Научная статья на тему 'Архитектурные формы как источник создания модного образа в женском костюме'

Архитектурные формы как источник создания модного образа в женском костюме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА / АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Путинцева Людмила Александровна, Пирогова Ольга Сергеевна

In clause experience of creation of a fashionable image in a female suit on the basis of architectural forms is displayed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурные формы как источник создания модного образа в женском костюме»

Л.А. Путинцева, О.С. Пирогова

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ КАК ИСТОЧНИК СОЗДАНИЯ МОДНОГО ОБРАЗА

В ЖЕНСКОМ КОСТЮМЕ

In clause experience of creation of a fashionable image in a female suit on the basis of architectural forms is displayed.

Создание модного костюма - это постоянный поиск новых форм и конструкций одежды, ее цветового и декоративного решения и, как результат, - нового образа. Т ворческим стимулом и источником вдохновения в этом поиске может стать любое явление жизни человека.

Все, что окружает нас - неслучайно. Вещи живут своей собственной жизнью, но они влияют на настроение. Создание одежды - процесс творческий. И он также требует вдохновения. Самые неожиданные предметы подсказывают дизайнерам формы и линии будущей одежды. Постепенно, шаг за шагом, на десятках эскизов, одежда приобретает нужные, единственно правильные очертания.

Ассоциативное представление является при этом важнейшим фактором создания нового решения, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, добиться новизны, а именно новизна и выразительность рассматриваются как один из существенных признаков моды.

История показывает, что формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием искусства в целом и архитектуры в частности. Во всех формах одежды различных эпох усматриваются те же стилистические тенденции, что и в соответствующих архитектурных формах. Одежде, как и архитектуре, свойственна двойственность функционального содержания. Всякое строение, в том числе и одежда, может быть рассмотрено с позиции как утилитарно-конструктивной, так и художественно-стилистической. В одних сооружениях преобладает практическая сторона, в других - эстетическая. То же самое можно сказать и о костюме. Современный модный женский костюм является одновременно утилитарной вещью и художественным произведением. Несмотря на различие в задачах, материалах и масштабах, архитектура и костюм имеют сходные законы формообразования, утверждая представления о гармонии, совершенстве, эстетическом идеале [1].

Глядя на архитектуру XXI в., мы с каждым днем все больше приближаемся к тому самому «будущему», с фантастическими постройками, странными одеяниями и сверхумной техникой. Архитектура, конечно, является лицом времени. И не только потому, что она очень важный элемент в жизни человека, но и потому, что это «лицо» влияет практически на все, что связано с дизайном, в том числе и на одежду.

Форма и формообразование определяют профессиональную деятельность дизайнера и неразрывно связаны с модными тенденциями в архитектуре и костюме. Форма костюма в целом и в деталях, проявляющаяся как его эстетический облик, является важным свойством, с которого начинается проектирование. Кроме того, это комплексное средство, которое выражает образность вещи, ее эмоциональное воздействие как предмета культуры.

Исследование форм обогащает фантазию дизайнеров и помогает гармонизировать функциональные и эстетические качества продукта их творчества. Изучая примеры исторического и современного опыта, анализируя развивающиеся тенденции в архитектуре и костюме, можно увидеть, что современные архитекторы ищут новизну, используя в своих сооружениях новые нетрадиционные материалы и конструкции. Те же тенденции наблюдаются в дизайне костюма (рис. 1; 2) [2]. Таким образом, одним из творческих источников создания костюма является целенаправленный поиск новых форм современного костюма через ассоциативную переработку двух сфер творчества - архитектуры и костюма [3].

Тема проектирования женской молодежной одежды на основе архитектурных форм была предложена в рамках дипломного проектирования по специальности «Конструирование одежды» на кафедре конструирования и технологии одежды Амурского государственного университета. Источником творчества при этом послужили великолепные архитектурные сооружения Дубая (Объединенные Арабские Эмираты).

Дубай - город, знаменитый, помимо всего прочего, масштабными, бьющими все рекорды архитектурными проектами. Высокий материальный достаток города позволяет вести активное строительство ультрасовременных архитектурных сооружений. Самые впечатляющие объекты Дубая, представленные на рис. 3-7, не могут не оказать сильного воздействия на дизайнера при проектировании новых моделей одежды.

