Научная статья на тему 'Аристотелевские чтения (г. Ростов-на-Дону, 25-28 мая 2016 г. )'

Аристотелевские чтения (г. Ростов-на-Дону, 25-28 мая 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Драч Г. В., Тихонов А. В., Подгорная М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аристотелевские чтения (г. Ростов-на-Дону, 25-28 мая 2016 г. )»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

Б01 10.18522/0321-3056-2016-4-109-111

Аристотелевские чтения (г. Ростов-на-Дону, 25-28 мая 2016 г.)

Институтом философии и социально-политических наук ЮФУ совместно с Федеральной национально-культурной автономией греков России и культурно-просветительским обществом «Танаис» была проведена международная научная конференция «Аристотелевские чтения. Философия и культура Древней Греции: история и современность». Аристотелевские чтения имеют более чем 30-летнюю историю, а в 2016 г. они удачно вписались в программу научных мероприятий, посвященных 2400-летию со дня рождения великого греческого мыслителя.

Обращение к Аристотелю всегда актуально, по масштабу влияния на последующее развитие философской мысли он не имеет себе равных. Учение Аристотеля включает в себя критику древних «мнений» и Платона, логико-методологическую проблематику, вопросы социальной философии и естественно-научные исследования, философию языка и философию природы, этику и, конечно, знаменитую «метафизику». На конференции Аристотель как раз и был представлен с разных сторон, в различии тематик и интерпретаций, и работа конференции, если говорить в целом, уводила участников от создания упрощенного, схематического образа учения Аристотеля. Когда мы начинаем читать «Метафизику» Аристотеля, то осознаем, что это не просто построение системы онтологии, но и попытка выйти за пределы прежнего мышления «фисиологов», которые использовали аналогии и метафоры.

Разнообразие тем, поднятых Аристотелем, широта диапазона его учения сами по себе могут стать темой для отдельного исследования. Например, у Аристотеля можно получить ответ на вопрос о том, как сделать свою жизнь длиннее (пленарный доклад М.А. Солоповой «Аристотель и Гиппократ о долготе и краткости жизни: два подхода к одной теме»). На секции «Основные проблемы и достижения сквозь призму философии Аристотеля» работа велась в историко-философском ключе. Обращение к природе самой философии, как ее понимал Аристотель, влечет обязательно вопрос о природе первопричины, перво-двигателя, Абсолюта. Такая глобальная задача приобретает вид метафизического исследования в контексте христианской теологии и «всеобщей диалектики мышления и бытия» (доклад П.Е. Бойко «Аристотелевская концепция "философской теологии" как методологический принцип познания всеобщего в природе Бога и Человека»).

Сравнение Аристотеля и Гегеля проводится по многим аспектам. Можно обратиться к «истории философии» Аристотеля, представленной в трактатах «Метафизика» и «О душе». Философы, попавшие в обзор к Аристотелю, не достигли с его точки зрения полного и адекватного выражения Начала, но не говорить о Начале они не могли. Обзор философии предшественников является произведением его онтологии. Аристотель не обладает отвлечённым, претендующим на объективность, ни в чём не заинтересованным представлением учений. Его анализ учений предполагает проблематику, затрагивающую уже учение самого анализирующего; а это значит, что история философии (как обзор мнений) уступает место философской разработке какой-либо проблемы, где мнения предшественников необходимы для подкрепления своих взглядов. Этот анализ был задуман Аристотелем не для отвлеченного обозрения, а для решения тех задач, которые он сам себе ставит. Ту же картину мы встречаем и в «Лекциях по истории философии» Г. Гегеля. Он считает Аристотеля спекулятивным философом: обращаясь в своем учении к «существующему», всю силу своей спекуляции Аристотель обращает на изучение одних частных вещей, свойственных «существующему», выступая таким образом, можно добавить, в качестве философа-позитивиста. В этом смысле, по Гегелю, он отличается от Платона, хотя частности его учения пропитаны «идеей Бога», и в этом смысле Аристотель - платоник. Более того, Гегель высоко оценивает учение Аристотеля о душе, развивающего

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

собственную философию Духа (доклад А.В. Вавилова «Рационализация иррационального: отступление от мифа в философии Аристотеля»).

Соотношение божественного и человеческого у Аристотеля обязательно несет в себе этический аспект. Практическая философия выступает следствием метафизических установок, этическое учение всегда заключает в себе призыв, программу, указания на должное и, наоборот, на то, что противоречит космо-он-тологическим схемам. Аристотель создает такое этическое учение, которое, ориентируясь на благо и добродетель, одновременно «реалистично» (обращается к непосредственной жизни), и при этом ориентирует на «идеал»; только идеал этот не экстатического свойства (доклад А.В. Тихонова «Аристотель о подобии человека богам»). Дискуссия по Аристотелю невозможна без развернутых представлений об интеллектуальном историческом фоне восприятия его идей и без реконструкции его возможных диалогов с другими философами. Аристотель сопоставлялся с Сократом (пленарный доклад С.А. Мельникова «Аристотель и Сократ»), с Августином (доклад А.А. Крапеницкого «Историко-философские аспекты трактата Аврелия Августина "Против академиков"»), с византийской традицией в целом (доклад А.А. Кириллова «Аристотелевская проблематика в византийской философии»), с Анри Бергсоном (пленарный доклад А.А. Кротова «Аристотель и Бергсон»).

