажа -матроса Луиса Нороса (Louis Philip Noros, 1850-1927), матроса Герберта Лича (Herbert Wood Leach, 1858-1935), кочегара Джорджа Бойда14 (George Washington Boyd, 1855-1881), механика и котельщика Уолтера Ли (Walter Lee, 18401881), моряка Генри Уоррена (Henry David Warren, 1850-1881), кочегара Джеймса Бартлетта (James Bartlett, 1848-1892), матроса Адольфа Дресслера (Adolph Dressler, 1857-1881), кочегара Джона Лаутербаха15 (John Lauterbach, 1847- не ранее 1887), матроса Карла Гертца (Carl August Goertz, 1844-1881), матроса Питера Джонсона16 (Peter Edward Johnson, 1854-1881), матроса Генри

11 В 1882 г. Рэймонд Ньюком опубликовал в Хартфорде свои мемуары - «Our Lost Explorers: the Narrative of the Jeannette Arctic Expedition as Related by the Survivors, and in the Records

and Last Journals of Lieutenant De Long».

12

Год рождения Уильяма Данбара установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках (даже на мемориальном захоронении) эта дата отсутствует.

13 De LongE. W. Explorer's Wife. N.Y: Dodd, Mead & Company, 1938. P. 231.

14 Год рождения Джорджа Бойда установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках эта дата отсутствует. В статье указывается другая специальность Бойда -«плотник».

15 Год рождения Джона Лаутербаха установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках эта дата отсутствует. Вторая дата приводится по материалам заседаний 49 Конгресса США 1887 г.

16 Год рождения Генри Уилсона установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках (даже на мемориальном захоронении) эта дата отсутствует.

~ 241 ~

-17 18-

Уилсона (Henry Wilson, 1852 - не ранее 1887), матроса Эдварда Старра (Edward Starr, 1851-1881), плотника Уильяма Ниндеманна (William Friedrich Carl Nindemann, 1850-1913), помощника плотника Альфред Свитмен (Alfred Sweet-man, 1840-1881), матроса Ганса Эриксена19 (Hans Hanlor Ericksen, 1847-1881), матроса Генриха Каака (Heinrick Hansen Kaack, 1857-1881), кочегара Нелсе Ай-версона (Nelse Iversen, 1848-1881), матроса Альберта Кюне (Albert George Ku-ehne, 1858-1881).

В газетный список не попал один из уцелевших членов экипажа - матрос Фрэнк Мэнсон (Frank Manson, 1851-1904). Вместо него приводилась биография матроса Джорджа Стефенсона (George Stephenson), 1858 г. рождения, уроженца Румынии, служившего до этого на пароходе «Колорадо». Возможно, в последний момент произошла замена данного члена экипажа.

В состав экипажа входили еще несколько человек, имена которых для состава данной экспедиции звучали экзотически, - речь идет о двух охотниках и

погонщиках собачьих упряжек. Одного из них звали Аникин (Aniquin), другого

20

- Алексей (Alexey) . О них газета «The New York Herald» ничего не сообщала, так как Аникин и Алексей присоединились к команде на Аляске 21 августа 1879 г.

Несколько строк «The New York Herald» посвятила трем китайцам: «У нас есть еще три китайца - кок, стюард и юнга. Все они из Кантона21, и зовут их Сэм (Sam), Тун Син (Tong Sing) и А Син (Ah Sing), 22, 27 и 25 лет соответственно. Тун Син - полукровка. Его отец - англичанин»22.

17

Год рождения Джона Лаутербаха установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках эта дата отсутствует. Вторая дата приводится по материалам заседаний

49 Конгресса США 1887 г.

18

Год рождения Эдварда Старра установлен по публикации в «The New York Herald». В других источниках (даже на мемориальном захоронении) эта дата отсутствует. Старр в период русско-японской войны перегонял подводные лодки в Японии.

Год рождения Ганса Эриксена установлен по публикации в «The New York Herald».

В других источниках (даже на мемориальном захоронении) эта дата отсутствует.

20

Аникин был спасен местными жителями и умер в 1883 г. в Сибири. Алексей погиб в дельте реки Лена вместе с группой капитана Де Лонга.

21 Кантон - французское название китайского города Гуанчжоу.

22 The Crew // The New York Herald. July 9, 1879. P. 4.

В дальнейшем осталось на судне осталось только два китайца - кок

23

Чарльз Тун Син и матрос А Сэм . А Син по каким-то причинам покинул яхту на Аляске в тот же день, когда на корабль поднялись погонщики собак.

Произведя замену в составе команды, капитан Де Лонг отправился к Берингову проливу. Последняя связь с Вашингтоном состоялась 27 августа 1879 г. из залива Святого Лаврентия. Однако 2 сентября «Жаннетта» попала в зону пакового льда, а 5 сентября вмерзла в лед неподалеку от острова Геральда, и яхта дала течь. Первая зимовка прошла относительно удачно, и льдина с «Жаннетт» медленно дрейфовала к северо-западу.

