Научная статья на тему 'АРИСТОТЕЛЬ И УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ'

АРИСТОТЕЛЬ И УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
345
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИСТОТЕЛЬ / ТРОИЦА / ДРЕВО ИЕССЕЕВО / БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ / ПРОРОЧЕСТВА ЕЛЛИНСКИХ МУДРЕЦОВ / ARISTOTLE / TRINITY / TREE OF JESSE / ANNUNCIATION CATHEDRAL OF MOSCOW KREMLIN / PROPHECIES OF THE GREEK SAGES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Звездина Юлия Николаевна

В статье рассматривается восприятие древнегреческого философа Аристотеля в средневековой Руси, когда античных философов и поэтов изображали параллельно с ветхозаветными пророками, предсказавшими Воплощение Христа до Его рождения. В Древней Руси с начала XVI в. имел хождение трактат «Пророчества еллинских мудрецов», где присутствуют приписывавшиеся античным философам тексты, в том числе и Аристотелю. Наиболее известное изображение этого философа находится на галерее Благовещенского собора Московского Кремля и относится к середине XVI в. Образ Аристотеля появляется в общей иконографии Древа Иессеева, что характерно для традиции искусства православных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARISTOTLE AND THE TRINITARIAN DOCTRINE

The article studies how Aristotle was viewed in Mediaeval Rus’, when ancient philosophers and poets were depicted alongside Old Testament prophets who prophesied about Christ’s incarnation before His birth. In ancient Rus’ since the early 16th century, there existed the treatise “Prophecies of the Greek sages” which contained texts ascribed to ancient philosophers, among them to Aristotle. The most well-known image of this philosopher is located in the gallery of the Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin and is dated to the mid-16th century. The image of Aristotle appears in the general iconography of the Tree of Jesse, which is characteristic of art traditions of Orthodox countries.

Текст научной работы на тему «АРИСТОТЕЛЬ И УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 76-84 БОТ: 10.15382Мш^202039.76-84

Звездина Юлия Николаевна, канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник Музеев Московского Кремля Российская Федерация, 103132, г. Москва, Кремль yzvezdina@yandex.ru

ОКСГО: 0000-0003-0341-7269

Аристотель и учение о Троице Ю. Н. Звездина

Аннотация: В статье рассматривается восприятие древнегреческого философа Аристотеля в средневековой Руси, когда античных философов и поэтов изображали параллельно с ветхозаветными пророками, предсказавшими Воплощение Христа до Его рождения. В Древней Руси с начала XVI в. имел хождение трактат «Пророчества еллинских мудрецов», где присутствуют приписывавшиеся античным философам тексты, в том числе и Аристотелю. Наиболее известное изображение этого философа находится на галерее Благовещенского собора Московского Кремля и относится к середине XVI в. Образ Аристотеля появляется в общей иконографии Древа Иессеева, что характерно для традиции искусства православных стран.

Ключевые слова: Аристотель, Троица, Древо Иессеево, Благовещенский собор Московского Кремля, Пророчества еллинских мудрецов.

Как может показаться на первый взгляд, знаменитый древнегреческий философ Аристотель не имеет никакого отношения к догмату о Святой Единосущной и Нераздельной Троице. Однако в системе средневекового богословия складывались свои представления о философах древности, которые, будучи переведены в новую сферу, получили право на новое осмысление благодаря прямой связи с богословием.

В средние века античных философов и поэтов, Аристотеля в их числе, воспринимали в первую очередь в параллели с ветхозаветными пророками как предсказателей Воплощения Христа до его рождения. Н. А. Казаковой опубликовано исследование «"Пророчества еллинских мудрецов" и их изображения в русской живописи ХУЕ-ХУП вв.»1. Самый ранний источник, которым пользовался исследователь в своей работе о «Пророчествах», имевших хождение в Древней Руси, датирован 1512 г. (в составе «Хронографа», наиболее ранний список «Пророчеств» датирован 1523—1526 гг.)2.

1 Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи Х^-ХОД вв. // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 358-367.

