Научная статья на тему 'Архитектурные аспекты реализации корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов'

Архитектурные аспекты реализации корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ / УЧЕТ / ИЗМЕРЕНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ / АЛГОРИТМ / AUTOMATION / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / MONITORING / ACCOUNTING / MEASUREMENT / ELECTRIC POWER / DATA TRANSFER / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малютин Андрей Геннадьевич, Лаврухин Андрей Александрович, Окишев Андрей Сергеевич

Рассматриваются концепция и архитектурные аспекты развития корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов. Актуальность совершенствования автоматизированных систем обусловлена интенсификацией использования современных информационных технологий в промышленности и на транспорте. Целью работы является выбор архитектуры распределенной информационной системы мониторинга и учета ресурсов (далее системы), обеспечивающей оперативность принятия решений при управлении технологическими объектами. При этом необходимо учесть современные тенденции развития информационных систем и те концепции построения систем, которые обеспечивают требования, установленные для систем подобного класса и назначения. Система основана на ранее разработанном прототипе, введенном в опытную эксплуатацию, и отличается от него новыми решениями, позволяющими повысить мобильность, масштабируемость и отказоустойчивость. Описываются основные реализованные архитектуры и функциональные возможности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малютин Андрей Геннадьевич, Лаврухин Андрей Александрович, Окишев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE CORPORATE INFORMATION SYSTEM FOR MONITORING AND RESOURCES ACCOUNTING

We consider the concept and architectural aspects of the development of the corporate information sys-tem for monitoring and resources accounting. The relevance of improving automated systems is due to the intensification of the use of modern information technologies in industry. The aim of the work is to select the architecture of the distributed information system for monitoring and resources accounting (hereinafter the system), which ensures prompt decision-making in the management of technological objects. We consider the current trends in the development of information systems and concepts that provide the requirements established for systems of this class and purpose. The system is based on previously designed prototype that has been put into operation, and differs from it in new solutions that allow to increase mobility and fault tolerance. We describe the basic implemented architectures and the system functionality.

Текст научной работы на тему «Архитектурные аспекты реализации корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов»

УДК 621.317:004.7

А. Г. Малютин, А. А. Лаврухин, А. С. Окишев

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

АРХИТЕКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И УЧЕТА РЕСУРСОВ

Аннотация. Рассматриваются концепция и архитектурные аспекты развития корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов. Актуальность совершенствования автоматизированных систем обусловлена интенсификацией использования современных информационных технологий в промышленности и на транспорте. Целью работы является выбор архитектуры распределенной информационной системы мониторинга и учета ресурсов (далее - системы), обеспечивающей оперативность принятия решений при управлении технологическими объектами. При этом необходимо учесть современные тенденции развития информационных систем и те концепции построения систем, которые обеспечивают требования, установленные для систем подобного класса и назначения. Система основана на ранее разработанном прототипе, введенном в опытную эксплуатацию, и отличается от него новыми решениями, позволяющими повысить мобильность, масштабируемость и отказоустойчивость. Описываются основные реализованные архитектуры и функциональные возможности системы.

Ключевые слова: автоматизация, корпоративная информационная система, мониторинг, учет, измерение, электроэнергия, передача данных, алгоритм.

Andrey G. Malyutin, Andrey A. Lavrukhin, Andrey S. Okishev

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation

ARCHITECTURAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE CORPORATE INFORMATION SYSTEM FOR MONITORING AND RESOURCES ACCOUNTING

Abstract. We consider the concept and architectural aspects of the development of the corporate information system for monitoring and resources accounting. The relevance of improving automated systems is due to the intensification of the use of modern information technologies in industry. The aim of the work is to select the architecture of the distributed information system for monitoring and resources accounting (hereinafter - the system), which ensures prompt decision-making in the management of technological objects. We consider the current trends in the development of information systems and concepts that provide the requirements established for systems of this class and purpose. The system is based on previously designed prototype that has been put into operation, and differs from it in new solutions that allow to increase mobility and fault tolerance. We describe the basic implemented architectures and the system functionality.