В Дубае строят здание самое высокое в мире - высотой 818 м и стоимостью более 1 млрд. долларов, и самый большой в мире «танцующий» фонтан. Это очередной грандиозный проект города стоимостью 281 млн. долларов - целый комплекс мультимедийных фонтанов, поскольку, помимо 6600 ламп, которыми их будут подсвечивать и устраивать световые и звуковые шоу, 50 проекторов будут демонстрировать изображения на стенах из воды, создаваемых фонтанами. Фонтаны станут «выстреливать» воду на высоту порядка 150 м, а их протяженность составит 275 м. Проект будет закончен в 2010 г. [4].

Читая модные журналы, можно не раз встретить термин «архитектурный крой». Дизайнеры одежды работают бок о бок с архитекторами. И это, действительно, отражается в одежде, которую они создают.

Дизайнерские навыки проявляются в удивительной 3Б-одежде. Это оригами из складок, новейшие формы оборок и рюшей в виде лепестков и листьев в многослойных уровнях. Для многих дизайнеров источником творчества служит также стихия воды (рис. 8) [2].

Используя выбранные источники творчества (архитектурные и водные сооружения Дубая), в ходе дипломного проектирования разработаны две оригинальные серии моделей женской молодежной одежды (рис. 9, 10). В совокупности они составляют женский молодежный комплект одежды.

Решения моделей серии А представлены комплектами, состоящими из блузок, юбок и жилетов, которые характеризуются различными вариантами оформления складок, линиями горизонтального, вертикального и диагонального членения (рис. 10).

Решения моделей серии Б представлены блузками, жилетами и брюками. Они характеризуются также различными вариантами складок и отличаются в основном вертикальным членением (рис.8).

Коллекции серий А и Б объединены разнообразными вариантами конструктивных решений. Новизна моделей заключается в оригинальном использовании элементов формообразования, выразительных архитектоничных формах.

При изучении источников творчества анализировались наиболее характерные линии, формы, пропорции членения, фактура и колористика - т.е. все то, что является носителем содержания объекта. Приоритетное значение в ряду этих признаков принадлежит линиям: 1) контурным, определяющим силуэт постройки; 2) внутренним, членящим форму и задающим ритмическое чередование объемов и сплошных масс; 3) декоративным, украшающим объект и придающим ему оригинальность и своеобразие. Характер линий, степень их эмоциональной напряженности, ритмический порядок нашли отражение в пластической и ритмической организации созданных моделей одежды [5].

Рис. 1. Отражена архитектурных рис. 0теЛь с вращающимися этажами.

сооружений и окружающих предметов в

Рис. 4. Вид набережной Дубая.

Рис. 5. Здание в воде -будущая постройка Дубая.

Рис. 8. Модели, созданные на основе источника творчества - водопад.

Рис. 9. Модели серии А. Модели серии Б.

Модели комбинированы из двух видов ткани: шерстяной костюмной гладкокрашеной и шелковой жаккардовой. Для всей коллекции моделей характерны серо-стальные оттенки, которые придают остроту изысканному и очень женственному образу. Обе ткани имеют хорошо выраженное саржевое и жаккардовое переплетения. По структуре ткани однородные, с мягко выраженным наклонным рубчиком. Они имеют

хорошую воздухопроницаемость, стойкость к истиранию, несминаемость, достаточную и одинаковую устойчивость к окраске.

Анализ коллекции показывает, что использованные в моделях конструктивные и декоративные находки интересны и необычны, креативны, привлекают взгляд, помогают ярко проявить творческую натуру и являются перспективными для современной моды.

Коллекция рассчитана на создание индивидуального стиля молодых уверенных в себе женщин, с определенными жизненными приоритетами и взглядами на окружающую действительность. Новизна и актуальность коллекции, разработанной в соответствии с перспективными направлениями моды, заключается в соединении элементов женственно-романтического стиля с современными архитектурными формами, в создании стильного образа для молодых, благодаря чему она будет востребована в молодежной среде.

Т аким образом, преобразование исторических и современных форм архитектуры в формы костюма способствует рождению новых направлений и образов в модной одежде.

1. Гусейнов Г.М. Композиция костюма. - М.: Академия, 2004.

2. www.kulturologia.ru.

3. Чинь, Франсис Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция / пер. с англ. Е. Нетесовой. - М.: АСТ; Астрель, 2005.

4. www.novate.ru.

5. Иттен И. Искусство формы (Мой форкурс в Баухаузе и других школах). - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.