2 Там же. С. 359. В хронографическом списке названы тринадцать мудрецов, среди них Аристотель, Платон, Фукидид, Ермий (Гермес Трисмегист), Аполлон, Дионис и три волхва, пришедшие поклониться младенцуХристу. Число мудрецов могло быть разным в разных списках. Н. А. Казакова называет Тушинский список, где упомянуты девятнадцать персонажей, а также добавлены «Сказания о сивиллах». Исследователь прослеживает списки «Пророчеств» до XVIII в.

Изображение Аристотеля в древнерусском искусстве, как известно, появляется в общей иконографии Древа Иессеева (ил. 1). Наиболее ранний из известных примеров — росписи галереи Благовещенского собора Московского Кремля грозненского времени (сер. XVI в., после пожара 1547 г.). Образы «еллинских мудрецов» появляются на иконах, а также на дверях храмов, выполненных в технике золотой наводки (врата кремлевского Благовещенского собора и Ипатьевского монастыря). Временной диапазон памятников охватывает ХМ—Х^П столетия.

Ил. 1. Аристотель. Деталь композиции «Древо Иессеево» на галерее Благовещенского собора Московского Кремля. Середина XVIв.

Обратим внимание на то, что первые из известных русских памятников с образами философов возникают в царской домовой церкви — Благовещенском соборе — при первом русском венчанном царе, который, как известно, в своих писаниях возводил род Рюриковичей к «Августу кесарю», то есть к Античности, к правителям Древнего — Первого — Рима. Огромная композиция «Древо Иессеево» в царском домовом храме была создана в период, когда в русское искусство входили новые иконографии или получали развитие традиционные. Все это происходит в тот период, когда русским митрополитом был Макарий (1542— 1563), образованнейший представитель своего времени. Митрополит Макарий не только обладал выдающимися знаниями и способствовал развитию книгопечатания (при нем работал Иван Федоров), но и владел навыками иконописи, прекрасно разбирался в особенностях иконографии и не возражал против возникновения новых, предполагавших не только созерцательность, но обращенных к активному осмыслению священных сюжетов. Например, при нем в Благовещенском соборе появляется знаменитая «Четырехчастная» икона, вызвавшая споры и одобренная митрополитом3. Она до сих пор сохраняется на своем месте в царском храме.

Мы обращаемся к этим фактам для того, чтобы отметить: роспись с фигурами античных философов появляется в царском храме, в композиции «Древо Иессеево», в тот же период. «Еллинские мудрецы» как будто подтверждают своим присутствием не только Боговоплощение, но и мудрость святителя, при жизни которого эти образы были написаны4.

Античным мудрецам в Благовещенском соборе отводится не какой-либо определенный регистр «Древа» (по традиции — самый нижний), но разные места. Так, Вергилий располагается в простенках, внизу, Зенон и Фукидид помещаются в фигурных клеймах вверху, между окнами, Омирос (Гомер), Платон и Плутарх изображены на склоне свода, а Аристотель — над северным порталом, ведущим из галереи в центральное пространство храма. Здесь стоит отметить, что убранство этого портала было создано при отце Ивана Грозного, Василии III, итальянскими мастерами, привнесшими в домовую церковь правителя Руси ярко выраженные черты Ренессанса. Так в Благовещенском соборе Московского Кремля запечатлелись вместе традиции древнерусского православия, Антично-

3 Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырех-частной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит (Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 40—53). В 1551 г. царь обратился к заседавшему тогда Стоглавому собору с вопросом, допустимо ли изображение на иконе в нижнем ряду «царей и князей и святителей и народа, которые живы суще», и получил утвердительный ответ (Маркина Н. Ю. К проблеме изучения иконы «Четырехчастная»: история изучения «Дела дьяка Висковатого» и живописи грозненского времени // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. II. Материалы научной конференции 1991. М., 2000. С. 90-103).

4 Н. А. Казакова в своем исследовании отмечает, что еще в 1531 г. Митрополит Даниил осуждал «еллинские учения» (Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI—XVII вв. С. 363). Только в Кирилловой книге 1644 г., изданной в правление царя Михаила Федоровича и признаваемой официальным церковным изданием, присутствует статья «О еллинских мудрецах».