Keywords: automation, corporate information system, monitoring, accounting, measurement, electric power, data transfer, algorithm.

Задача проектирования автоматизированной корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов связана с необходимостью выбора и проработки широкого комплекса технических решений с учетом специфики объекта автоматизации [1]. В первую очередь необходимо осуществить исследование или изучение объекта, особенностей и режимов его работы, динамики происходящих в нем процессов с целью уточнения требований технического задания.

Необходимо выявить функциональные задачи, которые связаны с основным назначением функционирования соответствующей конкретной службы системы или ее части. При этом функциональные задачи могут быть условно подразделены на служебные внутрисистемные задачи и пользовательские задачи, ориентированные на обслуживание функций пользователей системы. Часто в корпоративных информационных системах (КИС) выделяют два основных уровня, которые соответственно реализуют системные и

130 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(32) 2017

i

прикладные (например, управленческие) функции. Системная составляющая КИС является программно-аппаратной базой для функционирования прикладного уровня и решает задачи формирования единой универсальной информационной среды для передачи, обработки и хранения информации. Этими тремя основными услугами системного уровня пользуется прикладной уровень, реализованный исключительно в виде программных приложений.

При разработке архитектуры автоматизированной системы необходимо обеспечить выполнение одновременно требований надежности, экономичности, масштабируемости и конфигурируемости. Применяемые при построении системы решения должны отвечать требованиям информационной безопасности и иметь запас для расширения функциональности системы и ее перспективного развития.

В большинстве случаев автоматизированные системы можно представить иерархической структурой, на вершине которой - автоматизированные рабочие места, операторные станции, серверы различных служб и сервисы, задачи которых - выполнение интеграции в рамках всей системы, централизованный сбор и комплексный анализ данных, изменение режимов работы системы как целого. При этом подсистема верхнего уровня может быть как централизованной, так и распределенной, использующей все современные информационные технологии, обеспечивающей различные уровни доступа для разных категорий персонала, работающего с системой. Для передачи информации могут быть задействованы глобальные или корпоративные сети, в том числе они могут резервировать друг друга.

Наибольшую сложность, а значит, и интерес представляют распределенные системы, в которых объект автоматизации состоит из множества локальных подсистем, расположенных на больших расстояниях друг от друга. Примером является система электроснабжения железной дороги, с которой связана задача - осуществление мониторинга и технического учета электроэнергии на вводах тяговых подстанций и фидерах контактной сети железной дороги с целью выявления небаланса токов и мощностей и выполнения мероприятий по повышению энергетической эффективности работы системы электроснабжения. Особенность этой системы - необходимость точных синхронных измерений тока и напряжения с временным интервалом порядка 3 с на объектах, расположенных удаленно друг от друга. Точность синхронизации должна достигать единиц миллисекунд.

Необходимость такого детального синхронного учета электроэнергии в системе электроснабжения ОАО «РЖД», как отмечается в статье [2], связана с возникновением коммерческой составляющей небаланса, определяемой как разность небаланса и технологических потерь электроэнергии в тяговой сети. Несмотря на появление частного электроподвижного состава (ЭПС) остается нерешенным вопрос легитимного отнесения расхода электрической энергии на тягу поездов на всех участников перевозочного процесса на путях общего пользования. Создание системы, учитывающей энергоресурсы, требует определения в автоматическом режиме расхода и возврата электроэнергии электроподвижным составом на тягу поездов в границах зон учета (тарифных зон, железных дорог, межподстанционных зон), расхода электрической энергии ЭПС в режиме «горячего» простоя на тракционных путях ремонтных локомотивных депо, непроизводительных расходов электрической энергии на «горячий» простой в пути следования, трогание с места и разгон [2, 3].

Рассматриваемые в настоящей статье архитектурные аспекты реализации информационной системы успешно опробованы и внедрены при создании автоматизированной системы мониторинга и учета электроэнергии на фидерах контактной сети системы электроснабжения постоянного тока участка Шаля - Подволошная Свердловской железной дороги

[4 - 7], но их можно обобщить на широкий класс корпоративных систем мониторинга и учета ресурсов.

