КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КРЫМА
УДК 72.033
АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ КРЫМА В ФОНДАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Лариса Сергеевна Георгиевская,
начальник Научно-библиографического архива ФГБУ Дирекция при РАХ в г. Санкт-Петербурге (г. Санкт-Петербург, РФ) + 7 921 311 20 53; [email protected]
В статье представлены результаты поиска в НБА РАХ материалов по истории памятников архитектуры Крыма. На примере изучения архивных документов о банном комплексе Сары-Гюзель в Бахчисарае автор доказывает исключительную важность исследования фондов при организации реставрационных работ.
Ключевые слова: научно-библиографический архив Российской академии художеств (НБА РАХ), Крым, Бахчисарай, баня Сары-Гюзель, Н. П. Никитин.
Прежде всего хочется сказать несколько слов об архиве, который я представляю в этом году на столь внушительном собрании.
В архиве собраны документы Академии и учреждений ее системы за 1918-2014 гг. Материалы Императорской академии начиная с 1757 года (года ее образования) были переданы в Российский государственный исторический архив (РГИА) и составляют фонд N° 247.
Архив был создан в 1933 году как архив Всероссийской Академии художеств, хранивший документы высшего художественного вуза страны. С 1947 года архив носит настоящее название и выполняет функции объединенного ведомственного архива Академии художеств СССР (ныне Российской академии художеств - РАХ).
Документы содержат сведения о творческой, научной, выставочной и общественной деятельности Академии, ее работе по подготовке специалистов в области изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.
© Л. С. Георгиевская, 2016
В документальных фондах хранятся также личные дела студентов, обучавшихся в АХ и сотрудников, работавших в ее учреждениях.
Украшением любого архива являются документы личного происхождения, у нас они представлены фондами художников, мемориальные музеи которых находятся в ведении Академии художеств: И. Е. Репина и членов его семьи, И. И. Бродского, С. Т. Коненкова, П. П. Чистякова.
В архиве имеются также личные фонды ведущих педагогов русской художественной школы Х1Х-ХХ вв., в том числе профессоров: живописцев В. В. Беляева и А. И. Сегала; графиков Д. Н. Кардовского и П. А. Шилинговского; скульпторов М. А. Керзина, И. В. Крестовко-го, В. В. Лишева, В. Б. Пинчука; архитекторов А. В. Белогруда, С. В. Беляева, Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова и др.
Имеются так же личные фонды художников-живописцев, в разное время закончивших Академию, в том числе А. П. Рябушкина, И. И. Шишкина, братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, а также материалы сотрудников академических учреждений: музея - Э. О. Визеля, А. Г. Проко-пе-Вальтер; архива - А. М. Смирновой и др.
Разрозненные документы личного происхождения собраны в две большие коллекции: первая содержит воспоминания и переписку художников Х1Х-ХХ вв., в том числе самый ранний (по датам) документ архива - диплом на звание почетного члена, выданный графу И. И. Шувалову Мадридской Королевской Академией изящных искусств (1761 г.); вторая коллекция объединяет переписку, воспоминания, фотодокументы периода Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.).
Документы по истории Крыма, так или иначе связанные с темой Крымского полуострова, также представлены в документальных материалах фондов архива.
Памятники архитектуры Крымского полуострова давно получили название жемчужин Крыма. Их достаточно много и перечислять все нет необходимости.
Сегодня я расскажу об одном из них: Бахчисарае (в переводе -«Сад-дворец»). Город был основан в XVI веке Ханом Менгли-Гераем и стал столицей Крымского ханства до присоединения к России в 1783 году, а более подробно - о бане Сары-Гюзель, что в переводе означает «Желтая, или белокурая красавица». Этот банный комплекс был заложен в 1532 году в ознаменование вступления на престол хана Адыль-Сахыб-Гирая. Как и любой столице, Бахчисараю необходимо было иметь пять сооружений, которые должны были подчеркивать столичный статус города: Дворец правителя, главную мечеть, медресе при ней, усыпальницу предков и какое-нибудь общественное здание, выстроенное повелителем на собственные средства на благо общества. Бахчисараю
повезло, т.к. Хан распорядился построить баню, которая стала примечательной городской постройкой и приобрела известность и была очень популярна среди горожан и путешественников.
Сооружение бани по тем временам было значительным событием в жизни местного населения. Это был своего рода клуб, куда приходили не только мыться, получить восточный массаж, но и проводить время в беседах, обмениваться новостями, устраивать деловые встречи, отдохнуть и развлечься, выпить чашечку чая или кофе.
Сары-Гюзель - это весьма затейливое инженерное сооружение по типу турецких бань. Источником тепла в бане является горячий воздух, который проходит под полом, нагревает каменные плиты, покоящиеся на низких мощных колоннах. В стенах банных помещений устроены раковины (мойки), а в купольных перекрытиях—отверстия для освещения.
