Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОКЗАЛЬНЫХ ЧАСОВ В ГОРОДАХ СИМФЕРОПОЛЬ И СОЧИ'

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОКЗАЛЬНЫХ ЧАСОВ В ГОРОДАХ СИМФЕРОПОЛЬ И СОЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башенные часы на вокзале / знаки зодиака / архитектурные символы / tower clock at the station / zodiac signs / architectural symbols

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Г.И. Быкова, О.В. Косточкина, Е.И. Иванова

В статье рассматриваются общие архитектурные особенности двух зданий вокзалов в Симферополе и Сочи. Башенные часы этих объектов имеют общий принцип оформления циферблатов с использованием нетрадиционного расположения знаков зодиака. В чем смысл оформления этих элементов остается непонятным, авторы проводят факторный анализ для прояснения ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL FEATURES OF STATION CLOCKS IN THE CITIES OF SIMFEROPOL AND SOCHI

The article discusses the general architectural features of the two station buildings in Simferopol and Sochi. The tower clocks of these objects have the similar principle of decorating the dials using an unconventional arrangement of the signs of the Zodiac. The meaning of the design of these elements remains unclear; the authors conduct a factor analysis to clarify the situation.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОКЗАЛЬНЫХ ЧАСОВ В ГОРОДАХ СИМФЕРОПОЛЬ И СОЧИ»

УДК 721

doi: 10.52470/2619046X 2023 3 29

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОКЗАЛЬНЫХ ЧАСОВ В ГОРОДАХ СИМФЕРОПОЛЬ И СОЧИ

Г.И. Быкова, О.В. Косточкина, Е.И. Иванова

Аннотация. В статье рассматриваются общие архитектурные особенности двух зданий вокзалов в Симферополе и Сочи. Башенные часы этих объектов имеют общий принцип оформления циферблатов с использованием нетрадиционного расположения знаков зодиака. В чем смысл оформления этих элементов остается непонятным, авторы проводят факторный анализ для прояснения ситуации.

Ключевые слова: башенные часы на вокзале, знаки зодиака, архитектурные символы.

ARCHITECTURAL FEATURES OF STATION CLOCKS IN THE CITIES OF SIMFEROPOL AND SOCHI

G.I. Bykova, O.V. Kostochkina, E.I. Ivanova

Abstract. The article discusses the general architectural features of the two station buildings in Simferopol and Sochi. The tower clocks of these objects have the similar principle of decorating the dials using an unconventional arrangement of the signs of the Zodiac. The meaning of the design of these elements remains unclear; the authors conduct a factor analysis to clarify the situation.

Keywords: tower clock at the station, zodiac signs, architectural symbols.

Во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен железнодорожный вокзал в Симферополе. В послевоенное время в 1946 г. возникла необходимость на его месте возвести новый объект. Строительство осуществлялось под руководством Алексея Душкина. Помимо советских рабочих здесь применялся труд военнопленных. В 1951 г. замечательное здание вокзала из инкерманского камня было сдано в эксплуатацию.

Одна из главных достопримечательностей железнодорожного вокзала в Симферополе -огромные часы диаметром около трех метров, расположенные на вокзальной башне высотой 42 метра со знаками зодиака на циферблате (рисунок 1).

На циферблате часов расположены, помимо традиционных знаков зодиака, еще и другие созвездия, в частности, символ созвездия Змееносец (тринадцатый знак зодиака), а также созвездия Лебедя и Гончих Псов. Кроме того, нарушена традиция, и за Овном вместо Тельца (символа Украины) следует Лев, а Тельца здесь вообще нет. За Львом идет как обычно, Дева, Весов вообще нет, а сразу за Девой расположен Скорпион - символ Крыма. Обычный порядок расположения знаков зодиака соблюден до Водолея. Далее расположены те самые Лебедь и Гончие Псы. Затем идут Рыбы, а завершается зодиакальный круг Раком. То есть почему-то отсутствуют Весы, Телец и Водолей, но добавлены созвездия Змееносца, Гончих Псов и Лебедя, которые не являются зодиакальными [6].

