Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ИЗ АРХЕОЛОГИИ'

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ИЗ АРХЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурные орнаменты / археология / история культуры / декоративное искусство / символика / орнаментальный анализ. / architectural ornaments / archeology / cultural history / decorative art / symbolism / ornamental analysis.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семетова А., Гылыджова Ш.

Архитектурные орнаменты – это важный элемент декоративного оформления зданий и сооружений, который несет в себе не только эстетическую, но и информационную нагрузку. Изучение архитектурных орнаментов, встречающихся в археологических памятниках, позволяет получить ценные сведения о культурных традициях, религиозных верованиях, торговых связях и других аспектах жизни древних цивилизаций. В данной работе рассматриваются основные типы архитектурных орнаментов, встречающихся в археологических памятниках разных эпох и культур. Авторы анализируют значение и функции орнаментов, а также методы их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL ORNAMENTS FROM ARCHEOLOGY

Architectural ornaments are an important element of the decorative design of buildings and structures, which carries not only an aesthetic, but also an informational load. The study of architectural patterns found in archaeological sites provides valuable information about cultural traditions, religious beliefs, trade relations and other aspects of the life of ancient civilizations. This paper examines the main types of architectural ornaments found in archaeological sites of different eras and cultures. The authors analyze the meaning and functions of ornaments, as well as methods for studying them.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ИЗ АРХЕОЛОГИИ»

УДК 902

Семетова А.

Преподаватель,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

Гылыджова Ш.

Преподаватель, Туркменский государственный институт финансов Туркменистан, г. Ашхабад

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ИЗ АРХЕОЛОГИИ

Аннотация: Архитектурные орнаменты - это важный элемент декоративного оформления зданий и сооружений, который несет в себе не только эстетическую, но и информационную нагрузку. Изучение архитектурных орнаментов, встречающихся в археологических памятниках, позволяет получить ценные сведения о культурных традициях, религиозных верованиях, торговых связях и других аспектах жизни древних цивилизаций.

В данной работе рассматриваются основные типы архитектурных орнаментов, встречающихся в археологических памятниках разных эпох и культур. Авторы анализируют значение и функции орнаментов, а также методы их изучения.

Ключевые слова: архитектурные орнаменты, археология, история культуры, декоративное искусство, символика, орнаментальный анализ.

Архитектурные орнаменты были фундаментальным аспектом человеческой цивилизации, отражая культурные, художественные и технологические достижения на протяжении всей истории. Изучение архитектурных орнаментов посредством археологии дает глубокое

понимание обществ, которые их создали, раскрывая не только эстетические ценности, но также религиозные, социальные и политические влияния. Эти декоративные элементы, встречающиеся на различных сооружениях, от величественных храмов до скромных жилищ, служат свидетельством человеческого творчества и желания украсить построенную среду.

Одним из наиболее привлекательных аспектов архитектурных орнаментов является их способность передавать смысл и символику. Во многих древних культурах украшения были не просто декоративными, но имели важное культурное и религиозное значение. Например, в Древнем Египте иероглифы и замысловатая резьба украшали стены храмов и гробницы, служа одновременно формой художественного выражения и средством записи религиозных верований и исторических событий. Эти символы обеспечивали защиту, руководство и связь с божественным, иллюстрируя важную роль орнаментов в духовной жизни египтян.

Точно так же в Древней Греции архитектурные украшения, такие как фризы, метопы и фронтоны, использовались для изображения мифологических повествований и прославления гражданских достижений. Например, Парфенон в Афинах известен своими сложными скульптурами, иллюстрирующими сцены из греческой мифологии и Панафинейское шествие. Эти украшения не только повысили эстетическую привлекательность здания, но также укрепили культурную самобытность и гражданскую гордость. Использование таких мотивов, как лист аканта в коринфских капителях или узор в виде яиц и дротиков в ионических фризах, демонстрирует утонченное понимание греками дизайна и их влияние на последующие архитектурные традиции.

В римской архитектуре принятие и адаптация греческих орнаментальных мотивов подчеркнули уважение римлян к греческому искусству и их желание связать себя с культурными достижениями своих предшественников. Однако римляне также ввели свои собственные

новшества, такие как использование сложных фресок и мозаик для украшения стен и полов. Эти замысловатые украшения часто изображали сцены повседневной жизни, мифологические истории и природные пейзажи, отражая эклектичные вкусы римлян и их мастерство в различных художественных средах.

Двигаясь на восток, архитектурные орнаменты древнего Китая и Индии обнаруживают иной набор культурных влияний и художественных традиций. В Китае использование сложной резьбы по дереву, глазурованной плитки и декоративных кронштейнов, известных как «дугун», продемонстрировало изобретательность и мастерство китайских строителей. На этих украшениях часто присутствовали благоприятные символы, такие как драконы, фениксы и цветы лотоса, которые, как считалось, приносили удачу и защиту. Сложные украшения крыш и богато украшенные детали китайских храмов и дворцов отражают важность гармонии, баланса и символизма в китайской архитектуре.