В 1881 г. скорость дрейфа увеличилась, и экспедиции удалось открыть несколько островов Новосибирского архипелага, которые позже были названы островами Де Лонга. Один из островов был назван по имени яхты («Жаннетт»), другой по имени матери Беннетта-младшего (Генриетта), а еще один - в честь Беннетта-младшего. Северо-западный мыс острова Беннетта был назван в честь жены Де Лонга - Эммы Де Лонг.

12 июня 1881 г. из-за сильной течи «Жаннетт» пошла ко дну, и экипаж, разделившись на три шлюпки, отправился к устью реки Лена. Однако внезапно разыгравшаяся буря разбросала их в разные стороны.

Судьба команд, плывших под командованием капитана Джорджа Де Лонга и лейтенанта Чарльза Чиппа, оказалась трагической. Повезло команде инженера Джорджа Мелвилла, которой удалось выйти на местных жителей и спасти часть экипажа.

Гибель паровой яхты «Жаннетт» вызвала международный резонанс. Россия взяла на себя расходы по пребыванию в стране оставшихся в живых членов экипажа.

«Мелвилл практически сразу же попытался прийти на помощь своему капитану. 17 ноября с тремя местными проводниками на собачьих упряжках он отпра-

23

Чарльз Тун Син был спасен местными жителями. Умер не ранее 1892 г. А Сэм погиб в дельте реки Лена вместе с группой капитана Де Лонга. Есть сведения, что по национальности он был не китайцем, а монголом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вился на север и нашел шест, в тайнике под которым обнаружил оставленные Де Лонгом корабельные журналы, инструменты и вещи ...

23 марта на низменном песчаном островке Боран-Белькой были обнаружены обледеневшие тела Де Лонга и его сотоварищей. Рядом с телом капитана была найдена его записная книжка, справедливо названная "ледовым" дневником. Именно она помогла восстановить буквально по дням трагические события, завершившиеся гибелью полярников»24.

Что касается Беннетта-младшего, то все события, связанные с трагической судьбой экспедиции «Жаннетт», приносили постоянный доход его газете. Индекс цитируемости «The New York Herald» резко вырос. Новости о поисках тел погибших и перевозки их в США подробно освещались в «сенсационном» сегменте газеты и тиражировались мировой периодикой.

Российский «король репортеров» Владимир Алексеевич Гиляровский, работавший в то время в «Русских ведомостях», оказался причастным к этой сенсации, хотя в своих мемуарах перепутал фамилию Беннетта, назвав его «Берне-том»:

«Когда пароход "Жаннета", затертый льдом, утонул в Ледовитом океане, за сто верст выше устья Лены, де Лонг с экипажем отправился южнее по льду и верстах в тридцати от берега пересел на три лодки, из которых одной командовал сам, другой инженер Мельвиль, а третьей лейтенант Чипп. Вследствие бури лодки были разделены друг от друга, расстались; Мельвиль попал в восточный рукав и благополучно достиг Якутска, Чипп с экипажем пропал без вести, а де Лонг, имевший карту устьев Лены с обозначением только трех рукавов, которыми она впадает в океан, ошибочно попал в одну из глухих речек, которая шла параллельно северному рукаву Лены и терялась в тундре <.> Из Нью-Йорка было получено приказание привезти тела де Лонга и его товарищей в Америку, что и было сделано лейтенантами Гарбером и Шютце. Они же привезли и дневник де Лонга, который вел он до самой своей смерти в пу-

24

Плешков В.Н. Помощь России в спасении американской полярной экспедиции на шхуне «Жаннетта» // Русский Север в истории российско-американских отношений: сб. материалов междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию дипломатических отношений между Россией и США. Вологда: Древности Севера, 2011. С. 142.

~ 244 ~

стынной тундре. Последние строки этого дневника такие: "Наш завтрак состоял из пол-ложки глицерина и куска сапога. Один бог знает, что будет с нами дальше...", и еще: ".. .съеден последний кусок сапога...".

Жизнь автора кончилась с этими строками. Оба лейтенанта были приняты и чествуемы редакцией "Русских ведомостей". Я показал им Москву, проводил их на вокзал и по их просьбе некоторое время посылал через них корреспонденции в "Нью-Йорк Геральд", которые там и печатались»25. Одним из тех, кто погиб вместе с капитаном Де Лонгом, оказался и корреспондент «The New York Herald» Джером Коллинс. В отличие от биографий других членов руководящего состава экипажа «Жаннетт» сведения о Джероме Коллинсе достаточно скудны, поэтому имеет смысл привести его биографию в «The New York Herald», расширяющую наше представление о личности этого журналисте:

«Мистер Коллинс, сопровождающий экспедицию в качестве метеоролога и отвечающий за исследование островов и санные экспедиции, родился 17 октября 1841 г. в Ирландии, в городе Корк. Его отец, Марк Коллинс, торговец и промышленник, был членом городского совета двадцать два года, вплоть до его смерти в 1863 г.

