Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА АСТАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА АСТАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Астана / архитектура / анализ / преобразование / исторические корни / стратегии развития.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Табыс Тамила Бауржанқызы, Мауленова Гульнара Джупарбековна, Самойлов Константин Иванович

данная научная статья посвящена региональному анализу архитектурных особенностей административного центра города Астаны. Особое внимание уделяется выявлению уникальных архитектурных элементов, играющих ключевую роль в формировании характера административного центра. Результаты исследования позволяют не только оценить текущее состояние архитектурной среды, но и выделить принципы, применимые к проектированию административных центров в различных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА АСТАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА АСТАНЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Табыс Т.Б.1,Мауленова Г.А.2, Самойлов К.И.3

1Табыс Тамила Бауржанцызы - магистрант;

2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры,профессор;

3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедры «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: данная научная статья посвящена региональному анализу архитектурных особенностей административного центра города Астаны.

Особое внимание уделяется выявлению уникальных архитектурных элементов, играющих ключевую роль в формировании характера административного центра. Результаты исследования позволяют не только оценить текущее состояние архитектурной среды, но и выделить принципы, применимые к проектированию административных центров в различных регионах.

Ключевые слова: Астана, архитектура, анализ, преобразование, исторические корни, стратегии развития.

В современном мире архитектура неотделима от динамичной эволюции городских пространств. В этом контексте, административные центры приобретают особую значимость как символы государственности и центры политической и социальной активности. Одним из выдающихся примеров такой трансформации является административный центр Астана. С его изменением статуса и метаморфозами в архитектурном облике города связаны не только функциональные изменения, но и переосмысление его роли в глобальном контексте.

Очень важными в данном контексте являются исследования, посвященные вопросу национальной идентичности и ее взаимодействия с интернациональными тенденциями архитектурной среды Казахстана, освещенные в работе Г. Абдрасилова [1], А. Абилова [2], Б. Байпаков [3], Э. Байтенов [4], А. Маргулан [5], У. Джанибеков [6], С. Ажигали [7], Г. Айдарова [8], К. Арынова [9], Ч. Бапишев [10], Ш. Валиханов [11], Е. Дуйсебай [12], Ю. Елгин [13], А. Жилина [14], Б. Ибраев [15], А. Карпыков [16], М. Муканов [17], Е. Смагулов [18], И. Тасмагамбетов [19], Ю. Глаудинов [20].

Указанные работы отражают значительную степень изученности различных аспектов проблемы. Однако по объективным причинам анализ культурной столицы как феномена XXI века только начинается, и, соответственно, процесс развития архитектурно-художественных форм г. Астана не был пока предметом самостоятельного исследования. Эта проблематика определила выбор научной работы, научная новизна которого заключается в проведенном на основе системного подхода теоретическом исследовании особенностей процесс столицы. Существенным видится и сам факт привлечения большого количества примеров. Это позволяет в определённой степени проследить широту распространения и массовость тех или иных явлений в современный период.

История города Астаны берет свое начало в глубине веков, когда на его территории существовали первобытные поселения кочевых племен. Археологические находки, сохранившиеся до наших дней, позволяют нам вообразить образ жизни и культурные практики тех давних времен.

Первые архитектурные элементы, появившиеся в то время, оказали значительное влияние на дальнейшее развитие архитектуры Астаны. Структуры того периода зримо свидетельствуют о прошлых временах и сыграли важную роль в формировании современного архитектурного облика города. Однако настоящий прорыв произошел в 1961 году, когда Астана была объявлена столицей Казахской ССР. Это решение спровоцировало первую волну строительства и модернизации инфраструктуры, создав прочную основу для дальнейшего формирования современного архитектурного облика города.

10 декабря 1997 года власти Казахстана начали процесс переноса столицы из Алматы в Астану. Этот перенос был не первым в истории страны, ранее столицами на территории Казахстана были Оренбург, Кызыл-Орда и Алматы. В настоящее время Алматы остается крупнейшим городом страны с богатым историческим и культурным наследием.

С момента объявления Астаны столицей, активно начался процесс ее развития и модернизации. Особый этап в истории города пришелся на период с 1999 по 2004 годы, когда были реализованы крупные строительные проекты, направленные на создание современного административного центра.

В настоящее время, административный центр Астаны представляет собой современный и динамично развивающийся город, с высотными зданиями, современными технологиями и инфраструктурой. Здесь находятся официальные здания правительства, парламента, а также международные организации.