В распределенных автоматизированных системах типовое решение состоит в использовании промежуточного уровня - технологических контроллеров или промышленных компьютеров, осуществляющих сбор данных, управление в режиме реального времени на локальных участках объекта автоматизации и временную синхронизацию всех устройств системы. Нижний уровень системы состоит из отдельных измерительных устройств и исполнительных механизмов.

К настоящему времени существует два основных подхода, на которые следует опираться при построении архитектуры автоматизированной системы: предусматривающий полную детерминированность и обеспечивающий возможность самоорганизации системы [1]. При работе с технологическими объектами в большинстве случаев самоорганизация оправдана только на нижнем уровне системы, в то время как структура и режим функционирования верхних двух уровней остаются стационарными. Примерами могут быть гибкий автоматизированный роботизированный завод или склад, на нижнем уровне которого в масштабе цехов или складских помещений отдельные технологические операции выполняются роботами не по заранее заданному алгоритму, а в соответствии с построенной объектно-ориентированной или событийной моделью. Для такой системы характерны мобильность устройств, расположенных на ее нижнем уровне, применение беспроводных технологий передачи данных, динамическое изменение конфигурации и параметров сети передачи данных.

При обследовании и выполнении диагностических мероприятий на объектах автоматизации может возникать необходимость быстрой установки и демонтажа измерительных и других технологических устройств нижнего уровня, например, при мониторинге и исследовании режимов работы устройств в распределенной системе электроснабжения. В этом случае оптимальным также будет применение беспроводных технологий передачи данных с возможностью быстрой самонастройки информационной сети.

Таким образом, можно выделить следующие общие требования к информационной системе мониторинга и учета ресурсов:

возможность расширения функционала, гибкость и управляемость инфраструктуры, масштабируемость (без остановки работы уже сконфигурированной системы); простота разработки и конфигурирования;

надежность и отказоустойчивость системы, достигаемая за счет резервирования и независимой избыточности;

работа в реальном масштабе времени всей транспортной и серверной инфраструктуры; гарантированный прозрачный доступ к информации 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году;

высокая степень интеграции программных компонентов системы, например, за счет использования единой конфигурационной базы и однотипных протоколов передачи данных;

малое время отклика, адекватная пропускная способность, отсутствие «узких мест», изоляция трафика без дополнительных задержек;

точная синхронизация времени в масштабах всей системы.

С точки зрения основных функциональных задач система мониторинга и учета ресурсов должна обеспечивать сбор информации с источников данных (измерителей), промежуточную обработку и хранение информации и дальнейшее централизованное хранение и предоставление информации конечным пользователям системы. В соответствии с данным набором функциональных задач структура распределенной корпоративной информационной системы

132 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(32) 2017

ш

мониторинга и учета ресурсов состоит из четырех основных уровней (далее - система) (рисунок 1).

Нижний уровень системы - информационно-измерительные комплексы (ИИК) - обеспечивает первичное преобразование и измерение информационных параметров, их кратковременное или среднесрочное хранение в устройствах памяти, необходимую их обработку (усреднение, фильтрацию, спектральный анализ, обнаружение событий) и передачу информации на следующий уровень. В управляющих системах в этот уровень входят исполнительные механизмы и локальные системы управления [8].

Рисунок 1 - Структура распределенной корпоративной информационной системы

№ 4(32) 2017 ИЗВЕСТИЯ Транссиба 133

- :

Второй уровень - локальные информационно-вычислительные комплексы (ЛИВК) и соответствующие устройства сбора и передачи данных (УСПД). Основным устройством этого уровня является промышленный контроллер (осуществляющий функции локального и согласованного управления) либо промышленный компьютер (выполняющий сбор и среднесрочное или долгосрочное хранение данных в пределах одного участка). Устройство может также обрабатывать события, связанные с процессами, происходящими на рассматриваемом участке в целом.

Третий уровень - информационно-вычислительный комплекс (ИВК) - обеспечивает централизованные сбор информации с ЛИВК, долговременное хранение и предоставление информации на следующий уровень.