сти и итальянского Возрождения. Фигуры «мудрецов» присутствуют и на вратах северного и западного входов, выполненных в технике золотой наводки, здесь изображены Афродитиан, Ермий, Менандр, Еврипид, Плутарх, Платон, Диоген, Омирос (Гомер) и Сивиллы (они изображены также и на сводах галереи в композиции «Древа»).

Обратимся к особенностям изображения «еллинских мудрецов» и отметим, что все они, как и ветхозаветные пророки, держат свитки в руках. Не все свитки сохранились, но на каждом было написано то или иное предвозвестие грядущего воплощения Бога Слова. В лицевом иконописном подлиннике Строганова, опубликованном Ф. И. Буслаевым, приведены способы, какими следует изображать некоторых «еллинских мудрецов»5, вплоть до внешнего вида и цвета одеяний. У некоторых эти сведения отсутствуют. Даны лишь тексты, какие нужно воспроизводить на свитках в их руках. К последним относится и Аристотель: «Сице рече: неусыпно естество Божия существа и не имуща начала, от него же все крепкое существится слово. Той же: Аз бо грешен быти не убо отмещуся, Христу же во ад сходящу, ни един же прежде мене верова неизглаголанно зачатие, в три лица совокупитися имать»6. Следом у Ф. И. Буслаева идет Платон, его внешность, в отличие от Аристотеля, описана: «Рус, кудряв, в венце; риза голуба, испод киноварь, рукою указует во свиток».

В упомянутом выше списке «Пророчеств», опубликованном Н. А. Казаковой и датированном 1523-1526 гг., говорится: «Аристотель, еллинский философ, глаголет: Аполлон несть бог, но жрец. Но есть Бог на небесех, ему же снити на землю и воплотитися от девы чисты. В него же и верую. А по моей смерти Ты-сяща и осьмсот лет снити ему на землю, а четыреста лет по божественном его рождестве мои кости осияет солнце»7. Далее следует Платон, Ермий, Сивиллы и другие «мудрецы», вернее сказать, слова, ими сказанные в предвозвестие Бого-воплощения.

Образы на галерее Благовещенского собора не совпадают с персонажами из списка 1523-1526 гг., облик Платона не соответствует тому, что приведен в Строгановском подлиннике XVII в., фрагментарно опубликованном Ф. И. Буслаевым. Сохранность стенописи сложная, с вставками и текстами, написанными уже при поновлении XIX в., однако и при этом видно, что риза у Платона охристо-красная, испод не виден, плащ зеленовато-коричневый8. Платон изображен как царь, в зубчатом венце, над головой на поднятых руках он держит гроб9.

5 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 361-365.

6 Там же. С. 363.

7 Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI—XVII вв. С. 367-368.

8 В нашей работе мы использовали инвентарные описания, составленные И. Я. Качаловой.

9 В Строгановском списке текст Платона содержит следующие строки: «...есть бог на

небесех, ему же снити на землю и воплотитися от Девы чистыя, в него же и аз верую, и по

четырех стех лет по божественном его рождестве мою кость осияет солнце». Подробнее об

этом см.: Зотов С. О. Гроб еллинского мудреца. Платон, Аристотель, Сократ как персонажи православной церковной иконографии. URL: https://zelomi.ru/journal/ellin (дата обращения:

13 июля 2020 г.).

Приведем описание фигуры Аристотеля, составленное И. Я. Качаловой: «Аристотель написан слева от двери, в рост, в трехчетвертном повороте вправо, он протянул вперед руку с развернутым свитком, на вставке, занимающей нижнюю половину свитка, текст отсутствует. Сохранность авторской живописи достаточно полная. На лике по всей поверхности прослеживается зеленый сан-кирь, коричневые описи на глазах, носу, бороде. Кисти рук написаны на вставке. Корона охристая. Платье светлое, почти вся поверхность лессировочно разбелена, складки выполнены широкими темно-вишневыми линиями. Такая же линия очерчивает контур спины. Плащ травянисто-зеленый, разделка почти полностью утрачена. Обувь вишневая. Фон на этом участке интенсивного синего цвета. Позем зеленый. Надписи, подписи: на свитке «ПЕРВОЕ БГ./ ПОТО [М] СЛОВО / И ДУХ СТЫ/Й». XIX в. по остаткам подлинных букв».