Особенностью развития Астаны является стремление к созданию уникальной архитектурной оболочки, которая стала визитной карточкой города и отражает его статус столицы. В процессе развития административного центра было привлечено множество международных архитекторов и дизайнеров для создания уникальных зданий и комплексов [21, с. 96].

Развитие столицы можно охарактеризовать как органичное, быстрое и массовое строительство. Особенно ярко проявился период активного освоения непригодных для заселения территорий, когда город Акмола стал эпицентром этого процесса. В результате, Акмола была переименована в Целиноград, а затем стала столицей Астаной. Основной целью было создание новых жилых районов, которые обеспечивали удобную систему обслуживания в сфере культуры и быта для населения. При разработке методов расположения этих районов были учтены различные природные факторы, включая защиту от ветра, регулирование температуры и влажности воздуха, а также создание водных объектов и элементов рельефа [22, с. 203].

Необходимость создания нового генерального плана возникла после переноса столицы из Алматы в Астану. Предыдущий план не отвечал требованиям, предъявляемым к будущей столице. Через год после переноса столицы по инициативе первого Президента Республики Казахстан был объявлен международный конкурс на разработку концепции генерального плана развития нового центра Астаны, соответствующего современным градостроительным требованиям. Конкурс вызвал серьезный интерес ведущих архитектурных бюро со всего мира, в котором приняли участие зодчие из Европы, Азии, Америки, Австралии, а также проектные отечественные и зарубежные группы из стран СНГ. Победителем конкурса стала концепция японского архитектора К. Курокава.

Основной концепцией японского архитектора, известного своим философским подходом к градостроительству, была идея «симбиотической архитектуры», который рассматривал урбанизированный городской ландшафт как органическое существо, гармонично взаимодействующее с окружающей природой.

Огромные объемы строительства и внешний облик новых зданий поражают, но еще больше поражает и вдохновляет новая градостроительная концепция развития города, предложенная японским архитектором К. Курокавой. При реализации его идей в Астане столкнулись две градостроительные концепции - «метаболическая», и традиционная, заложенная в старый генеральный план развития города.

В короткие сроки был проведен международный конкурс, на котором победил японский архитектор К. Курокава. Он обосновал необходимость организации саморазвивающейся структуры города, основываясь на разработанной им в 1960-е гг. теории метаболизма. К. Курокава предложил отделить строительство городских ансамблей от формирования городской инфраструктуры. Все остальное -городские коммуникации, сети, система переработки мусора, жилые образования - должны формироваться согласно разработанной им метаболистской стратегии, рассматривающей жизненные циклы искусственных образований наподобие биологических организмов.

Для «объектного» уровня семиотического каркаса Астаны характерно применение в качестве знаков столичной семантики элементов казахской национальной и восточной культуры.

Проект Курокавы не имеет завершенной планировочной формы. Он заложил в проекте тенденции дальнейшего роста в виде системы, способной гибко реагировать на перемены. Поэтому данном случае целесообразно говорить не о генплане, а о планировочной схеме. По мнению К. Курокавы способность города к органичному развитию - это главный градостроительный показатель для начавшегося XXI века.

Роль Н.А. Назарбаева, как первого Президента страны, осуществившего идею строительства новой столицы государства, позволяет рассматривать понятие личности Президента, как символ Астаны. Местоположение города на пересечении направлений Великого шелкового пути определило главную особенность семантики среды - связь Европы и Азии. Особенностью построения семиотического каркаса Астаны на «объектном» уровне является преобладание пропорционального принципа, что обусловлено использованием классических форм и пропорций в архитектуре важнейших административных сооружений.

К примеру, административно-деловой центр столицы сосредоточен преимущественно на левом берегу реки Есиль, где занимает площадь в 6494,9 га. Ключевые площади - Главная административная площадь, площадь вокруг монумента независимости, формируют новый административный центр. Водно-зеленый бульвар, играющий роль главной композиционной оси, связывает эти площади в идеальном сочетании.