Секция «Аристотель в контексте современной философии, логики и методологии науки» открывала один из наиболее актуальных пластов наследия Аристотеля. Рассматриваемая проблематика напрямую затрагивала влияние работ Аристотеля на современную логику, теорию познания, а также на науку в целом. Были доклады, посвящённые и применению Аристотелевской системы в образовании (сообщение С.А. Мищика «Аристотель в контексте формирования целостно-системных циклов учебной жизнедеятельности студентов при освоении логики и методологии современной науки» и доклад Ю.А. Ротенфельда «Аристотелевская мудрость как основа современной научной философии», из которого следовало, что древний спор между Платоном и Аристотелем привёл к расколу культуры на естественно-научную и гуманитарную). Аристотеля принято считать философом, строящим философскую систему научного характера, доктрина научного знания оформляется и развивается именно в его философии (доклад А.Т. Юнусова «Источники формирования эпистемологии Аристотеля»).

Онтология и теория познания Аристотеля включает в себя проблему бесконечности, которая развивается в различных программах в философии математики ХХ в. (доклад К.А. Родина «Аристотель после Витгенштейна: проблема бесконечного»). Также было показано, что категория сущности у Аристотеля может мыслиться различными способами, и каждый из этих способов («обладать качеством», «состоять в отношениях», «длиться во времени», «находиться в пространстве», «воздействовать и испытывать воздействие», «проявлять состояния») может быть формализован (доклад С.М. Кусковой «Многомерность Аристотелевских объектов»).

Логические проблемы, присущие философии Аристотеля, были представлены и далее, что позволяет проблематизировать темы, затронутые на данной секции, в первую очередь как логические с большим уклоном в семиотику, плавно сужающиеся до логико-семантических и в итоге перетекающие в рассмотрение проблемы истины у Аристотеля. Философ предлагает различные определения знака. Можно произвести детальный разбор ключевых понятий логико-семиотических идей Аристотеля, демонстрируя роль знаков в силлогизмах, построенных по различным фигурам, и в риторических силлогизмах - энтимемах (доклад К.Д. Скрипника «Семиотические идеи Аристотеля»). Отмечая, что для Аристотеля различия в знаках есть различие лишь в плане выражения, но не в плане содержания, К.Д. Скрипник делает вывод, что теория знаков занимает у Аристотеля промежуточное место между логикой и риторикой. Проводя во второй части доклада сравнение различных определений знака, предлагаемых Аристотелем в «Аналитиках» и в «Риторике», докладчик продемонстрировал влияние аристотелевских исследований на последующее развитие семиотических идей в стоической и эпикурейской философских школах, а также влияние, оказанное на раннесредневековых авторов.

«Первая Аналитика» Аристотеля предлагает материал для анализа нахождения способа обобщенного представления предложений, используемых в рассуждениях (доклад Т.А. Шияна «Об одной логико-семиотической новации Аристотеля»). Это обобщенное представление, согласно Шияну, осуществлялось путем замены терминов, фигурирующих в атрибутивных высказываниях, буквами древнегреческого алфавита, которые понимались как некоторые известные, хоть и произвольные термины. Семиотический прием, использованный в «Первой Аналитике» и послуживший семиотическим фундаментом построения

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

логики как науки, был новацией Аристотеля. Данное сообщение перемещает акцент с семиотической системы Аристотеля в целом на конкретные её части, уникальные по своему характеру и присущие только его учению. Первую философию Аристотеля можно рассматривать и в контексте современных логико-семантических концепций, исследуя возможность для её формализации (доклад С.А. Павлова «О первой теории первой философии Аристотеля»).

Продолжая логико-семантическую линию рассмотрения учения Аристотеля, можно рассмотреть проблемы того, откуда изначально черпает Аристотель само понятие истины, как приходит к двум собственным подходам в понимании данного вопроса - онтологическому и гносеологическому, почему не стоит именовать такую позицию эклектизмом, и на чём основывается его понимание истины как конечной цели философии или понимание, которое мы сейчас именуем классической концепцией истины (доклад В.Х. Акаева «Концепция истины Аристотеля и возможности ее развития»). Логико-семантический горизонт рассмотрения концепции истины можно и расширить. Философия истины перемещается в широкие историко-философские рамки от античных философов до постмодернистов (доклад М.И. Билалова «Аристотель в контексте современной философии истины»). Ключевая проблематика данного секционного заседания развивалась в движении от подробного рассмотрения К.Д. Скрипником семиотических идей Аристотеля через раскрытие Т.А. Шияном новаторских семантических приёмов в корпусе этих идей, через выявление С.А. Павловым теории, основывающейся на логико-семантических идеях, в первой философии Аристотеля, к взгляду В.Х. Акаева на весьма конкретную деталь семантики Аристотеля - концепцию истины и возможность её развития, и была завершена М.И. Билаловым с концептуальным перемещением в историко-философский контекст.

Таким образом, на конференции «ожили» и активно дискутировались фундаментальные вопросы основоположника европейской философии и науки. В рамках дискурса, заданного Аристотелем более 2000 лет назад, был рассмотрен целый спектр и историко-философских проблем, и современных логико-семиотических вопросов. После каждого доклада следовали вопросы из зала, каждый доклад вызывал активный отклик аудитории и воспринимался с живым интересом. Организаторы конференции особую признательность и благодарность выражают Президенту федеральной автономии греков России И.И. Сав-види, без помощи и поддержки которого конференция не была бы возможна, и Культурно-просветительскому обществу донских и приазовских греков «Танаис».

Г.В. Драч,

профессор, кандидат философских наук, Южный федеральный университет

А.В. Тихонов,

доцент,

Южный федеральный университет

М.Г. Подгорная,

преподаватель, Южный федеральный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.