Сравнивая тексты на свитке философа Аристотеля, приведенные в разных источниках, обратим внимание на то, что и в публикации Ф. И. Буслаева, и на фреске Благовещенского собора именно у этого персонажа содержатся строки, указывающие на Святую Троицу. У греческого монаха и иконописца Дионисия Фурноаграфиота (1670 — после 1744) в его знаменитой «Ерминии», где помимо обширных сведений по написанию икон содержится и фрагмент о том, где и как следует изображать греческих мудрецов, напротив, о Троице говорится в свитке Платона, к Аристотелю же отнесены слова о воплощении Бога Слова: «Платон, старец с длинною широкою бородою, говорит: «Ветхий денми юн, и юный исконен. Отец в Сыне и Сын во Отце. Единое тройственно и тройственное едино». Аристотель, старец с курчавою бородою, говорит: «Не трудно рождение Бога, ибо в Нем само собою осуществляется Слово»»10. Дионисий из Фурны пишет, что языческих философов следует изображать «в паперти храма... с изречениями на хартиях». Так и поступают православные иконописцы. Примечательно, что именно первому среди знаменитейших «мудрецов» древности — Аристотелю — и в случае с упоминанием воплощения Бога Слова, и в случае с утверждением догмата о Триединстве, отводятся эти наиболее сложные и основополагающие для христианства темы. Безусловно, древнегреческий философ остается авторитетом, несмотря на невероятную легендарность приписываемых ему изречений.

Вслед за тем коснемся изображения Аристотеля в поствизантийской живописи. Образы античных мудрецов и, в частности, этого философа сохранились на поздних памятниках. Таковы фрески XVI в. на Афоне, в Великой Лавре Святого Афанасия. Аристотель представлен в царском венце, облаченным в багряные одежды с богатой золотой оторочкой и богатым оплечьем. В круглом венце с сильно вытянутой передней частью, как в образе из Благовещенского собора, представлен не Аристотель, а Солон. Как и на галерее кремлевского царского храма, «мудрецы» являются частью обширной композиции «Древо Иессеево». Присутствуют философы и в росписи Великого Метеора. В греческих церквях они все помещаются в нижнем фризе, как и в других православных храмах, на-

10 Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в церковном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. URL: http://nesusvet. narod.ru/ico/books/erminiya.htm#h2_135. 135. (дата обращения: 12.12.2016 г.)

пример в Румынии, в монастыре Сучевицы (Сучавы), построенном в 1585 г. Знаменитые росписи внешних стен были созданы в 1595-1596 или 1601-1602 гг. братьями Иоанном и Софронием. На южной стене в композиции «Древо Иес-сеево» изображены «еллинские мудрецы», среди них Аристотель. Как это будет рекомендовано Дионисием Фурноаграфиотом позднее, в 1-й пол. XVIII столетия, и в Греции, и в румынском монастыре философы держат «Хартии» — свитки с надписями.

По мнению исследователей, до XVII в. философские труды Аристотеля, как и других античных «мудрецов», распространения на Руси не получают. Однако их имена, конечно, были известны: «Максим Грек не отрицал необходимости знания античной философии, о чем говорит его обращение к авторитету философии в критике астрологии: "Ниже Сократ, ниже Платон, ниже Аристотель, мня-щеися честнейши и истиннолюбнейшии еллинских философов..." Отношение к философии Аристотеля и других античных философов в России меняется лишь в конце XVI века, когда они из врагов православия и язычников ("мудрецов" с отрицательной коннотацией) превращаются в "стихийных христиан". Отныне их называют "мудрецами", а не "лукаво мудрствующими"»11. Следует сказать и о псевдоаристотелевских сочинениях. О таком тексте упоминает Т. В. Чумакова — это «Врата Аристотелевы», называемые также «Книга политики» и «Тайна тайн» («Тайная тайных»): «Ее начальный текст сложился на востоке в VIII—XI вв. В России они были известны точно с XV в. ... прямое или косвенное цитирование встречается со времен правления Ивана Грозного»12. От себя добавим, что к той же грозненской эпохе относятся и образы философов на галерее кремлевского Благовещенского собора.