Четвертый уровень (внешний) - основные конечные потребители информации (пользователи) - представлен разнообразными клиентами (автоматизированные рабочие места) и серверами служб. Особенностью взаимодействия данного уровня с уровнем ИВК является применение стандартных интернет/интранет-ориентированных технологий, средств и протоколов обмена данными с использованием универсального web-клиента - браузера, что позволяет реализовать клиентскую часть на различных программно-аппаратных платформах. Такая архитектура имеет высокую степень масштабируемости, устойчивости, доступности, универсальности и унификации. Последние характеристики расширяются с применением сервис-ориентированной архитектуры (SOA, service-oriented architecture), основанной на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами, например, на базе языка XML.

Связь между первыми двумя уровнями системы может строиться на основе любых доступных технологий, как проводных (в том числе волоконно-оптических), так и беспроводных (WiFi, ZigBee, GSM, GSM-R, UMTS, LTE и др.). Применение беспроводных технологий связано либо с принципиальной мобильностью устройств в пределах локального участка, либо с необходимостью максимально быстрого развертывания системы. В случае, когда ИИК представляют собой счетчики электроэнергии, установленные на объектах ЭПС железной дороги, они могут передавать информацию как посредством технологии WiFi или ZigBee на концентратор данных, расположенный в точке приема данных с борта ЭПС, например, в локомотивных депо (C1, C2, C3 или В1, В2, В3), так и через сети мобильных операторов GSM (D1, D2, D3), но в последнем случае может потребоваться дополнительный мобильный концентратор данных, установленный на ЭПС, передающий информацию на стационарный концентратор, находящийся в депо.

Взаимодействие ЛИВК и ИВК осуществляется по проводной сети передачи данных (СПД) или при нахождении в зоне покрытия беспроводных сетей с использованием беспроводных технологий передачи данных (GSM, GSM-R, UMTS, LTE). Аналогичные технологии и сети могут применяться и для реализации взаимодействия ИВК и четвертого уровня.

В системе реализована концепция промежуточной программной среды (1111С) (или служба промежуточного уровня - middleware), которая в первую очередь обеспечивает единый и независимый механизм межкомпонентного обмена сообщениями и исполнения функциональных задач [9]. Кроме того, решаются такие задачи, как аутентификация и авторизация компонентов, защита передаваемых между компонентами данных, обеспечение целостности данных, балансировка нагрузки и обнаружение удаленных компонентов. Архитектура, реализующая концепцию промежуточной программной среды, представлена на рисунке 2. В системе используются несколько промежуточных сред, что приводит к формированию гетерогенной среды. Это позволяет упростить реализацию взаимодействия уровней с учетом

134 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(32) 2017

i

специфики транспортного уровня и географической удаленности компонентов разных уровней системы относительно друг друга.

На рисунке 3 представлена типовая архитектура системы с промежуточной программной средой, которая реализуется в каждом из уровней системы.

Уровни системы и ППС

Транспортный уровень

4-й уровень

Автоматизированные рабочие места пользователей и _серверы внешних потребителей_

ППС-2 ИВК (уровни 3 - 4)

3-й уровень

Информационно -вычислительный комплекс (ИВК)

ППС-1 ИВК (уровни 2 - 3)

2-й уровень

Локальные информационно-вычислительные комплексы _(ЛИВК)_

ППС ЛИВК (уровни 1 - 2)

1-й уровень

Информационно-измерительные комплексы (ИИК)

Рисунок 2 - Архитектура гетерогенной распределенной системы с промежуточными программными средами

Распределенные программные приложения Одна или несколько функциональных задач

Служба промежуточного уровня Система промежуточного уровня (middleware)

Уровень операционных систем узлов (ОС) Локальная ОС Локальная ОС Локальная ОС

Уровень аппаратных решений (узлы): ИИК или концентраторы ЛИВК Узел А Узел В Узел С

Транспортный уровень Сеть передачи данных, Интернет (Ehternet, WiFi, ZigBee, GSM, GSM-R, UMTS, LTE и др.)