Возможно, это не зодиак, а совсем другая система, похожая на него. Единственное известное упоминание в аналогичном контексте созвездий Лебедя, Гончих Псов и Змееносца существуют при описании символов Незримой коллегии ученых, целью которых было эф-

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рисунок 1. Часы на здании вокзала в Симферополе

фективное влияние на политику. Это закрытое общество интеллектуалов, образовавшееся в первой половине XVII в. в Лондоне, предполагающее делать монархов просвещенными и добродетельными. Розенкрейцерство оказывало особое философское влияние и среди масонских знаков имеются аллегории: Гончих Псов как обращение невежества в бегство; Лебедя как опыта соприкосновения со светом истинного знания; Змея как исцеления от заблуждений.

Похоже, что на вокзальных часах Симферополя изображен не традиционный для астрологии зодиак, а другая мистическая система.

Алексей Душкин был главным архитектором Метростроя. В 40-50 гг. XX в. под его руководством были построены вокзалы в Симферополе, Сочи, Днепропетровске, а также ряд подземных станций метрополитена.

Спроектированная под его руководством станция метро Кропоткинская была организована как аналог древнеегипетского храма Амона в Карнаке, что привело к написанию доноса на архитектора. Спасло зодчего высказывание, что у древних дворцы были для фараонов, а у нас они служат народу.

Интересно, что в СССР тоже существовали мистические тайные общества, членами которых были весьма известные личности, такие как режиссер Сергей Эйзенштейн, поэты Анастасия Цветаева и Валерий Брюсов.

Знаменитый архитектор Алексей Душкин - автор ансамбля вокзала в Симферополе - был весьма достойным зодчим, автором ряда станций московского метро, лауреатом сСталинских премий и архитектором, формирующим пространственное развитие советских городов. Уже доказанным фактом является, что психологическое состояние человека зависит от окружающей его архитектуры, которая в определенной степени формирует потребности человека и его мироощущение [3]. Известно, что он дружил с Александром Барченко - известным кремлевским оккультистом, организовавшим ряд экспедиций к истокам древних цивилизаций и возглавлявшим эзотерическое общество. Барченко одновременно был чекистом и масоном,

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рисунок 2. Часы на здании вокзала в Сочи

и в 1938 г. был расстрелян. Зодчий мог использовать в своих творениях некоторые идеи созвучные знаниям своего друга.

Работа по возведению симферопольского и после него сочинского вокзалов стала для мастера роковой. После торжественного открытия здания вышло специальное постановление Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Первой его жертвой стал сам Душкин, которого обвинили в расточительстве, посадили в тюрьму и забрали все строительные документы и чертежи.

Через год после возведения башни с часами в Симферополе под руководством А. Душкина был возведен очень похожий вокзал в Сочи с вокзальными часами, изображающими неправильный зодиакальный круг со следующими изображениями: Козерог, Близнецы, Гончие Псы, Лебедь, Змей, Рыбы, Рак, Овен, Лев, Водолей, Весы, Стрелец. Автор объекта не оставил комментариев по поводу того, почему знаки расположены не по порядку и среди них имеются три совершенно нестандартных символа.

Интересным является сравнение этих двух объектов. На Симферопольских часах показан белый циферблат с полной красной Луной. На Сочинских - черный циферблат с белым Солнцем в центре. Изображения дневного и ночного светил - древняя мистическая традиция, обозначающая двойственность в мире. На часах в Симферополе показано светлое Солнце, расположенное в темноте, а Луна на свету. Это день и ночь в нашей жизни. Светлое начало - день, а ночь - закат и окончание. Циферблат Симферополя раскрашен красным цветом, в то время как в Сочи - черным [1].

Стрелки часов в Сочи похожи на форму гарды - церемониального меча с полумесяцем на конце, рога которого могут направляться то вверх, то вниз. На стрелках имеется пять отверстий. По описанию источников ХУП-ХГХ вв. в отверстия на ритуальном мече вставлялись драгоценные камни с выгравированными на них ритуальными эмблемами. Это аналог магического жезла. Меч и жезл для церемониальных ритуалов упоминаются в работах мистиков. На Симферопольских часах полумесяцы на концах стрелок направлены в противоположных направлениях - на минутной рожки повернуты вверх, а на часовой - вниз. Здесь стрелки более простые по стилистике, чем в Сочи.