Расположенная на восточной части нового центра, Главная административная площадь находится неподалеку от реки Есиль. Впечатляющее здание «Ак Орда», которое является официальной резиденцией Президента Республики Казахстан, гордо возвышается над этой новой площадью на площади в 36720 квадратных метров. Резиденция Первого Президента РК состоит из 6 этажей, а высота всего здания с шпилем, на котором развевается Государственный флаг, составляет 70 метров. Купол «Ак Орды» красуется ярким голубым цветом, который символизирует национальный флаг, завершая это великолепное здание. Официальное открытие Дворца Президента состоялось 24 декабря 2004 года. На

административной площади также находятся здания Мажилиса и Сената (нижняя и верхняя палаты Парламента Республики Казахстан), Правительства, Администрации Президента и Дом министерств.

Монумент «Байтерек» является выдающимся сооружением, символизирующим независимость Казахстана и олицетворяющим обновленное государство. Эта идея была предложена первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Строение символизирует государство, твердо укоренившееся в своей истории, обладающее прочными основами и стремящееся к процветанию в будущем. Каждый день архитектурное творение приветствует посетителей всех возрастов и национальностей. Гости могут подняться на лифте в стеклянный «шар» и насладиться панорамными видами, позволяющими наблюдать за масштабными трансформациями, происходящими в столице Казахстана.

Следующая достопримечательность, которую можно увидеть в столице, представляет собой сооружение - Дворец мира и согласия. Этот архитектурный комплекс, воссоздающий как древнегреческие, так и вавилонские формы, является уникальным в своем роде. Он включает в себя не только музеи и выставки, но и исторические экскурсии. Кроме удивительных, архитектурных зданий, административный центр Астаны славится своими парками, скверами и зелеными зонами.

В 2010 году в новом административно-деловой столице успешно завершились масштабные строительные проекты. Среди них стоит выделить такие значимые объекты, как Дворец Независимости, ранее упомянутый культурно-развлекательный центр «Хан-Шатыр», административные здания АО НК «Казахстан Темiр Жолы», «International Business Centre», Мост М-3 и «Французский» квартал в жилом комплексе «Городской романс».

Особую гордость вызывает ввод в эксплуатацию культурно-развлекательного центра «Хан Шатыр» в июле 2010 года. Проект представляет собой шатер, поддерживаемый стальными мачтами, площадью в 100000 кв.м. Этот центр является местом проведения культурных мероприятий и выставок. Проектированием комплекса занимался знаменитый британский архитектор Норман Фостер.

В 2019 году в столичном новом административно-деловом центре было завершено два крупных проектов, которые финансировались за счет иностранных инвесторов. Это многофункциональные комплексы «Абу Даби Плаза» и «Central Park». Проект «Central Park» является инициативой израильских инвесторов. Его стоимость оценивается примерно в 3 миллиарда долларов, а площадь застройки составляет 74 га. Комплекс включает в себя 60 жилых домов на 22 тысячи человек, парковку на 20 тысяч мест, 4 гостиничных комплекса, 6 высотных бизнес центров, региональный лечебный центр и множество других объектов.

Архитектурный комплекс «Абу Даби Плаза» создана арабской фирмой «ALDAR Properties». Этот комплекс состоит из нескольких башен, объединенных вокруг главного здания высотой 382 метра. В его структуру входят жилые блоки, офисы, гостиницы, торговые помещения и рестораны. Планируется также прямое соединение комплекса с аэропортом города Астаны посредством монорельсовой дороги. Площадь застройки составляет 4,5 га, а общая сумма инвестиций - 1,8 млрд. долларов.

На сегодняшний день, неповторимые и привлекательные архитектурные сооружения столицы являются главными достопримечательностями города, привлекающими искусствоведов, архитекторов, жаждущих увидеть уникальные и великолепные сооружения. Особое значение имеет архитектура Астаны в представлении национальной идентичности. Она способствует сохранению культурного наследия и передаче элементов традиционной казахской архитектуры, подчеркивая оригинальность и сохранение культурное наследие региона в условиях стремительного развития и современности.

Одним из самых интересных аспектов архитектуры Астаны является удачное сочетание традиционных и современных элементов. Это сочетание технологий, форм и исторических элементов придает городу неповторимый вид и привлекает внимание. Так, раскинувшиеся по городу фонтаны, цветочных аллеей и увлекательных национальных скульптур привлекают жителей и гостей столицы. Каждая фонтанная концепция и новое техническое решение отражают последние достигнутые в области современного строительства. Среди таких фонтанов можно выделить «Кочевники», которые были созданы художниками Кыргызских художников Ж. Баялиевым и Р. Нургазиевым. Страж, всадник, мудрец, шаман со кобызом, танцовщицы и др. символы основополагающих аспектов тюркской культуры [7].