Рисунок 3 - Архитектура системы с промежуточной программной средой

При разработке технологической архитектуры системы и УСПД, в частности, были приняты во внимание следующие общие принципы организации каналов передачи данных:

логически разделены транспортные подсети передачи данных на уровне локальных информационно-вычислительных комплексов (ЛИВК);

сеть радиодоступа и базовая пакетная сеть могут иметь разные схемы адресации, используемые в этих сетях. Отметим тот факт, что функции сети радиодоступа или базовой пакетной сети физически могут быть реализованы в одном оборудовании;

управление доступностью и маршрутизацией узлов сети радиодоступа полностью возложено на саму сеть радиодоступа;

функциональное разделение интерфейсов сети радиодоступа должно иметь несколько возможных опций;

интерфейсы должны базироваться на логической модели блока, управляемого данным интерфейсом;

один физический элемент сети может содержать в себе несколько логических блоков.

Технологическая архитектура обеспечивает следующие базовые транспортные функции:

- передача информационных и диагностических сообщений на более высокий уровень;

- получение командных сообщений (управляющей информации) с более высокого уровня;

- обнаружение ошибок в сообщениях;

- отбрасывание искаженных сообщений;

- повторная передача сообщений;

- функции защиты информации, включая управление ключами шифрования;

- управление качеством обслуживания;

На уровень ЛИВК возложены следующие специфичные транспортные функции:

- отправка командных сообщений (управляющей информации) на более низкий уровень;

- транзит командных сообщений (управляющей информации) с более высокого уровня на более низкий уровень;

- повторная установка соединения на уровнях ИИК-ЛИВК, ЛИВК-ИВК;

- установка, конфигурирование, регулировка сети радиодоступа.

К специфическим транспортным функциям уровня ИВК относятся

- отправка командных сообщений (управляющей информации) на более низкий уровень;

- получение управляющей информации от внешних административных систем.

Основой для построения транспортных коммуникаций удаленных элементов системы

являются модель взаимодействия открытых систем OSI/ISO и стек протоколов TCP/IP, что является стандартным, межплатформенным, низкоуровневым сервисом для обмена данными. При этом все элементы системы имеют сетевой компонент операционных систем, основанный на интерфейсе сокетов, которые обеспечивают примитивы низкого уровня для непосредственного обмена потоком байтов между программными процессами. Из двух наиболее популярных в настоящее время основных концепций взаимодействия программных компонентов (обмен сообщениями и вызов процедур или методов объекта удаленного компонента) применена первая. Причем используется асинхронный вариант взаимодействия с очередью сообщений. В этом случае используется посредник - менеджер очередей сообщений. Программный компонент посылает сообщение в одну из очередей менеджера, после чего она может продолжить свою работу. В дальнейшем получающая сторона извлечет сообщение из очереди менеджера и приступит к его обработке.

Согласно доменному подходу [10] к описанию архитектур информационных систем рассматриваемая система относится к классу информационно-управляющих систем (ИУС), в которых реализуется процесс сбора данных, поступающих из разных источников, в частности от измерителей. Данные обрабатываются, и на их основе формируются разнообразные

136 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(32) 2017

i

отчеты, предназначенные различным категориям пользователей. Отчеты могут учитываться при принятии решения об эффективности функционирования объекта автоматизации.

На рисунке 4 представлена архитектура распределенного хранения, обработки и представления информации в контексте ИУС, она содержит следующие основные компоненты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- источники данных (ИД) - измерители ИИК;

- база данных для хранения промежуточных результатов (БДХПР) обработки синхронизованных по времени данных измерений, поступающих от ИД («сырые данные»);

- подсистема обработки данных (ПО), осуществляющая обработку результатов измерения и подготовку для хранения и формирования отчетов;

- основная база данных (ОБД), обеспечивающая хранение данных мониторинга и учета, в виде, пригодном для формирования отчетов;

- подсистема генерации отчетов (ГО) - обеспечивает представление информации в удобном для пользователя виде;

- набор программных человекомашинных интерфейсов - обеспечивает доступ к отчетам на регулярной основе либо при возникновении исключительных ситуаций. В общем случае интерфейсы используются для реализации оперативного, тактического и стратегического управления.

