Научная статья на тему 'Архитектурные формы и конструктивные решения зданий ранней исламской архитектуры в Иордании'

Архитектурные формы и конструктивные решения зданий ранней исламской архитектуры в Иордании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / АРХИТЕКТУРА ИОРДАНИИ / ЗАМОК / ДВОРЕЦ / ИСЛАМ / КЕРАМИКА / ФРЕСКИ / РОСПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Альшурман А.С.

В статье рассматриваются архитектурные формы и конструктивные решения дворцовых зданий в исламский период. Данная тема представляется актуальной и исторически значимой, так как первый этап развития исламской архитектуры пришелся на правление династии Омейядов (661 750 гг. ), а первые археологические находки в Ум эр Расас (Иордания) могут быть отнесены к промежутку времени между VII в. до н. э. и началом византийского и арабского периода. Анализируются планировочная структура и композиционный строй архитектурных ансамблей Иордании, являющихся образцами ранней исламской архитектуры. Халифские дворцы пустыни основные и наиболее значительные памятники архитектуры и искусства Иордании. Около 30 резиденций, некогда утопавших в зелени и цветущих садах, и орошаемых с помощью оригинальных ирригационных сооружений, частично сохранились до сих пор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурные формы и конструктивные решения зданий ранней исламской архитектуры в Иордании»

Архитектурные формы и конструктивные решения зданий ранней исламской архитектуры в Иордании

о ы

а

а

«

а б

Альшурман Али Салем

соискатель, кафедра история и теория декоративного искусства и дизайна), ФГБОУ ВО "Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова", dr.alishurman@gmail.com

В статье рассматриваются архитектурные формы и конструктивные решения дворцовых зданий в исламский период. Данная тема представляется актуальной и исторически значимой, так как первый этап развития исламской архитектуры пришелся на правление династии Омейядов (661 - 750 гг.), а первые археологические находки в Ум-эр-Расас (Иордания) могут быть отнесены к промежутку времени между VII в. до н.э. и началом византийского и арабского периода. Анализируются планировочная структура и композиционный строй архитектурных ансамблей Иордании, являющихся образцами ранней исламской архитектуры. Халифские дворцы пустыни - основные и наиболее значительные памятники архитектуры и искусства Иордании. Около 30 резиденций, некогда утопавших в зелени и цветущих садах, и орошаемых с помощью оригинальных ирригационных сооружений, частично сохранились до сих пор.

Ключевые слова: Археологические находки, архитектура Иордании, замок, дворец, Ислам, керамика, фрески, роспись.

Вторгаясь в сложившийся мир архитектуры дворцовых и храмовых традиций Иордании последних 2000 лет, ислам перенял существующий здесь графический язык религиозных формул и способ организации сакральных пространств. Пустынные замки рассматривались историками и искусствоведами как уединенные места (Бадии) для Омейядских принцев, которые изначально были расположены к кочевому образу жизни, томились скукой городов и атмосферой тесноты. Эти дворцово-замковые здания позволяли принцам вернуться обратно в пустыню, где привычный им кочевой образ жизни проявлял себя наилучшим образом , там же они могли предаться приятному времяпрепровождению.

Функции замка Каср Аль-Харана до сих пор не изучены историками до конца . Предположи -тельно, замок использовался жителями Иордании как защитное сооружение. В подтверждение этой гипотезы исследователи указывают на своеобразную архитектуру Каср Аль-Харана, в которой особенно выделяют узкие вертикальные прорези в стенах замка, возможно служившие бойницами [7, с. 45]. Однако искусствоведы не соглашаются с этой гипотезой, считая прорези в стенах слишком высокими и узкими для бойниц и подходящими только для проникновения света и служащие для естественной вентиляции в Каср Аль-Харана. Так же само расположение замка, находящегося вдали от торговых путей, ставит под сомнение его оборонительную роль. В связи с этим автор предполагает, что Аль-Харана служил местом, где проходили переговоры Омейядов с пустынными бедуинами.

