Раевский А.А., кандидат архитектуры
профессор
заведующий кафедрой Основы архитектурного проектирования Уральский архитектурно-художественный университет
Россия, Екатеринбург Кудрявцева С.Р. доцент
Уральский архитектурно-художественный университет
Россия, Екатеринбург
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК КАК КОД ГОРОДСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
Аннотация: в статье рассматриваются особенности архитектурного рисунка городских пространств, как инструмента развития профессионального композиционно-образного мышления архитектора.
Ключевые слова: архитектурный рисунок, городское пространство, кодирование изображения, знаковые системы.
ARCHITECTURAL DRAWING AS A CODE OF URBAN SPACE
Annotation: the article examines the features of the architectural design of urban spaces as a tool for the development of professional compositional-figurative thinking of an architect.
Key words: architectural drawing, urban space, image coding, sign systems.
1. Природа зрительного восприятия изображаемых (декодируемых) предметов и явлений
Графический акт является подачей графически-визуализированного средового информационного материала - интуитивно выборочной комбинацией элементов «пространства» и «света». Существенное созерцаемое единство пространственных отношений достигается при помощи проекции кадрированного отрезка материальной плоскости в виде преобразования естественного средового ландшафта в знаковое поле семантически-значимого художественного языка с одной стороны, а с другой - преобразование коммуникативного процесса (художник-пространство) в металингвистическое сообщение.
2. Спектр изображаемого (транслируемого) в архитектурном рисунке предметного содержания, имеющего непосредственное отношение к действительности
Ритм размеров и пропорций предстаёт как динамическая связь композиционных информационных слоёв и выражается в пространственных соотношениях элементов среды, в их отношении к пространству. Поэтому, озвучивание мыслей о пространственных соотношениях в графическом наброске и с его помощью - как изменяемого глубинного городского пространства, так и панорамы - можно считать и классифицировать как некое информационное сообщение. И обратиться уже, например, к классификации функций данного сюжета. Графические сообщения подразумевают множество интерпретационных толкований, информационных контекстов, и обращены к некой системе их ожидания, к информационной среде потребителя, которая и есть графический архитектурный композиционный код.
З.Поиски новых графических приёмов и методов в разработке эффективного графического языка
Сообщение о пространстве - есть кодирование пространства, создание системы границ в пространстве;
Воспринимаемая совокупность вещей данного трёхмерного мира, ограниченных друг от друга;
Любая линия или плоскость - всегда особый вид границы объекта в пространстве;
Если объект в контексте культурного осознания пространства, то рисунок - художественный язык культурного разговора со средой; Отношения: Человек - Форма -Пространственные контексты
1.Интерпретация пространственного элемента, предмета, фактора, сегмента действительности.
2. Связь с контекстом. Может быть множество точек соприкосновения в один или разные промежутки времени. Соприкосновение - порождает знак.
3.Виртуально, явно, рационально, опосредованно, по так или иначе внутри смыслового поля среды пребывания и в соотнесении с ним.
4.Вопрос видимости (присутствия/ отсутствия)
Элемент пространства (пространственный сегмент) проинтерпретированный в рисунке является ЗНАКОМ реального или воображаемого предмета.
1.Наглядный знак или система знаков чувственно созерцаемый и переданный в интерпретации относительно контекста среды.
2.Воображаемая действительность, изображение, рисунок, знак всегда воспринимаются в том или ином отношении со средовым контекстом реальной действительности через ее осознание.
3. Художественные закономерности построения изображения определяются последовательностью нанесенных знаков проинтерпретированного контекста. Важность процесса. Видимость процесса. Совпадение процесса осознания и передачи информации. Тогда как на визуализации компьютерной подачи, как в фотографии, пространство определяется реальной формой, где она по-прежнему не раскрыта.
Графические способы подачи концепции являются неотъемлемой частью архитектурного проектирования. Вместе с архитектурой графические методы фиксации идеи постоянно меняются и развиваются.
Исторический и современный опыт показывает влияние творческого процесса, выраженным графическим методом архитектурного замысла, на саму идею главной концепции проекта. Именно этот факт говорит о единстве и цельном взаимодействии замысла и его выражения методом графической фиксации. Эта связь делает архитектурную графику составной частью творческого поиска основной идеи.
Использованные источники:
1. Морфология искусства А.Г.Габричевский ISBN: Год издания:2002 Интернет-документы
2. Структура художественного текста // Юрий Лотман
3. https://adview.ru > Yu_M_Lotman_Strnktura_Teksta
4. PDF
5. Юрий Лотман: семиотика. Семиосфера. - Ai-news.ru https://ai-news.ru > urij_lotman_semiotika_semiosfera