Как любая баня, Сары-Гюзель состояла из мужского и женского отделений. Перед каждым отделением имелись крытые дворики с фонтанами и скамьями для отдыха. Перекрытые куполами помещения моечных освещались отверстиями в куполах, напоминающими звезды и полумесяцы. У стен были мраморные скамьи для мытья. Горячая и холодная вода поступала в моечные по свинцовым трубам. Обогревалась баня сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах или под полом.
Банщиками мужской половины служили 10-15 -летние мальчики. Женщинам прислуживали соответственно наряженные девочки-подростки.
Баня функционировала почти 400 лет-ещё в начале XX века жители Бахчисарая использовали ее по прямому назначению.
Памятники архитектуры такого значения всегда находились под контролем и защитой государства, будь то Императорская Россия или СССР. В документах НА РАХ в личном фонде академика архитектуры Котова Григория Ивановича1 сохранились сведения о состоянии и реставрации охраняемых памятников архитектуры Крыма, а именно: переписка с Императорской Археологической комиссией, а также Акты обследования Бахчисарайского дворца в Крыму за 1894-1896 гг. Один из документов гласит: «Археологическая комиссия обратилась к господину Таврическому Губернатору с просьбой 1) снабдить Вас из официальных хранящихся в тамошних архивах дел (при содействии членов Таврической Ученой Архивной Комиссии) ближайшими сведениями о тех переделках и починках, которым Дворец и службы подвергались в прежнее время; 2) разрешить Вам, где Вы признаете нужным, отбивать штукатурку и окраску и т.п. в видах отыскания кладов прежнего устройства и первоначальной орнаментации зданий и 3) оказать Вам со своей стороны всякое возможное содействие к успешному выполне-
нию возложенного на Вас поручения. «....» Все это вместе с прилагаемыми документами дает Вам возможность произвести необходимые изыскания, сравнить текущее состояние всех построек с прежним их видом и составить себе понятие о том, что успело уцелеть от прежних поновлений и еще заслуживает реставрации «...» Обо всем, что Вами будет найдено при осмотре равно как о соображениях Ваших касательно реставрации, Археологическая комиссия будет ожидать от Вас возможно подробного отчета»2.
Уже в советское время такой же наказ, продолжая традиции Императорской археологической комиссии, получил архитектор-художник Николай Петрович Никитин (1884-1955), который на протяжении своей долгой трудовой биографии занимал разные должности, но применительно к нашей бане интерес представляет то, что он был главным экспертом в реставрационной мастерской Главнауки, ответственным руководителем реставрации фасадов зданий Зимнего Дворца, Эрмитажа, здания Главного штаба и др., членом комиссии по архитектурно-художественному оформлению Ленинграда, был старшим архитектором при управлении Дворцов и Парков Ленсовета и т.д.3
В 1934-1935 гг. Н. П. Никитин в качестве эксперта архитектора-реставратора был командирован Академией истории материальной культуры в Бахчисарай. Архив хранит личный фонд архитектора Н. П. Никитина4. Среди архивных документов есть несколько дел, связанных с Баней Сары-Гюзель. Это прежде всего материалы зданий ханских бань: черновые обмеры, журнал работ по реставрации Сары-Гюзель, чертежи и дневник пребывания архитектора в Бахчисарае и др.
Надо отметить, что ханский подарок прослужил жителям города верой и правдой несколько веков, есть документы, подтверждающие, что Баня Сары-Гюзель функционировала вплоть до большой трагедии 1927 года, когда на Крымский полуостров обрушилась череда землетрясений, и Бахчисарай в том числе пострадал от стихии.
Из документов личного фонда Н. П. Никитина узнаем, что директор Бахчисарайского дворца-музея Владимир Львович Дашевский в конце 1935 года прислал ему телеграмму: «Просим руководить реставрацией бани. Телеграфьте. Директор»5. 27 ноября 1936 года между архитектором Н. П. Никитиным и директором Бахчисарайского дворца-музея В. Л. Дашевским был заключен договор, по которому архитектор обязуется вести обследование и руководить всеми работами, как связанными с указанным обследованием, так и с предстоящим ремонтом, консервацией и реставрацией бывших ханских бань «Сары-Гюзель»6.
В документах личного фонда архитектора есть несколько дел, связанных с работами по этому объекту архитектуры: сохранилось несколь-
ко десятков обмеров всех внутренних помещений, а также порядка 85 фотографий, на которых запечатлено их состояние на момент осмотра7. Самыми интересными на мой взгляд документами являются дневник архитектора и журнал работ по памятнику архитектуры. Вчитаемся в эти строки.
Из дневника. «Приехал в Бахчисарай в 12 часов дня 27 ноября 1936 года. Осмотр здания. В этот же день с поездом 5 часов 30 минут вечера выехал с директором Дворца-музея Владимиром Львовичем Дашевс-ким в Симферополь. Ночевал в общежитии. Утром в 11 часов был в Наркомпросе и совместно с директором дал объяснения по смете и сообщили коррективы к смете в части строительных материалов, необходимых для работ по реставрации здания бань. В этот же день с поездом 3 часа дня выехал обратно в Бахчисарай. 28 ноября подробный осмотр здания, обследование кладки стен и собирание сведений у местных жителей стариков-татар о здании, его функционировании, питании водой, канализации и пр.»