Источники данных реализованы на первом уровне системы, БДХПР и ПО - частично на втором и третьем уровнях. Основная база данных, подсистема генерации отчетов и набор программных человекомашинных интерфейсов реализованы на третьем и четвертом уровнях системы.

Рисунок 4 - Архитектура распределенного хранения, обработки и представления информации

БДХПР и ОБД являются элементами архитектуры данных, которая включает в себя логические и физические хранилища данных и средства управления данными. Программная архитектура реализована в подсистеме обработки данных, подсистеме генерации отчетов и программных человекомашинных интерфейсах. Технологическая архитектура, характеризующая аппаратные средства и системные программные средства, реализована в серверном оборудовании и УСПД.

№ 4(32) 2017 ИЗВЕСТИЯ Транссиба 137

Рассмотрим архитектурные решения, реализованные на третьем уровне системы. На рисунке 5 представлена трехзвенная архитектура информационно-вычислительного комплекса [9], в соответствии с которой функции ИВК распределены по трем слоям (уровням): слой представления, бизнес-логика, слой доступа к данным. Эти функции реализованы полностью или частично на разных элементах ИВК. Так, набор программных человекомашинных интерфейсов полностью реализуется на клиентах ИВК, а хранение данных - на серверах СУБД и в системе хранения данных (СХД).

Информационно-вычислительный комплекс состоит из следующих основных элементов:

- сервер системы сбора данных телеметрии (ССДТ);

- сервер телеметрических приложений (СТП);

- отказоустойчивый кластер СУБД и система хранения данных;

- маршрутизатор доступа и коммутатор.

Серверы ССТД и СТП относятся к серверам приложений. Они реализуют основной функционал ИВК по сбору и обработке информации и формированию отчетов. Сервер системы сбора данных телеметрии (сервис телеметрии) осуществляет непосредственное взаимодействие с концентратором ЛИВК и прием от него данных телеметрии с ИИК. ССДТ выполняет также функцию системы обеспечения единого времени (СОЕВ) с использованием сигналов точного времени от спутников GPS/ГЛОНАСС. Сервер телеметрических приложений осуществляет обслуживание пользователей внешних систем по обеспечению доступа к данным телеметрии. Для этого в его составе действуют FTP-сервис и web-сервис, которые предоставляют услуги доступа к информации по протоколам FTP и HTTP. Прокси-сервис обеспечивает регламентированный доступ к сервисам, контроль и балансировку трафика приложений.

Клиенты Серверы приложений Серверы СУБД, СХД

Слой представления Интерфейс пользователя Интерфейс с сервером приложений

Бизнес-логика Реализация основных функций. Формирование запросов к СУБД Хранимые процедуры

Слой доступа к данным Выполнение запросов. Обработка транзакций. Хранение и управление файлами

Рисунок 5 - Трехзвенная архитектура информационно-вычислительного комплекса

ИВК обеспечивает решение следующих задач:

- автоматический и (или) по запросу сбор и хранение результатов измерений со всех ЛИВК, входящих в состав системы;

- ведение журналов событий со всех ЛИВК;

- резервное копирование баз данных и копирование их архива на внешний носитель информации;

- автоматическая коррекция времени в ИВК, синхронизация времени ИВК с единым календарным временем (СОЕВ);

- автоматическая передача результатов измерений, данных о состоянии средств измерений в ИВК и другим заинтересованным субъектам, предоставление пользователям и эксплуатационному персоналу регламентированного доступа к визуальным, печатным и электронным данным;

- механическая и программная защита от несанкционированного доступа к элементам ИВК.