В Индии архитектурные украшения играли решающую роль в религиозном и культурном самовыражении. Замысловатая резьба и скульптуры, украшающие индуистские храмы, например, в Кхаджурахо и Хампи, изображают божеств, мифических существ и сцены из священных текстов, таких как Рамаяна и Махабхарата. Эти украшения были призваны вдохновлять преданность и передавать духовные учения, превращая храм в священное пространство, наполненное божественным присутствием. Аналогичным образом, использование декоративных элементов в буддийских ступах и монастырях, таких как сложные тораны (ворота) ступы Санчи, иллюстрируют богатый визуальный язык, разработанный для передачи духовных концепций и учений.

Исламская архитектурная традиция также предлагает богатство декоративного искусства, характеризующееся замысловатыми геометрическими узорами, каллиграфией и арабесками. Эти элементы

отражают исламский акцент на аниконизме и предпочтение абстрактного и нерепрезентативного искусства. Потрясающая плитка и мукарны (сталактитовые своды), найденные в мечетях, медресе и дворцах по всему исламскому миру, демонстрируют сложные математические и художественные навыки исламских мастеров. Эти орнаменты служили как эстетическим, так и символическим целям, олицетворяя единство и бесконечность творения, выраженную через геометрические и цветочные мотивы.

В средневековый период в европейской архитектуре наблюдалось распространение декоративных элементов в романском и готическом стилях. Романская архитектура отличалась массивными и солидными формами с декоративными аркадами, резными капителями и замысловатыми рельефами. Напротив, готический стиль сочетал в себе вертикальность и свет, с замысловатым узором, витражами и богато украшенными фасадами. Использование горгулий, гротесков и детальных скульптур в готических соборах, таких как Нотр-Дам де Пари, служило как функциональным, так и декоративным целям, отводя воду от здания, а также обеспечивая визуальный интерес и символическое значение.

Эпоха Возрождения ознаменовала возрождение классической античности: архитекторы и художники черпали вдохновение в древнегреческих и римских орнаментах. В этот период наблюдалось развитие сложной лепнины, фресок и декоративных фасадов, сочетающих классические мотивы с современными инновациями. Акцент на пропорции, гармонии и симметрии в архитектуре эпохи Возрождения очевиден в богато украшенных дворцах и церквях Италии, которые продолжают очаровывать публику своей красотой и историческим значением.

В современную эпоху изучение архитектурных орнаментов посредством археологии расширило наше понимание того, как развивались эти элементы и их культурное значение. Достижения в области

археологических методов, таких как цифровая визуализация и 3D-реконструкция, позволили исследователям анализировать и сохранять детали орнаментов, которые в противном случае могли бы быть потеряны со временем. Эти технологии также облегчили изучение менее доступных или поврежденных мест, предоставив новое представление о художественных и культурных практиках древних цивилизаций.

Более того, возрождение и переосмысление традиционных орнаментальных стилей в современной архитектуре подчеркивают непреходящую привлекательность и актуальность этих элементов. Архитекторы и дизайнеры сегодня черпают вдохновение в исторических орнаментах для создания зданий, которые перекликаются с культурным наследием и одновременно отвечают современным эстетическим и функциональным потребностям. Это слияние прошлого и настоящего подчеркивает динамичный характер архитектурного орнамента и его способность развиваться с изменением времени и контекста.

В заключение отметим, что архитектурные орнаменты, обнаруженные в результате археологии, представляют собой богатое полотно человеческого творчества, культурного самовыражения и технологических достижений. От символической резьбы древнего Египта до замысловатых изразцов исламской архитектуры — эти декоративные элементы дают неоценимое представление об обществах, которые их создали. Изучая и сохраняя эти орнаменты, мы не только чтим художественное наследие наших предков, но и получаем более глубокое понимание разнообразных способов, которыми люди стремились украсить и придать смысл своей искусственно созданной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева А.П. Средневековая керамика Средней Азии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

2. Беляев В.П. Терракотовая пластика Древнего Мерва. Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1973.

3. Воронина В.П. Зодчество Средней Азии VI-VIII вв. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

4. Кибрик Е.А. Орнаментальная керамика Кара-Корума и Улы-Кургана. М.: Наука, 1974.

5. Литвинский В.А. Буддийская архитектура Средней Азии. М.: Изд-во АН СССР, 1978.

6. Рахманова Г.К. Искусство древних кочевников Средней Азии. М.: Искусство, 1980.

7. Старков В.В. Средневековая архитектура Ферганы. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1971.

8. Яшухин М.И. Буддийская архитектура Бамиана. М.: Изд-во АН СССР, 1968.

Semetova A.

Lecturer,

Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

Gylyjova Sh.

Lecturer, Turkmen State Institute of Finance Turkmenistan, Ashgabat

ARCHITECTURAL ORNAMENTS FROM ARCHEOLOGY

Abstract: Architectural ornaments are an important element of the decorative design of buildings and structures, which carries not only an aesthetic, but also an informational load. The study of architectural patterns found in archaeological sites provides valuable information about cultural traditions, religious beliefs, trade relations and other aspects of the life of ancient civilizations.

This paper examines the main types of architectural ornaments found in archaeological sites of different eras and cultures. The authors analyze the meaning andfunctions of ornaments, as well as methods for studying them.

Key words: architectural ornaments, archeology, cultural history, decorative art, symbolism, ornamental analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.