Обучаясь в католической школе Святого Винсента, юный Коллинс рано проявил интерес к точным наукам и, не успев достигнуть возраста шестнадцати лет, стал учеником сэра Джона Бенсона, городского и портового инженера. Он быстро делал карьеру и вскоре стал помощником инженера в местной корпорации.

Он выполнил ряд важных работ в порту и на реке, а на мосту Норт Гейт в знак благодарности указано его имя. Его кипучей натуре стало тесно в родном городе, не располагавшем достаточным количеством возможностей, и он отправился искать применение своим умениям в Англию, где работал в железнодорож-но-транспортной сфере и возвел ряд значительных сооружений в графствах Мидлендса.

25

Гиляровский В.А. Москва газетная. URL: http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0060.shtml (дата обращения: 20.05.2020).

Во время финансового кризиса в Англии в 1866 г. он принял решение отправиться в Нью-Йорк. Поработав по профессии в железнодорожной компании Union Pacific, он получил предложение возглавить работы по мелиорации болотистых земель в Нью-Джерси, неподалеку от Ньюарка. Работы были успешно завершены к осени 1868 года. В 1869-1870 гг. мистер Коллинс исполнял должность уличного комиссара в городе Гудзон, Нью-Джерси, где он проживал. Вскоре он был назначен главным инженером в Marsh Land Company, став через некоторое время ее директором. Случайная неудача в реализации плана по мелиорации болот заставила мистера Коллинса сосредоточиться на инженерной деятельности и одновременно на написании статей для ежедневных газет по самым разным проблемам, преимущественно связанным с метеорологией, которой он увлекся в последние годы.

Постепенно журналистская деятельность вытеснила инженерную, и с 1875 г. он стал регулярно выступать с редакционными статьями в "The New York Herald". Его материалы о погоде имели большой успех. Он использовал полученную информации для практических нужд, а после серии тщательно выверенных экспериментов стал посылать ставшие знаменитыми прогнозы штормовой погоды для "The New York Herald" по всей Европе. Организованное им бюро работало безупречно. В 1878 г. мистер Коллинс посетил Метеорологический конгресс в Париже, на котором прочитал два доклада, вызвавших настоящие овацию. В Париже он вступил в дискуссию на страницах газет по поводу обоснованности штормовых предупреждений. Мистер Коллинс высокого роста, креп-

26

ко сложен, возраста тридцати восьми лет, рассудителен и хладнокровен» . Газета Беннетта-младшего уверенно контролировала ситуацию с историей о трагической полярной экспедиции. Мемуарные публикации выживших членов экипажа яхты «Жаннетт», найденный дневник Де Лонга, послуживший основой для целого ряда сенсационных книг самых различных авторов, повышали интерес и к газете, организовавшей не только саму экспедицию, но и поиски ее погибших членов.

26 Officers of the Expedition // The New York Herald. July 9, 1879. P. 4.

~ 246 ~

Далее в информационную кампанию, связанную с полярной экспедицией Беннетта-младшего, вмешался Конгресс США.

На сессии 49-го Конгресса США от 3 января 1887 г. было принято решение об одноразовой денежной компенсации выжившим в полярной экспедиции «Жаннетт»: Джону Даненхауэру и Джорджу Мелвиллу - по тысяче долларов. Рэймонду Ньюкому, Джону Коулу, Уильяму Ниндеманну, Джеймсу Бартлетту, Луису Норосу, Герберту Личу, Генри Уилсону, Фрэнку Мэнсону, Чарльзу Тун Сину и Джону Лаутербаху - по шестисот долларов. Семьям погибших членов экипажа «Жаннетт» было назначено одноразовое пособие в размере их годового оклада.

На сессии 55-го Конгресса США от 30 сентября 1890 г. было принято решение наградить Золотой медалью Конгресса США всех членов экипажа «Жаннет». Было вручено восемь золотых и двадцать пять серебряных медалей, которые в большинстве случаев получили их ближайшие родственники.

Золотую медаль Конгресса США, предназначенную для награждения собственного корреспондента «The New York Herald» Джерома Коллинса, получил его брат - Даниэль Коллинс. Газета Беннетта-младшего тут же сообщила об этом награждении.

К этому времени Беннетт-младший занимал третью строчку в списке богатейших людей Америки и запустил новый амбициозный издательский проект - англоязычную версию газеты для европейцев под названием «The Paris Herald», которая стала удобной площадкой для проведения информационной политики медиамагната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.