Крымский вокзал обращен на восходящее Солнце 21 декабря - начало астрологического года, когда самая длинная ночь, а впереди светлая половина года. Сочинский вокзал обращен своим фасадом на северо-запад - на закат. В настоящее время на Спасской башне Московского кремля функционируют часы, привезенные Петром Первым из Голландии,

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

установленные братьями Бутеноп - обрусевшими датчанами. Но на стенах этой башни за циферблатом, обращенным на Красную Площадь, сохранились старые часы. На них четко прослеживаются железные пластинки с созвездиями знаков зодиака. По кругу расположены созвездия зодиакального кольца эклиптической плоскости, по которой передвигается солнце. Они находятся на местах привычных для нас цифр, при том, что движется сам циферблат, часам около четырех сотен лет. Достоверно известно, что они устанавливались и налаживались монахом Лазарем Сербиным (в то время церковь положительно относилась к изучению законов космоса).

Астрология и архитектура - это, казалось бы, две разные области культуры, не связанные между собой. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти две области имеют много общего. Интересен факт того, что солнце, как символ жизни, имеет связь с личностью человека в гороскопе (символизируя индивидуальность), а в архитектуре отвечая за освещенность и создания комфортного пространства для жизни [2].

Существует суждение, что древние ведические астрологи - жрецы русов - использовали зодиакальный круг из 13 созвездий. Тринадцатый знак зодиака Змееносец - через него можно было прогнозировать и корректировать зло на земле. Этот знак имел особое значение. Считалось, что через него осуществляется посмертный выход души из Колеса Сансары -круга бесконечных перевоплощений, символом которого является змея, кусающая свой хвост. Духовно созревшая личность может перестать перевоплощаться в материальном мире и направится в высшие сферы. Справиться с этими энергиями может лишь сильный духом человек, поэтому жить в Крыму, символом территории которого является зодиакальный знак Скорпиона, может не каждый. Мистически настроенные люди полагают, что над Крымом работает сильный энергетический поток, оберегающий его и открывающий большие возможности этого края.

Интересно, что упоминание Гончих Псов встречается в мифологии легендарного народа догонов, считающих себя потомками инопланетян, прибывших на землю из этого созвездия. В племени из поколения в поколение передаются точные карты созвездия Гончих псов, сделать которые без современной аппаратуры невозможно [5].

Таким образом, уникальный элемент с закодированной информацией, расположенных в центре городов Симферополя и Сочи башен вокзалов, призван быть триггером процессов, которые постепенно преобразовывали бы городской контекст [4]. Между вокзальными часами этих двух городов имеется много общего: на башенных циферблатах изменена традиционная зодиакальная последовательность; добавлены дополнительные знаки при исключении традиционных; в декоративное убранство включены символы светил и ритуальных предметов. К сожалению, ключ к тайне вокзальных часов в Симферополе и Сочи нам не ведом. Известно, что розенкрейцерские практики использовали похожие приемы на основе астрологии. Может это некий гороскоп Крыма и Краснодарского края, где зашифрована особая судьба этих регионов?

Библиографический список

1. Андреев А. Тайны и загадки Крыма // Особая судьба Крыма зашифрована на вокзальных часах. Симферополь, 2004.

2. Булгакова Е.А. Нижний Новгород: XVIII международный конкурс выпускных квалификационных работ // Проект Байкал. 2019. Т. 16. № 62.

3. Булгакова Е.А, Лидин К.Л. Модные тренды vs городская среда // Проект Байкал. 2019. Т. 16. № 60.

4. Булгакова Е.А, Лидин К.Л. Моделирование городской инфраструктуры - этико-эстетические аспекты // Проект Байкал. 2021. Т.18. № 70.

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ

5. Куланов В. Аз бука изтины Русь. М., 2021.

6. Тайны двух циферблатов // Загадки и тайны. 2022. № 13 (229).

Г.И. Быкова

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: velenetcgalina@mail.ru

О.В. Косточкина

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Е.И. Иванова

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.