Рис. 1. Замок Каср Аль-Харана

Каср Аль-Харана был достроен до конца, но в нем не было найдено следов постоянного проживания и использования. Как предполагают исследователи, замок имеет светское и культовое символическое значение - он был видимым напоминанием о господстве халифа над окрестными кочевыми племенами, с вождями которых халифы или их представители могли здесь проводить переговоры. Помимо ого Каср Аль-Харана выполнял роль караван-сарая (длинные помещения по сторонам от входа использовались, возможно, как стойла для лошадей или верблюдов).

На сегодняшний день историкам неизвестна точная дата постройки третьего примера дворцо-во-замкового назначения Аль-Харана. Одним из доказательств того, что замок был сооружен во времена Омейядов, является одна из сохранившихся надписей на его стенах, которая относится к 710 году, эта дата принадлежит периоду правления династии Омейядов [9, с. 56]. В одной из верхних комнат Аль-Харана можно увидеть сохранившуюся до сих пор куфию. Куфия — (мужской головной платок), популярный в арабских странах, которая является неотъемлемой частью мужского гардероба в арабских странах.

Ученые выдвинули гипотезу, что замок Аль-Харана был построен на месте более раннего греческого, римского или византийского укрепленного объекта. Помимо импозантного внешнего вида, архитектурный ансамбль Харане поражает своим оформлением и стилем интерьеров, особенно оригинальных в помещениях второго этажа. Внутренние помещения перекрыты системами разнообразных арок, сводов и полукуполов, при том почти везде - разнообразных по форме, Некоторые из сводов представляют собой лишь имитацию, т.е. ложные своды, которые не играют конструктивной роли.

Декор комнат Аль-Харана состоит из достаточно простых, но выразительных орнаментов, Особо поражает орнаментальная резьба по глиняной обмазке, которая имеет преимущественно ирано-месопотамское происхождение. [6, с. 134]. Планировочная композиция дворцово-замкового комплекса Аль-Харана имеет форму правильного квадрата, где путники устраивали ночлег. Рассматривая особенности формообразования, можно отметить, что четкая прямоугольная форма Аль-Харана дополняется округлыми башнями по углам и полукруглыми выступами в середине каждой из стен, за исключением южной стороны, где центр стены замка занимает один единственный вход. Архитектурными особенностями замка Каср Аль-Харана являются наличие арок в каждой комнате и применение полусводов во многих помещениях. Помещения в замке были оштукатурены и декорированы резными изразцами.

В настоящий время сохранилось немного дворцовых архитектурных комплексов, одним из них является Кусейр-Амра, принадлежащий к раннесредневековой арабской архитектуре Ближнего Востока и входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В переводе с арабского языка его название означает «Замок принцессы» [4, с. 12]. Этот архитектурный ансамбль, расположенный в ста километрах восточнее города Аммана (Иордания), является национальным символом Иордании. Он был построен в 730-750 гг. н.э. на закате эпохи правления династии Омейядов на территории современной Иордании, а в прошлом - Великой Сирии, - экономического и политического центра халифата [1, с. 22]. В комплексе замка Омейядов сохранились бани (восходят к римскому образцу), дворец (приёмный зал). Их стены и своды украшены фресками со сценами охоты, игр, труда и пр. В стиле росписей заметно влияние традиций искусства

эллинистической и римской Сирии. Фрески дворца одни из самых значительных памятников живописи Арабского халифата.

Внешний вид дворцового замка Кусейр-Амры не изменился за его многовековую историю (рис. 2). В стенах замка халифы отдыхали от сплетен и суеты столицы, которой в те времена был город Дамаск. Первоначально замок Ку-сейр-Амра представлял собой сочетание дворца развлечений, крепости и бани. Автором дворцового комплекса, по мнению ученых, мог выступать как Валид I, так и его приемник - Ва-лид II, ведь оба они, по мнению летописцев, были большими любителями искусства, музыки и развлечений.

Рис. 2. Архитектурный комплекс Кусейр-Амры в Иордании ^

Внутреннее убранство храма впечатляет $ своим декором, стены замка украшены роскошными фресками, представляющими особую

ценность в мире живописи [3, с. 42]. Кусейр Ам- 5

ра - достаточно небольшое по объему архитек- ^

турное сооружение (общая площадь комплекса .

- 145 кв. м), состоит из нескольких отдельных 0 объемов, поставленных вплотную друг к другу.