В ИВК можно выделить следующие функциональные подсистемы, которые носят вспомогательный характер:

1) сетевая подсистема, предназначенная для организации взаимодействия между компонентами ИВК по протоколам семейства TCP/IP. Подсистема состоит из оборудования коммутации и маршрутизации трафика. Оборудование предназначается для маршрутизации и коммутации трафика внутри ИВК и между элементами системы;

2) подсистема информационной безопасности (ИБ), предназначенная для обеспечения уменьшения вероятности утечки конфиденциальной информации, несанкционированной модификации или утраты информации, т. е. уничтожения, необратимого искажения с потерей смысла, недоведения информации до адресата или блокировки доступа к ней. Подсистема информационной безопасности включает в себя комплекс следующих средств:

средства межсетевого экранирования - для обеспечения пакетной фильтрации сетевого трафика внутри ИВК и между элементами системы;

средства обнаружения и противодействия атакам - для обнаружения и исключения трафика сетевой атаки из потока данных;

средства контроля доступа оконечных устройств к сети - для предотвращения доступа к системе устройств, не соответствующих политике безопасности;

средства централизованного управления доступом - для централизованного управления доступом администраторов к оборудованию системы;

средства управления подсистемы ИБ - для централизованного управления средствами ИБ;

3) подсистема управления и мониторинга, предназначенная для безопасного управления элементами системы, включая централизованное администрирование, сбор системных сообщений и статистики и обновление программного обеспечения.

Таким образом, рассмотрены основные архитектуры, применяемые в корпоративной информационной системе мониторинга и учета ресурсов. Выбор той или иной архитектуры зависит от положения в иерархии и функционального назначения элемента системы. Были учтены современные тенденции развития информационных систем и те концепции построения систем, которые обеспечивают требования, установленные для систем подобного класса и назначения.

Список литературы

1. Ожегов, А. Н. Системы АСКУЭ: Учебное пособие [Текст] / А. Н. Ожегов / Вятский гос. ун-т. - Киров, 2006. - 102 с.

2. Черемисин, В. Т. Единая автоматизированная система учета электроэнергии на электроподвижном составе (ЕАСУЭ ЭПС) постоянного тока [Текст] / В. Т. Черемисин, С. Ю. Ушаков, А. Л. Каштанов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2013. - № 3. - С. 108 - 113.

3. Черемисин, В. Т. Автоматизированный мониторинг энергетической эффективности работы электроподвижного состава ОАО «РЖД» [Текст] / В. Т. Черемисин, Д. В. Пашков, С. Ю. Ушаков // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2014. -№ 3. - С. 87 - 91.

4. Алгоритмы и структурные решения для построения автоматизированной системы мониторинга и учета электроэнергии на фидерах контактной сети [Текст] / А. А. Лаврухин, А. Г. Малютин и др. // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. -2016. - № 4 (28). - С. 124 - 134.

5. Принципы построения информационной системы мониторинга и учета электроэнергии на фидерах контактной сети [Текст] / C. Н. Чижма, А. А. Лаврухин, и др. // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2015. - № 3 (23). -C. 94 - 104.

6. Информационная система оперативного контроля параметров электроэнергии в сети тягового электроснабжения [Текст] / С. Н. Чижма, А. А. Лаврухин и др. // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2015. - № 2. - С. 10 - 19.

7. Пат. 165423 Российская Федерация, МПК В60М3/00, H02J1/00. Блок мониторинга и учета электроэнергии [Текст] / Черемисин В. Т.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. - 2015151245/11; заявл. 30.11.2015; опубл. 20.10.2016, Бюл. № 29. - 4 с.

8. Kuznetsov A. A., Lavrukhin A. A., Kuznetsova M. A. Schemes and problems of SCADA system for electrical energy control on railway rolling stock / A. A. Kuznetsov, A. A. Lavrukhin, M. A. Kuznetsova // 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM), 16 - 19 May 2017.

9. Таненбаум, Э. Распределенные системы. Принципы и парадигмы [Текст] / Э. Танен-баум, М. ван Стеен. - СПб: Питер, 2003. - 877 с.

10. J. Duffy, Daniel Domain Architectures. Models and. Architectures for UML Applications: Datasim Education. BV / Daniel J. Duffy. Amsterdam, Netherlands. - 2004.