Любопытно обоснование триединства с помощью античных мудрецов, в частности и Аристотеля, в период проникновения философских учений Запада, а также и древности, в духовные тексты переходного периода от Средневековья к Новому времени. Актуальным остается необходимость обоснования догмата о Триединстве, чему немало сил посвятил такой известный автор, как Иоанникий Галятовский. В известном своем труде «Ключ разумения» (1659), в «Казане 2 на Сошествие Святого Духа» говорится о познании Троицы через философию: «Три сродки... познати Троицу невидимую. Един сродок есть философский, другой феологицкий, третий пророцкий и патриарший. Познавают филиозове Пре-насвятейшую Тройцу чрез Слово.»13 Сравним это с текстом на свитке Аристотеля, упоминаемом Дионисием Фурноаграфиотом и приведенном выше: «Не трудно рождение Бога, ибо в Нем само собою осуществляется Слово». Но если у Дионисия из Фурны тексты имеют исключительно богословский смысл, то украинский проповедник в середине XVII столетия сочетает его с конкретными познаниями из области философии. Однако, что касается пророчеств о Богово-площении, Иоанникий Галятовский следует традиционному источнику и приводит строки о Тибуртинской Сивилле и ее словах, обращенных к императору

11 Чумакова Т. В. Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре // Человек. 2005. № 2.

12 Там же.

13 Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Киев, 1659. Л. 124 об. и далее (пагинация буквенная).

Августу: «...гды Октовиан Цесарь Римский хотел зватися богом, Сибелла Тибур-тина показала ему на небе Девицу, держачую на руках своих дитятко, и мовила: той Олтарь есть Сына Божого»14.

У Антония Радивиловского, выпустившего в 1676 г. книгу «Огородок Марии Богородицы», почти два десятилетия спустя после появления «Ключа разумения» (1659), встречаются еще более любопытные упоминания греческих и римских авторов, например, в «Слове первом на пресвятую Животворящую и неразделную Троицу» приведена фраза из писем Сенеки, с точной ссылкой на источник: «Мовит еден филозов Сенека, же жадной доброй речи без товарища не есть милая держава. Если теды Бог пред веки, Сына т Духа Святого в сполеч-ности з собою не мел, значим и Богом бы не был»15.

Есть в «Огородке» и ссылки на Аристотеля. Например, в «Слове втором на непокаляное зачатие преблагословенной владычицы нашей Богородицы и Присно девы Марии» автор ссылается не на сказания о «мудрецах» (как Иоанникий Галятовский, говоря о Сивилле), но на «Метафизику» Аристотеля», с точной ссылкой на полях издания. В интерпретации Антония Радивиловского строки знаменитого философа служат подтверждением тезиса о непорочном зачатии Девы Марии. Автор пересказывает древнее представление о составе золота: «Аристотель тую дает причину: Злато праве, любо яко иншии крушци, и не до материи, родится з серки субтелной и червоной, и сребра живого и белого, бол-ше еднак до сложения своего берет материи з твердости серки, а нежели з суптел-ности и белости живого серебра, же Мария. болш до зложеня тела своего взяла ласки от самого Господа, анижели матереи от родителей.»16.

Без особых условий, возникших тогда в духовной сфере, подобные цитаты не могли бы получить одобрение на воспроизведение в книге церковных проповедей. Весьма примечательна в этом отношении ссылка на «Метаморфозы» Апулея в связи с прославлением Богоматери: «.Марию яко венец златый, един тылко Сын Божий носити мает. Так мовит один из ораторов: един Геркулес зла-тый венец годен на главе носити»17.