о ы

а

Основным помещением Кусейр Амры является зал прямоугольной формы в плане, вытянутый по направлению с юга на север и разделенный на три нефа и три комнаты меньшего размера. Живописный декор стен центрального зала разделен на несколько основных ярусных зон. Нижняя зона представляет собой орнаментальное панно и имитацию мраморных плит [2, с. 70]. В средней зоне, занимающей основное пространство стен, находятся наиболее масштабные живописные композиции с сюжетами, важными для понимания идеологической подоплеки всего убранства замка. Выше находится заключительная третья зона, занимаемая софитами, люнетами и пазухами сводов [8, с. 126]. Декоративные росписи этой зоны представляют собой изображения танцовщиц и музыкантов.

Росписи сводов и кровли Аль-Харана (рис. 4), которые составляют четвертую зону, изображают различные сцены придворной жизни, в которых учувствуют ремесленники и строители Иордании. Самыми важными и оригинальными сюжетами второй зоны центрального зала являются: изображение эмира на троне (южная стена), сцена охоты на диких ослов, сцены терзания (восточная стена), сцена купания и изображение «Пяти королей» (западная стена).

3

а б

Рис. 3. Фрагмент фрески замка Кусаир Амра с изображением охоты на ослов

Можно предположить, что роспись замка была произведена не сразу, а в два этапа двумя разными группами мастеров. Сперва была выполнена роспись главного зала, в которой прослеживается ориентация на дворцовую персидскую и византийскую живопись [7, с. 34], а также на декоративную коптскую традицию (рис. 5). Немного позже была сделана роспись бань с ориентацией на античную, а точнее, эллинистическую традицию в ее ближневосточном варианте.

Исламское искусство в силу особого отношения к реализму в декоративной сфере, усваивая язык среднеазиатской орнаментации, развивалось в сторону создания новых сюжетов, форм и размеров изображений, основанных в период раннего ислама преимущественно на геометрически правильных фигурах, [11]. Наличие сюже-

тов с изображением людей и животных является нетипичным и свидетельствует о более древнем происхождении фресок, когда было влияние христианской культуры со стороны Византии, [12, 13]. Таким образом, если в филигранном орнаменте ряда порталов исламской архитектуры господствует геометрическое начало, то для раннего этапа исламской архитектуры в Иордании характерно синкретическое начало, когда геометрический «контекст» еще не преобладает, а на равных участвует в формировании декларативного художественного произведения, использующего стилизованные символические изображения природного мира.

Рис. 4. Фрагменты фресок замка Кусаир Амра

Литература

1. Гаврилюк Н.А., Ибрагимова А.М. Тюрбе хана Хаджи Герая (по материалам археологических исследований 2003-2008 гг.). Киев- Запорожье: Дикое поле, 2010. 176 с.

2. Дэвид, Н. Мир Ислама / Н. Дэвид ; пер с англ. Н. С. Соколовой. - М. : Мир книги. 2007. -192 с.

3. Дьяков Н.Н. Ал-Андалус и Ирак. Из истории межрегиональных связей в мире ислама (Х-ХIII века) // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. ХХV. СПб., 2008. С. 86.

4. Зиливинская Э. Д. Архитектура Золотой Орды. Часть I. Культовое зодчество. М.; Казань: Отечество, 2014. 446 с.

5. Кононенко Е. И. Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и политические ориентиры // Искусствознание. 2015. № 3-4.

6. Кононенко Е. И. «Сельджукский портал»: архитектурная декорация как средство политической риторики // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 15. Искусствоведение. 2015. № 1. С. 134-144.

7. Моццати, Л. Исламское искусство / Л. Моццати: пер. с итал. С. В. Зоновой. - М. : Арт Родник. 2012. - 388 с.

8. Эль-Асад Али. Модернизация и социокультурное развитие Иордании в 30-90 годы XX

века [текст]: дис.....канд. ист. наук: 07.00.03/ Эль-

Асад Али.- Москва, 2001.- C.126

9. Bu yu k Seig uklu mirasorn: mimari / Heritage of The Great Seijuks. Architecture. Vol. 1-3. Istanbul: Kristai Matbaaciiik San. Тошс. Ltd., 2013.

lO.Osmanli mimarisi / Usui-i Mi'mari-i Osmani. Istanbul: Q amiica, 2010 [1873]. 256 p.