References

1. Ozhegov, А. N. Sistemy ASKUE: Uchebnoe posobie (AMR system: study guide). Kirov: Vi-atSU, 2006. 102 p.

2. Cheremisin V. T. Edinaya avtomatizirovannaya sistema ucheta elektroenergii na el-ektropodvizhnom sostave (EASUE EPS) postoyannogo toka [The uniform automated system of electricity metering in electric rolling stock (EASA EPS) DC]. Izvestija Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2013, № 3, P. 108 - 113.

3. Cheremisin V. T. Avtomatizirovannyy monitoring energeticheskoy effektivnosti raboty el-ektropdvizhnogo sostava OAO «RZhD» [Automated monitoring of energy efficiency operation of the electric rolling stock of JSC «Russian Railways»]. Izvestija Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2014, № 3, P. 87 - 91.

4. Lavrukhin A. A. Algorithms and structural solutions for construction the system of monitoring and electricity metering on the feeders of the contact network . Izvestija Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2016, № 4 (28), P. 124 - 134.

5. Chizhma S. N. Printsipy postroeniia informatsionnoi sistemy monitoringa i ucheta elektroen-ergii na fiderakh kontaktnoi seti [Principles of construction of information system of monitoring and accounting of the electric power on feeders of a contact network]. Izvestija Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2015, № 3 (23), C. 94 - 104.

6. Chizhma S. N. Informatsionnaia sistema operativnogo kontrolia parametrov elektroenergii v seti tiagovogo elektrosnabzheniia [Informatsionnaia sistema operativnogo kontrolia parametrov elektroenergii v seti tiagovogo elektrosnabzheniia]. Informatsionnye intellektual'nye tekhnologii, 2015, № 2, P. 10 - 19.

140 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(32) 2017

i

7. Cheremisin V. T., Chizhma S. N., Nikiforov M. M., Lavrukhin A. A., Maliutin A. G., Oki-shev A. S., Plotnikov Iu. V., Degtereva A. V. Blok monitoringa i ucheta elektroenergii. Patent na poleznuiu model'RUS 165423, 30.11.2015.

8. Kuznetsov A. A., Lavrukhin A. A., Kuznetsova M. A. Schemes and problems of SCADA system for electrical energy control on railway rolling stock. 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM), 16 - 19 May 2017.

9. Tanenbaum E. Printsipy i paradigmy (Raspredelennyye sistemy) / E.Tanenbaum, M. van Steyen. SPb.: Piter, 2003. 877 p.

10. Duffy D. Domain Architectures (Models and Architectures for UML Applications. Datasim Education BV). Amsterdam, Netherlands, 2004. 412 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Малютин Андрей Геннадьевич

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, заведующий кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-05-89.

E-mail: MalyutinAG@omgups.ru

Лаврухин Андрей Александрович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-05-89.

E-mail: LavruhinAA@omgups.ru

Окишев Андрей Сергеевич

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и системы управления», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-05-89.

E-mail: OkishevAS@omgups.ru

Malyutin Andrey Gennadievich

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Ph.D. in Technical Sciences, head of the department «Automatic and control systems», OSTU. Phone: (3812) 31-05-89. E-mail: MalyutinAG@omgups.ru

Lavrukhin Andrey Aleksandrovich Omsk State Transport Univirsity (OSTU). 35, Marx av.m Omsk, 644046, Russia. Ph.D. in Technical Sciences, the senior lecturer of the department «Automatic and control systems», OSTU. Phone: (3812) 31-05-89. E-mail: LavruhinAA@omgups.ru

Okishev Andrey Sergeevich Omsk State Transport Univirsity (OSTU). 35, Marx av.m Omsk, 644046, Russia. Ph.D. in Technical Sciences, the senior lecturer of the department «Automatic and control systems», OSTU. Phone: (3812) 31-05-89. E-mail: OkishevAS@omgups.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Малютин, А. Г. Архитектурные аспекты реализации корпоративной информационной системы мониторинга и учета ресурсов [Текст] / А. Г. Малютин, А. А. Лаврухин, А. С. Окишев // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. -№4(32). - С. 130 - 141.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Malyutin A. G. Architectural aspects of the implementation of the corporate information system for monitoring and resources accounting. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 32, no 4, pp. 130 - 141 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.