М.М. Петрова
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЕТСКИХ ДОМОВ
В данном исследовании сформированы ключевые архитектурные принципы проектирования детских домов, которые отвечают главным критериям в формировании учреждений для детей-сирот: экономическим, социальным, экологическим, градостроительным, функциональным.
Ключевые слова: архитектура, дети-сироты, детский дом, принципы, функция.
На сегодняшний день, существующее состояние детских домов в России выглядит печально. Детские дома расположены в старых советских постройках, которые не предназначены для использования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данных условиях существует острая необходимость в выявлении новых архитектурных принципах, которые позволят сформировать новую концепцию детского дома [1].
Архитектурные принципы проектирования детских домов:
1. Принцип интеграции и масштаба
Данный принцип заключается в соответствии с градостроительными нормами. Он образуется в ходе анализа участка с градостроительной точки зрения, с учетом всех факторов городской застройки, масштабности зданий, композиционного решения генплана, рельефа, транспортной доступности. Детский дом должен вписываться в окружающую застройку, также территория дома должна быть открытой, так как на данный момент у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нет возможности покидать территорию (в целях безопасности воспитанников). Поэтому используя данный принцип, территорию могли бы посещать дети из полных семей, тем самым дети-сироты имели бы возможность общаться со сверстниками и социализироваться в обществе. Также, территория детского дома должна включать спортивные и игровые площадки, амфитеатры, открытые классы, выставочные зоны, теплицы и зоны тихого отдыха.
2. Принцип функционального наполнения
Функциональное наполнение детского дома является определяющим фактором в проектировании учреждений для детей-сирот. Оно должно включать расширенный состав помещений, который будет способствовать развитию и адаптации воспитанников, а также пешеходные коммуникации (пути) внутри объекта, которые будут разделять детей и персонал детского дома =. Помимо базовых помещений для образования, воспитания и содержания воспитанников, детский дом должен включать следующие помещения - медицинский изолятор, спортивный блок, учебный блок, блок лабораторий для исследований, медиа-теку, блок садоводства, площадки для игр внутри и снаружи детского дома, открытые пространства (лектории, амфитеатр, актовый зал) [2]. Данный принцип позволит обеспечить полноценное развитие ребенка, обнаружить и развивать его способности и таланты, способствовать его духовному развитию, а также обучить трудовым навыкам [3].
3. Принцип адаптивности
Данный принцип предусматривает гибкую модульную архитектурно-планировочную структуру, которая осуществляется за счет трансформируемых блоков, ограждающих конструкций, применением конструктивного решения с использованием каркасного или каркасно-стенового несущего остова и ориентации помещений по четырем сторонам света. Также важную роль играет применение соответствующих материалов.
Таким образом, сформированные архитектурные принципы проектирования детских домов позволят разработать новый детский дом, который позволит обеспечить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей безопасную среду для проживания, воспитания, развития и адаптации. Также поможет сформировать теоретические основания для последующих исследований и реализации в отечественную проектную деятельность.
© М.М. Петрова, 2022.
Научный руководитель: Хафизов Ринат Рашитович - старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.
Библиографический список
1.Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.- Новочеркасск; Ростов н/Д., 2003.-С.62-63.
2. Солдатова А. А., Трухачева Г. А. Возможные пути решения архитектурно-планировочной структуры детских домов в среде центра крупнейшего города // SCI-ARTICLE. 2017. № 14(14). С. 7-13.
3. Потиенко Н. Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот// Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. Вып. № 4(17). С. 29-3.
ПЕТРОВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.