Из журнала работ на объекте. «30. XI Начато удаление из помещения бани мужской раздевалки (на плане лит. А) мусора, слежавшейся и поросшей травой земли, перемешанной с обломками черепицы с обвалившейся крыши булыжным камнем и отдельными частями каменного (из известняка) фонтана. Земля разрыхлялась киркой и местами свободно снималась железной лопатой. Под слоем земли на среднюю глубину до 30 см обнаружен пол из каменных плит. При разрывании земли и мусора в бане в мужской раздевальне были найдены медные монеты: одна Екатерининская 1787 года и одна Александровская 1823 года. Удаление указанной земли производилось 30. XI, 1, 2, 3 и 4 декабря. Открытые каменные места для лежания оказались не сплошными, как значится в плане обмеров архитектора Засыпкина, а с выемками деревянных частей. Кроме гнилых кусков из стен (связи) не обнаружено. Параллельно с указанными работами начаты обмеры здания с 1.XII. с этого же времени начата отбивка штукатурки и разводка железных водопроводных труб, которые все были убраны к 7. XII из всех помещений. Штукатурка отбивалась вся целиком если она отставала от стен и частично в тех местах, где отбивалась сравнительно лег-ко»8.
Документы создавались в 30-е годы на очень плохой бумаге, но они являются живым свидетелем того, что и как происходило на объекте в самом начале реставрационных работ в банном корпусе. А дальше была война... Сегодня мы можем только верить восторгам древних, которые писали, что в Крымской стране нет больше такой построенной на очень красивом месте замечательной бани.
На момент начала реставрации XXI века в помещениях Сары-Гю-зель не сохранилось ничего, в банных залах среди обломков давно рухнувших кровель, росла трава и пробивались деревья. Интерьер был пуст и в самых общих чертах восстановлен по старинным зарисовкам, которые показывают фонтан посередине зала, высокие каменные лавки у стен и шкафчики в стенах. На закладной плите над входом высечено имя основателя Бахчисарая и его знаменитых предков.
«На этом высоком месте Построена справедливым государем, Сахибом Герай-ханом, Сыном Менгли Герай-хана, Сына Хаджи Герай-хана. Год 939 (1532/33)»9.
Спасибо реставраторам, которые возрождают архитектурные жемчужины Крыма, но очень жаль, что в архивном деле в листе использования документов моя фамилия стоит первой, а это значит, что никто до меня из исследователей эти документы в руках не держал, а если бы это случилось, то материал, накопленный Н. П. Никитиным, пригодился бы при проведении реставрации, а она могла быть выполнена на более высоком научном уровне.
Как вы понимаете о других жемчужинах Крым по документам архива можно будет поговорить на следующих чтениях.
Примечания
1. НБА РАХ. Ф. 22. Оп. 1. Ед. хр. 34.
2. НБА РАХ. Ф. 22. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 1-3.
3. НБА РАХ. Ф. 7. Оп. 3. Ед. хр. 272. Л. 1-3.
4. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1.
5. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 1.
6. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 2.
7. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 19.
8. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 3, 4, 6, 7.
9. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник [Электронный ресурс]: www.handvoreс.ru
Список источников и литературы
1. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник : [Электронный ресурс] : www.handvoreс.ru
2. НБА РАХ, Ф. 7. Оп. 3. Ед. хр. 272
3. НБА РАХ. Ф. 22. Оп. 1. Ед. хр. 34
4. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 18
5. НБА РАХ. Ф. 42. Оп. 1. Ед. хр. 19
KPblMCKHH APXHB, 2016, J№ 1 (20)
ARCHITECTURAL PEARLS OF THE CRIMEA IN FUNDS OF SCIENTIFIC AND BIBLIOGRAPHIC ARCHIVE OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS
Larisa Sergeyevna Georgievskaya,
chief of scientific and bibliographic archive of Direktion at Russian Academy of Arts in St. Petersburg (St. Petersburg, Russian Federation) + 7 921 311 20 53; [email protected]
In article .search results are presented to NBA ofRAH of materials on history of the Crimea, in particular on history ofmonuments of architecture of the Crimean peninsula. On the example of studying of archival documents on a bathing complex of Sara-Gyuzel in Bakhchisarai the author notes importance of a research of funds at the organization of restoration works.
Keywords: scientific and bibliographic archive of the Russian academy of Arts (NBA of RAH), Crimea, Bakhchisarai, Sara-Gyuzel's bath, N. P. Nikitin.
References
1. Bakhchsarai historical and cultural and archaeological memorial estate [Website]: www.handvorec.ru.
2. Scientific and bibliographic archive of the Russian Academy of Arts (SBA RAA), F. 7. L. 3. F. 272
3. SBA RAA. F. 22. L. 1. F. 34
4. SBA RAA. F. 42. L. 1. F. 18
5. SBA RAA. F. 42. L. 1. F. 19