Так, Аристотель, апокрифический «древний мудрец», с течением времени получает место и как великий античный автор, его цитируют авторы духовных проповедей. В то же время для российских храмов продолжают создавать образа с традиционными «еллинскими мудрецами» и сивиллами как предвозвестниками Боговоплощения до Рождества Христова, а также и провидцами, подтверждавшими важность и незыблемость основных постулатов, в том числе учения о Триединстве.

14 Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Л. 174 об.

15 Антоний Радивиловский. Огородок Марии Богородицы. Киев, 1676. С. 136.

16 Там же. Помета на с. 730: «Аристотел в остатней (Г Метаф.)».

17 Там же.

Список литературы

Антоний Радивиловский. Огородок Марии Богородицы. Киев, 1676.

Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 361-365.

Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в церковном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. URL: http:// nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm#h2_135. 135. (дата обращения: 12.12.2016).

Зотов С. О. Гроб еллинского мудреца. Платон, Аристотель, Сократ как персонажи православной церковной иконографии. URL: https://zelomi.ru/journal/ellin (дата обращения: 13 июля 2020 г.).

Иоанникий Галятовский. Ключ разумения. Киев, 1659.

Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI-XVII вв. // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 358-367.

Маркина Н. Ю. К проблеме изучения иконы «Четырехчастная»: история изучения «Дела дьяка Висковатого» и живописи грозненского времени // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. II. Материалы научной конференции 1991. М., 2000. С. 90-103.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 40-53.

Чумакова Т. В. Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре // Человек. 2005. № 2. С. 58-69.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2020. Vol. 39. P. 76-84

DOI: 10.15382/sturV202039.76-84

Yulia Zvezdina, Candidate of Sciences in Art Criticism, Senior Researcher, Moscow Kremlin Museums Kremlin, Moscow 103073, Russian Federation yzvezdina@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0341-7269

Aristotle and the Trinitarian Doctrine Yu. Zvezdina

Abstract: The article studies how Aristotle was viewed in Mediaeval Rus', when ancient philosophers and poets were depicted alongside Old Testament prophets who prophesied about Christ's incarnation before His birth. In ancient Rus' since the early 16th century, there existed the treatise "Prophecies of the Greek sages" which contained texts ascribed to ancient philosophers, among them to Aristotle. The most well-known image of this philosopher is located in the gallery of the Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin and is dated to the mid-16th century. The image of Aristotle appears in the general iconography of the Tree of Jesse, which is characteristic of art traditions of Orthodox countries.

Keywords: Aristotle, Trinity, Tree of Jesse, Annunciation Cathedral of Moscow Kremlin, Prophecies of the Greek sages.

References

Chumakova T. (2005) "Retseptsii Aristotelia v drevnerusskoi kul'ture" [Receptions of Aristotle in Old Russian art]. Chelovek, 2, p. 58-69 (in Russian).

Kazakova N. (1961) "«Prorochestva ellinskikh mudretsov» i ikh izobrazheniia v russkoi zhivopisi XVI-XVII vv." [Prophecies of the Greek sages and their images in Russian painting of the 16th — 17thcenturies]. TODRL, vol. 17. P. 358-367 (in Russian).

Markina N. (2000) "K probleme izucheniia ikony «Chetyrekhchastnaia»: istoriia izucheniia «Dela d'iaka Viskovatogo» i zhivopisi groznenskogo vremeni" [The study of the "Four-part icon": the history of study of the "Case of Dyak Viskovaty" and painting of John's the Terrible period]. Problemy izucheniiapamiatnikov dukhovnoi i material'noi kul'tury, 2. Moscow. P. 90103 (in Russian).

Podobedova O. (1972) Moskovskaia shkola zhivopisipri Ivane IV [Moscow school of painting of John's IV time]. Moscow. P. 40-53 (in Russian).

Zotov S. O. Grob ellinskogo mudrecza. Platon, AristoteP, Sokrat kak personazhi pravoslavnoj cerkovnoj ikonografii. URL: https://zelomi.ru/journal/ellin (accessed: 13.07.2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.