Архитектурный образ Астаны формируется в соответствии с главной идеей новой столицы Казахстана: связь Европы и Азии, традиций и современности, Востока и Запада. Но попытка создать новую столицу на основе провинциального города за короткий срок привела к формированию гипертрофированного масштаба среды и нарушению стилевого единства архитектурного образа на отдельных территориях города.

Трансформационные процессы, протекающие в данном контексте, приобретают несомненную значимость на пути развития архитектурного наследия столицы. Оборот этих изменений воплощает в себе стремление к интеграции с мировыми трендами и современными градостроительными стандартами. Установлено, что развитие города требует учета множества факторов: обеспечение удобной транспортной

и инженерной инфраструктуры, быстрого доступа к общественным и культурным объектам, а также все необходимые системы и технологии, обеспечивающие комфортную среду проживания в столице.

В настоящее время столица имеет возможность разумно использовать новые территории, появившиеся в результате расширения. При согласованных действиях городских органов, мегаполис имеет все шансы стать по-настоящему уникальным и по своей площади, и по перспективам развития населения.

Список литературы

1. Абдрасилова Г.С. Традиции формирования архитектурно-пространственной среды в контексте региональных культур. // Мировоззренческом етодологические проблемы современной науки и образования. Сб. науч. тр. Алматы, 2000. - С. 65-68.

2. Абилов А.Ж. Градостроительство и устойчивое развитие поселений в Казахстане. Алматы: КазГАСА,

2002. -150 с.

3. Байпаков К. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. - Алматы: Адамар, 2007. - 496 с.

4. Байтенов Э.М. О связях мемориального зодчества Казахстана с архитектурой Средней Азии. // Архитектура и строительство Узбекистана. -1989. №11С. 31-32.

5. Маргулан А.Х., Басенов Т.К., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. Алма-Ата: Казгосиздат, 1959. - 259 с.

6. Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. -144 с.

7. Ажигали С. Памятники архитектуры Атырауской области. // Кумбез. -2000-2001. № 9-10. -С.40-45.

8. Айдарова Г.Н. Архитектурная культура региона. Теоретическая концепция и онтологическая модель. // Архитектура и культура: Сб. мат. Всесоюз. науч. конф. ВНИИТАГ; Часть П. М.: ВНИИТАГ, 1990. -С. 27-32.

9. Арынов К.К. Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов: (На примере Казахстана): Дис. канд. архитектуры. М., 1995. -197 с.

10. Бапишев Ч., Мухтаров А. Казахстан. // Архитектура СССР. 1962. -№9. -С. 27-30.

11. Валиханов Ш. Архитектура наших предков. // Декоративное искусство СССР. -1980. №8. - С. 5-8.

12. Дуйсебай Е. Творческие поиски архитектурного образа. // Эксклюзив-Дизайн. 2000. - №4. - С. 44-46.

13. Елгин Ю. Церковная архитектура на юге Казахстана. // Памятники истории и культуры Казахстана. Вып. 4. - Алма-Ата: Казахстан, 1989. С. 37-43.

14.Жилина А.Н. Традиционные поселения и жилище узбеков Южного Казахстана. // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. / Отв. ред. Е.Е. Неразик, А.Н.Жилина. М.: Наука, 1982. - С. 137-163.

15. Ибраев Б. Постсоциализм, или наследие наследия. // Архитектура, строительство, дизайн. -2002. № 3/4 (27/28). - С. 10-12.

16. Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана 1930-1950-х гг.: Дис. канд. архитектуры. Алма-Ата, 1985. - 162 с.

17.МукановМ.С. Казахские домашние художественные ремесла. -Алма-Ата: Казахстан, 1979. -120 с.

18. Смагулов Е. Мавзолей северного Казахстана. // Кумбез. 2002. - № 4. - С. 50-521

19. Тасмагамбетов И. Кулыптас. Астана: ОФ «Берел», 2002. - 392 с.

20. Глаудинов Б. Преемственность в развитии архитектуры Казахстана. // Кумбез. -1998. №2. - С. 24-25.

21.Мойзер Ф. Кишо Курокава: Мегаполис XXI века никогда не остановится в росте // Проект Россия.

2003. №4. С. 21-24;

22. Чиканаев А., Тоскин В. Эволюция планировочной структуры и застройки города Астаны // Кумбез. 2001. № 3-4. С. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.