11.Ильвицкая С.В. Архитектура мировых конфессий. М.: ГУЗ. 2016. 400 с.

12. Ильвицкая С.В., Охлябинин С.Д., Даниленко И.А. Глоссарий архитектурно-строительных терминов и научных дефиниций в области истории архитектуры и реставрации памятников архитектуры. Учебник. ГРИФ УМО. М.: ГУЗ. 2015. 153 с

13.Ильвицкая С.В. Эволюция православной культовой архитектуры. М.: ГУЗ. 2011. 96 с.

Architectural forms and constructive solutions of buildings of early Islamic architecture in Jordan Ali Salem Alshurman

Moscow state academy of applied art and design named after Stroganov

The article take freshness on architectural forms and constructive treatments of palace buildings in the Islamic period. This topic is relevant and historically significant, since the first stage of the development of Islamic architecture fell on the rule of the Umayyad dynasty (661 - 750 gg.), And the first archaeological finds in Um-er-Rasas (Jordan) can be attributed to the time between VII. BC. and the beginning of the Byzantine and Arabic period. The planning structure and composition of the architectural ensembles of Jordan, which are examples of early Islamic architecture, are analyzed. The Khalifa palaces of the desert are the main and most significant monuments of architecture and art of Jordan. About 30 residences, once drowned in greenery and flowering gardens, and irrigated with the help of original irrigation structures, have been partially preserved till to day.

Key words: Architectural finds, Jordanian Architecture, Castle, Palace, Islam, Ceramics, Fresco, Painting.

References

1. Gavrilyuk N.A., Ibragimova of A.M. Tyurbe of the khan Haji

Geraya (on materials of archaeological researches of 20032008). Kiev - Zaporizhia: Wild field, 2010. 176 pages.

2. David, N. Mir of Islam / N. David; a per from English N.S.

Sokolova. - M.: World of the book. 2007. - 192 pages.

3. Dyakov N.N. Al-Andalus and Iraq. From history of interregional communications in the world of Islam (the 1013th century)//the Historiography and a source study of history of the countries of Asia and Africa. Issue XXV. SPb., 2008. Page 86.

4. Zilivinskaya E. D. Architecture of the Golden Horde. Part I.

Cult architecture. M.; Kazan: Fatherland, 2014. 446 pages.

5. Kononenko of E.I. Anatoliyskiye of the mosque of the Great

Seljuks: architectural and policy guidelines//Art Studies. 2015. No. 3-4.

6. Kononenko E. I. "The Seldzhuksky portal": architectural scenery as means of political rhetoric//the Bulletin C. -Peterb. un-that. Series 15. Art criticism. 2015. No. 1. C. 134144.

7. Mozzati, L. Islamic art / JI. Mozzati: the lane with ital. S.V.

Zonova. - M.: Art Spring. 2012. - 388 pages.

8. El-Asad Ali. Modernization and sociocultural development of

Jordan in 30-90 years of the 20th century [text]: yew.....

edging. ist. sciences: 07.00.03/El-Asad Ali. - Moscow, 2001. - C.126

9. Bu yu k Selp uklu mirasow: mimari / Heritage of The Great

Seljuks. Architecture. Vol. 1-3. Istanbul: Kristal Matbaacilik San. Towc. Ltd., 2013.

10. Osmanli mimarisi / Usul-i Mi'mari-i Osmani. Istanbul: Q amlica, 2010 [1873]. 256 p.

11. Ilvitskaya S.V. Architecture of world faiths. M.: State Healthcare Institution. 2016. 400 pages.

12. Ilvitskaya S.V., Okhlyabinin S.D., Danilenko I .A. The glossary of architectural and construction terms and scientific definitions in the field of history of architecture and restoration of monuments of architecture. Textbook. UMO SIGNATURE STAMP. M.: State Healthcare Institution. 2015. 153 with

13. Ilvitskaya S.V. Evolution of orthodox cult architecture. M.: State Healthcare Institution. 2011. 96 pages.

О R U

£

R

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.